6.4. Генотип и среда в развитии когнитивных функций
В соответствии с изложенным выше можно ожидать, что в онтогенезе должно изменяться соотношение генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-психологические особенности человека. Хотя эти представления родились в контексте психогенетики развития, они хорошо согласуются с положениями возрастной психологии, касающимися изменения механизмов реализации психических функций в онтогенезе.
Выдающийся отечественный психолог А.Р. Лурия (1962) подчеркивал, что природа каждой психической функции (иначе говоря — ее отношение к генотипу) так же изменяется в процессе психического развития человека, как и ее структура, и поэтому ошибочны попытки раз и навсегда решить вопрос «о степени наследственной обусловленности» той или иной психической «функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она претерпевает в своем развитии.
На основе теоретических представлений, существующих в отечественной возрастной психологии, делались попытки определить направление этих изменений. Так, А. Р. Лурия, исходя из того, что в процессе психического развития происходят качественная перестройка всей психической деятельности человека и замена элементарных форм деятельности сложноорганизованными функциональными системами, предположил, что по мере изменения структуры высших психических функций, возрастания степени их опосредствования зависимость той или Иной деятельности от генотипа будет закономерно уменьшаться.
196
197
Действительно, исследование некоторых особенностей памяти и внимания выявило именно такой характер изменений. Было установлено что от дошкольного к подросткому возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловленность образной зрительной памяти и устойчивости внимания. В то же время наблюдается фактическая смена детерминации, т. е. переход от генотипической к средовой обусловленности, у опосредованных форм памяти и у более сложных форм внимания (И.В.Равич-Щербо с соавт., 1999).
Наряду с этим есть и другие данные, они касаются наследуемости показателей интеллекта. Психогенетика исходит из того, что уровень интеллекта, отражаемый в тестовых оценках, является функцией генотипа и среды, окружающей человека с раннего детства.
Существует множество исследований наследуемости показателей интеллекта во взрослом возрасте (см.: М.С.Егорова, 1995, 1997; И.В.Равич-Щербо с соавт, 1999).
Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...
... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ... нейрофизиологические, биохимические, генетические методики помогают определять и прослеживать динамику патологических изменений головного мозга на клеточном и молекулярном уровнях. Все это создает ...
В основном они дают совпадающие результаты, которые свидетельствуют об относительно высоком вкладе генотипа (генотипической дисперсии) в наблюдаемые между людьми различия по показателям IQ. Полученные в разных исследованиях значения колеблются в достаточно широком диапазоне (от 0,4 до 0,8), в среднем составляя чуть больше 0,5. Это значит, что во взрослой части популяции генотип определяет около половины всех индивидуальных различий по интеллекту.
Возрастная изменчивость генетических и средовых влияний, лежащих в основе межиндивидуальных различий по интеллекту, в последнее время также стала предметом ряда исследований. В большинстве из них делается вывод о том, что в младенчестве наследственная обусловленность показателей интеллекта относительно низка, а влияние систематической семейной среды сравнительно велико. Начиная с 6 лету детей, а также у подростков и взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта возрастает до 50-70%, а влияние общей семейной среды существенно снижается, во взрослом возрасте падая до нуля.
Эти выводы представляют собой обобщение результатов ряда ис-j следований, выполненных на близнецах методом возрастных срезов. Рассмотрим результаты лонгитюдных близнецовых исследований. Наиболее известно из них Луисвилльское близнецовое исследование, посвященное изучению природы межиндивидуальной изменчивости показателей интеллекта. Оно было начато в 1957 г. Ф. Фолкнером и к середине 80-х годов охватывало около 500 пар близнецов. Близнецы, участвовавшие в этом исследовании, тестировались по интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжений первого года жизни, дважды в год — до 3 лет, ежегодно до 9 лет и последний раз — в 15 лет).
При этом использовалась шкала психического развития Бейли в младенческом периоде, шкалы Векслера — WPPSI в возрасте 4, 5 и 6 лет и WISC в более старшем возрасте.
Анализ полученных оценок IQ в парах МЗ- и ДЗ-близнецов отчетливо демонстрирует увеличение показателя наследуемости с возрастом.
Показатели наследуемости у детей в 1, 2, 3 года составляют 10, 17, 18 % соответственно. С 3 лет внутрипарное сходство МЗ-близнецов сохраняется на очень высоком уровне, коэффициенты корреляции не ниже 0,83. У ДЗ-близнецов внутрипарное сходство по показателю интеллекта уменьшается с 0,79 в 3 года до 0,54 в 15 лет. Показатели наследуемости у детей в 4 года составляют 26 % и далее увеличиваются до 55 %.
Интересно, что значимые различия в сходстве МЗ- и ДЗ-близнецов начали обнаруживаться до того, как была установлена их зиготность. Тип близнецовых пар, т. е. отнесение их к МЗ или ДЗ, был определен только в 3 года. По мнению исследователей, полученные данные показывают, что процессы развития инициируются и в значительной степени управляются генотипом. Это предположение нашло свое подтверждение при изучении внутрипарного сходства индивидуальных траекторий, или профилей, развития МЗ- и ДЗ-близнецов.
Профиль индивидуального развития характеризует не только направление развития психологических характеристик, но также и индивидуальные особенности движения в этом направлении, которые могут включать периоды ускорения и замедления, спада и подъема. В Луисвилль-ском близнецовом исследовании по результатам многолетнего прослеживания изменений в уровне интеллекта МЗ- и ДЗ-близнецов оказалось возможным провести внутрипарное сравнение профилей индивидуального развития по показателям интеллекта. Внутрипарное сравнение профилей показало, что в парах МЗ-близнецов наблюдается гораздо большее совпадение значений интеллекта по каждому году, т. е. большее сходство по ходу развития в целом. В парах ДЗ-близнецов совпадения выражены значительно слабее. Мерой количественной оценки внутрипарного сходства профилей развития по показателям интеллекта служат коэффициенты корреляции, которые составляют 0,87 для МЗ-близнецов и 0,65 для ДЗ-близнецов в возрастном диапазоне от 3 до 6 лет и 0,81 и 0,66 соответственно в диапазоне от 6 до 8 лет. Коэффициенты наследуемости равны соответственно 0,44 для первого возрастного отрезка и 0,30 для второго. Таким образом, индивидуальные особенности профилей развития по показателям интеллекта испытывают на себе существеннное влияние генотипа, однако вполне возможно, что степень этого влияния на разных отрезках онтогенеза также варьирует.
Понятие об интеллекте. Уровни его развития. Взаимосвязь интеллекта и творчества
... наличие корреляционной связи между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения, время ... способность решать проблемы. 2. Уровни развития интеллекта. Для измерения уровня интеллекта надо рассмотреть, как происходит его развитие. Индивидуальность человека определяется уникальными понятиями ...
Как уже отмечалось выше, основное достоинство лонгитюдного исследования близнецов заключается в том, что только оно может ответить на вопрос, обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением новых дополнительных генетических факторов, начинающих функционировать по мере взросления ребенка, или же происходит усиление уже действующих генетических факторов.
Л.Ивз с соавторами подошли к анализу генотип-средовых соотношений в развитии интеллекта именно с этих позиций, используя для анализа материалы лонгитюдного Луисвилльского близнецового исследования. Анализ полученных у близнецов в разные годы оценок IQ вы-
198
199
явил изначально небольшое, но устойчивое и возрастающее влияние одних и тех же генетических факторов. Было установлено также суще-ственное влияние систематической семейной среды, причем эти эффекты также сохраняли преемственность, хотя по мере взросления к стабильным присоединялись и новые. Несистематические средовые влияния были менее устойчивы по сравнению с генетическими и систематическими средовыми эффектами. В целом эти данные свидетельствуют в пользу амплификационной модели наследуемости показателей интеллекта.
Изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта приблизительно в том же возрастном диапазоне изучались в близнецовом лонгитюдном исследовании, проведенном М.С.Егоровой и др. (1995).
Авторы ставили задачу проследить динамику генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта при переходе от дошкольного возраста к школьному. В исследовании приняли участие около 100 пар близнецов. Диагностика интеллекта проводилась по методике Вексле-ра (WISC), адаптированной А.Панасюком. Показатели наследуемости для общего интеллекта составляют 28, 34 и 52 % в 6, 7 и 10 лет соответственно. Для вербального интеллекта они равны 22, 16 и 26%, для невербального — 16, 84 и 70%. Эти данные интересны тем, что, с одной стороны, подтверждают тенденцию к возрастанию наследуемости общего интеллекта с возрастом, с другой стороны, свидетельствуют о возможности иных вариантов возрастных изменений наследуемости отдельных сторон интеллекта.
Интеллект: новый взгляд
... индивидуальные различия интеллекта. В природе этих структур явно важную роль играет генетический фактор; на рисунке отражены некоторые из возможных методов измерения характеризующих их показателей: электроэнцефалография ... биологического и на 30% — от средовых факторов [30]. Наконец, мы должны рассмотреть гораздо более широкую концепцию социального интеллекта, различия в котором в значительной ...
В этом же исследовании анализировались межвозрастные генетические корреляции, позволяющие оценить генетический вклад в феноти-пическую стабильность показателей интеллекта. Генетические корреляции между показателями вербального, невербального и общего интеллекта в 6 и 7 лет, а также генетические корреляции между этими показателями в 6 и 10 лет, за небольшим исключением, достаточно высоки. В то же время генетические корреляции между всеми показателями интеллекта в 7 и 10 лет намного ниже. Таким образом, генетические факторы в изменчивости интеллекта в 6 лет достаточно тесно связаны с генетическими факторами, обусловливающими индивидуальные различия в 7 и 10 лет. Авторы обращают внимание на то, что «выпадение» из общей картины корреляций между показателями в 7 и 10 лет может быть обусловлено резкими изменениями средовых условий, связанных с началом обучения в школе.
В целом упомянутые выше близнецовые исследования убедительно свидетельствуют о весьма существенных возрастных изменениях генотип-средовых соотношений в изменчивости показателей интеллекта. Более того, очевидны и дальнейшие перспективы близнецовых лонгитюд-ных исследований, которые связаны с более дробным, дифференцированным анализом генетических и средовых влияний в показателях когнитивных характеристик разного уровня и содержания, оценкой их стабильности и преемственности в онтогенезе.
Наряду с близнецовыми проводятся лонгитюдные исследования приемных детей. Наиболее известным из них является Колорадское исследование, которое было начато по инициативе Р.Пломина иДж.Дефри-за в 1975 г. В нем принимали участие 246 семей, имеющих детей первого года жизни. По мере ежегодного тестирования число семей уменьшалось и к девятилетнему возрасту детей составило 173. Это исследование предполагается продолжать до тех пор, когда детям исполнится 16 лет.
У детей, начиная с первого года жизни, ежегодно диагностировали показатели физического и умственного развития по шкалам Бейли. По наблюдениям и оценкам родителей делались выводы об особенностях темперамента ребенка. В дальнейшем ежегодно тестировались показатели умственного развития, характеристики темперамента и личности, а также условия развития ребенка.
Масштабы этого исследования весьма внушительны, и результаты еще полностью не опубликованы. Укажем на некоторые наиболее важные фрагменты. Речь в первую очередь идет об изучении генетически опосредуемой стабильности когнитивного развития. С целью определения роли генотипа в межвозрастной преемственности когнитивных характеристик анализировались межвозрастные кросс-корреляции сиб-сов (братьев и сестер), т. е. подсчитывались корреляции между показателями сибса младшего возраста и сибсов более старшего возраста. Сравнение корреляций, полученных для биологических сибсов (имеющих и общие гены, и общую среду) и приемных (имеющих только общие средовые условия), позволили авторам определить вклад генотипа в межвозрастную стабильность и изменчивость когнитивных показателей. Установлено, что для общего интеллекта и вербальных способностей год от года увеличивается роль генетических влияний на межвозрастную стабильность признаков. В то же время для пространственных способностей генетические влияния определяют межвозрастную преемственность признака в более младших возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые условия.
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
... 10 слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) Активная речь (Ра) ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) Сенсорное ...
Сравнение показателей интеллекта родителей и детей проводилось по трем вариантам: дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические родители, с которыми они живут вместе. Результаты этого сравнения подтвердили значительную роль генетических факторов в опосредовании возрастной стабильности показателей интеллекта.
Сказанное дает основание констатировать, что вклад генотипа в индивидуальные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно связаны.
В совокупности по результатам лонгитюдных исследований близнецов и приемных детей можно констатировать следующее. Вклад генотипа в индивидуальные различия показателей интеллекта с возрастом Увеличивается, причем генетические составляющие дисперсии интел-
200
201
лекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррелируют между собой. Это значит, что, несмотря на сравнительно низкий уровень наследуемости интеллекта в младенчестве, генетические эффекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать влияние на интеллект человека и на более поздних этапах развития.
Методы психогенетики развития позволяют оценить возрастную динамику средовых эффектов. В детском возрасте средовая вариативность показателей интеллекта определяется в основном действием факторов систематической семейной среды. По мере взросления влияние систематической среды на показатели интеллекта существенно снижается и весьма ощутимо возрастает влияние различающейся, индивидуальной среды.