Цели и задачи дисциплины 3

Целями освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» являются формирование у студента комплекса знаний, включающих изучение целостно взаимосвязанных (интегративных) физиологических, психологических и социально-психологических закономерностей осуществления персоналом профессиональной деятельности, обуславливающих эффективность, надёжность и безопасность труда, повышение его профессионального здоровья и долголетия.

Задачами дисциплины является:

  • изучение теоретических основ и системных подходов к эффективной реализации современных концепций управления персоналом;
  • формирование умений и практических навыков, необходимых для разработки оптимальных режимов труда и отдыха персонала;
  • обучение будущих специалистов практическим навыкам разработки, реализации и оценки эффективности управленческих решений, направленных на профилактику негативных психоэмоциональных состояний.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

  • иметь представление о: предмете, задачах и разделах психофизиологии; взаимоотношениях между дисциплинами «психофизиология профессиональной деятельности», «нейрофизиология» «психология труда», «физиология труда», «эргономика» и «менеджмент»; психофизиологических механизмах сознания и бессознательного; нейронных механизмах восприятия, памяти и мышления; психофизиологических основах профессиографии; теории функциональных систем и психофизиологических функциональных состояниях;

— знать: основные методы психофизиологического исследования, психофизиологические аспекты мотивации поведения человека; психофизиологические компоненты работоспособности; психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности, методологию оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;

— уметь: организовывать и анализировать эффективность мероприятий по оптимизации производственных режимов труда и отдыха; оценивать уровень психоэмоционального напряжения человека; применять личностные и межличностные техники коррекции негативных эмоциональных состояний для различных категорий персонала.

Учебно-тематический план дисциплины

«Психофизиология профессиональной деятельности»

6 стр., 2889 слов

Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность

... сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может ... способствуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятия такими видами спорта, как ... безопасность движения, он должен неукоснительно соблюдать режим труда, отдыха и питания . Правилами дорожного ...

по специальности 080400.62 «Управление персоналом»

Наименование темы

Всего часов

В том числе, час.(очно/очно-заочно/заочно)

Формы контроля

(очно/очно-заочно/заочно)

Аудиторная

работа

Самост. работа

лекции

практич. занятия

Тема 1

Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности.

14

4

4

6

ОК

Тема 2

Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов

6

4

2

ОК

Тема 3

Теоретические основы когнитивной психофизиологии

6

4

2

Тема 4

Психофизиология эмоционально-потребностной сферы

6

4

2

ОК

Тема 5

Дифференциальная психология и психофизиология

10

2

4

4

Тема 6

Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

10

2

4

4

ОК

Тема 7

Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности

10

2

4

4

ОК

Тема 8

Теория профессионализации персонала

10

2

4

4

ОК

Тема 9

Психофизиологические компоненты работоспособности

10

2

4

4

ОК

Тема 10

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности

10

2

4

4

ОК

Наименование темы

Всего часов

В том числе, час.(очно/очно-заочно/заочно)

Формы контроля

(очно/очно-заочно/заочно)

Аудиторная

работа

Самост. работа

лекции

практич. занятия

Тема 11

Психофизиологические функциональные состояния

10

2

4

4

ОК

Тема 12

Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента

6

4

2

ОК, РК

ИТОГО

108

18

48

42

Итоговый контроль

Зачёт

* ОК – Оперативный контроль.

** РК – Рубежный контроль.

Содержание дисциплины по темам

Тема 1. Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности

Объект и предмет психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. История психофизиологии. Коэволюция психологии и физиологии. Психофизиологическая проблема. Место психофизиологии в системе наук о человеке. Общая характеристика основных направлений современной психофизиологии: исследование сенсорных процессов, восприятия, внимания, сознания, памяти, мышления, обучения, эмоций и движений. Прикладные области психофизиологии. Психофизиология профессиональной деятельности: предмет, цель и задачи. Взаимосвязь психофизиологии профессиональной деятельности с другими отраслями науки.

Общая характеристика нервной системы человека и ее значение для понимания психофизиологических процессов и состояний. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система. Мозг и нейрон. Строение и функции нейрона: синапсы, электрическая возбудимость, пейсмекеры. Механизмы системной детерминации активности нейрона.

Стратегия исследований в психофизиологии. Классификация методов психофизиологического исследования и их характеристика. Методы многомерного анализа в психофизиологии. Компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента.

Основные термины и понятия: предмет психофизиологии, нейрон, нейрон-детектор, синапс, пейсмекер, медиатор, центральная нервная система, мозг, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, позитронно-эмисионная томография, окулография, электромиография, электрическая активность кожи, магнитно-резонансная томография.

Контрольные вопросы

  1. Что изучает психофизиология?
  2. В чём отличие психофизиологии от нейрофизиологии?
  3. Какие области психофизиологии вы знаете?
  4. Перечислите основные инвазивные и неинвазивные методы психофизиологического исследования.

Тема 2. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов

Общее понятие о сенсорных системах. Сенсорная рецепция. Сенсорные пороги. Передача и преобразование сенсорных сигналов. Кодирование информации. Детектирование сигналов. Опознание образов. Адаптация сенсорной системы. Взаимодействие сенсорных систем. Механизмы переработки информации в сенсорной системе. Общие принципы организации и свойства сенсорных систем. Основные характеристики и методы исследования зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной, обонятельной, вкусовой и висцеральной систем.

Нейронные механизмы восприятия. Психофизиология целостного восприятия. Психофизиология категоризации в процессах восприятия. Механизмы взаимодействия перцептивных систем.

Основные термины и понятия: рецептор, сенсорный порог, кодирование информации, детектирование сигналов, опознание образов, сенсорный анализатор, перцепция.

Контрольные вопросы

  1. Что такое сенсорная рецепция?
  2. Каковы механизмы передачи и переработки сенсорных сигналов?
  3. Охарактеризуйте основные сенсорные анализаторы.
  4. Назовите и охарактеризуйте механизмы взаимодействия перцептивных систем.

Тема 3. Теоретические основы когнитивной психофизиологии

Предмет, цель и задачи когнитивной психофизиологии. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций.

Проблема внимания в современной психофизиологии. Свойства и виды внимания. Непроизвольное внимание. Механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание. Нейрофизиологические механизмы внимания. Теории фильтра, вызванного внимания и предваряющего эффекта. Методы изучения свойств внимания.

Психофизиология памяти. Энграмма. Концепция временной организации памяти. Кратковременная и долговременная память. Концепция состояний памяти. Организация активной памяти. Концепция распределённой памяти. Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы. Концепция информационного содержания памяти. Декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память. Семантическая память. Молекулярные механизмы долговременного запоминания.

Виды мыслительной деятельности. Основные операции и процедуры мышления. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи: коммуникативная, регулирующая, программирующая. Структура процесса мышления. Вербальный и невербальный интеллект. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности. Мышление и функциональная асимметрия мозга

Основные термины и понятия: когнитивная психофизиология, произвольное и непроизвольное внимание, ориентировочный рефлекс, энграмма, кратковременная и долговременная память, декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память, эпизодическая память, семантическая память, процедурная память, образная память, сенсорная память, эмоциональная память, мышление, образное и логическое мышление.

Контрольные вопросы

  1. Что такое внимание?
  2. Как различаются генерализованная и локальная активация?
  3. Назовите и охарактеризуйте основные концепции сознания.
  4. Каковы основные виды и формы бессознательного?
  5. Что такое кратковременная и долговременная память?
  6. В чём различие между декларативной и процедурной памятью?
  7. Каковы виды мыслительной деятельности?
  8. Какие основные операции и процедуры мышления?
  9. Назовите и охарактеризуйте виды научения.

Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы

Определение и классификация потребностей. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей. Первичные и высшие потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности. Мотивация как фактор организации поведения. Побудительная и операциональная стороны поведения. Место инстинкта в спектре поведенческих актов. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения. Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения.

Определение и классификация эмоций. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения. Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности. Функции эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, предвосхищающая, переключающая, коммуникативная. Происхождение эмоций: когнитивные факторы, биологически и социально значимые стимулы, некогнитивные (потребностно-информационные) факторы. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения.

Модели эмоционального регулирования поведения: мотивационного рассогласования, удовольствия-наказания, дополнительной модуляции. Психофизиологические механизмы формирования стрессов, фрустраций и аффектов. Роль полушарий головного мозга в управлении эмоциональным поведением. Многомерная и дискретная модели эмоций.

Основные термины и понятия: потребность, мотив, мотивация, сублимация, ориентировочный рефлекс, ориентировочно-исследовательская деятельность, тропизм, таксис, импринтинг, ощущение, эмоция, чувство, настроение, аффект, стресс, дистресс, экспрессия эмоций, социальный контроль эмоций, функциональная асимметрия мозга, тревожность, экстраверсия, интроверсия, импульсивность, фрустрация, аффект, эйфория, дисфория.

Контрольные вопросы

  1. Какие физиологические механизмы лежат в основе потребностей?
  2. Что отличает потребность как состояние от мотивации?
  3. Почему при мотивационном возбуждении наблюдаются изменения во всех системах организма?
  4. Как связаны эмоции и информация?
  5. Какие методы наиболее эффективны для диагностики эмоционального состояния?

Тема 5. Дифференциальная психология и психофизиология.

Предмет психологии индивидуальных различий. Основные понятия и задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии среди других областей знания и психологических дисциплин. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Основные направления исследований в современной дифференциальной психологии.

Дифференциальная психофизиология: история становления, методы исследования, предмет и основная концепция. Связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Концепция свойств нервной системы. Структура и классификация свойств нервной системы. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Целостные формально-динамические характеристики индивидуа-льности. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека. Интегральная индивидуальность и её структура. Связь формально-динамических (задатки и темперамент), содержательных (мотивы, потребности, ценности и др.) и деятельностных характеристик личности. Изучение профессиональной, учебной и спортивной деятельности с позиций дифференциальной психофизиологии.

Контрольные вопросы

  1. Что изучает дифференциальная психология и какие основные задачи исследований ставятся в её рамках?
  2. Каковы основные принципы дифференциально-психологического исследования?
  3. Какова связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии?
  4. Какова сущность основных психофизиологических подходов к исследованию индивидуальных различий?
  5. Как соотносятся понятия организм, индивид, личность и индивидуа-льность?
  6. Дайте определение понятию «способность». Какие подходы к исследованию способностей вы знаете?
  7. Какова связь формально-динамических, содержательных и деятельностных характеристик личности?

Тема 6. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность как объект научно-практического изучения. Психологическая классификация профессий и специальностей. Психофизиологические основы построения профессии. Индивидуальные психофизиологические особенности. Виды ограничений на профессии.

Рабочее место: понятие, виды, требования к организации. Методологические и технологические подходы к анализу рабочих мест: описание (job description), спецификация (job specification) и оценка (job evaluation) работы (должности).

Методы и процедуры анализа рабочего места (должности).

Стадии анализа рабочего места (должности).

Спецификация рабочего места: понятие, цели и задачи оценки. Профессиографический анализ. Профессиограмма. Структура профессиограммы. Психограмма. Сущность и задачи психофизиологического анализа содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы профессиографии: инженерно-психологического анализа деятельности, классификации видов деятельности, «пилотажного» обследования, контрастных пар, прецедентных экспертных систем.

Психологический эталон специальности и реальный психологический портрет. Профессионально значимые свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические, аттенционные, имажинитивные, мыслительные, нервной системы, когнитивного стиля, психомоторные, личностные.

Основные термины и понятия: профессия, формула профессий, специальность, модель специалиста, квалификация, рабочее место, содержание работы, параметрам работы, спецификация работы, профессиограмма, психограмма, профессионально значимые свойства личности, аттенция, имажинитивность, когнитивный стиль.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятиям профессия и специальность.
  2. Какова сущность психофизиологических основ построения профессии?
  3. Что означает понятие спецификация рабочего места (должности)?
  4. В каких целях используется психограмма?
  5. Назовите и охарактеризуйте психофизиологические профессионально значимые свойства личности.

Тема 7. Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности

Профессиональный отбор: сущность, цели и задачи. Основные виды профессионального отбора. Выбор концептуальной схемы и формирование (разработка) модели профессионального отбора. Система профессионального отбора и место психофизиологического отбора.Сущность и задачи психофизиологического отбора. Концепция профессионально важных качеств. Место и роль психофизиологических исследований при оценке профессионально важных качеств в общей структуре профессионального отбора. Инструментальные методы индивидуальной оценки продуктивности, устойчивости, распределения внимания и переключаемости. Надежность, валидность и стандартизированность методик. Групповые и индивидуальные способы оценки. Система профессионального отбора операторов и ее связь с содержанием их деятельности.

Основные термины и понятия: профессиональный отбор, профессиональная пригодность, психофизиологический аспект профессионального отбора, профессионально важные качества; надежность, валидность и стандартизированность методик, эффективность профессионального отбора.

Контрольные вопросы

  1. Какие факторы деятельности определяют необходимость проведения профессионального отбора?
  2. Дайте характеристику основным видам профессионального отбора.
  3. Какие задачи психофизиологического отбора?
  4. Назовите и охарактеризуйте профессионально важные качества, оцениваемые методами психофизиологического отбора.
  5. Какие психофизиологические факторы определяют эффективность профессиональной деятельности?

Тема 8. Теория профессионализации персонала

Профессионализации персонала сущность и содержание. Взаимосвязь профессионализации и профессиональной ориентации. Личность и деятельность. Деятельная природа профессионализации. Структура профессионализма. Профессионал. Формирование профессионала. Периодизация развития человека как субъекта труда. Основные варианты и фазы развития профессионала: стадии оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Методы профессионализации персонала. Формы и методы научения поведению. Преобразование личности в процессе профессиональной деятельности. Механизмы иерархического поведения. Формирование индивидуального стиля деятельности. Возрастные и биологические кризисы профессионального развития человека. Факторы, детерминирующие кризис. Способы разрешения кризиса. Профессиональные деформации личности. Детерминанты деформаций. Уровни деформаций. Работа динамической стратегии и условия ее формирования. Развитие методов профессионального образования.

Основные термины и понятия: профессионализация, периодизация процесса профессионализации труда, структура профессионализма, иерархическое поведение, индивидуальный стиль деятельности, кризисы профессионального развития, деформации личности.

Контрольные вопросы

  1. Что такое профессионализации персонала?
  2. Какие периоды процесса профессионализации труда?
  3. Какова структура профессионализма?
  4. Охарактеризуйте понятие «индивидуальный стиль деятельности».
  5. Что такое профессиональные деформации личности?

Тема 9. Психофизиологические компоненты работоспособности

Понятие профессионального здоровья. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья. Семантические особенности терминов «работоспособность», «трудоспособность» и «дееспособность». Величина затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности (физиологическая стоимость работы).

Компоненты профессиональной работоспособности. Подходы к оценке профессиональной работоспособности: показатели продуктивности и эффективности деятельности; показатели самочувствия; психофизиологические показатели. Динамика работоспособности: врабатывание (первичная мобилизация, гипермобилизация, гиперкомпенсация), оптимальная работоспособность, полная компенсация, неустойчивая компенсация, «конечный порыв», декомпенсация. Распределение функций и рабочая нагрузка. Методы распределения функций. Предел работоспособности. Факторы, влияющие на уровень работоспособности. Причины пониженной работоспособности. Психофизиологические особенности работника, связанные с возрастом, несовместимостью человеческого организма с трудовой деятельностью. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала. Классификация утомления, понятие термина «монотонность работы» и меры по ее предупреждению. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека. Система «человек — машина — среда». Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Психофизиологические и эргономические условия организации труда.

Основные термины и понятия: профессиональное здоровье, работоспособность, резервы организма, физический статус, психический статус, вегетативная обеспеченность деятельности, аэробная и анаэробная производительность, надежность профессиональной деятельности, первичная мобилизация, гипермобилизация, гиперкомпенсация, декомпенсация, эргономика.

Контрольные вопросы

  1. Что такое профессиональное здоровье?
  2. Каковы компоненты профессиональной работоспособности?
  3. Назовите и охарактеризуйте этапы динамики работоспособности.
  4. Какие методы используются для измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала?
  5. Каковы проявления утомления?
  6. Перечислите мероприятия, направленные на профилактику утомления в процессе профессиональной деятельности.
  7. Что такое эргономика?

Тема 10. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности

Проблемы единства организма и среды. Понятие адаптации человека. Общий адаптационный синдром. Регуляторные, пластические, энергетические и неспецифические компоненты адаптации. Адаптация к условиям профессиональной деятельности. Виды и уровни адаптации. Взаимосвязь профессиональной, психофизиологической и социально-психологической адаптации.

Общая характеристика экстремальных факторов информационно-семантической, физико-химической и биологической природы. Психофизиологические механизмы развития экстремальных состояний. Нарушения физического и психического гомеостаза в генезе экстремальных состояний. Психофизиологические проявления дезадаптации. Эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-интеллектуальные изменения в генезе экстремальных состояний информационно-семантического генеза. Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций: витальные реакции, психофизиологическая демобилизация, разрешение, восстановление, отставленные реакции.

Стресс в профессиональной деятельности. Поведенческие, когнитивные, эмоциональные и психофизиологические проявления стресса. Стресс и безопасность труда. Психические процессы, свойства и состояния, обусловливающие возникновение несчастных случаев.

Основные термины и понятия: адаптация, норма реакции, экстремальный фактор, экстремальное состояние, физический и психический гомеостаз, дезадаптация, эмоциональная напряженность, тревога, страх, аффективное возбуждение, аффективное торможение, стресс, безопасность труда.

Контрольные вопросы

  1. Что такое адаптации человека?
  2. Какие основные виды адаптации?
  3. Каковы особенности психофизиологической адаптации?
  4. Назовите и охарактеризуйте психофизиологические проявления дезадаптации.

Тема 11. Психофизиологические функциональные состояния

Функциональное состояние человека как целевая интеграция физиологических и психологических качеств, обеспечивающая выполнение деятельности. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина. Психофизиологические функциональные состояния, их роль и место в поведении персонала. Понятие психофизиологии функционального состояния. Уровень активации или уровень функционального состояния. Критерии классификации функциональных состояний: надежность и цена деятельности (допустимые, недопустимые), степень напряжения регуляторных механизмов гомеостаза (нормальные, пограничные, патологические), адекватность ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности (адекватной мобилизации, динамического рассогласования).

Виды функциональных состояний: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления, переутомления

Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала. Понятие социально-психологического климата. Психофизиологические состояния персонала, сформированные под влиянием определенного социально-психологического климата в коллективе. Субъективное состояние: расстроенность, утомленность, чувство вины, тревожность.

Принципы оценки функциональных состояний: адекватности, комплексности, минимизации, конкретности, динамичности, реактивности, восстановимости, индивидуальности. Моно- и полипараметрический подходы к оценке функционального состояния. Методы оценки энергетического (уровень активности физиологических функций и систем), сенсорного (возможности приема и первичной переработки поступающей информации различными сенсорными системами), информационного (способы обработки поступившей информации и принятия решений), эффекторного (реализация принятых решений в деятельности) и активационного (направленность и напряженность деятельности) компонентов функционального состояния.

Основные термины и понятия: функциональное состояние, функциональная система, компоненты функционального состояния, надежность и цена деятельности, напряжение регуляторных механизмов гомеостаза, адекватность реакции организма.

Контрольные вопросы

  1. Что такое функциональное состояние человека?
  2. Какие критерии классификации функциональных состояний?
  3. Каковы виды функциональных состояний?
  4. Каково влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала?
  5. Назовите и охарактеризуйте принципы оценки психофизиологических функциональных состояний.
  6. Дайте характеристику методам оценки энергетического, сенсорного, информационного, эффекторного и активационного компонентов функционального состояния.

Тема 12. Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента

Основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности специалиста: развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки; регламентация режима труда, отдыха и питания; минимизация неблагоприятного действия факторов труда; неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы; фармакологическая коррекция. Методы соматической направленности: физические упражнения, использование тренажеров, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, аксонорефлекторное воздействие на биологические активные точки кожи, нормо- и гипобарической гипоксия, контрастные температурные воздействия, импульсная низкочастотная физиотерапия. Методы психофизиологической направленности: электротранквилизация центральной нервной системы (центральная электроанальгезия), психическая саморегуляция, биологическая обратная связь, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка.

Методы личностной направленности: изменение и регуляция восприятия, коррекция стиля взаимодействия (общения), анализ уязвимых сторон личности, изменение жизненных стереотипов и системы ценностей.

Основные термины и понятия: реабилитация, психофизиологическая подготовка, электростимуляция, аутогенная тренировка, биологические активные точки, биологическая обратная связь, психическая саморегуляция.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности?
  2. Какие методы психофизиологической направленности используются для коррекции функциональных состояний?

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература

Учебники и учебные пособия

  1. Армстронг, м. Практика управления человеческими ресурсами: учебник/ Майкл Армстронг. — 10-е изд.- сПб.: Питер, 2010. — с. 197-211, 393-398.

  2. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
  3. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 479 c.
  4. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – 607 с.
  5. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — 464 с:
  6. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.

Монографии

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина.- 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2006. — 687 c.
  2. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

Дополнительная литература

  1. Баддли, А., Айзенк М., Андерсон М. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с.
  2. Батаршев, А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика про-фессионально важных качеств/ А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева Е. В. Майорова. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с
  3. Бутуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем/ А.С. Бутуев. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
  4. Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – 368 с.
  5. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.
  6. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
  7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины/ Е.П. Ильин [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 544 c.
  8. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
  9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 704 c.
  10. Ильин, Е. П. Психофизиология воли/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011.– 464 с.
  11. Зотов, М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – 304 с.
  12. Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 384с.
  13. Конгнитивная психология/ Р. Солсо, — СПб.: Питер, 2011. – 596 с.
  14. Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 582 с.
  15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – 816 с.
  16. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2008. — 672 с.
  17. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2009. — 687 с.
  18. Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — 280 с.
  19. Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — 784 с.
  20. Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
  21. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учебное пособие для вузов/ Л.В. Черемошкина. – М.: Аспект-Пресс. – 2009. — 319 с.

Планы практических (семинарских) занятий

Тема 1. Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Психофизиология Предмет, задачи и методы психофизиологии как науки.
  2. Характеристика основных направлений психофизиологии.
  3. Психофизиология профессиональной деятельности как научная дисциплина, ее задачи и место среди других научных дисциплин.
  4. Основные принципы психологии в психофизиологии профессиональной деятельности.
  5. Классификация и характеристика методов психофизиологического исследования.

Основная литература

  1. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2010. – с. 11-42
  2. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 6-44

Дополнительная литература

  1. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 9- 43.
  2. Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с.12-126.

Тема 2. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов- 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Общие принципы организации и свойства сенсорных систем.
  2. Механизмы рецепции, передачи, преобразование и переработки информации в сенсорной системе.
  3. Методы исследования функций сенсорных систем.
  4. Психофизиология целостного восприятия.
  5. Топографические аспекты восприятия

Основная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с.30-56.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2010. – с. 42-83
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с.44-48.

Дополнительная литература

  1. Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с.93-108.
  2. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2009. — с.25-97, 250-335.
  3. Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с.145-192.

Тема 3. Теоретические основы когнитивной психофизиологии — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Предмет, цель и задачи когнитивной психофизиологии.
  2. Внимание: понятие, свойства, виды.
  3. Психофизиологические методы исследования свойств внимания.
  4. Память: понятие, классификация и характеристика видов памяти.
  5. Мышление: структура мыслительных процессов, типы интеллектуа-льной деятельности, механизмы творческой деятельности.

Основная литература

  1. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2007. –с. 55-80, 100-121.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 99-126, 170-191.
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для вузов/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – с. 48-57.

Дополнительная литература

  1. Баддли, А., Айзенк М., Андерсон М. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с.
  2. Конгнитивная психология/ Р. Солсо, — СПб.: Питер, 2011. — с. 93-334.
  3. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2008. — с. 666-671.
  4. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учебное пособие для вузов/ Л.В. Черемошкина. – М.: Аспект-Пресс. – 2009. — с. 6-45.

Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Связь общих ощущений и эмоций. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.
  2. Способы выражения и измерения эмоций.
  3. «Эмоциофильные» свойства темперамента: тревожность, сила и слабость процессов возбуждения, экстраверсия-интроверсия, импульсивность, эмоциональность.
  4. Психофизиологические механизмы возникновения стресса, фрустрации и аффекта.

Основная литература

  1. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с. 164-232.
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. –с. 495-503.
  3. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — с 126-157.
  4. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 57-63.
  5. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с. 98-204.

Дополнительная литература

  1. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – с.15-101.
  2. Зотов, М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.111-215.
  3. Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с. 308-364.
  4. Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.77-109.

Тема 5. Дифференциальная психология и психофизиология

Вопросы для обсуждения

  1. Дифференциальная психология. Место дифференциальной психологии среди других областей знания и психологических дисциплин.
  2. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность.
  3. Дифференциальная психофизиология: история становления, методы исследования, предмет и основная концепция.
  4. Изучение профессиональной, учебной и спортивной деятельности с позиций дифференциальной психофизиологии.

Основная литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина.- 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2006. — c. 48-63.
  2. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 92-166.
  3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. — с. 126-141.
  4. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — с. 345- 359.

Дополнительная литература

  1. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и жен-щины/ Е.П. Ильин [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 544 c.
  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.12-27.
  3. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — c.13-20, 55-134, 221-241.
  4. Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с.77-93.

Тема 6. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Понятия профессии, специальности и должности. Психологическая классификация профессий и специальностей.
  2. Рабочее место в организации: понятие, классификация и цели анализа.
  3. Спецификация рабочего места: понятие, цели и задачи оценки.
  4. Профессиографический анализ деятельности: цели, задачи и виды профессиографии. Профессиограмма. Психограмма.
  5. Методы профессиографии рабочего места. Разработка и обоснование психофизиологических требований к специалистам.

Основная литература

  1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник/ Майкл Армстронг. — 10-е изд.- СПб.: Питер, 2010. — с. 197-211, 393-398.
  2. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персо-нала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 232-267.
  3. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 369-371.
  4. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 66-92.

Дополнительная литература

  1. Батаршев, А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика про-фессионально важных качеств/ А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева Е. В. Майорова. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.45-92.
  3. Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.217-224.
  4. Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — с. 41-78.
  5. Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с. 407-508.

Тема 7. Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональный отбор: сущность, цели и задачи. Основные виды профессионального отбора.
  2. Сущность и задачи психофизиологического отбора.
  3. Концепция профессионально важных качеств. Психофизиологические исследования при оценке профессионально важных качеств.
  4. Надежность, валидность и стандартизированность психофизиолгических методик при проведении профессионального отбора.

Основная литература

  1. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персо-нала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 200-232, 330-355.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 360-362.
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 92-121.

Дополнительная литература

  1. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. –с.27-45.
  2. Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с. 6-41, 508-576.
  3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с. 116-193.
  4. Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — с.73-78.

Тема 8. Теория профессионализации персонала — 4 часа Вопросы для обсуждения

  1. Сущность и содержание профессионализации персонала.
  2. Периодизация развития человека как субъекта труда.
  3. Методы профессионализации персонала.
  4. Формирование индивидуального стиля деятельности.
  5. Профессиональные деформации личности: детерминанты, уровни.

Основная литература

  1. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 360-362.
  2. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 121-147.

Дополнительная литература

  1. Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с.86-180.
  2. Зотов М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.9-111.
  3. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.87-92, 134-146.
  4. Ильин Е. П. Психофизиология воли/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011.– с.69-90.
  5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.598-632.

Тема 9. Психофизиологические компоненты работоспособности — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное здоровье и профессиональная работоспособность. Динамика работоспособности.
  2. Методы оценки и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала.
  3. Профессиональное утомление: понятие, причины, классификация, проявление.
  4. Способы оптимизации профессиональной работоспособности.
  5. Эргономический подход к организации трудовой деятельности на рабочем месте.

Основная литература

  1. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – с.481-516.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 362-365.
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 147-165, 193-201.

Дополнительная литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.126-134.
  2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с. 690-730.

Тема 10. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Адаптации человека: понятие, компоненты адаптации и их характеристика.
  2. Адаптация к условиям профессиональной деятельности. Виды и уровни адаптации.
  3. Общая характеристика экстремальных факторов информационно-семантической, физико-химической и биологической природы. Психофизиологические механизмы развития экстремальных состояний.
  4. Стресс в профессиональной деятельности. Поведенческие, когнитивные, эмоциональные и психофизиологические проявления стресса.
  5. Психофизиологическая адаптация человека: понятие, методы оценки и коррекции.

Основная литература

  1. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – с.518-548.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 365-366, 326-340.
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 165-183.

Дополнительная литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.45-92.
  2. Зотов, М. В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.111-215.
  3. Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.224-230.
  4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.193-251.
  5. Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.49-109.

Тема 11. Психофизиологические функциональные состояния — 4 часа Вопросы для обсуждения

  1. Психофизиологические функциональные состояния: понятие, классификация, роль и место в поведении персонала.
  2. Виды функциональных состояний: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления и переутомления.
  3. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала.
  4. Принципы и методы оценки функциональных состояний.

Основная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с.334-343.
  2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с.10-30, 38-49, 54-87, 98-111, 204-243, 282-296.
  3. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 195-237.
  4. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 157-170.

Дополнительная литература

  1. Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с.86-180.
  2. Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.244-256.

Тема 12. Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента — 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности.
  2. Технология определения заданных уровней психофизиологических требований к надёжности профессиональной деятельности.
  3. Методы коррекции негативных функциональных состояний соматической направленности.
  4. Методы негативных функциональных состояний психофизиологической направленности
  5. Методы негативных функциональных состояний личностной направленности в практике менеджмента.

Основная литература

  1. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с.282-332.
  2. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 237-280.

Дополнительная литература

  1. Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с. 180-240.
  2. Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.299-378.
  3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.730-811.
  4. Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.128-333.

Темы рефератов

  1. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.
  2. Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.
  3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности.
  4. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
  5. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
  6. Психофизиологические компоненты работоспособности персонала.
  7. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала.
  8. Влияние психофизиологических функциональных состояний на эффективность профессиональной деятельности.
  9. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу.
  10. Психологическая и психофизиологическая оценка уровня стресса.
  11. Влияние положительных эмоций на успешность профессиональной деятельности персонала.
  12. Влияние отрицательных эмоций на профессиональную деятельность персонала.
  13. Невербальные проявления отрицательных эмоциональных состояний человека.
  14. Невербальные проявления положительных эмоциональных состояний человека.
  15. Специфика проявлений в речи состояния эмоциональной напряженности.
  16. Влияние профессиональной мотивации на психофизиологические состояния сотрудников.
  17. Феномен «психического выгорания» в профессиональной деятельности.
  18. Влияние технической эстетики на психофизиологические состояния персонала.
  19. Эргономический подход к оптимизации психофизиологических состояний оператора.
  20. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний персонала.
  21. Психическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния в условиях трудовой деятельности.
  22. Оценка уровня психологической и физиологической профессиональной дезадаптации.
  23. Агрессивность как проявление профессиональной дезадаптации.
  24. Психологическая готовность к риску как профессионально значимое свойство личности.
  25. Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
  26. Связь эффективности профессиональной деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
  27. Психологические особенности саморегуляции субъектов с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
  28. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения менеджера по персоналу.

Вопросы к зачёту

  1. Адаптация человека как процесс, равновесие и результат.
  2. Аутогенная тренировка и психофизиологическая реабилитация.
  3. Биологическая обратная связь в системе психофизиологической подготовки.
  4. Виды и формы бессознательного. Виды мыслительной деятельности.
  5. Виды научения: простое, ассоциативное, сложное. Вторая сигнальная система и речь.
  6. Изменение и регуляция восприятия как способ профилактики дистресса.
  7. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.
  8. История психофизиологии профессиональной деятельности.
  9. Коэволюция психологии и физиологии.
  10. Критерии классификации и принципы оценки функциональных состояний.
  11. Лицевая экспрессия эмоций и техники идентификации эмоций по выражению лица. Механизм социального контроля проявления эмоций.
  12. Место психофизиологии в системе наук о человеке.
  13. Методы психофизиологического отбора.
  14. Методы психофизиологической подготовки к профессиональной деятельности.
  15. Механизмы психологической защиты в деятельности человека.
  16. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина.
  17. Надежность профессиональной деятельности.
  18. Неврозы как следствие дефектов функции психологической защиты.
  19. Неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы как способы коррекции работоспособности.
  20. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности.
  21. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека.
  22. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова.
  23. Приемы стресс-менеджмента в практике руководителя.
  24. Причины и признаки эмоционального стресса в профессиональной деятельности.
  25. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья.
  26. Профессионально значимые психофизиологические и психологические свойства личности.
  27. Профессиональный отбор: понятие, характеристика видов отбора.
  28. Профессиографический анализ деятельности: цели, задачи и виды профессиографии.
  29. Психофизиологическая стоимость работы и резервы организма.
  30. Психофизиологические корреляты личностных факторов.
  31. Психофизиологические механизмы побудительных и операциональных аспектов поведения.
  32. Психофизиологические механизмы формирования стресса и фрустрации.
  33. Психофизиологические основы первичных и высших потребностей человека.
  34. Психофизиологические параметры динамики работоспособности.
  35. Психофизиологические проявления дезадаптации.
  36. Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций.
  37. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
  38. Рабочее место: понятие, классификация, требования к организации
  39. Развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки.
  40. Система профессионального отбора и место в ней психофизиологического отбора.
  41. Способы психофизиологической реабилитации.
  42. Теории сознания.
  43. Теория функциональных систем П.К.Анохина.
  44. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения.
  45. Феномен психологической защиты и безотчетные эмоции.
  46. Физиологический и психический гомеостаз в генезе экстремальных состояний.
  47. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности.
  48. Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности.

42