Программное обеспечение валеологической подготовки студентов в условиях педагогического вуза — Е.В. Волынская

Е.В. Волынская

Программное обеспечение валеологической подготовки студентов в условиях педагогического вуза

Валеологическая компонента профессиональной деятельности учителя должна включать в себя педагогические, психологические и организационные аспекты. Естественно, что именно этим вопросам в процессе валеологического образования в педагогическом вузе и должно быть отведено приоритетное значение.

Валеологическое образование студента педагогического вуза может осуществляться в двух основных направлениях:

  • воспитание у студентов культуры здоровья как части общечеловеческой культуры, обеспечивающей высокий уровень здоровья человека;
  • подготовка студента к последующему выполнению своих профессионально-педагогических функций в здоровьесберегающем и здоровьеформирующем режимах.

Педагогические аспекты валеологического образования студентов педвуза включают целый ряд требований, среди которых:

  • осознание студентом роли и места учителя в формировании валеологически обоснованной образовательной среды;
  • освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • обучение средствам и методам воспитания у школьников мотивации на здоровый образ жизни;
  • освоение студентами методов обучения учащихся знаниям и практическим навыкам обеспечения здоровой жизнедеятельности;
  • освоение студентами средств и методов ведения образовательной деятельности в здоровьесберегающем режиме;
  • формирование имиджа учителя, поддерживающего высокий уровень здоровья за счет здорового образа жизни;
  • вооружение средствами и методами работы с родителями и населением по формированию здоровья.

Таким образом, перечень педагогических требований к валеологической подготовке учителя связан с его готовностью к реализации своей профессиональной деятельности во всех аспектах обучения и воспитания в режиме формирования здоровья и обеспечения здорового образа жизни различных контингентов людей.

9 стр., 4124 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ Д

... учителя. Учитель как субъект педагогического труда       Личность учителя               Учитель как субъект Учитель как субъект педагогической деятельности педагогического ... освоения. Педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с одним учащимся над освоением ...

Психологические аспекты валеологического образования студентов педагогического вуза включают в себя подготовку будущего учителя к созданию:

  • психологических отношений взаимопонимания и сотрудничества между учителем и учеником;
  • благоприятного психологического климата в коллективе;
  • корректных психологических отношений между учащимися.

Следовательно, валеологическое образование студента педагогического вуза в психологическом аспекте должно быть направлено на освоение им основ знаний о возрастно-половой специфике становления психики человека и о психологических особенностях образовательного процесса, а также методов и средств управления последним и коллективом.

Организационные аспекты валеологического образования студента педвуза включают подготовку его к выполнению следующих видов деятельности, направленных на создание в образовательном учреждении валеологической среды:

  • придание профессиональной деятельности учителя валеологической направленности;
  • освоение методов валеологической оценки образовательной среды и ее коррекции;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс функциональных элементов поддержания высокого уровня здоровья и умственной работоспособности;
  • создание в образовательном учреждении системы формирования и сохранения здоровья и мобилизации всего учительского коллектива на решение этой задачи.

Отмеченные приоритетные направления были положены в основу программы валеологического образования студентов педагогического вуза. Подготовительная работа по ее разработке позволила нам (совместно с Э.Н. Вайнером, О.Ю. Грезневой и Е.Е. Насоновой) выделить ее принципиальные положения, учитывающие методологические, психолого-педагогические, методические и организационные особенности современных требований в общем и педагогическом образовании. В связи с этим мы исходили из необходимости включения в содержательную часть программы тех разделов, которые бы соответствовали решению указанных выше задач — воспитанию культуры здоровья и подготовке будущего учителя к выполнению своей профессиональной и специальной деятельности в здоровьесберегающем и здоровьесозидающем режимах.

5 стр., 2412 слов

Направление 50 400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» Обеспеченность основной литературой

... Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления Педагогика профессионального образования [Текст] ... . Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей. – ... 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и ... детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие ...

Разработанная нами учебная программа курса «Валеология» в соответствии с определенными для валеологического образования студентов педагогического вуза задачами включает целый ряд разделов. При этом мы исходили из той предпосылки, что эффективное освоение любой учебной дисциплины возможно только при оптимальном сочетании различных взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих видов учебной деятельности. Не случайно поэтому С.М. Симоненко [4] считает, что в валеологическом образовании студентов педагогического вуза следует выделять: а) теоретическую подготовку; б) практическую подготовку по овладению умениями и навыками повышения индивидуального потенциала здоровья; в) практическую работу в школе по приобретению опыта творческой деятельности. Признавая определенную корректность подобного взгляда, мы, тем не менее считаем, что, во-первых, профессионально-валеологическая подготовка в условиях педвуза должна включать обязательным компонентом методическую часть, а во-вторых, глубокое освоение студентами теоретических и прикладных основ валеологии требует такого подхода, когда оба эти аспекта должны присутствовать на каждом этапе обучения. В связи с этим нам представлялось более рациональным выделение в каждом из разделов программы следующих видов учебной деятельности.

8 стр., 3873 слов

Глава 1. Главное — образ жизни человека

... гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продления их творческого долголетия. Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как ... подлинной гармонии здоровья. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением ...

Теоретическая часть имеет задачей вооружение студента принципиальными положениями валеологии и ознакомление с влиянием различных условий жизнедеятельности современного человека (в том числе и условий обучения) на состояние его здоровья.

Практическая часть направлена на обучение студента не только ведению здоровой жизнедеятельности, но и особенностям воспитания у учащихся мотивации к формированию своего здоровья и обучение основам здорового образа жизни, проведению разнообразных форм оздоровительной работы с различными контингентами людей.

Методическая часть программы ориентирована на подготовку будущего учителя к проведению валеологически ориентированной работы непосредственно в учебно-воспитательном процессе.

Выделение указанных аспектов валеологического образования студентов не является искусственным, так как только при рациональном соотношении теоретического, практического и методического компонентов образования возможно надежное освоение как каждого из разделов, так и всей программы валеологического образования в целом.

Рассмотрим основные разделы программы.

1. Введение в валеологию. Проблемы здорового образа жизни в современном обществе.

Раздел открывает изучение дисциплины и характеризует состояние проблемы. Особое внимание обращается на тенденции постоянно ухудшающегося здоровья населения России, на структуре заболеваемости и роли различных факторов в его отрицательной динамике. Характеризуя валеологические предпосылки здоровья и здорового образа жизни, программа среди всех факторов обеспечения здоровья обращает специальное внимание на ответственность каждого человека за свое здоровье и роль в этом валеологического образования. Естественно, что при рассмотрении образовательного пространства как фактора обеспечения (или нарушения) здоровья отмечается исключительная роль учителя и в связи с этим — значение его валеологической компетентности.

5 стр., 2057 слов

Смех и его роль в жизни человека

... . Больные люди тоже смеются не часто. Громкий здоровый смех - признак хорошего здоровья, силы, открытой натуры. Такие люди очень дружелюбны, не боятся трудностей в жизни. Беззвучный ... нем в шутливой форме и посмейтесь над ним сами. Таким образом, вы предупредите возможность шутника сделать это. Как вариант, постарайтесь не ...

2. Здоровье в иерархии ценностей. Мотивация здоровья и здорового образа жизни.

Ключевым понятием валеологии является «индивидуальное здоровье». Поэтому, изучая концепцию здорового образа жизни, необходимо охарактеризовать главные элементы здорового образа жизни и подчеркнуть, что осознанное удовлетворение потребностей человека должно создавать положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. В этом отношении валеологическое образование как система образовательных мер должно быть направлено на формирование у человека валеологического мышления.

3. Здоровье ребенка и пути его формирования. Подготовка к родительству. Здоровый образ жизни беременной.

Программа на основании рассмотрения возрастной динамики анатомо-физиологического и психологического развития ребенка, валеологических и педагогических основ его воспитания затрагивает широкий круг проблем, связанных с адекватным физическим, психическим, умственным, духовным и социальным становлением личности человека. Важно, что при этом подчеркивается значение здоровой жизнедеятельности человека на всех этапах его возрастного развития не только для обеспечения собственного здоровья, но и здоровья своего потомства. В этом случае особая роль отводится валеологическому образованию, направленному на воспитание у человека с детства представления о приоритете здоровья, путей его достижения и ответственности за здоровье будущего потомства.

4. Возрастная периодизация и ее критерии. Роль образа жизни в обеспечении здоровья на различных этапах возрастного развития.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями. Особое место здесь занимают сенситивные периоды и критические возрасты, определяющие, с одной стороны, условия для максимально полной реализации генотипических возможностей, а с другой — предпосылки возникновения нарушений здоровья. С этих позиций особого внимания заслуживает рассмотрение динамики анатомо-физиологических и психологических особенностей критических возрастов и значения образа жизни в формировании здорового ребенка. Рассматриваются валеологические подходы к существующим методам и критериям оценки готовности ребенка к школе, а также влияние образовательной среды на здоровье школьников.

13 стр., 6017 слов

Психологическое здоровье 3

... деятельности является психологическое здоровье ребенка. Условия здоровой и полноценной жизни ребенку обеспечивает взрослый человек. Значимый взрослый ... него – «со–бытийная общность», «со–бытийность». Обращаясь к этому понятию, необходимо отметить смысловое отличие понятий ... отношении психическое отличается даже от физиологического. Таким образом, необходимо различать существование двух реальностей: а) ...

5. Двигательная активность и здоровье.

Дефицит двигательной активности — гипокинезия, свойственная человеку в современном мире, представляет одну из актуальнейших проблем здоровья человека, так как рассматривается как важнейший фактор развития так называемых «болезней цивилизации». В разделе особое значение обращается на психолого-педагогические аспекты двигательной активности, являющейся не только энергетической основой развертывания генетической программы индивида во времени, но и непременным компонентом формирования особенностей познавательной активности и становления психических функций. Будучи одним из важнейших разделов программы, он не только дает представление о влиянии физических упражнений на здоровье, но и вооружает студента знаниями и умениями построения оптимального двигательного режима работника умственного труда — школьника, студента и учителя — во всем многообразии его проявлений. В частности, обращается специальное внимание на использование физических упражнений для предупреждения раннего умственного утомления и для восстановления умственной работоспособности как непосредственно в учебном процессе, так и во внеучебных условиях.

6. Основы психического здоровья.

В настоящее время нарушенный психический статус человека рассматривается как один из важнейших пусковых факторов нарушения здоровья. Это связывают не в последнюю очередь с нарушением сформированного эволюцией взаимоотношения между возросшими нагрузками на мозг и сниженной двигательной активностью современного человека. В связи с этим при рассмотрении этой проблемы в разделе особое внимание обращается на несоответствие между выполняемой нагрузкой (преимущественно умственно-психологического характера) и последующим отдыхом (чаще всего двигательно малоактивным образом поведения, причем зачастую сопровождаемого продолжением работы с информацией).

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми ... главным образом скотоводством и в качестве основных продуктов питания употребляли мясо и молоко. Но виды и способы ... оттенками, полнее отвечающими духу времени и потребностям жизни.Формирование духовности человека непосредственно связано с национальными идеалами личности, ...

В разделе обращается внимание на возрастные основы психического здоровья и роль активного образа жизни в становлении психофизиологических функций человека, рассматриваются условия образа жизни, способствующие этому процессу и нарушающие его. Особый акцент делается на то, как различные режимы образовательного процесса влияют на состояние психики учащихся. Раскрываются основные механизмы возникновения стресса и типичные в образовательной среде стрессовые ситуации. Важное место занимают признаки и критерии психических состояний, возникающих у учащихся, знание которых может помочь учителю в их своевременной диагностике и принятии адекватных мер. Даются практические рекомендации по психорегуляции и осваиваются ее простейшие методы, которые учитель может применить не только в образовательном процессе, но и в собственном образе жизни.

7. Основы рационального питания.

В настоящее время проблемы рационального питания являются довольно актуальными, причем становится все более очевидным, что в основе такого положения лежит низкий уровень знаний человека об основах здорового питания. В разделе на принципиальной базе эволюционных предпосылок дается взгляд на питание как потребность и его адаптацию к условиям жизни современного человека. При этом обращается внимание на индивидуальный характер построения режима питания в зависимости от гено- и фенотипических особенностей и условий жизнедеятельности данного человека. Специальная часть раздела посвящена возрастным особенностям питания и его специфике применительно к работнику умственного труда, в том числе школьников, студентов и учителей. В то же время показаны те последствия для здоровья, которые развиваются при неправильном питании и сказываются на состоянии умственной работоспособности человека. Рассматриваются и оцениваются с валеологических позиций наиболее распространенные существующие системы питания.

8. Состояние иммунитета и здоровье.

Включение рассматриваемого раздела связано с тем, что условия современной жизни все в большей степени снижают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды [1]. При рассмотрении вопроса отмечаются врожденные высокие возможности иммунитета человека и анализируются условия, ведущие к его снижению: бытовые, экологические, связанные с образом жизни и т. д. Заметное место в разделе занимает первичная диагностика аллергий у детей школьного возраста, что исключительно важно для учителя, находящегося в тесном и постоянном контакте с детьми. Даются практические рекомендации по тренировке иммунитета и предупреждению условий, провоцирующих его снижение.

9. Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

На долю простудных заболеваний в Российской Федерации в среднем на одного школьника приходится до 18 дней пропусков учебных занятий в течение учебного года [2], что само по себе отражает актуальность проблемы. При рассмотрении физиологических механизмов терморегуляции показаны не только важность поддержания постоянства температуры человека, но и исключительно высокая природная устойчивость человека к влиянию низких температур. В связи с этим подробно рассматриваются теоретические предпосылки терморегуляции, пути и методы закаливания. Серьезное внимание обращается на условия образа жизни, провоцирующие простудные и простудно-инфекционные заболевания, и осваиваются меры их предупреждения именно через здоровую жизнедеятельность. Важное место в разделе занимают практические рекомендации по регламентации образа жизни школьника в сезонные периоды, наиболее опасные для развития этих заболеваний, и непосредственно уже при их возникновении.

10. Основы рационализации режима дня и жизни.

Одним из факторов, провоцирующих нарушение здоровья современного человека, является нарушение взаимоотношения «работа — отдых» [3] в сторону чрезмерного нарушения психоэмоциональной сферы, что особенно свойственно работникам умственного труда, представителями которых являются учащиеся, студенты и учителя. В связи с этим постепенно возникает дефицит функциональных резервов и нарушение регуляции функций. В этих условиях принципиальное значение приобретает рационализация режима жизнедеятельности, в которой бы закономерно сочетались нагрузка и отдых. Исходя из этого дается оценка различным классификациям биоритмов человека, рассматривается динамика суточной, недельной, месячной и годовой работоспособности (в том числе и в ее возрастном аспекте), обращается специальное внимание на факторы, снижающие умственную работоспособность. В разделе рассматриваются физиологические механизмы и критерии нагрузки и утомления, причем особое внимание обращается на умственное утомление и условия его возникновения. Изучаются механизмы и осваиваются средства активного отдыха как непосредственно во время учебного процесса, так и во внерабочих периодах. Даются рекомендации по разработке рациональных режимов дня и недели для различных контингентов школьников, студентов и учителей.

11. Валеологические принципы формирования устойчивости к вредным привычкам и отучения от них.

Включение настоящего раздела обусловлено катастрофической тенденцией нарастания числа приобщающихся к вредным привычкам в молодежной среде. Вот почему при разработке программного раздела «Вредные привычки» специальное внимание было обращено на роль учителя в предупреждении этого явления и на его практических действиях в этом направлении. Программа в теоретическом плане предполагает ознакомление студентов с факторами, провоцирующими приобщение молодежи к вредным привычкам, и особенностями влияния вредных веществ на организм человека, причем особое внимание обращается на подростковый возраст. В практическом плане программа ориентирована на обучение студентов методам анкетирования по вопросам вредных привычек в молодежной среде, на освоение методов ранней диагностики употребления вредных веществ и на разработку программ индивидуальных, групповых и коллективных бесед, семинаров, лекций по настоящему вопросу. Студенты знакомятся с существующими методами отучения от вредных привычек, их приемлемостью для различных контингентов людей и эффективностью.

12. Здоровье студента и учителя.

В разделе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями труда студента и учителя и с их влиянием на организм. При этом обращается внимание на рациональную организацию рабочего режима и рабочего места студента и учителя, даются рекомендации по двигательной активности, психорегуляции, условиям питания, организации отдыха и т. д.

13. Основы профилактики и оздоровительной работы при основных группах заболеваний.

Анализ состояния и уровня здоровья учащихся и студентов и статистика заболеваемости этого контингента в Российской Федерации и в регионе заставили нас включить в программу валеологического образования настоящий раздел. В нем рассматриваются основные формы патологий, свойственных школьному и молодежному контингенту: инфекционные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и мочеполовой систем, заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, зрения, травмы и острые состояния. В разделе обращается особое внимание на роль образа жизни в возникновении патологических состояний и на возможности их предупреждения. Особое внимание обращается на возможностях и приемах ранней диагностики, доступной учителю, и на простейших методах и средствах оказания доврачебной помощи при острых состояниях.

Литература

  1. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. М., 1999.
  2. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М., 2001.
  4. Симоненко С.М. Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002.

Липецкий Государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 20.10.03

398 020, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42

Волынская Елена Владимировна, старший преподаватель Межвузовского Центра по проблемам валеологического образования Министерства образования РФ при ЛГПУ

Домашний адрес: 398 059, г. Липецк, пл. Торговая, д. 4, кв. 63

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector