Советы по созданию благоприятного климата

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Факторы создания благоприятного психологического климата на уроке

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок.

Урок, как основная форма организации обучения, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.

В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоко нравственной личности.

Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается к обучающимся с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут должен стремиться обратить внимание на всех обучающихся: сильных, средних и слабых, и тогда на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.

В центре внимания на современном уроке находится обучающийся, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений обучающихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и обучающихся. В нём на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и обучающихся.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом понимается «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона ученического коллектива. Выделяют следующие признаки мажорного тона:

Дружеское единение в системе «учитель-ученик

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;

11 стр., 5492 слов

Глава 1. Система требований к современному уроку

... особенностей. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся. 8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи ... свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ...

Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова — неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки.

Проведенный опрос трех тысяч подростков показал, что только 42% обучающихся в ситуации выбора остались бы в своем образовательном учреждении; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы образовательное учреждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины обучающихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к образовательному учреждению, десятая часть чувствует дискомфорт.

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, делая его более интересным, и тем самым создают благоприятную обстановку на уроке

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Отношение обучающихся к учителю – это важнейшая детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей, и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие учителя на обучающихся.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.

Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке.

12 стр., 5930 слов

Сотворчество учителя и ученика в образовательном процессе

... требует специальной организации учебного процесса. Усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников. Она ставит своей целью воспитание личности <#"justify">Разумеется, поиск наиболее ... своим путем. Процесс познания гораздо важнее, чем само знание. В отличие от урока, знания мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку; ...

Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение по-разному воспринимаются разными обучающимися.

Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков

Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Всегда заходить в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее.

Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.

Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.

Не допускать конфликтов с группо, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.