Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет
- изменение поведенческих реакций ребенка,
- расстройство сна и аппетита.
Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова).
Е.И.Морозова отмечала: ”Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”. Интересен опыт работы по адаптации детей раннего возраста Центра ранней социализации”Зеленая дверца”, который строит свою работу на принципах, сформулированных французким врачом и психологом Француазой Дольто.
По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличиается на 4-5%. Результаты научных иследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% летей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин”адаптационной” болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.
Анализ деятельности дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:
- воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
- часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Адаптация ребенка к детскому саду
... словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева ... будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ...
Разные подходы к проблеме адаптации периодически появляются на страницах книг, журналов и газет: своими результатами делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Внимательно знакомясь с материалами, каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода, зависит от ряда объективных и субъективных причин.
Цель моей работы, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, я вижу в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и струдниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловленно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Три фазы адаптационного процесса/
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отддельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с ... отношений по В.И.Гарбузову 1.2.2 Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающейребёнка с трудностями в речевом развитии 1.2.3 Психическое состояние матерей, воспитывающихдетей с отклонением ...
Степени тяжести адаптации
Легкая степень:10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.
Средняя степень:примерно 1 месяц, может быть зоболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).
Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.
Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУи семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.
Начинать работу весной позваляет специфика нашего детского сада – большое количество желающих. Получив в марте от заведующей список детей, мы организуем “Первичное визитирование” (пр. 1) и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию (пр.3).
О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваютсяли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза (пр. 2).
Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет оссобенности семейного воспитания .
Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетироание. Анкеты родители получают зарнее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.
Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.
Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.
1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.
2 этап – исследование развития социальных навыков.
Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения
... интересов участников взаимодействия и при определенных условиях. Глава 2: Конфликтные ситуации между детьми и родителями Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе ... другая не уступает. Страсти накаляются… Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов ...
По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию .
Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, на основе этой модели я разработала перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.
Список литературы.
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .
- Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – N1. – с.30 – 35.
4. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М., ТЦ
Сфера, 2005.( Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004 .
6. ДороноваТ.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.
7. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.
9. Лютова Е.К. МонинаГ.Б. Тренинг общения с ребенком ( период раннего детства).
- Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка — С-Петербург, Речь , 2002 .
- Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14.
12. Метенова Н.М. Родительское собрание – Ярославль, 1999.
13. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.
- Психологический портрет дошкольника. — Новоуральск, 1999 .
15. Павлова Л. Раннее детство:семья или общество? / Обруч. – 1999. – N2.
1
13
6. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. –N2.
17. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб ,2003 .
18. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка – М., ТЦ Сфера ,2006 .
19. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .
20. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – N3, N4. с. 46 – 51.
21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми — Ростов-на-Дону ,Феникс, 2006.
22. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C — Петербург, Речь, 2005.
23. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду”– М., 2001.
Приложение 1 Памятка для педагогов
“Первичное визитирование семей будущих воспитанников”
Цель: осуществить диагностику реальных затруднений родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе ДОУ.
Задача: проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье.
При посещении семьи, во время беседы с родителями помните правила:
- следует убедиться, что родители хотят, чтобы вы к ним пришли,
- не следует приходить без предупреждения,
- необходимо выбрать удобный день как для родителей так и для себя,
- важно приходить в назначенный день и час, не заставлять людей ждать и менять семейные планы,
- не нужно говорить с родителями назидательно, уместны лишь советы, предложения и пожелания,
- с разрешения родителей можно сделать фотографии ребенка, его семьи в домашних условиях,
- следует сохранять конфиденциальность в общении с любой информацией, которую сообщают родители.
Идя к своим будущим воспитанникам, необходимо взять:
памятку “ Я иду в детский сад”,
анкету “ Что нужно знать о ребенке, чтобы помочь ему в период адаптации к детскому саду”
анкету “Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?”(для родителей)
Примерный план проведения беседы:
- Причины определения ребенка в ДОУ и родительские ожидания, вероятность их реализации и осознание ими того, от кого это зависит.
- Выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в ДОУ.
- Обсуждение: чего опасаются родители и как они могут справиться со своей тревогой.
- Выяснение возможностей родителей, их помощи ребенку в период адаптации.
- Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
В ходе беседы нужно пригласить родителей в д/сад для беседы с медицинским работником и заполнения анкеты(медицинской) на основании амбулаторной карты.
“Давайте познакомимся”
Встреча психолога с семьей.
(моменты на которые следует обратить внимание специалисту, чтобы сделать предположения об особенностях семейного воспитания)
- Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу же пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера?
2. Заботятся родители о самочувствии ребенка, находясь в кабинете?
3. Доверяют ли родители ребенку?
4. Сильно ли опекают его?
5. Жестко ли контролируют?
6 . Поддерживают детскую инициативу или подавляют?
7. Рассказывая о ребенке, говорят “мы” вместо “он”? (Например: “ Мы умеем самостоятельно одеваться ”)
8. Доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются
контролировать ситуацию общения с ним?
- 9. Откровенны ли родители?
10. Насколько легко вступают в контакт со специалистом? Настроены ли
на сотрудничество?
11. Вступают ли родители в конкуренцию со специалистом?
- Соглашаются со всем, что говорит специалист, или умеют отстаивать
свои интересы, свою точку зрения?
После непродолжительной беседы с родителями специалист переключается на общение с ребенком, наблюдая , как он адаптируется к новой ситуции. То, как ребенок ведет себя в кабинете специалиста, демострирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людми. Как ребенок будет осваиваться в группе д/сада,устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении особенностей его поведения и реакций, понять его проблемы, а также типичные механизмы приспособления.
Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:
- Как он входит в кабинет: сам или его подталкивают в спину либо тянут за руку?
- Как реагирует на незнакомого челоека и на новое помещение?
- Проявляет ли активность, стремитсяли исследоать помещение?
О самостоятельности малыша можно судить по тому:
- Удается ли ему занять себя?
- Как он организует освоение нового пространства: может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь?
- Может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия?
- Насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать?
- Часто ли обращается за поддержкой к родителям?
Анализируя прстейшие навыки сотрудничества, важно обратить внимание на следующие:
- Придерживается ли ребенок общих норм и правил?
- Как реагирует на ограничения, замечания и поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого?
- Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или превликая его внимание к чему-либо?
- Обращается ли за помощью к взрослому?
- Каков внешний вид малыша?
- Что можно сказать о его эмоциональности?
Диагностика развития социальных навыков малыша предполагает обеспечение его эмоциональной безопасности, установление дверительных отношеий с ним и его родителями и только затем исследование развития социальных навыков и построение гипотез о степени их разития.
Детей, контакт с которыми удается установить только через родителей, скорей всего ожидает тяжелая адаптация.
По результатам беседы с родителями и наблюдением за поведением ребенка складывается прогноз его возможной адаптации и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать малыша.
Прогноз возможной степени адаптации ребенка.
1.Легкая адаптация.
Ребенок |
Родители |
Ребенок спокойно входит в кабинет,внимательно осматривается Смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Речь хорошо развита. Вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке. Настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрение. |
Доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать. Хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды. Проявляют в общении инициативу и самостоятельность. |
2.Адаптация средней тяжести.
Ребенок |
Родители |
Вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность спадает и ребенок может вступить в контакт по своей инициативе, развернуть игровые действия. Речь развита как в пределах воз- растной нормы, та и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать правила и нормы поведения (социальное эксперимен- тирование) |
Часто не доверяют ребенку, пытаются его дисциплинировать , делая малышу замечания:”Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо.” Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистм они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения. |
3. Тяжелая адаптация.
Ребенок |
Родители |
Контакт удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровые действия., выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи только со слов родителей. Замечания или похвала специалиста оставляют его безучастным или пугается бежит за поддержкой к родителям. |
Либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще это тревоженный родитель, который воспринимает встречу с психологом как экзамен. Нуждаются в дополнительной консультации. |
- Очень тяжелая адаптация.
Ребенок |
Родители |
За время первой встречи не удается установить контакт. |
Находятся в слиянии с ребенком , сомневаются в том,что он сможет освоиться в д/саду. Часто авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.
|
Консультация “ Стили семейного воспитания”
Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в
условиях семьи.
Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания;
помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и
методов воспитания в семье; оказать помощь в организации
содержательной и радостной жизни ребенка.
Проводится самодиагностика. Тест “ Какой вы родитель?”
Беседа с родителями по результатам самодиагностики.
Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.
Императивный ( авторитарный) стиль.
Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей,
жесткий контроль всех сфер жизни ребенка., подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелы чем сверстники, пользующиеся большей свободой.
Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).
Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудноти в общении, часто сами жестоки.
Гиперопека.
Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приодит к пассивности, несамостоятельности, трудостям в общении со сверстниками.
Гипоопека.
Детям позволено делать все, их делаи никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей.Но дети должны видеть образец взрослого, отвественного поведения, на который ожно былобы ориентироваться. Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
Демократический стиль.
Родители и ребенок стоят на позиции дружестенного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничествав совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость ри достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.
Какова атмосфера вашей семьи?
В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными?
Только в той семье, где:
- принимается любое индивидуальное различие:
- любовь выражается открыто:
- ошибки служат для приобретения нового опыта:
- общение откровенно и доверительно:
- личная ответственность и честность – часть взаимоотношений.
Какой стиль воспитания преобладае в вашей семье? Почему? Какие новые слова появились в речи Вашего ребенка в последнее время?
Тест: “Какой вы родитель?”
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:
“Какой Вы родитель?”. Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детми.
N п/п |
Вопросы и фразы |
Баллы |
1 |
Сколько раз тебе повторять? |
2 |
2 |
Посоветуй мне, пожалуйста |
1 |
3 |
Не знаю, что бы я без тебя делала |
1 |
4 |
И в кого ты такой уродился? |
2 |
5 |
Какие у тебя замечательные друзья! |
1 |
6 |
Ну на кого ты похож(а)? |
2 |
7 |
Я в твои годы!… |
2 |
8 |
Ты моя опора и помощник(ца) |
1 |
9 |
Ну что за друзья у тебя? |
2 |
10 |
О чем ты только думаешь? |
2 |
11 |
Какая(ой) ты у меня умница! |
1 |
12 |
А, как ты считаешь, доченька(сынок)? |
1 |
13 |
У всех дети, как дети, а ты… |
2 |
14 |
Какая(ой) ты у меня сообразительная(ый)! |
1 |
Оценка результатов
Подсчитайте общее количество баллов.
Если вы набрали 5 – 7 баллв, значит, живете с ребенком душа вдушу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подверженно влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Анкета ‘’Что нужно знать о ребенке ?’’
Имя ________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Перенесенные заболевания ____________________________________________
Любимые игры ____________________________________________________
Любимые игрушки ___________________________________________________
Радуется, когда ________________________________________________________
Боится, когда ___________________________
Поведение:
Почти всегда бывает послушным_____________________________________
В равной мере бывает послушным и непослушным_________
Чаще бывает непослушным______________
Аппетит:
Ест хорошо,быстро,с аппетитом_________________________
Иногда ест хорошо, иногда плохо_______________________
Ест плохо, без аппетита___________________________
Сон:
Быстро засыпает_______________________________
Долго лежит,не засыпая______________________________________
Сон длительный, спокойный________________________
Сон кратковременный, беспокойный___________________________________________________
Агрессивность:
Часто обижает других детей, дерется_______________
Иногда бывает агрессивным______________
Спокойный,совсем не дерется______________________________________
Обидчивость:
Обидчивый___________________________________________
Совсем не обидччивый_____________________________________
Самостоятельность:
Сам одевается и раздевается_________________________
Делает что-то одно________________________________
Просит, чтобы ему помогли__________________________
Не умеет одеваться,раздеваться____________________________
Настроение:
Чаще радуется, смеется,не плачет____________________________
Часто смеется и часто плачет _______________________________________
Плаксивый, часто испытывает недовольство__________________________