САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии
Педагогическая психология
Тема 4. Актуальные проблемы психологии образования
Преподаватель: И.В. Брагина Сайт: www.ustirina.ru
2011
1. Уровень российского образования
PIRLS
(Progress in International Reading Literacy Study)
Цель: исследование читательской грамотности школьников 4 класса.
http://www.centeroko.ru
Почему именно чтение?
Четвертый год — это важнейший рубеж в формировании главного результата современного образования — умения учиться.
Кризис чтения: заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения.
PISA
(Programme for International Student Assessment)
Цель: выявление образовательных достижений
Направления: математическая, естественнонаучная и грамотность чтения.
Организация экономического сотрудничества и развития
2000 – 32 страны
2003 – 40 стран
2006 – 57 стран
2009 – 65 стран
Успешность выполнения заданий по математике. Россия и другие страны.
Успешность в субтесте «Чтение художественных текстов». Россия и другие страны
Чтение в контексте развития информационного общества
... (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны. Чтение и информационная культура личности Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни ... Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в ...
Структура тестовых заданий
•ЗНАНИЯ
–Предметные знания
–Знания о науке и ее методологии
•КОМПЕТЕНЦИИ
–Умение объяснять
–Умение выделять проблему
–Умение использовать знания
•КОНТЕКСТНОСТЬ
•ОТНОШЕНИЕ
–Интерес к науке
–Понимание ценности научного знания
Анализ тестовых заданий
Область компетенции
Грамотность
чтения
Математика
Уровень компетенции
Второй
Найти информацию, прямо сформулированную в тексте со знакомым содержанием
Воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления
Шестой
Работать с текстом, содержащим недостаточно надежную или противоречивую информацию
Выделить в жизненной ситуации проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения
Презентация на тему: Анализ результатов по направленности обучения
Анализ результатов по направленности обучения
1.Школьники
2.Студенты ССУЗ
3.Школьники
4.Студенты НПО
Сильнейшие ученики Естествознание: 4% Математика: 5% Чтение: 3%
Ученики, не овладевшие базовым уровнем: Естествознание: 22% Математика: 27% Чтение: 36%
! ! |
! |
Гендерные различия
Читательская
грамотность
Во всех странах читательская грамотность девушек выше, чем юношей.
Математическая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
В России гендерные различия
не выявляются
В других странах наблюдаются разные тенденции.
Проблемы современного российского образования:
•Направленность на передачу и воспроизведение большого массива знаний
•Слабая самостоятельность мышления
•Предметность образования
•Несформированность навыков работы с информацией
•Неготовность учить
Вывод:
российское образование, неплохо обеспечивая репродуктивный уровень мышления и деятельности, не создает условий для становления более сложных уровней развития компетентности школьников.
2. Возможности современного образования
Сравнение трех образовательных систем
—Модернизированная традиционная
—Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
—Вальдорфская педагогика
Умение рассматривать неоднозначные экспериментальные данные
с разных точек зрения (Естественнонаучная грамотность)
Умение рассматривать неоднозначный характер героини художественного рассказа с разных точек зрения
Презентация на тему: Принципы формирования высокого уровня компетентности в системе
Принципы формирования высокого уровня компетентности в системе
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:
1.Новые понятия вводятся тогда, когда школьники сталкиваются с противоречием между имеющимся у них знанием и новым фактом.
2.Введение и конкретизация каждого понятия происходят в форме дискуссии.
3.Любое суждение рассматривается как гипотеза до тех пор, пока не приводятся доказательства, методам получения которых школьников специально учат.
3. Современные психологопедагогические подходы
в образовании
Чем объясняются высокие результаты отдельных стран?
•Обеспечение социального равенства в получении полноценного образования.
•Обеспечение автономии школ в организации учебного процесса.
•Обеспечение равных возможностей для всех учащихся.
•Компетентностный подход в обучении
Компетентность:
•Обнаруживается только в реальном действии.
•Включает когнитивные и некогнитивные компоненты.
•Приобретается и развивается пожизненно.
•Ключевые компетентности существенны для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества.
•Связана с критическим мышлением, рефлексией, высоким уровнем когнитивной сложности.
Нидерланды
•Стратегическая компетенция
•Предметная компетенция
•Методическая компетенция
•
•
•Учебная компетентность
Великобритания
Основные компетентности:
•общение,
•вычислительная грамотность,
•информационная грамотность. Компетентности широкого профиля:
•умение работать с другими;
•умение учиться и совершенствоваться;
•умение решать задачи.
Образовательные стратегии:
•модульное обучение;
•обучение
•проектное обучение.
Системно-деятельностный подход —
воснове разработки стандарта общего образования второго поколения.
Системный подход: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов.
Деятельностный подход: Л.С. Выготский и др.
Особенности стандарта
1.Сохранение и укрепление здоровья школьников
2.Поддержка учащихся в социальном и профессиональном самоопределении
3.Исследовательская и проектная деятельность
4.Социальная деятельность учащихся
Каковы результаты образования?
•Личностные.
•Метапредметные (компетентностные).
•Предметные.
Презентация на тему: Личностные результаты
Личностные результаты
•Любовь к Родине
•Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды
•Умение учиться, понимание важности образования и самообразования для жизни и деятельности
•социальная активность, уважение закона и правопорядка, понимание обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством
•уважение других людей, умение сотрудничать для достижения общих результатов
Метапредметные результаты
•умение самостоятельно определять цели своего обучения
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
•смысловое чтение
•умение работать индивидуально и в группе
•ИКТ– компетенции