- Практика проводится в специальном дошкольном образовательном учреждении в качестве психолога. Продолжительность практики – 4 и 1/3 недели.
Содержание:
- изучение деятельности педагога-психолога в условиях специального дошкольного учреждения
- работа в качестве педагога- психолога
Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса, функциях психолога в его осуществлении; закрепление теоретических и практических знаний и умений в профессиональной деятельности.
Задачи практики:
-
Развить профессиональные умения и навыки деятельности педагога- психолога.
- Включить студентов-практикантов в различные формы работы в качестве педагога-психолога специализированного дошкольного учреждения.
- Сформировать практические умения психологического анализа педагогических ситуаций.
- Совершенствование культуры педагогической деятельности.
Практика проходит в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, функций ОДА.
Основным содержанием практики является выполнение функций педагога-психолога в СДОУ.
Зачетными видами деятельности являются:
- Проведение диагностического обследования ребенка-дошкольника с ОВЗ;
- Составление психолого-педагогической характеристики дошкольника;
- Проведение мероприятия по психологическому просвещению для педагогов или родителей.
В период прохождения практики студенты-практиканты ведут дневники, в которых кратко фиксируют основные моменты своей деятельности.
Отчетная документация по практике.
- Дневник-отчет о результатах педагогической практики в ДОУ;
- Характеристика ребенка-дошкольника (обязательно с приложением протоколов);
- Материалы по работе с родителями (педагогами);
- Характеристика на студента-практиканта (отзыв).
Все виды отчетной документации заверяются администрацией СДОУ.
План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...
... к итоговой конференции по практике. Выполнено План работы педагога-психолога Направление деятельности Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями Время проведения Апрель Психолого-педагогическая диагностика Диагностика психологической готовности ...
1 Модуль: адаптационный.
Подготовка к практике:
- изучить программу педагогической практики;
- изучить «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- актуализировать знания об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса в данном виде СДОУ;
- изучить функциональные обязанности педагога-психолога;
- актуализировать знания о медико-психолого-педагогических особенностях детей данной категории.
Задачи модуля:
- Изучение деятельности педагога-психолога.
- Разработка и утверждение календарного плана работы на весь период практики;
Этап целеполагания.
- познакомиться с системой коррекционно-воспитательного процесса в СДОУ, осуществляемого на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка.
Деятельностно-диагностический этап.
- Познакомится с кабинетом педагога-психолога, его оборудованием;
- Познакомиться с основной документацией педагога-психолога.
Оценочно-рефлексивный этап.
- оценка собственных возможностей в плане реализации коррекционно-образовательной программы;
- оформление дневника-отчета по практике.
Основной задачей первого модуля является изучение работы педагога-психолога и материального оснащения его деятельности.
С первого дня практики студент начинает вести дневник по практике, где кратко записывает свои наблюдения и содержание работы.
Модуль 2 Проектировочно-диагностический
Подготовка к практике:
- Подготовить материалы для проведения основных отчетных заданий.
- Подготовить бланки протоколов для выполнения заданий.
- Актуализировать знание коррекционных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
- актуализировать знания о здоровьесберегающих технологиях организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии.
Задачи: Проектирование самостоятельной деятельности.
Этап целеполагания.
- планирования работы с детьми и педагогами на весь период практики;
- знакомство с работой педагога-психолога – посещение индивидуальных и групповых занятий;
Деятельностный этап:
- провести наблюдение за основными видами деятельности педагога-психолога.
- выделить специфические особенности оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии.
- осуществление взаимосвязи с воспитателями, узкими специалистами и родителями детей, посещающих СДОУ.
Оценочно-рефлексивный этап.
- Подготовка диагностических материалов для проведения обследования ребенка и группы.
- Проанализировать коррекционно-развивающее занятие с детьми.
- Оценка уровня организации взаимодействия специалистов СДОУ;
Задания:
- Познакомиться с основными формами работы педагога- психолога:
- Психолого-педагогическое изучение ребенка;
- Специальные коррекционные занятия (познакомиться с требованием к планированию, организации и проведению);
- Консультативно-методическая работа с родителями;
- Использование в коррекционной работе помощи разных специалистов (педагогов, врача);
- Самообразование и повышение квалификации.
2. Провести наблюдение занятия психолога. Результаты наблюдения зафиксировать в протоколе. Образец протокола.
Протокол №
Дата
Возрастная группа
Тема занятия
Цель занятия, задачи (коррекционная, развивающая, профилактическая)
Программное содержание занятия
Оборудование
Этапы занятия |
Время |
Действия педагога (используемые методы и приемы) |
Поведение и действия детей |
Ритуал приветствия |
|
|
|
Рефлексия предыдущего занятия |
|
|
|
Речедвигательная разминка |
|
|
|
Основная часть |
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
Домашнее задание (не обязательно) |
|
|
|
Ритуал прощания |
|
|
|
Модуль 3: Деятельностно – экспериментальный.
Подготовка к практике:
- актуализировать знание коррекционных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии(методик психокоррекционного воздействия).
- актуализировать знания о здоровьесберегающих технологиях организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии.
Задачи модуля: Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога.
Этап целеполагания.
- разработка планов – конспектов коррекционных занятий,
- разработка содержания психопросветительского мероприятия для педагогов или родителей;
- Подготовка материалов к проведению диагностического обследования ребенка и группы.
Деятельностный этап.
- проведение диагностического обследования.
- проведение психологического просвещения для педагогов или родителей.
Оценочно-рефлексивный этап.
- осуществление самоанализа проведенных мероприятий;
- обработка результатов исследовательской деятельности.
На этом этапе практики студент, выполняя функциональные обязанности педагога-психолога, проводит намеченную работу по педагогическому просвещению родителей или педагогов (оформление материалов возможно в виде ширм, раскладушек, методических рекомендаций).
Осуществляется исследовательская деятельность.
Модуль 4: Обобщающе-аналитический
Подготовка к практике:
- Провести анализ и обобщение осуществленной деятельности
Задачи модуля:
-
Проанализировать итоги практики.
- Представить итоги практики в отчетной документации.
Этап целеполагания.
- обсудить результаты практики с администрацией и специалистами СДОУ;
- соотнести собственную оценку с оценкой руководителей практики.
Деятельностно-диагностический этап.
- принять участие в работе методического совета СДОУ по итогам практики
- подготовить отчет по педагогической практике.
Оценочно-рефлексивный этап.
- подготовка отчетной документации по практике с учетом замечаний и предложений, высказанных со стороны педагога- психолога и администрации ДОУ.
Схема дневника – отчета студента – практиканта.
Дневник — отчет
о результатах производственной практики
в качестве педагога-психолога
студента_____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
факультета__________________________________курса______группы________
Проходил практику с ____________ по _____ ________года
в __________ № ________ г._________________________
Руководители практики:____________________________________________________________
Преподаватель Куз ГПА
Педагог-психолог образовательного учреждения
I. Принял участие:
Дата |
Форма |
Тема |
Краткий анализ, оценка |
Подпись руководителя |
I блок
|
||||
II блок |
||||
III блок
|
||||
IV блок
|
||||
II. Изучил документы.
1.________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Провел исследования.
Дата |
Форма |
Проблема |
Краткий анализ, оценка |
Подпись руководителя |
|
||||
IV. Наблюдал организацию и проведение:
Дата |
Название мероприятия, форма |
Тема |
Краткий анализ, оценка |
Подпись руководителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V.Оценка работы студента
а) по результатам диагностического обследования детей:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________ Подпись___________________________________________
Педагог-психолог образовательного учреждения
б) по результатам психологического просвещения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________ Подпись _______________________
Педагог-психолог образовательного учреждения
М.П. Подпись директора СДОУ _
Примерная программа психологической характеристики ребенка- дошкольника
Методические рекомендации
Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремится к выяснению мотивов его поведения и действий.
Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением).
Всестороннее познание ребенка требует от педагога- психолога применения и других методов детской психологии — бесед, анализа продуктов деятельности, эксперимента, социометрических методов, проективных методов, тестов и др.).
Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного изучения.
Характеристика ребенка дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
Характеристика включает взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинским персоналом и др.).
Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника, дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании.
Программа психологической характеристики
1. Общие сведения о ребенке:
- имя и фамилия; дата и место рождения; возраст во время исследования;
- место жительства ребенка;
- родители;
- детский сад, группа, год пребывания.
-
Методы обследования:
- кто и как исследовал;
- кто давал сообщения при сборе анамнеза и др.
-
Факторы развития и жизненные условия:
- семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка; серьезные заболевания среди родственников; психические нарушения и аномалии у родителей, родственников; ярко выраженные способности (отсутствие их), долголетие;
- врожденные предрасположения: протекание беременности и родов, доношенность ребенка, травмы матери в период беременности и др.;
- раннее развитие: физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни; развитие анализаторов, движений, речи, овладение действиями с предметами, эмоциональные проявления;
- перенесенные заболевания и травмы, их последствия;
- влияние семьи: образование и профессия родителей; отношение родителей к ребенку, детскому саду; применяемые методы поощрения и наказания; место ребенка в семейных отношениях; есть ли братья, сестры;
- условия развития в детском саду:
— педагоги (с момента поступления в детский сад), воспитывающие ребенка, качества их личности; доминирующий стиль общения, отношение к детям, к исследуемому ребенку; отношение ребенка к окружающим взрослым в детском саду: к воспитателям, музыкальному руководителю, няне и т.д.;
— сверстники, «детское общество»: положение ребенка
— в системе межличностных отношений; общий эмоциональный климат в группе; мотивы взаимоотношений, наличие группировок;
— другие люди, входящие в микросреду ребенка, частота и характер их взаимоотношений.
- Характеристика основных видов деятельности:
— игра: любимые игры, сюжет, содержание игр, их длительность; поведение в игре, взаимоотношения со сверстниками; уровень развития игровой деятельности; нарушения игровой деятельности и их предполагаемые причины;
— особенности художественной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкальная, художественно- речевая, театрально- художественная деятельность; какие виды предпочитает; проявления творчества; отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невротизма, фрустрации, подавленности, тревожности и т.д.;
— развитие бытовой и трудовой деятельности: отношение к труду, преобладающие мотивы трудовой деятельности; представление о труде взрослых; владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности, развитие культурно-гигиенических умений и навыков;
-предпосылки учебной деятельности: уровень развития учебной деятельности; отношение к учебной деятельности; затруднения;
- Личность дошкольника:
— характеристика мотивационно- потребностной сферы: интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации; выражение потребности в самоутверждении, признании др.; депривацию каких потребностей переживает ребенок;
— эмоциональная сфера: развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям (сверстникам, педагогам и др.); отношение к животным, растениям; отношение к себе; достижения, неудачи; преобладающее настроение; имеет ли место чувство неполноценности, неуверенности в себе;
— развитие воли: умеет ли управлять своим поведением, чувствами; отношение к трудностям;
— личностная и волевая готовность ребенка к школе.
- Индивидуальные особенности ребенка
— темперамент ребенка: факты поведения, позволяющие отнести его к одному из типов темперамента;
— способности ребенка: общая одаренность, специальные способности, склонности, проявление творческих способностей (в каком виде, степень выраженности);
- полоролевое развитие; особенности протекания процесса половой идентификации.
- Особенности познавательной деятельности ребенка:
— сенсорного развития ребенка: овладение сенсорными эталонами, перцептивными действиями др.; художественное восприятие дошкольника; развитие наблюдательности; индивидуальные особенности в развитии сенсорики; отклонения;
— развитие внимания: умение сосредоточиваться, устойчивость внимания, объем, переключение, распределение внимания; степень развития произвольного внимания;
— особенности памяти: быстрота, точность и прочность, объем; развитие образной памяти; уровень развития произвольного запоминания; нарушения, отклонения в мнемической деятельности, предполагаемые причины;
— особенности мышления: познавательной активности ребенка; развитие мыслительных операций; характеристика понятий, суждений и умозаключений; развитие наглядно- действенного, наглядно- образного, словесно- логического мышления; знания дошкольника (стабильные и формирующиеся); отклонения в
— умственном развитии, предполагаемые причины;
— особенности речи: речевая активность; словарь ребенка; владение грамматическим строем языка; фонетические особенности речи; выразительность речи, развитие фонематического слуха, сформированность осознанного отношения к языку; недостатки речи, предполагаемые причины;
— развитие воображения: воссоздающее и творческое воображение; особенности детского воображения; воссоздающее и творческое воображение; какие личностные качества, отклонения в психическом развитии проявляются в образах детского воображения?
- Психологическое заключение
- Прогноз
- План коррекционно-развивающей работы с ребенком
О т з ы в
о работе студента-практиканта________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
курса______________________ факультета ДиКПиП, проходившего педпрактику в _____________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование учреждения)
адрес _________________________с_________по___________200___г.
Студент за время прохождения педагогической практики
посетил мероприятия:_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
провел мероприятия:________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общая характеристика студента-практиканта___________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место печати
«___»_________20__г.
Заведующая СДОУ ___________________