Вопросы для обсуждения:
- Предмет возрастной психологии, ее значение и задачи.
- Место возрастной психологии в системе научного знания, связь ее с другими науками.
- Методологические принципы возрастной психологии.
- Стратегии исследования в возрастной психологии.
Литература:
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И.Иващенко, Я.Л. Коломинского.-Минск,1980.
- Актуальные проблемы возрастной психологии/Под ред. А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина и др.- М.,1978.
- Актуальные проблемы психологии: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. М.И. Постникова.- Архангельск, 1997.
- Рыкованов В.А. Возрастная психология. — СПб.,1999.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: психология развития, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, близнецовый метод, метод экспертных оценок.
- Салмина Н.Г., Чернышева В.К. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии и внедрение достижений психологической науки в практику // Вопросы психологии.-1980.-№5 (конспект).
- Составить таблицу «Теоретические и практические задачи психологии развития». Обосновать необходимость взаимосвязи теории и практики психологии развития.
Теоретические задачи психологии развития
Практические задачи психологии развития
- Осуществите сравнительный анализ стратегий исследования, применяемых в психологии развития: поперечный срез, продольный срез, экспериментально-генетическая стратегия.
Название стратегии |
Специфические особенности |
Достоинства |
Недостатки |
Тема 2: Предпосылки, условия и закономерности психического развития
Вопросы для обсуждения:
- Категория «развитие», «рост», «созревание».
- Предпосылки, условия и движущие причины психического развития в онтогенезе. Факторы психического развития.
- Принципы психического развития.
- Основные закономерности психического развития.
- Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского:
а) основные положения теории Л.С. Выготского.
б) понятие о низших и высших психических функциях, закон развития высших психических функций.
в) теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского.
5. Активность человека как фактор развития его личности и психики.
6. Социально-историческая природа детства.
Литература:
- Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.-Воронеж,1995.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. — М.,1977.
- Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга //Вопросы психологии.-1989.-№2.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование.-1996.-№2.
- Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития //Психологическая наука и образование.-1996.-№4.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: среда, психическое развитие, предпосылки психического развития, условия психического развития, рост, созревание, движущие силы психического развития, закономерности психического развития, низшие психические функции, высшие психические функции.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.-М.,1998.- С.205-222 (доклад).
- Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М. Семенюк.-М.,1994.- С.23-26 (конспект) или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.В. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.- С.32-36 (конспект).
- Костюк Г.С. Принцип развития в психологии// Там же.- С.14-23. (конспект)
- Малых С.Б. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях // Вопросы психологии.- 2004.- №2.- С.136-148 (выписки).
- Обобщите изученный материал и заполните таблицу «Закономерности психического развития».
Название
закономерности психического развития
Содержание
закономерности
Пример,
иллюстрирующий закономерность
- Обобщите изученный материал и заполните таблицу «Принципы психического развития»
Название принципа психического развития
|
Содержание принципа |
Пример, иллюстрирующий принцип |
Тема 3: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
Вопросы для обсуждения:
- Деятельность как основное условие развития психики человека. Понятие о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.
- Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии человека.
- Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития ребенка.
Литература:
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал.-1994.-№3.
- Кукаркин А.З. Эволюционно-генетические закономерности и проблема детерминант психического развития человека // Вопросы психологии.-1985.-№3.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущей деятельности, общение, воспитание, обучение, «зона ближайшего развития», уровень актуального и потенциального развития.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1987 (конспект).
- Корепова И.А. Опыт исследования зоны ближайшего развития // Психологическая наука и образования.- 2004.- №4.-С.11-18 (краткие выписки).
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Ред-сост. Г.В. Бурменская. — М.,1996.-С.20-27 (конспект), или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.В. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001.- С.18-26 (конспект).
- Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М.,1994. — С.121-135 (конспект).
Тема 4: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии
Вопросы для обсуждения:
- Понятие возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Значения возраста и их взаимосвязь.
- Структура возраста (по Л.С. Выготскому).
- Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Понятие возрастного кризиса.
- Принципы построения возрастных периодизаций развития.
- Возрастные периоды развития. Критерии определения их границ и характеристика периодизаций: Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, З. Фрейда, А.В. Петровского.
Литература:
- Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб.: Питер, 2001. — С. 81-97.
- Михайлов Ф.Т. Возраст как культурный феномен // Философские исследования. — 1998. — №3.
- Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница // Журнал практического психолога.-1999. — №2.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — №1.
- Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. — 1997. — №2.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000. – 184 с. //
- Эриксон Э. Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности // Психология развития. Хрестоматия / Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб.: Питер, 2001. — С.97-125.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: психологический возраст, биологический возраст, календарный возраст, фаза (стадия) психического развития, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, сензитивный период, кризис развития.
- Борисенко Ю.В. Этапы развития личности // Психология зрелости и старения.- 2010.- №3.- С. 98-117 (выписки).
- Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. — 2004. — №1.- С.110-120 (конспект).
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.С. Семенюк. — М.,1994. — С.169-176 (конспект).
- Составьте таблицу «Сравнение периодизаций психического развития».
Возраст |
Периодизация Д.Б. Эльконина |
Периодизация Ж. Пиаже |
Периодизация З. Фрейда |
Периодизация Э. Эриксона |
Тема 5: Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика периода новорожденности:
— социальная ситуация развития;
— значение безусловных рефлексов;
— эмоциональное развитие.
- Психическое развитие в младенчестве:
а) Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения.
б) Формирование предпосылок усвоения речи.
в) Развитие движений и действий.
г) Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности познавательных процессов).
д) Развитие предпосылок формирования личности. Характеристика кризиса 1 года.
Литература:
- Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. — 1994. — №1. — С.180-183.
- Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. — М.,1996.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.
- Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — №5. — С.118-129.
- Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. — М.,1992.
- Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. — 1987. — №3.
- Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. — 1995. — №4. — С.108-115.
- Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. — М.: Геррус, 2000.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, перцептивные действия, зрительное сосредоточение, слуховое сосредоточение.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М., 1994. — С.190-195 (конспект).
- Меренкова В.С. Зависимость здоровья детей первого и второго года жизни от эмоционального реагирования матери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №3.- С. 35-40 (выписки).
- Трушкина С.В. Отказ от новорожденного ребенка: подходы к решению проблемы в США и России // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №2.- С. 22-36 (доклад).
- Обобщите изученный материал и составьте таблицу «Общая характеристика безусловных рефлексов новорожденного».
Название безусловного рефлекса
Содержание безусловного рефлекса
Значение безусловного рефлекса
- Обобщите изученный материал и составьте таблицу «Содержание и последовательность формирования условных рефлексов у новорожденного».
Название условного рефлекса
Время возникновения
условного рефлекса
Содержание условного рефлекса
Значение условного рефлекса
- Составьте схему «Виды безусловных рефлексов новорожденного», в которой все безусловные рефлексы дифференцируйте на несколько группы: атавистические, защитные, ориентировочные и пр.
Тема 6: Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве
Вопросы для обсуждения:
- Социальная ситуация развития в раннем детстве.
- Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве.
- Развитие познавательных процессов детей раннего возраста.
- Формирование личности в раннем детстве.
- Специфика общения со взрослыми и сверстниками в раннем детстве.
- Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.
Литература:
- Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. — 1994. — №1. — С.180-183.
- Алтунина И.Р. Мотивация социального поведения в разные эпохи и на разных этапах детства // Мир психологии.- 2006.- №1.- С. 116-133.
- Берникова Н.Н. Анализ отцовской позиции в воспитании ребенка раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 21-26.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.
- Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с. //
- Грецов А.Г. Детская игра – главный способ освоения мира // Психолог в детском саду.- 2009.- №2.- С. 4-22.
- Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1986. -№5. — С. 5-12.
- Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. — М.,1992.
- Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. — 1996. — №3. — С.94-99.
- Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. — 1995. — №4. — С.108-115.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: орудийные действия, соотносящие действия, предметные действия, сенсорный эталон, предсенсорный эталон, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.
- Меренкова В.С. Связь типа привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и ее реакций в эмоциональной ситуации и здоровьем ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. — 2010. — №1.- С. 63-66 (выписки).
- Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. — 2010. — №3 (выписки).
- Филипович И.В. Особенности поведения родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. — 2009. — №4. — С. 92-101 (доклад).
- Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Психолог в детском саду. — 2009. — №3. — С. 75-84 (доклад).
- Щетинина А.М., Селина В.В. Особенности психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства. — 2010. — №2. — С. 70-75 (краткие выписки).
Тема 7: Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения:
- Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.
- Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие личности дошкольника.
- Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.
- Характеристика кризиса 7 лет.
Литература:
- Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 2003. — №6. — С.17-31.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника //
- Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование.- 2004.- №2.- С. 47-56.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. — М.,1984.
- Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н. Поддъяков. — М.,1984.
- Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994. — С.216-229.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. — М.: МПСИ Модэк, 2004 //
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология. — 1988. — №1. — С.50-60.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. //
- Непомнящая Н.Н. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка // Мир психологии.- 2006.- №1.- с.133-142.
- Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию// Психологическая наука и образование.- 2010.- №2
- Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии. — 2007.- №2.- С.93-100.
- Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. — СПб.,1997.
- Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 2001.- № 9.- С.68-75.
- Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2002. — №4. — С. 38-52.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.
- Андреева Т.В., Муромцева С.О. Влияние отношения отца на формирование личности дочери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 5-9 (доклад).
- Архиреева Т.В. Личностные и ситуационные детерминанты отцовского воспитания // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 10-14 (доклад).
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1996.- № 6.- С. 64-75 (конспект).
- Лытаева О.Ю. Отношение родителей и прародителей к игре дошкольников // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 18-34 (доклад).
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование.- 2009.- №3 (краткие выписки).
- Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2006.- №2.- С. 55-69 (доклад).
- Романова А.Л. Образовательная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 91-98 (доклад).
- Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза детской игрушки // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 5-19 (доклад).
Тема 8: Психологическая готовность к школьному обучению
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.
- Компоненты психологической готовности к школьному обучению:
а) личностная (мотивационная) готовность
б) коммуникативная готовность
в) развитие произвольности поведения
г) интеллектуальная готовность.
- Проблемы обучения детей с 6-ти лет.
Литература:
- Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. — 1995. — №8. — С.87-91.
- Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. — М.,1980. — С.129-138.
- Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.- М., 2005.- 256 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2006.- 208 с. // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school
- Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. — 1997. — №4. — С.71-80.
- Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2. — С.18-24.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М .,1988.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.,1987.
- Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. — Екатеринбург, 1999.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.
- Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии. — 1997. — № 2.- С.18-23 (конспект).
- Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. — 2005.- №2.- С.62-69 (краткие выписки).
- Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог. -2000. — № 30.- (специальный вкладыш), (доклад).
- Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование. — 2005. — №2. — С. 87-93 (выписки).
- Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. — 2006. — №3. — С. 45-53 (выписки).
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием// Психологическая наука и образование.- 2010.- №3 (доклад).
Тема 9: Общая характеристика младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения.
- Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.
- Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.
- Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.
- Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.
Литература:
- Блонский П.П. Психология младшего школьника.- МПСИ:МОДЭК, 2006 //
- Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2001. — С.62.
- Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.-Воронеж,1998.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М.,1990.
- Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. — Казань, 1998.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвящение,1998.
- Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига: ПУ «Эксперимен», 2000.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.
- Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. — 2005. — №2. — С.217-222 (доклад).
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С.160-169 (выписки).
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С.229-232(конспект).
- Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. — 2004.- №4. — С.48-59 (доклад).
- Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С.19-35 (конспект).
- Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. — 2004. — №1.- С.137-144 (выписки).
Тема 10: Общая характеристика подросткового возраста
Вопросы для обсуждения:
- Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.
- Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
- Особенности развития самосознания.
- Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие познавательных процессов.
- Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
Литература:
- Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. — 2006. — №6. — С. 5-22.
- Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка. — СПб., 1996.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.: МПСИ, 1997.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина,1983.-255с.//
- Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. — Ростов-на-Дону, 1997.
- Подльский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика.- СПб.: Питер, 2004.- 202 с.
- Прихожан А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.,2001. — С. 267-270.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М., 1990.
- Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств определяющих «дезадаптационный синдром пятых классов» // Психология обучения. – 2008.- №12.- С. 103-112.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: МПСИ, 1996.
- Фрейд А. Подростковый возраст как нарушение развития // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа.- т. 2.-М., 1999.
- Цукерман Г.А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — №3.
- Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. — М., 2003.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие высших психических функций в переходном возрасте. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. — т.4. — М.: Педагогика, 1984 (выписки).
- Гавлилова Т.А., Швац Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии.- 2010.- №4.- С. 37-45 (доклад).
- Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. — 2007. — №1. — С. 15-27 (доклад).
- Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельштейна.- М.: МПСИ,1996. — С. 239-248 (конспект).
- Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 48-60 (доклад).
- Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. — 2001. — №3 (выписки).
- Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. — 2006.- №2.- С. 39-54 (конспект).
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — №1. — С.20-33 (выписки).
- Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии. — 2007. — №5.- С. 39-47 (доклад).
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.39-47 (доклад).
- Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития// Психологическая наука и образование.-2010.-№5 (доклад).
- Харламенкова Н.Е., Соловьева А.В. Причины и динамика внутреннего напряжения в подростковом возрасте // Психолог и школа.- 2007.- №4.- С. 3-18 (доклад).
Тема 11: Общая характеристика юношеского возраста
Вопросы для обсуждения:
- Социальная ситуация развития в ранней юности.
- Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения.
- Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Развитие самосознания.
- Изменение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в ранней юности.
- Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.
- Юношеская субкультура.
Литература:
- Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М., 2001. — С. 229-232.
- Кон И.С.Психология ранней юности // http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti
- Мухина В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001. — С. 234-238.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: МПСИ, 1996.
- Психологическое сопровождение выбора профессии/Под ред. Л.М.Митиной. — М.: МПСИ: «Флинта», 1998.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1998.
- Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. — 1984. — №4.
- Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. — М., 1997.
- Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М., 1989.
- Цыгулева Т.Г., Бирюкова Т.А. Смысложизненные ориентации старшеклассников // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. — М.,2001.
- Якобсон П.М. Юношеский возраст // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М., 2001. — С. 238-243.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь: жизненные планы, интеллектуальная зрелость, максимализм, мировоззрение, самовоспитание, самосознание, самоопределение (профессиональное, нравственное), Я-концепция.
- Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. — 2004. — №6. — С.63-72 (доклад).
- Григорович С.С. Особенности профессионального самоопределения в ранней юности // Психология обучения. – 2008. — №9.- С.42-48 (доклад).
- Зыкова Н.А., Гавриленко Н.А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте // Психология обучения. -2009.- №2.- С. 44-58 (доклад).
- Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С. 259-266 (конспект).
- Перминова С.Е., Мещерякова И.А. Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения// Психологическая наука и образование. -2010. -№5(доклад).
- Толстых Н.Н. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.: Академия, 2001. — С. 348-350 (выписки).
Тема 12: Общая характеристика взрослости. Ранняя взрослость (20-30 лет)
Вопросы для обсуждения:
- Период взрослости. Периодизации взрослости.
- Общая характеристика ранней взрослости.
- Профессиональное самоопределение и определение нового социального статуса. Мотивы выбора профессии. Психологические особенности кризисов профессионального становления.
- Развитие личности в ранней взрослости.
- Развитие когнитивной сферы в ранней взрослости.
- Характеристика кризиса 30 лет.
Литература:
- Ермолаева М.В. Психология развития. Москва-Воронеж, 2003.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб: «Питер»,2000.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.,2001.
- Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.-С. 235-239.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь: ранняя взрослость.
- Борисенко Ю.В. К вопросу о критериях личностной зрелости в период взрослости // Психология зрелости и старения. — 2009. — №4.- С. 5-26 (выписки).
- Козловская С.Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения // Мир психологии.- 2005. — №2. — С.160-165 (выписки).
- Максимов М. Есть ли средства против кризисов?// Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.333-362 (конспект).
- Солдатова Е.Л. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативном кризисе взрослости // Психологическая наука и образование. — 2006. — №2. — С. 16-30 (краткие выписки).
- Шахновская Е.Л. Гендерные особенности переживания кризиса 30 лет // Психология зрелости и старения. — 2007. — №2. — С. 10 – 57 (краткие выписки).
Тема 13: Особенности развития в период средней и поздней взрослости (30-40 и 40/45-55/60)
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика средней взрослости.
- Профессиональное развитие. Мотивация профессиональной деятельности.
- Личностное развитие в средней взрослости.
- Когнитивное развитие в средней взрослости.
- Характеристика кризиса 40/45 лет.
- Общая характеристика поздней взрослости.
- Понятие зрелость. Признаки зрелой личности.
- Личностное развитие в период зрелости.
- Когнитивное развитие в зрелости.
Литература:
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.,1999.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.
- Развитие психофизиологических функций у взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. — М.: Педагогика, 1972.
- Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти. — М., 2003.
- Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология.-СПб.: Алетейя, 2000.
- Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.-Л.,1981.
- Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред. А.А. Журавлев, Е.А. Сергиенок. — М.: ИП РАН, 2007.
- Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.-М.,2002.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь: зрелость.
- Алферова М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни // Мир психологии. — 2006. — №3. — С.124-130 (конспект).
- Беляева О.А., Фролова Ю.И. Основание для принятия решения о смене профессии в зрелых возрастах // Психология зрелости и старения. — 2007. — №3. — С. 5-27 (краткие выписки).
- Бороздина Л.В., Молчанова О.И. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. — Психология. Серия 14. — 1996. — №4. — С.45-57 (выписки).
- Бороздина Л.В., Молчанова О.И. Самооценка в возрасте первой зрелости // Вестник МГУ. — Психология. Серия 14. — 1990. — №2. — С.24-38 (выписки).
- Добсон Д. Кризис середины жизни // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.325-333 (доклад).
- Палеев А. Кризис середины жизни // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003. — С.317-325(доклад).
- Пиняева С.Е., Андреев В.Н. Личность и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1998. — №2. — С.3-9 (конспект).
- Шатохина В.А. По ту сторону перевала. Анализ кризиса среднего возраста (по книге Дж.Холлиса «Перевал в середине пути») // Психология зрелости и старения.- 2010.- №3.- С.25-33 (краткие выписки).
- Шаповаленко И.В., Обухова О.Б. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости // Психология зрелости и старения. — 2008. — №4. — С. 42-61 (краткие выписки).
- Шеманова Н.А. Изменения в психологической жизни мужчин и женщин в средней взрослости // Психологическая наука и образование.- 2008.- №1.-С.14-22 (краткие выписки).
Тема 14: Особенности развития в период старости
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика периода старости. Типологии старения.
- Характеристика познавательной активности в старости. Причины ухудшения интеллектуальных функций (прямые и косвенные).
Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости.
- Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
- Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.
- Этапы умирания (по Э. Кюблер-Росс).
Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная).
Литература:
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.-М.,1998.
- Биксон Т.К., Пепло Л.Н., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Р. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е.Покровского. — М.,1989. — С. 512-551.
- Геронтопсихология / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
- Глухова И.Ю., Зыкова М.Н. Специфика образа старости в различных возрастных группах // Психология зрелости и старения.- 2008.-№1.- С. 46-73.
- Глуханюк Н. С.Поздний возраст и стратегии его освоения // http://www.koob.ru/gluhanyuk/pozdnii_vozrast_i_strategii_ego_osvoeniya
- Ермолаева М. Практическая психология старости. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. — № 2. – С. 123-133.
- Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека //Психология зрелости и старения. — 1997. — №3. — С. 8-12.
- Краснова О.В.Психология старости и старения.- М.: Академия, 2007 //http://www.koob.ru/krasnova_o_v/psihologiya_starosti_i_stareniya
- Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям (опыт социального исследования).- М.: Прометей, 2004.
- Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект.- М., 2007.
- Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. — М.: Академия, 2002.
- Психология смерти и умирания / сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Хорвест, 1998.
- Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти. -М., 2003.
- Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1999. — №6.
- Шатохина В.А. Занятие по укреплению памяти граждан пожилого возраста. Методика «Пиктограмма» // Психология зрелости и старения.- 2010.- №2.- С. 102-109.
- Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. -М.: Медицина,1996.
Задания для самостоятельной работы:
- Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.
- Брозик Б., Ойлер С., Брелер Э., Гилер У. Синдром Дориана Грея // Психология зрелости и старения.- 2010.-№3.- С. 34-45 (выписки).
- Ермолаева М.В. Жизненный опыт как критерий личностного развития в старости // Мир психологии. — 2007. — №3. — С. 145-152 (выписки).
- Камнева Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций в старости: половозрастной аспект // Психология зрелости и старения. — 2010. — №2. — С. 62-71 (краткие выписки).
- Коломинский Я.Л., Белановская О.В. Психологические проблемы смысла жизни в старости // Психология зрелости и старения. — 2010. — №2. — С. 72-82 (доклад).
- Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология зрелости. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2003.-С.354-36 (доклад).
- Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 2000. — №2. — С.6-11 (выписки).
- Краснова О.В., Солнцева Н.Н. Качество жизни пожилых людей в доме-интернате: эколого-психологический подход // Психология зрелости и старения. — 2008. — №4. — С. 40-66 (доклад).
- Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании //Психология старости и старения. Хрестоматия./ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С. 131-135 (выписки) или в журнале Психология зрелости и старения.- 2010.- №2.- С. 6-11 (выписки).
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта //Мир психологии. — 1999. — №2. — С. 133-141 (доклад).
- Равич-Щербо И.В., Обухова О.Б. Психогенетические исследования старения // Вестник Московского университета. — 2005. — №4. — С.71-81 (доклад).
Интернет – ресурсы по курсу «Психология развития»
- Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya
- Глуханюк Н. С.Поздний возраст и стратегии его освоения //
http://www.koob.ru/gluhanyuk/pozdnii_vozrast_i_strategii_ego_osvoeniya
- Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school
- Диксон Уоллес20 великих открытий в детской психологии//
http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies
- Ермолаева М.В.Субъектный подход в психологии развития взрослого человека // http://www.koob.ru/ermolaeva/sub_approach_psychology
- Кон И.С.Психология ранней юности //
http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti
- Крайг Г., Бокум Д.Психология развития //
http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija
- Краснова О.В.Психология старости и старения //
http://www.koob.ru/krasnova_o_v/psihologiya_starosti_i_stareniya
- Лисина М.И.Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child
- Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы взрослости // http://www.koob.ru/malkina/age_crises
- Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa
- Малкина-Пых И.Г.Кризисы пожилого возраста // http://www.koob.ru/malkina/crises_elderly
- Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития//
http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology
- Овчарова Р.В.Родительство как психологический феномен //
http://www.koob.ru/ovcharova/parenting_phenomenon
- Пиаже ЖанРечь и мышление ребенка //
http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka
- Реан А.А.Психология детства //
http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva
- Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология //
http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko
- Фельдштейн Д.И.Хрестоматия по возрастной психологии //
http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh
- Шаповаленко И.В.Возрастная психология //
http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1
- Шихи ГейлВозрастные кризисы //
http://www.koob.ru/sheehey_geil/vozrastnie_krizisi_gale
- Шуаре М.О.Возрастная и педагогическая психология //
http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды //
http://www.koob.ru/elkonin_d_b/psych_works
- Эльконин Д.Б.Психология игры // http://www.koob.ru/elkonin_d_b/psihologiya_igri_elk
Программное обеспечение курса «Психология развития»
«Психология развития» как отрасль психологической науки теснейшим образом связана с такими дисциплинами психологического цикла как «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая диагностика», «Психологическая служба в образовании».
- Автоматизированная база данных психологической службы и логопункта «ПСИХЕЯ». — М.: Когито-Центр, 2010.
- Пси-Профиль. Пакет школьного психолога. — М.: Когито-Центр, 2010.
- Методика Л.А. Ясюковой (часть 3).
Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. — СПб.: Иматон, 2010.
- Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». -СПб.: НПФ Амалтея, 2009.
- Овчарова Р.В. Диагностика родительства. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
- Программа «Экватор» по обучению снятию напряжения. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
- Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции. -СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
- Программа «Комфорт». Универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции. — СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
- Психодиагностическая система «ТЕСТМЕЙКЕР». Предназначена для сбора и анализа данных, создания собственных методик, оценки их надежности, валидности и репрезентативности.
- Система «StimMaker». Программа-конструктор психологических экспериментов.
Словарь терминов
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.
Предмет психологии развития – особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).
Объект возрастной психологии – человек.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.
Метод – научный способ организации и осуществления исследования.
Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в фиксации чувственно воспринимаемой информации.
Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.
Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.
Опрос — метод психологического исследования, состоящий в устном или письменном изучении респондентов при помощи вопросов, представляемых их вниманию в устной или письменной форме.
Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.
Изучение продуктов деятельности — метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).
Тест – метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.
Стратегия возрастных срезов – стратегия исследования, состоящий в изучении динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени через одномоментоное обследование лиц, принадлежащих к разным возрастным группам.
Стратегия поперечных срезов – стратегия исследования, характеризующийся изучением разных групп испытуемых с последующим сопоставлением данных, полученных на этих группах.
Стратегия продольных срезов (лонгитюд, длинник) – стратегия исследования, заключающаяся в изучении одной и той же группы испытуемых в течении длительного промежутка времени по одним и тем же параметрам с последующим сопоставлением данных, полученных в разных замерах.
Тема 2. Теории психического развития: биологический подход
Импринтинг (запечатление) – 1) глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения животного после его появления на свет; 2) специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отдельные признаки объектов, отличительные особенности родителей как носителей признаков вида.
Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.
Тема 3. Теории психического развития: поведенческий подход
Габитуация – понижение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.
Сенсибилизация – повышение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.
Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды.
Тема 4. Теории психического развития: психодинамический подход
Амбивалентность влечений – противоречивость потребностей человека.
Аутоэротичность (нарциссизм) – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качнстве сексуального объекта.
Психологическая защита – механизм искажения травмирующей человека информации с целью конструктивной последующей адаптации к ней.
Идентичность – 1) (по Э. Эриксону) чувство самотождественности, чувство обретения, адекватности, стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; 2) эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Комплекс Электры – (по К.Г. Юнгу) бессознательное эротическое влечение дочери к отцу и связанные с этим негативные установки к матери.
Либидо – (по З.Фрейду) специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека.
Нарциссизм – (по З. Фрейду) состояние и направленность либидо на Я.
Вторичный нарциссизм – (по З. Фрейду) явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно в Я.
Оно (Ид) – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, включающий в себя бессознательные желания и влечения.
Регрессия – форма психологической защиты от травмирующей человека информации и действительности, при которой осуществляется возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения и мышления.
Сверх – Я – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, состоящий из моральных норм, табу, совести, контролирующий стремление человека руководствоваться в жизни своими влечениями, подчиняющий их моральным нормам общества.
Эдипов комплекс – бессознательное эротическое влечение сына к матери и связанные с этим негативные установки к отцу.
Тема 5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход
Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их.
Аккомодация – процесс изменения ранее усвоенной информации под влиянием новых сведений, в ходе которого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые.
Эгоцентризм – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.
Эгоцентрическая речь – одно из проявлений эгоцентризма, состоит в то, что ребенок занимаясь той или иной деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Согласно Ж. Пиаже эгоцентрическая речь это: 1) речь в отсутствии собеседника; 2) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
Тема 6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития
Психическое развитие – 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека; 2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.
Низшие психические функции – психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.
Источником психического развития человека является среда.
Среда – окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования.
Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Врожденность – индивидуальные особенности человека, сформировавшиеся в процессе пренатального или перинатального развития.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.
Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.
Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.
Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.
Эпигенез – развитие, происхождение благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого.
Инволюция – необратимое ослабление или распад психических функций.
Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.
Тема 7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.
Ведущая деятельность – это активность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.
Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Обучение – процесс целенаправленной передачи ребенку общественно-исторического опыта.
Тема 8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.
Периодизация психического развития – последовательность стадий (периодов) психического развития, выделенных в целостном жизненном цикле человека.
Психологический возраст – определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.
Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
Сензитивный период – 1) оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств; 2) период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведении я и знаний.
Стабильный период характеризуется постепенным развитием.
Кризис – особый, относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах
Тема 9. Пренатальное развитие
Бондинг – развитиеблизких избирательных отношений,например, привязанности, связьмеждуматерью и ребенком предполагаетналичиетесного физического контакта между матерью и ребенком в первыечасыжизни ребенка, способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитиюпотребностизаботитьсяо нем.
Послеродовая депрессия – психическое состояние, характеризующееся угнетенностью, подавленностью, общей пассивностью поведения.
Тема 10. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте
Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).
Депривация – лишение, утрата человека чего-то значимого для него.
Комплекс «оживления» — эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.
Младенчество — период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.
Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».
Базальная тревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.
Базовое (базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Моторика – движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.
Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.
Манипуляции предметные – проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования и забавы, совершаются без учета способов культурного употребления предметов.
Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.
Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.
«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.
Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.
Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Тема 11. Психическое развитие ребенка в раннем детстве
Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.
Орудийные действия – 1) активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком); 2) вид предметных действий, в ходе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой.
Соотносящие действия – вид предметных действий, активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).
Предметные действия – действия с предметами в соответствии с их назначением.
Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Половая идентификация – отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.
Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)
Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.
Символическая функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.
Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.
Негативизм – немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Тема 12. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.
Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.
Негативное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения.
Позитивное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка».
Тема 13. Психологическая готовность к школьному обучению
Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.
Психологическая готовность – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе, состоит из 1) мотивационной готовности – положительного отношения к школе, желания учиться, желания быть школьником и не быть дошкольником; 2) интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти, и иных познавательных процессов; 3) волевая готовность – наличие произвольности поведения; 4) коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности с ними, отношение к взрослому как к авторитетной личности, стремление ему подражать, отсутствие обид на его замечания.
Тема 14. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.
Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.
Рефлексия – процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.
Тема 14. Психическое развитие в подростковом возрасте
Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.
Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.
Конвергентное мышление — вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).
Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.
Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.
Феминность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.
Психологическая инкапсуляция – психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе нравственных или (и) правовых норм.
Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения- противоправное, преступное поведение.
Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.
Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.
Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Тема П. 7. Психология взрослости
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.
Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.
Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.
Экзистенциальный мотивационный вакуум – ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни.
Тема II.8. Психические особенности старения и старости
Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.
Деменция (преобретенное слабоумие) – необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.
Мультиинфарктная деменция – снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.
Сенильная деменция – органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека.
Предстарческий психоз – свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие, свойственно также неадекватное реагирование на окружающих людей, безотчетность действий и неспособность им сознательно управлять.
Витаукт — система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.
Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.
Инволюция психики– процесс угасания психических процессов и функций.
Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.
Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.
Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больного человека.