Сорокина Н.А. — Образ ди-джея на радиоканале в представлении старшеклассников

8

Н.А. СОРОКИНА

ОБРАЗ ДИ-ДЖЕЯ НА РАДИОКАНАЛЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

СОРОКИНА Наталия Александровна – учащаяся 11-го класса колледжа социальных наук Алтайского государственного университета (г. Барнаул).

Рост влияния средств массовой коммуникации на все стороны жизни современного общества ставит перед исследователями задачу изучения широкого круга проблем, связанных с социально-психологическими аспектами массовой коммуникации. В современном обществе существует множество средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, Интернет), каждый из которых имеет специфику и оказывает различное воздействие на человека с помощью присущих ему особенностей. И именно от них во многом зависит восприятие передаваемой информации.

Хотелось бы отметить, что проблема восприятия образа в литературе и средствах массовой информации изучалась в основном на примере политических деятелей, поп-звезд, телеведущих [2, 3, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17]. По изучаемой нами проблеме подобных исследований не обнаружено. Любопытно, что она рассматривалась в литературе на примере радиоведущих, но в основном в лингвистическом аспекте [7, 9, 18, 19]. При этом игнорировалась ее психологическая, а также социальная сторона.

В настоящее время радиовещение меняет свои функции, носит более развлекательный, свободный характер. Изменение стиля радиопередач привело к возникновению новых радиоканалов, в формате которых появились соответствующие им новые жанры, рубрики, а с ними новые радиообразы и стили взаимодействия со слушателем. Ведущие на современных радиоканалах, в частности, стали называться ди-джеями, последний призван владеть «искусством беседы», активизировать позицию слушателей, стиль его речи должен быть узнаваем, строго индивидуален [14].

Тот факт, что успех передачи во многом зависит от личности ведущего, от его умения наладить контакт с аудиторией, делает особенно актуальными два направления исследований. К первому можно отнести анализ профессиональной деятельности творческих работников радио, включающий описание профессий и изучение качеств ведущего. Ко второму – исследования восприятия конкретных ведущих различными группами аудитории. Иными словами, эффективность радиокоммуникации зависит не только от личностных особенностей коммуникатора и от его профессионализма, но и от того, как те или иные его характеристики воспринимаются аудиторией. Эффективным инструментом, позволяющим изучать категориальные структуры индивидуального сознания, является психосемантический подход, применение которого позволяет взглянуть на мир глазами другого человека. С его помощью можно получить информацию о том, что зачастую не осознается, но влияет на восприятие людей, объектов и событий, а также на отношение к ним.

8 стр., 3791 слов

Массовые коммуникации как способ управления массами

... массовой коммуникации за счет доступности большому количеству масс. Затем изобрели радио, телевидение и интернет. Как мы видим, массовая коммуникация зависит ... является самым легким с точки зрения восприятия информации. Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: опосредованность общения техническими ... групп, влиять на мнения и оценки людей в других областях как общественной, так ...

Итак, объектом исследования является восприятие реального и идеального образов ди-джеев старшеклассниками, предметом – их сравнительный анализ. В исследовании использовался семантический дифференциал, рекомендованный Б.Д. Нанеишвили для изучения восприятия телевизионных ведущих молодежной аудиторией [14]. Исследование проведено среди учащихся 10-11 классов школ Барнаула. Для обеспечения репрезентативности использовалась квотная выборка по параметрам: пол (м, ж); класс (10, 11); тип школы (общеобразовательная, инновационная); район города (Центральный, Октябрьский, Ленинский, Железнодорожный, Индустриальный).

Выборка составила 200 человек.

В результате проведенного исследования гипотеза о различии идеального и реального образа ди-джеев подтвердилась. Реальный образ в представлении старшеклассников состоит из характеристик: оптимист, эмоциональный, деловой, активный, общительный. Как видим, полученный качества только из положительных, но по сути, нейтральны и не выражают негативное или позитивное отношение к ведущему. Отсутствие ярко негативных характеристик, предположительно, свидетельствует в целом о соответствии образа ди-джея требованиям аудитории.

Более развернутым получился идеальный, т.е. желаемый образ ди-джея. В него вошли все характеристики реального, а также добрый, сильный, интересный, свой, доступный, порядочный, нравственный, талантливый, умный, опытный, приятный, дружелюбный, радующий. Тот факт, что в идеальный образ вошли все характеристики реального говорит о том, что они также достаточно значимы для респондентов. Старшеклассники предпочитают скорее жизнерадостного, активного, эмоционального, общительного собеседника, чем спокойного, уравновешенного, предоставляющего больше инициативы в разговоре непосредственно слушателям, т.е. ориентированного больше на обратную связь.

Присутствие характеристики «интересный» в идеальном образе ди-джея говорит о желании старшеклассников слышать от радиоведущего разговоры на темы, актуальные для данного возраста: самоопределения как профессионального, так и мировоззренческого, поиска новых друзей и партнеров. Отсутствие этой характеристики в реальном образе говорит от том, что ди-джеи недостаточно ориентированы при выборе тематики и рубрик на аудиторию исследуемого возраста. Такие качества как «свой», «доступный» свидетельствует об ориентации ди-джея на другие социальные группы населения, более взрослые, такие как студенты и молодежь, у которых уже отсутствуют проблемы, характерные для старшеклассников. Ди-джей, ориентируясь на них, использует соответствующую лексику, тематику программ. Отсюда и ощущение его недоступности. Присутствие характеристик «сильный» и «добрый» говорит о желании ребят видеть в лице радиоведущего авторитетного человека, достаточно близкого им по возрасту, на которого они могли бы ориентироваться и на чье мнение опереться.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

В идеальном образе присутствуют и такие качества как «порядочность» и «нравственность». Это можно объяснить недостатком культуры у ди-джеев, использованием ими в своей речи сленговой лексики, достаточно спорных с точки зрения культуры высказываний, что может не нравиться старшим школьникам. Характеристики «талантливый», «умный», «опытный» объясняются желанием видеть в облике радиоведущего более яркую, творческую, интересную личность, чем она есть сейчас.

Таким образом, обнаруженные различия реального и желаемого образов говорят о несоответствии ди-джеев потребностям старшеклассников.

Для ответа на вопрос о зависимости восприятия образа ди-джея от ведущей системы восприятия были выделены так называемые «чистые» типы: аудиалы (16 человек), визуалы (19), кинестетики (24).

Оставшиеся респонденты (141) принадлежали к смешанному типу, в их число вошли и принадлежащие к четвертому типу, выделяемому в методике как «думающие» или «компьютеры».

Гипотеза о зависимости восприятия образа ди-джея от ведущей репрезентативной системы подтвердилась. Были обнаружены различия в восприятии у кинестетиков, визуалов и аудиалов. Отметим наиболее интересные, не встречаемые у других типов характеристики. Итак, кинестетики реальный образ ди-джея описали такими чертами как «радующий» и «дружелюбный», что проявляет атрибуты эмоций, чувств и соответствует особенностям репрезентативной системы. Идеальный образ описывается ими как «чуткий», «нравственный», «тактичный», что может быть обусловлено желанием понимания, выражения своих чувств.

Визуалы реальный мир описывают такими чертами как «высокомерный», «сложный», «наглый», «шикарный» и «обольстительный». Особенностью системы восприятия визуалов является достраивание, домысливание многих характеристик и создание собственного образа. Скорее всего, именно с этим связано в основном негативная окраска реального образа. Создается образ некоего «богемного» радиоведущего, много себе позволяющего в эфире, но от этого становящегося еще более привлекательным и популярным для определенного круга лиц. В идеальном образе, в отличие от других подгрупп, встречаются такие черты как «шикарный» и «обольстительный», что может только подтверждать вышеуказанное предположение.

Аудилы реальный образ радиоведущего характеризовали как «примитивный», «ограниченный», «вульгарный» и даже «раздражающий». Такое ощущение, что аудилам особо неприятно слышать, что и как произносится ди-джеями. Предположительно, многие негативные моменты в речи ди-джеев в восприятии аудилов многократно усиливаются. В характеристике идеального образа отмечается «активность», «демократичность», «эмоциональность» и «общительность», что объясняется желанием слышать лаконичную, грамматически и лексически правильную речь, эмоционально окрашенную и, соответственно, легко воспринимаемую любыми возрастными группами аудитории.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... потоков. Рецептивное поле центрального нейрона. Топические отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных сигналов. 8 принципов передачи сигнала: ... в сенсорных системах: кодирование интенсивности и модальности стимула, его временных характеристик.  характеристики кодирования сенсорных стимулов в периферии: Модальность – восприятие зависит от ...

Таким образом исследование выявило различия между реальным и идеальным образами ди-джеев, что может свидетельствовать о несоответствии радиоведущих требованиями аудитории, необходимости некоторых изменений и корректировки реального образа. Установлено, также, что восприятие образа ди-джея зависит от ведущего репрезентативной системы респондента. Наиболее негативный образ был описан аудиалами, наиболее позитивный – кинестетиками.

Данное исследование может быть использовано для создания оптимального образа ди-джея на радиоканале, приятного в общении и удовлетворяющего слушателей вне зависимости от типа репрезентативной системы. Оно может быть полезно как для самих ди-джеев, так и для структур, занимающихся обучением ведущих в средствах массовой коммуникаци. Необходимо отметить, что полученные данные не являются окончательными, а выступают как предварительный эмпирический материал, который может быть использован в качестве дополнительного при проведении более глубоких исследований, связанных с данной тематикой. В частности, нами планируется в дальнейшем изучать восприятие разными группами ди-джеев мужчин и женщин. С помощью факторного анализа мы попытаемся проанализировать воспринимаемые типы ди-джеев, а также социально-демографические особенности реципиентов, выбравших тот или иной тип.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России / Социально-гуманитарный журнал. 1996. № 4.
  2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  3. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типологизация телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
  4. Зарва М.В.Слово в эфире. М., 1971.
  5. Конецкая В.П.Социология коммуникации. М., 1997.
  6. Кулагина И.Ю.Возрастная психология. М., 1997.
  7. Лебон Г.Психология народов и масс. СПб., 1997.
  8. Леонтьев А.А.Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  9. Львов М.Р.Риторика. М., 1995.
  10. Матвеева Л.В.Коммуникативный акт в условиях опосредования / Вестник МГУ. 1996. № 4.
  11. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991.
  12. Мельник Г.С.Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  13. Назаров М.М.Средства массовой информации и российское общество на порогеXXIвека / Социально-гуманитарный журнал. 1999. № 5.
  14. Нанеишвили Б.Д.Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией /Вестник МГУ. 1995. № 3.
  15. Почепцов Г.Г.Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
  16. Почепцов Г.Г.Паблик Рилейшенз. Киев, 1998.
  17. Светана С.В.Телевизионная речь. М., 1976.
  18. Сопер П.Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1995.
  19. Хараш А.У.Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций. М., 1974.
  20. Шепель В.М.Имиджелогия. М., 1996.