Тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет возрастной психологии, ее значение и задачи.
  2. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь ее с другими науками.
  3. Методологические принципы возрастной психологии.
  4. Стратегии исследования в возрастной психологии.

Литература:

  1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И.Иващенко, Я.Л. Коломинского.-Минск, 1980.
  2. Актуальные проблемы возрастной психологии/Под ред. А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина и др.- М., 1978.
  3. Актуальные проблемы психологии: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. М.И. Постникова.- Архангельск, 1997.
  4. Рыкованов В.А. Возрастная психология. — СПб., 1999.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: психология развития, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, близнецовый метод, метод экспертных оценок.
  2. Салмина Н.Г., Чернышева В.К. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии и внедрение достижений психологической науки в практику // Вопросы психологии.-1980.-№ 5 (конспект).
  3. Составить таблицу «Теоретические и практические задачи психологии развития». Обосновать необходимость взаимосвязи теории и практики психологии развития.

    Теоретические задачи психологии развития

    Практические задачи психологии развития

  4. Осуществите сравнительный анализ стратегий исследования, применяемых в психологии развития: поперечный срез, продольный срез, экспериментально-генетическая стратегия.

Название стратегии

Специфические особенности

Достоинства

Недостатки

Тема 2: Предпосылки, условия и закономерности психического развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Категория «развитие», «рост», «созревание».
  2. Предпосылки, условия и движущие причины психического развития в онтогенезе. Факторы психического развития.
  3. Принципы психического развития.
  4. Основные закономерности психического развития.
  5. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского:

а) основные положения теории Л.С. Выготского.

б) понятие о низших и высших психических функциях, закон развития высших психических функций.

в) теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского.

5. Активность человека как фактор развития его личности и психики.

6. Социально-историческая природа детства.

Литература:

  1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.-Воронеж, 1995.
  2. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. — М., 1977.
  3. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга //Вопросы психологии.-1989.-№ 2.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование.-1996.-№ 2.
  5. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития //Психологическая наука и образование.-1996.-№ 4.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: среда, психическое развитие, предпосылки психического развития, условия психического развития, рост, созревание, движущие силы психического развития, закономерности психического развития, низшие психические функции, высшие психические функции.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.-М., 1998.- С.205−222 (доклад).
  3. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М. Семенюк.-М., 1994.- С.23−26 (конспект) или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.В. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001.- С.32−36 (конспект).
  4. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии// Там же.- С.14−23. (конспект)
  5. Малых С.Б. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях // Вопросы психологии.- 2004.- № 2.- С.136−148 (выписки).
  6. Обобщите изученный материал и заполните таблицу «Закономерности психического развития».

    Название

    закономерности психического развития

    Содержание

    закономерности

    Пример,

    иллюстрирующий закономерность

  7. Обобщите изученный материал и заполните таблицу «Принципы психического развития»

Название

принципа

психического развития

Содержание

принципа

Пример,

иллюстрирующий принцип

Тема 3: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии

Вопросы для обсуждения:

  1. Деятельность как основное условие развития психики человека. Понятие о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.
  2. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии человека.
  3. Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития ребенка.

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал.-1994.-№ 3.
  2. Кукаркин А.З. Эволюционно-генетические закономерности и проблема детерминант психического развития человека // Вопросы психологии.-1985.-№ 3.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущей деятельности, общение, воспитание, обучение, «зона ближайшего развития», уровень актуального и потенциального развития.
  2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987 (конспект).
  3. Корепова И.А. Опыт исследования зоны ближайшего развития // Психологическая наука и образования.- 2004.- № 4.-С.11−18 (краткие выписки).
  4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Ред-сост. Г. В. Бурменская. — М., 1996.-С.20−27 (конспект), или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.В. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001.- С.18−26 (конспект).
  5. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М., 1994. — С.121−135 (конспект).

Тема 4: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Значения возраста и их взаимосвязь.
  2. Структура возраста (по Л.С. Выготскому).
  3. Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Понятие возрастного кризиса.
  4. Принципы построения возрастных периодизаций развития.
  5. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границ и характеристика периодизаций: Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, З. Фрейда, А.В. Петровского.

Литература:

  1. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб.: Питер, 2001. — С. 81−97.
  2. Михайлов Ф.Т. Возраст как культурный феномен // Философские исследования. — 1998. — № 3.
  3. Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница // Журнал практического психолога.-1999. — № 2.
  4. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.
  5. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2.
  6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000. — 184 с. //
  7. Эриксон Э. Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности // Психология развития. Хрестоматия / Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб.: Питер, 2001. — С.97−125.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: психологический возраст, биологический возраст, календарный возраст, фаза (стадия) психического развития, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, сензитивный период, кризис развития.
  2. Борисенко Ю.В. Этапы развития личности // Психология зрелости и старения.- 2010.- № 3.- С. 98−117 (выписки).
  3. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. — 2004. — № 1.- С.110−120 (конспект).
  4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.С. Семенюк. — М., 1994. — С.169−176 (конспект).
  5. Составьте таблицу «Сравнение периодизаций психического развития».

Возраст

Периодизация Д.Б. Эльконина

Периодизация

Ж. Пиаже

Периодизация

З. Фрейда

Периодизация

Э. Эриксона

Тема 5: Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика периода новорожденности:

— социальная ситуация развития;

— значение безусловных рефлексов;

— эмоциональное развитие.

  1. Психическое развитие в младенчестве:

а) Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения.

б) Формирование предпосылок усвоения речи.

в) Развитие движений и действий.

г) Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности познавательных процессов).

д) Развитие предпосылок формирования личности. Характеристика кризиса 1 года.

Литература:

  1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. — 1994. — № 1. — С.180−183.
  2. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. — М., 1996.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.
  4. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.118−129.
  5. Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992.
  6. Смирнова Е.О., Рошка Г. И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. — 1987. — № 3.
  7. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. — 1995. — № 4. — С.108−115.
  8. Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. — М.: Геррус, 2000.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, перцептивные действия, зрительное сосредоточение, слуховое сосредоточение.
  2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М., 1994. — С.190−195 (конспект).
  3. Меренкова В.С. Зависимость здоровья детей первого и второго года жизни от эмоционального реагирования матери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 3.- С. 35−40 (выписки).
  4. Трушкина С.В. Отказ от новорожденного ребенка: подходы к решению проблемы в США и России // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 2.- С. 22−36 (доклад).
  5. Обобщите изученный материал и составьте таблицу «Общая характеристика безусловных рефлексов новорожденного».

    Название безусловного рефлекса

    Содержание безусловного рефлекса

    Значение безусловного рефлекса

  6. Обобщите изученный материал и составьте таблицу «Содержание и последовательность формирования условных рефлексов у новорожденного».

    Название условного рефлекса

    Время возникновения

    условного рефлекса

    Содержание условного рефлекса

    Значение условного рефлекса

  7. Составьте схему «Виды безусловных рефлексов новорожденного», в которой все безусловные рефлексы дифференцируйте на несколько группы: атавистические, защитные, ориентировочные и пр.

Тема 6: Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальная ситуация развития в раннем детстве.
  2. Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве.
  3. Развитие познавательных процессов детей раннего возраста.
  4. Формирование личности в раннем детстве.
  5. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в раннем детстве.
  6. Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.

Литература:

  1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. — 1994. — № 1. — С.180−183.
  2. Алтунина И.Р. Мотивация социального поведения в разные эпохи и на разных этапах детства // Мир психологии.- 2006.- № 1.- С. 116−133.
  3. Берникова Н.Н. Анализ отцовской позиции в воспитании ребенка раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 1.- С. 21−26.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.
  5. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с. //
  6. Грецов А.Г. Детская игра — главный способ освоения мира // Психолог в детском саду.- 2009.- № 2.- С. 4−22.
  7. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1986. -№ 5. — С. 5−12.
  8. Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992.
  9. Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С.94−99.
  10. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. — 1995. — № 4. — С.108−115.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: орудийные действия, соотносящие действия, предметные действия, сенсорный эталон, предсенсорный эталон, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.
  2. Меренкова В.С. Связь типа привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и ее реакций в эмоциональной ситуации и здоровьем ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. — 2010. — № 1.- С. 63−66 (выписки).
  3. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3 (выписки).
  4. Филипович И.В. Особенности поведения родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. — 2009. — № 4. — С. 92−101 (доклад).
  5. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Психолог в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 75−84 (доклад).
  6. Щетинина А.М., Селина В.В. Особенности психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства. — 2010. — № 2. — С. 70−75 (краткие выписки).

Тема 7: Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.
  2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
  3. Развитие личности дошкольника.
  4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.
  5. Характеристика кризиса 7 лет.

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 2003. — № 6. — С.17−31.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника //
  3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5−6 лет // Психологическая наука и образование.- 2004.- № 2.- С. 47−56.
  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. — М., 1984.
  5. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н. Поддъяков. — М., 1984.
  6. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М., 1994. — С.216−229.
  7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. — М.: МПСИ Модэк, 2004 //
  8. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология. — 1988. — № 1. — С.50−60.
  9. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. — М.: Педагогика, 1992. //
  10. Непомнящая Н.Н. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка // Мир психологии.- 2006.- № 1.- с.133−142.
  11. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию// Психологическая наука и образование.- 2010.- № 2
  12. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4−5 летних детей // Мир психологии. — 2007.- № 2.- С.93−100.
  13. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. — СПб., 1997.
  14. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 2001.- № 9.- С.68−75.
  15. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 38−52.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.
  2. Андреева Т.В., Муромцева С.О. Влияние отношения отца на формирование личности дочери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 1.- С. 5−9 (доклад).
  3. Архиреева Т.В. Личностные и ситуационные детерминанты отцовского воспитания // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 1.- С. 10−14 (доклад).
  4. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1996.- № 6.- С. 64−75 (конспект).
  5. Лытаева О.Ю. Отношение родителей и прародителей к игре дошкольников // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- № 1.- С. 18−34 (доклад).
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование.- 2009.- № 3 (краткие выписки).
  7. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2006.- № 2.- С. 55−69 (доклад).
  8. Романова А.Л. Образовательная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование.- 2008.- № 3.- С. 91−98 (доклад).
  9. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза детской игрушки // Психологическая наука и образование.- 2008.- № 3.- С. 5−19 (доклад).

Тема 8: Психологическая готовность к школьному обучению

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.
  2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная (мотивационная) готовность

б) коммуникативная готовность

в) развитие произвольности поведения

г) интеллектуальная готовность.

  1. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

Литература:

  1. Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С.87−91.
  2. Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. — М., 1980. — С.129−138.
  3. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.- М., 2005.- 256 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2006.- 208 с. // www.koob.ru/gutkina/psy_school
  5. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. — 1997. — № 4. — С.71−80.
  6. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С.18−24.
  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М ., 1988.
  8. Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М., 1987.
  9. Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. — Екатеринбург, 1999.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.
  2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4−5 лет // Вопросы психологии. — 1997. — № 2.- С.18−23 (конспект).
  3. Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. — 2005.- № 2.- С.62−69 (краткие выписки).
  4. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог. -2000. — № 30.- (специальный вкладыш), (доклад).
  5. Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 2. — С. 87−93 (выписки).
  6. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 3. — С. 45−53 (выписки).
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием// Психологическая наука и образование.- 2010.- № 3 (доклад).

Тема 9: Общая характеристика младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения.

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.
  2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.
  3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.
  4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
  5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
  6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Литература:

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- МПСИ: МОДЭК, 2006 //
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2001. — С.62.
  3. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.-Воронеж, 1998.
  4. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М., 1990.
  5. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. — Казань, 1998.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвящение, 1998.
  7. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига: ПУ «Эксперимен», 2000.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.
  2. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. — 2005. — № 2. — С.217−222 (доклад).
  3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С.160−169 (выписки).
  4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С.229−232(конспект).
  5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. — 2004.- № 4. — С.48−59 (доклад).
  6. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С.19−35 (конспект).
  7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. — 2004. — № 1.- С.137−144 (выписки).

Тема 10: Общая характеристика подросткового возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.
  2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
  3. Особенности развития самосознания.
  4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Развитие познавательных процессов.
  7. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
  8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 6. — С. 5−22.
  2. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка. — СПб., 1996.
  3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.: МПСИ, 1997.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина, 1983.-255с.//
  5. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. — Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Подльский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика.- СПб.: Питер, 2004.- 202 с.
  7. Прихожан А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М., 2001. — С. 267−270.
  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М., 1990.
  9. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств определяющих «дезадаптационный синдром пятых классов» // Психология обучения. — 2008.- № 12.- С. 103−112.
  10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: МПСИ, 1996.
  12. Фрейд А. Подростковый возраст как нарушение развития // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа.- т. 2.-М., 1999.
  13. Цукерман Г. А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.
  14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. — М., 2003.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие высших психических функций в переходном возрасте. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. — т.4. — М.: Педагогика, 1984 (выписки).
  3. Гавлилова Т.А., Швац Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии.- 2010.- № 4.- С. 37−45 (доклад).
  4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. — 2007. — № 1. — С. 15−27 (доклад).
  5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельштейна.- М.: МПСИ, 1996. — С. 239−248 (конспект).
  6. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 48−60 (доклад).
  7. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 2001. — № 3 (выписки).
  8. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. — 2006.- № 2.- С. 39−54 (конспект).
  9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С.20−33 (выписки).
  10. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии. — 2007. — № 5.- С. 39−47 (доклад).
  11. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.39−47 (доклад).
  12. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития// Психологическая наука и образование.-2010.-№ 5 (доклад).
  13. Харламенкова Н.Е., Соловьева А.В. Причины и динамика внутреннего напряжения в подростковом возрасте // Психолог и школа.- 2007.- № 4.- С. 3−18 (доклад).

Тема 11: Общая характеристика юношеского возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальная ситуация развития в ранней юности.
  2. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения.
  3. Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Развитие самосознания.
  4. Изменение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в ранней юности.
  5. Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.
  6. Юношеская субкультура.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению — основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М., 2001. — С. 229−232.
  2. Кон И.С.Психология ранней юности // www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti
  3. Мухина В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001. — С. 234−238.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: МПСИ, 1996.
  5. Психологическое сопровождение выбора профессии/Под ред. Л.М.Митиной. — М.: МПСИ: «Флинта», 1998.
  6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000.
  7. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1998.
  8. Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. — 1984. — № 4.
  9. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. — М., 1997.
  10. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М., 1989.
  11. Цыгулева Т.Г., Бирюкова Т.А. Смысложизненные ориентации старшеклассников // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. — М., 2001.
  12. Якобсон П.М. Юношеский возраст // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М., 2001. — С. 238−243.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь: жизненные планы, интеллектуальная зрелость, максимализм, мировоззрение, самовоспитание, самосознание, самоопределение (профессиональное, нравственное), Я-концепция.
  2. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. — 2004. — № 6. — С.63−72 (доклад).
  3. Григорович С.С. Особенности профессионального самоопределения в ранней юности // Психология обучения. — 2008. — № 9.- С.42−48 (доклад).
  4. Зыкова Н.А., Гавриленко Н.А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте // Психология обучения. -2009.- № 2.- С. 44−58 (доклад).
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С. 259−266 (конспект).
  6. Перминова С.Е., Мещерякова И.А. Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения// Психологическая наука и образование. -2010. -№ 5(доклад).
  7. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.: Академия, 2001. — С. 348−350 (выписки).

Тема 12: Общая характеристика взрослости. Ранняя взрослость (20−30 лет)

Вопросы для обсуждения:

  1. Период взрослости. Периодизации взрослости.
  2. Общая характеристика ранней взрослости.
  3. Профессиональное самоопределение и определение нового социального статуса. Мотивы выбора профессии. Психологические особенности кризисов профессионального становления.
  4. Развитие личности в ранней взрослости.
  5. Развитие когнитивной сферы в ранней взрослости.
  6. Характеристика кризиса 30 лет.

Литература:

  1. Ермолаева М.В. Психология развития. Москва-Воронеж, 2003.
  2. Крайг Г. Психология развития. — СПб: «Питер», 2000.
  3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.
  4. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.-С. 235−239.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь: ранняя взрослость.
  2. Борисенко Ю.В. К вопросу о критериях личностной зрелости в период взрослости // Психология зрелости и старения. — 2009. — № 4.- С. 5−26 (выписки).
  3. Козловская С.Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения // Мир психологии.- 2005. — № 2. — С.160−165 (выписки).
  4. Максимов М. Есть ли средства против кризисов?// Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.333−362 (конспект).
  5. Солдатова Е.Л. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативном кризисе взрослости // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 16−30 (краткие выписки).
  6. Шахновская Е.Л. Гендерные особенности переживания кризиса 30 лет // Психология зрелости и старения. — 2007. — № 2. — С. 10 — 57 (краткие выписки).

Тема 13: Особенности развития в период средней и поздней взрослости (30−40 и 40/45−55/60)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика средней взрослости.
  2. Профессиональное развитие. Мотивация профессиональной деятельности.
  3. Личностное развитие в средней взрослости.
  4. Когнитивное развитие в средней взрослости.
  5. Характеристика кризиса 40/45 лет.
  6. Общая характеристика поздней взрослости.
  7. Понятие зрелость. Признаки зрелой личности.
  8. Личностное развитие в период зрелости.
  9. Когнитивное развитие в зрелости.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г. Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М., 1999.
  2. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.
  3. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. — М.: Педагогика, 1972.
  4. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти. — М., 2003.
  5. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология.-СПб.: Алетейя, 2000.
  6. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.-Л., 1981.
  7. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред. А.А. Журавлев, Е.А. Сергиенок. — М.: ИП РАН, 2007.
  8. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.-М., 2002.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь: зрелость.
  2. Алферова М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни // Мир психологии. — 2006. — № 3. — С.124−130 (конспект).
  3. Беляева О.А., Фролова Ю.И. Основание для принятия решения о смене профессии в зрелых возрастах // Психология зрелости и старения. — 2007. — № 3. — С. 5−27 (краткие выписки).
  4. Бороздина Л.В., Молчанова О.И. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. — Психология. Серия 14. — 1996. — № 4. — С.45−57 (выписки).
  5. Бороздина Л.В., Молчанова О.И. Самооценка в возрасте первой зрелости // Вестник МГУ. — Психология. Серия 14. — 1990. — № 2. — С.24−38 (выписки).
  6. Добсон Д. Кризис середины жизни // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.325−333 (доклад).
  7. Палеев А. Кризис середины жизни // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.317−325(доклад).
  8. Пиняева С.Е., Андреев В.Н. Личность и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С.3−9 (конспект).
  9. Шатохина В.А. По ту сторону перевала. Анализ кризиса среднего возраста (по книге Дж. Холлиса «Перевал в середине пути») // Психология зрелости и старения.- 2010.- № 3.- С.25−33 (краткие выписки).
  10. Шаповаленко И.В., Обухова О.Б. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости // Психология зрелости и старения. — 2008. — № 4. — С. 42−61 (краткие выписки).
  11. Шеманова Н.А. Изменения в психологической жизни мужчин и женщин в средней взрослости // Психологическая наука и образование.- 2008.- № 1.-С.14−22 (краткие выписки).

Тема 14: Особенности развития в период старости

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика периода старости. Типологии старения.
  2. Характеристика познавательной активности в старости. Причины ухудшения интеллектуальных функций (прямые и косвенные).

    Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости.

  3. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
  4. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.
  5. Этапы умирания (по Э. Кюблер-Росс).

    Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная).

Литература:

  1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.-М., 1998.
  2. Биксон Т.К., Пепло Л.Н., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Р. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е.Покровского. — М., 1989. — С. 512−551.
  3. Геронтопсихология / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  4. Глухова И.Ю., Зыкова М.Н. Специфика образа старости в различных возрастных группах // Психология зрелости и старения.- 2008.-№ 1.- С. 46−73.
  5. Глуханюк Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения // www.koob.ru/gluhanyuk/pozdnii_vozrast_i_strategii_ego_osvoeniya
  6. Ермолаева М. Практическая психология старости. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  7. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 123−133.
  8. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека //Психология зрелости и старения. — 1997. — № 3. — С. 8−12.
  9. Краснова О.В.Психология старости и старения.- М.: Академия, 2007 //http://www.koob.ru/krasnova_o_v/psihologiya_starosti_i_stareniya
  10. Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям (опыт социального исследования).- М.: Прометей, 2004.
  11. Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект.- М., 2007.
  12. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. — М.: Академия, 2002.
  13. Психология смерти и умирания / сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Хорвест, 1998.
  14. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти. -М., 2003.
  15. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 6.
  16. Шатохина В.А. Занятие по укреплению памяти граждан пожилого возраста. Методика «Пиктограмма» // Психология зрелости и старения.- 2010.- № 2.- С. 102−109.
  17. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. -М.: Медицина, 1996.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.
  2. Брозик Б., Ойлер С., Брелер Э., Гилер У. Синдром Дориана Грея // Психология зрелости и старения.- 2010.-№ 3.- С. 34−45 (выписки).
  3. Ермолаева М.В. Жизненный опыт как критерий личностного развития в старости // Мир психологии. — 2007. — № 3. — С. 145−152 (выписки).
  4. Камнева Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций в старости: половозрастной аспект // Психология зрелости и старения. — 2010. — № 2. — С. 62−71 (краткие выписки).
  5. Коломинский Я.Л., Белановская О.В. Психологические проблемы смысла жизни в старости // Психология зрелости и старения. — 2010. — № 2. — С. 72−82 (доклад).
  6. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003.-С.354−36 (доклад).
  7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2. — С.6−11 (выписки).
  8. Краснова О.В., Солнцева Н.Н. Качество жизни пожилых людей в доме-интернате: эколого-психологический подход // Психология зрелости и старения. — 2008. — № 4. — С. 40−66 (доклад).
  9. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании //Психология старости и старения. Хрестоматия./ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С. 131−135 (выписки) или в журнале Психология зрелости и старения.- 2010.- № 2.- С. 6−11 (выписки).
  10. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта //Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 133−141 (доклад).
  11. Равич-Щербо И.В., Обухова О.Б. Психогенетические исследования старения // Вестник Московского университета. — 2005. — № 4. — С.71−81 (доклад).

Интернет — ресурсы по курсу «Психология развития»

  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya
  2. Глуханюк Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения //

www.koob.ru/gluhanyuk/pozdnii_vozrast_i_strategii_ego_osvoeniya

  1. Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе // www.koob.ru/gutkina/psy_school
  2. Диксон Уоллес20 великих открытий в детской психологии//

http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  1. Ермолаева М.В.Субъектный подход в психологии развития взрослого человека // www.koob.ru/ermolaeva/sub_approach_psychology
  2. Кон И.С.Психология ранней юности //

www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

www.koob.ru/kraig_bokum1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Краснова О.В.Психология старости и старения //

www.koob.ru/krasnova_o_v/psihologiya_starosti_i_stareniya

  1. Лисина М.И.Формирование личности ребенка в общении // www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child
  2. Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы взрослости // www.koob.ru/malkina/age_crises
  3. Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa
  4. Малкина-Пых И.Г.Кризисы пожилого возраста // www.koob.ru/malkina/crises_elderly
  5. Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития//

www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Овчарова Р.В.Родительство как психологический феномен //

www.koob.ru/ovcharova/parenting_phenomenon

  1. Пиаже ЖанРечь и мышление ребенка //

www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  1. Реан А.А.Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология //

www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Фельдштейн Д.И.Хрестоматия по возрастной психологии //

www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В.Возрастная психология //

www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya1

  1. Шихи ГейлВозрастные кризисы //

www.koob.ru/sheehey_geil/vozrastnie_krizisi_gale

  1. Шуаре М.О.Возрастная и педагогическая психология //

www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды //

http://www.koob.ru/elkonin_d_b/psych_works

  1. Эльконин Д.Б.Психология игры // www.koob.ru/elkonin_d_b/psihologiya_igri_elk

Программное обеспечение курса «Психология развития»

«Психология развития» как отрасль психологической науки теснейшим образом связана с такими дисциплинами психологического цикла как «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая диагностика», «Психологическая служба в образовании».

  1. Автоматизированная база данных психологической службы и логопункта «ПСИХЕЯ». — М.: Когито-Центр, 2010.
  2. Пси-Профиль. Пакет школьного психолога. — М.: Когито-Центр, 2010.
  3. Методика Л.А. Ясюковой (часть 3).

    Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. — СПб.: Иматон, 2010.

  4. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». -СПб.: НПФ Амалтея, 2009.
  5. Овчарова Р.В. Диагностика родительства. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
  6. Программа «Экватор» по обучению снятию напряжения. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
  7. Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
  8. Программа «Комфорт». Универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции. — СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
  9. Психодиагностическая система «ТЕСТМЕЙКЕР». Предназначена для сбора и анализа данных, создания собственных методик, оценки их надежности, валидности и репрезентативности.
  10. Система «StimMaker». Программа-конструктор психологических экспериментов.

Словарь терминов

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.

Предмет психологии развития — особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).

Объект возрастной психологии — человек.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Филогенез — процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Метод — научный способ организации и осуществления исследования.

Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в фиксации чувственно воспринимаемой информации.

Эксперимент — метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

Опрос — метод психологического исследования, состоящий в устном или письменном изучении респондентов при помощи вопросов, представляемых их вниманию в устной или письменной форме.

Близнецовый метод — метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

Изучение продуктов деятельности — метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

Тест — метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.

Стратегия возрастных срезов — стратегия исследования, состоящий в изучении динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени через одномоментоное обследование лиц, принадлежащих к разным возрастным группам.

Стратегия поперечных срезов — стратегия исследования, характеризующийся изучением разных групп испытуемых с последующим сопоставлением данных, полученных на этих группах.

Стратегия продольных срезов (лонгитюд, длинник) — стратегия исследования, заключающаяся в изучении одной и той же группы испытуемых в течении длительного промежутка времени по одним и тем же параметрам с последующим сопоставлением данных, полученных в разных замерах.

Тема 2. Теории психического развития: биологический подход

Импринтинг (запечатление) — 1) глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения животного после его появления на свет; 2) специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отдельные признаки объектов, отличительные особенности родителей как носителей признаков вида.

Рекапитуляция — краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.

Тема 3. Теории психического развития: поведенческий подход

Габитуация — понижение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.

Сенсибилизация — повышение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.

Полевое поведение — совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды.

Тема 4. Теории психического развития: психодинамический подход

Амбивалентность влечений — противоречивость потребностей человека.

Аутоэротичность (нарциссизм) — влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качнстве сексуального объекта.

Психологическая защита — механизм искажения травмирующей человека информации с целью конструктивной последующей адаптации к ней.

Идентичность — 1) (по Э. Эриксону) чувство самотождественности, чувство обретения, адекватности, стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; 2) эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Комплекс Электры — (по К.Г. Юнгу) бессознательное эротическое влечение дочери к отцу и связанные с этим негативные установки к матери.

Либидо — (по З. Фрейду) специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека.

Нарциссизм — (по З. Фрейду) состояние и направленность либидо на Я.

Вторичный нарциссизм — (по З. Фрейду) явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно в Я.

Оно (Ид) — один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, включающий в себя бессознательные желания и влечения.

Регрессия — форма психологической защиты от травмирующей человека информации и действительности, при которой осуществляется возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения и мышления.

Сверх — Я — один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, состоящий из моральных норм, табу, совести, контролирующий стремление человека руководствоваться в жизни своими влечениями, подчиняющий их моральным нормам общества.

Эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение сына к матери и связанные с этим негативные установки к отцу.

Тема 5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их.

Аккомодация — процесс изменения ранее усвоенной информации под влиянием новых сведений, в ходе которого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые.

Эгоцентризм — характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Эгоцентрическая речь — одно из проявлений эгоцентризма, состоит в то, что ребенок занимаясь той или иной деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Согласно Ж. Пиаже эгоцентрическая речь это: 1) речь в отсутствии собеседника; 2) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

Тема 6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития

Психическое развитие — 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека; 2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Созревание — проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Низшие психические функции — психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.

Источником психического развития человека является среда.

Среда — окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования.

Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Врожденность — индивидуальные особенности человека, сформировавшиеся в процессе пренатального или перинатального развития.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.

Движущие силы — противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

Социогенез — развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.

Эпигенез — развитие, происхождение благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого.

Инволюция — необратимое ослабление или распад психических функций.

Синкретизм — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.

Тема 7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии

Деятельность — активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

Ведущая деятельность — это активность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.

Ведущая деятельность — деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Зона ближайшего развития — область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Обучение — процесс целенаправленной передачи ребенку общественно-исторического опыта.

Тема 8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Периодизация психического развития — последовательность стадий (периодов) психического развития, выделенных в целостном жизненном цикле человека.

Психологический возраст — определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.

Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) — совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) — это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования — это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Сензитивный период — 1) оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств; 2) период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведении я и знаний.

Стабильный период характеризуется постепенным развитием.

Кризис — особый, относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах

Тема 9. Пренатальное развитие

Бондинг - развитиеблизких избирательных отношений, например, привязанности, связьмеждуматерью и ребенком предполагаетналичиетесного физического контакта между матерью и ребенком в первыечасыжизни ребенка, способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитиюпотребностизаботитьсяо нем.

Послеродовая депрессия - психическое состояние, характеризующееся угнетенностью, подавленностью, общей пассивностью поведения.

Тема 10. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Депривация — лишение, утрата человека чего-то значимого для него.

Комплекс «оживления» — эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.

Младенчество — период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.

Новорожденность — период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».

Базальная тревога - интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

Базовое (базальное) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Моторика — движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Перцептивные действия — действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.

Манипуляции предметные — проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования и забавы, совершаются без учета способов культурного употребления предметов.

Рефлекс — опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) -осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Ситуативно-личностное общение- общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Ситуативно-деловое общение — общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

«Спонтанная» («гастическая») улыбка — улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.

Социальная улыбка — эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.

Эмоциональная депривация — продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Тема 11. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

Орудийные действия — 1) активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком); 2) вид предметных действий, в ходе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой.

Соотносящие действия — вид предметных действий, активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).

Предметные действия — действия с предметами в соответствии с их назначением.

Предметно-орудийная деятельность — целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Половая идентификация — отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

Предметные действия — это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

Привязанность — избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Символическая функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.

Ситуативно-деловое общение — общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

Негативизм — немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Тема 12. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

Негативное самоопределение — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения.

Позитивное самоопределение — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка».

Тема 13. Психологическая готовность к школьному обучению

Школьная зрелость (функциональная готовность) — это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

Психологическая готовность — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе, состоит из 1) мотивационной готовности — положительного отношения к школе, желания учиться, желания быть школьником и не быть дошкольником; 2) интеллектуальная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти, и иных познавательных процессов; 3) волевая готовность — наличие произвольности поведения; 4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности с ними, отношение к взрослому как к авторитетной личности, стремление ему подражать, отсутствие обид на его замечания.

Тема 14. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Внутренний план действий — умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя позиция школьника — стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли — школьника.

Рефлексия — процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.

Тема 14. Психическое развитие в подростковом возрасте

Акселерация — процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

Дивергентное мышление (творческое) — вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

Конвергентное мышление — вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).

Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Подростковый кризис — период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Ретардация — процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.

Референтная группа — общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.

Феминность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Чувство взрослости — это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.

Психологическая инкапсуляция — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в обществе нравственных или (и) правовых норм.

Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения- противоправное, преступное поведение.

Тема П. 6. Психологические особенности в юношеском возрасте

Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Самосознание — осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

Самоопределение (профессиональное, нравственное) — сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Тема П. 7. Психология взрослости

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

Зрелость — период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.

Инфантилизм личностный — сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.

Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты основного жизненного мотива — смысла жизни.

Тема II.8. Психические особенности старения и старости

Болезнь Альцгеймера — заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.

Деменция (преобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.

Мультиинфарктная деменция — снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Сенильная деменция — органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека.

Предстарческий психоз — свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие, свойственно также неадекватное реагирование на окружающих людей, безотчетность действий и неспособность им сознательно управлять.

Витаукт — система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.

Геронтопсихология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

Инволюция психики- процесс угасания психических процессов и функций.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Ипохондрическая фиксация — болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.

Эвтаназия — действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больного человека.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector