Разрушение озонового слоя.

17

Занятие 2.

Опасности окружающей среды.

Опасности производственной среды.

Классификация опасностей на основании ГОСТ 12.0.003-74*.

Вторичные негативные явления.

Обобщенное понятие «опасность» (для системы «человек –среда обитания») — свойство человека и компонент окружающей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи.

Формируется новый научный подход, в котором на первое место выдвигается понятия об опасностях окружающего материального мира.

Появилось понятие – НОКСОЛОГИЯ (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной.

Ноксосфера – сфера опасностей, являющаяся предметом изучения науки Ноксология.

Общей целью изучения Ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

При оценке условий возникновения и реализации опасностей важно понимать, что опасное воздействие возможно лишь в системе «источник опасности — объект защиты», а признание потока воздействия опасным зависит не только от его параметров, но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества, энергии или ин-формации.

Например, при воздействии шума на человека его защит-ные свойства зависят не только от физиологической способности пе-реносить акустическое воздействие, но и от некоторых иных факто-ров. Поэтому один и тот же источник шума, например, с уровнем звука 55 дБА, не создает опасной ситуации для рабочего механическо-го цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда (допустимое значение уровня звука в этом случае 45 дБА) или для че-ловека в зоне отдыха ~25 дБА).

Таким образом, опасности возникают и реализуются только при воздействии источника опасности на объект защиты в условиях, когда параметры потоков воздействия превышают способность объекта защиты к их восприятию с сохранением своей целостности.

6 стр., 2587 слов

Задание для самостоятельной работы по лр 8. Тема: социальные ...

... покажите, что вы приезжий. В незнакомом месте всегда спрашивайте у нескольких человек, как найти нужный вам адрес. Выпишите номера верных рекомендаций при нападении___________________________________________________________ ... что будете возвращаться поздно, оденьтесь неброско, снимите украшения. Носите с собой средства защиты (т.е. газовый баллончик). Ходите в удобной обуви, чтобы суметь убежать от ...

Классификация (таксономия) опасностей.

По происхождению опасности делят на естественные, техногенные и антропогенные.

Естественные опасности

Естественные опасности обусловлены климатическими и при-родными явлениями.

Естественные опасности возникают при (1) изменении абиотических факторов биосферы и при (2) стихийных природных явлениях.

Абиотические факторы среды — компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы: климатические, почвенные и гидрографические факторы.

К ним относятся:

климатические (атмосферные) факторы (температура и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное дав-ление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, из-лучение Солнца и др.);

факторы водной среды (температура воды, ее состав, кислотность и др.);

почвенные факторы (состав, кислотность, температура и др.);

топографические (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.).

Температура воздуха и излучение Солнца — наиболее важные абиотические факторы. От температуры зависят обмен веществ и жизнь организмов, их географическое распространение.

Стихийные природные явления лежат в основе возникновения природных чрезвычайных ситуаций, которые часто сопровождаются стихийными бедствиями — это землетрясения, вулканические извержения, селевые потоки, оползни, наводнения, ураганы, лавины, грозовые разряды и др.

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожале-нию, не ограничивается естественными опасностями. Человек, ре-шая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.

Техогенные опасности

Техногенные опасности создаются элементами техносферы: машинами, сооружениями, веществами. При этом возни-кают загрязнении окружающей среды различными отходами и потоками энергий.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнителями атмосферы служат естественные и техногенные источники, от которых примеси поступают в воздух.

От естественных источников в атмосферу поступают примеси в виде:

— пыли, (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающая при эрозии почвы, частицы морской соли);

туман; дым и газы от лесных и степных пожаров;

6 стр., 2530 слов

02-Таксономия опасностей

... При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия и появляется феномен опасности (например, ударная волна, аномальная температура, недостаток кислорода в воздухе, ... токсичных отходов) и рассеянные (например, загрязнение почвы осажденными из атмосферы выбросами тепловых электростанций). Список можно продолжить. Таксономия проводится в зависимости ...

газы вулканического происхождения;

— различные продукты расти-тельного, животного происхождения и др.

Естественные источники загрязнений бывают либо распределен-ными, например выпадение космической пыли, либо локальными, например лесные и степные пожары, извержения вулканов.

Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

От техногенных источников в атмосферу поступают основные загрязнители от автотранспорта, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

Самыми распространенными токсичными веществами, загряз-няющими атмосферу, являются:

— оксид углерода СО, диоксид серы SO 2, оксиды азота NO x, углеводороды С n N m и пыль.

Факторы, способные вызывать вторичные негативные явления в окружающей среде:

— образование фотохимического смога;

выпадение кислотных дождей;

возникновение парникового эффекта;

разрушение озонового слоя.

Общая схема реакций образования фотохимического смога сложна и в упрощенном виде может быть представлена реакциями

Смог весьма токсичен, т.к.его составляющие обычно нахо-дятся в пределах:

Оз — 60…75%, ПАН, Н2О2, альдегиды и др.— 25…40 %.

Для образования смога в атмосфере в солнечную погоду необхо-димо наличие оксидов азота и углеводородов (их выбрасывают в ат-мосферу автотранспорт, промышленные предприятия).

Источниками кислотных дождей служат газы, содержащие серу и азот. Наиболее важные из них: SO2, NOx , H2S.

Кислотные дожди воз-никают вследствие неравномерного распределения этих газов в атмо-сфере.

Концентрация диоксида серы SO2 (мкг/м ) обычно такова:

— в горо-де — 50…1000;

— на территории около города в радиусе около 50 км — 10…50;

— в радиусе около 150 км — 0,1…2, над океаном — 0,1.

Источниками поступления соединений серы в атмосферу явля-ются:

естественные (вулканическая деятельность, действия микроорганизмов и др.) — 31…41 %;

антропогенные (ТЭС, промышленность и др.) — 59…69%.

Всего поступает 91…112 млн т в год.

Концентрации соединений азота (мкг/м ) составляют:

— в городе — 10…100;

— на территории около города в радиусе 50 км — 0,25…2,5;

11 стр., 5063 слов

Вычислите относительную плотность газа по озону, 1л которого ...

... → гидроксид кальция→ гидрокарбонат кальция→ карбонат кальция→ оксид кальция   Вычислите относительную плотность газа по озону, 1л которого при н.у. имеет массу 0,76г. ВАРИАНТ № 5 Первая ...

— над океаном — 0,25.

Источниками соединений азота являются:

естественные (почвенная эмиссия, грозовые разряды, горение биомассы и др.) — 63 %;

антропогенные (ТЭС, автотранспорт, промышленность) — 37%.

Всего поступает 51…61 млн т в год.

Парниковый эффект (оранжерейный эффект) атмосферысвойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй и повышению температуры нижних слоёв атмосферы планеты.

Состояние и состав атмосферы определяют во многом величину солнечной радиации в тепловом балансе Земли. На ее долю приходится основная часть поступающей в биосферу те-плоты, дж/год:

— теплота от солнечной радиации составляет 25 *10 23 (99,8 %);

— теплота от естественных источников (из недр Земли, от животных и др.) — 37,46 *1020 (0,18 %);

— теплота от антропогенных источников (энергоустановок, пожаров и др.) — 4,2 * 10 20 (0,02%).

Экранирующая роль атмосферы в процессах передачи теплоты от Солнца к Земле и от Земли в космос влияет на среднюю температуру биосферы, которая длительное время находилась на уровне около + 15 оС. Расчеты показывают, что при отсутствии атмосферы средняя температура поверхности Земли составляла бы приблизительно (- 15 оС).

Основная доля солнечной радиации передается к поверхности Земли в оптическом диапазоне, а излучаемая поверхностью Земли энергия — в инфракрасном (ИК).

Поэтому доля отраженной лучи-стой энергии, поглощаемой атмосферой, зависит от количества мно-гоатомных мини-газов (СО2, Н20, СН4, О3, и др.) и пыли в ее составе.

Чем выше концентрация мини-газов и пыли в атмосфере, тем меньше доля отраженной солнечной радиации уходит в космическое пространство, тем больше теплоты задерживается в биосфере за счет пар-никового эффекта.

ИК-излучение поглощается метаном, фреона-ми, озоном, оксидом азота и т. п. в диапазоне длины волн 1…9 мкм;

— парами воды и углекислым газом при длине волн 12 мкм и более.

В последние годы наметилась тенденция к значительному росту кон-центраций СO2, СН4, N2O и других газов в атмосфере.

Рост концентраций СO2, в атмосфере происходит вследствие уменьшения растительности на Земле и увеличения тех-ногенных поступлений.

Источниками техногенных парниковых газов являются:

— тепло-энергетика, промышленность и автотранспорт, они выделяют СO2;

— химические производства, утечки из трубопроводов, гниение мусора и отходов животноводства определяют поступление СН4;

27 стр., 13228 слов

Атмосфера в спектакле

... барометра. Атмосферология ж. наука об атмосфере и обо всех ее изменениях. (Толковый словарь Даля) АТМОСФЕРА, -ы, ж. 1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, нек-рые другие планеты, Солнце и ... звезды. А. Земли. Солнечная а. 2. перен. Окружающие условия, ...

холодиль-ное оборудование, бытовая химия — фреонов;

— автотранспорт, ТЭС, промышленность — оксидов азота и т. п.

Рост концентраций мини-газов в атмосфере и, как следствие, по-вышение доли теплоты ИК-излучения, задерживаемой атмосферой, неизбежно сопровождается ростом температуры поверхности Земли. В период с 1880 по 1940 г. средняя температура в северном полушарии возросла на 0,4 оС, а в период до 2030 г. она может повыситься еще на 1,5…4,5 оС. Это весьма опасно для островных стран и территорий, рас-положенных ниже уровня моря.

По прогнозам ученых, к 2050 г. уро-вень моря может повыситься на 25…40 см, а к 2100 г.— на 2 м, что при-ведет к затоплению 5 млн. км2 суши, т. е. 3 % суши и 30 % всех урожай-ных земель планеты.

Парниковый эффект в атмосфере — довольно распространенное явление и на региональном уровне.

Техногенные источники теплоты (ТЭС, транспорт, промышленность), сконцентрированные в круп-ных городах и промышленных центрах, интенсивное поступление парниковых газов и пыли, устойчивое состояние атмосферы создают около городов пространства радиусом 50 км и более с повышенными на 1…5’С температурами и высокими концентрациями загрязнений. Эти зоны (купола) над городами хорошо просматриваются из косми-ческого пространства. Они разрушаются лишь при интенсивных дви-жениях больших масс атмосферного воздуха.

Разрушение озонового слоя происходит из-за попадания в него таких примесей техногенного загрязнения атмосферы, как соединения азота, хлора и фреона, из-за чего происходит значительное повышение доли ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 290 нм, достигающего земной поверхности. Эти излучения губительны для растительности, особенно для зерновых культур, а также представляют собой источник канцерогенной опасности для человека, стимулируют рост глазных заболеваний.

Основными веществами, разрушающими озоновый слой, явля-ются соединения хлора, азота. По оценочным данным, один атом хлора может разрушить до 105 молекул озона, одна молекула оксидов азота — до 10 молекул.

Источниками поступления соединений хлора и азота в озоновый слой могут быть: вулканические газы; технологии с применением фреонов; атомные взрывы; самолеты («Конкорд», военные), в вы-хлопных газах которых содержатся соеди-нения NO и NO2 , ракеты, содержащие в выхлопных газах соединения азота и хлора.

Значительное влияние на озоновый слой оказывают фреоны, продолжительность жизни которых достигает 100 лет.

Источниками поступления фреонов являются:

холодильники при нарушении гер-метичности контура переноса теплоты;

технологии с использованием фреонов;

бытовые баллончики для распыления различных ве-ществ и т. п.

По оценочным данным, техногенное разрушение озонового слоя к 1973 г. достигло 0,4…1 %; к 2000 г.— 3 %, к 2050 г. ожидается 10 %.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Ядерная война может истощить озоновый слой на 20…70 %.

Замет-ные негативные изменения в биосфере ожидаются при истощении озонового слоя на 8…10 % общего запаса озона в атмосфере, состав-ляющего около 3 млрд т.

Заметим, что один запуск космической сис-темы «Шаттл» сопровождается разрушением около 0,3 % озона, что составляет около 10 т озона.

В результате техногенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия:

превышение ПДК многих токсичных веществ (СО, NО2, SО2, СnНm, бенз(а)пирена, свинца, безнола и др.) в городах и населенных пунктах;

образование смога при интенсивных выбросах NО x , СnНm;

  • выпадение кислотных дождей при интенсивных выбросах SО x и NО x;

появление парникового эффекта при повышенном содержа-нии СО2, NОx , О3, СН4, Н2O и пыли в атмосфере, что способствует по-вышению средней температуры Земли;

разрушение озонового слоя при поступлении NО, и соедине-ний хлора в него, что создает опасность УФ-облучения.

Загрязнение гидросферы.

Потребление воды в РФ в настоящее время дос-тигло 85,9 км3, в том числе на нужды,( %):

— производственные — 57,9;

— хозяйственно-питьевые — 20,3;

— орошение — 13,7;

— сельскохозяйственное водоснабжение — 2,1;

— прочие — 6,0.

При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы.

Основные- источники загрязнений внутренних водоемов:

промышленность (металлургия, неф-тепереработка, химия и др.);

сельское хозяйство;

жилищно-коммунальное хозяйство и поверхностные стоки.

Загрязнители делятся на:

биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды;

химические, изменяющие химический состав воды;

физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми и промышленными стоками, в основном предприятий пищевой, меди-ко-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности. На-пример, целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет воду так же, как город с населением 0,5 млн чел.

Химические загрязнения поступают в водоемы с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся: нефте-продукты, тяжелые металлы и их соединения, минеральные удобре-ния, пестициды, моющие средства. Наиболее опасны свинец, ртуть, кадмий.

Физические загрязнения поступают в водоемы с промышленными стоками, при сбросах из выработок шахт, карьеров, при смывах с территорий промышленных зон, городов, транспортных магистралей, за счет осаждения атмосферной пыли.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды. Анализу проблем адаптации и сопутствующих им психофизиологических и социально-психологических состояний посвящена данный реферат. ...

Опасны не только первичные загрязнения поверхностных вод, но и вторичные, образовавшиеся в результате химических реакций ве-ществ в водной среде. Большую опасность загрязненные сточные воды представляют в тех случаях, когда из-за структуры грунта загрязнители могут попадать в зону залегания грунтовых вод. В ряде случаев до 30…40 % тяжелых метал-лов из почвы поступает в грунтовые воды.

Воздействие загрязнения на гидросферу приводит к следующим негативным последствиям:

— снижаются запасы питьевой воды (около 40 % контролируе-мых водоемов имеют загрязнения, превышающие 10 ПДК);

— изменяются состояние и развитие фауны и флоры водоемов;

— нарушается круговорот многих веществ в биосфере;

— снижаются биомасса планеты и, как следствие, воспроизводство кислорода.

Загрязнение земель

Нарушение верхних слоев земной коры про-исходит при:

добыче полезных ископаемых и их обогащении;

захоронении бытовых и промышленных отходов;

— проведении военных учений и испытаний и т. п.

Почвенный покров загрязняется осадками различных выбросов в атмосфере, а пахотные земли — кроме того, при внесении удобрений и применении пестицидов.

Ежегодно из недр страны извлекается огромное количество гор-ной массы, вовлекается в оборот около трети, используется в произ-водстве около 7 % объема добычи.

Большая часть отходов не используется и скапливается в отвалах.

Примерами значительного накопления отходов, связанных с до-бычей полезных ископаемых, могут служить терриконы угольных шахт, отвалы вблизи карьеров при наземной добыче руд. Наиболее остро стоит вопрос утилизации отходов в угольной промышленности, поскольку на некоторых шахтах добыча 1 тыс. т угля сопровождается подъемом из шахт до 800 т породы.

Количество образовавшихся токсичных отходов постоянно растет в целом по России: с 82,6 млн т в 1996 г. до 132,5 млн т в 2000 г.

Практически весь объем образующихся токсичных отходов (95 %) имеет промышленное происхождение, а остальные 5 % отходов этой категории распре-деляются почти поровну между сельским хозяйством (3,7 млн т) и ЖКХ (3,4 млн т).

По данным Госкомстата России, к 2000 г. в России накоплено 2 млрд т токсичных отходов.

Среди отраслей промышленности наибольшие объемы образова-ния отходов отмечены в металлургии, на химических и нефтехимиче-ских производствах, в угольной промышленности.

В настоящее время одной из самых острых проблем является ути-лизация и захоронение радиоактивных отходов и, прежде всего, отхо-дов АЭС. Опасны и значительны отходы сельскохозяйственного производства — навоз, остатки ядохимикатов, кладбища животных.

12 стр., 5852 слов

Экология человека 3

... абиотические факторы. К абиотическим факторам среды относят воздушную среду, атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температуру окружающей среды, метеопогодные факторы и т.п. Человек ... отходов. Это повышает нагрузку на природную среду, интенсифицирует использование биотических и абиотических факторов. В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей ...

Кроме того, в РФ ежегодно образуется около 150 млн м3 (30 млн т) твердых бытовых отходов (ТБО).

Ежегодное накопление ТБО будет расти за счет роста доли тары и упаковки в продуктах и товарах. К ТБО относятся: бумага и картон, полимерные материалы, стекло, древесина, металлы и др.

Эффективность использования и обезвреживания отходов со-ставляет около 40 % (ТБО — 3 %).

В России имеется 2,9 тыс. мест за-хоронения токсичных отходов общей площадью 22 тыс. га.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирова-ния и захоронения промышленных и бытовых отходов широко рас-пространена практика размещения их в местах неорганизованного складирования отходов, что представляет особую опасность для ок-ружающей среды.

Существенно загрязнение земель в результате осаждения ток-сичных веществ из атмосферы. Наибольшую опасность представляют предприятия цветной и черной металлургии. Зоны загрязнений их выбросами имеют радиусы около 20…50 км, а превышение ПДК дос-тигает 100 раз. К загрязнителям относятся высокотоксичные свинец, бенз~а)пирен, ртуть и др.

Опасны выбросы мусоросжигающих заводов, содержащие тетраэтилсвинец, ртуть, диоксины, бенз(а)пирен. Выбросы ТЭС со-держат бенз(а)пирен, соединения ванадия, радионуклиды, кислоты и другие токсичные вещества.

Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении удобре-ний и использовании пестицидов. В последние годы многие страны стремились к сокращению применения пестицидов. Внесение удобрений компенсирует изъятие растениями из почвы азота, фосфора, калия и других веществ.

Однако вместе с удобрениями, содержащими эти вещества, в почву вносятся тяжелые металлы и их соединения содержащиеся в удобрениях как примеси. К ним относятся: кадмий, медь, никель, свинец, хром и др.

Выведение этих примесей из удобрений — трудоемкий и дорогой процесс. Особую опасность представляет использование в качестве удобрений осадков промышленных сточных вод, как правило, насыщенных отходами гальванического и других производств.

Техногенное воздействие на почву сопровождается:

отторжением пахотных земель или уменьшением их плодоро-дия.

чрезмерным насыщением токсичными веществами растений, что неизбежно приводит к загрязнению продуктов питания растительного и животного происхождения. В настоящее время до 70 % токсичного воздействия на человека приходится на пищевые продукты;

нарушением биоценозов вследствие гибели насекомых, птиц, животных, некоторых видов растений;

загрязнением грунтовых вод, особенно в зоне свалок и сброса сточных вод.

Энергетические загрязнения техносферы

Зонами значительных -техногенных опасностей являются транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны и т. п.

13 стр., 6071 слов

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на ...

... решений в трудовой сфере. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, ... значит игнорировать НОТ. У Ленина же интересы отдельных людей были даже не на втором плане. Все должно ... возможность при неизменном расходе сил получать больший результат. Условием накопления упражнений является повторение одних и тех же движений. ...

Возможно проявление опасности при использовании человеком на производстве и в быту технических устройств: электриче-ских сетей и приборов, станков, ручного инструмента, газовых балло-нов и газовых сетей, оружия и т. п.

К энергетическим загрязнениям техносферы относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

Основными источниками энергетического загрязнения техносферы промышленных регионов, городской среды, жилищ и при-родных зон являются промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт..

Антропогенные опасности

Деятельность человека является важным, необходимым звеном, обеспечивающим взаимосвязь технических систем.

При этом чело-век ре-шает следующие задачи:

восприятие информации;

оценка, анализ и обобщение её на основе заранее заданных и сформули-рованных критериев;

принятие решения о дальнейших действиях;

исполнение принятого решения.

Однако на всех этапах деятельности возможны ошибочные действия человека.

По статистике из-за неправильных действий людей происходит около 45 % ава-рийных ситуаций на АЭС, свыше 60 % аварий на объектах с повы-шенным риском, 80 % авиакатастроф и катастроф на море, а также 90 % автомобильных аварий.

Ошибка, как источник и причина антропогенной опасности, определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может явиться причиной тяжелых последствий — травм, гибели людей, повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.

Ошибки по вине человека мо-гут происходить в различных сферах и условиях его жизнедеятельно-сти:

на отдыхе, во время путешествия, при занятии спортом: при управлении автотранспортом; неосторожном обращении с огнем, острыми предметами, оружием; при купании в водоемах; во время пу-тешествия в горах; на тренировках и соревнованиях по различным видам спорта;

в быту: при использовании электроприборов, бытового газа, открытого огня, ядохимикатов, инструмента и приспособлений; при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, с предме-тами, содержащими ртуть; потреблении недоброкачественных про-дуктов, алкоголя, медикаментов и т. д.;

в сфере производственной деятельности: при нарушении уста-новленного режима работы и бездействии в момент, когда его участие в процессе деятельности необходимо;

в чрезвычайных ситуациях естественного и техногенного про-исхождения, связанные, как правило, с неподготовленностью людей к действиям в ЧС; с неумением их предвидеть, например при обращении с горючими и взрывчатыми веществами или управлении слож-ными техническими системами; при сходе лавин, селей и т. п.;

при общении людей между собой: источниками ошибок могут быть непорядочность, небрежность, месть, ревность, оскорбления, религиозные и национальные конфликты и т. п.;

при управлении экономикой и государственной деятельности — ошибки часто обусловлены стремлением людей нарушить за-коны природы: например, строительство ЦБК на оз. Байкал, проекты поворота Северных рек на юг и др.

Свойство человека ошибаться является функцией его психологического состояния, и интенсивность ошибок во многом зависит от состояния окружающей среды и действующих на человека нагрузок.

Установлено, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. Так, при очень низком уров-не нагрузок большинство операторов работают неэффективно (зада-ние кажется скучным и не вызывает интереса), и качество работы не соответствует должному. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как условия, достаточные для обеспечения внимательной работы человека-оператора. Но при дальнейшем уве-личении нагрузок качество работы человека ухудшается, что объяс-няется, главным образом, такими проявлениями физического стрес-са, как страх, беспокойство, учащение пульса и частота дыхания, по-вышение температуры, выброс в кровь адреналина и т. п.

Основные особенности личности и состояния организма челове-ка, толкающие его к совершению ошибок, можно разделить на врожденные особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся физиологические характеристики человека и его наследственности, в том числе органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), опорно-двигательная (мышечная сила, скорость движения, координация и т. п.) и психомоторная системы (рефлексы, реакции и т. д.), интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться).

Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость, приводящие к снижению внимания и мышечной силы, ухудшению состояния здоровья и работоспособности, способствуют возникновению ошибок.

В качестве факторов, отвлекающих внима-ние, могут быть временные функциональные нарушения организма (например, неожиданно появившаяся острая головная боль, голово-кружение, судорога мышцы и т. п.), временное переключение вни-мания на какое-то событие или предмет, не связанные с работой; утомление, внезапное внешнее воздействие (шум или яркая вспыш-ка света).

Причины ошибок подразделяют на непосредственные, главные и способствующие.

Непосредственные причины ошибок зависят от психологической структуры действий оператора:

(ошибки восприятия — не узнал, не обнаружил;

— ошибки памяти — забыл, не запомнил, не сумел восста-новить;

— ошибки мышления — не понял, не предусмотрел, не обоб-щил;

— ошибки принятия решения, ответной реакции и т. п.).

От вида этих действий, т. е. от психологических закономерностей, опреде-ляющих оптимальную деятельность:

— несоответствие психическим возможностям переработки информации (объем или скорость посту-пления информации;

— отношение к порогу различения, малая дли-тельность сигнала и т. д.);

— от недостатка навыка (стандартные дейст-вия при нестандартной ситуации);

— от структуры внимания (не сосредо-точился, не собрался, не переключился, быстро устал).

Главные причины связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием организма.

Способствующие причины зависят от особенностей личности (ха-рактера, темперамента, коммукативных особенностей), состояния здоровья, внешних условий, профессионального отбора, обучения и тренировки.

Причины ошибок можно также классифицировать, используя кибернетическую схему. Это ошибки:

в ориентации (неполучение информации);

в принятии решения (неправильные решения);

в выполнении действий (неправильные действия).

Ошибки в ориентации наиболее распространенные и возникают обычно из-за отсутствия сигнала, слабого сигнала или множества од-новременных сигналов.

Ошибки в принятии решения могут возникать и в том случае, ко-гда получена вся необходимая достоверная информация и в достаточ-ном объеме, но процесс анализа, переработки и осмысления ее был неверным, или из-за неадекватной оценки ситуации, неприспособ-ленности к работе из-за недостатка знаний, опыта.

Иногда информация и принятое решение могут быть правильны-ми, но ответное действие ошибочным.

Неправильное действие может проявляться и в бездействии оператора в тот момент, когда его действие необходимо (неспособность к действию, нарушение последова-тельности действий) или в неправильном выборе действий (неадек-ватное расположение приборов, недостаточность внимания, уста-лость и т. д.).

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях соз-дания и использования технических систем, классифицируются— следующим образом:

ошибки проектирования — обусловлены не удовлетворитель-ным качеством проектирования. Например, управляющие устройст-ва и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновремен-ном пользовании ими;

ошибки изготовления и ремонта — например, неправильной сварки, неправильного выбора материала, изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации;

ошибки технического обслуживания в процессе эксплуатации вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего пер-сонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппарату-рой и инструментами;

ошибки обращения возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя;

ошибки в организации рабочего места — теснота рабочего по-мещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещен-ность и т. п.;

ошибки в управлении коллективом — недостаточное сти-мулирование специалистов, их психологическая несовместимость и т. п.

Опасности производственной среды

Производственная средаэто часть техносферы, обладающая повышенной совокупностью негативных факторов.

Основные источники опасностей производственной среды:

— машины и другие технические устройства;

— химически и биологически активные предметы труда;

источники энергии,

— нерегламентированные действия работающих;

— нарушения режимов и организации деятельности;

— отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.

Антропогенные и техногенные опасности  в производственной среде реализуются в виде  ОПАСНЫХ и ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ОВПФ).

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР (ВПФ) —  негативное воздействие на человека в процессе труда, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Крайняя форма проявления ВРЕДНОГО производственного фактора -возникновение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Примеры ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:

тугоухость — от длительного воздействия высоких уровней шума;

силикоз — от длительного вдыхания угольной или аналогичной пыли;

катаракта /помутнение хрусталика/ — от воздействия инфракрасного излучения или

электромагнитных излучений радиочастоты;

вибрационная болезнь — от воздействия интенсивной вибрации на руки, работающих с ручными машинами.

ОПАСНЫЙ ( ТРАВМООПАСНЫЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР (ОПФ) — негативное воздействие в процессе труда на человека, последствием которого может привести к ТРАВМЕ, ОТРАВЛЕНИЮ, СМЕРТИ (летальному исходу).

Вредные производственные факторы

Вредные производственные факторы нормируются следующими документами:

ГОСТ 12.0.003-74 «СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»;

Руководстве Р.2.2.2006-05  «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»

В соответствии с ними ВПФ делятся на 4 группы:

— физические;

— химические;

— биологические;

— психофизологические.

Физические факторы (I группа):

— микроклимат  (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, давление);

— неионизирующие электромагнитные поля и излучения:

— электростатические поля;

— постоянные магнитные поля;

— электрические и магнитные поля промышленной частоты / 50 Гц/;

— электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

— электромагнитные излучения оптического диапазона в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое;

— ионизирующие излучения (радиация, рентгеновское облучение, альфа-, бета- и гамма-облучение);

— акустические факторы (производственный шум, ультразвук, инфразвук);

— вибрация  (локальная, общая);

— аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

— освещение  — естественное  (отсутствие или недостаточность);

искусственное  (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);

— электрические заряженные частицы воздуха – аэроионы.

Химические факторы (II группа):

Более 10 тысяч веществ, окружают человека.

Вредные Вещества в Воздухе Рабочей Зоны:

ГН 2.2.5.1313-08 – 2400 вв + ГН 2.2.5.2309 (ОБУВ) – 580, всего 2980;

Загрязняющие Вещества в атмосфере населенных.пунктов:

ГН 2.1.6.1338- 656 + ГН 2.1.6.2309-07 (ОБУВ) — 1575 , всего 2231.

Классифицируются:

— по характеру воздействия на:

— раздражающие;

— токсические (общее отравление организма в целом);

— сенсибилизирующие (вызывающие аллергию);

— канцерогенные (провоцирующие опухоли);

— влияющие на репродуктивную функцию (растворители, бензин);

— мутогенные (не ощущаются, проявляются на генном уровне ДДТ, дефолианты, некоторые лекарства и т.д.).

— по пути проникания в организм человека через:

— органы дыхания;

— желудочно-кишечный тракт;

— кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические факторы  (III группа):

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности. Содержащиеся в препаратах, производимых на фармацевтических предприятиях и используемых в медицинских целях. Все эти микроорганизмы, живые клетки и споры могут оказаться в пищеблоках и смазывающе-охлаждающие жидкости — СОЖ и др.

Примечание:

Эмульсионные и полусинтетические СОЖ (содержание минеральных масел в концентрате более 50% и менее 50%) – первичное биопоражение начинается обычно с развития аэробных бактерий, разрушающих эмульгаторы и органические ингибиторы коррозии входящие в состав СОЖ.

Синтетические СОЖ (в своем составе не содержат минеральных масел, или содержат их в незначительном количестве) – бактериальное микробиологическое поражение обычно не характерно, или протекает медленно. Но возможно поражение СОЖ грибковыми микроорганизмами.

Биопоражение СОЖ микроорганизмами приводит к постепенной порче СОЖ и ее преждевременной замене

При биопоражении:

— забиваются системы подачи СОЖ,

— возможно влияние микроорганизмов (прежде всего плесневых грибов и дрожжеподобных) на здоровье работающих (особенно для людей с пониженным иммунитетом, склонных к аллергическим реакциям).

В состав концентратов СОЖ при изготовлении вводятся биоциды и/или биостатики – вещества поражающие микроорганизмы или препятствующие их развитию.

Факторы трудового процесса — психофизиологические факторы (IV группа):

 По характеру действия подразделяются на следующие:

а) физические перегрузки;

б) нервно-психические перегрузки.

Физические перегрузки подразделяются на:

— статические (продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе),

— динамические (подъем и перенос тяжестей, ручной труд).

Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

— умственное перенапряжение — нагрузки интеллектуального характера (труд научных работников, преподавателей, студентов);

— перенапряжение анализаторов — сенсорные перегрузки (операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями, в т.ч. с компьютерами,

вызывающая перенапряжение глаз),;

— монотонность труда (конвейер, наблюдение за производственным процессом),

— эмоциональные перегрузки (работа авиадиспетчеров, творческих работников).

Основные источники ТРАВМ О ОПАСНЫХ производственных факторов:

— движущиеся предметы ,

— части разрушающихся конструкций (сосуды, работающие под давлением, трубопроводы, пневмо-гидроустановки),

— высота, падающие предметы  (строительные и монтажные работы, краны),

— острые кромки  (режущий и колющий инструмент, заусенцы, стружка),

— повышенная или пониженная температура поверхностей (паропроводы, печи, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы).

Распространенным травмирующим фактором является электрический ток.

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда — совокупность факторов:

— производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.  (ТК РФ).

— трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека. (Р.2.2.2006-05) 

В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА рассматривается рабочее место (рабочая зона).

Рабочее местоместо, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой;

прямо или косвенно находится под контролем работодателя.(ТК РФ)

Рабочая зонапространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих.

Рабочее местоместо постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее местоместо, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно).

Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Непостоянное рабочее местоместо, на котором работающий находится меньшую (менее 50% или менее 2 часов непрерывно).

часть своего рабочего времени.

По гигиенически критериям в Рекомендациях Р 2.2.2006-05 условия труда подразделяются на 4 класса:

— оптимальные (1 класс);

— допустимые (2 класс);

— вредные(3 класс);

— опасные (4).

Оптимальные и допустимые условия труда относят к БЕЗОПАСНЫМ условиям труда

ОПТИМАЛЬНЫЕ условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса ( тяжесть и напряженность труда).

Для других факторов условно за  оптимальные  принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

ДОПУСТИМЫЕ условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных  гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Гигиенические нормативы условий труда- уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ УСЛОВИЙ ТРУДА устанавливают ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ в виде ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ концентраций (ПДК), ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ уровней (ПДУ), верхних (не более) или нижних (не менее) ГРАНИЦ нормируемых величин (параметров).

Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. Борьбу с этим должны обеспечить профессиональный отбор и регулярные медосмотры работников.

Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены.

ВРЕДНЫЕ условия труда относятся к 3 классу и характеризуются наличием вредных производственных факторов, уровни которых выходят за пределы гигиенических нормативов и оказывают неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

 ВРЕДНЫЕ условия труда  в зависимости от:

степени отклонения (превышения) гигиенических нормативов;

— выраженности изменений в организме работающих

подразделяются на 4 степени вредности:

— 1 степень 3 класса (3.1);

— 2 степень 3 класса (3.2);

— 3 степень 3 класса (3.3);

— 4 степень 3 класса (3.4).

1 степень 3 класса (3.1)- условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерыванию контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно – обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных болезней (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

ОПАСНЫЕ условия труда (4 класс) характеризуются уровнями  производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

Общая гигиеническая оценка условий труда производится по Руководству Р.2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. «Критерии и классификация условий труда»

Условия труда на рабочем месте считаются отвечающим гигиеническим требованиям, если фактические значения уровней контролируемых производственных факторов находятся:

— в пределах оптимальных величин, в таком случае их относят к 1 классу оптимальному /комфортному/;

— в пределах допустимых величин, в таком случае их относят ко 2 классу допустимому.

Если фактические (измеренные) уровни хотя бы одного отдельного контролируемого фактора превышает допустимую величину, или при превышении допустимой величины сочетания нескольких действующих факторов, то условия труда на таком рабочем месте могут быть отнесены к 1-4 степеням 3 класса вредных или 4 классу опасных условий труда в зависимости от величины превышения.

Степень вредности условий труда 3-го класса определяют по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда.

Оценка условий труда с учетом комбинированного действия факторов проводится на основании результатов измерений отдельных факторов.

При одновременном (комбинированном) присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких вредных химических веществ (однонаправленных или разнонаправленных), биологических факторов, различных частотных диапазонов электромагнитных излучений, учитываются эффекты их суммации по Р 2.2.2006-05.

При одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких химических вредных веществ однонаправленного действия с эффектом суммации исходят из расчета суммы отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК. Полученная величина не должна превышать 1 (допустимый предел для комбинации), что соответствует допустимым условиям труда. Если полученный результат больше 1, то класс вредности условий труда устанавливают по кратности превышения 1 для того вещества, которое соответствует особенностям воздействия на организм.

При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны двух и более вредных веществ разнонаправленного действия класс условий труда для химического фактора устанавливают следующим образом:

  • по веществу, концентрация которого соответствует наиболее высокому классу и степени вредности;
  • присутствие любого числа веществ, уровни которых соответствуют классу 3.1, не увеличивает степень вредности условий труда;
  • три и более веществ с уровнями класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности — 3.3;
  • два и более вредных веществ с уровнями класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4. Аналогичным образом осуществляется перевод из класса 3.4 в 4 класс — опасные условия труда.

Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и др.), оценка условий труда проводится по более высокой степени вредности.

Окончательная оценка напряженности труда (имеющей 23 показателя) классы и степени вредности устанавливаются следующим образом:

«Оптимальный» (1 класс) — в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

«Допустимый» (2 класс) — в следующих случаях:

— когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные — к 1;

— когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

«Вредный» (3 класс) в случаях:

— когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

— когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

— когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

— когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

— когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей — к классу 3.2;

— когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше — класс 3.3.

Общую оценку УСЛОВИЙ ТРУДА по ВСЕМ контролируемым факторам устанавливают:

  • по наиболее высокому классу и степени вредности;
  • в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
  • при сочетании 2 и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 — условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

Установлены следующие ограничения работы в условиях несоответствия нормативным требованиям:

— если определено, что условия труда относятся к ВРЕДНОМУ классу 3, РАБОТА возможна только с сокращением времени воздействия вредных производственных факторов, т. е. сокращением рабочей смены — защита временем.

— если определено, что условия труда относятся к 4 опасному классу, — РАБОТАТЬ не разрешается.