Преодоление барьеров профессионального развития личности

Мастер-класс

Преодоление барьеров профессионального развития личности

Теоретическая часть Теоретическая часть – направлена на актуализацию особенностей профессионального развития, введение в понятийное поле.

(Работа с презентацией 1).

Тренинг (часть 1)

Цель тренинга  развитие конструктивных стратегий преодоления психологических барьеров профессионального развития.

Задачи тренинга:

1. Актуализировать профессиональный потенциал личности.

2. Повысить социально-профессиональную и психолого-педагогическую компетентность, а также аутокомпетентность специалистов.

3. Способствовать осознанию и коррекции участниками своих индивидуальных особенностей, препятствующих конструктивному способу преодоления барьеров профессионального развития.

4. Овладеть переходом от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам, т.е. к самоподкреплению как к средству, регулирующему развитие позитивного и адекватного самовосприятия.

5. Освоить конструктивные технологии профессионального поведения, скорректировать формы реакции на ситуации неуспеха в профессиональной деятельности.

6. Обучить приемам снятия эмоциональной напряженности, вызванной повышенной нагрузкой на нервную систему.

Для реализации цели тренинга используются психотехнические упражнения, цель которых  способствовать развитию полученных знаний и пересмотру ранее освоенного опыта. Система включенных в тренинг упражнения направлена на создание условий, которые способствуют лучшему познанию себя, осознанию своих кризисных ситуаций и способов поведения в них. Все это необходимо для того, чтобы вовремя откорректировать выбранную стратегию преодоления кризиса.

Вводная фаза

На этой стадии происходит ознакомление участников с целями и задачами тренинга, принимаются принципы работы группы. Участники знакомятся друг с другом и с ведущим.

Фаза контакта

Целью данного этапа является создание дружеской и творческой атмосферы, снижение уровня психологической защиты участников группы, усвоение групповых норм и правил.

16 стр., 7723 слов

Профессиональное развитие в период молодости

... он может стремиться изменить ее содержание и условия. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения ... Потребности молодежи в профессиональном самоопределении, психологической поддержке в процессе преодоления трудностей профессиональной жизни, конфликтов, неудовлетворенности трудом, профессиональной усталости; оказание помощи ...

Упражнение «Бегущие огни»

Инструкция. Участники сидят в круге, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу (например, «Доброе утро!»).

Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое. Таким образом, волна вставаний и повторений бежит по кругу. Когда волна проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. (Например, участник встает и говорит: «Доброе утро!», а затем дважды хлопает в ладоши и садится.) Последующие участники должны повторять фразу и выполнять этот комплекс движений. Через полкруга очередной участник добавляет еще что-нибудь и т.д. Упражнение останавливается ведущим, когда участникам тренинговой группы приходится повторять по четыре-пять движений и столько же фраз.

Психологический комментарий. Это упражнение оказывает побуждающее действие, заставляет участников напрягать память и концентрировать внимание.

Упражнение «Презентация товарища»

Данное упражнение лучше выполнять в сформированных коллективах.

Инструкция. Первый участник представляется, называя свое имя. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про этого участника (где он живет, чем увлекается и т.д.).

Участник молча слушает, не перебивая. Свои поправки и добавления он сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу, спрашивая: «Это все, что вы знаете про этого участника?» При возникновении продолжительной паузы, демонстрирующей, что про этого участника рассказать больше нечего, ему предоставляется слово для добавлений и поправок. По окончании участник говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и слово для представления переходит следующему по кругу участнику. Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.

Психологический комментарий. Упражнение хорошо проявляет общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему следует контролировать процедуру представления товарища, исключая возможность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.

Упражнение «Профессиональный девиз»

Инструкция. Сейчас каждому предлагается сформулировать свой девиз, который отражает Ваше профессиональное кредо, отношение к профессиональному миру и к себе как к профессионалу. На формулировку девиза отводится 5 минут. Затем вы по очереди зачитываете свои девизы и в случае необходимости даете пояснения.

Психологический комментарий. Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на составляющих профессиональной направленности: «Что я ценю в работе, ради чего я работаю, чем дорожу в профессии?» Поиск ответов на эти принципиальные вопросы помогает более четко осознать цели своей профессиональной жизни. Кроме того, любой получает возможность узнать профессиональные установки остальных членов группы и сравнить их со своей или взять чей-то девиз в качестве основного принципа профессионального поведения.

8 стр., 3649 слов

Стиль жизни как социально-психологическая категория

... удовольствие, и выздоравливать без всякойпомощи. Не бываеттакой универсальной диеты, комплекса упражнений или какого-то позитивногомышления, которые годились бы для каждого ... Нравственноездоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основойсоциальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.Отличительными признаками нравственного здоровья человека ...

Фаза лабилизации

На этой стадии происходит осознание человеком самого себя, своей индивидуальности, неповторимости, формируется умение взглянуть на себя глазами другого человека.

Упражнение «Кто я?»

Инструкция. Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите ответ, который первым пришел Вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, по-другому. А потом  еще раз. Проведите черту под этими тремя ответами и ответьте еще столько раз, сколько сможете найти подходящих существительных.

Психологический комментарий. Обычно на первом месте в списке стоит самая привычная характеристика, то, как человек обычно себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает как относиться или относится плохо.

Упражнение «Рисуем кризис»

Инструкция. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Вспомните, когда Вы в последний раз переживали профессиональный кризис. Как Вы чувствовали себя? Что нового появилось в Вашей жизни? Что Вас волновало? Нарисуйте свой прошлый кризис. Позвольте своей руке выбирать тот цвет, к которому она тянется, и проводить линии так, как получается.

Вспомните еще один кризис в своей жизни. Восстановите в памяти свое состояние тогда, свои переживания, мысли, решения… Нарисуйте и этот кризис.

А теперь вернитесь к своим переживаниям сейчас. Вы ощущаете свое состояние как кризисное? Нарисуйте свой нынешний кризис.

Каждый из этих рисунков относится к какому-то периоду Вашей жизни. Расположите их в хронологической последовательности.

Посмотрите на первый рисунок и спросите себя: «Что нового рождалось тогда в моей жизни? Что ценного я тогда приобрел(а)?». Запишите рядом с рисунком те ответы, которые приходят Вам в голову.

Теперь сосредоточьтесь на втором рисунке. Задайте себе те же вопросы. Запишите ответы рядом со вторым рисунком.

После этого посмотрите внимательно на третий рисунок. Он изображает то, что происходит в Вашей жизни сейчас. Задайте себе те же вопросы. Запишите ответы.

Еще раз посмотрите на рисунки, разложенные в хронологическом порядке. Перечитайте ответы.

Вопросы для обсуждения:

1. Обнаружилась ли какая-нибудь связь между Вашими кризисами?

9 стр., 4010 слов

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки ...

... власти зависит от личностных качеств сотрудника. Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное ... где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного ... постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей. Следующей характерной ...

2. Заметили ли Вы какие-либо существенные изменения в себе, которых не замечали раньше?

Психологический комментарий. Данное упражнение позволяет человеку лучше понять, что с ним происходит и какие возможности он приобретает. Если для человека важна возможность саморазвития и самореализации, то переживание кризиса может стать для него ценным опытом.

Упражнение «Барьеры профессионального развития личности»

Инструкция. Выберите три барьера, которые кажутся Вам наиболее трудными . Сейчас каждый участник берет лист бумаги и самостоятельно, без какого-либо обсуждения записывает: 1) на основании чего он судит о наличии этого барьера в профессиональном развитии; 2) как он определяет, есть ли у этот барьер у него.

Написав, участники обмениваются записями, прочитывают их. После выполнения упражнения проводится обсуждение и обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем совпадают и в чем не совпадают ваши ответы?

2. Есть ли какие-нибудь заметные отличия между ответами на п.1 и п.2?

Психологический комментарий. Умение взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми,  это путь к тому, чтобы сделать представление о себе более реалистичным.

Перерыв

Теоретическая часть

(презентация 2)

Тренин (часть2)

Фаза обучения

На этой стадии осуществляется выявление и осознание психологических проблем, а также стратегий преодоления барьеров профессионального развития.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Инструкция. У каждого из вас как профессионала есть сильные стороны, то, что Вы цените в себе, что дает Вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте своих достоинств. Эти качества будут составлять первую колонку на листе. Во второй колонке Вы можете отметить не свойственные Вам профессиональные положительные качества, которые Вы хотели бы выработать в себе. На составление списка Вам дается 5 минут. Затем сядем в большой круг, каждый участник прочитает свой список и прокомментирует его. Когда Вы будете высказываться, говорите прямо и уверенно. На выступление каждому дается 2 минуты. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Обсуждение целесообразнее проводить, когда участники садятся в круг, а при большом количестве участников – в микрогруппах по 7–8 человек. В конце следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.

13 стр., 6268 слов

Роль орфографических упражнений с точки зрения психологической теории

... упражнений». Роль орфографических упражнений с точки зрения психологической теории Необходимость упражнений очевидна и с психологической точки зрения. В краткой форме психологическое понимание роли упражнений ... деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его – применение полученных ...

Психологический комментарий. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование способности думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Упражнение «Французское плетение»

Инструкция. Сейчас Вам предлагается сформулировать свою цель. Вспомните о какой-либо актуальной для Вас цели и отчетливо ее сформулируйте. Запишите эту цель.

Теперь представьте себе, что кто-то из Ваших друзей добился успехов в реализации аналогичной цели или вообще добился в чем-либо успеха. Определите, как Ваше знание об успехах Ваших товарищей помогает Вам в реализации собственной цели. Определите, как в реализации этой цели Вам помогает Ваша семья. Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина (любимая женщина).

Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня или вчера с Вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное (многозначное).

Определите, как это событие может помочь Вам в достижении Вашей цели. Неприятные события создают дискомфорт, а великая мотивирующая сила дискомфорта известна давно. Приятные события воодушевляют, дают прилив энергии. Правда, эта энергия не имеет определенного направления, и наша задача состоит как раз в том, чтобы направить ее на реализацию поставленной цели. Неожиданности заставляют искать новые ходы, а значит, стимулируют творчество.

Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели Вам дает любое событие Вашей жизни. Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает Вам.

Психологический комментарий. Данное упражнение направлено на тренировку использования различных побуждений и желаний для реализации поставленной цели.

Упражнение «Мое профессиональное Я»

Инструкция. Одну третью часть суток человек проводит на работе, выполняя свои профессиональные функции. Знаете ли Вы свое Я и профессиональное Я? Запишите свои основные показатели: в одной колонке – личностные, а в другой – профессиональные (интересы, склонности, ценности, установки, профессионально важные и личностные качества, знания, умения, навыки, психофизиологические особенности).

Затем каждый расскажет о своих характеристиках.

Психологический комментарий. Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве профессионального и личностного.

Упражнение «Мои желания»

Инструкция. Отчетливо представьте себе свое внутреннее Я и осознайте, чего Вы хотите. А сейчас задайте себе вопрос, на который хотите получить ответ («Чего я хочу?», «Чего я действительно хочу?», «Чего я хочу достичь?» и т.п.).

7 стр., 3232 слов

Сохранение и укрепление психического здоровья детей старшего ...

... работах вышеотмеченных авторов не поднимался вопрос о применении нетрадиционных игр и упражнений с психологическим содержанием для сохранения психического здоровья современных детей старшего дошкольного возраста. ... культуре. Гипотеза исследования: если в работе с дошкольниками использовать игры и упражнения с психологическим содержанием, то это повлияет на сохранение их психического здоровья. Глава ...

Запишите первый ответ, возникший у Вас в голове. Продолжайте задавать тот же вопрос до тех пор, пока ответы не перестанут приходить спонтанно. Затем просмотрите все Ваши ответы. Время на выполнение упражнения – 10–15 минут.

Вопросы для обсуждения:

1. Что говорят эти вопросы о Вас и о целях, которых Вы хотите достичь?

2. Насколько важны эти цели?

Психологический комментарий. Образ желаемого будущего заставляет действовать только человека, для которого характерна мотивация достижений. Человека с мотивацией избегания может действовать только образ нежеланного, но надвигающегося будущего.

Упражнение «Мои поступки»

Инструкция. Обнаружьте пять поступков, которые Вы ежедневно осуществляете и которые, как Вам известно, ведут Вас к желаемому будущему. Эти действия могут быть такими, казалось бы, незначительными, как чистка зубов. Это может показаться мелочью, но данный поступок содействует достижению Вашего желаемого будущего, в котором у Вас будут здоровые зубы. Теперь запишите эти поступки.

Осознав полезность этих поступков, определите, каким образом каждый из них является доказательством определенного качества. Например, чистка зубов может быть доказательством того, что Вы добросовестны или ухожены.

Общим для всех этих поступков является то, что все они ведут к желаемому будущему. На какое-то время представьте то положительное будущее, которое Вы создаете, поступая таким образом. Теперь установите, как отсутствие этих поступков могло бы привести Вас к нежелательному будущему. Представьте будущее, которое откроется Вашему взгляду, если Вам не удастся осуществить эти пять поступков.

Теперь установите четыре поступка, которых следует избегать, если Вы не хотите испытать ужасные последствия. Это могут быть такие поступки, как воровство, ложь, неуплата долгов, игнорирование потребностей любимых Вами людей. Таким образом, Вам нужно определить четыре поступка, которых Вы не совершаете, и счастливы тем, что воздерживаетесь от подобных действий. Напишите перечень этих поступков. Можете ли Вы добавить к этому перечню что-то из того, что Вы делаете сейчас и хотели бы перестать делать? Если нет, то что Вам мешает? Допишите пятый пункт.

Представьте позитивное будущее, к которому Вы направляетесь вследствие неучастия в этих пяти нежелательных поступках. Представьте продвижение к желательному будущему по дням, неделям, месяцам. Таким образом, Вы можете понять и оценить, что с каждым днем, когда Вы не совершаете эти поступки, Вы становитесь на шаг ближе к осуществлению Вашего желаемого будущего и на шаг дальше от нежелаемого и неприятного будущего.

После того как Вы исследовали этапы Вашего прогресса, установите качества и свойства, которые Вы проявляете, не совершая этих пяти поступков. К примеру, Вы проявляете такие качества, как верность, забота, честь, ответственность, не совершая «потенциально вредных поступков».

Психологический комментарий. Поступки, которые человек реально совершает (или не совершает), могут служить доказательством того, что он является тем, кем ему хотелось бы быть.

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... торможения, а быстрый темп усиливает возбудительные процессы. 2.ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной ... и эмоциональную устойчивость организма. Человек, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. ...

Упражнение «Мое будущее»

Инструкция. Нарисуйте в своем воображении две картины будущего: первую, спустя три года, включающую переживания и жизненные ситуации, которые Вы хотите иметь; вторую, спустя три года, включающую переживания и жизненные ситуации, которые Вы не хотели бы иметь. Непременно включите в Ваши воображаемые картины место, где Вы находитесь, кто Вас окружает, чем Вы занимаетесь и как Вы себя чувствуете. После того как Вы создадите эти две картины, посмотрите на желаемое будущее и скажите себе: «Что я могу сделать для того, чтобы это произошло?» Запишите, какое поведение сделает Ваше желаемое будущее многообещающим настоящим. А сейчас необходимо определить поведение, которое, возможно, приведет Вас к нежелаемому будущему. Запишите перечень поступков, которые уведут Вас от того, к чему Вы хотите идти.

Эти данные становятся информацией, которую можно использовать для текущей оценки того, движетесь ли Вы к своему желаемому или нежелаемому будущему.

Психологический комментарий. Происходит осознание того, какие поступки ведут к желаемому и нежелаемому будущему. После чего, очевидно, захочется делать то, что приведет к желаемому будущему, и избегать тех поступков, которые сделают реальностью нежелаемое будущее.

Упражнения на релаксацию

Комментарии. Дальнейшая работа в тренинговой группе требует от человека умения расслабляться. Но не всем участникам это под силу. Предлагаем ряд упражнений, выполнение которых позволит испытуемым подготовиться к следующему упражнению и научит их приемам расслабления и успокоения, необходимым как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

1. Инструкция. Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение двух-пяти минут. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и вниз, внутрь и наружу по мере того, как Вы дышите.

С каждым вздохом направляйте Ваше дыхание к различным частям Вашего тела. Направляйте дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух течет внутрь и наружу.

Теперь сознательно вдохните медленно и глубоко десять раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен…», «Я расслаблен…»… Повторяя эти слова, Вы сможете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

Для еще большего расслабления увеличьте время выполнения упражнения или используйте другие упражнения на расслабление.

2. Инструкция. Время на выполнение упражнения – три-пять минут. Успокойте свое тело. Для успокоения используйте напряжение мышц и ощущения теплоты. Сначала изо всех сил напрягите все мышцы. Сожмите кисти рук, напрягите руки, ноги, мышцы живота, стисните зубы и напрягите лицо. Затем отпустите зубы и расслабьте все мышцы, насколько это возможно. Когда Вы проделаете это, обратите внимание на различия в ощущениях. Выполните все это три раза.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и ...

Теперь, начиная со ступней и продвигаясь к голове, концентрируйтесь на каждой части тела, внушая себе, что Вы чувствуете тепло и расслабленность. При этом говорите себе: «Мои пальцы ног (ступни, голени, бедра) теплые и расслабленные». Проделывайте это последовательно для каждой части тела.

Продолжайте поочередно расслаблять каждую часть тела. После того как Вы расслабили голову, закончите упражнение, говоря про себя: «Сейчас я абсолютно спокоен, расслаблен полностью, готов к тому, что произойдет».

3. Инструкция. Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке в течение двух-трех минут. Для расслабления используйте образы и звуки. Существует множество успокаивающих образов и звуков, на которых Вы можете сосредоточиться. Вот несколько возможных вариантов.

Представьте себе, что Вы входите в лифт. Нажмите одну из кнопок для спуска вниз. По мере того как Вы проезжаете каждый этаж, Вы все больше расслабляетесь. Когда Вы полностью расслабились, выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.

Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны и наблюдайте их прилив и отлив. Прилив и отлив…. В это время Вы чувствуете, как все больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда Вы будете чувствовать абсолютное спокойствие, покиньте «берег».

Пойте один слог или звук, например, «аум» или «а-а-а». При этом представляйте, что звук заполняет Вашу голову и стирает все отвлекающие образы и мысли.

Текст следующих упражнений можно записать на магнитофон.

4. Инструкция. Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, потом несколько легких, спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части Вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает Вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильней. Вообразите, что стул (пол, кровать, земля) приподнимается, чтобы поддержать Вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых Вы сами поддерживаете себя.

5. Инструкция. Сядьте поудобнее, голову откиньте на спинку стула или кресла. Подошвы ног поставьте на пол, сбросьте обувь, если без нее Вы чувствуете себя свободней. Положите Ваши руки удобно и легко. Не скрещивайте при этом предплечья и не зажимайте кисти. Позвольте своим рукам лежать спокойно и свободно. Смотрите прямо перед собой. Не меняя положения головы, направьте взгляд вверх, в направлении бровей, насколько это возможно. Продолжая сохранять это положение глаз, закройте их. А теперь расслабьте Ваши глаза. Позвольте им стать настолько тяжелыми, настолько расслабленными, как будто они не в состоянии раскрыться. Обратите внимание на это ощущение.

Теперь позвольте этому чувству распространиться по Вашему телу. Дайте Вашему телу свободно погрузиться в кресло, в котором Вы находитесь.

В то время как Ваше тело испытывает погружение, продолжая утопать в кресле, займитесь собой и направьте внимание на свое сознание. Отпустите его, дайте ему свободу колыхаться, подобно поплавку на водной глади.

5 стр., 2383 слов

Взаимоотношения людей в группе и их динамика

... жизни он живет в нем и взаимодействует с ним. Человек одновременно является участником различных групп людей: семья, друзья, коллеги, однокурсники. Как будущих работников , нас ... будут интересовать межличностные отношения между людьми в рабочих группах. Ведь именно благоприятные отношения ...

Упражнение «Позитивное Я»

Инструкция. В течение пяти минут каждый участник рассказывает о своих достоинствах как личности и профессионала. Если человек сбился, ему может помочь кто-то из группы, т.е. продолжить рассказ о достоинствах выступающего. Условие – поддержать, не дать прерваться разговору о достоинствах другого. Ориентир – отметить те свои учебные, профессиональные, практические дела, которые получаются хорошо.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы поняли о себе?

2. Какие качества востребованы в профессиональной деятельности?

Психологический комментарий. Упражнение направлено на понимание себя, формирование позитивного «образа Я», способствует формированию профессиональной идентичности личности.

Упражнение «Хочу, могу, должен – и это Я?

Инструкция: Каждый участник получает задание обойти комнату по периметру. На первый шаг он должен делать заявление: «Я хочу», на второй: «Я могу», на третий: «Я должен», на четвертый – дать самохарактеристику. Далее продолжает в том же порядке, пока не обойдет всю комнату. Закончив, садится на место и наблюдает за другими участниками. Упражнение завершено, когда все участники обойдут комнату. Далее участники обсуждают свои впечатления по поводу того, что произошло.

Психологический комментарий. Упражнение направлено на развитие самопринятия и основ управления собой.

Упражнение «Профессиональные стереотипы»

Инструкция. Ведущий отмечает, что стереотип – это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами. Участникам предлагается на листочках дать описание студента, русского человека, педагога, директора школы, артиста, двоечника.

Участники зачитывают свои описания, и происходит обсуждение таких вопросов как: есть ли одинаковые стереотипы? если нет, то почему? если да, то почему? как влияют стереотипы на того, кто верит в них? на других людей? Затем, каждого участника просят подчеркнуть те качества, написанные на листке (характеризующие студента, русского человека, двоечника, педагога и т.д.), которые, на его взгляд, соответствует лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свойства. Задание группе: угадать, кто автор.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли определить (и/или понять) характер человека, если он описан через призму стереотипа? Почему?

2. Какие чувства вызвало прочтение Вашей характеристики? Увидели ли Вы себя за этим текстом?

Упражнение «Прототипы»

Инструкция. Ведущий предлагает участникам проанализировать опыт своей профессиональной жизни, учебы, особенно опыт общения с людьми, которые казались им достойными уважения и подражания, служили своего рода идеалом. Для этого участникам следует вспомнить всю свою профессиональную жизнь, может быть, даже школу, записать имена тех, кто на той или иной ступени их профессионального развития являлся для них примером и образцом для подражания. Участники отмечают, сколько им в то время было лет; что в этом человеке было для них важным; указывают, переняли ли они у него что-нибудь такое, что и теперь помогает им в профессиональной деятельности. Затем следует подумать, кто является для них профессиональным образцом в настоящее время, чему они научились или хотели бы научиться у этого человека.

MK_Preodolenie_baryerov_professionalnogo_razvitia — Стр 2

После общего обсуждения записей упражнение продолжается. Каждый участник садится перед группой, все остальные высказываются о том, какой профессиональный стиль ему наиболее подходит и, по мнению членов группы, будет наиболее эффективным. Участник группы выслушивает мнение других и высказывает по этому поводу свои соображения.

Психологический комментарий. Упражнение способствует выяснению ценностных ориентаций в работе, позиций по отношению к значимым людям для выработки своего собственного профессионального стиля.

Упражнение «Корреспондент»

Инструкция. Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ – обычного человека, другой – психолога. Вопросы могут быть самыми разными. Если не хочется работать, что делать? Можно ли психологу совершать ошибки? Должно ли зависеть чувство самоуважения от профессиональных успехов?

Вопросы для обсуждения:

1. Что отличает «обычного человека» от «психолога»?

2. Какие установки проявились в общении?

3. Обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации?

Психологический комментарий. Упражнение направлено на рефлексию составляющих профессионального образа психолога, освоение «естественного» стиля профессионального поведения.

Заключительная фаза

На этой стадии подводятся итоги тренинга (в ходе совместной дискуссии).

Упражнение «Горячий стул»

Упражнение можно делать по окончании ролевой игры, занятия или тренинга. Возможно несколько вариантов его выполнения, здесь описываются два варианта.

Инструкция. Упражнение выполняется в круге. В центре круга ставится стул, который и будет называться «горячим». Почему «горячий»  каждый участник поймет, когда на него сядет. Всем участникам по очереди (по кругу) предлагается сесть на стул. При этом возможны следующие варианты.

Вариант 1. Когда участник садится на «горячий стул», он может говорить все что захочет, но в соответствии с тремя условиями:

1) участник может говорить только то, что имеет отношение к работе группы (о том, что происходило в группе, своем отношении к происходившему, своих чувствах, пожеланиях себе или группе и т.д.);

2) участник не может ничего не говорить;

3) что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каждого будет возможность высказаться, когда дойдет очередь.

Вариант 2. Один из участников садится на «горячий стул». Каждому из членов группы по очереди (по кругу) необходимо высказать участнику, сидящему на «горячем стуле», свое отношение или пожелание. При этом также должны соблюдаться три условия:

1) отношения должны высказываться только по поводу действий человека, а не самого человека (например, «Когда ты делаешь или говоришь то-то, то у меня возникают такие-то чувства…» или «Когда ты поступаешь так-то, то мне кажется, что это означает то-то…»; не должно быть оценок типа «Ты такой…»);

2) пожелания должны выражаться только в позитивной форме;

3) участник, сидящий на «горячем стуле», не может что-либо отвечать.

Психологический комментарий. Ведущему следует с особым вниманием контролировать процедуру выполнения упражнения в последнем варианте и не допускать превращение ее в выяснение отношений. Можно предоставить каждому участнику, садящемуся на «горячий стул», возможность выбрать один из описанных выше вариантов.

Завершающее упражнение

В конце занятия ведущий встает, вытягивает вперед руку и говорит, например: «Мне очень приятно было работать с вами!» Затем поднимается один из участников, тоже говорит что-нибудь типа: «Спасибо всем!» и кладет свою руку на руку ведущего. Так же поступают и другие участники. Когда правые руки будут задействованы, в дело вступают левые. Таким образом, каждый участник высказывает два раза за упражнение. После того как речи сказаны и руки соединены, ведущий говорит всем «До свидания!» и группа расходится.