Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Технологии воспитания: «техно» — мастерство, искусство; «логос» — наука, учение = Технология воспитания – наука о мастерстве воспитывать. Вопросы: зачем, что, как воспитывать? + Как воспитывать результативно. Тех. В. (Н.Е. Щуркова)– систем воспитательных умений самого общего характера, комбинирование которых в практической деятельности педагога обеспечивает творческое решение конкретной воспитательной задачи. Тех. В. (Н.Ф. Голованова) – система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей решать воспитательные задачи гарантированно, результативно и качественно. Специфика воспитат. Тех.: не всякое явление в области воспитания технологично; тех.В. отличаются большой наукоемкостью; тех. В. не всегда гарантируют высокий уровень достижения воспитательного замысла. Компоненты любой тех.В.: 1. Определение четкой конкретной цели, диагностичность цели. 2. Пакет теоретических оснований. 3. Описание поэтапной, пошаговой структуры деятельности педагога (алгоритм). 4. Анализ результатов В: внешних; изменения физич. психич. здоровья детей; деятельность детей; отношение ребенка к себе, самоопределение. Классификация Тех.В: 1гр. Повседневные технологии воспит; 2гр. Ситуативные тех. в.; 3гр. Перспективные тех. в. Характеристика основных перспективных тех.в. Тех. воспитательных мероприятий – специально организованное событие или занятие с целью непосредственного воздействия на воспитанников. Мероприятие проводят если: у детей недостаточно опыта и знаний в данной области жизни; нужно открыть неизвестные области творчества; нужно пробудить интерес детей к самопознанию; форма мероприятия сложна для самостоятельного проведения детьми. Гл. организатор – педагог. Дети – помощники. Тех. игры – включает три компонента: создание у участников игрового состояния; организация игрового общения (реальное общение + общение воображаемых персонажей) позиция воспитателя – скрытое пед. руководство; организация игрового действия – пед. цели «вплетаются» в игровые цели. Тех. КТД – дело – преобразование действительности на пользу людям. Особенности дела (4): продуктивность; общественная значимость; коллективность, творчество. Условия организации КТД: дело – самостоятельно организованное детьми событие по преобразованию действительности и самостроительству личности – дело нужно найти. Дело – проявление гражданской творческой заботы: на пользу кому? На радость кому? Дело – коллективная организация, работа микрогрупп, чередование творч. поручений. Основное правило дела: «Все творчески! Иначе зачем?» |
Тема 2. Концепция философского ценностного воспитания (н.Е. Щуркова)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Цели современного воспитания: научить ребенка формировать свой образ достойной жизни; обеспечить ребенку позицию субъекта в процессе воспитания; формировать субъектность как социально ценное качество личности. Субъект – способен конструировать свою жизнь в главных существенных чертах: через определение своей жизненной позиции, через свои ценностные предпочтения, через содержательное наполнение своей жизни. Трудности современной воспитательной ситуации. Характеристики современного воспитания: А. Философский характер воспитания: умение видеть ценности за предметами, явлениями, действием. Это одухотворяет жизнь, наполняет ее смыслом и содержанием, обеспечивает развитие субъектности, учит выбирать жизненную позицию, давать себе отчет в том, какую жизнь выбираешь, нести ответственность за свой выбор. Гл. условие: вся деятельность и общение с ребенком должны быть ориентированы на общечеловеческие ценности – Добро, Истина, Любовь, Красота и Человек. Б. Диалогичный характер воспитания: субъектность как качество личности рождается в диалоге через обмен мнениями, взглядами, оценками. В диалоге ребенок осознает свое Я, свои предпочтения, свое отношение к миру. Условия диалогичного воспитания: постоянное научение ребенка слушать и слышать других вокруг себя; развитие способности детей предвидеть последствия своих слов и поступков (Что будет если… Если я…, то тогда…); психологическая раскрепощенность ребенка. В.Гуманный характер воспитания: принцип «принять ребенка как данность» — взаимодействие, восприятие, общение с ребенком с позиции Человек – Человек. Это постоянная ориентация на Человека рядом. Условия гуманного воспитания: Достаточно усвоит два запрета: 1. Отношение к другим людям – нельзя посягать на другого. 2. Отношение к себе самому – нельзя не работать над собой. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ МОЖНО! Широкое поле для проявления индивидуальности. |
Тема 3. Ключевые операции тех. Воспитания (повседневные технологии воспитания)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Ключевые операции – профессиональные умения, обеспечивающие творческий характер воспитания, основа тех. воспит. Педагогическое воздействие – взаимодействие педагога и воспитанника, единство трех ключевых операций: Я-сообщения, положительного подкрепления, безусловности нормы. Я-сообщение – оглашение педагогом своего состояния, своего отношения к поступку, действию воспитанника. Переход от открытой оценки «сверху» — к скрытой оценке, что развивает субъектность ребенка, учит ответственности за свои поступки, сохраняет свободу выбора. РФ: Я всегда… Мне всегда… меня всегда… мне так… Невербально: поза, выражение лица, присутствие, стремительный уход. Положительное подкрепление – публичное оглашение педагогом достоинств ребенка (реальных). Педагогический акцент – на достоинствах обеспечивает: положительную репутацию; благоприятную психологическую атмосферу в классе; преодоление и исправление недостатков. Достоинства: внутренние, личностные качества и внешние физические достоинства. РФ: ты такой… у тебя… ты так… вы такие… у вас… ВАЖНО: единство вербального и невербального выражения. Безусловность нормы – раскрытие перед детьми социально и личностно значимых доводов в пользу выполнения принятых норм поведения и отношения. НО: ценность – Человек. Нормы повеления не возводят в ранг ценностей. РФ: Это важно для тебя, потому что… Это нужно тебе, потому что… Это нужно нам всем, потому что…, но это нужно и тебе, потому что… |
Тема 4. Технология педагогического общения (повседневные технологии воспитания)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Педагогическое общение Ф1. Раскрытие ребенка на общение – создание комфортных психологических условий общения. Умения: 1. Выбор пластической позы: открытая поза – руки вдоль тела или слегка согнуты в локтях, отсутствие замков, ладони разворачиваются к аудитории, пластика движений плавная. 2. Подача информации с позиции «Мы» (Нам надо… Мы будем…) Важно преодолеть 3 барьера общения: физический (около 60 см – личное пространство человека); социальный – социальная роль влияет на характер и стиль общения; терминологический – речь педагога должна быть понятной детям. 3. Установление личного контакта – визуального, вербального или тактильного ( к нему тяготеют дети дошкольники и младшие школьники). Ф2. Соучастие ребенку в общении – помощь ребенку в преодолении трудностей общения. Умения: 1. Демонстрация расположенности к ребенку – пластико-мимическое выражение симпатии ребенку. Эффект «отзеркаливания». 2. проявление интереса к ребенку – умение слушать и слышать, задавать вопросы в свободном общении. Слышать ребенка – за словами, почувствовать боль, переживания, понять причины радости иди отчаяния. 3. оказание помощи ребенку, участие в его судьбе. НО, у ребенка должно быть право принять помощь или отказаться от нее. Формы предложения помощи: позволь помогу? Тебе нужна помощь? – должны оставлять свободу выбора. Ф3. Возвышение ребенка в общении – отличает педагогическое общение от бытового – стимулирование ценностных новообразований ребенка, формирование потребности и привычки становиться лучше. Умения: 1. Принятие ребенка как данности. 2. Обращение к ребенку за помощью: создает ему положительную репутацию; повышает веру в себя; повышает его самооценку. РФ: Помоги мне… Не мог бы ты мне помочь… 3. Поддержание оптимизма – вера в будущее возвышает ребенка над проблемами, он верит, что сможет их преодолеть. |
Тема 5. Технология педагогической оценки (повседневные технологии)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Оценить – установить степень, качество или уровень чего-нибудь. Педагогическая оценка – оценка каких-либо качеств, поступков ребенка, но не самой личности. Виды пед. оценки: открытая и скрытая. Открытая – (традиционная) ставит ребенка в зависимость от мнения взрослых. Похвала, порицание, награда, наказание, поощрение, лишение удовольствий. Скрытая оценка – не предписывает как надо или не надо поступать, она корректирует поведение ребенка оставляя свободу выбора, обеспечивая развитие личности. Приемы скрытой оценки:
Правила наказания: Главное 1. Ругай наедине, хвали при всех! 2. Нельзя дважды наказывать за один и тот же проступок. Новое наказание осуществляется в контексте новой педагогической ситуации. Условия эффективности пед. оценки:
|
Тема 6. Технология педагогических требований (повседневная технология)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Педагогические требования – способ предъявления ребенку в процессе воспитания социально культурных норм поведения и отношения. Классификация пед. требований Вербальные (через речь) невербальные (мимика, жесты) Непосредственные (прямые) опосредованные (косвенные) Открыто указывают правило поведения содержат скрытую нору, скрытое правило Положительные и отрицательные положительные и отрицательные Виды прямых требований: просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение, приказ Виды косвенных требований: рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек. Виды невербальных требований: пауза, мимика, жесты, поза (следует коллекционировать) Правила предъявления пед. требований:
Условия эффективности требований:
Известно, что строгих учителей уважают, а к не строгим – предъявляют претензии: почему меня вовремя не научили! Дети охотнее выполняют требования сформулированные в косвенной положительной форме – не вызывают сопротивления, агрессии. |
Тема 7. Технология разрешения педагогического конфликта (ситуативная технология)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Конфликт – всякого рода противоречие между субъектами или противоречие субъекта с самим собой. Педагогические конфликты: Пустые содержательные В основе неустойчивое эмоц. состояние стороны отстаивают свои позиции Его игнорирование другими свою точку зрения, нарушены взаимоотн. Не требуют спец умений сложно разрешаются Для разрешения (понимание) Структура конфликтной ситуации:
Этапы развития конфликта: Разрыв или принуждение Противоборство Противостояние Разногласия Недовольство Логика разрешения конфликта: Шаг 1. Обнаружение конфликта: Гл. условие: Чем раньше конфликт обнаружен, тем легче его разрешить! Первые признаки – недовольство. Шаг 2. Анализ сложившейся ситуации. Шаг 3. Снятие психологического напряжения. Второе условие: пока сохраняется психологическое и эмоциональное напряжение конфликт разрешить не удастся. Приемы: просьба о прощении, шутка, отвлечение, переключение, признание права на несогласие. Эффективные способы разрешения конфликтов: проявление нежности; компромис; суд третьего лица; юмор. Правила бесконфликтного поведения педагога: не пытаться за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы; добросовестно готовиться к занятиям, не допускать непрофессионализма; использовать косвенные требования; грамотно использовать пед. оценку; хорошо организованная деятельность не дает повода для конфликтов; предусмотрительное корректное поведение самого педагога. |
Тема 8. Концепция и технология воспитания счастьем (н.Е. Щуркова)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Феликсология воспитания — Научно педагогическое направление в теории педагогики, которое разрабатывает содержание воспитания, обеспечивающее способность ребенка быть счастливым в этой жизни на этой земле. «Феликс» — счастливый, приносящий счастье. Счастье как педагогическое понятие – это духовная субстанция динамического процесса проживания состояния высокой удовлетворенности жизнью, выраженная в виде эмоциональной оценки прожитого жизненного периода. Особенности счастья: Быть счастливым, не означает быть освобожденным от несчастья; Счастье не имеет предметной формы; Счастье очень подвижное состояние человека; Место обитания счастья – это душа человека; Счастье всегда субъективно. Факторы счастья: Счастье жизни;счастье бытования; счастье общения; счастье созидания; счастье преобразования. Критерии и показатели счастья: Критерий оценки счастья, его мера – это Удовлетворенность жизнью. Показатели счастья Вербальные невербальные Счастливый человек Поза счастья «поет» о своем выражает гордость, счастье уверенность и свободу Поэтапность постижения счастья: Полное счастье Я преобразую мир Я творю Я общаюсь Я имею Я живу Характеристики счастья: Длительность; Сила; Осознанность. Счастье – субъективное, крайне индивидуальное состояние, его характеристики индивидуальны для каждого субъекта. Условия воспитания способности быть счастливым:
|
Тема 9. Технологии обучения. Репродуктивные и продуктивные технологии обучения.
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Техно – мастерство, искусство, логос – наука, учение. Тех. Обуч. – наука о мастерстве обучать. Как обучать результативно и качественно – гл. вопрос тех. Обучения. Признаки результативной тех. обуч: системность – обеспечение взаимосвязи между всеми компонентами процесса обучения (целью, содержанием, методами, формами, результатом); воспроизводимость – достижение гарантированного результата при применении тех. разными педагогами; определенная модель взаимодействия – «S-O» или «S-S» взаимодействие. Классификация тех. обуч: по новизне – По результату обуч – По методам обуч – По доминирующей форме обуч – По характеру пед. взаимод. – По характеру позн. Деят. Уч-ся – Репродуктивные тех. обуч: цель – понимание, логич. Усвоение содержания, запоминание, готовность воспроизвести и применять ЗУНы в типичных ситуациях. Переход от конкретных представлений к понятиям, затем – к ЗУНам. Гл. признак – усвоение «готового» знания. ПРИМЕРЫ: Традиц. Обуч; тех. погружения; тех. опорных конспектов (сигналов) Тех. погружения: усвоение готового знаний в больших объемах. Модель1: основана на учебных блоках – лекция+практ занятия+самост.работа уч-ся+ контроль (зачет/экзамен). Уч. день включает два таких блока + перемену 40-45 мин, во второй половине дня – физ-ра, технология, изо, музыка. Модель2: три дня или вся неделя – один учебный предмет. В четверти организуются 3-4 таких погружения. 1 – изучение нового; 2 – повторение и практич. Задания; 3 – творч. Задания и зачеты. Тех. опорных сигналов – см. Лысенкова С.Н. Жизнь моя школа. – М., 1989. Продуктивные тех. обуч: цель – понимание-интерпретация, понимание-осмысление, пути субъективного открытия знания. Гл. признак – «обучение через открытие нового знания». Сущность заключается в создании личного опыта ученика – способность видеть проблему, затруднение; умение рассматривать предмет с разных точек зрения; умение понимать других участников учебной деят-ти. Направлены не столько на усвоение учебн. содерж., сколько на развитие познав. самост-ти уч-ся. ПРИМЕРЫ: тех. учебных мастерских, проектное обуч, личностно оринетир. обуч. Тех. учебных мастерских: учеб. занятие прод-ю 3-4часа. Учитель в мастерской не сообщает готовых знаний, а создает условия для самостоятельного решения уч-ся познавательных проблем. Структура занятия в мастерской: индукция – «наведение» на тему; конструкция – осознание нехватки знаний, построение нового знания (гипотеза, текст, модель); социализация – все предъявляется и обсуждается в классе; рефлексия – что нового узнали по теме мастерской? Что нового узнали о себе? Тех. проект. обуч – Дж. Дьюи – обуч. посредством делания. Проекты: исслед-е, творч-е, информац-е, социальные. |
Тема 10. Общие основы развивающего обучения
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
||||
РО – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности школьника и создание условий для их реализации. Л.С. Выготский: «Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день в развитии ребенка. Только то обучение хорошее, которое идет впереди развития» Опр. Систему и тех. обучения, позволяющую достичь больших результатов в развитии школьников при равных затратах времени и физических сил принято называть развивающей. Сущность РО: уч. деятельность школьника протекает в сотрудничестве с учителем (а не под руководством). Ребенок вынужден напрягать волю и ум для поиска выхода из ситуации затруднения, для поиска возможных средств и способов решения. Он не получает готовых знаний, готовых решений. Ребенок и педагог – партнеры. Их отношения – субъект-субъектные. Принципы РО: 1. Ориентация обучения на ЗБР ученика. 2. Обучение на высоком уровне трудности. 3. Обучение в быстром темпе. 4. Ведущая роль теоретических знаний. 5. Осознанность процесса учения самим школьником. 6. Возрастания самостоятельности ученика в обучении. Характеристика РО: цель преподавания в РО – организация учебной деятельности ученика, обеспечение роста познавательной самостоятельности, развитие и реализация способностей ребенка. Основа РО – самостоятельная учебно-познавательная деятельность школьника, которая означает: осознание и принятие целей учения (далее – самостоятельную постановку целей); способность ребенка к самост. Добыванию знаний; регуляцию своих действий в соответствии с принятой целью. 4 типа самостоятельных работ (по П.И. Пидкасистому): Воспроизводящие СР – для формирования, запоминания и прочного закрепления ЗУН, опираются на память, нет подлинной самостоятельности. Реконструктивно-вариативные СР – учат конструировать или выбирать способ деятельности из известных, требуют осмысленного переноса ЗУН в типичную ситуацию, опираются на мышление, выбор – первый шаг к творчеству, создают основу для твор. Д. Эвристические СР – формирую умение искать ответ за пределами известных образцов, требую переноса ЗУН в нестандартные ситуации, поиск – продуктивная Д., развивается творч. Личность. Творческие СР – учащиеся самостоятельно приобретают принципиально новые ЗУН, закрепляют навыки самост. исследовательской Д. Специфика РО (по Г.Д. Кирилловой)
|
Тема 11. Общие основы личностно ориентированного обучения (лоо)
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
Сущность ЛОО: В.В. Сериков – существуют более 10 подходов к ЛОО. ЛОО подход – рассматривается как построение процесса обучения особого рода, ориентированного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств человека. Быть личностью – значит найти свою форму бытия, «приспособиться» к имеющимся условиям жизнедеятельности. Отношения личности и государства, личности и системы образования всегда противоречивы. Цель: ЛОО не ставит целью формирование личности с заданными свойствами. Цель ЛОО – создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций человека. В.В. Сериков выделяет 12 личностных функций человека (см. Хрестоматию по педагогике/ сост. О.П. Морозова – Баранул,1999. – ч.2) Система личностных функций показывает какой опыт нужно усвоить человеку в процессе образования, чтобы обеспечивалось его личностное развитие. Ведущие личностные функции: ответственности, самореализации и рефлексии. Содержание ЛОО: Они задаются в содержании образования посредством педагогических ситуаций: ситуации решения учебных задач – формируется функция ответственности. Ситуации игровой деятельности – формируется функция самореализации. Ситуации диалога – формируется функция рефлексии. Технология обучения: Соответствующие технологии обучения: технология задачного подхода к обучению; технология деловых и имитационных игр; технология учебного диалога. Важно: комплексное применение этих технологий. |
Тема 12. Особенности личностно ориентированного урока (лоу).
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
А.В. Хуторской: В ходе ЛОУ учащиеся включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление, рефлексию процесса обучения. Логика построения ЛОУ: 1. Цели самореализации детей. 2. Формы и методы обучения, обеспечивающие продуктивную деятельность шк-ков и возможности для самореализации. 3. Отбор учебного содержания. (Отличие от традиционного подхода) Внимание педагога смещается с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить», в центре внимания – сам ученик, его учебная деятельность, а не учебный материал. Приемы обеспечения субъектной позиции ученика на уроке: возможность предлагать свое учебное содержание; ученик определяет личный смысл изучения предмета; ученик ставит личную цель на уроке; ученик планирует свою УД; он контролирует и оценивает свою работу. Позитивные эффекты: чем больше уч-к включен в проектирование своей УД, тем больше его самореализация в обучении тем более продуктивна его УД, тем выше удовлетворенность от процесса и результата обучения как для шк-ка, так и для учителя. Обучение становится личностно значимым для ребенка. АА.А. Плигин: Модель ЛОУ – ТОТЕ Т – тест 1, организационное начало урока, обязательное использование разных способов мотивации, изучение предпочтений и ожиданий уч-ся, постановка общий и личных целей. О – операции, реализация основных этапов урока, важен баланс между презентацией материала учителем и самостоятельной познавательной деятельностью уч-ся. Гл – ситуации выбора содержания и способов деятельности. Т – тест 2, проверка достижения целей, установление обратной связи. Важно организовать индивидуальную и групповую рефлексию –диалог, полилог, письменно. Е – выход, подведение итогов, подстрой кА к будущему использованию знаний: для дальнейшего изучения предмета; для изучения других предметов; для жизни; для получения профессии. Важно: разрешены только положительные оценки! О проблемах – наедине. ТОТЕ – это внешняя структура урока, его внутренний дизайн может быть каким угодно. Гл. – включение субъектного опыта ученика в обучение! Это возможно посредством семантических образов, создаваемых самими детьми для запоминания; семантических когнитивных карт – для усвоения связей и отношений в больших разделах и темах; семантических когнитивных метафор и сказок для презентации и усвоения нового материала. И.С. Якиманская: изменение позиции педагога при проведении ЛОУ. 1. Постоянное обращение к субъектному опыту ученика, к опыту их собственной жизни. Необходимо окультуривать этот опыт. 2. Знание и учет психофизических особенностей школьников. У ребенка должен быть выбор – что делать и как работать с учебным материалом. Ситуации выбора – основа ЛОУ. 3. Учитель и ученика – в роли равноправных партнеров. Сотрудничество от жестко требовательного до доверительного. |
Тема 13. Индивидуальный подход к обучению детей разных учебных возможностей (ув).
Стратегии обучения классов разных способностей
Основные теоретические положения |
Дополнительный материал, примеры, задания |
УВ – определяются обучаемостью и интеллектуальной работоспособностью. Обучаемость зависит от качеств ума: глубины или поверхностности; гибкости или инертности; устойчивости – неустойчивости; осознанности – не осознанности; самостоятельности – подражательности; экономичности – не экономичности. Ин. Раб-сть – способность к длительным умственным усилиям. Обучаемость и интел. Раб. Могут компенсировать друг друга. Пять типов учебных возможностей: высшие, высокие, средние, низкие, низшие. Инд. подход: Высшие УВ – одаренные дети. Низшие УВ – больные дети. Высокие УВ – успешно учатся при минимальной помощи педагога. Средние УВ – Требуется помощь. При низкой обучаемости – трудно понимают, необходимы повторения и тренировки. Рекомендуется работа с черновиком. При низкой ИнР – быстро схватывают, сообразительны, но устают, отвлекаются, необходимо чередование видов работы, смена методов обучения. нельзя заставлять работать с черновиком. Низкие УВ – требуют особого внимания, постоянной поддержки. При низкой обучаемости – усваивают медленно, думают долго, делают все, но почти все с ошибками. Необходимо – многократные тренировки, подробное пошаговое объяснение. При низкой ИнР – резкие колебания внимания, высокая утомляемость. Эпизодически правильные ответы чередуются с ошибочными, необходимо – дробить задания на части, давать паузы, отдых в работе. Запрещено заставлять переделывать одно и тоже! Стратегии обучения классов: Слабый класс – стратегия поддерживающего обучения: порции – многократное повторение – параллельное обучение – ответы с опорами – главное – акцент на успехах! Средний класс – стратегия стимулирующего обучения: целенаправленность – постоянное целеполагаение – смена видов деятельности – четка организация «без помех и заминок» — конкретная адресная похвала. Сильный класс – стратегия организующего обучения + стратегия «Ведущих маяков»: уч. материал крупными блоками – обсуждение с переадресацией вопросов от ученика к ученику – больше самостоятельности – нестандартные формы работы – эмоциональная поддержка «триумф» личности ученика на уроке. |