Список слов
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, зависимость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ
Цель: изучение особенностей личности.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся некоторых свойств личности. Здесь не может быть хороших и плохих ответов, поэтому свободно выражайте свое мнение, давайте первый пришедший Вам в голову ответ.
Если Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером вопроса, если не согласны – «нет»».
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен(на) ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен(на) к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно,чем я ожидал(а).
15. Я часто бываю не согласен(на) с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо раздражительнее, чем кажется.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня,
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен(на) на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят нас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. Я никогда не бываю мрачен(на) от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меняиз себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел(а).
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов(а) сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял(а) вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был(а) настолько зол(зла), что хватал(а) попавшуюся мне под руку вещь и ломал(а) ее.
57. Иногда я чувствую, что готов(а) первым(ой) начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал(а), что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват(а) по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил(а) неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал(а) занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.
Ключ к опроснику
Физическая агрессия
«Да» — 1 балл: 1; 25; 33; 41; 48; 55; 62; 68
«Нет» — 1 балл: 9; 17
Косвенная агрессия
«Да» — 1 балл: 2; 18; 34; 42; 56; 63
«Нет» — 1 балл: 10; 26; 49
Раздражение
«Да» — 1 балл: 3; 19; 27; 43; 50; 57; 64; 72
«Нет» — 1 балл: 11; 35; 69
Негативизм
«Да» — 1 балл: 4; 12; 20,28
«Нет» — 1 балл: 36
Обида
«Да» — 1 балл: 5; 13; 21; 29; 37; 51; 58
«Нет» — 1 балл: 44
Подозрительность
«Да» — 1 бал: 6; 14; 22; 30; 38; 45; 52; 59
«Нет» — 1 балл: 65; 70
Вербальная агрессия
«Да» — 1 балл: 7; 15; 23; 31; 46; 53; 60; 71; 73
«Нет» — 1 балл: 39; 66; 74; 75
Чувство вины
«Да» — 1 балл: 8; 16; 24; 32; 40; 47; 54; 61; 67
После подсчета баллов по каждой из шкал вычисляются индексы враждебности и агрессивности:
Индекс враждебности – сумма баллов по 5 и 6 шкалам;
Индекс агрессивности – сумма баллов по 1, 3 и 7 шкалам.
Средние статистические нормы показателей по шкалам
(для примерного сравнения)
Шкалы | Мужчины | Женщины |
5,07 4,47 5,94 2,19 2,26 3,33 7,61 5,34 | 3,23 5,17 6,14 2,30 1,78 2,26 6,82 4,41 |
Норма агрессивности:
меньше 17 – низкий уровень агрессивности;
17 – 25 – средний уровень;
больше 25 – высокий уровень.
Норма враждебности:
меньше 4 – низкий уровень;
4-10 – средний уровень;
больше 10 – высокий уровень.
1. Провести сравнительный анализ результатов по шкалам: анализ начинать со шкал, по которым выявился самый высокий результат.
2. Сравнить, какой вид агрессии выражен ярче, как эти виды могут сочетаться друг с другом.
3. Анализ индексов агрессивности и враждебности.
Под агрессией мы будем понимать любое целенаправленное деструктивное неведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным, и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.
Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
Агрессия, враждебность, раздражительность могут выступать в качестве реакции на ситуации, вызывающие у человека тревогу. Человек испытывает напряжение и становится саркастичным, язвительным, трудно уживчивым. Другой, наоборот, становится подозрительным, скованным. Внутренний конфликт между бессилием и агрессивностью парализует активность личности.
Согласно концепции Басса-Дарки, выделяются следующие виды агрессии:
1. Физическая — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки — неудовлетворенность жизнью, высокая степень напряжения — разрядка психологического напряжения) или как агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами…).
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев, норм, законов, традиций.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи гнева на весь мир за действительные или вымышленные страдания.
6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Тест-опросник для измерения потребности в общении
1. Потребность в общении является одной из основных социогенных потребностей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимоотношении. В ее основе лежит, во-первых, потребность в эмоциональном контакте; во-вторых – социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения.
2. Потребность в общении проявляется в стремлении индивида принадлежать группе, быть ее членом взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь.
3. Потребность в общении приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы.
4. Потребность в общении проявляется также в стремлении участвовать в совместной деятельности (организации совместного отдыха, вечеров, встреч и т.п.).
Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Таким образом, потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми. При этом общение выступает как цель этой деятельности.
5. Потребность в общении проявляется различным образом:
§ В эмоциональных проявлениях в виде утверждений «мне нравится», «я люблю», «я чувствую», «меня задевает» и т.п.
§ В самооценке – «я – общительный человек», «я считаю себя…» и т.п.
§ В оценках других людей и особенностях их характера.
§ В путях удовлетворения данной потребности.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером напишите «да», ели не согласны – «нет». Представляйте себе типичные ситуации и не тратьте время на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову, не пропускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждое утверждение. Свободно выражайте свое мнение, помните, что плохих или хороших ответов здесь не существует».
Ключ
«Да»: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33
«Нет»: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29
Обработка данных
Подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждое совпадение начисляется 1 балл. Итоговый показатель вычисляется путем суммирования всех баллов.