Как указывал Л. С. Выготский, развитие представляет собой не столько изменения в параметрах работы отдельных функций (например, увеличение словаря или объема запоминания), сколько изменение отношений между разными функциями. Изменение в параметрах работы отдельных функций рассматривалось Л.С. Выготским как феномен роста.
В современной психологии принято выделять три типа межфункциональных связей. Первый тип — временной независимости функций, характерный для ранних периодов онтогенеза. Второй — ассоциативный, в основе которого лежат появления целостных межфункциональных комплексов на основе пространственно-временной близости. Наконец, третий тип — иерархический. Для него характерна многоуровневая структура, при которой одни функции подчинены другим. Такой тип связей обладает большой пластичностью и, как следствие, устойчивостью.
В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. По существу, речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики. Вместе с тем, можно вполне обоснованно предположить, что причина замедления интеграционных процессов (т. е. процессов объединения, установления связей) кроется в соответствующем замедлении или незавершенности процессов дифференциации (выделение той или иной функции в качестве самостоятельного новообразования).
Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего анализатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обусловленный депривацией (неупотреблением).
Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...
... воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с ... правосознания и правовой культуры; содействия интеллектуальному, духовному и нравственному развитию личности обучающихся в соответствии с интересами общества; пропаганды здорового ...
При двигательной патологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохранном состоянии других отделов головного мозга.
При рассмотрении природы речевой патологии принято считать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь специфические речевые корковые зоны, а в целом деятельность мозговых структур, обеспечивающих неречевые психические функции, остается сохранной.
В то же время при психологическом изучении нарушений психических функций у детей с разными формами локальной и системной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной периодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их корково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивностью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.
Таким образом, В.М. Сорокин определяет отклоняющееся развитие как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяютсяпараметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития
5. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:
— ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;
— дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
— поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
— асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Функции и строение головного мозга
... обучении новым навыкам. Эмбриональное развитие мозга является одним из ключей к пониманию его строения и функций. Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Большая часть головного мозга (95 %) является производной ...