Сенсорные и гностические слуховые расстройства
Слуховые агнозии, слуховой анализатор.
Гностические
слуховые
расстройства.
Агнозия
— нарушение различных видов восприятия при сохранении чувствительности и сознания;
— связаны с поражением вторичных отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и
синтез информации
— ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулови узнавания предметов и неадекватной реакциина предъявленные комплексы стимулов.
Слуховые агнозии
— расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области. Выделяют следующие виды:
•простая слуховая агнозия — невозможность идентифицировать определенные звуки — стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.
•слухоречевая агнозия — невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.
•тональная агнозия — выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они не улавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски. Слова же и грамматические конструкции они понимают безупречно.
Слуховая системы – слуховой анализатор человека
• — совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве.
107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение ...
... с бредом отравления - параноические галлюцинации воображения – зрительные, слуховые отражают, «подтверждают» какие-либо психотравмирующие, сверхценные переживания. 133) Формальные расстройства мышления, клинические варианты, диагностическое значение. ФРМ- «как мыслит ...
Основные уровни организации слухового анализатора
•рецептор (кортиев орган улитки);
•слуховой нерв (VIII пара);
•ядра продолговатого мозга;
•мозжечок;
•средний мозг (нижние бугры четверохолмия);
•медиальное или внутреннее коленчатое тело (МКТ, ВКТ);
•слуховое сияние
(пути, идущие от МКТ в кору больших полушарий);
•первичное поле коры
находящееся в извилине Гешеля
Большее количество звеньев в отличие от зрительной и
что определяет особенности работы
•Комиссура- в общем смысле — связь между двумя органами, структурами или нервными центрами, пучки нервных волокон, соединяющие элементы нервной системы.
•Мозолистое тело — наиболее крупная комиссура, соединяющая правое и левое полушария
Основные физические |
Определенные |
параметры |
физиологические параметры |
|
слуховых ощущений |
Частота звука |
Высота звука |
Интенсивность звука |
Громкость звука |
Длительность звука |
Длительность звука |
Звуковой спектр |
Тембр звука |
• Слуховой анализатор = функция анализа качества звука + ориентация в пространстве.
По направлению звука:
•
Слуховая система
•На ее основе формируется человеческая речь
Подсистемы:
•Неречевой
•Речевой слух — способность слышать и анализировать звуки речи; фонематический и интонационные компоненты.
•Имеют общие подкорковые механизмы. Но в пределах коры больших полушарий они различаются.
Неречевой слух и его нарушениях при поражении разных уровней слуховой системы
Кортиев орган — лабиринт, расположенный внутри
улитки, который содержит наружные и внутренние слуховые клетки, погруженные в эндолимфу.
При поражении кортиевого органа нарушается
нормальное восприятие громкости с звуков; вызывают ощущением боли или не воспринимаются звуки в принципе.
«явление рекрутмента» — неожиданное
появление сильного звукового ощущения (вплоть до болевых
ощущений) при плавном нарастании интенсивности звука
•VIII пара черепно-мозговых нервов— очень короткий участок слуховой системы, имеет
вестибулярные, и слуховые волокна
•При поражении VIII нерва
•Симптомы поражения: шорохи, писк, скрежет и одновременно с ними головокружение, реального внешнего источника этих звуков нет, они возникают в ухе больного.
•Полная перерезка VIII нерва приводит к полной глухоте на
Презентация на тему: •Продолговатый мозг – в нем первый перекрест путей слуховой системы
•Продолговатый мозг – в нем первый перекрест путей слуховой системы
•Мозжечок — своего рода коллектор, собирающий различную афферентацию, также и зрительная, и слуховая
•большое значение для выполнения основной функции мозжечка — регуляции равновесия
– поддерживает равновесие слуховая система
•Средний мозг
•Очень важен для организации разнообразных безусловных рефлексов,в
которых принимают участие звуковые ощущения: рефлекторных движений глаз в ответ на звук,
•Повреждение не вызывает нарушений слуха как такового, но ведет к симптомам, связанным с рефлекторной сферой
•средний мозг (нижние бугры четверохолмия) — переработка слуховой информации, а также интеграция слуховой и зрительной афферентаций
•Медиальное или внутреннее коленчатое тело (МКТ) — важнейший коллектор различного рода афферентаций.
•При повреждении- в снижении способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения, а также в появлении слуховых галлюцинаций.
•Слуховое сияние (пучок Грациоле)
— большой по протяженности участок слуховой системы.
•При повреждении — снижение слуха
•Последняя инстанция слухового пути —
Все описанные выше нарушения относятся к относительно элементарным сенсорным слуховым расстройствам.
Гностические слуховые
расстройства
• поражении вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария
определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов.
• выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, напримерскрип дверей, шум шагов — перестают быть носителями определенного смысла
• При обширном поражении правой височной области, описаны случаи грубой слуховой агнозии при двухстороннем поражении височных областей мозга
Дефекты слуховой памяти
способные различать
При височныех поражениях — нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков
Аритмия
•больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух
•не способны оценить количество звуков
•дефект различения последовательных комплексных стимулов
•можно принять за симптом аритмии немузыкальностъ испытуемых, что является не дефектом, а лишь вариантом нормы.
Амузия
•нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.
•Больные с амузией не только не
могут узнать мелодию, но и оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание, она для них неприятна
•поражении правой височной области,
явления аритмии могут наблюдаться не только при правосторонних, но и при левосторонних височных очагах
Нарушение интонационной стороны речи
•поражения правой височной области мозга
•Больные не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи
•неспособность пропеть фразу
•нарушение «эмоционального слуха» — плохое различение интонаций речи, отражающих разные эмоциональные состояния