Производственная педагогическая практика в специальном дошкольном образовательном учреждении в качестве специального психолога. Пояснительная записка

  • Практика проводится в специальном дошкольном образовательном учреждении в качестве психолога. Продолжительность практики – 4 и 1/3 недели.

Содержание:

  • изучение деятельности педагога-психолога в условиях специального дошкольного учреждения
  • работа в качестве педагога- психолога

Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса, функциях психолога в его осуществлении; закрепление теоретических и практических знаний и умений в профессиональной деятельности.

Задачи практики:

  1. Развить профессиональные умения и навыки деятельности педагога- психолога.

  1. Включить студентов-практикантов в различные формы работы в качестве педагога-психолога специализированного дошкольного учреждения.
  1. Сформировать практические умения психологического анализа педагогических ситуаций.
  2. Совершенствование культуры педагогической деятельности.

Практика проходит в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, функций ОДА.

Основным содержанием практики является выполнение функций педагога-психолога в СДОУ.

Зачетными видами деятельности являются:

  • Проведение диагностического обследования ребенка-дошкольника с ОВЗ;
  • Составление психолого-педагогической характеристики дошкольника;
  • Проведение мероприятия по психологическому просвещению для педагогов или родителей.

В период прохождения практики студенты-практиканты ведут дневники, в которых кратко фиксируют основные моменты своей деятельности.

Отчетная документация по практике.

  • Дневник-отчет о результатах педагогической практики в ДОУ;
  • Характеристика ребенка-дошкольника (обязательно с приложением протоколов);
  • Материалы по работе с родителями (педагогами);
  • Характеристика на студента-практиканта (отзыв).

Все виды отчетной документации заверяются администрацией СДОУ.

3 стр., 1086 слов

План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...

... к итоговой конференции по практике. Выполнено План работы педагога-психолога Направление деятельности Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями Время проведения Апрель Психолого-педагогическая диагностика Диагностика психологической готовности ...

1 Модуль: адаптационный.

Подготовка к практике:

  • изучить программу педагогической практики;
  • изучить «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • актуализировать знания об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса в данном виде СДОУ;
  • изучить функциональные обязанности педагога-психолога;
  • актуализировать знания о медико-психолого-педагогических особенностях детей данной категории.

Задачи модуля:

  • Изучение деятельности педагога-психолога.
  • Разработка и утверждение календарного плана работы на весь период практики;

Этап целеполагания.

  • познакомиться с системой коррекционно-воспитательного процесса в СДОУ, осуществляемого на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка.

Деятельностно-диагностический этап.

  • Познакомится с кабинетом педагога-психолога, его оборудованием;
  • Познакомиться с основной документацией педагога-психолога.

Оценочно-рефлексивный этап.

  • оценка собственных возможностей в плане реализации коррекционно-образовательной программы;
  • оформление дневника-отчета по практике.

Основной задачей первого модуля является изучение работы педагога-психолога и материального оснащения его деятельности.

С первого дня практики студент начинает вести дневник по практике, где кратко записывает свои наблюдения и содержание работы.

Модуль 2 Проектировочно-диагностический

Подготовка к практике:

  • Подготовить материалы для проведения основных отчетных заданий.
  • Подготовить бланки протоколов для выполнения заданий.
  • Актуализировать знание коррекционных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
  • актуализировать знания о здоровьесберегающих технологиях организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии.

Задачи: Проектирование самостоятельной деятельности.

Этап целеполагания.

  • планирования работы с детьми и педагогами на весь период практики;
  • знакомство с работой педагога-психолога – посещение индивидуальных и групповых занятий;

Деятельностный этап:

  • провести наблюдение за основными видами деятельности педагога-психолога.
  • выделить специфические особенности оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии.
  • осуществление взаимосвязи с воспитателями, узкими специалистами и родителями детей, посещающих СДОУ.

Оценочно-рефлексивный этап.

  • Подготовка диагностических материалов для проведения обследования ребенка и группы.
  • Проанализировать коррекционно-развивающее занятие с детьми.
  • Оценка уровня организации взаимодействия специалистов СДОУ;

Задания:

  1. Познакомиться с основными формами работы педагога- психолога:
  • Психолого-педагогическое изучение ребенка;
  • Специальные коррекционные занятия (познакомиться с требованием к планированию, организации и проведению);
  • Консультативно-методическая работа с родителями;
  • Использование в коррекционной работе помощи разных специалистов (педагогов, врача);
  • Самообразование и повышение квалификации.

2. Провести наблюдение занятия психолога. Результаты наблюдения зафиксировать в протоколе. Образец протокола.

Протокол №

Дата

Возрастная группа

Тема занятия

Цель занятия, задачи (коррекционная, развивающая, профилактическая)

Программное содержание занятия

Оборудование

Этапы занятия

Время

Действия педагога (используемые методы и приемы)

Поведение и действия детей

Ритуал приветствия

Рефлексия предыдущего занятия

Речедвигательная разминка

Основная часть

Рефлексия

Домашнее задание (не обязательно)

Ритуал прощания

Модуль 3: Деятельностно – экспериментальный.

Подготовка к практике:

  • актуализировать знание коррекционных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии(методик психокоррекционного воздействия).
  • актуализировать знания о здоровьесберегающих технологиях организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии.

Задачи модуля: Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога.

Этап целеполагания.

  • разработка планов – конспектов коррекционных занятий,
  • разработка содержания психопросветительского мероприятия для педагогов или родителей;
  • Подготовка материалов к проведению диагностического обследования ребенка и группы.

Деятельностный этап.

  • проведение диагностического обследования.
  • проведение психологического просвещения для педагогов или родителей.

Оценочно-рефлексивный этап.

  • осуществление самоанализа проведенных мероприятий;
  • обработка результатов исследовательской деятельности.

На этом этапе практики студент, выполняя функциональные обязанности педагога-психолога, проводит намеченную работу по педагогическому просвещению родителей или педагогов (оформление материалов возможно в виде ширм, раскладушек, методических рекомендаций).

Осуществляется исследовательская деятельность.

Модуль 4: Обобщающе-аналитический

Подготовка к практике:

  • Провести анализ и обобщение осуществленной деятельности

Задачи модуля:

  1. Проанализировать итоги практики.

  2. Представить итоги практики в отчетной документации.

Этап целеполагания.

  • обсудить результаты практики с администрацией и специалистами СДОУ;
  • соотнести собственную оценку с оценкой руководителей практики.

Деятельностно-диагностический этап.

Оценочно-рефлексивный этап.

  • подготовка отчетной документации по практике с учетом замечаний и предложений, высказанных со стороны педагога- психолога и администрации ДОУ.

Схема дневника – отчета студента – практиканта.

Дневник — отчет

о результатах производственной практики

в качестве педагога-психолога

студента_____________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

факультета__________________________________курса______группы________

Проходил практику с ____________ по _____ ________года

в __________ № ________ г._________________________

Руководители практики:____________________________________________________________

Преподаватель Куз ГПА

Педагог-психолог образовательного учреждения

I. Принял участие:

Дата

Форма

Тема

Краткий анализ,

оценка

Подпись руководителя

I блок

II блок

III блок

IV блок

II. Изучил документы.

1.________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Провел исследования.

Дата

Форма

Проблема

Краткий анализ,

оценка

Подпись руководителя

IV. Наблюдал организацию и проведение:

Дата

Название мероприятия, форма

Тема

Краткий анализ,

оценка

Подпись руководителя

V.Оценка работы студента

а) по результатам диагностического обследования детей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка________________ Подпись___________________________________________

Педагог-психолог образовательного учреждения

б) по результатам психологического просвещения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка________________ Подпись _______________________

Педагог-психолог образовательного учреждения

М.П. Подпись директора СДОУ _

Примерная программа психологической характеристики ребенка- дошкольника

Методические рекомендации

Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремится к выяснению мотивов его поведения и действий.

Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением).

Всестороннее познание ребенка требует от педагога- психолога применения и других методов детской психологии — бесед, анализа продуктов деятельности, эксперимента, социометрических методов, проективных методов, тестов и др.).

Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного изучения.

Характеристика ребенка дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

Характеристика включает взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинским персоналом и др.).

Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника, дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании.

Программа психологической характеристики

1. Общие сведения о ребенке:

  • имя и фамилия; дата и место рождения; возраст во время исследования;
  • место жительства ребенка;
  • родители;
  • детский сад, группа, год пребывания.
  1. Методы обследования:

  • кто и как исследовал;
  • кто давал сообщения при сборе анамнеза и др.
  1. Факторы развития и жизненные условия:

  • семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка; серьезные заболевания среди родственников; психические нарушения и аномалии у родителей, родственников; ярко выраженные способности (отсутствие их), долголетие;
  • врожденные предрасположения: протекание беременности и родов, доношенность ребенка, травмы матери в период беременности и др.;
  • раннее развитие: физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни; развитие анализаторов, движений, речи, овладение действиями с предметами, эмоциональные проявления;
  • перенесенные заболевания и травмы, их последствия;
  • влияние семьи: образование и профессия родителей; отношение родителей к ребенку, детскому саду; применяемые методы поощрения и наказания; место ребенка в семейных отношениях; есть ли братья, сестры;
  • условия развития в детском саду:

— педагоги (с момента поступления в детский сад), воспитывающие ребенка, качества их личности; доминирующий стиль общения, отношение к детям, к исследуемому ребенку; отношение ребенка к окружающим взрослым в детском саду: к воспитателям, музыкальному руководителю, няне и т.д.;

— сверстники, «детское общество»: положение ребенка

— в системе межличностных отношений; общий эмоциональный климат в группе; мотивы взаимоотношений, наличие группировок;

— другие люди, входящие в микросреду ребенка, частота и характер их взаимоотношений.

  • Характеристика основных видов деятельности:

— игра: любимые игры, сюжет, содержание игр, их длительность; поведение в игре, взаимоотношения со сверстниками; уровень развития игровой деятельности; нарушения игровой деятельности и их предполагаемые причины;

— особенности художественной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкальная, художественно- речевая, театрально- художественная деятельность; какие виды предпочитает; проявления творчества; отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невротизма, фрустрации, подавленности, тревожности и т.д.;

— развитие бытовой и трудовой деятельности: отношение к труду, преобладающие мотивы трудовой деятельности; представление о труде взрослых; владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности, развитие культурно-гигиенических умений и навыков;

-предпосылки учебной деятельности: уровень развития учебной деятельности; отношение к учебной деятельности; затруднения;

  • Личность дошкольника:

— характеристика мотивационно- потребностной сферы: интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации; выражение потребности в самоутверждении, признании др.; депривацию каких потребностей переживает ребенок;

— эмоциональная сфера: развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям (сверстникам, педагогам и др.); отношение к животным, растениям; отношение к себе; достижения, неудачи; преобладающее настроение; имеет ли место чувство неполноценности, неуверенности в себе;

— развитие воли: умеет ли управлять своим поведением, чувствами; отношение к трудностям;

— личностная и волевая готовность ребенка к школе.

  • Индивидуальные особенности ребенка

— темперамент ребенка: факты поведения, позволяющие отнести его к одному из типов темперамента;

— способности ребенка: общая одаренность, специальные способности, склонности, проявление творческих способностей (в каком виде, степень выраженности);

  • полоролевое развитие; особенности протекания процесса половой идентификации.
  • Особенности познавательной деятельности ребенка:

— сенсорного развития ребенка: овладение сенсорными эталонами, перцептивными действиями др.; художественное восприятие дошкольника; развитие наблюдательности; индивидуальные особенности в развитии сенсорики; отклонения;

— развитие внимания: умение сосредоточиваться, устойчивость внимания, объем, переключение, распределение внимания; степень развития произвольного внимания;

— особенности памяти: быстрота, точность и прочность, объем; развитие образной памяти; уровень развития произвольного запоминания; нарушения, отклонения в мнемической деятельности, предполагаемые причины;

— особенности мышления: познавательной активности ребенка; развитие мыслительных операций; характеристика понятий, суждений и умозаключений; развитие наглядно- действенного, наглядно- образного, словесно- логического мышления; знания дошкольника (стабильные и формирующиеся); отклонения в

— умственном развитии, предполагаемые причины;

— особенности речи: речевая активность; словарь ребенка; владение грамматическим строем языка; фонетические особенности речи; выразительность речи, развитие фонематического слуха, сформированность осознанного отношения к языку; недостатки речи, предполагаемые причины;

— развитие воображения: воссоздающее и творческое воображение; особенности детского воображения; воссоздающее и творческое воображение; какие личностные качества, отклонения в психическом развитии проявляются в образах детского воображения?

  • Психологическое заключение
  • Прогноз
  • План коррекционно-развивающей работы с ребенком

О т з ы в

о работе студента-практиканта________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

курса______________________ факультета ДиКПиП, проходившего педпрактику в _____________________________________________________

__________________________________________________________________

(наименование учреждения)

адрес _________________________с_________по___________200___г.

Студент за время прохождения педагогической практики

посетил мероприятия:_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

провел мероприятия:________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Общая характеристика студента-практиканта___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место печати

«___»_________20__г.

Заведующая СДОУ ___________________