Сенсорное развитие ребенка – развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов. Значение сенсорного воспитания детей в процессе ознакомления с окружающей природой заключается в активизации всех сохранных анализаторов, в получении информации за счет полисенсорных связей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных).
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения осуществляется чувственным путем при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. Ребенок знакомится с разнообразием цвета, формы, величины, пространственным расположением предметов, с богатством звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений природного мира. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Задачи сенсорного воспитания:
— организовать сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления с окружающей природой;
— учить находить сенсорные эталоны в природном окружении, выделять и называть свойства природных объектов: цвет, форму, величину, расположение в пространстве;
— совершенствовать и обогащать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;
— учить детей сенсорным способам обследования;
— развивать познавательные способности, мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между природными объектами и явлениями;
— учить переносить полученные знания в различные виды продуктивной деятельности;
— обогащать чувственный опыт детей и закреплять полученные впечатления в речи;
— формировать чувственно-эмоциональное отношение к природе.
Методы ознакомления с окружающем миром:
Наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, муляжей.
Словесные: чтение художественной литературы, рассказы, беседы, аудиозаписи.
Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего ...
... отсталостью Глава 2. Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с окружающей природой и явлениями .1 Цели, задачи, методики и ...
Практические: исследование, опыты, игры, изобразительная деятельность.
12.Расскажите о задачах и принципах сенсорного воспитания дошкольников с различными отклонениями в развитии.
Задачи:
1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).
2. Тактильно-двигательное восприятие. 3. Развитие слухового восприятия. 4. Развитие зрительного восприятия. 5. Восприятие формы, величины, цвета. 6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.
Принципы:
— Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).
— Принцип целостного представления об окружающей среде (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)
— Принцип деятельности (каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.
— Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития
речевых, моторных, двигательных навыков.
— Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
— Тесная связь диагностики и коррекции.
— Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом
разделе программы.
— Периодическая повторяемость программного материала в целях
закрепления.
— Принцип учета актуального и потенциального развития, т.е. учет зоны ближайшего
развития.
13.Опишите методы и приемы работы по ознакомлению детей с явлениями живой и неживой природы в специальном дошкольном учреждении. (Указывается вид учреждения)
Детский сад общего вида.
Методы:
На занятиях по ознакомлению детей с природой используют разнообразные методы и приемы. Из группы наглядных: наблюдение, рассматривание живых объектов и картин, диафильмы и кинофильмы, наглядно-образные задачи, полисенсорное обследование объектов природы. Из группы практических: предметно-практическая деятельность детей, элементарные опыты (детское экспериментирование), игровая деятельность,
наглядно-действенные задачи, труд в природе, продуктивные виды деятельности.Из группы словесных: беседа, рассказ педагога, чтение художественных произведений, словесно-образные задачи (загадки).
Выбор методов определяется не только особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, но и логикой ознакомления с природой. Наиболее широко используются наглядные и практические методы. Один из ведущих методов ознакомления с природой — наблюдение.
Наблюдение – сложная психическая деятельность, поэтому в использовании данного метода имеются некоторые трудности, обусловленные несовершенством развития психических процессов у умственно отсталых детей, главным образом зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во ...
... как животное пассивно приспосабливается к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы. Воля людей формировалась и изменялась ... условий использования подвижных игр для воспитания воли у детей младшего школьного возраста. Объект: процесс развития воли у учащихся начальной школы. Предмет: подвижные игры как средство воспитания ...
Дидактические игры.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе.
14.Раскройте методику ознакомления дошкольников с предметным миром.
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 — формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
19 Образ социального мира
... конфликтов. В целом, все элементы образуют единую картину образа социального мира. Выделяются такие элементы образа социального мира: образ-Я или Я-образ, образ Другого человека, ... элемента социального мира могут быть описаны с помощью концепта социальных представлений (Э. Дюркгейм, С. Московиси, Д. Жоделе). Социальные представления представляют собой форму познания социальной действительности. ...
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру) .
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
15.Охарактеризуйте значение и средства ознакомления детей с социальным миром, раскройте особенности педагогической работы в специальном дошкольном учреждении. 1.Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.
Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирование потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Через нее ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества.
Техническая игрушка помогает ребенку знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная, обогащает представление детей о мире взрослых, их деятельности.
Народная игрушка, помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.
Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство музыка.
Художественная литература является одновременно и источником знаний и источником чувств. Важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, стихи и разного содержания – познавательные, юмористические, на темы морали. Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру.
Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только «информировать» о каких то предметах, явлениях, но и вызвать высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.
коррекция психо-эмоционального состояния ребенка о семье.
... длительное, многостороннее влияние на формирование личности ребенка [7]. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого ... личности ребенка. Задачи исследования: - рассмотреть семью как функциональную систему. - изучить особенности формирования представлений о семье у детей; - отразить опытно-экспериментальную работу о представлениях ребенка о семье; ...
Все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа — источники, получение информации из которых, вполне контролируется и управляется взрослым. Вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка.) При этом влияние взрослого педагога, родителя на сам источник, как правило, отсутствует. Третья группа – источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная «информация», которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности»).
2.Роли социального педагога в доу:
-роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами; -роль защитника интересов и законных прав ребенка; -роль помощника педагогов и родителей в решении проблем; -роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства. Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции:
-осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка; -изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей; -выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку; -выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; -определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей; -способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности; -взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ:
- Работа по защите прав ребенка.
- Работа по социальному развитию личности ребенка.
- Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
- Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
- Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
- Работа с родителями социально опасных семей.
- Работа с социально незащищенными семьями.
- Работа с ближайшим окружением.
- Работа с социальными институтами.
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
С чего начинается работа социального педагога.
Особенности работы социального педагога в ДОУ
... договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях Профессиональная деятельность социального педагога обширна и ... социальных педагогов является оказание человеку индивидуальной помощи. Организация индивидуальной помощи предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка, выделение ...
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
- характеристика семей по количеству детей в семье;
- характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
- характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
- характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
- выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
- выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
- выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
- выделение группы детей из семей безработных;
- выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
- выделение группы детей из семей военнослужащих;
- выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
- выделение группы детей, родители которых являются студентами.