14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп.

Понятие «групповая психотерапия» применяется нами в двояком смысле:

1) в более узком — как использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психичес­ких расстройств (клиническая групповая психотерапия), и

2) в более широком — как психотерапевтический метод, ис­пользующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимо­действие с терапевтом группы.

В групповой динамике можно вы­делить три уровня:

1. отдельная личность нее внутрипсихическая динамика;

2. межличностное взаимодействие участников группы;

3. ситуация и динамика группы как одного целого.

Учитывая достаточно большое разнообразие пси­хотерапевтических групп (по ориентации, теоретичес­ким принципам и т. п.), их цели тоже могут быть очень разными.

1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.

2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.

3. Предоставление информации о закономерностях меж­личностных и групповых процессов как основе эффек­тивного и гармоничного общения с другими людьми.

4. Поддержка процесса «созревания» личности, проявляю­щегося в раскрытии ее духовного потенциала.

Цель групповой психо­терапии заключается в том, чтобы расширить границы «Известного Я» за счет областей «Я скрытого», «белых пятен» и «Я неизвестного».

Некоторые преимущества групповой психотерапии.

1. Даже если допустить, что групповая психотерапия не яв­ляется более эффективной, чем индивидуальная, она, бе­зусловно, является более экономичной, а в наше время это довольно существенно.

2. В самой группе заложены уникальные психотерапевти­ческие возможности, которые отсутствуют или занима­ют очень незначительное место в индивидуальной психо­терапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приоб­рести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение «здесь и те­перь»

19 стр., 9072 слов

Методические указания к учебно-методическому комплексу «Основы ...

... попытался применить методы индивидуальной психотерапии в группе для охвата большего количества пациентов с целью удешевления процесса лечения. Долгий период времени групповая психотерапия рассматривалась преимущественно как экономически ... людей, получив от них поддержку. Бывает, что какая-то тема отдельным участникам кажется угрожающей. И когда такая тема начинается обсуждаться в лабораторных ...

3. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта — клиента. В группе без усилий «воссоздается» повседнев­ная жизнь каждого участника.

Однако групповая психотерапия не является па­нацеей от всех проблем человека. Ее применение име­ет определенные границы.

Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплочен­ности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Некоторые групповые нормы (эмпатия, уваже­ние, стремление к взаимопониманию, позитивная конф­ронтация, искренность, открытость и т. п.), необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллю­зии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому группа для некоторых участников может стать безопасной «экологической нишей». Тогда человек начи­нает «жить» в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни.

анализ, поведенческая терапия, рацио­нально-эмоциональная терапия).

В этой главе мы обсу­дим основные принципы работы различных психотера­певтических групп.

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

1. Группы совершенствования личности и обучающие груп­пы (участники — здоровые люди).

2. Группы решения проблем (участники — люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

3. Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участ­ники — люди с различными психическими расстрой­ствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Это наиболее распространенный тип групп совер­шенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах на­шего столетия и были важнейшим стимулом движе­ния гуманистической психологии, призывающей к ре­ализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных воз­можностей человека, спонтанность жизни, преодоле­ние барьеров, мешающих самовыражению и откры­тости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возник­ли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше по­знать себя, завязать более тесные и искренние отноше­ния с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спон­танность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве «здесь и теперь», т. е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосред­ственный опыт. Продолжительность групп встреч обыч­но бывает ограничена несколькими десятками часов.

6 стр., 2827 слов

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе

... считать, что «настоящая малая группа» начинается с триады. малый социальный группа личность Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются ... взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух ...

Т Группы: Это наиболее распространенный вариант обучаю­щих групп. Их еще называют тренинговыми группа­ми, группами тренинга чувствительности. В этих груп­пах, как и в группах встреч, также не ставятся лечеб­ные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личнос­ти, сколько анализ развития группы — что про­исходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы явля­ется совершенствование навыков межличностного об­щения. 1. Т-группа — это учебная лаборатория. Ее цель — помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми.

Группы решения проблем. Их выделение связано с происходящим в после­дние десятилетия отделением психологического кон­сультирования от психотерапии. В группах консуль­тирования решаются различные психологические проблемы.

В данных группах обсуждаются личные, социаль­но-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учрежде­ниях, например, в школах, центрах консультирования и т. п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в сво­ей работе они не стремятся к структурным изменени­ям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного вре­мени (например, года или более).

В них ставятся боль­ше профилактические и восстановительные цели.

Группы клинической психотерапии. В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых — большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теорети­ческой ориентации терапевта. Например, психоана­литически, психодинамически ориентированные пси­хотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической груп­пе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников.

Стационарные группы. 1. Группы пациентов с острыми состояниями. Их участни­ками становятся люди, попавшие в психиатрическую кли­нику в результате различных острых изменений психи­ческого состояния — после попыток самоубийства, оказавшиеся в состоянии психоза, утратившие контроль над поведением.

2. Группы хронических пациентов. Это однородные груп­пы, состоящие из больных шизофренией, эндогенной депрессией. Цель этих групп — улучшение контакта пациен­тов с окружающим миром. В них обсуждаются вопросы, касающиеся навыков повседневной жизни и социального приспособления.

7 стр., 3296 слов

Аспекты переноса в групповой психотерапии

... форме клейкой зависимости. В групповой терапии существует возможность пробиться через псевдопозитивные защиты. Участники группы часто проникают за позитивный ... Он информировал группу, что несмотря на мысли об уходе, он решил ненадолго остаться, сказав, что групповой опыт ему ... реакции на других людей, как например проявляющиеся в групповой терапии (Glatzer, 1952). Классический психоанализ с его подч ...

3. Общая группа персонала и пациентов. Ее составляют все пациенты одной палаты или отделения с лечащим и обслуживающим персоналом. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся жизни пациентов в отделении и их сотрудниче­ства с персоналом.

4. Группы психотерапевтической реконструкции личности. Их участники — пациенты с расстройствами личности

Психотерапевтические группы с точки зрения реализации целей.

В литературе описываются группы самопомощи больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболе­ваниями, бронхиальной астмой, диабетом, раком, рев­матоидным артритом, болезнями пищеварительного тракта, алкоголизмом, СПИДом, эпилепсией, наруше­ниями приема пищи, психическими болезнями, испы­тавших сексуальное или иное насилие, ушедших на пенсию, потерявших супруга или ребенка и т. д. В группах самопомощи участники чаще всего обме­ниваются жизненным опытом, историями своей жиз-Зни и, самое главное, стремятся проникнуться пробле­мами друг друга.

Группы поддержки во многом напоминают группы самопомощи, но в них участники меньше делятся лич­ными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности.

Хотя групповая психотерапия сформировалась в 40-х годах нашего столетия на основе теории психо­анализа, в настоящее время практически все пси­хотерапевтические школы — от ортодоксального психоанализа до современных экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных теорий — создали свои модели групповой работы. Исследова­ния показывают, что эффективность психотерапев­тических групп на основе разных теоретических моделей мало отличается, если группы ведут квали­фицированные профессионалы. С другой стороны, следует отметить, что группы различной теоретичес­кой ориентации распространены неодинаково. Не­сколько лет назад по инициативе основного издания по групповой психотерапии «International Journal of Group Psychoterapy» был произведен опрос членов Американской ассоциации групповой психотерапии (R.R.Dies, 1992), который показал, что в первую ше­стерку популярнейших моделей групповой психоте­рапии попадают психодинамическая/психоаналити­ческая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Гавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотера­пия, представленная I.D.Yalom, гештальт-терапия, трансактный анализ и когнитивно-поведенческая групповая психотерапия. Значительно менее распро­странены экзистенциально-гуманистические психоте­рапевтические группы, психодрама, групповой ана­лиз, хотя последний занимает довольно прочные позиции в Европе и успешно расширяет сферу сво­его влияния.

На основе данных G.Corey (1990) в таблице 2 пред­ставлена характеристика основных моделей современ­ной групповой психотерапии.