Методы и формы коррекционной работы

Пояснительная записка

При наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуется специализировать работу школы, создавая интегрированные классы (когда в обычный класс включается группа детей с ОВЗ, например, с диагнозом «задержка психического развития»).

Эти дети могут иметь разный уровень развития, свои особенности, возможности. Конечно, это усложняет работу педагогического коллектива, так как для освоения основной образовательной программы этим детям нужны специально созданные условия, отличающиеся от потребностей основной массы детей в классе. Министерством образования и науки рекомендована разработка программ коррекционной работы, направленных на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности путём индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы с детьми ЗПР разработана на основе современных документов, определяющих требования введению ФГОС, приказа МОН РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ — создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, социальная адаптация.

Задачи программы:

— своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их развитии;

17 стр., 8145 слов

1.1. Возможные рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида

... образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая ... и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье (см.ниже). Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации; Разработка локальных ...

— создание условий, способствующих усвоении детьми с ЗПР ООП начального общего образования;

— осуществление индивидуально ориентированного психолого — медико — педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учётом их особых образовательных потребностей;

— разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных занятий и системы мероприятий по социальной адаптации;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по социальным, психолого — педагогическим и другим вопросам.

Срок реализации программы — 4 года (время обучения детей с ОВЗ в начальном звене школы с 1 по 4 класс).

Ожидаемые результаты:

— формирование у учащихся с ЗПР универсальных учебных действий, предусмотренных стандартами первой ступени и готовности к обучению на второй ступени основного общего образования;

— положительная динамика обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующая об ослаблении степени влияния нарушений в развитии на жизнедеятельность (проявляющаяся не только в учебной, но и в повседневной жизни);

— воспитание толерантного поведения у одноклассников и родителей.

В случае стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, обучающиеся направляются на дополнительное психолого — медико — педагогическое обследование.

Содержание программы

Работа в рамках данной программы имеет в своём содержании 4 аспекта:

— диагностический — проведение комплексного обследования учащихся с ЗПР и подготовка рекомендации по психолого — медико -педагогической помощи;

— коррекционно — развивающий — своевременная специализированная помощь в освоении ООП, преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с ВПР;

3 стр., 1321 слов

4244 Психолого-педагогические условия самосовершенствования педагогов дошкольного образовательного учреждения в педагогической деятельности

... педагогов дошкольного образовательного учреждения в педагогической деятельности 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического совершенствования В системе образования ... и оценить эффективность создание психолого-педагогических условий по самосовершенствованию для педагога ДОУ. Теоретическая ... Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из ...

— информационно — просветительский — направлен на разъяснительную деятельность по вопросам особенностей образования, обучения и воспитания учащихся с ЗПР со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями.

Работа ведётся по нескольким направлениям:

— развитие и коррекция когнитивной сферы и помощь в овладении базовым содержанием образования;

— развитие и коррекция эмоционально — волевой сферы, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

— социализация и создание ситуации успеха в различных видах деятельности.

Программа коррекционной работы состоит из разделов:

— социально — педагогический раздел направлен на организацию социально-педагогической помощи детям с ЗПР и их родителям (законным представителям);

— психолого-педагогический раздел направлен на создание условий для детей с ЗПР в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, развитие сохранных анализаторов на коррекционных занятиях, отслеживание динамики развития;

— профилактический раздел — направлен на соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питание детей, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий;

— учебно-воспитательный направлен на развитие познавательной деятельности, стимуляцию мыслительной активности и формирование жизненно-значимых навыков для предотвращения социальной дезадаптации.

Коррекционная работа проводится во внеурочное время в объёме не менее 5 часов и обеспечивает как выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, так и создание условий для их реализации.

Методы и формы коррекционной работы

1. Наблюдение во время учебной и внеурочной деятельности.

2. Диагностические беседы, экспериментальные исследования, анализ продуктов деятельности детей с ЗПР (тетрадей, рисунков, поделок и т. п.).

3. Ведение документации (психолого-педагогические дневники, обобщающие справки и т. п.).

4. Организация учебной и внеурочной деятельности, направленная на развитие сохранных психических функций и на создание комфортных условий (индивидуальные задания в зоне ближайшего развития, паузы, режим двигательной активности).

5. Индивидуальные занятия со специалистами (соц. педагогом, психологом, педагогом дополнительного образования).

6. Мониторинг динамики развития и успешности в освоении программы.

7. Учитывая специфику возраста и нарушений, связанных с задержкой психического развития, индивидуальные коррекционные занятия со специалистами, осуществляющими процесс сопровождения детей с ЗПР (педагогом-психологом, соц. педагогом, педагогом дополнительного образования, учителем и др.) продолжительностью от 15 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей детей с ЗПР (устойчивости внимания, эмоционального фона и т. д.).

Таким образом, коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса при изучении предметов учебного плана и на специальных занятиях, где осуществляется, по возможности, коррекция дефектов развития всех сфер личности обучающихся с ЗПР специалистами, участвующими в сопровождении, что позволяет обеспечить принципы системности и непрерывности.

Приложение 2

Распределение часов по направлениям работы

Направление Количество часов
I. Диагностическое
II. Коррекционно — разивающее
III. Консультативное
IV. Информационно — просветительское

Содержание

Сбор сведений о детях у педагогов, родителей (законных представителей), анализ документов (справки МПК, заключений специалистов), изучение продуктов деятельности — рисунков, поделок и т. п. Беседы с целью изучения мотивации и запаса знаний об окружающем мире. Первичное обследование и систематические этапные наблюдения за динамикой развития детей с ЗПР, определение актуального уровня развития, особенностей эмоционально — волевой сферы, личностных характеристик и особенностей межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Диагностика учебной деятельности и развития когнитивных высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи), произвольности регуляции поведения и других особенностей.

Коррекционная работа, направленная на развитие отдельных сторон учебно — познавательной, речевой, эмоционально — волевой и личностной сфер!!! обучающихся с ЗПР. Консультации родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и индивидуальных особенностей детей — 1 раз в четверть, а по необходимости и чаще.

Методическая и информационная помощь педагогам в вопросах возрастных психологических особенностей и индивидуальных поведенческих проявлений детей с ЗПР.

Методы и формы работы:

Консультативное направление коррекционной работы реализуется во время индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) детей с ЗПР, при необходимости возможны выходы на родительские собрания для улучшения адаптации семьи ребёнка с ЗПР в детско-родительском коллективе.

В диагностическом аспекте работы с детьми ЗПР используются различные методики:

— тест Равена (серии А, В)

— тест Рэя Тейлора или зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер

— рассказы в картинках Н. Радлова

— корректурная проба

— «Рукавички», «Узор под диктовку» Цукерман и др.

— модифицированная проба Ж. Пиаже, Флейвеля «Ваза с яблоками»

— дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О. А .Карабановой

— методика изучения мотивации Лукьяновой

— ориентировочный опросник школьной зрелости Йерасека

— 11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю.Панасюка «Кодирование»

— тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

— батарея проективных тестов («Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек» и т. д.)

Методики могут быть заменены в соответствии с индивидуальной ситуацией развития конкретного ребёнка с ЗПР и диагностикой школьно-значимых психофизиологических функций (фонематического слуха, мелкой моторики, объёма и устойчивости памяти и внимания, познавательной активности и т. д.).

Часть вышеперечисленных методик используется также и на коррекционных занятиях в связи с возможностью применения их не только для диагностики, но и для развития многих показателей. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Игры и упражнения условно разделены на:

— релаксационные (снимающие психо-эмоциональное и мышечное напряжение)

— двигательные (развивающие крупную и мелкую моторику, координацию движений)

— коммуникативные (способствующие формированию умений и навыков общения, социально-одобряемого поведения)

— развивающие (направленные на развитие отдельных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения)

Литература

1. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе» ТЦ Сфера 1996 г.

2. А.И.Тащева «Энциклопедия психологической помощи» Ростов-на Дону Феникс 2000 г.

3. Р.С.Немов «Психология» М, Просвещение 1990 г.

4. Е.К.Лютова, Г. Б.Монина «Шпаргалка для взрослых. Психокоррецкионная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми»

5. Т.Я.Шорыгина «Эстетические сказки» изд. «ТЦ Сфера» 2014 г.

6. И.Л.Беляева «Семейный колейдоскоп» изд. 3-е Н. Новгород ООО «Педагогические технологии» 2008 г.

7. И. Гениатулина «Дорога в школу"-журнал Шк. психолог изд. дом 1 сентября, май-июнь 2014 г., стр. 21−24

8. И. Серегина «Как помочь гиперактивному ребёнку», журнал Шк. Психолог, изд. дом 1 сентября, март 2014 г., стр. 24−27

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос