Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.
Эволюционная теория ч. Дарвина
В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.
Рудиментная теория эмоций
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.
Отличие эмоций человека от эмоций животного
... эмоции рефлекторно регулируют поведение человека или животного, побуждают или тормозят действия. Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма ... своих исследователей. 1.2 Теории эмоций Психоаналитическая теория: её основатель Зигмунд Фрейд и его теория занимает особое ... ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом ...
Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего человек безэмоциональный.
Теории Джемса Ланге
Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.
Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Первопричинами эмоций являются по теории Джемса Ланге органические изменения. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затемкак их следствиевозникает сама эмоция.
Аналогичную точку зрения развил Ланге в своей «сосудодвигательной теории» эмоций. Эмоции-аффекты, по Ланге, определяются состоянием иннервации и шириной сосудов, которые задействованы при этих эмоциях. Эта теория принципиально однородна теории Джеймса. Эти ученые говорили: начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.
Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее производное.
Альтернатива к теории Джемса и Ланге
Экспериментальные атаки на теорию Джемса Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.
Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и не отражают качественные различия в эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоции обычно возникают и развиваются быстро.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Активационная теория Линдсея Хебба
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и КеннонаБарда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория ЛиндсеяХебба. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, ... числе и в отношении эмоций. Данные наблюдения ЧАРЛЬЗ легли в основу теории эмоций, котораяДАРВИН получила название эволюционной. ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними ...
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что тоже самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.
Когнитивно-физиологическая теория с. Шехтер
Согласно это теории, эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.
Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2
... теперь" воспринимается как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается как ... более значима для нас ситуация, тем больший стресс испытывает человек. 2. Когда есть сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве. Возможно, ребенка ...
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Информационная теория п.В.Симонова
Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Недостаток информации вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д., и наоборот.
Симонов утверждает, что эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности органов чувств, а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Для решения задачи используются случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Его гипотеза объясняет некоторые частные случаи возникновения эмоций, но далеко не все. С одной позиции их возникновение объяснить не удастся.
ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...
... бодрое, веселое. Это — возрастная норма эмоциональной жизни. Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он ... сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность. Эстетические– чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства ...
Эмоции являются неотъемлемой частью восприятия СМИ, в первую очередь радио и телевидения. Чувства, которые мы испытываем во время просмотра или прослушивания чего-то, — основная часть нашего психологического опыта. Если эмоциональный аспект отсутствует, мы упускаем важную сторону этого опыта.
Просмотр телевизионного клипа позволяет нам испытать некоторые из эмоций, переживаемых героями, не подвергая себя какой-либо физической опасности. Тем самым мы можем прийти в состояние возбуждения без риска для себя посредством чужого опыта. Если бы нам пришлось переживать подобные ситуации в реальной жизни, чувство опасности или смущения могло бы перевесить позитивные аспекты и эти ситуации не показались бы нам такими забавными, какими они выглядят на экране.
Многие эмоции доставляют удовольствие, когда их переживают опосредованно. Телевизионные персонажи могут совершать поступки, которые мы хотели бы совершить, но нам мешают сделать это моральные или этические запреты. Однако мы можем с чистой совестью наблюдать за тем, как другие люди вступают во внебрачные отношения, поносят своих начальников или лихо водят автомобиль.
Очень часто реклама воздействует на эмоциональную составляющую наших установок. Влияние на эмоции зачастую самый лучший способ повлиять на наши убеждения и в конечном итоге на поведение. Например, многие рекламные клипы и по стеры обращены к нашей любви к друзьям, семье, хорошим временам и чувствам, с которыми они связаны. Реклама обращается к ним и просит: позвоните своим друзьям, докажите им свою любовь, купите алмазы и цветы и покажите им, как вы о них заботитесь, выпейте пиво и посидите с друзьями, проведите время приятно. Классикой стали слоганы: «Протяни руку другу» или «Друзья, достойные Сморноффа». Товары – вещественное доказательство заботы и любви к другим людям. Чем теснее товар связан с нашими естественными положительными эмоциями, тем действеннее будет реклама. В рекламе детского питания сообщалось, что еда этой компании помогает детям научиться жевать. Такое сообщение объединило товар и основную фазу развития ребенка, оно намекнуло на то, что эта еда имеет большее значение для роста ребенка, гораздо большее, чем обыкновенная пища, даже самая вкусная. В рекламе автомобилей говорится: «Автомобиль – это часть семьи», то есть производитель предлагает не просто вещь, а вещь, которая обязательно должна быть в семье.
Когда реклама продукта ассоциируется с развлечениями и забавами – это тоже эмоциональный метод, реклама, таким образом, пробуждает в нас мысли и эмоции, связанные с семьей и ощущением любви. Этот метод особенно явно виден в рекламе пива, безалкогольных напитков и товаров для детей. Когда в кадре клипа появляются отдыхающие люди, пляж или лыжная база, изображается домашняя вечеринка, все это вызывает в памяти и воображении людей предвкушение или воспоминание о празднике и начинает ассоциироваться с рекламируемой вещью. Так, постепенно этот продукт из рекламного клипа делается интегральной частью деятельности и, что еще более важно, составной частью чувств, с этой деятельностью связанных.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. ... Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые ...
Пожалуй, самый эффективный метод продаж – тот, при котором описывается, что товар может обеспечить хорошее психическое состояние человек и удовлетворить его личностные потребности. Например, в рекламе фотоаппарата могут быть такие слова: «Посмотри, дорогая, какая ты милая на этой фотографии», подразумевается, что покупатель приобрел вместе с фотоаппаратом новые качества, а не просто говорится: «Послушай, какие отличные снимки получаются с помощью этого фотоаппарата». В рекламе подчеркивается, что вы не просто получаете хороший продукт, но и сами становитесь лучше.
Люди хотят, чтобы их эмоции стимулировались. Как может сбытовик пробудить их эмоции? Чаще всего сами по себе товары или услуги не в состоянии подействовать на эмоции так же сильно, как реклама этих товаров или услуг, — то есть, не ваши товары и услуги, а именно реклама ваших товаров и услуг несет в себе в большинстве случаев заряд, стимулирующий эмоции.
Возьмем, к примеру, продукты быстрого питания. Ни хрустящий картофель, ни супы «Галина Бланка», ни различные напитки эмоционально не окрашены. Даже их потребление не сопровождается каким-либо эмоциональным переживанием. Тем не менее, реклама этих продуктов показывает людей в состоянии необыкновенного эмоционального возбуждения: школьники, которые с удовольствием хрустят чипсами и глотают газированные напитки; мама, папа и их дети, с удовольствием поедающие супы и вермишель быстрого приготовления. И при этом еще все танцуют и поют. Эта реклама провоцирует появление эмоций в связи с определенным продуктом.
Подумайте теперь о том, как создать психологическую связь между вашим товаром и эмоциями. В рекламе сначала нужно воспроизвести эмоционально окрашенную ситуацию, а затем «протянуть» связь между ней и вашими товарами или услугами. Идея очень проста! Посмотрите, как это делают Coca-Cola и Pepsi. Coca-Cola приглашает в свои рекламные ролики известные музыкальные группы. Ребята создают своим выступлением радость и эмоциональный подъем. После этого их показывают с банками кока-колы в руках — все, есть связь между продуктом и ситуацией.
Итак, чтобы создать эмоциональную ситуацию и осуществить связь с ней вашего товара или услуги в рекламе, необходимо выбрать эмоцию, которую вы хотите возбудить. Двумя самыми сильными положительными эмоциями, используемыми в рекламе, являются: радостное возбуждение и смех.
Радостное возбуждение — это радость или веселье. Фирмы, занимающиеся рекламой сигарет, любят создавать связь своей продукции с радостью и возбуждением. Они показывают в своей рекламе активных людей в состоянии большого эмоционального подъема, когда они занимаются серфингом или играют на пляже в волейбол, с бешеной скоростью мчатся на автомобилях. Все эти виды деятельности, какими бы возбуждающими они ни были, по сути, не имеют ничего общего с курением — ну так что из этого? Никто не устанавливал правила, гласящего, что связь продукта с эмоцией должна обязательно обладать смыслом с точки зрения логики.
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
... условиями среды и реакциями системы). Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение - отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмоции е ... среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ...
Смех можно вызвать, сделав рекламу с юмором. Примером может послужить один из трамваев Усть-Каменогорска, «одетый в джинсы» от одного из известных в городе магазинов. Такой модный трамвайчик! Единственным недостатком юмора является то, что очень часто шутка заслоняет собой продукт. Самый лучший способ, который поможет не заслонить шутке ваш товар, заключается в том, чтобы сделать название вашего товара солью самой шутки.
Воспринимая что-то, мы испытываем цепочки эмоций. Эмоции как бы «цепляются» друг за друга: одна затухает, другая уже начинает рождаться.
Например, такая знакомая цепочка эмоций, как «удивление-интерес-удовольствие», очень часто эксплуатируется в рекламе. Частично она совпадает с началом известной рекламной формулы AIDA: «внимание-интерес-желание-действие».
Есть и другие устойчивые цепочки эмоций, например: «надменность-радость-возбуждение-воинственный энтузиазм». Такие цепочки эмоций свойственны для рекламы, эксплуатирующей национальные и патриотические мотивы. Наша психика движется по цепочкам эмоций. И рекламист выступает как проектировщик этих цепочек, знает он об этом или нет.
Причина эмоции — не только внешние, но и внутренние явления и условия. К внутренним явлениям относятся память, воображение, образное мышление, двигательная активность? В некоторых теориях эмоция трактуется как взаимодействие потребности и вероятности достижения цели. Когда мы проводим маркетинговые исследования, одна из задач, которые мы ставим, — создание обобщенного психологического портрета потребителя, черты которого в какой-то мере отражают внутренние условия принятия решения. Но, к сожалению, эмоциональные механизмы только в небольшой степени исследуются фирмами, поставляющими маркетинговые данные. Вот почему, прежде чем приступить к созданию хорошо нацеленного произведения, опытный рекламист (внимательно изучив исследовательские данные) идет туда, где продается товар, беседует с потребителем, проводит эксперименты над близкими — то есть своими силами проводит исследование этих неуловимых внутренних явлений. Его могут интересовать такие мимолетные и трудно фиксируемые характеристики, как эмоциональный эффект, далекие ассоциативные связи, парадоксальные личностные и групповые установки.
Именно эта трудноуловимая добавка и составляет специфику последействия «творческой рекламы», которая усиливает эффект непредсказуемым образом. Но сработает ли реклама как надо? На пути от рекламиста до потребителя сообщение несколько раз преображается (процесс кодирования-декодирования).
Простой здравый смысл подсказывает, что «в голове» получателя оно не будет тем же, которым было «в голове» отправителя. А творчество — процесс увлекательный. В поисках необычного решения легко потерять внутри себя понимание потребителя и не попасть в нужную эмоцию. Таким образом, творчество в рекламе — это фактор риска. Снизить риск при создании интересной рекламы можно, зная механизмы эмоций.
1. Как выбрать подходящий для данного товара эмоциональный код?
Эмоции и воля. Эмоционально-волевая регуляция в професииональной деятельности
... воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения. 3. Эмоционально - волевая регуляция в управленческой деятельности 3.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями Анализируя предпосылки собственных неудач ... сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности. Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и ...
Широко известная реклама сигарет Rothmans построена на точно найденной параллели — особое настроение в фотографиях утреннего города и уходящих музыкантов, синеватые тона, тема грусти и погруженности в себя оказываются вполне «параллельны» теме погруженности в себя при затяжке сигаретой… Ностальгия по прошедшей ночи (молодости), когда так хочется курить?
Другой персонаж, путешественник из рекламы Camel, обычно достает сигарету после эмоционального приключения. Закуривая, он сбрасывает напряжение. Если сравнить эмоциональный эффект выпивания водки с эффектом от рекламы водки Absolut, то мы можем получить неожиданные совпадения. Оказывается, два разных процесса, события могут иметь одну структуру. Мы видим блики на воде реки,