5. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной процессе.
Психи́ческое здоро́вье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
Слово «норма» от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо.
Д.Б. Элъконин утверждал, что норма — это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).
Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:
— когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;
- когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции;
- когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.
Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традиционным для психологии. В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) — понятия социальные.
С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. По Л.С. Выготскому, нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:
1) особенности социальной ситуации развития (тип образовательного учреждения, круг общения ребенка и т.п.);
2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;
3) уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играющей решающую роль в развитии.
Понятие отклонения в развитии
Следующий ключевой вопрос темы — понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают использовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др. Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм. Так или иначе, но единого общепринятого подхода к терминологии на данный момент не существует. В целом нарушенное развитие принято называть дизонтогенезом. Любое нарушение в развитии имеет свою причину, но сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения, профилактики самых разнообразных вариантов отклонений в развитии у детей.
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...
... ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. 11. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. - М., 1965, с. 234—235. 12. Менеджерицкая Д.В. Воспитателю ... основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть ...
К причинам можно отнести следующие группы:
- Перенатальный период — патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а несовместимость крови матери и плода и др.
- Постнатальный период — многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.
- Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны. К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение и пр.
Показатели сформированности социальной активности школьника
Содержание формирования социальной активности учащихся младшего школьного возраста включает в себя ряд компонентов, образующих целостную систему. Система компонентов содержания формирования социальной активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе была направлена на:
-приобретение знаний о человеке, природе, обществе, обеспечивающие формирование научной картины мира;
-приобретение опыта общественных и личных отношений в учебной, трудовой, коммуникативной, игровой и др. видах деятельности;
-приобретение знаний о себе, формирование адекватного образа «Я», самооценки;
-диагностику психосоциального развития, выявление, учет и коррекцию индивидуальных особенностей личности.
Система указанных компонентов содержания формирования социальной активности младших школьников реализуется в той или иной мере в определенный период воспитательно-образовательного процесса.
По окончанию начальной школы у младшего школьника должны быть сформированы следующие учебные компетенции:
Учебные компетенции |
способность наблюдать и выделять признаки и свойства объектов; способность запоминать информацию с помощью схем, таблиц, планов; умение задавать вопросы, выслушать объяснение и понимать суть ответа; умение строить простые причинно-следственные связи, устанавливать логические связи между событиями; умение классифицировать предметы по существенным признакам; умение сравнивать и обобщать; способность действовать «в уме», то есть составлять внутренний план учебных действий; способность оценивать свои действия с точки зрения их соответствия принятым нормам и критериям; умение применять творческий подход к решению проблемных заданий; способность рефлексировать свой опыт, то есть способы познания, усвоенные знания, умения, навыки, а также поступки и личностные качества |
Тестирование — экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым — тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты.
По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.
По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка.
Психологический запрос — мотивированное определенным образом обращение клиента к психологу с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.
Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимо, как минимум, два условия:
1) объективное наличие психологических проблем;
2) хотя бы частичная рефлексия человеком своих проблем, т.е. отображение их в сознании в форме потребности в психологической помощи
Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяются, например, проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых, когда бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы, до сложных, требующих от клиента открытий, инсайта, что возможно лишь при длительной консультативной работе.
Формы психологической помощи:
— психодиагностика
— психоконсультирование
— психокоррекция
— психопрофилактика
— тренинговая работа
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
3