Целями освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» являются формирование у студента комплекса знаний, включающих изучение целостно взаимосвязанных (интегративных) физиологических, психологических и социально-психологических закономерностей осуществления персоналом профессиональной деятельности, обуславливающих эффективность, надёжность и безопасность труда, повышение его профессионального здоровья и долголетия.
Задачами дисциплины является:
- изучение теоретических основ и системных подходов к эффективной реализации современных концепций управления персоналом;
- формирование умений и практических навыков, необходимых для разработки оптимальных режимов труда и отдыха персонала;
- обучение будущих специалистов практическим навыкам разработки, реализации и оценки эффективности управленческих решений, направленных на профилактику негативных психоэмоциональных состояний.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
- иметь представление о: предмете, задачах и разделах психофизиологии; взаимоотношениях между дисциплинами «психофизиология профессиональной деятельности», «нейрофизиология» «психология труда», «физиология труда», «эргономика» и «менеджмент»; психофизиологических механизмах сознания и бессознательного; нейронных механизмах восприятия, памяти и мышления; психофизиологических основах профессиографии; теории функциональных систем и психофизиологических функциональных состояниях;
— знать: основные методы психофизиологического исследования, психофизиологические аспекты мотивации поведения человека; психофизиологические компоненты работоспособности; психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности, методологию оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
— уметь: организовывать и анализировать эффективность мероприятий по оптимизации производственных режимов труда и отдыха; оценивать уровень психоэмоционального напряжения человека; применять личностные и межличностные техники коррекции негативных эмоциональных состояний для различных категорий персонала.
Учебно-тематический план дисциплины
«Психофизиология профессиональной деятельности»
Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность
... сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может ... способствуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятия такими видами спорта, как ... безопасность движения, он должен неукоснительно соблюдать режим труда, отдыха и питания . Правилами дорожного ...
по специальности 080400.62 «Управление персоналом»
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе, час.(очно/очно-заочно/заочно) |
Формы контроля (очно/очно-заочно/заочно) |
||
Аудиторная работа |
Самост. работа |
||||
лекции |
практич. занятия |
||||
Тема 1 Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности. |
14 |
4 |
4 |
6 |
ОК |
Тема 2 Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов |
6 |
|
4 |
2 |
ОК |
Тема 3 Теоретические основы когнитивной психофизиологии |
6 |
|
4 |
2 |
|
Тема 4 Психофизиология эмоционально-потребностной сферы |
6 |
|
4 |
2 |
ОК |
Тема 5 Дифференциальная психология и психофизиология |
10 |
2 |
4 |
4 |
|
Тема 6 Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Тема 7 Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Тема 8 Теория профессионализации персонала |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Тема 9 Психофизиологические компоненты работоспособности |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Тема 10 Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе, час.(очно/очно-заочно/заочно) |
Формы контроля (очно/очно-заочно/заочно) |
||
Аудиторная работа |
Самост. работа |
||||
лекции |
практич. занятия |
||||
Тема 11 Психофизиологические функциональные состояния |
10 |
2 |
4 |
4 |
ОК |
Тема 12 Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента |
6 |
|
4 |
2 |
ОК, РК |
ИТОГО |
108 |
18 |
48 |
42 |
|
Итоговый контроль |
Зачёт |
* ОК – Оперативный контроль.
** РК – Рубежный контроль.
Содержание дисциплины по темам
Тема 1. Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности
Объект и предмет психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. История психофизиологии. Коэволюция психологии и физиологии. Психофизиологическая проблема. Место психофизиологии в системе наук о человеке. Общая характеристика основных направлений современной психофизиологии: исследование сенсорных процессов, восприятия, внимания, сознания, памяти, мышления, обучения, эмоций и движений. Прикладные области психофизиологии. Психофизиология профессиональной деятельности: предмет, цель и задачи. Взаимосвязь психофизиологии профессиональной деятельности с другими отраслями науки.
Общая характеристика нервной системы человека и ее значение для понимания психофизиологических процессов и состояний. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система. Мозг и нейрон. Строение и функции нейрона: синапсы, электрическая возбудимость, пейсмекеры. Механизмы системной детерминации активности нейрона.
Стратегия исследований в психофизиологии. Классификация методов психофизиологического исследования и их характеристика. Методы многомерного анализа в психофизиологии. Компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента.
Основные термины и понятия: предмет психофизиологии, нейрон, нейрон-детектор, синапс, пейсмекер, медиатор, центральная нервная система, мозг, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, позитронно-эмисионная томография, окулография, электромиография, электрическая активность кожи, магнитно-резонансная томография.
Контрольные вопросы
- Что изучает психофизиология?
- В чём отличие психофизиологии от нейрофизиологии?
- Какие области психофизиологии вы знаете?
- Перечислите основные инвазивные и неинвазивные методы психофизиологического исследования.
Тема 2. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
Общее понятие о сенсорных системах. Сенсорная рецепция. Сенсорные пороги. Передача и преобразование сенсорных сигналов. Кодирование информации. Детектирование сигналов. Опознание образов. Адаптация сенсорной системы. Взаимодействие сенсорных систем. Механизмы переработки информации в сенсорной системе. Общие принципы организации и свойства сенсорных систем. Основные характеристики и методы исследования зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной, обонятельной, вкусовой и висцеральной систем.
Нейронные механизмы восприятия. Психофизиология целостного восприятия. Психофизиология категоризации в процессах восприятия. Механизмы взаимодействия перцептивных систем.
Основные термины и понятия: рецептор, сенсорный порог, кодирование информации, детектирование сигналов, опознание образов, сенсорный анализатор, перцепция.
Контрольные вопросы
- Что такое сенсорная рецепция?
- Каковы механизмы передачи и переработки сенсорных сигналов?
- Охарактеризуйте основные сенсорные анализаторы.
- Назовите и охарактеризуйте механизмы взаимодействия перцептивных систем.
Тема 3. Теоретические основы когнитивной психофизиологии
Предмет, цель и задачи когнитивной психофизиологии. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций.
Проблема внимания в современной психофизиологии. Свойства и виды внимания. Непроизвольное внимание. Механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание. Нейрофизиологические механизмы внимания. Теории фильтра, вызванного внимания и предваряющего эффекта. Методы изучения свойств внимания.
Психофизиология памяти. Энграмма. Концепция временной организации памяти. Кратковременная и долговременная память. Концепция состояний памяти. Организация активной памяти. Концепция распределённой памяти. Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы. Концепция информационного содержания памяти. Декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память. Семантическая память. Молекулярные механизмы долговременного запоминания.
Виды мыслительной деятельности. Основные операции и процедуры мышления. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи: коммуникативная, регулирующая, программирующая. Структура процесса мышления. Вербальный и невербальный интеллект. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности. Мышление и функциональная асимметрия мозга
Основные термины и понятия: когнитивная психофизиология, произвольное и непроизвольное внимание, ориентировочный рефлекс, энграмма, кратковременная и долговременная память, декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память, эпизодическая память, семантическая память, процедурная память, образная память, сенсорная память, эмоциональная память, мышление, образное и логическое мышление.
Контрольные вопросы
- Что такое внимание?
- Как различаются генерализованная и локальная активация?
- Назовите и охарактеризуйте основные концепции сознания.
- Каковы основные виды и формы бессознательного?
- Что такое кратковременная и долговременная память?
- В чём различие между декларативной и процедурной памятью?
- Каковы виды мыслительной деятельности?
- Какие основные операции и процедуры мышления?
- Назовите и охарактеризуйте виды научения.
Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
Определение и классификация потребностей. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей. Первичные и высшие потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности. Мотивация как фактор организации поведения. Побудительная и операциональная стороны поведения. Место инстинкта в спектре поведенческих актов. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения. Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения.
Определение и классификация эмоций. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения. Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности. Функции эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, предвосхищающая, переключающая, коммуникативная. Происхождение эмоций: когнитивные факторы, биологически и социально значимые стимулы, некогнитивные (потребностно-информационные) факторы. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения.
Модели эмоционального регулирования поведения: мотивационного рассогласования, удовольствия-наказания, дополнительной модуляции. Психофизиологические механизмы формирования стрессов, фрустраций и аффектов. Роль полушарий головного мозга в управлении эмоциональным поведением. Многомерная и дискретная модели эмоций.
Основные термины и понятия: потребность, мотив, мотивация, сублимация, ориентировочный рефлекс, ориентировочно-исследовательская деятельность, тропизм, таксис, импринтинг, ощущение, эмоция, чувство, настроение, аффект, стресс, дистресс, экспрессия эмоций, социальный контроль эмоций, функциональная асимметрия мозга, тревожность, экстраверсия, интроверсия, импульсивность, фрустрация, аффект, эйфория, дисфория.
Контрольные вопросы
- Какие физиологические механизмы лежат в основе потребностей?
- Что отличает потребность как состояние от мотивации?
- Почему при мотивационном возбуждении наблюдаются изменения во всех системах организма?
- Как связаны эмоции и информация?
- Какие методы наиболее эффективны для диагностики эмоционального состояния?
Тема 5. Дифференциальная психология и психофизиология.
Предмет психологии индивидуальных различий. Основные понятия и задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии среди других областей знания и психологических дисциплин. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Основные направления исследований в современной дифференциальной психологии.
Дифференциальная психофизиология: история становления, методы исследования, предмет и основная концепция. Связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Концепция свойств нервной системы. Структура и классификация свойств нервной системы. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Целостные формально-динамические характеристики индивидуа-льности. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека. Интегральная индивидуальность и её структура. Связь формально-динамических (задатки и темперамент), содержательных (мотивы, потребности, ценности и др.) и деятельностных характеристик личности. Изучение профессиональной, учебной и спортивной деятельности с позиций дифференциальной психофизиологии.
Контрольные вопросы
- Что изучает дифференциальная психология и какие основные задачи исследований ставятся в её рамках?
- Каковы основные принципы дифференциально-психологического исследования?
- Какова связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии?
- Какова сущность основных психофизиологических подходов к исследованию индивидуальных различий?
- Как соотносятся понятия организм, индивид, личность и индивидуа-льность?
- Дайте определение понятию «способность». Какие подходы к исследованию способностей вы знаете?
- Какова связь формально-динамических, содержательных и деятельностных характеристик личности?
Тема 6. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность как объект научно-практического изучения. Психологическая классификация профессий и специальностей. Психофизиологические основы построения профессии. Индивидуальные психофизиологические особенности. Виды ограничений на профессии.
Рабочее место: понятие, виды, требования к организации. Методологические и технологические подходы к анализу рабочих мест: описание (job description), спецификация (job specification) и оценка (job evaluation) работы (должности).
Методы и процедуры анализа рабочего места (должности).
Стадии анализа рабочего места (должности).
Спецификация рабочего места: понятие, цели и задачи оценки. Профессиографический анализ. Профессиограмма. Структура профессиограммы. Психограмма. Сущность и задачи психофизиологического анализа содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы профессиографии: инженерно-психологического анализа деятельности, классификации видов деятельности, «пилотажного» обследования, контрастных пар, прецедентных экспертных систем.
Психологический эталон специальности и реальный психологический портрет. Профессионально значимые свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические, аттенционные, имажинитивные, мыслительные, нервной системы, когнитивного стиля, психомоторные, личностные.
Основные термины и понятия: профессия, формула профессий, специальность, модель специалиста, квалификация, рабочее место, содержание работы, параметрам работы, спецификация работы, профессиограмма, психограмма, профессионально значимые свойства личности, аттенция, имажинитивность, когнитивный стиль.
Контрольные вопросы
- Дайте определение понятиям профессия и специальность.
- Какова сущность психофизиологических основ построения профессии?
- Что означает понятие спецификация рабочего места (должности)?
- В каких целях используется психограмма?
- Назовите и охарактеризуйте психофизиологические профессионально значимые свойства личности.
Тема 7. Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности
Профессиональный отбор: сущность, цели и задачи. Основные виды профессионального отбора. Выбор концептуальной схемы и формирование (разработка) модели профессионального отбора. Система профессионального отбора и место психофизиологического отбора.Сущность и задачи психофизиологического отбора. Концепция профессионально важных качеств. Место и роль психофизиологических исследований при оценке профессионально важных качеств в общей структуре профессионального отбора. Инструментальные методы индивидуальной оценки продуктивности, устойчивости, распределения внимания и переключаемости. Надежность, валидность и стандартизированность методик. Групповые и индивидуальные способы оценки. Система профессионального отбора операторов и ее связь с содержанием их деятельности.
Основные термины и понятия: профессиональный отбор, профессиональная пригодность, психофизиологический аспект профессионального отбора, профессионально важные качества; надежность, валидность и стандартизированность методик, эффективность профессионального отбора.
Контрольные вопросы
- Какие факторы деятельности определяют необходимость проведения профессионального отбора?
- Дайте характеристику основным видам профессионального отбора.
- Какие задачи психофизиологического отбора?
- Назовите и охарактеризуйте профессионально важные качества, оцениваемые методами психофизиологического отбора.
- Какие психофизиологические факторы определяют эффективность профессиональной деятельности?
Тема 8. Теория профессионализации персонала
Профессионализации персонала сущность и содержание. Взаимосвязь профессионализации и профессиональной ориентации. Личность и деятельность. Деятельная природа профессионализации. Структура профессионализма. Профессионал. Формирование профессионала. Периодизация развития человека как субъекта труда. Основные варианты и фазы развития профессионала: стадии оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Методы профессионализации персонала. Формы и методы научения поведению. Преобразование личности в процессе профессиональной деятельности. Механизмы иерархического поведения. Формирование индивидуального стиля деятельности. Возрастные и биологические кризисы профессионального развития человека. Факторы, детерминирующие кризис. Способы разрешения кризиса. Профессиональные деформации личности. Детерминанты деформаций. Уровни деформаций. Работа динамической стратегии и условия ее формирования. Развитие методов профессионального образования.
Основные термины и понятия: профессионализация, периодизация процесса профессионализации труда, структура профессионализма, иерархическое поведение, индивидуальный стиль деятельности, кризисы профессионального развития, деформации личности.
Контрольные вопросы
- Что такое профессионализации персонала?
- Какие периоды процесса профессионализации труда?
- Какова структура профессионализма?
- Охарактеризуйте понятие «индивидуальный стиль деятельности».
- Что такое профессиональные деформации личности?
Тема 9. Психофизиологические компоненты работоспособности
Понятие профессионального здоровья. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья. Семантические особенности терминов «работоспособность», «трудоспособность» и «дееспособность». Величина затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности (физиологическая стоимость работы).
Компоненты профессиональной работоспособности. Подходы к оценке профессиональной работоспособности: показатели продуктивности и эффективности деятельности; показатели самочувствия; психофизиологические показатели. Динамика работоспособности: врабатывание (первичная мобилизация, гипермобилизация, гиперкомпенсация), оптимальная работоспособность, полная компенсация, неустойчивая компенсация, «конечный порыв», декомпенсация. Распределение функций и рабочая нагрузка. Методы распределения функций. Предел работоспособности. Факторы, влияющие на уровень работоспособности. Причины пониженной работоспособности. Психофизиологические особенности работника, связанные с возрастом, несовместимостью человеческого организма с трудовой деятельностью. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала. Классификация утомления, понятие термина «монотонность работы» и меры по ее предупреждению. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека. Система «человек — машина — среда». Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Психофизиологические и эргономические условия организации труда.
Основные термины и понятия: профессиональное здоровье, работоспособность, резервы организма, физический статус, психический статус, вегетативная обеспеченность деятельности, аэробная и анаэробная производительность, надежность профессиональной деятельности, первичная мобилизация, гипермобилизация, гиперкомпенсация, декомпенсация, эргономика.
Контрольные вопросы
- Что такое профессиональное здоровье?
- Каковы компоненты профессиональной работоспособности?
- Назовите и охарактеризуйте этапы динамики работоспособности.
- Какие методы используются для измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала?
- Каковы проявления утомления?
- Перечислите мероприятия, направленные на профилактику утомления в процессе профессиональной деятельности.
- Что такое эргономика?
Тема 10. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности
Проблемы единства организма и среды. Понятие адаптации человека. Общий адаптационный синдром. Регуляторные, пластические, энергетические и неспецифические компоненты адаптации. Адаптация к условиям профессиональной деятельности. Виды и уровни адаптации. Взаимосвязь профессиональной, психофизиологической и социально-психологической адаптации.
Общая характеристика экстремальных факторов информационно-семантической, физико-химической и биологической природы. Психофизиологические механизмы развития экстремальных состояний. Нарушения физического и психического гомеостаза в генезе экстремальных состояний. Психофизиологические проявления дезадаптации. Эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-интеллектуальные изменения в генезе экстремальных состояний информационно-семантического генеза. Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций: витальные реакции, психофизиологическая демобилизация, разрешение, восстановление, отставленные реакции.
Стресс в профессиональной деятельности. Поведенческие, когнитивные, эмоциональные и психофизиологические проявления стресса. Стресс и безопасность труда. Психические процессы, свойства и состояния, обусловливающие возникновение несчастных случаев.
Основные термины и понятия: адаптация, норма реакции, экстремальный фактор, экстремальное состояние, физический и психический гомеостаз, дезадаптация, эмоциональная напряженность, тревога, страх, аффективное возбуждение, аффективное торможение, стресс, безопасность труда.
Контрольные вопросы
- Что такое адаптации человека?
- Какие основные виды адаптации?
- Каковы особенности психофизиологической адаптации?
- Назовите и охарактеризуйте психофизиологические проявления дезадаптации.
Тема 11. Психофизиологические функциональные состояния
Функциональное состояние человека как целевая интеграция физиологических и психологических качеств, обеспечивающая выполнение деятельности. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина. Психофизиологические функциональные состояния, их роль и место в поведении персонала. Понятие психофизиологии функционального состояния. Уровень активации или уровень функционального состояния. Критерии классификации функциональных состояний: надежность и цена деятельности (допустимые, недопустимые), степень напряжения регуляторных механизмов гомеостаза (нормальные, пограничные, патологические), адекватность ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности (адекватной мобилизации, динамического рассогласования).
Виды функциональных состояний: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления, переутомления
Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала. Понятие социально-психологического климата. Психофизиологические состояния персонала, сформированные под влиянием определенного социально-психологического климата в коллективе. Субъективное состояние: расстроенность, утомленность, чувство вины, тревожность.
Принципы оценки функциональных состояний: адекватности, комплексности, минимизации, конкретности, динамичности, реактивности, восстановимости, индивидуальности. Моно- и полипараметрический подходы к оценке функционального состояния. Методы оценки энергетического (уровень активности физиологических функций и систем), сенсорного (возможности приема и первичной переработки поступающей информации различными сенсорными системами), информационного (способы обработки поступившей информации и принятия решений), эффекторного (реализация принятых решений в деятельности) и активационного (направленность и напряженность деятельности) компонентов функционального состояния.
Основные термины и понятия: функциональное состояние, функциональная система, компоненты функционального состояния, надежность и цена деятельности, напряжение регуляторных механизмов гомеостаза, адекватность реакции организма.
Контрольные вопросы
- Что такое функциональное состояние человека?
- Какие критерии классификации функциональных состояний?
- Каковы виды функциональных состояний?
- Каково влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала?
- Назовите и охарактеризуйте принципы оценки психофизиологических функциональных состояний.
- Дайте характеристику методам оценки энергетического, сенсорного, информационного, эффекторного и активационного компонентов функционального состояния.
Тема 12. Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента
Основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности специалиста: развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки; регламентация режима труда, отдыха и питания; минимизация неблагоприятного действия факторов труда; неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы; фармакологическая коррекция. Методы соматической направленности: физические упражнения, использование тренажеров, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, аксонорефлекторное воздействие на биологические активные точки кожи, нормо- и гипобарической гипоксия, контрастные температурные воздействия, импульсная низкочастотная физиотерапия. Методы психофизиологической направленности: электротранквилизация центральной нервной системы (центральная электроанальгезия), психическая саморегуляция, биологическая обратная связь, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка.
Методы личностной направленности: изменение и регуляция восприятия, коррекция стиля взаимодействия (общения), анализ уязвимых сторон личности, изменение жизненных стереотипов и системы ценностей.
Основные термины и понятия: реабилитация, психофизиологическая подготовка, электростимуляция, аутогенная тренировка, биологические активные точки, биологическая обратная связь, психическая саморегуляция.
Контрольные вопросы
- Каковы основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности?
- Какие методы психофизиологической направленности используются для коррекции функциональных состояний?
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Учебники и учебные пособия
-
Армстронг, м. Практика управления человеческими ресурсами: учебник/ Майкл Армстронг. — 10-е изд.- сПб.: Питер, 2010. — с. 197-211, 393-398.
- Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
- Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 479 c.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – 607 с.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — 464 с:
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
Монографии
- Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина.- 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2006. — 687 c.
- Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
Дополнительная литература
- Баддли, А., Айзенк М., Андерсон М. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с.
- Батаршев, А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика про-фессионально важных качеств/ А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева Е. В. Майорова. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с
- Бутуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем/ А.С. Бутуев. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
- Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – 368 с.
- Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.
- Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины/ Е.П. Ильин [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 544 c.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 704 c.
- Ильин, Е. П. Психофизиология воли/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011.– 464 с.
- Зотов, М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – 304 с.
- Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 384с.
- Конгнитивная психология/ Р. Солсо, — СПб.: Питер, 2011. – 596 с.
- Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 582 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – 816 с.
- Психология мышления/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2008. — 672 с.
- Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2009. — 687 с.
- Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — 280 с.
- Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — 784 с.
- Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
- Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учебное пособие для вузов/ Л.В. Черемошкина. – М.: Аспект-Пресс. – 2009. — 319 с.
Планы практических (семинарских) занятий
Тема 1. Научно-теоретические основы психофизиологии. Предмет, цель, задачи и методы психофизиологии профессиональной деятельности — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Психофизиология Предмет, задачи и методы психофизиологии как науки.
- Характеристика основных направлений психофизиологии.
- Психофизиология профессиональной деятельности как научная дисциплина, ее задачи и место среди других научных дисциплин.
- Основные принципы психологии в психофизиологии профессиональной деятельности.
- Классификация и характеристика методов психофизиологического исследования.
Основная литература
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2010. – с. 11-42
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 6-44
Дополнительная литература
- Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 9- 43.
- Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с.12-126.
Тема 2. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов- 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Общие принципы организации и свойства сенсорных систем.
- Механизмы рецепции, передачи, преобразование и переработки информации в сенсорной системе.
- Методы исследования функций сенсорных систем.
- Психофизиология целостного восприятия.
- Топографические аспекты восприятия
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с.30-56.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2010. – с. 42-83
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с.44-48.
Дополнительная литература
- Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с.93-108.
- Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2009. — с.25-97, 250-335.
- Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с.145-192.
Тема 3. Теоретические основы когнитивной психофизиологии — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Предмет, цель и задачи когнитивной психофизиологии.
- Внимание: понятие, свойства, виды.
- Психофизиологические методы исследования свойств внимания.
- Память: понятие, классификация и характеристика видов памяти.
- Мышление: структура мыслительных процессов, типы интеллектуа-льной деятельности, механизмы творческой деятельности.
Основная литература
- Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2007. –с. 55-80, 100-121.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 99-126, 170-191.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для вузов/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – с. 48-57.
Дополнительная литература
- Баддли, А., Айзенк М., Андерсон М. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с.
- Конгнитивная психология/ Р. Солсо, — СПб.: Питер, 2011. — с. 93-334.
- Психология мышления/ Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер [и др.]. – М.: АСТ Астрель, 2008. — с. 666-671.
- Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учебное пособие для вузов/ Л.В. Черемошкина. – М.: Аспект-Пресс. – 2009. — с. 6-45.
Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Связь общих ощущений и эмоций. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.
- Способы выражения и измерения эмоций.
- «Эмоциофильные» свойства темперамента: тревожность, сила и слабость процессов возбуждения, экстраверсия-интроверсия, импульсивность, эмоциональность.
- Психофизиологические механизмы возникновения стресса, фрустрации и аффекта.
Основная литература
- Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Дани-лова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с. 164-232.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. –с. 495-503.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — с 126-157.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 57-63.
- Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с. 98-204.
Дополнительная литература
- Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – с.15-101.
- Зотов, М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.111-215.
- Холмская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов/ Е.Д. Холмская. — СПб.: Питер, 2012. – с. 308-364.
- Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.77-109.
Тема 5. Дифференциальная психология и психофизиология
Вопросы для обсуждения
- Дифференциальная психология. Место дифференциальной психологии среди других областей знания и психологических дисциплин.
- Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность.
- Дифференциальная психофизиология: история становления, методы исследования, предмет и основная концепция.
- Изучение профессиональной, учебной и спортивной деятельности с позиций дифференциальной психофизиологии.
Основная литература
- Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина.- 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2006. — c. 48-63.
- Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 92-166.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. — с. 126-141.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. — с. 345- 359.
Дополнительная литература
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и жен-щины/ Е.П. Ильин [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 544 c.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.12-27.
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — c.13-20, 55-134, 221-241.
- Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с.77-93.
Тема 6. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Понятия профессии, специальности и должности. Психологическая классификация профессий и специальностей.
- Рабочее место в организации: понятие, классификация и цели анализа.
- Спецификация рабочего места: понятие, цели и задачи оценки.
- Профессиографический анализ деятельности: цели, задачи и виды профессиографии. Профессиограмма. Психограмма.
- Методы профессиографии рабочего места. Разработка и обоснование психофизиологических требований к специалистам.
Основная литература
- Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник/ Майкл Армстронг. — 10-е изд.- СПб.: Питер, 2010. — с. 197-211, 393-398.
- Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персо-нала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 232-267.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 369-371.
- Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 66-92.
Дополнительная литература
- Батаршев, А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика про-фессионально важных качеств/ А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева Е. В. Майорова. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.45-92.
- Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.217-224.
- Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — с. 41-78.
- Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с. 407-508.
Тема 7. Психофизиологический аспект профессионального отбора и профессиональной пригодности — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Профессиональный отбор: сущность, цели и задачи. Основные виды профессионального отбора.
- Сущность и задачи психофизиологического отбора.
- Концепция профессионально важных качеств. Психофизиологические исследования при оценке профессионально важных качеств.
- Надежность, валидность и стандартизированность психофизиолгических методик при проведении профессионального отбора.
Основная литература
- Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персо-нала: теория и практика: учебник/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — c. 200-232, 330-355.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 360-362.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 92-121.
Дополнительная литература
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. –с.27-45.
- Медведев, Д. С. Современные психотехники: технология профессио-нально-психологического отбора кадров /Д. С. Медведев, А. П. Булка.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с. 6-41, 508-576.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с. 116-193.
- Соломин, И. Л. Экспресс-диагностика персонала/ И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2008. — с.73-78.
Тема 8. Теория профессионализации персонала — 4 часа Вопросы для обсуждения
- Сущность и содержание профессионализации персонала.
- Периодизация развития человека как субъекта труда.
- Методы профессионализации персонала.
- Формирование индивидуального стиля деятельности.
- Профессиональные деформации личности: детерминанты, уровни.
Основная литература
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 360-362.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 121-147.
Дополнительная литература
- Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с.86-180.
- Зотов М.В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.9-111.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.87-92, 134-146.
- Ильин Е. П. Психофизиология воли/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011.– с.69-90.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.598-632.
Тема 9. Психофизиологические компоненты работоспособности — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Профессиональное здоровье и профессиональная работоспособность. Динамика работоспособности.
- Методы оценки и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала.
- Профессиональное утомление: понятие, причины, классификация, проявление.
- Способы оптимизации профессиональной работоспособности.
- Эргономический подход к организации трудовой деятельности на рабочем месте.
Основная литература
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – с.481-516.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 362-365.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 147-165, 193-201.
Дополнительная литература
- Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.126-134.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с. 690-730.
Тема 10. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Адаптации человека: понятие, компоненты адаптации и их характеристика.
- Адаптация к условиям профессиональной деятельности. Виды и уровни адаптации.
- Общая характеристика экстремальных факторов информационно-семантической, физико-химической и биологической природы. Психофизиологические механизмы развития экстремальных состояний.
- Стресс в профессиональной деятельности. Поведенческие, когнитивные, эмоциональные и психофизиологические проявления стресса.
- Психофизиологическая адаптация человека: понятие, методы оценки и коррекции.
Основная литература
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб., Питер, 2006. – с.518-548.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 365-366, 326-340.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 165-183.
Дополнительная литература
- Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. – с.45-92.
- Зотов, М. В. Механизмы познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса/ М.В. Зотов. – СПб.: Речь, 2011. – с.111-215.
- Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.224-230.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.193-251.
- Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.49-109.
Тема 11. Психофизиологические функциональные состояния — 4 часа Вопросы для обсуждения
- Психофизиологические функциональные состояния: понятие, классификация, роль и место в поведении персонала.
- Виды функциональных состояний: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления и переутомления.
- Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала.
- Принципы и методы оценки функциональных состояний.
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.– М.: Аспект Пресс, 2007. – с.334-343.
- Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с.10-30, 38-49, 54-87, 98-111, 204-243, 282-296.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 195-237.
- Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2010. – с. 157-170.
Дополнительная литература
- Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с.86-180.
- Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.244-256.
Тема 12. Технологии оптимизации психофизиологических функциональных состояний персонала в практике менеджмента — 4 часа
Вопросы для обсуждения
- Основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности.
- Технология определения заданных уровней психофизиологических требований к надёжности профессиональной деятельности.
- Методы коррекции негативных функциональных состояний соматической направленности.
- Методы негативных функциональных состояний психофизиологической направленности
- Методы негативных функциональных состояний личностной направленности в практике менеджмента.
Основная литература
- Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — с.282-332.
- Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ О. Н. Рыбников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 237-280.
Дополнительная литература
- Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приёмы саморегуляции/ Л.П. Гримак. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2010. – с. 180-240.
- Ковалев, С. В. Управление качеством работы персонала: учебно-практическое пособие/ С. В. Ковалев. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — с.299-378.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, — 2010. – с.730-811.
- Трошин, В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика/ В. Д. Трошин. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — с.128-333.
Темы рефератов
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.
- Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.
- Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности.
- Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
- Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
- Психофизиологические компоненты работоспособности персонала.
- Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала.
- Влияние психофизиологических функциональных состояний на эффективность профессиональной деятельности.
- Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу.
- Психологическая и психофизиологическая оценка уровня стресса.
- Влияние положительных эмоций на успешность профессиональной деятельности персонала.
- Влияние отрицательных эмоций на профессиональную деятельность персонала.
- Невербальные проявления отрицательных эмоциональных состояний человека.
- Невербальные проявления положительных эмоциональных состояний человека.
- Специфика проявлений в речи состояния эмоциональной напряженности.
- Влияние профессиональной мотивации на психофизиологические состояния сотрудников.
- Феномен «психического выгорания» в профессиональной деятельности.
- Влияние технической эстетики на психофизиологические состояния персонала.
- Эргономический подход к оптимизации психофизиологических состояний оператора.
- Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний персонала.
- Психическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния в условиях трудовой деятельности.
- Оценка уровня психологической и физиологической профессиональной дезадаптации.
- Агрессивность как проявление профессиональной дезадаптации.
- Психологическая готовность к риску как профессионально значимое свойство личности.
- Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
- Связь эффективности профессиональной деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
- Психологические особенности саморегуляции субъектов с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
- Психофизиологические основы профилактики перенапряжения менеджера по персоналу.
Вопросы к зачёту
- Адаптация человека как процесс, равновесие и результат.
- Аутогенная тренировка и психофизиологическая реабилитация.
- Биологическая обратная связь в системе психофизиологической подготовки.
- Виды и формы бессознательного. Виды мыслительной деятельности.
- Виды научения: простое, ассоциативное, сложное. Вторая сигнальная система и речь.
- Изменение и регуляция восприятия как способ профилактики дистресса.
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.
- История психофизиологии профессиональной деятельности.
- Коэволюция психологии и физиологии.
- Критерии классификации и принципы оценки функциональных состояний.
- Лицевая экспрессия эмоций и техники идентификации эмоций по выражению лица. Механизм социального контроля проявления эмоций.
- Место психофизиологии в системе наук о человеке.
- Методы психофизиологического отбора.
- Методы психофизиологической подготовки к профессиональной деятельности.
- Механизмы психологической защиты в деятельности человека.
- Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина.
- Надежность профессиональной деятельности.
- Неврозы как следствие дефектов функции психологической защиты.
- Неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы как способы коррекции работоспособности.
- Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности.
- Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека.
- Потребностно-информационная теория П.В.Симонова.
- Приемы стресс-менеджмента в практике руководителя.
- Причины и признаки эмоционального стресса в профессиональной деятельности.
- Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья.
- Профессионально значимые психофизиологические и психологические свойства личности.
- Профессиональный отбор: понятие, характеристика видов отбора.
- Профессиографический анализ деятельности: цели, задачи и виды профессиографии.
- Психофизиологическая стоимость работы и резервы организма.
- Психофизиологические корреляты личностных факторов.
- Психофизиологические механизмы побудительных и операциональных аспектов поведения.
- Психофизиологические механизмы формирования стресса и фрустрации.
- Психофизиологические основы первичных и высших потребностей человека.
- Психофизиологические параметры динамики работоспособности.
- Психофизиологические проявления дезадаптации.
- Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Рабочее место: понятие, классификация, требования к организации
- Развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки.
- Система профессионального отбора и место в ней психофизиологического отбора.
- Способы психофизиологической реабилитации.
- Теории сознания.
- Теория функциональных систем П.К.Анохина.
- Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения.
- Феномен психологической защиты и безотчетные эмоции.
- Физиологический и психический гомеостаз в генезе экстремальных состояний.
- Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности.
- Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности.
42