СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
На примере анализа молодого человека 23-х лет.
1 раздел. А. Оценка отклоняющегося поведения.
1.1.Вид- агрессивное поведение
Форма-явная
1.2. Степень выраженности- Протяженность-краткосрочное (воздействие из вне) /сиюминутное поведение
1.3. Стадия сформированности -физиологическая
1.4. Какой ущерб принесло человеку (личности) -конфликты с окружающими, непонимание
1.5. Ущерб окружающим (отношения здоровья личности) -нанесенные травмы
1.6. Наблюдается уровень снижения адаптации успешности-изоляция
1.7. Ситуация, в которой впервые имело место- драка в детском саду
1.8. Ситуации, в которых имело место впервые, действие и в настоящее время-
1.9. Что предшествует. Запускающий механизм.- метро,час пик
1.10. Психофизическое состояние во время — учащение пульса,обильное слюноотделение, неконтролируемые действия
1.11. Последующие события (состояния, мысли, действия) — сначала появляется желание убивать,затем наступает отвращение к самому себе
1.12. Реакция окружающих — шок
1.13. Кто, что провоцирует или усиливает — провоцируют близкие люди слишком большой требовательностью
1.14. Что исключает. Благодаря чему его не бывает- поощрения со стороны близких
1.15. Какое отношение самой личности девиантного поведения- отрицающее
Раздел 2. Б. Конституционально-биологические предпосылки. (Врожденного генетического характера, который формирует типологическую предрасположенность)
2.1. Сензитивность -Повышенная чувствительность к любому внешнему раздражителю
2.2. Эмоциональность- резкие перепады настроения
2.3. Общий фон настроения- напряженный
2.4. Чрезмерная двигательная активность
2.5. Импульсивность. Склонность к быстрой неконтролируемой реакции.
2.6. Низкая адаптивность — невозможность менять условия, в зависимости от условий окр. среды
2.7. Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов
2.8. Ригидность — застревание активности на агрессивных действиях
2.9. Склонность к соматизации-сердечно-сосудистые заболевания
2.10. Сниженная обучаемость
Раздел 3. В. Индивидуально личностные особенности, поддерживающие отклоняющиеся поведение.
Аддиктивное поведение личности подростков
... аддикции с девиантным поведением подростков и также понимает под аддиктивным поведением поведение, обусловленное «вредными ... методы: Опросник «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению), Опросник «Поведение родителей и отношение подростков ... поведение подростков. Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении. Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности ...
3.1. Длительная фрустрация ведущих потребностей- Потребность в любви и принятии
3.2. Преобладание негативных эмоциональных состояний -отчаяние,агрессия, депрессия
3.3. Наличие сверхсильной травмы- потеря близкого человека в детстве, отсутствие поддержки со стороны родителей
3.4. Алекситимия -непонимание собственных эмоций и неумение их выражать
3.5. Несформированность ассертивного поведения (неспособности открыто выражать свои чувства и отстаивать свои интересы) -отсутствует
3.6. Несфомированность коммуникативных навыков. Деструктивное разрешение конфликтов.
3.7. Непродуктивные способы совладания со стрессом- изоляция, отрицание
3.8. Несформированность позитивных интересов
3.9. Дефицит целеполагания
3.10. Ложная самоидентичность и пониженная самооценка.
3.11. Чрезмерная зависимость на окружающих -отсутствует
3.12. Доминирование девиантных ценностей
3.13. Неразвитость высших чувств (сострадания, веры)
3.14. Отсутствие или утрата смысла жизни.
Раздел 4. Г. Социально-групповые условия
4.1. Полная семья
4.5. Семья, переживающая финансовый кризис
4.6. Отсутствие поддерживающей социальной группы
4.7. Отсутствие друзей
4.8. Отсутствие социального партнера
4.9. Общественная незанятость
4.10. Отсутствие принадлежности к какой-либо группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. Вид и форма — агрессивное поведение, форма-явная
2. Степень опасности-высокая степеь опасности и для личности,и для окружающих
3. Основные внешние условия, поддерживающие поведение- внешние раздражители и стрессы
4. Констуционально-биологические предпосылки- низкая эмоциональность, отсутствие эмпатии, неконтролируемые реакции
5. Ведущие осознаваемые мотивы — привлечение внимания окружающих
6. Ведущие неосознаваемые мотивы (скрытая психологическая выгода) -эмоциональное удовлетворение
7. Основные внешние условия препятствующие (ингибиторы поведения)- поощрения со стороны близких
8. Личностные ресурсы (особенности помогающие воздержаться) -терпение
9. Рекомендации по преодолению. (Стратегия изменения, индивидуальная программа психологической помощи)- обратиться к специалисту с обсуждением этой проблемы, попытаться найти какие-то другие способы привлечения внимания, направить свою энергию в какую-то деятельность
Поиск в литературе-
Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания
Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций
Румянцева Т. Агрессия и контроль