Приложение № 16
Примерная схема
личности
ХАРАКТЕРИСТИКА ученика (фамилия, имя) __________________________
класса___________МОУ СОШ №______________ г._________________________
за_____________________ учебный год, составленная ________________________
I.Общие сведения об обучающемся:
—Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие возрастным особенностям.
—Краткий словесный портрет (описание внешности).
—Условия семейного воспитания обучающегося: состав и социальное положение семьи, ее
—Положение обучающегося в семье, отношение семьи к нему, наличие режима, контроля, забота о воспитании ребенка; кто из членов семьи систе матически занимается его воспитанием, характер распоряжений, отдаваемых обучающемуся (тон, количество), соотношение запретов и разрешающих действий, характер и количество наказаний, применяемых к нему.
—Кто из семьи и почему пользуется у обучающегося большим, а кто наименьшим авторитетом и влиянием. Что в современном состоянии семьи, учитывая положение обучающегося в ней, является наиболее благоприятным для него или травмирующим.
Какие психические травмы и в каком возрасте перенес обучающийся, какое влияние они оказали на его развитие.
Семья как фактор развития ребенка
... принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не ... положение в системе межличностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократический стиль воспитания; в семьях ... количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера ...
и— Особенности общих свойств и качеств личности обучаюшежгн
©Направленность личности (личная, общественная, деловая), интересы, их виды, глубина, широта, устойчивость и действенность.
©Профессиональные интересы и намерения обучающегося, мечты и идеалы (любимые герои кино, литературы, конкретные живые люди), взгля ды, убеждения, единство сознания и поведения.
©Нравственная воспитанность обучающегося. Уровень сформирован-
ности моральных качеств: принципиальности, патриотизма, чуткости, ответ ственности, стремления к новому, оптимизма и др. Проявление отрицатель ных качеств: эгоизма, грубости, жадности, агрессивности и др.
102
© Уровень притязаний. Характерная оценка своих возможностей, требо вательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, товари щей, отношение к самовоспитанию в различных видах деятельности.
© Тип нервной системы и темперамент. Черты силы — слабости, уравно вешенности — неуравновешанности, подвижности — инертности, лабильности,
динамичности нервных процессов. Проявление свойств темперамента: сензи-
тивность, активность, реактивность, экстраверсивность и т.д.
© Характер. Черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, к
общественным обязанностям, к труду: прилежание, добросовестность, ис полнительность, чувство долга и т.д.
Черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам и окружаю щим людям: доброта, чуткость, отзывчивость, общительность, внушаемость
и т.д.
Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолю бие, скромность, застенчивость, гордость, тщеславие и т.д.
Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность,
неряшливость, бережливость, небрежность и т.д.
©Способности. Наиболее выделяющиеся способности обучающегося:
математические, литературные, музыкальные, организаторские и т.д.
III. Особенности психических процессов и их соответствие возрасту
Отсутствие отклонений в зрительных, слуховых и других восприятиях.
Скорость и точность зрительных восприятий. Устойчивость |
внимания при |
его длительном напряжении, способность к распределению и |
переключению |
его. Степень огвлекаемости и ее причины. Наблюдательность. Психомотор ные особенности. Типичный темп работы и возможности его ускорения. Бо гатство двигательных навыков, легкость их усвоения. Устойчивость навыков.
Особенности памяти. Продуктивность механической и смысловой памяти.
Преобладающий способ запоминания. Тип памяти. Особенности мышления.
Степень развития абстрактного мышления, сообразительность, любознатель ность и любопытство, творческое мышление, критичность, самостоятель ность, гибкость, глубина мышления. Особенности воображения.
Степень развития устной и письменной речи. Богатство словаря, уме ние выражать свои мысли в устной и письменной речи.
103
напряженной обстановке, при неудачах. Уровень развития волевых качеств:
целеустремленности, |
терпеливости, упорства, самостоятельности, инициати |
вы, решительности, |
смелости, выдержки и самообладания. Проявление стра |
ха и бесстрашия. Степень проявления напряженности и растерянности.
,v—Общая характеристика деятельности, взаимоотношение обучающе гося с классом.
I.Позиция обучающегося в коллективе класса.
—Роль и место коллектива в жизни обучающегося.
—Пользуется ли авторитетом, имеет ли друзей в классе. Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль. Общительность и понимание других
людей. Отношение к отрицательным
Отношение к выполняемым поручениям. Входит ли в состав актива класса. II. Отношение к учению.
— Мотивы учения. Учится с интересом, без интереса, не желает учиться.
Поведение на различных уроках: организованность, дисциплинирован ность, внимание, активность.
Успеваемость, уровень знаний — глубина, прочность (проблемы в зна
ниях, их причины), степень сформированности учебных навыков: умение слушать, воспринимать, осмысливать, закреплять учебный материал, умение
применять знания на практике, самостоятельно работать с книгой, справоч
ной литературой, составлять план, конспект; как организовано выполнение домашних заданий.
III. Другие виды деятельности.
Увлечения технической, спортивной деятельностью, искусством; игры и развлечения. Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика.
—Поведение во время перемен и во внеучебное время.
—Есть ли друзья по месту жительства, что в них привлекает обучающе гося, что объединяет.
‘ • .ОшРВ11ые педагогические задачи в воспитании обучающегося и пути их решения
—общие выводы по организации воспитательной работы с обучающимся;
—рекомендации по организации воспитания в семье;
—рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ
ка единых требований, предъявляемых к обучающемуся.
104
Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло гу и социальному педагогу.
Приложение Мг 17
Примерная схема
характеристики коллектива
I. Общие сведения о классном коллективе. Количество обучающихся, по
II.Содержание и характер коллективной деятельности.
♦Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости, наличие
контроля за успеваемостью отдельных обучающихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее
форма и организация. Дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках
и в выполнении домашних заданий).
Отрицательные моменты в учебной ра боте (подсказки, шпаргалки, списывание).
♦ Внеклассная деятельность. Интерес к современным политическим со бытиям, музыке, литературе, искусству, спорту, танцам и т.д.; формы прояв
ления этих интересов (конференции, диспуты, посещение музеев, театров,
кино и т.д.) Участие класса в общешкольной жизни (отношение к общешко льным поручениям, проявление инициативы и активности в работе по улуч шению жизни школы характер связей с другими классными коллективами
(совместные дела, шефство и т.д.).
♦
дисциплины.
♦Связь с родительской и другой общественностью. III. Руководство и организация классного коллектива.
♦Актив класса и его работа. Характеристика активистов (их уровень
воспитанности, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требо вательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, орга низаторские способности, забота об отдельных обучающихся, отношение к
общественному мнению).
♦ Наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения между неофициальными лидерами
105
и активом класса, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.
|
♦ Взаимоотношения внутри коллектива. Степень сплоченности; проявле |
|||||
ние |
взаимной требовательности, чуткости, |
дружеской |
заботы, |
взаимопомощи |
||
и уважения; |
наличие |
группировок, их |
внутренняя |
основа; |
эмоциональное |
|
«благополучие» отдельных членов коллектива. |
|
|
||||
|
♦ Анализ отдельных примеров влияния коллектива на личность школь |
|||||
ника и личности на коллектив. |
|
|
|
|||
IV. |
Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. |
|
||||
Характер эмоционального климата в коллективе |
(бодрый, |
жизнерадост |
||||
ный, инертный, напряженный, нервозный и т.п.). |
|
|
||||
Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков |
||||||
организации |
коллектива |
и взаимоотношений его членов, пути ликвидации |
||||
этих недостатков. |
|
|
|
|
V. Основные педагогические задачи в воспитании классного коллектива и пути их решения:
—рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися;
—рекомендации педагогам, работающим в классном коллективе, выработ ка единых требований, предъявляемых к обучающимся.
Для определения рекомендаций можно обратиться к школьному психоло гу и социальному педагогу.