Лабораторное занятие №1
Тема: Методы социальной психологии.
Цель занятия:сформировать знания студентов об основных и дополнительных методах социально-психологического исследования, формирование умения использовать социометрию в изучении межличностных отношений учащихся.
Теоретические вопросы:
- Классические социально-психологические методы – наблюдение, эксперимент, тестирование.
2. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.
3. Активные социально-психологические методы (социально-психологический тренинг, деловые игры, групповая дискуссия, мозговой штурм)
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
2. Быков, Анатолий Карпович. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие для вузов / А. К. Быков. — М. : Сфера, 2005. — 160 с. — (Учебное пособие).
— 5000 экз. — ISBN 5-89144-643-X
3. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.
4. Социальная психология / Под ред. С. Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Дополнительная:
- Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
- Донцов А. И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984. — С. 3-39.
- Залечина В.В. «Социометрическая оптимизация» сценарий деловой игры // Социс. – 2002. — № 4.
- Золотовицкий Р.А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социс. – 2002. — № 4.
Методические указания: познакомьтесь с характеристикой методов социальной психологии, уясните особенности их применения. На занятии мы освоим применение методики Дж. Морено для изучения межличностных отношений в группе.Составьте отчет о результатах социометрического обследования, на его основе сформулируйте основные пункты программы воспитательной работы.
Практическое занятие №2
Тема: Развитие группы.
Цель:сформировать представления студентов об основных этапах развития группы, показать прикладное значение усвоения знаний по данной теме в практике работы педагога.
Теоретические вопросы:
- Понятие о развитии группы. Условия образования и стадии развития группы.
- Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы: структура, нормативное поведение в группе, групповое принятие решения, групповая сплоченность, понятие социально-психологического климата.
- Лидерство и руководство в малых группах. Разновидности лидеров в группе. Стили лидерства.
Психология преступных групп. Психология криминального насилия
... знание внутренних и внешних условий функционирования сообщества. В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на следующие категории: лидер-вдохновитель ... поведения — эмоциональная депривация в детстве, отчуждение от семьи и социально-положительных групп. В их жизнедеятельности агрессивное поведение постоянно оказывалось предпочтительным — формировалась ...
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.
3. Социальная психология / Под ред. С. Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Дополнительная:
- Аникеева, Нелли Петровна. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 1989. — 224 с.
- Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983.
- Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1978.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978.
Методические указания:
Обратите внимание на важность и актуальность проблемы развития группы для практической деятельности педагога. В курсе педагогической психологии мы обсуждали проблему воспитания и развития личности в группе, уяснили механизмы влияния группы на личность в процессе обсуждения теоретического материала на лекции по теме «Динамические процессы малой группы». Эти сведения помогут Вам убедиться в необходимости специальной деятельности классного руководителя по созданию групп высокого уровня развития для эффективности воспитательного процесса. Разберитесь в сущности теории коллектива. В процессе подготовки теоретических вопросов обратите внимание также на теории лидерства. Рассмотрите условия, благоприятствующие проявлению лидерских качеств у человека.Лидерская позиция в группе предполагает возможность оказывать влияние на членов группы, это, в свою очередь, проявляется в стиле взаимодействия с группой. Подумайте, какие позитивные и негативные стороны могут обнаруживаться в том или ином стиле.
Практическое занятие №3
Тема: Большие социальные группы и массовые движения.
Цель занятия: уяснение психологических особенностей больших групп осмысление механизмов и способов воздействия в них.
Теоретические вопросы:
1. Понятие, виды больших социальных групп. Характеристика классов, этнических групп, политических партий.
2. Психологическая характеристика стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах.
3. Социальные движения.
Литература
Основная:
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
Контрольная работа по курсу «психология социального взаимодействия»
... высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук . ВАРИАНТ № 1 Выполнил: Лапаев В.П ЭУП 09 – ... опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно). Тема. Психология управленческого решения. Какова сущность управленческого решения? Раскройте психологические факторы, ограничивающие ...
6. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.
7. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Дополнительная:
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — М.,1983.
2. Введение в практическую социальную психологию./Под ред. Ю.М. Жукова. — М.,1970.
3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М.,1979.
4. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.,1984.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.
6. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.,1996.
7. Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту,1974.
8. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. – М., 1982.
9. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.,1998.
10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.,1974.
11. Парыгин Д.Б. Основы специально-психологической теории. – М., 1971.
12. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.,1988.
13. Руденский Е.В. Социальная психология. — Новосибирск, 1998.
14. Социальная психология классов. — М.,1988.
15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.,1998.
Методические указания:
Занятие будет организовано в форме дидактической игры «Коноп» (контрольный опрос).
Заранее определяется группа-организатор в количестве 5 человек. Студенты осуществляют подготовку к занятию: формулируют простые и сложные вопросы для каждого студента, готовят оборудование, определяют «консультантов». Остальные студенты также объединяются в подгруппы, каждая находит в тексте литературного произведения описание одного из способов воздействия в стихийных группах и готовит его театрализованную презентацию.
Практическое занятие №4
Тема: Межличностный конфликт
Цель:углубление знаний об основных аспектах межличностных конфликтов, формирование умений решения конкретных задач по управлению конфликтами.
Теоретические вопросы:
1. Понятие межличностного конфликта и его особенности.
2. Сферы проявления межличностных конфликтов.
3. Управление межличностными конфликтами. Стратегии и способы разрешения конфликтов.
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.
3. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Дополнительная:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2002. — С. 137-201, 223-313.
2. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
5. Линческий Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.
Методические указания:
Форма проведения – дидактическая игра «Вертушка». Группа-организатор готовит оборудование для игры, текст конфликтной ситуации в сфере взаимоотношений участников педагогического процесса, три-четыре варианта кроссвордов с терминами, понятиями по теме. Студенты в процессе подготовки к занятию заполняют таблицу: «Управление межличностными конфликтами».
№ п/п | Этап управления | Основное содержание |
При изучении темы необходимо проанализировать роль конфликта в жизни человеческого общества и в межличностном общении; обратить внимание на достоинства и недостатки разных стилей поведения в конфликте.
Самостоятельная работа студентов(внеаудиторная работа), включает в себя
1.Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение, составление терминологического словаря.
Терминологический словарь представляет собой выписки основных психологических понятий, дефиниций, с которыми студент знакомится в аудиторной и внеаудиторной работе: на лекциях, при подготовке к семинарам и лабораторно-практическим занятиям, в процессе конспектирования, изучения учебной литературы. Словарь рекомендуется составлять последовательно по ходу изучения программы, лучше в тематическом порядке. Словарь пригодится, когда Вы будете отвечать на вопросы преподавателя в ходе обсуждения теоретических проблем, когда Вы будете решать психологические задачи, готовиться к промежуточному и итоговому компьютерному тестированию и зачету.
2.Оформление отчета о результатах социометрического обследования. Составление программы воспитательной работы на его основе.
Отчет должен содержать:
— анализ структуры межличностных отношений: степень «расслоения» членов группы по эмоциональной привлекательности: есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких людей, т.е. учащихся за пределами общения в группе; какова степень психологической защищенности ребенка в группе; как представлены учащиеся с другими статусами («популярные», «принятые» и др.);
— анализ лидерства: есть ли реальные формальные и неформальные лидеры, какова направленность лидеров; отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом. Характеристика учеников, занимающих социальные позиции лидера-организатора, лидера-вдохновителя, эмоционального лидера и т.д., входят ли они в замкнутые группировки;
— выводы об уровне развития группы: степень сформированности и выраженности качеств ответственности, направленности активности, сплоченности, организованности, психологического климата (используйте количественные и качественные показатели) и удовлетворенности отношениями учащихся характеризуемой группы (укажите коэффициенты удовлетворенности отношениями, уровня благополучия взаимоотношений).
Способность группы к совместной деятельности, её умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.
Программавоспитательной работы должна содержать:
— указания на возможности расширения различных видов совместной деятельности (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.);
определение потенциала обучения лидеров;
— возможные пути развития группы на основе установления «ближних», «средних» и «дальних» перспектив формирования группы.
Сформулируйте прогноз дальнейших отношений членов группы.
Предположите варианты оптимизации межличностных и деловых отношений учащихся.
3.Написание сочинения-эссе «Мое поведение в конфликте – плюсы и минусы».
В сочинении-эссе необходимо указать, какие ситуации межличностного или делового взаимодействия могут спровоцировать Ваши конфликтные действия, как часто Вы являетесь инициаторам конфликта, какие способы разрешения конфликтов Вы чаще всего применяете, дайте качественную характеристику этих способов – какие из них способствуют улаживанию отношений, какие не влияют на разрешение конфликтной ситуации, какие усугубляют конфликт. Сочинение-эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы: содержание, введение, основную часть (разделы текста), заключение, приложения (если они необходимы) и список литературы. Важно иметь в виду следующее:
— заголовки разделов в тексте должны точно соответствовать содержанию;
— во введении следует обосновать актуальность проблемы и определить цель эссе;
— в основной части следует высказать своё аргументированное мнение по поводу требований к личности консультанта, к его профессиональной компетентности;
— в заключении на основании изложенной точки зрения следует представить обоснованную модель консультанта.
Автор сочинения-эссе должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для обоснования своей позиции. Задача сочинения-эссе — сформулировать проблему и показать отношение к ней автора, по возможности наметить пути достижения «идеала».
При использовании цитат из других источников ссылка на них обязательна (либо в конце работы, либо внизу страницы).
Объем эссе – 2-5 страниц.
4.Выполнение индивидуального задания (одно на выбор).
5.Подготовка к итоговому тестированию.
Задания для индивидуальной работы (обязательным является одно из заданий на выбор)
1. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».
Требования к аннотации: Аннотация — краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?». Перед текстом аннотации присутствуют (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация к книге или статьеобычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Аннотация выполняет следующие функции:
- дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
- используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.
Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).
Структура аннотации:
1. Статья посвящена …. (предмет исследования или основной исследовательский вопрос).
2. Фраза по существу предмета исследования.
3. На основе таких-то подходов ИЛИ анализируя такие-то данные (или и то и другое), автор показывает …..(конкретно, что получилось у автора в результате размышлений и
исследований).
4. Фраза по существу находок, выводов, открытий.
5. Автор полагает, что … (о финальных выводах или рекомендациях, содержащихся в статье).
Критерии оценки
Обоснование | Оценка |
Неточная передача основных положений первоисточника; несоответствие оформления требованиям; ошибки в изложении | 2 (до 60%) |
Неточная передача основных положений первоисточника; несоответствие оформления требованиям; ошибки в изложении | 3 (от 60 до 75%) |
Точная, но не полная передача основных положений первоисточника; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; | 4 (от 75 до 87%) |
Точная передача основных положений первоисточника; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; | 5 (от 87 до 100%) |
2. Написать реферат.
Требования к реферату: Реферат(от лат. referrer – докладывать, сообщать) – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос – что содержится в данной публикации (публикациях).
Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.
Название реферата располагается на первом, титульном листе. В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования психологических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Память», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее название: «Нарушения памяти».
Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов.
Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры, формулируются цели и задачи исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых литературных источников. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица — обязательно делаются ссылки на первоисточник.
Заключение содержит главные выводы, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
В библиографии (списке литературы) указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания ( см.Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст] : методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. — 68 с.).
Критерии оценки
Обоснование | Оценка |
Реферат не является продуктом самостоятельной работы студента. Отсутствует уникальность текста. Оформление работы не соответствует вузовским требованиям. Объём реферата и количество используемой литературы очень незначительно (менее 7 стр.).
Допущено большое количество грамматических и стилистических ошибок. Автор не владеет материалом. Отсутствуют знание исследуемой проблемы. |
До 60% |
Работа носит компилятивный характер, содержит мало самостоятельных выводов и обобщений. Имеют место ошибки в оформлении. Встречается отдельные грамматические и стилистические ошибки. Объем реферата и количество используемой литературы недостаточны для раскрытия темы. Автор слабо владеет материалом, не обладает глубокими знаниями в рамках исследуемой проблемы. | От 60 до 75% |
Реферат является в значительной мере продуктом самостоятельной работы студента, содержит авторские выводы и имеет значительный объем. Использовано достаточное количество литературы. Работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с вузовскими требованиями. При защите реферата допущены отдельные неточности. Не на все дополнительные вопросы даны полные ответы. | От 75 до 87% |
Работа выполнена самостоятельно, автор демонстрирует высокий уровень аналитической деятельности, глубоко владеет материалам и использует большое количество литературы. Реферат выполнен грамотно и правильно оформлен. Во время его защиты, даны исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы. | От 87 до 100% |
3. Сделать презентацию.
Требования к презентации: Презентация (от английского слова — представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.
Основными критериями оценки являются:
1. Полнота раскрытия темы. 2. Наглядность представленной информации. Оригинальность оформления презентации. 3. Структуризация информации. 4. Единый стиль слайдов. 5. Отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок. 6. Отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации. 7. Наличие и правильность оформления обязательных слайдов (титульный лист, список источников, содержание, выводы).
8. Обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов. 9. Грамотность использования цветового оформления. 10. Размещение и комплектование объектов. |
Тематика рефератов, презентаций
1. Значение социологических, антропологических и этнографических исследований в становлении социальной психологии.
2. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт) и «психологии масс» (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле).
3. Развитие социальной психологии в Европе и США.
4. История развития социально-психологических идей в России.
5. Психоаналитическая концепция массового сознания.
6. Необихевиористское направление в социальной психологии.
7. Когнитивно-психологический подход к объяснению социально-психологических явлений.
8. Теория социальных ролей.
9. Теории каузальной атрибуции.
10. Прикладные исследования в социальной психологии.
11. Психология толпы.
12. Стихийные группы и массовые движения.
13. Слухи как массовидное психическое явление.
14. Мода как массовидное психическое явление.
15. Паника как массовидное явление психики.
16. Психология и религия.
17. Психология межгрупповых отношений.
18. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.
19. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей.
20. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.
21. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.
22. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.
23. Этнос и культура.
24. Этнопсихологические исследования в социальной психологии.
25. Межэтнические отношения.
26. Взаимосвязь поведения и социальных установок.
27. Проблема конформности в социальной психологии.
28. Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
29. Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.
30. Социально-психологические факторы формирования картины мира.
31. Агрессия и влияющие на нее факторы.
32. Проблема агрессии в социальной психологии.
33. Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.
34. Психологические аспекты политического лидерства.
35. Психология политической власти в современном обществе.
Основным результатом изучения дисциплины «Психология. Социальная психология»являетсяумение приреализации воспитательных функций в педагогической деятельности учитывать психологические закономерности организации групповой деятельности, благоприятного психологического климата, развития группы.
Заполнение 1 контрольной точки
Требования по видам работ
- Работа на практических занятиях – контроль самостоятельной проработки и конспектирования учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение, контроль выполнения заданий, данных на практических занятиях, составление терминологического словаря.
- Отчет о результатах социометрического обследования, составление программы воспитательной работы на его основе.
- Выполнение индивидуального творческого задания на выбор (Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование», написать реферат, сделать презентацию).
- Тестирование.
Заполнение 2 контрольной точки
Требования по видам работ
1. Работа на практических занятиях — контроль самостоятельной проработки и конспектирования учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение, контроль выполнения заданий, данных на практических занятиях, составление терминологического словаря.
2. Таблица «Управление конфликтами», сочинение-эссе «Мое поведение в конфликте – плюсы и минусы».
3. Тестирование.
Вопросы к зачету
1. История развития социальной психологии.
2. Основные проблемы, предмет и задачи социальной психологии.
3. Классические социально-психологические методы – наблюдение, эксперимент, тестирование.
4. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.
5. Активные социально-психологические методы (социально-психологический тренинг, деловые игры, групповая дискуссия, мозговой штурм)
6. Групповая динамика и механизмы развития малой группы.
7. Социализация личности. Роль референтной группы в процессах социализации.
8. Группа как социально-психологический феномен. Групповое давление. Конформизм.
9. Психологическая совместимость и групповая сплоченность.
10. Типология групп.
11. Психологический климат группы.
12. Социальные роли и статус.
13. Групповые нормы и санкции.
14. Формирование и изменение социальных установок личности.
15. Социально-психологические качества личности.
16. Понятие о власти. Виды власти.
17. Феномен лидерства. Теории лидерства.
18. Факторы эффективности групповой деятельности.
19. Категория общения в социальной психологии. Цели, функции, мотивы общения.
20. Коммуникативная сторона общения.
21. Перцептивная сторона общения.
22. Интерактивная сторона общения.
23. Понятие и функции конфликта. Причины конфликтов.
24. Виды конфликтов.
25. Стратегии поведения в конфликте.
26. Этнопсихологические исследования в социальной психологии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА по курсу
Наименование | Кол-во экз |
Андреева Г.М. Социальная психология. –5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. | |
Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2004. | |
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. | |
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2000 | |
Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова. – 3-е испр. – М.: Академия, 2002. | |
Майерс Дэвид. Социальная психология. – 4-е Спб: Прайм-Еврознак, 2007. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Наименование | кол-во экз. |
Абрамова, Галина Сергеевна. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития : учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. — М. : Академия, 1999. — 144 с. — | |
Акопов, Г. В. Социальная психология образования : учебно-методическое пособие / Г. В. Акопов. — М. : Флинта, 2000. — 296 с. — (Библиотека социальной педагогики).
— |
|
Ананьев, Борис Герасимович. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев ; ред. А. А. Бодалев. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 384 с. — | |
Андреев, Валентин Иванович. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. / В. И. Андреев. — М. : Народное образование, 1995. — 127 с. — (Библиотечка журнала «Народное образование» ; № 3). | |
Аникеева, Нелли Петровна. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 1989. — 224 с. | |
Андриенко, Елена Васильевна. Социальная психология : учебное пособие для вузов / Е. В. Андриенко ; ред. В. А. Сластёнин. — М. : Академия, 2001. — 264 с. — | |
Андриенко, Елена Васильевна. Социальная психология : учебное пособие для вузов / Е. В. Андриенко ; ред. В. А. Сластёнин. — 2-е изд., доп. — М. : Академия, 2003. — 264 с. — ISBN5-7695-0617-2 | |
Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология : в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. — СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2005. — 288 с. : ил. — (Учебное пособие).
— Библиогр.: с. 286 — 288. — 4 000 экз. — ISBN5-469-00517-8 |
|
Аронсон, Эллиот. Общественное животное : введение в социальную психологию : учебное пособие для студентов вузов / Э. Аронсон ; пер. с англ. М. А. Ковальчук ; науч. ред. В. С. Магун. — М. : Аспект Пресс, 1998. — 517 с. — (Институт «Открытое общество»).
— Библиогр.: с. 445 — 479. — 5 000 экз. — ISBN5-7567-0222-9 |
|
Бандура, Альберт. Теория социального научения / А. Бандура. — СПб. : Евразия, 2000. — 320 с. — 3 000 экз. — ISBN5-8071-0040-9 | |
Белик, Андрей Александрович. Культура и личность : психологическая антропология. этнопсихология. психология религии : учебное пособие / А. А. Белик. — М. : Российский гос. гуманитарный университет, 2001. — 378 с. — 1 500 экз. — ISBN5-7281-0315-4 | |
Берковиц, Леонард. Агрессия : причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 512 с. — (Секреты психологии).
— 3 000 экз. — ISBN5-93878-014-4 |
|
Берн, Шон. Гендерная психология : секреты психологии мужчины и женщины / Ш. Берн. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 320 с. — (Секреты психологии).
— 3 000 экз. — ISBN5-93878-019-5 |
|
Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений ; Люди, которые играют в игры : психология человеческой сюдьбы / Э. Берн. — Л. : Лениздат, 1992. — 390 с. — | |
Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений ; Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы / Э. Берн. — М. : Прогресс, 1988. — 398 с. — | |
Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов по специальности «Психология» / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 301 с. — 5 000 экз. — ISBN5-7567-0137-0 | |
Бобнева, Маргарита Исидоровна. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. — М. : Наука, 1978. — 311 с. — | |
Бодалев, Алексей Александрович. Личность и общение : избранные психологические труды / А. А. Бодалев. — М. : Педагогика, 1995. — 320 с. — | |
Бодалев, Алексей Александрович. Психология общения : избранные психологические труды / А. А. Бодалев; ред. Д. И. Фельдштейн. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 256 с. | |
Бойко, Виктор Васильевич. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко. — М. : Мысль, 1983. — 207 с. — | |
Бо, Франси. Отношения между людьми / Ф. Бо. — 12-е изд. — СПб. : Питер, 2003. — 160 с. : ил. — (Концентрированная психология).
— 4 000 экз. — ISBN5-94723-359-2 |
|
Богданов, Евгений Николаевич. Психология личности в конфликте : учебное пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2004. — 224 с. — 4 000 экз. — ISBN5-469-00230-6 | |
Быков, Анатолий Карпович. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие для вузов / А. К. Быков. — М. : Сфера, 2005. — 160 с. — (Учебное пособие).
— 5000 экз. — ISBN5-89144-643-X |
|
Введение в практическую социальную психологию : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / ред.: Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. — 3-е изд., испр. — М. : Смысл, 1999. — 377 с. — 5 000 экз. — | |
Введение в практическую социальную психологию : учебное пособие для вузов / ред.: Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. — М. : Наука, 1994. — 255 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
— 3 000 экз. — ISBN5-02-013599-2 |
|
Вацлавик, Пауль (Пол).
Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Д. Джексон, Дж. Бивин. — СПб. : Речь, 2000. — 300 с. — |
|
Ворожейкин, Иван Егорович. Конфликтология : учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 224 с. — | |
Ворожейкин, Иван Егорович. Конфликтология : учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин. — М. : ИНФРА-М, 2002. — 240 с. — ISBN5-16-000964-7 | |
Вишнякова, Наталья Федоровна. Конфликтология : учебное пособие / Н. Ф. Вишнякова. — 2-е изд. — Минск : Университетское, 2002. — 246 с. — (Высшее образование).
— ISBN985-09-0437-2 : 77.00 р. |
|
Вундт, Вильгельм. Проблемы психологии народов / В. Вундт. — СПб. : Питер, 2001. — 160 с. | |
Выготский, Лев Семенович. Психология развития как феномен культуры : избранные психологические труды / Л. С. Выготский ; ред. М. Г. Ярошевский. — М. ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 512 с | |
Горянина, Валентина Александровна. Психология общения : учебное пособие для вузов / В. А. Горянина. — М. : Академия, 2005. — 416 с.. — ISBN5-7695-2397-2 | |
Гришина, Наталья Владимировна. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2007. — 464 с. : ил. — (Мастера психологии).
— ISBN978-5-314-00115-8 |
|
Гришина, Наталья Владимировна. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2001. — 464 с. | |
Еникеев, Марат Исхакович. Общая, социальная и юридическая психология : краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. — М. : Юридическая литература, 1997. — 448 с. — 5 000 экз. — ISBN5-7260-0891-X | |
Дилигенский, Герман Германович. Социально-политическая психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социология», «Психология», «Политология» / Г. Г. Дилигенский ; ред. В. И. Бахмин [и др.]. — М. : Наука, 1994. — 304 с. — 10 000 экз. — ISBN5-7301-0246-1 | |
Добрович, Анатолий Борисович. Общение : наука и искусство / А. Б. Добрович. — 2-е изд. — М. : Знание, 1980. — 112 с. — | |
Добрович, Анатолий Борисович. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. — М. : Яуза, 1996. — 254 с. — | |
Дубов, Игорь Глебович. Психология больших групп : социально-психологические феномены / И. Г. Дубов. — М. : [б. и.], 2004. — 400 с. — ISBN5-88923-093-X | |
Зеркин, Дмитрий Петрович. Основы конфликтологии : курс лекций : для студентов вузов / Д. П. Зеркин. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 480 с. -. — 5 000 экз. — ISBN5-222-00031-1 | |
Еникеев, Марат Исхакович. Общая и социальная психология : энциклопедия / М. И. Еникеев. — М. : ПРИОР, 2002. — 560 с. — ISBN5-7990-0686-0 | |
Емельянов, Станислав Михайлович. Практикум по конфликтологии : учеб. пособие для вузов / С. М. Емельянов. — СПб. : Питер, 2001. — 368 с. : ил. — (Практикум по психологии).
— 5 000 экз. — ISBN5-272-00113-3 |
|
Ильин, Евгений Павлович. Дифференциальная психология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 544 с. : ил. — (Мастера психологии).
— ISBN5-318-00459-8 |
|
Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — СПб. : ПИТЕР, 2009. — 576 с. : ил. — (Мастера психологии).
— 3 000 экз. — ISBN978-5-388-00425-3 |
|
Ковалев, Александр Григорьевич. Курс лекций по социальной психологии / А. Г. Ковалев. — М. : Высшая школа, 1972. — 176 с. — | |
Коломинский, Яков Львович. Психология взаимоотношений в малых группах : общие и возрастные особенности : учебное пособие для вузов / Я. Л. Коломинский. — 2-е изд., доп. — Минск : ТетраСистемс, 2000. — 432 с. — 5 000 экз. — ISBN985-6317-82-7 | |
Кричевский, Роберт Львович. Психология малой группы : теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М. : Московский гос. университет, 1991. — 207 с. — | |
Кричевский, Роберт Львович. Социальная психология малой группы : учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 318 с. — ISBN5-7567-0159-1 | |
Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология : учебник для вузов / В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2007. — 432 с. — (Учебник для вузов).
— ISBN5-496-01027-9 |
|
Кэмпбелл, Дональд. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. — СПб. : Социально-психологический центр, 1996. — 391 с. — | |
Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения : учебное пособие / А. А. Леонтьев. — 3-е изд. — М. : Смысл, 1999. — 365 с. — (Психология для студента).
— 5 000 экз. — ISBN5-89357-054-5 |
|
Леонтьев, Алексей Алексеевич. сихология общения : учебное пособие / А. А. Леонтьев. — 3-е изд. — М. : Смысл ; М. : Академия, 2005. — 368 с. — (Психология для студента).
— ISBN5-7695-2065-5 |
|
Лурия, Александр Романович. Природа человеческих конфликтов : объективное изучение дезорганизации поведения человека / А. Р. Лурия ; ред. В. И. Беспольский. — М. : Когито-Центр, 2002. — 527 с. — (Классики психологии).
— ISBN5-89353-032-2 |
|
Мелибруда, Ежи. Я -Ты — Мы : Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда ; ред., авт. предисл. А. А. Бодалев, ред., авт. предисл. А. Б. Добрович. — М. : Прогресс, 1986. — 256 с. | |
Менегетти, Антонио. Психология лидера / А. Менегетти пер. с итал. — 4-е изд., доп. — М. : ННФБ «Онтопсихология», 2004. — 256 с. : ил. — ISBN5-93871-027-8 | |
Методы социальной психологии / ред.: Е. С. Кузьмин, В. Е. Семёнов. — Л. : Ленинградский гос. университет, 1977. — 176 с. — | |
Мясищев, Владимир Николаевич. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 368 с. — (Психологи отечества). | |
Милграм, Стэнли. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. — 3-е междунар. изд. — СПб. : Питер, 2000. — 336 с. | |
Майерс Дэвид Социальная психология. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. | |
Назаретян, Акоп Погосович. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи : лекции по социальной и политической психологии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. П Назаретян. — СПб. : Питер, 2004. — 192 с. : ил. — 3 000 экз. — ISBN5-88782-359-3 | |
Назаретян, Акоп Погосович. Психология стихийного массового поведения : толпа, слухи, политические и рекламные кампании : учебное пособие для вузов / А. П. Назаретян. — 2-е изд., перераб. — М. : Академия, 2005. — 160 с. — (Высшее профессиональное образование. Психология).
— ISBN5-7695-2120-1 |
|
Ольшанский, Вадим Борисович. Практическая психология для учителей / В. Б. Ольшанский. — М. : Онега, 1994. — 272 с. | |
Ольшанский, Дмитрий Вадимович. Психология масс / Д. В. Ольшанский. — СПб. : Питер, 2001. — 368 с. — (Мастера психологии).
— 5 000 экз. — ISBN5-318-00038-X |
|
Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001. | |
Психологическое самообразование : читая зарубежные учебники / ред. А. М. Матюшкина ; пер. с англ. А. В. Александровна. — М. : Школа-Пресс, 1992. — 112 с. — (Библиотека журнала «Вопросы психологии»). | |
Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М. : Наука, 1979. — 335 с. — | |
Психология личности и образ жизни / ред. Е. В. Шорохова. — М. : Наука, 1987. — 220 с. — | |
Психология межличностного познания / ред. А. А. Бодалева. — М. : Педагогика, 1981. — 223 с. — | |
Парыгин, Борис Дмитриевич. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Б. Д. Парыгин. — СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003. — 616 с. : ил. — (Библиотека гуманитарного университета ; вып. 15).
— ISBN5-7621-0250-5 |
|
Психология и культура / ред. Д. Мацумото. — СПб. : Питер, 2003. — 718 с. : ил. — (Мастера психологии).
— ISBN5-94723-362-2 |
|
Платонов, Юрий Петрович. Психология национального характера : учебное пособие для вузов / Ю. П. Платонов. — М. : Академия, 2007. — 240 с. — (Высшее профессиональное образование).
— ISBN978-5-7695-3882-7 |
|
Реан, Артур Александрович. Социальная педагогическая психология : учебное пособие для студентов и аспирантов психологических фак-тов / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб. : Питер, 1999. — 416 с. | |
Рогов, Евгений Иванович. Психология общения / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 336 с. : ил. — (Азбука психологии).
— ISBN5-691-00471-9 |
|
Рогов, Евгений Иванович. Психология группы / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 430 с. : ил. — (Азбука психологии).
— 7000 экз. — ISBN978-5-691-01415-4 |
|
Руденский, Евгений Владимирович. Социальная психология : курс лекций для студентов, аспирантов / Е. В. Руденский. — М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : Новосибирская гос. академия экономики и управления, 2000. — 224 с. — 3 000 экз. — ISBN5-16-000447-5 | |
Руденский, Евгений Владимирович. Социальная психология : курс лекций / Е. В. Руденский ; ред. Е. А. Яблокова. — М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : Новосибирская гос. академия экономики и управления, 1998. — 224 с. | |
Слаква, Сергей Павлович. Психология малой группы : учебное пособие для вузов / С. П. Слаква ; ред.: И. А. Рябова, С. Н. Путилина. — М. : Экзамен, 2004. — 160 с. — ISBN5-94692-485-0 | |
Семечкин, Николай Иванович. Социальная психология : учебник для вузов / Н. И. Семечкин ; под ред. В. А. Терехина. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 608 с. — (Высшее образование).
— Библиогр.: с. 581 — 593. — 5000 экз. — ISBN5-222-03495-X Экземпляры всего: 5 |
|
Социальная психология : История. Теория. Эмпирические исследования / ред.: Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. — Л. : Ленинградский гос. университет, 1979. — 287 с. — | |
Социальная психология : учебное пособие для вузов / ред.: А. Н. Сухов, А. А. Деркач. — М. : Академия, 2001. — 600 с. — (Высшее образование).
— 30 000 экз. — ISBN5-7695-0627-X |
|
Станкин, Михаил Иосифович. Психология управления : практическое пособие / М. И. Станкин. — М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 304 с. — 1 000 экз. — ISBN5-87057-136-7 | |
Социальная психология / Под ред. С.Московичи. –7-е. – Спб: Питер-Пресс, 2007. | |
Социальная психология : учебное пособие для вузов / ред. А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с | |
Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987 | |
Социальная психология : учебное пособие для вузов / А. Н. Сухов [и др.] ; ред.: А. Н. Сухов, А. А. Деркач. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2002. — 600 с. — (Высшее образование).
— 30 000 экз. — ISBN5-7695-1016-1 |
|
Тейлор, Шелли Е.. Социальная психология / Ш. Е. Тейлор, Л. А. Пипло, Д. О. Сирс ; пер. с англ.: Ю. Ахмедова, Е. Виноградова, Б. Ребзуев. — 10-е изд. — СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2004. — 767 с. : ил. — (Мастера психологии).
— 4000 экз. — ISBN5-94723-312-6 |
|
Узнадзе, Дмитрий Николаевич. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — 448 с. — (Психологи отечества).
— 10 000 экз. — |
|
Угринович, Дмитрий Модестович. Психология религии / Д. М. Угринович. — М. : Политиздат, 1986. — 352 с. — | |
Фернхем, Адриан. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. — СПб. : Питер, 2001. — 368 с | |
Фейдимен, Джеймс. Личность и личностный рост. Вып. 1 / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. — М. : РОУ, 1994. — 88 с. — ISBN5-204-00007-0 | |
Хасан, Борис Иосифович. Разрешение конфликтов и ведение переговоров : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. — М. : МИРОС, 2001. — 176 с. : ил. — (Гражданское образование: мир без конфронтации).
— 1 000 экз. — ISBN5-7084-0223-7 |
|
Шакуров, Рафаил Хайруллович. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. Х. Шакуров. — М. : Педагогика, 1982. — 208 с. | |
Хок Роджер, Р.40 исследований, которые потрясли психологию : секреты выдающихся экспериментов / Р. Хок Роджер ; ред. Л. Соломина ; пер. с англ. А. Боричев [и др.]. — 5-е междунар. издание. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с. : ил. — (Проект «Психология — Best»).
— 3 000 экз. — ISBN5-93878-096-9 |
|
Шевандрин, Николай Иванович Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. — М. : ВЛАДОС, 1995. Ч. 1 : Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 1995. — 544 с. : ил. — 50 000 экз. — ISBN5-87065-066-6 | |
Шевандрин, Николай Иванович. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 507 с. — 50 000 экз. — ISBN5-691-00027-6 | |
Шибутани, Тамотсу. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер. В. Б. Ольшанский. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 544 с. — | |
Шихирев, Петр Николаевич. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев. — М. : Институт психологии РАН ; М. : КСП+ ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 448 с. — 5 000 экз. — ISBN5-88687-085-7 |
ХРЕСТОМАТИИ
Наименование | кол-во экз. |
Идентичность : хрестоматия : учебно-методическое пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 272 с. — (Библиотека психолога).
— ISBN5-89502-503-Х |
|
Прикладная конфликтология : хрестоматия для вузов / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 1999. — 624 с. — (Библиотека практической психологии).
— 5 000 экз. — ISBN985-433-475-9 |
|
Психология человеческой агрессивности : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 1999. — 656 с. — (Библиотека практической психологии).
— 5 000 экз. — ISBN985-433-514-3 |
|
Психология лидерства : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2004. — 368 с. — (Библиотека практической психологии).
— ISBN985-13-1528-1 |
|
Психология самосознания : хрестоматия / ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2003. — 672 с. — ISBN5-94648-016-2 | |
Психология социальных ситуаций : хрестоматия / сост., ред., пер. на рус. язык Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2001. — 416 с. : ил. — (Хрестоматия по психологии).
— 7 000 экз. — ISBN5-318-00136-X |
|
Психология человеческих проблем : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 1998. — 448 с. — (Библиотека практической психологии).
— |
|
Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия по социальной психологии личности / ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2000. — 656 с. — 6 000 экз. — ISBN5-89570-015-2 | |
Социальная психология : хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост.: Белинская Е. П., О. А. Тихамандрицкая. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 475 с. — | |
Социальная психология : хрестоматия : учебное пособие для вузов / сост.: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М. : Аспект Пресс, 1999. — 475 с. — ISBN5-7567-0236-9 | |
Современная этнопсихология : Хрестоматия / ред. А. Е. Тарас. — Минск : Харвест, 2003. — 368 с. — (Библиотека практической психологии).
— ISBN985-13-1769-1 |
|
Хрестоматия по социальной психологии / сост., авт. вступ. очерка Т. В. Кутасова. — 2-е изд., стер. — М. : Международная пед. академия, 1995. — 222 с. — (Библиотека школьного психолога). | |
Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2004. — 496 с. — (Библиотека практической психологии).
— ISBN985-13-1841-8 |
СЛОВАРИ
Наименование | кол-во экз. |
Коллектив. Личность. Общение : словарь социально-психологических понятий / ред.: Е. С. Кузьмин, Семёнов В. Е. — Л. : Лениздат, 1987. — 144 с. — 100 000 экз. — | |
Крысько, Владимир Гаврилович. Словарь-справочник по социальной психологии : словарь / В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2003. — 416 с. — ISBN5-314-00021-0 | |
Этнопсихологический словарь / ред. В. Г. Крысько. — М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с. — ISBN5-89502-058-5 |