Психологические теории Личности

Введение

В обществе постоянно проходит целая масса процессов, но есть один, который, наверное, не прекращается никогда. И это коммуникация. Коммуникация присутствует на всех уровнях общества. На уровне личностном, государственном, групповом и других. С помощью коммуникации людям удается передать друг другу нужную информацию, опыт, эмоции и т.д. И поэтому коммуникация является непосредственной частью повседневной жизни, как отдельного человека, так и целых государств.

Есть много видов коммуникации: групповая массовая, межличностная и многие другие. В этой работе мы рассмотрим массовые коммуникации и их влияние на личность.

Что же такое массовая коммуникация? Это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

 

 

Массовая коммуникация

Понятие «коммуникация» означает сообщение, передача, обмен мыслями, сведениями. Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков[1]. Коммуникация является основой всех без исключения социальных взаимодействий, являясь при этом социальным процессом. В процессе коммуникации можно выделить несколько главных элементов – коммуникатора, реципиента и средство коммуникации.

Термин «средства массовой коммуникации» (СМК) означает всю систему коммуникационных процессов в отличие от термина «средства массовой информации» (СМИ), который означает традиционный набор – телевидение, радио, пресса. Процесс коммуникации в СМК носит двухсторонний характер, в то время как в СМИ это, в основном, однонаправленный, односторонний процесс.

Массовая коммуникация обладает рядом функций одна из них, которая будет затронута в теме — Функция социализации личности. Благодаря СМК происходит включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения[2]. Но для начала необходимо выделить и сказать обо всех функциях массовой коммуникации.

2 стр., 771 слов

Психология массовых коммуникаций 4

Тема №1: «Психология массовой коммуникации, как наука и практика» История психологии массовой коммуникации. XXвек: Развитие демократии, меняются методы политического управления; Развитие СМИ, PR(паблик-релейшенс), реклама; Развитие производства , маркетинг; Развитие психологии Источники психологии массовых коммуникаций Рекламодатели (бизнес) Правительство, армия, ЦРУ Общество. Литература. Ценев В ...

«Зачем мы вступаем в коммуникацию? Ответ на данный вопрос характеризует функции коммуникации. Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки, крик), информировать о чем-либо (телетекст, пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план исследования), развлечь (художественный фильм, спектакль), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий хранить деньги в данном банке) и т.д.

Таким образом, исходной причиной коммуникации служат потребности человека или группы людей. поэтому для анализа функций коммуникации используют схему-пирамиду человеческих потребностей, предложенную Абрахамом Маслоу. Пять уровней пирамиды Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, потребности взаимоотношений – любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей, необходимость уважения и самореализации) позволяют выделить наиболее общие функции коммуникации как выживание и сотрудничество с другими людьми.

Можно также говорить о функциях коммуникации применительно к некоторым коммуникативным актам и коммуникативным событиям. Например, функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и “прикреплены” к ее участникам и элементам. Из модели Р.О. Якобсона, которая применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий, вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации»[4].

Прежде, чем переходить к вопросу о влиянии массовых коммуникаций на личность следует уделить внимание и объяснить на что же конкретно влияют массовые коммуникации. То есть, рассмотреть различные концепции личности.

 

Психологические теории Личности

Итак, рассмотрим структуру личности в концепции Зигмунда Фрейда. Фрейд утверждал, что в анатомии личности есть 3 структуры – Ид, Эго и Супер-Эго.

«З.Фрейд предложил специфическую схему личности. В структуру личности включаются три инстанции: «Оно» («Ид») – подсознание, «Эго» («Я») – сознание, «СуперЭго» («СверхЯ») – сверхсознание. Все три инстанции руководствуются различными принципами: «Оно» — принципом удовольствия, «Эго» — принципом реальности, «СуперЭго» — принципом долженствования. «Оно» — это биологические потребности, вытесненные желания. Потребности в пище, защите от холода и т.д. Благодаря «Эго» мы подвергаем все критике, скрываем мысли от других, прагматичны, способны добиваться успеха. «СуперЭго» — это нравственная составляющая личности. Сюда включаются культурные нормы, правила, законы, запреты. Ее можно представить как вертикальное восхождение к Богу.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

... организма и развития его личности. Потребности человека бывают биологические, социальные и духовные ... личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Эти две потребности ... разнообразными коммуникациями. Они являются важным инструментом для установления контактов, обмена мыслями, взаимной ...

Человек стремится воспринимать свое поведение последовательным и непротиворечивым. Но возникают ситуации, когда потребность человека не может быть удовлетворена автоматически. Это порождает конфликт между потребностью и осознанием невозможности ее удовлетворить. («Оно» требует: «Я хочу!», «СуперЭго» в ответ: «Зачем? Нельзя!», «Эго» ищет пути выхода из противоречия.) Возникает состояние фрустрации, то есть переживание, связанное с наличием реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Для восстановления устойчивости «Эго» включает защитные механизмы: отрицание реальности, вытеснение, проекция и т.д»[2].

Теперь рассмотрим концепцию личности К.Юнга.

«Юнг утверждал, что душа (в его теории термин аналогичный личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

ЭГО является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.

19 стр., 9267 слов

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

... Конформность [лат. conformis - подобный, сходный] - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения ... привязанность ко всему привычному. Ломка стереотипа, лишение обычного для них общества ... дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, ...

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов, то есть врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Юнг выделил много архетипов: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть и т.д. Он полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченно. Юнг особое место уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Персона – это публичное лицо, то есть то как мы проявляем себя с другими. Тень – архетип, который противоположен персоне. Это темная, животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Анима – внутренний образ женщины в мужчине. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Самость – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы»[2].

 

Влияние массовых коммуникаций на личность

Теперь можно перейти непосредственно к вопросу о влиянии массовых коммуникаций на личность.

«Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям.

11 стр., 5319 слов

1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, экстралингвистика и паралингвистика, проксемика и визу

... (до патологии поведение) 1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, ... поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания ... картинок в голове», которые Липпман и называет стереотипами. Привычки, надежды, устремления, ценности и ...

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности)»[5].

Как уже было сказано выше массовые коммуникации влияют на распространение стандартов поведения. Но можно смело говорить о том, что массовые коммуникации влияют на личность в том плане, что они заставляют человека принимать какие-либо взгляды, нормы поведения, диктуют моду и так далее. Исходя из этого можно рассматривать влияние массовых коммуникаций на личность.

Начнем с того, что массовые коммуникации могут навязывать человеку стереотипы.

«Рассмотрим влияние стереотипов на примере рекламы. И.Л.Викентьев, один из отечественных исследователей рекламы и разработчиков системы психологических воздействий на основе стереотипа, основывался на учении А.А.Ухтомского о доминанте. И.Л.Викентьев считает, что принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны, и шаблонность мышления, неприятие нового с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма – принципа доминанты. Восприятие человеком любой информации зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющихся у него доминанты и стереотипов.

22 стр., 10624 слов

Социальные стереотипы поведения молодежи

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания» Факультет психолого-педагогический Кафедра общей психологии Курсовая работа Социальные стереотипы поведения Студентки СП-П3 курса Мамаевой Т.Б. Научный руководитель: Скоморохова А.С. Допущена ...

Автор делает следующие выводы относительно стереотипов:

1) Человек живет не по законам разума и логики; 2) у каждого существуют свои стереотипы; 3) отрицательные стереотипы – это мнения, воспоминания, предубеждения «против» рекламируемого объекта, а более редкие положительные стереотипы – «за»; 4) мозг человека устроен так, что у клиента отрицательный стереотип почти всегда преобладает над положительным; 5) число типовых отрицательных стереотипов ограничено; 6) стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений, то есть человек видит, слышит и чувствует то, что хочет; 7) стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы»[2].

Также, массовые коммуникации могут вызывать у человека такое явление, как конформизм.

«Конформизм – это процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на групповое давление. В психологии принято понятие конформности как психологической характеристики позиции индивида относительно позиции группы, меры подчинения индивида групповому давлению. Конформность может быть внешней и внутренней. Первая представляет собой демонстративное подчинение группе, которое не соответствует внутренним убеждениям людей. Вторая отражает действительное преобразование их индивидуальных установок, что приводит к изменению их внешнего поведения.

Степень проявления конформизма зависит от ряда ситуационных, индивидуальных и культурных факторов: 1) размера группы. Чем больше группа по размеру, тем сильнее ее влияние. П.Лазарсфельд, описывая влияние размера группы, ввел понятие «эффект оркестрового вагона» (аналогия с вагончиком с циркачами, который идет впереди праздничной процессии, увлекая за собой новых участников).

Эффект оркестрового вагона – это такая форма влияния, при которой информация о мнении большинства, широко распространенная, заставляет людей менять свое мнение в соответствии с доминирующей точкой зрения. 2) Единогласия группы. Уровень конформизма ниже, если есть люди, оценки которых также расходятся с мнением группы. 3) Сплоченности группы. Чем выше сплоченность, тем выше конформность. 4) Статуса членов группы. Люди с низким статусом чаще проявляют конформность по отношению к людям с более высоким статусом. 5) Высказывания мнения публично или индивидуально. При публичном высказывании степень конформизма выше. 6) Половозрастных характеристик. Женщины проявляют большую конформность, чем мужчины. Школьники более конформны, чем студенты. 7) Национальной культуры. В экспериментах С.Милграма студенты из Норвегии более конформны, чем студенты из Франции. 8) Уровня развития группы. В диффузной группе люди проявляют большую конформность по сравнению с коллективом»[2].

9 стр., 4302 слов

Стереотипы массового поведения

Содержание. Введение…………………………………………………………………………..2 1. Понятие социального стереотипа…………………………………………….4 2. Проявление стереотипов в сознании и поведении людей…………………..7 3. Свойства, функции и виды стереотипов……………………………………..9 4. Массовое общество и массовое поведение………………………………….13 5.Стереотипы массового поведения……………………………………………14 5.1. Слухи………………………………………………………………………..14 5.2. Манеры и мода ...

В следствии влияния на человека массовых коммуникаций может возникнуть эффект подражания. Одной из форм подражания является мода. А кто, как не массовые коммуникации, дарят человеку моду?

«Подражание – это социально-психологический механизм неосознанного или малоосознанного следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г.Тард. В общих чертах она сводится к следующему: подражание – это фундаментальный принцип развития и существования общества. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе появляются изобретения, которым подражают массы. Существуют закономерности подражания: 1. Подражание идет от внутреннего к внешнему, то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. 2. Люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, подражают тем, кто стоит на высших.

Установлены три способа подражания:

1) новые реакции возникают посредством наблюдения модели;

2) образцы поведения, ранее известные наблюдающему, актуализируются при наблюдении модели;

3) усиление или ослабление сдерживаемого поведения происходит при наблюдении за награждением или наказанием модели. Частным случаем подражания выступает мода»[2].

«Мода относится к одному из видов массового поведения и представляет собой также сложное социально-психологическое явление. Как правило, представители элиты и сопутствующие слои претендуют на так называемую «высокую» моду, неукоснительное следование которой требует больших материальных затрат. Другие социальные слои либо подражают высокой моде, либо вырабатывают собственные образцы, которые в высших слоях считаются более низкими в эстетическом отношении. Мода действует в качестве регулятора поведения.

Мода может распространяться практически на все аспекты жизни общества – манеры повседневного поведения, искусство, литературу, философию, даже области научной деятельности, но чаще образцам моды следуют в одежде, украшениях, внутреннем устройстве жилища.

Мода тесно связана с таким явлением как массовые пристрастия. Н.Смелзер отмечает, что они могут быть легкомысленными (аэробика, лотереи и др.), серьезными (политическое пристрастие к какой-либо политической партии), экспрессивными (массовое увлечение музыкой, ночными клубами), религиозными и т.д[2]».

 

 

Выводы

Итак, рассмотрев влияние массовых коммуникаций на личность можно сделать ряд выводов.

Массовая коммуникация — феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрошенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе.

Влияние массовой коммуникации на политические процессы также многосторонне: это и ее вклад в политическую социализацию, и ее место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности политических лидеров и структур.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни.

Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым — не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики — значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания).

Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет.

Литература

1.Ильиных С.А.Психология массовых коммуникаций: Учебно-методический комплекс – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – 193 с.

2. М.Б. Боков Коммуникативные функции СМИ// Monitoring /93/2009_5%20(93) _4_bokov.pdf доступ на 8.05.2013

3. Шарков Ф.И. Теория коммуникации – М., 2004. – С.62-65.

4. Землянова Л.Я. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999. – С. 215.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999