Синтоническая модель общения

Синтоническая модель общения

Название синтоническая образовано от слова синтония, что означает «быть в гармонии с собой и другими». Эта модель разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП).

Нейролингвистическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.Синтоническая модель указывает основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения ими на части, или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.В рамках данной модели общение рассматривается как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение).

Процесс общения начинается с восприятия, благодаря которому человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, какие мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает их по очереди: у одного человека — сначала для картинок, потом для запахов; у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше данных, чем сознание.Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система — визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, то сможете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия.

Опирающиеся на визуальную легко понимают одни слова на слуховую и кинестетическую — другие. Если вы правильно выберете и используете те вербальные средства, которые соответствуют главенствующей репрезен тативной системе собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание.Как узнать, какую систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить происходящее в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его взгляд при этом не сфокусирован, он направлен на пятно, находящееся в 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать, он даже рассердится. В речи людей-визуалов преобладают соответствующие слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.

6 стр., 2727 слов

Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование ...

... недостаточными знаниями механизмов восприятия, мышления и поведения интеллекта. Для анализа процесса восприятия информации в различных учебных ситуациях предлагается воспользоваться моделью интеллекта, которая ... информации по всем возможным каналам восприятия с включением механизма мышления позволяет существенно повысить устойчивость информации, записанной в памяти интеллекта. Другими словами, ...

п. Темп речи у них выше, чем у людей с другими преобладающими системами.Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Взгляд человека в это время направлен вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.Люди с преобладанием кинестетической репрезентативной системы, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза непроизвольно смотрят вправо вниз. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.К классической триаде добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения (проявляет их):

♦ учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

♦ позитивно формулировать свои цели общения;

♦ понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

♦ проявлять конгруэнтность (внутреннюю гармонию, согласованность желаний, мыслей, слов, действий);

♦ быть гибким в общении;

♦ проявлять наблюдательность, восприимчивость к мельчайшим неконтролируемым изменениям в состоянии и облике собеседника;

♦ входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

♦ использовать своевременно «ресурсное состояние» своей психики для достижения успеха в общении;

♦ своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

Основные умения общения приведены на рис. 7.4. 

Синтоническая модель общения(«синтония» — быть в гармонии с собой)Процесс общения начинается с восприятия и протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы (PC) человека.

Визуальная PC

Аудиальная PC

Кинестетическая PC

Более доверяет

зрительной системе

слуховой системе

ощущениям, чувствам

Употребляемые слова

рассмотрим, яркий, любуюсь

послушаем, звучит, громкий

чувствовать, ощущать, тяжко на душе, обожаю

Речь

быстрая, громкая

выразительная

медленная, негромкая

Движения глаз

вверх влево, вверх вправо и прямо перед собой

влево, вправо, голова наклонена

вниз вправо, взгляд вниз

Правила слушания

«Я должен видеть, чтобы слышать»

«Не смотреть, чтобы слышать»

приблизиться

 

Полимодальный «компьютерный» тип получается из кинестетика при абстрагировании от неприятных чувств. Употребляемые слова: понимаю, логично, проанализировать. Речь монотонная.Движения глаз трудноуловимы, взгляд направлен через головы других, голова поднята вверх.Для успешного общения необходимо:

♦ Учесть PC собеседника и говорить на его «языке».

♦ Определить желаемый результат и учесть интересы собеседника (что я увижу, когда достигну результата, что я услышу?).♦ Развить сенсорную остроту — умение замечать малейшие изменения состояния и поведения собеседника, его жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, цвета кожи, дыхания, тонуса мышц.

Шаги обучения:

1) фиксация изменений в поведении человека;

2) различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении;

3) калибровка — узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам -микроизменениям.♦ Развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения.

Шаги обучения:

1) прерывание старых паттернов поведения;

2) изобретение и использование новых способов поведения;

3) быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых неожиданных выборов.

♦ Достичь конгруэнтности — внутренней согласованности мыслей, желаний, чувств, действий, слов, отсутствия внутренних противоречий. 

Шаги обучения:

1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;

2) знакомство с различными частями своей личности;

3) определение целей, желаний каждой части личности;

4) определение приоритетных целей;

6) заключение «контракта» по принятому соглашению.

♦ Уметь достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии.

2)Теории Лидерства — восемь Главных Теорий Лидерства

Восемь основных теорий лидерства

Интерес к лидерству увеличился в начале двадцатого века, особенно интересен вопрос, как люди становятся лидерами? Лидерство — ведущая тема в социальной психологии и есть много теорий, которые пытаются объяснить различные аспекты лидерства. Определенные качества делают людей великими лидерами, или ситуативные факторы играют роль? Рождаются лидерами, или действительно ли лидерство — навык, которому можно научиться? В ранних теориях лидерства делался акцент на том, какие существуют качества отличия между лидерами и последователями, в то время как более поздние теории смотрели на другие аспекты, такие как ситуативные факторы и уровень интеллекта и знания. Несмотря на большое разнообразие теорий лидерства, большинство может быть отнесено к одной из восьми основных направлений.

1. Теории «великого человека»

Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.

2. Теории «характерных черт»В некотором роде похожи на теории «великого человека». Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

3. Теории «обстоятельств»

Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

4. Ситуационные теории

Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

5. Бихевиористские теории

Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

6. Теории силы и влияния

Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит пред­положение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.

7. Трансакционные теории «Теории Управления»

Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.

8. Трансформационные теории

В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.

3) Теория власти

А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях, 2005 — перейти к содержанию учебника

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия». Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объектавласти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др.

Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории«обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. Втеории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг. Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки». Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».