Чувства и эмоции и состояния.

План.

1. Эмоции и чувства человека.

2. Функции эмоций.

3. Виды и форма эмоций.

4. Психические состояния.

1. ЧУВСТВА. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, носят социальный характер.

В соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др.

Чувства, по степени обобщенности предметного содержания, подразделяются наконкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).

СТРАСТИ — длительное, устойчивое и глубокое чувство, эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин, связано с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.

ЭМОЦИИ. Особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

АФФЕКТЫ- кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.

 

НАСТРОЕНИЯ — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.

СТРЕСС — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

2. Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства —показатели того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Эмоции — это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определённости положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование(отладку) его поведения в условиях общения и деятельности. Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонистические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые).

4 стр., 1735 слов

Конструктивная открытость: способы управления чувствами и эмоциями

Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в ...

Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса:

Положительные — вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению;

отрицательные — стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В одних случаях, эмоции отличаются действенностью, становятся побуждением к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение силы и называются стеническими. В других случаях, эмоции называются астеническими и характеризуются пассивностью или созерцательностью. Переживание чувств здесь расслабляет человека, человек замыкается, уходит в себя.

К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес — волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе — страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие. Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании ... поворотный пункт») – крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса. Кризис - такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит перехода от фазы ...

 

Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующих обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить субъекта.

Удивление — это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеет ярко выраженного отрицательного или положительного знака проявления.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой, информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, кои, до того, казались вероятными. Носит астенический характер.

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызванное внезапно возникшим препятствием на пути удовлетворения жизненных потребностей. Носит стенический характер.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее на базе рассогласования жизненных позиций и взглядов субъекта и объекта чувств. Последствия — деперсонализация субъекта или группы, к которой он относится.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся у субъекта информации, касательно судьбы его жизненного благополучия, подвергающегося реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, ожиданиям окружающих и собственным представлении о подобающем поведении и внешнем облике.

Страсть — проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью. Имеет более устойчивый характер, нежели чувство. Определяет направление, эмоции, поступки человека, мышление, фантазирование на тему предмета своей страсти. Неудовлетворённая страсть часто порождает сильные эмоции и аффективные чувства.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Темперамент и его типы. Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента. Наблюдая окружающих людей, не трудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движения, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их не устойчивы; другие - медлительные, спокойные, холодны; третьи - переживают сильно, но скрывают свои чувства, ...

Любовь — одно из важнейших человеческих, устойчивых чувств. Это слитность сексуальной потребности человека, обеспечивающей продолжение рода ( в конечном итоге) и любви, как высшего чувства, обеспечивающего индивиду полноценную персонализацию. Дающее личности возможность быть представленной, значимой.

2. 1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика.

2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4. Информационная функция эмоций. Эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

4 стр., 1730 слов

Психическое развитие и деятельность.

ЛЕКЦИЯ 6 по разделу 6 «Параметры и типы психическогодизонтогенеза» Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития(дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. 5. Типы нарушений психического развития: недоразвитие,задержанноеразвитие, поврежденное развитие, дефицитарноеразвитие,искаженное развитие, дисгармоничное развитие. ...

5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».

6. Функция формирования сознания. В переживаниях субъект раскрывает сам себя, он сам выступает для себя объектом познания.

7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

Психические состояния, их характеристика.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Психические состояния -это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью. Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицировать в зависимости от: роли личности и ситуации в возникновении психических состояний- личностные и ситуативные; доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; от времени протекания- кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; от влияния на личность- положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; от причин, их вызывающих; от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

 

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д. Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. (Состояние творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам , выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.)

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения ...

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные(астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности. Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д