Темперамент 3

Традиционно личностные черты делят на врожденные и приобретенные либо биологические и социальные.

Наиболее часто под Т понимают врожденные особенности Ч, которые обуславливают динамические характеристики Л, проявляющиеся в активности, интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенностями адаптации.

Темперамент как выражение формально-динамической характеристики поведения, деятельности человека (скорости, интенсивности, выносливости и др.) в большей степени детерминирован и определяется природными, биологическими факторами, нежели более сложные психологические образования, такие, как интеллект и характер.

Общим для большинства исследователей является определение темперамента, как совокупности врожденных особенностей личности однако сходство в представлениях на этом заканчивается. В настоящее время не существует единого мнения о природе темперамента. Взгляды различных исследователей на основные черты темперамента не совпадают. Это касается как их перечня, так и содержательной интерпретации.

I) гуморальные теории

Представления впервые появились в V—IV вв. до н.э. и связанны с Гиппократом, а потом были развиты Галеном (II в н.э.).

Ими были выделены 4 основных типа Т по предполагаемому доминированию того или иного типа жидкости в организме:

  1. Сангвиник — кровь,
  2. Флегматик — слизь (лимфа),
  3. Холерик — желчь,
  4. Меланхолик — черная желчь.

Данное разделение оказалось очень удобным и наглядным, хотя связи с жидкостями не обнаружилось, но типы легко выявляются.

Сангвинический темперамент. У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания, высокой активностью, адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание, нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность.

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

... неудачи, связанные с работой? Нравится ли Вам быстро говорить? Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи ... об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения ... их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и ...

Флегматический темперамент. Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный тип. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.

Холерический темперамент. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций, например, от гнева к веселью. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Речь носит ярко выраженную эмоциональную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастают. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.

4 стр., 1765 слов

Темперамент 2

ТЕМПЕРАМЕНТ. План. Понятие темперамента. Физиологическая основа темперамента. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента Учет темперамента в учебно-воспитательной работе. 1. Понятие темперамента. Наблюдая за людьми, ... отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов. Темперамент—это природные особенности, которые проявляются в скорости возникновения и ...

Меланхолический темперамент. Данный тип темперамента отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть «в тени». Сдержанная, неопределенная, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придает большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных ситуациях, теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.

III) факторные теории

Факторные концепции темперамента выделяют некоторое множество свойств — факторов, позволяющих более или менее удачно описать темперамент. Как считают сторонники этих концепций, знать темперамент индивида — значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в котором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними.

Однако, метод изучения темперамента с помощью факторного анализа имеет существенные изъяны. У разных авторов количество и качество выделяемых факторов разное, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов, в принципе остается неизменным.

Наиболее популярные в настоящее время факторные теории — это 2-х факторная теория и 5-ти факторная теория.

2-х факторная теория Г. Айзенка.

Ганс Айзенк (1957, 1990) предложил рассматривать 2-х факторную модель черт темперамента, исходя из описания поведения экстравертов и интровертов — с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом — с другой стороны.

Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал:

1) экстраверсия—интроверсия — шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру. Физиологические механизмы, лежащие в основе экстраверсии—интроверсии, -восходящие активирующие влияния ретикулярной формации  экстраверты обладают более сильным кортико-ретикулярным тормозным процессом, чем интроверты, что приводит к их более низкой, по сравнению с интровертами, активации.

Интроверты, которые легко активируются и с трудом снижают уровень активации, склонны избегать стимулирующих ситуаций, которые еще больше повышают их и так высокую активацию.

Экстраверты, имеющие низкий уровень активации, наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию для повышения активации (общение с другими людьми, сенсорная стимуляция, эмоциогенные ситуации).

 экстраверты больше, чем интроверты, любят общаться с другими, более склонны к разнообразным приключениям и не боятся рисковать.

2) эмоциональная стабильность—лабильность — шкала характеризует индивида со стороны его эмоциональной устойчивости.

Различия в уровне Невротизма рассматриваются как различия в тонусе симпатической и парасимпатической нервной системы.

IV) критериальные (стилевые) теории

В 70−80 гг ряд исследователей договорились под Т понимать такие св-ва которые соответствуют определенным критериям. Представители Нью-Йоркского близнецового исследования А. Басс и Р. Пломин, разработали популярную в современной психологии концепцию темперамента, считают, что в нем должны прежде всего отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий:

1) определяют стиль поведения, то есть то как человек действует в различных ситуациях, то, что определяет темп его деятельности, адаптацию, переменчивость, эмоциональность и др. устойчивые характеристики, проявляющиеся в широком классе ситуаций, способствующих биологическому приспособлению;

2) связаны с биологическими структурами (особенностями нервной системы),

3) генетически обусловлены,

4) проявляются в раннем детстве и онтогенетически стабильны,

5) обнаруживаются у животных.

Влияние Т на особенности поведения меняется с возрастом, но даже во взрослом состоянии, хотя черты Т и маскируются характером, они проявляются когда Ч-ку нет необходимости играть социальные роли, в ситуациях когда контроль сознания снижен или в экстремальных, критических ситуациях.

А. Басс, Р. Пломин. выдвинули 3-х компонентную концепцию темперамента

1) Активность — энергетическая компонента

  • темп движений (скорость, быстрота),
  • интенсивность (амплитуда и сила движений),
  • выносливость

Активность характеризуется общим энергетическим уровнем (человек всегда занят, любит двигаться, часто торопится, обладает быстрой речью и энергичными движениями).

Про такого человека говорят: «Не может сидеть на месте».

2) Эмоциональность — проявление 2-х негативных эмоций страха и гнева. Положительные эмоции являются компонентами других черт темперамента. Эмоциональность выражается, по мнению этих авторов, в легкости возникновения аффективных реакций и оценивается по их интенсивности.

3) Социабельность — желание быть среди других. Социабельность связана с потребностью в аффилиации (желании постоянно находиться среди людей).

V) нейродинамические теории

— связуют темперамент с особенностями нервной систмы (НС).

И.П.Павлов — в НС имеют место 2 процесса — возбуждение и торможение, из их взаимодействия вытекают св-ва НС:

1) сила НС — сила проявления возбуждения или торможения, от этого зависит работоспособность клеток коры, и их выносливость,

2) уравновешенность НС — определенный баланс процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность НС — быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособлениек неожиданным и резким изменениям обстановки

На основе этих процессов строились классификации типов высшей нервной деятельности. Имеется связь с классическими типами Т:

• слабый тип НС — меланхолик (тормозной)

• сильный неуравновешенный — холерик (безудержный)

• сильный уравновешенный подвижный — сангвиник (уравновешенный)

• сильный уравновешенный неподвижный — флегматик (инертный).

Слабость

Сила

Неуравновешенность

Уравновешенность

Подвижность

Инертность

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Характер

В современном понимании Х — совокупность индивидуально-психологических свойств, складывающихся в течение жизни и проявляющихся в типичных для данного Ч способах деятельности и формах поведения.

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

В настоящее время принято различать Т и Х, полагая под первым преимущественно биологическое проявления, а под вторым социально сформированные черты. При этом Т является природной основой Х — базисом, на котором разворачиваются все социально приобретенные черты. При этом черты темперамента могут маскироваться чертами Х.

Черты характера — это предрасположенность вести себя сходным образом в определенном диапазоне ситуаций — то, что обуславливает постоянные, типичные для определенных ситуаций особенности поведения. Выделяют

  1. Общие черты — характеристики, которые присущи какому-то кол-ву людей (сходное социальное воздействие  сходные модели поведения),
  2. Индивидуальные — уникальные черты Л.

К.т. по псих процессам выделяют черты волевые, эмоциональные, интеллектуальные и др.

В соответствии с направленностью черты делятся по отношению:

1) к окр. миру — убеждения или беспринципность, интересы, идеалы и др.,

2) к деятельности — добросовестность, исполнительность, ответственность и др.,

3) к людям — привязанность, замкнутость, эгоизм, лживость, и др.,

4) к вещам — собственничество, бережливость, стяжательство и др.,

5) к себе — самолюбие, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и др.

Совокупность черт Х определяют структуру Х — некий каркас Л, в который входят наиболее выраженные черты, проявляющиеся в различных видах д-ти.

В основе характера человека лежит Я-концепция. Я-концепция — совокупность представлений Л о себе и своем месте в мире.

В целом под Я-концепцией понимают совокупность установок. Большинство исследователей выделяют в структуре Я-концепции 3 компонента:

1) Я-образ, он складывается из

• реальное Я — каким сам себя представляет ч на данный момент,

• социальное Я — как по мнению Ч, его представляют др.,

• идеальное Я — каким Ч хотел бы видеть себя сам.

2) эмоционально-оценочный компонент — самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и др. — суждения на основе

  • социокультурных стандартов и норм,
  • социальные реакции людей на Ч,
  • индивидуальные критерии и стандарты.

3) Конативный (поведенческий, волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, уклониться от критики и т. д.

Все эти компоненты являются источником формирования самооценки, что является основой развития социально значимых черт Л у Ч, и являются основой проявления черт Х.

Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия. Это — не статическое, а динамическое образование личности, основа формирования его социального поведения и черт характера. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ Я, а множество сменяющих друг друга образов, обретающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.

Х формируется в условиях жизни и деятельности Ч в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. Этот процесс называется социализацией.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Основной критерий Социализации, как процесса социального развития — формирование социальной успешности- насколько Ч соответствует требованиям соц. среды.

В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум две грани.

1) постепенная ориентировка ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей.

2) формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности (Я-конценпция).

Понятию социализации может быть тождественно понятие воспитание, если его понимать как влияние на развитие ребенка совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий, а не только как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего. Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации.

4

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector