Комплексная цель: вооружить студентов знаниями о профессионально-педагогической специальности как особой социально значимой сферы деятельности человека.
Базовые понятия: педагог, учитель, личность, педагогическая деятельность, педагогическая мотивация, цель профессиональной деятельности педагога, содержание педагогической деятельности учителя, преподавание, воспитательная работа, функции педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, педагогическая компетентность, педагогические умения, психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза, профессионально — педагогическая ошибка. система педагогического образования России, государственный стандарт высшего педагогического образования, профессиональное самовоспитание педагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное становление, профессиональное развитие педагога, самообразование педагога, квалификационная характеристика педагога.
План.
- Личность учителя и её направленность.
- Профессионально значимые качества личности педагога.
- Педагогическая деятельность: сущность цели содержание.
- Мотивация педагогической деятельности.
- Основные виды педагогической деятельности.
- Функции педагогической деятельности.
- Стили педагогической деятельности.
СРС:
— составить глоссарий педагогических терминов – педагогика, знание, умение, навык, компетенции, компетентность, образовательный процесс, педагогический процесс, самовоспитание, обучение, образование, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность, воспитание, социализация, дидактика, развитие, формирование (см. в конце программы).
— разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов
— ознакомиться с материалами приложения и провести тестирование
Литература
Основная:
- Введение в специальность. Под ред. Рувинского Л.И.-М.,1988
- Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М. : Издательский центр 2Акадкмия», 2000.
- Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Педагогическое мастерствр и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред.Л.К. Гребёнкиной, Л.А.Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Российская педагогическая энциклопедия.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика._ М.,2000.
Дополнительная:
Интервью с педагогом (карьерное консультирование)
... 50, максимальная – 250. 200–250 баллов Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития. ... ученик, который не проявляет никакого интереса к учебе? Что Вы можете предложить для того, чтобы изменить ... его отношение к учебе? Вы объясняете важный материал классу, внезапно один из ...
- Электронная библиотека кафедры педагогики (св.1500 с.), сайт АГПУ (Раздел Кафедры / Педагогика/ электронная библиотека,
- Электронный учебник по Педагогике (Теория обучения. Теория воспитания),
- Банк мультимедийных презентаций, видеозаписи уроков (литературы, английского языка – каб.13), фильм — Дневник вожатого,
- Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, папки с рефератами, докладами, подборками документов),
- Учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, педагогические журналы, газеты
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Педагогика
Практическое занятие №2.Основы педагогического общения
План.
- Содержание понятия «общение». Содержание понятия «педагогическое общение».
- Специфика педагогического общения.
- Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при проектировании целей и форм педагогического общения.
- Общение как взаимодействие. Культурно-историческая, социальная обусловленность целей и задач педагогического общения.
СРС:
— напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».
— подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекции и практических занятий
Литература
Основная:
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.
- Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
- Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.
- Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей», «Ромашка-Почемучка». М.: МГППУ, 1998.
- Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
- Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.
- Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.
- Ушинской К.Д. Собр. соч в 11 томах. М.: 1948 – 1952.
Дополнительная:
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.
- Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: МоиПК, 2002.
- Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для второго класса по программе «Философия для детей» М.: МГППИ, 2000.
- Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МоиПК, 1997.
- Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
Таблица 4. Содержание СРС
Темы и разделы |
Содержание заданий, выносимых на самостоятельную подготовку |
Кол-во часов отводимых на выполнение заданий |
Сроки выполнения ре СРС |
Примечания |
Общая характеристика педагогической профессии. |
|
1 |
Сентябрь-октябрь |
|
Личность учителя и его профессиональная деятельность. |
|
4 |
Сентябрь-октябрь |
|
Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика. |
|
5 |
Сентябрь-октябрь |
|
Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога |
|
3 |
Сентябрь-октябрь |
|
Требование государственного образовательного стандарта к личности и компетентности педагога |
|
1 |
Сентябрь-октябрь |
|
Гуманистический характер педагогической профессии |
|
2 |
Сентябрь-октябрь |
|
Многообразие видов педагогической деятельности |
|
4 |
Сентябрь-октябрь |
|
Основы педагогического общения |
|
2 |
Сентябрь-октябрь |
|
Самовоспитание и самообразование будущего педагога |
|
8 |
Сентябрь-октябрь |
|
ИТОГО |
30 |
|
|
Материалы теста
Тест
Тест1. Введение в педагогическую деятельность
1. Требования, которые на современном этапе образования должны быть предъявлены к личности педагога – это ….
- профессиональное знание предмета
- творческая индивидуальность
- сильный характер и воля
- идейная убежденность
- авторитарные установки
2. Приобретению педагогического мастерства способствует…
- изучение педагогической литературы
- изучение передового педагогического опыта
- опыт практической деятельности
- компилятивный перенос знаний
- заимствование стиля и манеры работы лучших педагогов
3. Прогностические умения — это …
- выдвижение педагогических целей и задач
- отбор способов достижения педагогических целей
- контроль, основанный на анализе результатов фактически выполненных действий
- контроль, основанный на соотнесении полученных результатов с заданными образцами
- определение этапов (или стадий) педагогического процесса
4. Триада анализ — прогноз – проект предполагает выделение специальной группы умений — ……………… умений.
5. Авторитет учителя – есть особая профессиональная позиция, опирающаяся на его личностные и профессиональные качества:
- чувство непогрешимости
- демократический стиль сотрудничества
- эмпатия
- эрудированность
- справедливость
6. Структура труда учителя содержит …
- профессиональные психологические и педагогические знания
- профессиональные педагогические умения
- ориентацию на самопрезентацию
- профессиональные психологические позиции
- личностные особенности
7. Профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из неё, — это….
8. Правильная последовательность блоков, составляющих профессиональный портрет специалиста в федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»:
Профессиональные характеристики
Личностные характеристики
Общие характеристики
9. … — это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке.
10. Социально-ценные мотивы педагогической деятельности – это…
- стремление выстроить карьеру
- ответственность за воспитание детей
- увлеченность предметом
- получение льгот, причитающихся педагогу
- чувство профессионального гражданского долга
11. Три взаимосвязанных блока, образующих структуру содержания многоуровневого педагогического образования, — это…
- общекультурный блок
- социально-экономический блок
- психолого-педагогический блок
- предметный блок
- деятельностный блок
12. Правильный порядок этапов обучения, использующего многоуровневую модель педагогического образования:
Аспирантура
Базовое высшее педагогическое образование
Полное высшее педагогическое образование
Общее высшее образование
13. Теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, характеризующая профессионализм педагога – профессиональная ………………………. педагога.
14. …………………. – определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности; ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
15. ……………….. – вид занятий в рамках данной профессии.
Тест 2. Введение в педагогическую деятельность
1. Личностно-ориентированное общение учителя можно охарактеризовать следующим образом. Учитель:
а. реагирует на скрытые, глубинные переживания учеников;
б. проявляет положительные и негативные чувства, не унижая достоинства учеников;
в. не показывает учащимся свои положительные эмоции;
г. не искренен;
д. реагирует на приписываемые чувства учеников.
2. Найдите соответствие между типом взаимодействия и его характерными чертами:
- сотрудничество;
- опека;
- конфронтация.
А. взаимноположительное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения, наличие осознаваемой общей цели;
Б. взаимноположительное отношение к интересам друг друга, субъект-объектные отношения;
В. отрицательное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения;
Г. нейтральное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения;
Д. отрицательное отношение к интересам друг друга, субъект-объектные отношения.
3. Типы взаимодействия «учитель — ученик», характеризующиеся субъект-объектными отношениями:
а. сотрудничество;
б. опека;
в. диалог;
г. подавление.
4. Выберите одну из предложенных формулировок педагогических ситуаций, которая является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:
а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;
б. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
в. на уроке, при всех ребятах, произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
г. отказывает от проведения школьного «огонька» со своим 7-м классом; соглашается только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.
5. Человек, занимающийся профессиональной педагогической деятельностью:
а. учитель;
6. преподаватель;
в. детский врач;
г. режиссер;
д. педагог.
6. Основными видами стилей педагогической деятельности являются:
а. демократический;
б. либерально-попустительский;
в. авторитарный;
г. индивидуальный;
д. индифферентный.
7. Данная педагогическая ситуация является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:
а. учитель единолично принимает решение о проведения классного праздника;
б. учитель при всех произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
г. педагог вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
д. учитывает мнения учеников при выборе школьной команды.
8. Данная педагогическая ситуация является отражением либерально-попустительского стиля педагогической деятельности учителя:
а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;
б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
в. соглашается проводить праздник с классом только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
9. Данная педагогическая ситуация является отражением авторитарного стиля педагогической деятельности учителя:
а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;
б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.
10. Главный фактор оформления воспитания в специальную, относительно самостоятельную деятельность:
а. усложнение социального опыта;
б. освоение новых земель;
в. начало использования огня;
г. изготовление новых орудий труда;
д. развитие речи;
е. разделение труда по половому признаку.
11. Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности реализуется через:
а. отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;
б. организацию различных видов деятельности учащихся;
в. организацию собственной деятельности в процессе взаимодействия с учащимися;
г. диагностику уровня развития, воспитанности, обученности учащихся;
д. изучение содержания и способов воздействия на других людей.
12. Организаторская функция педагогической деятельности реализуется через:
а. организацию различных видов деятельности учащихся;
б. изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
в. изучение способов воздействия на других людей;
г. изучение содержания и способов воздействия на других людей.
13. Компетентность характеризуется:
а. наличием у человека большого объема знаний;
б. умением быстро формулировать вопросы;
в. способностью решать профессиональные задачи;
г. умением ставить цели.
14. Профессиональная компетентность педагога — это:
а. способность решать педагогические задачи на основе знаний, умений, ценностей и опыта;
б. совокупность психических свойств педагога, обеспечивающих легкость в овладении педагогической деятельностью;
в. социальные навыки, позволяющие педагогу адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;
г. специальные знания, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
15. Соответствие между понятиями и их определениями:
- педагогическая специальность;
- педагогическая специализация;
- педагогическая квалификация;
A. род, вид занятия в рамках педагогической профессии;
Б. сосредоточение педагогической деятельности на относительно узких, специальных ее направлениях;
B. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;
Г. хорошее владение своей профессией;
Д. ценностное, личностное отношение к действительности
16. Верное соотношение компонентов гностической деятельности педагога:
а. диагностика >контроль > оценка;
б. контроль > оценка > диагностика;
в. оценка > диагностика > контроль;
г. оценка > контроль > диагностика.
17. Соответствие между понятием и его определением:
- педагогическая компетентность;
- педагогическая компетенция;
- педагогическая квалификация;
А. способность решать педагогические задачи на основе знаний, умений, ценностей и опыта;
Б. социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;
В. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;
Г. чувство меры в действиях учителя, гуманности, уважение достоинства ученика, справедливость;
Д. стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в работе.
18. Последовательность этапов овладения педагогической профессией:
- адаптация учителя к своей профессии, т. е. первичное усвоение приемов, технологий;
- самоактуализация в профессии, т. е. саморазвитие средствами профессии, утверждение индивидуального стиля;
- свободное владение профессией на уровне мастерства, гармонизация учителя с профессией;
- свободное владение профессией на уровне творчества, за счет личного творческого вклада.
19. Характеристиками педагогической диагностики являются:
а. объективность;
б. субъективность;
в. направленность на измерение приращения качественных параметров;
г. направленность на измерение внутренних, сущностных параметров;
д. направленность на измерение приращения количественных параметров;
е. направленность на измерение внешних параметров.
20. Среди перечисленных функций педагогической деятельности выделите новую, появившуюся в современной социокультурной ситуации:
а. организация учебного процесса;
б. содействие ученику;
в. мобилизация внутренних ресурсов учащихся;
г. привитие исследовательских навыков.