4.2. Практические (семинарские) занятия.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Представления античных и средневековых философов о душе и сознании.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии:
а) бихевиоризм как наука о поведении;
б) психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека;
в) гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики,
г) гуманистическая психология как особая форма антропотехники,
д) человек, познающий в когнитивной психологии,
е) учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в отечественной психологии.
- Современный этап развития психологии.
- Методы исаследования в психологии:
1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др.
2. Методы описательной (гуманитарной) психологии: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика.
3. Методы практической психологии: консультирование, психоанализ, психотерапия,
психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиентоцентрированная терапия, логотерапия.
Задания для самостоятельной работы
- Используя литературу, сделайте анализ становления предмета психологии от античности до современности (Представить в виде схемы).
- На основании материала книги Р. С. Немова «Психология» (Ч. 1, гл. 24, с. 524 — 541) или другого вышеуказанного источника раскройте представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология, отечественная психология), используя следующую таблицу:
Направление |
Время возникновения |
Основные представители |
Предмет научных изысканий |
Основные идеи направления |
Достоинства направления |
Недостатки направления |
- Напишите, закономерно ли, на ваш взгляд, существование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
- Подберите из текстов по своей специальности 2-3 примера, иллюстрирующих психологические знания.
- Подберите примеры из житейского взгляда на известные психологические явления и сопоставьте его с научной точкой зрения (5 примеров).
Пример житейской психологии
|
Научно-психологическое объяснения
|
6. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание «точность психологического исследования»?
2. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Асеев В.П. Возрастная психология: Учебное пособие. -Иркутск., 1989.
- Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М., 1996.
- Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. — кн. 1.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. -М., 1990. — С. 180-365 (Бихевиоризм. Гештальтпсихология).
- Кольев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диагностической интерпретации //Вопросы психологии.- 1990.- №3.
- Лопатин Л.Н. Метод самонаблюдения в психологии //Вопросы философии и психологии. -М.,1992. -Кн. 2.
- Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2000. — С. 38 — 69.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. М., 1995. — С.
524 — 544.
- Основы психодиагностики. / Под ред. Шмелева. — М, 1991.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2т. -М., 1989. -Т. 1.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.-С. 36-65.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2т. -М.,1985. -Т 2.
- Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М.,1980. — С.17-210. (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Фрейдизм).
- Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1999.
Тема 2. Понятие о человеке
Формы взаимодействия человека с миром – 4 ч.
1. Проблема объективного критерия психического. Психика как результат эволюции материи. Адаптивная роль психики.
2. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву — К.Э.Фабри):
а) сенсорная;
б) перцептивная;
в) интеллектуальная.
3. Биологические предпосылки человеческой психики (формы поведения животных и их развитие): инстинкт, навык, интеллект.
Задания для самостоятельной работы
- Сравнить материалистический и идеалистический подходы к сущности происхождения психики.
- Сравнить определения психики, даваемые словарями. Найти сходства и различия.
- Проиллюстрировать каждую стадию развития психики характерными примерами поведения животных.
- Высказать предположения по поводу взаимодействия мозга и психики; личность — это результат работы мозга?
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Бернс Р. Развитие Я — концепции и восприятие. — М., 1986.
- В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. — Арх-ск., 1999.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Д., 1988.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
- Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975.
- Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2 т. — М., 1989 т.1
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 2003.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
Тема 3. Субъект; индивид, личность, индивидуальность – 4 ч
- Понятие личности в психологии.
- Основные факторы и механизмы развития личности.
- Основные психологические теории личности.
- Понятие индивида.
- Понятие индивидуальности, ее природа, значение в развитии личности.
- Человек как субъект деятельности.
- Направленность и ее психологические проявления.
- Потребности, мотивация.
Задания для самостоятельной работы
- Раскрыть различные подходы к пониманию личности в отечественной и зарубежной психологии
- Сравнить междисциплинарные трактовки личности.
- Проанализировав, представить интегральную структуру личности, снабдив ее комментариями.
- Провести диагностику мотивационно-потребностной сферы.
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1996.
- Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М., 1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. — кн. 1
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психол. журнал, 1988, т. 9,№4.
- Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. — М., 1982.
- Личность: определение и описание. //Вопросы психологии, 1992, №5.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека // Вопросы психологии, 1995, №2
- Психология личности: Хрестоматия. — Самара, 1996.
Тема 4. Деятельность – 4 ч.
- Понятие «деятельности» и его психологического содержания.
- Строение деятельности. Характеристика составляющих.
- Виды деятельности, их психологическое содержание.
- Ведущие виды деятельности.
- Продукты освоения деятельности.
Задания для самостоятельной работы
- Написать рецензию, в которой сравнить, как раскрывается проблема деятельности в работе К.К. Платонова «О системе психологии» (М., 1972) и в «Общей психологии» под ред. В.В. Богословского (М., 1981. С. 146-164).
- Сделать конспект статьи В,В, Давыдова «Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева» (Проблемы развивающего обуче6ния. – М., 1986. С. 217-224).
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. — Арх-ск., 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2 т. — М., 1989 т.1
Тема 5. Сознание и самосознание человека– 4 ч.
- Определение понятия «сознание».
- Природа человеческого сознания.
- Функции сознания.
- Психологическая структура сознания.
- Свойства и формы сознания.
- Психология бессознательного.
- Самосознание и его формы (самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие).
Задания для самостоятельной работы
- Представить обзор по теме: Сознание как предмет исследования многих наук.
- Специфика психологического анализа сознания. Актуальность этой проблемы в жизни современного человека.
- на конкретных примерах охарактеризовать взаимосвязь трех сторон единого способа бытия человека — сознание, деятельности и общения.
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Бернс Р. Развитие Я — концепции и восприятие. — М., 1986.
- В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. — Арх-ск., 1999.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Д., 1988.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
- Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975.
- Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2 т. — М., 1989 т.1
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 1975.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
Тема 6. Интегративные психические образования – 6 ч
- Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства.
- Понятие «ощущение», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.
- Понятие «восприятие», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.
- Сравнительная характеристика восприятия и ощущения.
- Основные методы исследования ощущения и восприятия.
- Понятие «память», характеристика, виды, свойства, типы, функции. Пути, приемы и средства улучшения памяти.
- Понятие «внимания», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.
- Понятие «мышление», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.
- Развитие мышления в онтогенезе.
- Понятие «воображение», характеристика, виды, свойства, классификации, функции. Связь творческого процесса с воображением.
- Понятие «способности», характеристика, структура. Общее представление о задатках, как природных предпосылках к развитию способностей. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей. Понятие интеллекта.
- Понятие эмоций и чувств, характеристика, виды, свойства, классификации, функции, сравнение.
- Определение понятия «воля». Психологический механизм волевого поведения.
- Понятие о темпераменте и сферах его проявления. Психологические описания типов темпераментов. Связь темперамента с основными свойствами нервной системы и личности.
- Понятие о характере и сферах его проявления. Структура и формирование характера.
Задания для самостоятельной работы
- Используя источники дайте характеристику основным видам ощущений (кожные, вкусовые, обонятельные, слуховые, зрительные).
Познакомиться с основными методами исследования ощущения и восприятия.
- Подготовить сообщение на тему «Пути, приемы и средства улучшения памяти человека» по предлагаемой литературе.
- Познакомиться с методиками исследования памяти, мышления и внимания.
- Подготовить сообщение на тему «Теории мышления в психологии» по предлагаемой литературе.
- Объяснить связь воображения с индивидуальным творчеством художников (различных направлений в искусстве).
- Составить таблицу сензитивных периодов в развитии различных видов способностей.
- Показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере зрительных и слуховых впечатлений (Практикум по общей психологии. Под. ред. А.И. Щербакова. М., 1990. Стр. 207-208.).
- Показать влияние чувств на запоминание (Практикум по общей психологии. Под. ред. А.И. Щербакова. М., 1990. Стр. 209.).
- Изучить структуру темперамента по методике В.М. Русалова. Сделать выводы.
- Определить тип характера с помощью опросника К. Леонгарда — Г. Шмишека.
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. — кн.2.
- Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. / Уч. — метод, пособие. — М., 1985.
- В помощь изучающему психологию. / Под ред. Булыгиной Т.Е. и соавт. — Арх-ск., 1999.
- Гальперин П.Л., Калыльницкая С.А. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
- Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии -1985., №5. — с. 80-85.
- Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М., 1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. ~ кн. 1
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М., 1984.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
- Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1986.
- Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
- Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.
- Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 1979.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 1988.
- Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самопознание. -Пермь, 1990.
- Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М, 1989. — т.2.
- Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий, — М., 1979.
- Селье Г. Стресс без дисстресса. — М., 1979.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
Тема 7. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека – 2 ч
- Особенности профессиональной деятельности и личности педагога.
- Понятие о профессиональной культуре педагога. Психологическая культура в структуре профессионально важных качеств педагога.
- Психологическая культура личности, понятие и диагностика. Возможности и ограничения.
- Психологическая грамотность и психологическая компетентность педагога. Элементы психологической грамотности. Диагностика и решение практических задач.
- Понятие и закономерности социальной перцепции. Механизмы педагогической социальной перцепции.
- Понятие, основные подходы и методы измерения социального интеллекта.
Задания для самостоятельной работы
- Проработать методику «Психологическая культура личности» О.И. Моткова (процедура проведения; основные аспекты интерпретации результатов).
- Диагностика социального интеллекта: методика Дж. Гилфорда и М. Салливена.
- Диагностика степени развития эмпатии. Методика В.В. Бойко.
- Привести примеры использования историй, мифов, метафор как средства повышения психологической грамотности. Раскрыть содержание технологии рассказывания.
Формы контроля выполнения работ:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий;
- письменное тестирование;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы
- Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 1997.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2001.
- Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Эффективное использование метафор и анекдотов в психотерапии. – Воронеж, 1995.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов – М., 2002.
- Куницына В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2001.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерницкая, Е.Д. Бреус. – М., 2001.
- Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. – СПб., 1996.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М., 1993.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
- Практический интеллект / под ред. Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб., 2002.
Самостоятельная работа студентов для отработки пропущенных занятий. Номер заданий и вариант определяется преподавателем. Задание выполняется в письменном виде. Сдается в недельный срок.
Вариант 1
1. К отраслям психологии относятся, все кроме:
1.Сравнительная психология
2.Юридическая психология
3.Общая психология
4.Социальная психология
2. Платон был представителем:
1.Материалистического понимания психики
2.Идеалистического понимания психики
3.Дуалистического понимания психики
4.Всех перечисленных выше
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира это:
1. Восприятие
2. Эмоция
3. Ощущение
4. Внимание
4. Этапы психического развития и формирования личности изучает:
1.Педагогическая психология
2.Дифференциальная психология
3.Возрастная психология
4.Медицинская психология
5. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:
1.Целостности
2.Структурности
3.Реминисценции
4.Апперцепции
6. Основными свойствами ощушений являются указанные, кроме:
1. Модальности
2. Константности
3. Интенсивности
4. Длительности
7. Дополните. Способность живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, адекватной раздражителю, называется _________
8. Что включает в себя психическое отражение?
- Активно воздействует на среду
- Отражает явления только в момент его непосредственного воздействия
- Дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности
- Является фотографией окружающей действительности
9. Установите соответствие
Вид памяти |
Время сохранения информации |
|
а) Неопределенно долго б) 20 секунд в) ¼ секунды г) До тех пор, пока информация актуальна |
10. Дополните. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется _______
11. В структуру деятельности входит все, кроме
- Потребность
- Мотивы
- Движения
- Цели
12. Дополните. Язык – система ______
13. Дополните. Модель отраженного мира – это _________
14. Заполните схему. Классификация психических процессов
- Сигнализация
- Коммуникация
- Экспрессия
- Обобщение
15. К функциям речи относятся следующие, за исключением одной:
- Информативная
- Средство мышления
- Средство обобщения
- Функция эмоционального отреагирования
16. К способам воображения относятся все, кроме:
- Гиперболизация
- Агглютинация
- Рассредоточение
- Акцентирование
17. В каком типе памяти время сохранения информации составляет 20 секунд:
1.Кратковременная память
2.Оперативная память
3.Долговременная память
4.Сенсорная память
18. К процессам памяти относятся все, за исключением
- 1.Запоминание
- Переработка
- Сохранение
- Воспроизведение
19. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
1.Адаптация
2.Сенсибилизация
3.Реминисценция
4.Иллюзия
20. К психическим свойствам относятся указанные, кроме:
1.Аффект
2.Темперамент
3.Направленность
4.Характер
21. Как называется акт, целевой реакцией которого является причинение вреда себе или другим людям
- Инстинкт
- Агрессия
- Нужда
- Потребность
Вариант 2
1.Создателем первой психологической лаборатории явился:
А) Вебер
Б) Фехнер
В) Вундт
Г) Гельмгольц
2. Психика – это:
А) Объективная реальность
Б) Субъективное отражение объективного мира
В) Субъективное отражение субъективного мира
Г) Субъективная реальность
3. Один из методов психологии, представляющий собой краткие стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:
А) Эксперимент
Б) Беседа
В) Анкета
Г) Тест
4. Укажите правильные ответы. Факторы возникновения сознания (по А.Н. Леонтьеву):
А) Деятельность+
Б) Гомеостазис
В) Антропогенез
Г) Речь
5. Подходы к изучению ощущения
А) Психолингвистический подход
Б) Психологический подход
В) Психогигиенический подход
Г) Психофизиологический подход
6. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению завершенными называется:
А) Эффектом края
Б) Законом Эббингауза
В) Эффектом Зейгарник
Г) Эффектом ореола
7. Установите соответствие
Стадии психики (по А.Н. Леонтьеву) |
Особенности психического отражения |
1. стадия элементарной сенсорной психики 2. стадия перцептивной психики |
а) отражение в форме образов б) раздражимость в) ощущение г) элементарные формы мышления |
8. Заполните схему. Формы психических явлений
- Психические процессы
- Психические явления
- Психические состояния
- Внимание
- Аффект
- Характер
- Психические свойства
9. Дополните. Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется _______________________
10. Способность предвидеть развитие событий или результаты действий называется:
А) Воображение
Б) Мышление
В) Антиципация
Г) Активация
11. Непроизвольное перемещение с основной деятельности на незначимые объекты называется:
А) Переключение
Б) Флуктуация
В) Отвлечение
Г) Распределение
12. Дополните. Процесс или явление, несущее сообщение о каком-то событии или явлении и ориентирующее живую систему относительно этого явления называется ___________
13. К психическим процессам относятся все, кроме:
А) Внимание
Б) Память
В) Темперамент
Г) Воображение
14. Установите соответствие.
Виды рецепторов |
Характеристика |
Дистантные рецепторы Контактные рецепторы |
а) Зрение б) Слух в) Обоняние г) Осязание д) Вкус |
15. Дополните. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции, называется ____________
16. Какой вид памяти характеризуется способностью сохранять актуальную информацию до момента необходимости?
А) Кратковременная память
Б) Зрительная память
В) Эйдетическая память
Г) Оперативная память
17.Как называется самопознание субъектом своих внутренних психических актов и состояний?
А) Переживание
Б) Рефлексия
В) Самооценка
Г) Эмоция
18. Установите соответствие.
Изменение чувствительности |
Характеристика |
|
а) Полное исчезновение ощущения при длительном действии раздражителя б) Снижение чувствительности в результате длительного действия раздражителя в) Повышение чувствительности в результате упражнения г) Повышение чувствительности зрительного анализатора при различении предметов в темноте |
19. Установите соответствие
Прием воображения |
Функция приема |
|
а) Соединение несоединимых в реальности качеств, частей б) Изменение пропорций частей предмета в) Изменение размеров предметов и качества частей без изменения пропорций |
20. К психическим свойствам относятся указанные, кроме:
А) Аффект
Б) Темперамент
В) Направленность
Г) Характер
21. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира это:
А) Восприятие
Б) Эмоция
В) Ощущение
Г) Внимание
Список литературы
Основная
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1982.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Немов Р.С. Психология. М., 1995.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2002.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия 1995.
- Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
- Психология: учебник / отв. ред. А.А.Крылов. М., 2008.
- Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2008.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995.
- Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. СПб., 2008.
Дополнительная
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2008.
- Годфруа Ж. Что такое психология?. — М., 1992.
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология М, 2006.
- Климов Е.А. Основы психологии. — М., 1997.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1, 2. — М., 1994.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003.
- Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2008.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2000.
Ссылки на информационные ресурсы Интернета и т.д.
Раздел 3
Материалы для текущего и промежуточного контроля.
Примерные задания тестового контроля
1. Наблюдение – это:
|
а) непосредственное восприятие поведения человека b) метод эмпирического исследования с) способ отражения действительности d) все ответы неверны |
2. Основным недостатком лонгитюдного исследования является:
|
а) низкая надежность b) значительная затрата времени с) малая выборка d) высокая напряженность |
3. Начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле – это: |
а) мышление b) потребность с) ощущение d) воображение |
4. К основным операциям мышления относятся:
|
а) анализ b) обобщение с) абстрагирование d) все ответы верны |
5. Идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности обозначается понятием |
а) цель b) мотив с) способ d) потребность |
6. Всеобщая характеристика живого, а именно активность, получила в человеческом обществе название |
а) сознание b) рефлекс с) деятельность d) реакция |
7. Психодиагностический метод, не требующий сложных технических приспособлений, поддающийся математической обработке – это |
а) беседа b) интервью с) общение d) тест |
8. Оценка личностью самого себя, своих возможностей и качеств есть |
а) самовыражение b) самоутверждение с) самооценка d) саморегуляция |
9. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью |
а) анализаторов b) акцепторов с) рецепторов d) детекторов |
10. Направление в психологии, основанное на изучение реакций человека на определенные стимулы относится к |
а) гештальтпсихологии b) бихевиоризму с) психоанализу d) когнитивной психологии |
11. К проявлениям эмоционально-волевой сферы НЕ относятся:
|
а) настроение b) чувства с) суждения d) эмоции |
12. Какие из перечисленных понятий НЕ являются видами мышления:
|
а) абстрактно-логическое b) наглядно-образное с) наглядно-действенное d) все относятся к мышлению |
13. Основной задачей психологии является
|
а) изучение законов психической деятельности b) совершенствование методов исследования с) коррекция социальных норм поведения d) разработка проблем истории психологии |
14. Переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называются
|
а) чувствами эстетическими b) чувствами нравственными с) чувствами интеллектуальными d) чувственным тоном |
15. Основной задачей процесса мышления является
|
а) раскрытие отношений, связей между предметами b) предвидение конечного результата предметной деятельности с) запечатление и сохранение информации d) сосредоточение сознания на объекте. |
16. Все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением составляет содержание: |
а) влечения b) склонности с) убеждений d) интереса |
17. Согласно психоаналитической концепции процессы вытеснения и замещения относятся к:
|
а) защитным механизмам в) когнитивным механизмам с) эмоциональным процессам d) физиологическим процессам |
18. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности составляет содержание: |
а) темперамента b) способностей с) состояний d) направленности |
19. Темперамент – это:
|
а) свойство нервной системы b) тип ВНД с) направленность личности d) психическое свойство личности |
20. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности – это
|
а) способности b) воля с) характер d) чувства |
21. Теория психодинамическая относится к изучению
|
а) сознательного b) физиологического с) сознательного и бессознательного d) социального |
22. Основным недостатком лонгитюдного исследования является
|
а) низкая надежность b) значительная затрата времени с) малая выборка d) высокая напряженность |
23. Начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле – это
|
а) мышление b) потребность с) ощущение d) воображение |
24. Память на смысл изложения
|
а) активная b) образная с) словесно-логическая d) механическая |
25. Идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности обозначается понятием |
а) цель b) мотив с) способ d) потребность |
26. Всеобщая характеристика живого, а именно активность, получила в человеческом обществе название |
а) сознание b) рефлекс с) деятельность d) реакция |
27. Психодиагностический метод, не требующий сложных технических приспособлений, поддающийся математической обработке – это |
а) беседа b) интервью с) общение d) тест |
28. Оценка личностью самого себя, своих возможностей и качеств есть
|
а) самовыражение b) самоутверждение с) самооценка d) саморегуляция |
29. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью
|
а) анализаторов b) акцепторов с) рецепторов d) детекторов |
30. Направление в психологии, основанное на изучение реакций человека на определенные стимулы относится к |
а) гештальтпсихологии b) бихевиоризму с) психоанализу d) когнитивной психологии |
31. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются |
а) целями b) методами с) задачами d) процессами |
32. Свойство ощущений, которое заключается в повышении чувствительности анализаторов при одновременном воздействии других анализаторов |
а) пороги b) контраст с) адаптация d) сенсибилизация |
33. Основной задачей психологии является
|
а) изучение законов психической деятельности b) совершенствование методов исследования с) коррекция социальных норм поведения d) разработка проблем истории психологии |
34. Избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления |
а) ощущение b) представление с) воображение d) внимание |
35. Основной задачей процесса мышления является
|
а) раскрытие отношений, связей между предметами b) предвидение конечного результата предметной деятельности с) запечатление и сохранение информации d) сосредоточение сознания на объекте |
36. Все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением составляет содержание |
а) влечения b) склонности с) убеждений d) интереса |
37. Согласно психоаналитической концепции процессы вытеснения и замещения относятся к |
а) защитным механизмам b) когнитивным механизмам с) эмоциональным процессам d) физиологическим процессам |
38. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности составляет содержание |
а) темперамента b) способностей с) состояний d) направленности |
39. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация составляют |
а) формы мышления b) виды мышления с) функции мышления d) мыслительные операции |
40. Личность – это
|
а) индивид, занимающий определенное положение в обществе с его индивидуально- и социально-психологическими особенностями b) конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием с) формируется благодаря жизни в обществе d) все ответы верны |
Примерные вопросы к зачету
- Предмет, задачи, проблемы современной психологии.
- Понятие о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: отечественная психология.
- Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений. Физиологические основы.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: бихевиоризм.
- Потребности личности.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: гештальтпсихология.
- Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, характеристики речи.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: гуманистическая психология.
- Восприятие, его виды и свойства. Физиологические основы.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: когнитивная психология.
- Направленность личности и ее психологические проявления.
- Представления о человеке в основных направлениях психологии: психоанализ.
- Основные факторы и механизмы развития личности.
- Естественнонаучные основы психологии.
- Особенности становления деятельности человека.
- Методология психологии. Основные отрасли психологии.
- Понятие о волевой сфере личности и ее особенностях.
- Методы психологии.
- Понятие о личности. Структура личности, ее особенности.
- Система психологических категорий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- Характер как один из компонентов структуры личности.
- Развитие внимания в онтогенезе. Приемы развития внимания.
- Этапы становления психологии как науки.
- Способности: понятие, виды, особенности. Талант, одаренность, гениальность. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей.
- Общее понятие о мышлении. Физиологические основы. Виды мышления и их характеристика.
- Формирование и развитие памяти.
- Общее понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти и их особенности.
- Характеристика типов темперамента.
- Определение и механизм возникновения эмоций. Физиологические основы. Виды и функции эмоций.
- Феномен внимания, его признаки, определение.
- Понятие деятельности. Виды деятельности.
- Чувства: понятие, виды, особенности. Сравнение эмоций и чувств
- Понятие и особенности восприятия. Физиологические основы. Понятие о представлениях.
- Развитие воли человека.
- Понятие мотива и мотивации, их особенности и специфика.
- Развитие мышления в онтогенезе. Приемы развития мышления.
- Понятие о психической деятельности человека. Основные функции психики.
- Физиологические основы внимания. Виды внимания.