Презентация на тему: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии

Педагогическая психология

Тема 4. Актуальные проблемы психологии образования

Преподаватель: И.В. Брагина Сайт: www.ustirina.ru

2011

1. Уровень российского образования

PIRLS

(Progress in International Reading Literacy Study)

Цель: исследование читательской грамотности школьников 4 класса.

http://www.centeroko.ru

Почему именно чтение?

Четвертый год — это важнейший рубеж в формировании главного результата современного образования — умения учиться.

Кризис чтения: заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения.

PISA

(Programme for International Student Assessment)

Цель: выявление образовательных достижений15-летнихшкольников и их готовности к взрослой жизни.

Направления: математическая, естественнонаучная и грамотность чтения.

Организация экономического сотрудничества и развития

2000 – 32 страны

2003 – 40 стран

2006 – 57 стран

2009 – 65 стран

Успешность выполнения заданий по математике. Россия и другие страны.

Успешность в субтесте «Чтение художественных текстов». Россия и другие страны

11 стр., 5008 слов

Чтение в контексте развития информационного общества

... (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны. Чтение и информационная культура личности Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни ... Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в ...

Структура тестовых заданий

ЗНАНИЯ

Предметные знания

Знания о науке и ее методологии

КОМПЕТЕНЦИИ

Умение объяснять

Умение выделять проблему

Умение использовать знания

КОНТЕКСТНОСТЬ

ОТНОШЕНИЕ

Интерес к науке

Понимание ценности научного знания

Анализ тестовых заданий

Область компетенции

Грамотность

чтения

Математика

Уровень компетенции

Второй

Найти информацию, прямо сформулированную в тексте со знакомым содержанием

Воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления

Шестой

Работать с текстом, содержащим недостаточно надежную или противоречивую информацию

Выделить в жизненной ситуации проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения

Презентация на тему: Анализ результатов по направленности обучения

Анализ результатов по направленности обучения

1.Школьники 10-11-хклассов

2.Студенты ССУЗ

3.Школьники 7-9-хклассов

4.Студенты НПО

Сильнейшие ученики Естествознание: 4% Математика: 5% Чтение: 3%

Ученики, не овладевшие базовым уровнем: Естествознание: 22% Математика: 27% Чтение: 36%

! !

!

Гендерные различия

Читательская

грамотность

Во всех странах читательская грамотность девушек выше, чем юношей.

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

В России гендерные различия

не выявляются

В других странах наблюдаются разные тенденции.

Проблемы современного российского образования:

Направленность на передачу и воспроизведение большого массива знаний

Слабая самостоятельность мышления

Предметность образования

Несформированность навыков работы с информацией

Неготовность учить по-новому

Вывод:

российское образование, неплохо обеспечивая репродуктивный уровень мышления и деятельности, не создает условий для становления более сложных уровней развития компетентности школьников.

2. Возможности современного образования

Сравнение трех образовательных систем

Модернизированная традиционная

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Вальдорфская педагогика

Умение рассматривать неоднозначные экспериментальные данные

с разных точек зрения (Естественнонаучная грамотность)

Умение рассматривать неоднозначный характер героини художественного рассказа с разных точек зрения

Презентация на тему: Принципы формирования высокого уровня компетентности в системе

Принципы формирования высокого уровня компетентности в системе

Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:

1.Новые понятия вводятся тогда, когда школьники сталкиваются с противоречием между имеющимся у них знанием и новым фактом.

2.Введение и конкретизация каждого понятия происходят в форме дискуссии.

3.Любое суждение рассматривается как гипотеза до тех пор, пока не приводятся доказательства, методам получения которых школьников специально учат.

3. Современные психологопедагогические подходы

в образовании

Чем объясняются высокие результаты отдельных стран?

Обеспечение социального равенства в получении полноценного образования.

Обеспечение автономии школ в организации учебного процесса.

Обеспечение равных возможностей для всех учащихся.

Компетентностный подход в обучении

Компетентность:

Обнаруживается только в реальном действии.

Включает когнитивные и некогнитивные компоненты.

Приобретается и развивается пожизненно.

Ключевые компетентности существенны для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества.

Связана с критическим мышлением, рефлексией, высоким уровнем когнитивной сложности.

Нидерланды

Стратегическая компетенция

Предметная компетенция

Методическая компетенция

Социально-коммуникативная

Нормативно-культурнаякомпетенция

Учебная компетентность

Великобритания

Основные компетентности:

общение,

вычислительная грамотность,

информационная грамотность. Компетентности широкого профиля:

умение работать с другими;

умение учиться и совершенствоваться;

умение решать задачи.

Образовательные стратегии:

модульное обучение;

обучение “case-study”;

проектное обучение.

Системно-деятельностныйподход —

воснове разработки стандарта общего образования второго поколения.

Системный подход: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов.

Деятельностный подход: Л.С. Выготский и др.

Особенности стандарта

1.Сохранение и укрепление здоровья школьников

2.Поддержка учащихся в социальном и профессиональном самоопределении

3.Исследовательская и проектная деятельность

4.Социальная деятельность учащихся

Каковы результаты образования?

Личностные.

Метапредметные (компетентностные).

Предметные.

Презентация на тему: Личностные результаты

Личностные результаты

Любовь к Родине

Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды

Умение учиться, понимание важности образования и самообразования для жизни и деятельности

социальная активность, уважение закона и правопорядка, понимание обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством

уважение других людей, умение сотрудничать для достижения общих результатов

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора

смысловое чтение

умение работать индивидуально и в группе

ИКТ– компетенции