КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ.
КР. 080501. 02. 00.
-
Защищено
__________________________
оценка
Руководитель
____________ подпись
__________________________
дата
Выполнила
_________
подпись
____________________________
дата
Тема работы: Психология общения в управлении.
Содержание:
1. Введение
- Актуальность и значение темы.
- Цели и задачи работы.
2. Основная часть.
- Теоретические основы разрабатываемой темы.
- Понятийный аппарат.
- Анализ источников информации по теме.
- Методика исследовательской работы по теме.
2.2. Практическая часть.
- Исследования по теме.
- Сравнительный анализ теоретических положений и результатов исследований.
- Заключение. Выводы и рекомендации по практическому применению материалов исследования в работе менеджера.
- Литература.
Дата выдачи задания _______________ Срок выполнения работы __________
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Протокол №_____ от _________ |
Принял к исполнению_________ |
Председатель цикловой комиссии _______________________
Руководитель работы _______________________
Содержание.
1 |
Введение |
4 |
1.1. |
Актуальность и значение темы. |
5 |
1.2. |
Цели и задачи работы. |
6 |
2 |
Основная часть. |
7 |
2.1. |
Теоретические основы разрабатываемой темы. |
8 |
2.1.1. |
Понятийный аппарат. |
9 |
2.1.2. |
Анализ источников информации по теме. |
10 |
2.1.3. |
Методика исследовательской работы по теме. |
25 |
2.2. |
Практическая часть. |
34 |
2.2.1. |
Исследования по теме. |
35 |
2.2.2. |
Сравнительный анализ теоретических положений и результатов исследований. |
36 |
3. |
Заключение. Выводы и рекомендации по практическому применению материалов исследования в работе менеджера. |
39 |
4. |
Литература. |
40 |
Введение
1. 1. Актуальность и значение темы.
Современная психология характеризуется процессом дифференциации, который порождает разделение этой науки на отдельные отрасли, отличающиеся друг от друга, но при этом сохраняющие общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики.
Немалое значение в психологии занимает изучение общения, как самого распространённого вида взаимодействия людей.
Общение является одной из важнейших сторон образа жизни человека. Общение — это самостоятельная особая форма активности субъекта, которая формирует отношения между людьми, способствует обмену представлениями, образами, идеями в процессе общения.
В общении люди взаимодействуют между собой как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. В общении раскрываются индивидуальные особенности человека, но в то же время в нем отражаются особенности другого человека, времени, обстоятельств.
Порой мы забываем, что кроме вербального общения существует ещё великое множество невербальных средств общения, которые мы используем по инерции, часто сами не замечая этого.
Без общения человек не может жить полноценной жизнью, поэтому тема общения актуально в любое время и в любом месте на Земле. Именно это послужило толчком к разработке и более углублённому изучению этого вопроса.
1.2 Цели и задачи работы
Цель данной курсовой работы – разобраться в особенностях общения и понять психологию общения в управлении.
В процессе написания курсовой работы хотелось бы найти ответы на такие вопросы:
- Что такое общение с точки зрения психологии?
- Какие классификации общения существуют?
- Есть ли отличия между обычным межличностным общением и управленческим общением?
В связи с этим, для достижения цели курсовой работы и ответов на интересующие вопросы ставлю следующие задачи:
- Дать определение понятия «общение» и раскрыть его.
- Разобрать классификации общения.
- Изучить понятие «управленческое общение».
- Провести исследования по данной теме.
- Проверить применение результатов исследования на практике.
Основная часть
2.1.
Теоретические основы
разрабатываемой
темы
2. 1. 1. Понятийный аппарат.
Общение — это самостоятельная особая форма активности субъекта, которая формирует отношения между людьми, способствует обмену представлениями, образами, идеями в процессе общения. (№ 3)
Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи. (№ 3)
2. 1. 2. Анализ источников информации по теме.
Общение является одной из важнейших сторон образа жизни человека. Общение — это самостоятельная особая форма активности субъекта, которая формирует отношения между людьми, способствует обмену представлениями, образами, идеями в процессе общения.
В общении люди взаимодействуют между собой как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. В общении раскрываются индивидуальные особенности человека, но в то же время в нем отражаются особенности другого человека, времени, обстоятельств.
Общение имеет свои функции, средства, каналы, типы, манеры, стиль, барьеры.
К основным функциям общения относятся:
- информационно-коммуникативная — раскрывается в процессе передачи и приема информации партнерами по общению. Эта информация не просто передается и принимается, но и формируется. В результате этого общение становится творческим, продуктивным. В процессе такого общения обнаруживаются различия в исходной информированности партнеров, происходит выравнивание этих различий, стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить согласие или несогласие, придти к согласованным результатам;
- регулятивно-управляющая — проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения друг с другом. Общение дает возможность человеку не только регулировать собственное поведение, но и поведение других людей. Через психологические механизмы общения (заражение, подражание, внушение, убеждение) можно оказывать управляющее воздействие на человека;
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.
Вербальные — это речевые средства общения (лат. «verbalis» — устный, словесный).
Невербальные — неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Структуру речевого общения составляют:
- Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
- Речевые звуковые явления:
- темп речи (быстрый, средний, замедленный);
- модуляция высоты голоса (плавная, резкая);
- тональность голоса (высокая, низкая);
- ритм речи (равномерный, прерывистый);
- тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий);
- интонация, дикция речи.
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.
- Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении:
смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач;
- разделительные звуки — кашель, чихание;
- нулевые звуки — паузы;
- звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.
Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (но данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.
Невербальные средства общения изучают различные науки:
- Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся:
- мимика (изучает движение мышц лица);
- жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела);
- пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
- Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.); 108
- Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.
В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:
- Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр. В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;
- Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;
- Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо:
- Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.
Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть:
- деловой (фиксируется в области лба собеседника);
- светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения;
- интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении;
- взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок — выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.
Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:
- Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
- Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
- Жесты-эмблемы (заменители слов или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
- Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.
- Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.
Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.
Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
- жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
- жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
- жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
- жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
- жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
- жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
- жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.).
Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.
Каналы общения.
«Передача — принятие» информации при общении людей происходит с помощью каналов общения.
В соответствии с различными органами чувств человека различают зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) канаты. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств.
Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всем элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией. В одном из направлений современной психологии — «нейролингвистическом программировании». В нейролингвистическом программировании изучаются различия в восприятии человека человеком. Нейролингвистическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Приемы нейролингвистического программирования успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.
В соответствии с различиями в восприятии человека человеком при общении люди делятся на три типа:
1) визуалы;
2) аудиалы;
3) кинестетики.
Эти типы людей значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре общения.
Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т. д.
Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки природы.
Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.
Если вам удастся узнать, к какому типу относится партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Это вам даст возможность получить репутацию человека, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно внимательно понаблюдать за партнером по общению. Нужно обратить внимание на слова, которые он использует.
Например, в речи визуалов преобладают слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу». Информацию начальнику — визуалу лучше всего представлять в виде диаграмм, рисунков, таблиц и т. п.
В речи аудиалов преобладают фразы: «я слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «не нужно так громко» и т. п.
В речи кинестетиков — «чувствую проблему», «тяжело на душе», «ощутимый», «болезненный» и т. п.
Психологи выделяют еще один тип людей — «рассудочных людей» или «людей-компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на те слова, обозначения, наименования, с которыми связывают свои образы и соответствующие им ощущения. В их речи преобладают фразы: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизируем», «надо подумать» и т. п.
В соответствии с логическим основанием выделяют три типа каналов общения:
- прямой канал — это то, что сообщается источником в явном виде (например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером);
- косвенный канал — это та информация, которую вы добываете активным наблюдением и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде. Психологическим основанием этой классификации является степень доверия к источнику. Если вы ему доверяете, то косвенный канал не используется как контрольный. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем. Например, иногда прямое словесное содержание может вступать в противоречие с невербальными характеристиками речи и поведения — интонацией, темпом, ритмом и т. д. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала (человек улыбается, а глаза печальные; раскован и вальяжен, а стопой ритмически постукивает по полу и т. п.);
- управленческий косвенный канал — это та информация, которая воспринимается как естественная, ненамеренная, но выдается вполне преднамеренно. Например, ваш партнер по общению уверенно говорит в сомнительной ситуации или смотрит вам прямо в глаза, выдавая явную ложь. При этом он рассчитывает на то, что вы вполне ему доверитесь, чувствуя открытый взгляд и твердую речь. Можно вспомнить множество примеров из детективов, когда преднамеренно мелкая, но решающая улика специально подбрасывалась в ответственный момент.
Однако природа разделила прямой и косвенный каналы. Мимические мышцы одновременно управляются из зон головного мозга, обеспечивающих намеренные и ненамеренные движения. Таким образом, при внимательном изучении партнера всегда можно заметить неконтролируемые проявления, показывающие действительное его состояние.
Практически важным вопросом в общении является открытость не только как искренность говорящего, но и как способность непредвзято воспринимать другого.
Типы общения и виды межличностного общения.
Выделяют следующие типы общения: межличностный, личностно-групповой, личностно-массовый, межгрупповой, массово-групповой, планетарный (глобально-массовый).
Межличностный тип общения имеет следующие основные разновидности:
- Формальное общение («контакт масок») — когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. При этом используются привычные маски вежливости, строгости, скромности, безразличия, участливости и т. п., которые позволяют скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. При обширных контактах такой стандартный набор фраз, жестов, выражений лица признается необходимым, так как предохраняет людей от эмоциональных перегрузок.
- Примитивное общение — это оценка другого человека в качестве нужного или мешающего объекта. Если его хотят использовать как «нужника», то с ним активно вступают в контакт, если же он мешает, то его грубо отталкивают. При получении желаемого результата дальнейший интерес к партнеру по общению теряется без желания скрыть это.
- Функционально-ролевое общение — это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель).
Здесь действуют определенные нормы и ожидания; содержание и средства общения регламентированы. При таком общении, как правило, личность собеседника находится на втором плане после его социальной роли.
- Деловое общение — это учитывание особенностей личности, ее характера, возраста, настроения. При этом интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель; оно направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.
- Духовное межличностное общение — это, как правило, общение между близкими людьми. Такое общение предусматривает разговор на любую тему. В процессе общения люди способны понять друг друга по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый партнер имеет образ своего собеседника, знает его как личность, может предвидеть реакции, интересы, убеждения, отношения к тем или иным явлениям.
- Светское общение — это общение людей, отвечающее принятым «в свете» нормам. В процессе такого общения люди, как правило, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в тех или иных случаях. Светское общение носит характер закрытости, так как высказываемые людьми точки зрения по обсуждаемым «в свете» вопросам не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения — это вежливость, такт («соблюдай интересы другого»); одобрение, согласие («не порицай другого», «избегай возражений»); симпатии («будь приветлив, доброжелателен»).
- Манипулятивное общение — это общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника. Человек, имеющий такие цели, может использовать разные приемы — лесть, демонстрацию доброты, «пускание пыли в глаза», либо запугивание, обман, шантаж. Приемы, направленные на собеседника, выбираются в зависимости от личности собеседника и конечных целей «манипулятора».
Процесс общения состоит из нескольких этапов:
- подготовка (если она возможна), наиболее отвественный этап; общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результаты общения;
- вхождение в контакт — здесь важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность сориентироваться другому. Существуют разнообразные приемы присоединения к партнеру. Завуалированная имитация некоторых его особенностей, отслеживание ритма дыхания, движения с целью достижения сходства с партнером, смягчения различий и, как результат, взаимное понимание друг друга. На этом этапе важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта;
- концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта;
- зондирование мотивации — цель данного этапа— выявление мотивов собеседника и его интересов;
- поддержание внимания — к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важные моменты общения вербального и невербального характера;
- аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях;
- фиксация результата общения — если темы исчерпаны или партнер проявляет признаки беспокойства, то общение необходимо завершить. Завершение общения — это критический момент в отношениях, и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние взгляды, слова, рукопожатия. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности общения. В противоположность временному перерыву в общении выступает разрыв отношений, являющийся концом дальнейших контактов. Разрыв отношений всегда грозит тем, что возможности партнеров будут упущены.
Манера и стиль общения.
Манера и стиль являются важными характеристиками общения. Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т.д.);
- поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Манеры общения могут быть уважительными, пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.
Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.
К наиболее распространенным относятся следующие стили общения:
- творчески-продуктивный,
- дружеский,
- дистанционный (отрешенный),
- подавляющий (агрессивный),
- податливый
Особенности управленческого общения.
Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи.
Существуют следующие формы управленческого общения:
- Субординарная. В основу такого общения положены административно-правовые нормы. Оно складывается между руководителями и исполнителями, а также между руководителями разных уровней.
- Служебно-товарищеская. В основу такого общения положены административно-моральные нормы. Оно складывается между коллегами по работе.
- Дружеская. Основой такого общения являются морально-психологические нормы взаимодействия. Такое общение может быть между руководителями, между подчиненными (коллегами по работе), между руководителями и подчиненными.
В зависимости от конкретных условий, — индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. Например, на уровне управления предприятием, цехом наиболее целесообразна субординарная форма, а на уровне бригады она неэффективна.
Общение представляет собой процесс двустороннего (или многостороннего) обмена информацией, идеями и т.д., ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигнуто, то общение состоялось только по форме, но не по существу.
В зависимости от того, с кем общается менеджер, общение классифицируют по следующим уровням:
- Горизонтальное (между сотрудниками одного уровня);
- Вертикальное (вверх и вниз по иерархическим уровням).
Горизонтальное общение эффективнее вертикального (здесь люди могут быть разделены несколькими уровнями).
Эффективность общения во многом определяется способом обратной связи. В зависимости от способа обратной связи управленческое общение делится на:
- Письменное (письма, телеграммы, приказы, заявления и т.д.);
- Устное (переговоры, совещания, беседы и т.д.).
Эффективность устного общения значительно выше, чем письменного, так как стороны, участвующие в обмене, обеспечивают условии для оперативной обратной связи.
Управленческое общение — это прежде всего коммуникация, порождающая процесс не посредственного или опосредованного взаимодействия участников общения. Отсюда можно сделать вывод, что вначале возникает взаимодействие, далее — общественные и психологические отношения между людьми. Поэтому необходимо правильно выбирать и использовав средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.
Существует три довольно распространенных способа познания собеседника в общении:
- идентификация — отождествление которое предполагает уподобление себя собеседнику и попытку посмотреть на ситуацию как бы его глазами;
- симпатия — сопереживание, то есть постижения собеседника на основе чувств;
- рефлексия (обращение назад — это знание и понимание собеседника).
Выделяются следующие этико-психологические принципы управленческого общения:
- Принцип создания условий для проявления личного потенциала сотрудников, их способностей, опыта, профессиональных знаний. Этому способствует делегирование полномочий руководителя, т. е. передача некоторых видов деятельности подчиненным. Для этого руководителю необходимо подобрать подходящих сотрудников, распределить между ними сферы ответственности, продумать способы стимулирования их труда, координацию выполнения порученных заданий, консультирование подчиненных, контроль и оценку их деятельности. Делегировать можно специализированную деятельность, подготовительную, рутинную работу, выполнение частных задач. Формулировка стратегических целей, планов, программ — это прерогатива руководителя. Нельзя делегировать и такие функции руководства, как принятие управленческих решений, контроль результатов, руководство сотрудниками и мотивация их деятельности, задачи высокой степени риска, особо важные задания, актуальные срочные дела особого назначения (строго доверительного характера).
- Принцип полномочий и ответственности. Каждый сотрудник организации должен знать свои должностные обязанности, права, ответственность, способы их реализации. А руководитель должен заботиться о создании социального, служебного и персонального статусов своих сотрудников.
Под социальным статусом понимается соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, которые определяются законами правового порядка и морали. Служебный статус — регламентирование служебных прав и обязанностей каждого работника, справедливая систематическая оценка его личностно-деловых качеств. Персональный статус — это личная удовлетворенность работника взаимоотношениями в группе, возможность проявлять свои способности и оказывать влияние на результат деятельности организации.
- Принцип поощрения и наказания. Руководитель должен уметь выявлять наиболее активных и добросовестных сотрудников, а также отмечать большие и малые успехи каждого подчиненного. Недооценка личности коллективом и руководителем вызывает у нее чувство неуверенности и обиды, желание восстановить справедливость. При этом уровень трудовых достижений сотрудника, как правило, падает. Нельзя отрицать наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главной, и использовать ее нужно строго индивидуально, соответственно проступку. Оцениваться при этом должен именно проступок, а не личность провинившегося сотрудника.
2. 1. 3. Методика исследовательской работы по теме.
Тест № 1. Коммуникабельны ли вы?
Общительность, коммуникабельность — одно из важнейших качеств характера каждого человека, тем более руководителя. Если вы не задумывались над этим вопросом, не самооценили себя, то попробуйте сделать это с помощью предлагаемого теста. Прочитав вопрос, необходимо записать один из трех ответов в виде соответствующих баллов: «да» — 2 балла; «иногда» — 1; «нет» — 0 баллов. И подсчитайте общее количество баллов:
- Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
- Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
- Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании или тому подобном мероприятии?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы ее избежать?
- Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой?
- Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые у вас занял?
- В ресторане или столовой вам подали явно некачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться ожиданием?
- Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У вас есть собственные сугубо индивидуальные оценки произведений культуры, искусства, литературы и никаких других мнений вы не приемлете?
- Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете промолчать и не вступать в спор?
- Вызывает ли у вас досаду чья- либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе?
- Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме?
Ключ к тесту № 1.
30 — 32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого не только вы сами, но и близкие вам люди. Старайтесь стать общительней.
25 — 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. В вашей власти переломить эти особенности характера. Ведь при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.
19 — 24 балла. Вы в известной степени в общественной и незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки поправимы.
14 — 18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с другими людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантных выходок, многословие вызывает у вас раздражение.
9 — 13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании вы сможете себя заставить не отступать.
4 — 8 баллов. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас неприятие. Вы охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с опаской.
0 — 3 балла. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь во все дела других, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не всегда компетентны. Вольно или нет вы бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям трудно с вами. Вам бы не мешало поработать над собой и особенно над своим характером. Воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям и подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
Тест № 2. Ваш стиль общения.
Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Данный тест поможет вам определить ваш стиль общения. Попробуйте с его помощью узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, членами семьи, коллегами и каково им общаться с вами. На каждый из 20 вопросов даны три варианта ответов: напишите тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу. Для сравнения «портрета», который вы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, дать вам свою оценку.
Приводим форму записей ответов на вопросы теста. Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по данному вопросу вы набрали 0 баллов.
1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
- Всегда
- Никогда.
- Иногда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
- Внутренне кипите.
- Сохраняете полное спокойствие.
- Теряете самообладание.
3. Какими считают вас коллеги?
- Самоуверенным.
- Дружелюбным.
- Спокойным и независимым
4. Как вы отреагируете, если вам предложат соответственную должность?
- Примите ее с некоторыми опасениями.
- Согласитесь без колебаний
- Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
- Выдадите ему «по первое число».
- Заставите вернуть.
- Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?
- Что тебя так задержало?
- Где ты торчишь допоздна?
- Я уже начал (а) волноваться.
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
- Стараетесь обогнать машину, которая «показала хвост».
- Вам все равно, сколько автомобилей вас обошло.
- Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
- Сбалансированными.
- Легкомысленными.
- Крайне жесткими.
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
- Пытаетесь свалить вину на другого.
- Смиряетесь.
- Становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы реагируете на фельетоны о случаях распущенности среди современной молодежи?
- Пора бы уже молодежи запретить такие развлечения.
- Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать.
- И чего мы с ней возимся?
11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
- И зачем я только на это нервы тратил (а)?
- Видно, этот человек начальнику приятнее.
- Может быть, мне это удастся в другой раз.
12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
- Чувство страха.
- Скучаете.
- Получаете искреннее удовольствие.
13. Как вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и вы опоздали на важное совещание?
- Будете нервничать во время заседания.
- Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
- Огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
- Обязательно стараетесь выиграть.
- Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
- Очень сердитесь, если проигрываете.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
- Стерпите, избегая скандала.
- Вызовете администратора и сделаете ему замечание.
- Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
- Поговорите с учителем.
- Устроите скандал родителям.
- Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой вы человек?
- Средний.
- Самоуверенный.
- Пробивной.
18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
- Простите, но это моя вина.
- Ничего, пустяки.
- А повнимательнее вы не можете быть?
19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?
- Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?
- Надо бы ввести суровые наказания.
3. Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.
20. Какое животное вы любите?
- Тигра.
- Домашнюю кошку.
- Медведя.
Ключ к тесту № 2.
Номер выбранного ответа |
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
Баллы за ответы |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» воспринимаете болезненно. Можете преследовать за критику «снизу».
35 — 44 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает. К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху».
Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам — по одному баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям пренебрежительно и своим поведение провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если по семи и более вопросам вы получите по одному баллу и менее чем по семи вопросам — по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно.
Тест № 3. Умеете ли вы слушать?
В общении, в беседе с подчиненными, сослуживцами руководителю приходится не только говорить самому, но и слушать. Умение слушать собеседника — необходимое качество для руководителя.
Ответы на предлагаемые 10 вопросов позволят оценить степень вашего умения слушать.
Вопросы |
1-10 |
Всегда |
2 балла |
В большинстве случаев |
4 балла |
Иногда |
6 баллов |
Редко |
8 баллов |
Почти никогда |
10 баллов |
- Стараетесь ли вы срочно прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует?
- Раздражают ли вас иногда манеры вашего собеседника?
- Может ли неправильное высказывание собеседника вызвать у вас раздражение или грубость?
- Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми и незнакомыми людьми?
- Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
- Делаете ли вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем-то другом?
- Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
- Изменяете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы.
- Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?
- Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
Ключ к тесту № 3.
Менее 55 баллов — можно считать, что вы слушатель «среднего уровня».
56 — 62 балла — вы слушатель » выше среднего уровня».
Больше 62 баллов — поздравьте себя, вы отлично умеете слушать людей и людям приятно с вами беседовать.
2. 2.
Практическая часть
2. 2. 1. Исследования по теме.
Результаты проведённых тестирований.
Ф. И. О. (должность) |
Тест № 1 |
Тест № 2 |
Тест № 3 |
Савкина О. В. (студентка) |
10 |
43 |
64 |
Авдеева Т. А. (продавец) |
29 |
33 |
60 |
Харитонова М. А. (студентка) |
19 |
50 |
80 |
Пучкова Г. А. (медицинская сестра) |
6 |
31 |
64 |
Утенков С. Ю. (начальник цеха) |
16 |
42 |
76 |
Красильников С. О. (сборщик мебели) |
26 |
34 |
32 |
Калинина Н. Н. (продавец) |
15 |
28 |
58 |
Степанова К. А. (консультант) |
14 |
39 |
60 |
Петров А. А. (администратор) |
11 |
41 |
100 |
Павликов Д. В. (продавец) |
21 |
48 |
84 |
2. 2. 2. Сравнительный анализ теоретических положений и результатов исследований.
Тест № 1.
Был проведён среди 10 человек. Результаты таковы:
30 – 32 балла – 0 человек (0 %);
25 – 29 баллов – 2 человека (20%);
19 – 24 баллов – 2 человека (20%);
14 – 18 баллов – 3 человека (30%);
9 – 13 баллов – 2 человека (20%);
4 – 8 баллов – 1 человек (10%);
0 – 3 баллов – 0 человек (0%).
Тест № 2.
Был проведён среди 10 человек. Результаты таковы:
45 и более баллов – 2 человек (20 %);
35 – 44 баллов – 4 человека (40%);
34 и менее баллов – 4 человека (40%).
Тест № 3.
Был проведён среди 10 человек. Результаты таковы:
Менее 55 баллов – 1 человек (10 %);
56 – 62 баллов – 3 человека (30%);
Больше 62 баллов – 6 человек (60%).
Удивительно, но все характеристики точно совпали с действительным положением дел у каждого человека. Все выделили первый тест на коммуникабельность за его простое написание и подробные результаты.
Михайлова И. М.
Результаты тестов показали, что она общительный человек, любопытна, разговорчива, любит высказывать своё мнение по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомится с новыми людьми, вспыльчива, но быстро отходчива. В общении умеренно агрессивна, присутствует здоровое честолюбие. К критике относится доброжелательно, если она деловая и без претензий. Она отлично умеет слушать и для людей она – приятный собеседник.
Фомина Т. А.
Замкнута, неразговорчива, предпочитает одиночество, часто бывает недовольна собой, но при желании может переломить эти особенности характера. В общении чрезмерно миролюбива, т. е. недостаточно уверена в собственных силах и возможностях. Боится критики начальства. Является слушателем выше среднего уровня, т. е. не всегда охотно выслушивает других.
Коваленко С. Ю.
Обладает нормальной коммуникабельностью: любознателен, охотно слушает интересного собеседника, терпелив в общении. В то же время не любит шумных компаний, экстравагантных выходок. В общении умеренно агрессивен, имеет постоянно сопутствующий успех, поскольку обладает здоровым честолюбием. прекрасный слушатель и собеседник.
Пучков С. О.
Замкнут, неразговорчив, имеет мало друзей, предпочитая им одиночество. Но при увлеченности делом приобретает полную коммуникабельность. В общении чрезмерно миролюбив, возможно, из-за нехватки решительности. Доброжелателен к критике «снизу», а критики «сверху» побаивается. Слушатель среднего уровня, т. е. на контакт идёт с трудом.
Митрофанова В. А.
Общительность бьёт из неё ключом. Она всегда в курсе всех событий. Всюду чувствует себя как в своей тарелке, легко берётся за любое дело, но не всегда доводит его до конца. В общении миролюбива, нерешительна, боится критики. Является прекрасным слушателем, с ней приятно вести беседу.
Болува М. А.
В неизвестной обстановке чувствует себя вполне комфортно, не боится новых проблем. В высказываниях много сарказма без особых причин, порой излишне агрессивна и неуравновешенна. Добиваясь своих интересов, может пожертвовать интересами близких и окружающих. Является хорошим собеседником в вопросах из различных областей.
Иванова Н. Н.
Обладает нормальной коммуникабельностью, любознательна, терпелива в общении с людьми, достаточно терпелива в общении с людьми. Не любит шумных компаний и риск. В общении чрезмерно миролюбива, боится критики, не очень уверена в том, что говорит. Она слушатель среднего уровня, т. е. выслушивает собеседника с неохотой, но если беседа началась, будет терпеть до последнего.
Петров А. А.
Весьма общителен, любопытен, разговорчив, всегда высказывает своё мнение. Охотно ищет новые знакомства. Любит быть в центре внимания. В разговоре агрессивен, но умеренно. На критику реагирует доброжелательно, если она деловая. Очень приятный собеседник.
Куренко К. А.
Обладает нормальной коммуникабельностью, любознательна, терпелива в общении с людьми, достаточно терпелива в общении с людьми. В разговорах умеренно агрессивна, имеет здоровое честолюбие. К критике относится спокойно. выслушать собеседника может, но без особой охоты.
Павликов Д. В.
Очень коммуникабелен. В незнакомой обстановке чувствует себя хорошо. Не боится новых людей и новых проблем. В высказываниях много сарказма без надобности. В спорах и просто общении очень агрессивен и неуравновешен, часто жесток по отношению к другим. Критику воспринимает двойственно. Но не смотря на его агрессивность он является приятным собеседником, люди тянутся к общению с ним.
3. Заключение. Выводы и рекомендации по практическому применению материалов исследования в работе менеджера.
В результате проведённой работы я глубже изучила понятие общения, и поняла, что в данном вопросе не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Кажется, ну что такого может быть в общении. Но нет, каждое движение, каждый жест и взгляд может повернуть всё на 1800.
Вывод можно сделать такой: кроме прямого общения стоит больше изучать невербальное общение. Как будущему менеджеру эти навыки помогут в некоторых ситуациях понять то, что человек может и хочет сказать, но боится или хочет скрыть.
Развивать навыки своего общения никогда не поздно. Больше работать над речью, пополнять словарный запас, следить за своими мимикой, взглядом и жестами и тогда всё будет в нашей жизни достижимо.
4. Литература.
- Вечер Л. С. «Секреты делового общения» — Минск, 2000 г.
- Киселёв И. П., Киселёва Е. И. «Игровые психологические тесты» — Издатель, Новосибирск, 1991 г.
- Кишкель Е. Н. «Управленческая психология» — Москва, 2002 г.
- Кнышова Е. Н. «Менеджмент» — Москва: Форум-Инфо-Москва, 2003г.;
- Морозов А. В. «Управленческая психология» — Академический проспект, Москва, 2005 г.
- Столяренко Л. Д., С. И. Самыгин «Психология и педагогика» — Феникс, Ростов-на-Дону, 2000 г.