Природные условия в российском историческом процессе, формирование менталитета россиян

Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали многие исследователи своеобразия русского исторического процесса (к примеру, подход к этой проблеме в работах российских историков Соловьева С.М., Ключевского В.О. , американца Пайпса Р.).

Последним по времени остановился на этой проблеме Милов Л.В., который при ее решении опирался, пожалуй на наиболее солидную фактическую базу. По его мнению в Центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимал всего 125 — 130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю).

В течение, по крайней мере, четырех столетий, русский крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь часто напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена… Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.).

Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь — январь).

Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня обрабатывалась гораздо тщательнее (4-6 раз).

В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий».

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали огромное воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующий класс создавал «жесткие рычаги государственного механизма, направленного на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребление самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России …».

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов являющимся определенным социальным гарантов выживаемости основной массы населения. «Многовековой опыт общинного сожительства крестьян — земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные переделы и уравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917 года … Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации …». Можно добавить. что колхозная система сумела утвердиться в русской деревне лишь благодаря общинным традициям.

14 стр., 6605 слов

‘Русская идея’, ее истоки, исторический генезис и ...

... сущности русской идеи; .Раскрыть характеристику русской идеи в трудах Н.А. Бердяева; .Показать роль и значение русской идеи для современного политического процесса России. 1. Истоки "русской идеи" ... политология". Для обоснования актуальности и значимости исследования, поставленных в курсовой работе проблем привлекаются статистический материал, характеризующий ценностные ориентации россиян в ...

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. «Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени, всей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный конфликт времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработанности в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к «подрайской землице», к «беловодью» и т.п., чему не в последнюю очередь обязана Россия огромной территорией, и в тоже время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»).

С другой стороны, тяжкие условия труда, силы общинных традиций, внутреннего ощущения грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того типа работника умственного труда, который известен как тип «русского интеллигента». В целом можно сказать, что русское патриархальное, не по экономике. а по своему менталитету, крестьянство капитализма не приняло»

Источники:

1. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского

исторического процесса. // Вопросы истории, 1992, № 4-5.

Влияние природно-климатического фактора на русскую историю

Поговорим о природе восточно-европейской равнины. Уже с 13 века, как говорит Ключевский, занавес истории закрылся, появилась новая российская цивилизация. Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва неблагоприятная — всего 3% чернозема, в основном — глинистые и другие неплодородные почвы. Соловьев говорил, что русская природа стала мачехой для русского человека.

В чем тут недоброта? Во-первых очень плохое качество почв. Однако качество почв еще не главное. У большинства из нас есть дачные участки, мы не любим туда ездить. Тем не менее урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки. Для качественной обработки у русского человека не было времени. Т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура была минус 37 градусов (в Москве).

21 стр., 10079 слов

Тексты к теме факторы психического развития, детерминация психического ...

... могут быть внешними и внутренними.       Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.      Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. ...

В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому было необходимо спешить, что привело к изменению , к своеобразию структуры хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство. Т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода.Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох.

Города всегда были окружены садами (дачами).

Горожане летом были огородниками — сами заботились о пропитании. Это повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой — ремесленник. Три месяца в году он был крестьянином был, а в остальное время был ремесленником. Отсюда и качество, и характер ремесла. Торговля носила разносной характер. Лавки возникли лишь с конца 18 века. Т.е. до этого купцы ходили, меняли, разносили. Поэтому каждое ремесленное изделие изготавливалось на абстрактного потребителя.В Европе же, если сделаешь плохой, некачественный товар, то ты опозоришь свой цех, марку.

Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. Начинается весна, сеять не на чем, крестьянин впрягается сам. Сельское хозяйство давало низкий прибавочный продукт. Урожайность на Руси до 20 века мерили самами. Сам=2-3 было на Руси. Т.е. низкий прожиточный уровень. Это породило особенность государственной структуры. За счет чего живет государство? За счет налогов. Если прибавочный продукт отсутствует, значит налоги трудно взять, значит должно быть сильное государство, поэтому на Руси существовало деспотическое государство. Меняется социальная структура. Отсутствует прибавочный продукт, следовательно общество не может содержать интеллигенцию. Однако потребности в здравоохранении, искусстве, науке есть. А раз нет интеллигенции, то эти функции выполняет религия.

Поэтому в России, пока не начал расти прибавочный продукт, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура до 18 века имела религиозный характер.

Природно-климатический фактор повлиял и на социальную структурe. Страны первого эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина не смогла ничего изменить. Иными словами в России существовала — общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию — в России складывается общинная психология. Так в русской истории есть блат. Это со времен Киевской Руси. Все боролись с этим. Для этого явления есть подпитка — община психология. Грибоедов это выразил хорошо в «Горе от Ума».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Еще одно следствие общинной психологии — это уравниловка. Она была всегда. Уравниловка — рычаг к самосохранению общин. Община ломается, если сосед разбогател.Т.к. русский человек был зависим от природы и погоды (можно было с утра до вечера работать на пашне, однако ранняя засуха или заморозки могли погубить все труды).

Поэтому люди верили в чудо. Вера в чудо проявлялась и в фольклоре. Все русские персонажи сказок чудом получили жизненные радости. Эта надежда на чудо в общем-то характерна для русского характера, отсюда и уникальные, непереводимые на другие языки слова: авось, небось.

Т.к. российское государство — деспотические, то русский человек отрицает все законы. Потому что государство издает новые законы с целью собрать побольше с населения.

Конспект: Диалектика общего и особенного в русской истории

1. Влияние природно-климатического фактора на русскую историю.

Милов «Великорусский пахарь и особенности русского исторического процесса». Климат сильно влияет на историю развития народа. Ключевский: «Мачеха — природа для Руси». Природно-климатический фактор оказывает воздействие на хозяйства. Резко-континентальный климат 125-130 дней в году можно работать с землёй (в Европе 260-280).

Для качественной обработки земли не хватало времени, поэтому плохой урожай (сам 2, сам 3).

Следовательно нищенское существование и деспотические формы правления для изъятия продуктов. Из-за этого хреновая скотина, сначала 15%, а затем к 19в 50% безлошадных хозяйств. Из-за этого опять же низкая производительность. И из-за низкой производительности отсутствие интеллигенции, которую нечем кормить, и её место занимает религия. Из-за климата человек не мог выжить один, поэтому

существовала всё время община. А отсюда равенство и общинная, уравнительная психология. Бердяев: «В России революции не потому что большевики, а большевики потому что революция». Из-за общины локальные отношения, личностные (блат).

Человек считает, что от него ничего не зависит, он постоянно ждёт чудо (фольклор это во многом ожидание чуда).

Русские как правило из-за этого плохо работают, не верят в свой труд. Также могут работать 3-4 месяца на износ, на одном энтузиазме, как можно быстрее. Из-за низкого прибавочного продукта низкое количество высшего класса, не более 2%. Горожанам, чтобы прожить надо было иметь посад. Горожанин огородник — ремесленник, крестьянин аналогично. Из-за этого медленное развитие товарно-денежных отношений. Правовой нигилизм.

2. Геополитический фактор в русской истории.

Многое в государстве зависит от соседей. Еврозисты — Вернадский и Ковальский. Россия находится на стыке Азии и Европы. На Востоке до середины 19 века не было границы, отсюда экстенсивный характер хозяйства. В Европе из-за ограничений в территории хозяйство развивалось интенсивным путём. В России этого не было, так как земли всегда было вдоволь. После любого кризиса, расширяли хозяйство путём переселения на новые земли. Был период, когда хотели интенсивно развивать хозяйство (реформа Косыгина 1965г), но потом прекратили из-за добычи нефти (деньги путём продажи нефти куда проще заработать).

12 стр., 5632 слов

Великие русские экономисты

... Канторович родился в 1912 г. в Санкт-Петербурге, Россия. Русская революция началась, когда ему было пять лет, ... он становится руководителем лаборатории в Институте управления народным хозяйством в Москве. Премия памяти Нобеля 1975 г. ... для планирования оптимального размещения потребительских и производственных факторов. Продолжая работать в Ленинградском университете, Канторович одновременно ...

За счёт не ограниченной территории и огромного количества полезных ископаемых всегда развивались по экстенсивному пути. На первом месте всегда добывающие отрасли. Россия всегда была лакомым кусочком для соседей, из-за отсутствия естественных границ, представлялась лёгкой добычей. Из-за этого России была предначертана военная судьба. Ведя экстенсивное хозяйство Россия нуждалась в дополнительных территориях, поэтому Московское княжество и стало так стремительно расширяться. Наши когда захватывали земли никогда не устраивали геноцида, давали захваченным территориям более широкие полномочия, чтобы получить в своё распоряжение лишние рабочие руки. Захваченный народы куда более полноправны русских. Россию называли тюрьмой народов, но и русские были в ней заключёнными. Иногда использовали метод обвинения какого-либо народа, чтобы выйти из кризиса. Огромную роль играла армия, но она ложилась бременем на плечи народа, поэтому ввели военные сословия. Узаконили казаков в 16в, а с 18в

включили в состав регулярной армии. А также дворяне, которые получали землю за службу. Но сама земля не ценна, поэтому стали прикреплять к ней людей, отсюда крепостное право. Чтобы закрепить народ на земле оно применялось (т.к. народ мог обежать в незаселённые земли, на Юг, в Сибирь).

Поэтому две причины крепостного права: 1) Работники для служивых людей 2) Из-за побегов в незаселённые земли. В России по сути должна была сложиться восточная деспотия, но из-за плохой связи и больших расстояний возникла вотчинная монархия. Но следует отметить, что в России было много рек, которые выполняли роль дорог. Поэтому есть факторы способствующие централизации и децентрализации. Русские многое заимствовали из других культур. Русские мобильны, любят поездить, пренебрегают уютом (БАМ).

Геополитический фактор оказал влияние на все сферы русского общества.

3. Конфессиональный фактор.

Существует довольно большое количество религий на территории России. Религия отражает общество в котором она существует, из-за этого и появилось католичество и православие (древнеримская и древнегреческая).

В древнеримском принципе государство превыше всего, а в древнегреческом духовность. Огромною роль в русской культуре играет внутренний мир человека. Православие оказало большое влияние на экономику, поскольку накопительство исходя из этой религии плохая вещь, а в католичестве наоборот (возникновение товарно-денежных отношений в Европе в 13в и в России в 18в).

Поэтому большое состояние не считалось хорошим явлением. Протестанты считали, чем богаче человек, тем большее внимание уделяет ему бог. У католиков святой человек — папа, у православных — церковь, а за не царь. Люди боготворили династию царей, причём любых даже злых и тупых, а пришёл умный, но чужой Годунов и тут же начинаются бунты, появление лжецарей. Для России характерно и до сих пор двоеверие, элементы языческой культуры, её рудименты. Всё это сильно повлияло на культуру.

5 стр., 2092 слов

Национально-психологические особенности народов России

... заглянуть в даль и способность нестрашиться смерти. Для Н.О. Лосского основной чертой характера народов России выступает его религиозность и связанная с нею искание абсолютного добра. Русские постоянно ... стойкость, ключевое значение имеет военный фактор. История России предстает как бесконечная череда вооруженных противостояний и военных конфликтов. Это все приучило русских не падать духом и не ...

4. Биоэнергетический фактор.

Из-за различия в поведении людей считали, что в этом вина биоэнергетического фактора. 306647. Человек является частью мира (Гумилёв).

Как на всяких букашек и на человека влияет энергия из космоса. Гумилёв считал, что мы получаем энергию пучками, причём в определённых местах земли (пассионарные толчки).

Примеры феноменов: варяги, татары. Они отдельно не объяснимы, но вместе являются цепью событий, которые можно вычислить. Гумилёв вычерчивал целые графики пассионарности. Она передаётся по наследству, обусловлена генетическим фондом, характерна для каждого народа. Славяне получили пассионарность от варягов. Пассионарии: варяги, татары, Наполеон, Гитлер… Также вводит понятие комплементарность и некомплементарность. Комплементарные народы — это никогда не воюющие, а некомплементарные — постоянно воюющие. Биоэнергетика проявляется не только в энергии сверху. Французский историк пришёл к выводу, что все катаклизмы наступают после урожайных, и следовательно, сытных годов. Основной продукт питания — хлеб, злаковые, которые якобы изобилуют наркотиками, народ ел и весь следующий год дурел.