Тема 5  Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере

Тема 5  Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере

Вопросы: Направленность психодиагностических методов на выявление особенностей психических процессов профессиональных действий. Психодиагностика в профотборе и профориентации. Связь работоспособности с темпераментом. Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности. Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу. ДЦО –Дифференциально-диагностический опросник ( Е. Л. Климов), опросник Холланда.

1. Направленность психодиагностических методов на выявление особенностей психических процессов профессиональных действий Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики. Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей.

Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

6 стр., 2775 слов

Принципы психодиагностики

... и количественные характеристики этих изменений; психодиагностика социальный этический психолог Принцип диалектической связи сущности и явления, ... отражать окружающий мир, в результате чего формируется навык эффективной регуляции деятельности Принцип развития, понимаемый как ... подходе используются, как правило, стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой; при идиографическом - ...

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям. К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них — следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, 1 Более подробно эти и другие принципы проверки научной обоснованности психодиагностических методик будут рассмотрены в следующей главе книги. наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека.

Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психодиагностической методики, нередко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт. Обязательным в той связи для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей. Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных.

5 стр., 2301 слов

«Теория и методика преподавания русского языка», «Психология» и«Педагогика»

... как компонент учебного процесса. Современные технологии оценивания результатов обучения русскому языку Взаимосвязь контроля с ... нормативно-стилистический и исторический) и частнометодические (в методике фонетики: опора на речевой слух, рассмотрение звука ... основы. Содержательные компоненты обучения. Управление процессом обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Современный урок ...

Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тесты самом себе или на другом человеке. Очень важно также знание правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты, а нарушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы. Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с ней. Обязательным ли для психодиагноста является наличие базового психологического образования, соответствующего диплома? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать невозможно.

В некоторых случаях, таких, например, как проведение судебно-медицинской или иной психодиагностической экспертизы, конкурсный отбор, прием на работу, применение сложных психологических тестов, государственно установленное образование, подтвержденное соответствующим дипломом, действительно необходимо. В других случаях, при проведении, например, психодиагностики при помощи сравнительно простых методик в школе, в других учреждениях, достаточно психологического самообразования. Неопределенность в решении данного вопроса дополнительно связана, во-первых, с тем, что в настоящее время далеко не все высшие государственные образовательные учреждения, где готовят практических психологов, обеспечивают одинаково высокий уровень их профессиональной подготовки; во-вторых, с тем, что даже в самых известных и престижных государственных психологических и педагогических учебных заведениях такая подготовка не всегда достаточна для того, чтобы получающий высшее психологическое образование считался хорошим психодиагностом без самостоятельного дополнительного самообразования в этой области; в-третьих, с тем, что психологическое самообразование частично вполне может заменить государственное образование в области элементарной психодиагностики, и человека, не имеющего соответствующего диплома, не всегда можно считать плохим психодиагностом.

К примеру, психодиагностикой на удовлетворительном с практической точки зрения уровне вполне могут заниматься люди, имеющие высшее педагогическое, социологическое, медицинское и иное образование, по своей программе предусматривающее достаточно основательное знакомство с психологией. Многое в решении обсуждаемого вопроса зависит и от того, в какой мере проводимой психодиагностикой определяются благополучие и судьба тех людей, которые ей подвергаются. Если человек от психодиагностики никак не может пострадать, то ее может осуществлять тот, кто имеет достаточное для этого самообразование, но в случае проведения экспертизы, конкурса или приема на работу этим обязательно должен заниматься лицензированный или дипломированный специалист. Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой — профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдает морально-этические нормы.

2.Психодиагностика в профотборе и профориентации

Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

Профессии:

1. с абсолютной профессиональной пригодностью (наличие специальных природных задатков).

Обязателен профессиональный отбор (диагностика).

2. с относительной профессиональной пригодностью. Профессиональную пригодность можно сформировать у любого человека. Диагностика нужна (профессиональные качества), но не отбор. Можно помочь быстрее стать профессионалом.) Проблема профессионального выбора. Выявить интересы и личные качества к той или иной профессиональной Деятельности (мотивация, интеллект,

3.Связь работоспособности с темпераментом. Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.

Работоспособность не может быть не связана с темпераментом, так как В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту и работоспособности. Так, если например рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом, Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Одна­ко холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точнос­ти, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: «Лучше меньше, да лучше».

4.Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности. Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу.

Еще в период обучения в школе, как правило, в старших классах проводится профориентационное обследование, которое в последующем уточняется при поступлении в среднепрофессиональные, высшие учебные заведения или непосредственно на производстве.

Одним из тестов, выявляющим профессиональную направленность личности, является опросник «Карта интересов», который предназначен для изучения познавательных интересов испытуемого в связи с задачами профориентации. С помощью данного опросника изучаются интересы в 33 сферах деятельности.

При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наи­большим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые обследуемым. Психологу-консультанту важно выяснить, как отвергаемые сферы деятельности могут сказаться на освоение предпочитаемой сферы деятельности.

При профориентации подростков и взрослых для определения сферы интересов личности можно воспользоваться«Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е.А. Климова. Опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классифика­цией типов профессии Е.А. Климова и определения сферы интересов личности в пяти системах отношений.

Выявляются предпочтения по следующим типам профессий:

1) «человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2) «человек–техника» – все технические профессии;

3) «человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4) «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5) «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

По выраженности склонностей в какой-либо области можно косвенно судить о возможных способностях личности в этой области.

Методика чешских ученых «Ориентировочная анкета» или ценностные ориентации личности (ЦОЛ) В. Смекалы и М. Кучераиспользуются для оценки типов направленности личности в профориентационной работе, а также для получения человеком ориентировочной информации о себе, своих интересах и склонностях, в отношениях с окружающими.

Методика позволяет выявить направленность личности по трем параметрам и определить степень выраженности направленности:

– НС – направленность на себя;

– НВ – направленность на взаимные действия;

– НЗ – направленность на задачу.

Оценка полученных данных производится в зависимости от пола испытуемого, нормативные данные применимы для возрастных групп, начиная с 15-17 лет.

Качественная интерпретацияпредполагает выявление доминирующей направленности.

ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ — увлеченность своими переживаниями и проблемами. Стремление удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. Часто снижена чувствитель­ность к оценке текущей ситуации – могут возникать необоснованные и поспешные выводы.

Продуктивность деятельности значительно увеличивается при возможности индивидуальных форм организации труда.

Полагают, что в любом деле человек должен стремиться к первенству. В своем поведении и деятельности ориентируется на собственные ощущения и оценки, однако иногда делает поспешные выводы и предложения. В процессе взаимодействия с другими людьми рассчитывает только на свои силы и при этом стремится отстаивать свою точку зрения вопреки остальным.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в общении и в совместной деятельности проявляется потребность в контактах с другими людьми. Стремление к положительному восприятию других людей, к одобрению их поступков, к развитию сотрудничества. Желание расположить к себе окружающих, готовность развивать с ними доверительные отношения. Стремление со всеми поддерживать хорошие отношения, иногда даже в ущерб выполняемому делу.

Полагают, что выработка общего решения, согласия важнее успеха отдельного члена группы.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ – стремление к овладению предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Часто сочетается с деловой направленно­стью личности, когда интересы человека связаны больше с выполнением задания, а не с проблемами установления контактов.

Опрашиваемый считает, что существует много гораздо более интересных вещей, чем работа, которую приходится выполнять, а развивать отношения с другими людьми желательно не на деловой основе (а в обстановке, не связанной с выполнением работы).

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии)

Психодиагностика психолога в школе — Тесты профориентации

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака «+», что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака «+». Знаком «—» отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака » —», а если вид деятельности очень не нравится —то три знака » —».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

Обработка и интерпретация результатов После заполнения «Листа ответов» подсчитывается число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий).

Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.  Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков » — » и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов. После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной — склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X. Ч — профессии типа «человек —человек»; основной объект труда— человек.  Т — профессии типа «человек — техника»; основной объект труда— техника, технические системы. П — профессии типа «человек — природа»; основной объект труда — природа.  3 — профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).

X —профессии типа «человек — художественный образ».  При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

Ч

Т

П

3

X

За

10а

10б

12а

11б

11а

126

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

Опросник Холланда. ИНСТРУКЦИЯ:

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая вам больше подходит (исходя из ваших способностей и возможностей).

Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставьте  знак «+». Подсчитайте количество плюсов в каждой строке. Например, из пары «инженер» — «социолог» вам интереснее профессия социолога. Код этой профессии — 2. Значит, в бланке ответов в графе «код профессий» надо поставить «+» рядом с цифрой 2.  Код         Выбор (фиксировать плюсом)        Сумма плюсов  1.  2.  3.  4.  5.  6. Инженер (1) — Социолог (2)  Кондитер (1) — Священнослужитель(З)  Повар (1) — Статистик (4)  Фотограф (1) — Торговый администратор (5)  Механик (1) — Дизайнер (6)  Философ (2) — Врач (3)  Эколог (2) — Бухгалтер (4)  Программист (2) — Адвокат (5)  Кинолог (2) — Литературный переводчик (б)  Страховой агент (з) — Архивист (4)  Тренер (3) — Телерепортер (5)  Следователь (3) — Искусствовед (6)  Нотариус (4) — Брокер (5)  Оператор ЭВМ (4) — Манекенщица (6)  Фотокорреспондент (5) — Реставратор (6)  Озеленитель (1) — Биолог-исследователь (2)  Водитель (1) — Бортпроводник (3)  Метролог (1) — Картограф (4)  Радиомонтажник(1) — Художник по дереву (6)  Геолог (2) — Переводчик-гид (3)  Журналист (5) — Режиссер (6)  Библиограф (2) — Аудитор (4)  Фармацевт (2) — Юрисконсульт (3)  Генетик (2) — Архитектор (6)  Продавец (3) — Оператор почтовой связи (4)  Социальный работник (3) — Предприниматель (5)  Преподаватель вуза (3) — Музыкант-исполнитель (6)  Экономист (4) — Менеджер (5)  Корректор (4) — Дирижер (6)  Инспектор таможни (5) — Художник-модельер (б)  Телефонист (1) — Орнитолог (2)  Агроном (1) — Топограф (4)  Лесник (1) — Директор (5)  Мастер по пошиву одежды (1) — Хореограф (б)  Историк (2) — Инспектор ГАИ (4)  Антрополог (2) — Экскурсовод (3)  Вирусолог (2) — Актер (б)  Официант (3) — Товаровед (5)  Главный бухгалтер (4) — Инспектор уголовного розыска (5)  Парикмахер-модельер (б) — Психолог (3)  Пчеловод (1) — Коммерсант (5)  Судья (3) — Стенографист (4)  Подсчитайте количество плюсов в бланке ответов. Макси мальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.  1. Реалистический тип  Преимущественно «мужской» тип. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости, тонкой моторной координации. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Представители данного типа эмоционально стабильны, уверены в себе, консервативны, ригидны, отличаются некоторой конформностью. Им присуща также целеустремленность и ответственность.  Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру гие профессии, которые предполагают решение конкретных за дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.  2. Интеллектуальный тип   Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.  Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Отличаются эрудицией. Во взаимодействии с другими людьми, как правило, сдержанны.  Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности. Оптимальной для представителя типа будет работа по сбору и обработке информации, её систематизации, независимая самостоятельная научная работа. 3. Социальный тип  Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, весьма ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию. Умеют понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми, любят убеждать, разъяснять. Математические способности развиты слабее.  Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, воспитание, психология, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.  4. Артистический тип  Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.  Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.  5. Предприимчивый тип  Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным).

Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.  Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способнос тей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и дру гие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.  6. Конвенциональный тип   Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.  Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профес­сии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, со зданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.

Тема 5 — Стр 2