Совершенствование и оценка психологической подготовленности юных футболистов

Гарсалла Набиль, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Введение.

Специальное анкетирование известных тренеров детских и юношеских команд, а также результаты экспериментальных исследований, проведенных во время учебно-тренировочных занятий с юными игроками, свидетельствуют о составе и структуре тактических способностей детей. Анализ ранее проведенных результатов исследований позволил определить наиболее значимые психофизиологические факторы, обуславливающие тактические способности юных футболистов и выявил необходимость дальнейшей разработки исследований в данном направлении, обосновании результатов и внедрении их в практику.

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Формулирование цели работы.

Одной из главных задач подготовки юных футболистов является совершенствование их психологической подготовленности. С целью оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов была предложена методика совершенствования и оценка их психофизиологических способностей, позволяющая оперативно корректировать тренировочные программы занятий.

Результаты исследования.

Анализ результатов исследований позволил определить наиболее значимые психофизиологические факторы, которые определяют тактические способности:

Оперативное мышление;

Скорость принятия решений;

Способность предвидеть действия противника и партнера;

Способность к переключениям;

Объем поля зрения;

Скорость реакции на объект, который передвигается;

Объем внимания;

Уравновешенность психики;

Подвижность нервных процессов;

Переключение внимания;

Способность изменить решение в последний момент.

23 стр., 11459 слов

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов

... способностей ……………………………………………………………………30 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …...…….35 2.1. Методы исследования ………………………………………………...…35 2.2. Организация исследования …………………………………………...…36 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ... 16. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена.-Киев: Здоровья, 1987. 17 ... двигательной эрудиции – владения объемом разнообразных и разнохарактерных ...

Учитывая вышесказанное, нами были определены и систематизированы упражнения, которые содействуют целенаправленному развитию таких психических качеств, как быстрота и точность оперативного и творческого мышления, объем оперативной памяти, способность быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля зрения, объем восприятия и особенности внимания, скорость дифференцированной реакции; возможность изменить решение при смене ситуации.

Упражнения на развития оперативного и творческого мышления:

1. На поле (участке поля) — три группы игроков. Игроки, которые выполняют роль нападающих, все время атакуют или одни, либо другие ворота. После нескольких повторений упражнений группы поочередно меняются местами.

2. Два одинаковых квадрата (15×15 м) на 15 — 20 м один от другого. В каждом по 3×4 игрока, между ними по 2 — 3 «ведущих». Игра в два (одно или несколько) прикосновений в одном из квадратов. «Ведущие» атакуют эту группу игроков. Когда игрокам в квадрате становится сложно удерживать и контролировать мяч, они длинной передачей направляют его в другой квадрат и упражнение продолжается. Замена игроков в квадрате и «ведущих» — по правилам игры «Квадрат».

3. «Квадрат возле ворот». Напротив ворот за 5 — 7 м от линии штрафной площадки отмечают квадрат 12×12. В нем играют (3×2; 4×3; 3×3; 4×4) с неограниченным числом касания мяча (по правилам обычного «квадрата») стараясь вывести одного из партнеров на позицию, удобную для удара по воротам. Ведущие стараются перехватить мяч и помешать нанесению прицельного удара по воротам, которые защищает вратарь. Для совершенствования фланговых атак квадраты лучше всего сделать по краям поля.

4. На поле делают разметку прямоугольника 60×30 м, который делится на два одинаковых квадрата. Играют две команды по 5 — 6 человек. Задача каждой команды, овладев мячом, переместиться в квадрат противника и выполнить там, как можно больше передач; при потере стараться отобрать его на половине поля противника либо быстрее вернуться в свой квадрат, для организации обороны, отобрать мяч и снова перейти в атаку.

11 стр., 5412 слов

Модельные характеристики соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа» при тактическом построении 1−4-4−2

... использование одного форварда в глубине футбольного поля. Более техничный игрок отходит чуть назад, получая мяч и передавая его таранному форварду, который атакует ворота ... покрытых зон Количество игроков на флангах Количество игроков в центральной части поля Количество игроков в зоне обороны Количество игроков по центральной оси поля Количество игроков в зоне ...

5. Игровое упражнение (6×6, 8×8) в четверо ворот (в каждой команде по двое).

Голы засчитываются в любые ворота.

Упражнения на развитие оперативной памяти:

1. Два игрока по очереди передают мяч третьему. Игрок, который принял мяч, отправляет назад тому, от кого получил.

Вариант. Два игрока, которые передают мяч «среднему», стоят на противоположных сторонах поля и поочередно меняют позицию. Игрок, А для исполнения ответных передач игроком Б и В должен следить за перемещением партнеров. После выполнения ответной передачи игрок, А возвращается к приему мяча от партнера.

2. Игроки, А и Г, которые владеют мячами, одновременно начинают упражнения — передают мячи игроком Б и Д и бегут в точки 1 и 2. Игроки Б и Д снова передают им мяч, а сами меняются местами по диагонали. Игроки, А и Г приняли мяч в положении 1 и 2, передают его игрокам В и Е, а именно перемещаются: А — в положении Г, Г — в положение А. Игроки В и Е передают мяч игрокам, А (который прибежал в положение Г) и Г (который прибежал в положение А), а потом меняются местами по диагонали и т. д.

3. «Передача мяча в квадрате со сменой места игроков». Каждый размещается в соответствующем угле квадрата. Игрок, А на угол 1 посылает мяч партнеру Б в угол 2 и бежит сам туда. Игрок Б направляет полученный мяч по диагонали партнеру Г в угол 4, а сам перебегает в освобожденный угол 1. Игрок Г, передал мяч партнеру В в угол, перебегает в тот же угол, игрок В направляет мяч по диагонали в угол 1, куда уже прибежал игрок Б, и перебегает в освобожденный угол 4. Игрок Б с угла 1 снова передает мяч в угол 2 партнеру, А и т. д. Таким образом, игрок, А после передачи мяча меняется местами только с игроком Б, а игрок Г — только с партнером В.

12 стр., 5609 слов

Билет № 5. 3. Классификация и характеристика индивидуальных тактических действий игрока при выполнении подачи.

... приеме нападающих ударов защитники действуют в зависимости от действий блокирующих игроков, от выбранной системы ... . Если нападающий игрок производит удар невысоко над сеткой, то чем дальше удалена передача от сетки, тем больше угол вылета мяча при ударе. При ...

4. «Передача двух мячей в квадрате». Четыре игрока размещаются по углам квадрата. Передачи мяча выполняются поперек и по диагонали. Каждый игрок может послать мяч только тому, у кого в этот момент мяч отсутствует или тому, кто его передал. Критерий оценки — штрафные очки либо безошибочные передачи.

Упражнения на развитие способностей быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля зрения:

1. Игрок ведет мяч, а справа и слева от него бегут двое с флажками в руках. Владеющий мячом должен направить мяч тому, кто поднимет флажок. Игрок, который принял мяч, ведет его дальше и сам наблюдает за партнерами и т. д. (Условия проведения упражнения не допускает одновременного поднимания двух флажков)

2. Три игрока стоят в форме треугольника. Один из них жонглирует мячом и одновременно следит за обоими партнерами, которые показывают ему на руках разное число пальцев в разном порядке. Жонглирующий мячом обязан вслух назвать число увиденных пальцев. После 5 -6 попыток — смена мест.

3. Игроки (4 — 5) стоят полукругом (радиус 6 — 8 м).

Напротив их в середине (по центру) стоит жонглирующий мячом и одновременно следящий за партнерами. За его спиной находится тренер, который в разном порядке показывает рукой на стоящих полукругом. Игрок «названный» тренером, должен подать условный сигнал (поднять руку, присесть или сделать ускорение в сторону).

Жонглирующему мячом тут же необходимо принять мяч и повернуть его игроку, который стоит в середине, после чего упражнение продолжается. На место игрока с мячом поочередно становится каждый.

4. Вдоль всей центральной линии проводится параллельная ей линия, которая образует с центральной линией прямоугольник, шириной 1,5 — 2 м. Вначале прямоугольника стоит игрок, А с мячом, а по бокам от него — игроки Б и В. По сигналу все трое бегут вперед. Игроки без мяча стараются опередить один другого. Задача владеющего мячом — вести мяч вперед, не выпуская его из прямоугольника и следить за партнерами. Как только один из партнеров достигает цели, игрок сразу посылает ему мяч. После нескольких попыток партнеры поочередно меняются местами.

5. Игроки (4 — 5) стоят полукругом. Против них в центре — владеющий мячом. Ведя мяч в направлении, противоположному от партнеров, он по сигналу тренера возвращается и оценив ситуацию, должен адресовать мяч тому из полукруга, кто подал условный сигнал (подняв руку, изменив начальное положение и т. д.).

Упражнения на развитие объема восприятий и свойства внимания:

1. На участке поля три игрока (А, Б, В), которые выполняют функции нападающих, а три функции защитников. Тренер передает мяч одному из атакующих. Задача защитников — опередить противника и вернуть мяч тренеру, который меняет свое местонахождение.

2. Игроки групп, А и Б размещаются в 30 — 40 м один напротив другого (рис. 6).

Игрок группы, А ведя мяч «вызывает» одного из игроков группы Б, который делает ускорение вперед. Игрок группы, А отдает ему мяч и бежит на свободное место в группе Б. Игроки группы Б, получив пас, быстро отрабатывают мяч, «вызывая» игрока группы, адресуют ему мяч и делают рывок на свободное место в группе, А и т. д.

3. Передача 3 — 4 мячей (поочередно) с исходного положения. Игрок Е начинает упражнение. Игроки Б, Г, В, Д, А принимая мяч, направляют его партнеру, как показано на рисунке и ждут следующего мяча.

4. На участке поля 6 — 8 игроков ведут мяч в каком — либо направлении одновременно следя за тренером, который постоянно перемещается по полю. Через некоторый интервал времени тренер показывает игрокам несколько пальцев, игроки вслух называют соответствующие цифры.

5. Две группы (по 6- 8 чел.) игроков выполняют ведение мяча в любом направлении в зоне штрафной площадки, которая делится наполовину (одна группа работает на одной половине, вторая — на второй) и одновременно следят за тренером. По сигналу тренера группы должны поменяться местами.

Упражнения на развитие скорости дифференцированного реагирования:

1. Игрок А, владея мячом, стоит спиной к партнерам Б и В. Между ними — владеющий функциями защитника игрок Г. По свистку партнера игрок Г быстро закрывает Б или В. По этому же свистку игрок, А возвращается лицом к партнерам, быстро оценивает тактическую ситуацию и передает мяч свободному игроку. Поочередно игроки меняются местами.

2. А и Б передают один одному мяч. На линии с игроком, А стоят игроки В и Г. После нескольких передач — в момент, когда мяч приближается к игроку, А — игроки В и Г быстро отрываются вперед, а Б намеревается закрыть одного из них. Игрок А, оценив обстановку, направляет мяч свободному игроку, который после ведения мяча возвращает его игроку А; выполнив упражнение все возвращаются на начальные позиции.

3. Игрок, А ведет мяч в любом направлении, не выпуская из поля зрения партнеров Б и В, которые намереваются освободиться от опеки защитника. В момент, когда одному из них это удается, игрок, А адресует ему мяч. Защитник игрока, которому удалось получить мяч, теперь закрывает игрока, А и упражнение продолжается.

4. Передние игроки групп, А и Б ведут мяч от линии штрафной площадки к центру поля. По сигналу тренера быстро возвращается и наносит удар по воротам, направляя мяч на ту половину, которую освободил вратарь. Выполнив упражнение, игроки возвращаются в свои группы, а упражнение продолжают вторые номера.

5. От середины штрафной площадки проводится линия 8 — 10 м. С одной и другой стороны от нее ставят по мячу. Ворота защищает вратарь. Задача игроков, А и Б, выполняющих роль нападающих — освободиться от защитников, применяя различные приемы перемещения (финты) и пробить по одному с двух мячей. Цель защитников — не пропустить атакующих к мячам. Нападающие — лицом к воротам, защитники — спиной. Выполнив упражнение, игроки, А и Б остаются выполнять функции защитников, а защитники направляются ни их места в группы, А и Б, после чего упражнение продолжается.

При оценке психофизиологических качеств юных футболистов определялся уровень их внимания, памяти и мышления, эмоциональность и уровень самообладания. Оценка производилась по девятибалльной системе.

Таблица 1

Оценка психофизиологических качеств юных футболистов
(в баллах)

Фамилия
спортсмена

Уровень
внимания,
памяти,
мышления

Эмоциональность

Уровень
самообладания

Всего

1

Компан

7

8

9

24

2

Писный

6

7

8

21

3

Тимощук

7

7

9

23

4

Минаков

6

7

7

20

5

Циба

9

9

9

27

6

Шандура

7

7

7

21

7

Петровский

6

9

8

23

8

Васильев

7

8

8

23

9

Лозинский

8

7

7

22

10

Школа

6

7

6

19

11

Шевчук

5

6

5

16

12

Грязный

8

7

7

22

13

Перижок

7

8

8

23

14

Карпюк

8

8

9

25

15

Гук

8

8

8

24

16

Яковенко

7

7

7

21

17

Гасымов

9

8

8

25

18

Соловей

7

7

8

22

19

Давиденко

6

7

7

20

20

Рудницкий

7

8

7

22

21

Романец

8

7

8

23

22

Повзун

6

6

6

18

23

Нестерук

7

6

7

20

24

Стадник

6

6

7

19

В результате проведения педагогического эксперимента нами было установлено, что юные футболисты, имеющие высокие показатели по физической и технической подготовке имеют достаточно высокие оценки, которые определяют их уровень психофизиологических качеств (табл. 1).

Таким образом, дальнейшее совершенствование системы отбора перспективных футболистов предполагает комплексное использование визуальной оценки предрасположенности к специфическим особенностям игровой деятельности и объективного тестирования.

Наблюдая за поведением юных футболистов в игровой деятельности тренер может оценить:

Проявление спортсменами инициативы и настойчивости, умение бороться до конца;

Проявление трусости и нерешительности;

Отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка и пр.)

Отношение к соперникам по игре;

Отношение к собственным ошибкам, исправление их во время повторной игры;

Дисциплинированность, требовательность к себе;

Отношение к победе, поражению

Эти наблюдения могут иметь большое значение для последующей работы со спортсменами (главным образом в воспитательном плане).

Выводы.

В результате проведения педагогического эксперимента было установлено, что юные футболисты, имеющие высокие показатели по физической и технической подготовке, имеют достаточно высокие оценки по параметрам, определяющим уровень их психофизиологических качеств.

На этапе начальной подготовки тренировочные занятия характеризуются соответствующим разнообразием средств и методов тренировки, широким применением элементов различных видов спорта, включение упражнений с предметами и подвижных игр, использованием игрового метода. В содержание тренировочных занятий не должны включаться упражнения со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного материала.

Базовая психологическая подготовка включает в себя:

формирование специфических психологических особенностей (специализированные восприятия, особенности функционирования внимания, тактическое мышление);

формирование морально-волевых качеств (ощущение обязанностей перед коллективом, целеустремленность, трудолюбие, решительность, настойчивость, инициативность, дисциплинированность, умение переносить трудности);

развитие эмоциональной стабильности игроков.

Среди специализированных восприятий особо выделяют «чувство мяча», которое помогает футболисту с помощью зрительных и мышечно-двигательных ощущений совмещать свои действия с особенностями движения мяча.

Проведенные исследования подтверждают мнение специалистов о необходимости формирования специализированных восприятий, а именно «чувства мяча», у футболистов уже на этапе начальной подготовки с помощью специальных упражнений — применения мячей разного размера и массы, в выполнении технических приемов.

Успешность тактической деятельности футболистов зависит от адекватного функционирования внимания. При этом большое значение приобретает умение своевременно мобилизировать и расслабить внимание. Во время обучения тактике игры применяются специальные упражнения с юными футболистами для тренировки их внимания.

Для формирования высокого уровня морально-волевых качеств и эмоциональной стойкости юных футболистов, в первую очередь, необходим личный пример тренера и проведение воспитательных лекций, бесед. С другой стороны, для этого в тренировочном процессе должна применяться специальная программа средств тренировочного воздействия: игра в состоянии утомления, внезапное увеличение времени игры, проведение тренировок независимо от метеорологических условий, определение промежуточных задач и т. д.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем совершенствования и оценка психологической подготовленности юных футболистов.

Список литературы

1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. — М., 1997.-207 с.

2. Запорожанов В.А., Сахновский К.П., Куьмин А.И. Система оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 4.-с.27−29.

3. Запорожанов В.А., Кузьмин А.И., Х. Созаньски. Комплексная система оценки перспективных возможностей юных спортсменов // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — с.30 — 36

4. Лисенчук Г. А., Догадайло В., Колотов В. и др. Отбор и прогнозирование достижений как инструмент управления соревновательной деятельностью в футболе // Наука в олимпийском спорте. — 1997.-№ 1. — с.57 — 63

5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К.:Олимпийская литература, 1999. -320.

6. Соломонко В.В., Лисенчук Г. А., Соломонко О.В. Футбол. — К.: Олимпийская литература, 1997.-286с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector