Вопросы для рассмотрения
-
Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности.
- История становления психологии профессиональной деятельности.
- Методы исследования профессиональной деятельности.
- Методы воздействия в профессиональной деятельности.
Дополнительная литература
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
- Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. – М., 1992.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 384 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – Москва, 2001.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
Семинарское занятия № 2-3.
Человек как субъект труда. Мотивы профессиональной деятельности
Вопросы для рассмотрения
-
Стадии профессионального становления человека.
- Противоречия и кризисы профессионального становления
- Мотивы трудовой деятельности. Факторы формирования трудовой мотивации.
- Отечественные и зарубежные теории трудовой мотивации
- Проблемы формирования трудовой мотивации.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
-
Обосновать, почему стадии профессионального становления человека не могут быть четко привязаны к определенным возрастным границам.
- Проанализировать специфику проявлений различных видов профессионализма у работников сферы образования.
- Выделить и обосновать основные мотивы трудовой деятельности педагога в современном обществе.
- Проанализировать причины, условия проявления и основные симптомы комплекса угрожаемого авторитета руководителя.
Дополнительная литература
Направленность профессионального образования студента
... закономерности развития материально-производственной деятельности. Формирование профессионального образования в России происходит в ... В формировании (становлении) студента нового типа предметному образованию отводится определенное место, ... трудовой активности личности занимались О.К. Агавелян, А.С. Белкин, В.В. Каркунов, с. Е. Матушкин, А.Т. Санин и др. - Проблемы исследования личности и деятельности ...
-
Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. -1991.-Т. 12.- №6.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – Москва, 1987.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета; издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
- Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. -М., 1996.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.. 1982
Семинарское занятия № 4-5. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции
Вопросы для рассмотрения
-
Характеристика психических состояний, возникающих в процессе труда.
- Классификация психических состояний по виду напряженности.
- Классификация психических состояний по длительности.
- Профессиональное утомление и переутомление. Характеристика видов утомления.
- Профилактика профессионального утомления.
- Понятие и виды профессионального стресса.
- Профилактика, диагностика и коррекция профессионального стресса.
- Причины, основные симптомы и методы коррекции синдрома эмоционального выгорания.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
-
Предложить рекомендации по профилактике двигательного, сенсорного и эмоционального утомления у студентов.
- Выделить защитные механизмы и копинг-стратегии, чаще используемые студентами во время сессии.
- Выделить факторы формирования настроения и настроя в трудовом коллективе.
- Проанализировать любые три из представленных ниже видов психических состояний человека (см. Приложение) в процессе трудовой деятельности, оценить их влияние на эффективность труда и предложить способы их нейтрализации (если это необходимо).
Каждое из состояний рассматривать в применении к учебному и производственному процессу. Результаты оформить по следующей схеме:
№ |
НАЗВАНИЕ СОСТОЯНИЯ |
ПРОЯВЛЕНИЯ |
СПОСОБЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (со стороны администрации и руководства) |
1. |
Сенсорное напряжение |
1…. 2…. |
1…. 2…. |
2. |
……….. |
1…. |
1…. |
Приложение. По степени напряжения психические состояния подразделяются на:
-
Интеллектуальное напряжение– возникает при частом обращении к интеллектуальным процессам при наличии потока проблемных ситуаций;
- Сенсорное напряжение– возникает при больших затруднениях в восприятии необходимой информации в неоптимальных условиях деятельности сенсорных систем;
- Монотония– возникает при однообразии выполняемых действий, при невозможности переключения внимания;
- Политония— возникает при необходимости частого переключения внимания в неожиданных направлениях (характерен для работы учителя, руководителя);
- Физическое напряжение– возникает при повышенной нагрузке на двигательный аппарат человека;
- Эмоциональное напряжение– возникает при конфликтных условиях, при повышенной вероятности возникновения аварийной ситуации;
- Напряжение ожидания– возникает при необходимости поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия самой деятельности;
- Мотивационное напряжение– возникает при выборе критериев принятия решения, сопровождается борьбой мотивов;
- Утомление – возникает при временном снижении работоспособности, которое вызвано длительной работой;
- Общий негативный психологический настрой коллектива – относительно устойчивое и длительное по времени состояние отрицательного отношения сотрудников к администрации, либо к исполнению профессиональных обязанностей.
- Форс-мажор– временное, ситуативное состояние дезориентации работников, когда ситуация на производстве выходит за рамки административных предписаний.
- Привести примеры проявления разных видов профессионального стресса в деятельности студентов и преподавателей (см. Приложение).
Предложить способы снижения стрессовой реакции. Сравнительную характеристику оформить в следующем виде:
ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА |
СТУДЕНТЫ |
ПРЕПОДАВАТЕЛИ |
||
проявления |
приемы коррекции |
проявления |
приемы коррекции |
|
Информационный |
…. |
….. |
….. |
….. |
Приложение: ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
-
Информационный– возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности, значимости задания.
- Эмоциональный– возникает при реальной или предполагаемой опасности; чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.
- Коммуникативный– связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т.п.
Дополнительная литература
-
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999
- Зинченко В.П.. Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.. 1995
- Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.-Воронеж, 1997
Семинарское занятие № 6. Динамика работоспособности
Вопросы для рассмотрения
-
Понятие и профиль работоспособности.
- Факторы повышения и снижения работоспособности.
- Периодизация динамики работоспособности человека в процессе рабочей смены.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
-
Провести сравнительный анализ личных и общегрупповых результатов «Теппинг-теста».
- Проанализировать динамику работоспособности студентов во время учебного занятия; учебного дня; недели; семестра. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам по оптимизации студенческой работоспособности.
Дополнительная литература
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999
- Зинченко В.П.. Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.. 1995
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – Москва, 1987.
- Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.-Воронеж, 1997
Семинарское занятие №7Психология профессионализмаВопросы для обсуждения:
- Понятие профессионализм в психологической литературе.
- Виды компетентностей, их характеристика.
- Характеристика и содержание операциональной сферы профессионализма.
- Уровни профессионализма – допрофессионал, профессионал, суперпрофессионал, постпрофессионал.
Темы рефератов:1. Психологические закономерности становления профессионала. 2. Психологические пути развития профессионализма психолога.
Дополнительная литература
-
Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. – М., 1973.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1998.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
- Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб., 2003.
- Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
- Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М., 2004.
Семинарское занятие №8 Психология профессиональных кризисов и деструкций Вопросы для обсуждения:
- Профессиональные деформации личности и их характеристика.
- Психологические факторы и уровни профессиональных деформаций.
- Кризисы профессионального становления личности.
- Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления.
Темы рефератов:
- Синдром эмоционального выгорания.
- Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности.
Дополнительная литература
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
- Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
- Иванова Е.М.Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
- Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
- Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.
- Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М., 2004.
Семинарское занятие №9 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Вопросы для обсуждения:
- Решение психологической задачи: построение технологической модели психологического обеспечения профессиональной деятельности специалиста.
- Студенты учебной группы разбиваются на подгруппы и совместно отрабатывают программу психологического обеспечения (либо сопровождения какого-либо вида) профессиональной деятельности.
Задание:
– сформулировать цели и задачи психологического обеспечения конкретной профессиональной деятельности;
– определить этапы и последовательность действий по обеспечению профессиональной деятельности;
– определить содержательные модули психологического обеспечения деятельности на каждом этапе;
– определить средства, приемы и способы;
– представить и адаптировать конкретные психотехнологии деятельности по обеспечению ПД;
– определить критерии достижения результата и оценки эффективности психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Дополнительная литература
-
Журавлев А.Л. Совместная деятельность. – М., 2007.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2003.
- Иванова Е.М.Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
- Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
- Пряжников Н.С.Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002.
- Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.