ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Вопросы педагогической конфликтологии относятся к слабо разработанным в отечественной теории. На протяжении десятилетий они рассматривались, как правило, в связи с рекомендациями о применении системы мер наказаний.
В последние годы появился ряд исследований, посвященных психологическим аспектам конфликтного взаимодействия учителя и учащихся. В этих работах подчеркивается необходимость глубокого и многостороннего профессионального анализа педагогических конфликтов, говорится об опасности упрощенного видения столь сложных реалий повседневной школьной жизни1.
Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации.
Длительное время в теории и практике конфликты в базальном общении «учитель—учащиеся» оценивались односторонне, как нежелательные явления, следствие ошибочной линии поведения воспитателя, его недостаточной требовательности.
Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель—учащиеся», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, именно их преодоление требует от учителя профессионального мастерства.
Что касается конфликтного взаимодействия учителя с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то оно подчиняется общепринятым нормам делового общения и может быть предметом специального рассмотрения.
Современные исследователи справедливо подчеркивают: «Императивная педагогика — педагогика бесконфликтная, поскольку деятельность в ее рамках основывается не на решении проблем, а на копировании и трансляции образцов уже известной деятельности»1. Конфликты не разрешались, а подавлялись. Традиционные педагогические реакции на нарушение детьми школьного порядка и режима отличались репрессивностью.
Конфликтная ситуацияявляется всегда экстраординарной, и перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.
Теоретические и методологические основы проблемы взаимодействия ...
... факторов, способных улучшить взаимоотношение, взаимодействие учителя и ученика. Поэтому, проблема взаимодействия учителя и учащихся становится одной из ... взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Особую актуальность эта проблема приобретает для педагогики, поскольку ... на пересечении этих связей возникает или конфликт, или взаимопонимание. Или обратимся к терминологии социодраматического ...
Серьезные пробелы в развитии педагогической конфликтологии негативно сказываются на уровне профессионального мышления современного учителя, оборачиваясь неумением преодолевать естественно возникающие коммуникативные трудности. Думается, что наблюдающийся феномен массового отчуждения учащихся от школы и учителя, столь распространенные дидактогении и скулофобии в значительной мере объясняются принципиальными просчетами в регуляции межличностного общения.
Этот вывод подтверждают данные В.С. Безруковой. В системе профессионально-технического образования маргиналь-ность учащихся, находящихся в состоянии то скрытой, то открытой войны с педагогами, составляет не менее 30 %. Основную причину «отверженности» подростков исследователь усматривает в распаде воспитательных отношений, начавшегося в школе2
Изжить репрессивностьсложно. При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения шкалы наказаний.
Вопросы ненасильственного преодоления межличностных конфликтов в школах Республики Беларусь обрели особый смысл в связи с Чернобыльским радиационным поражением многих регионов, констатируемой учеными повышенной нев-ротизацией детей и молодежи, необходимостью усиления психотерапевтической направленности педагогических реакций учителя.
Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательное,но и дидактическое значение.Так, зарубежные ученые связывают высокую результативность японской системы образования с умением учителей избегать прямых столкновений с детьми, находить в проблемных ситуациях компромиссные решения1.
Для того чтобы дать достаточно полную характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс его внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те или иные закономерности.
К основным конфликтологическим понятиямможно отнести: межличностное противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, объект, субъекты, предмет конфликта, инцидент. Рассмотрим их
В последние годы появился ряд исследований, посвященных психологическим аспектам конфликтного взаимодействия учителя и учащихся. В этих работах… Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением… Длительное время в теории и практике конфликты в базальном общении «учитель—учащиеся» оценивались…
Понятие педагогического конфликта и его детерминанты
Как воспитательный институт, школа — сгусток межличностных противоречий. Учителю приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений — с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. В педагогическом регулировании и коррекции нуждается общение с учащимися, ибо его доминантой является реализация учебно-воспитательных целей, управление развитием детской личности.
Работа учителя по разрешению детских конфликтов
... учитель конфликт школьник Глава 1. Психолого-педагогический анализ теории конфликтов .1 Понятие, виды, функции конфликтов В современной психологической литературе, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Противоречия, ... опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации ...
Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Говоря спортивным языком, учитель и ученик выступают в разных весовых категориях. Цель учителя как воспитателя, руководителя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а, наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства.
Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними, субъективными, и внешними, объективными, причинами. Периодически возникающая психологическая напряженность сменяется равновесием. «Жизнь групп, — подчеркивают М. Робер и Ф. Тильман, — представляет собой чередование состояния равновесия и его нарушений»1.
Известно, что продуктивное взаимодействие личностей реализуется при условии их сходстваи различия.Для возникновения взаимообогашающего диалога необходимы не только общий язык, но и разница в уровне информированности партнеров в предмете общения, своеобразие их взглядов.
В педагогическом общении раскрывается субъективный мир и учащихся, и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерминирована различием психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т.д.
Напряженно-противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, между стремлением к взрослости, самостоятельности и инфантильностью, между желанием самоутверждения и неадекватными средствами его реализации, между направленностью добиться успеха и ненадежностью используемых средств, между сознанием и поведением и т.д.
О противоречивости личностного развития школьников свидетельствуют исследовательские данные. Лишь у 7—8 % обнаружено совпадение нравственных поступков и нравственных мотивов2. Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что воспитатель призван помочь ребенку одержать победу над самим собой преодолеть внутриличностные противоречия, сопровождающие процесс взросления1.
Компетентное руководство процессом разрешения внутри-личностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия индивидуального роста ребенка, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношений с окружающими.
С психологической точки зрения конфликтозначает столкновениепротивоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Основные отличияконфликта от противоречия заключаются в силе эмоционального накалапротивостояния, остроте негативных переживаний учителя и учащихся — гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.п., а потому особой трудности преодоления.
Преодоление внутреннихи внешних противоречийслужит источником личностного совершенствования и учащихся, и учителя. По закону диалектики, внутренние противоречия разрешаются через внешние.
Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...
... системы в формировании успешности школьников; 3. Изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа. Теоретической основа: Кулагина, И.Ю., ... и списка использованной литературы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА 1.1. Репрезентативные системы человека Эффективность ...
В свою очередь внешние противоречия имеют свойства трансформироваться во внутренние, порождая состояние психологического дискомфорта и угнетенности. Поэтому педагогическое руководство преодолением внешних противоречий во взаимоотношениях с учащимися требует постоянного внимания к их эмоциональному самочувствию.
Контролируемые противоречияиграют позитивную роль, стимулируя переход субъектов общения из одного качественного состояния (интеллектуального, эмоционального, волевого) в другое, способствуя совершенствованию межсубъектного взаимодействия. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и учащихся, ведет к взаимопониманию. Гармонизация взаимоотношений помогает обретению общих интересов и совпадению целей.
Психологическая глухота учителя к стремлениям и потребностям учащихся, их актуальным переживаниям и настроениям провоцирует недисциплинированность, внутреннее и внешнее сопротивление педагогическим целям.
Преодоление межличностных противоречий может осуществляться на интуитивном, эмпирическом и научно осознанном уровнях. В основе спонтанного поведения учителя лежит метод проб и ошибок. Опасность этого пути заключается не только в принятии ложных решений, но и в отсутствии педагогического предвиденияи перспективы, в неуправляемости процесса общения.
Межличностные противоречиябывают глубокимии поверхностными, длительнымии кратковременными.Игнорирование противоречий, затрагивающих глубинные интересы и потребности учащихся, чревато конфликтами, разрешение которых для учителя представляет повышенные трудности.
Преодоление противоречий, с которыми учитель сталкивается в повседневном общении с учащимися, требует высокой коммуникативной компетентности. Ее доминантой является использование гуманистических технологий,отказ от авторитарности, организация демократического общения с учащимися, когда разрешение межличностных разногласий опирается не столько на расхождения между сторонами, сколько на поиски единства,того, что может сблизить учителя и учащихся, ориентация на совместное решениевозникающих проблем. Несмотря на разницу в функциях и социальных ролях учителя и учащихся, их объединяет совместная предметная деятельность. Равнопартнерское субъект-субъектное взаимодействие позволяет объединить процессы образования и воспитания в процессы самообразования и самовоспитания.
Дефектность авторитарных способов регуляции взаимоотношений с учащимися заключается в том, что процессы обучения и воспитания реализуются как бы вопреки их желаниям и интересам. Основные усилия учителя направляются не на организацию диалога, а на одностороннее предъявление категорических требований, на подавление сопротивления им, внешнее дисциплинирование путем применения различного рода педагогических санкций.
Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста
... вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти “ролевые” противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик. Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда ...
Тяга учителя к насильственному или гуманистическому, ненасильственному, преодолению межличностных противоречий наглядно проявляется в конфликтных ситуациях. Для того чтобы произошел конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и несовпадающих позиций партнеров. Необходима педагогическая ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент(от лат. тсШеШез — неприятный случай, происшествие), провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал неблагополучия в общении, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой
Помимо личностно инициированных субъективных конфликтных ситуаций различают объективные конфликтные ситуации,выступающие перманентными источникамиинцидентов. Например, непродуманно составленное учебное расписание, когда уроки физкультуры предшествуют занятиям математикой или физикой, способно провоцировать нарушения заведенного порядка, ибо не каждый ребенок бывает способен к быстрому переключению с двигательной активности на сугубо интеллектуальную деятельность. Нередко приходится наблюдать, как перегрузка ребят школьными уроками инициирует вспышку недисциплинированности.
Поведенческие реакции субъектов конфликта многообразныи зависят от их личностных особенностей. Это может быть открытый, скрытый и пассивный протесты.
К основным формам конфликтного поведения школьниковможно отнести: вызывающие действия и поступки(нарушение дисциплины, грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректное выражение несогласия; резкая критика действий и поступков педагога; скрытое противостояние(игнорирование педагогических требований, незаинтересованное отношение к учительскому мнению, уклонение от контактов, пропуск занятий); пассивный протест(молчаливое отчуждение, обида, слезы); провокационные действияи поступки («каверзные» вопросы, безобидные шалости и жестокие проделки с целью досадить педагогу).
40 % старшеклассников склонны к открытой конфронтации, 26 — к спокойному противостоянию, 25 — к скрытому противодействию и 9 % — к пассивному протесту. При этом учителя и учащиеся по-разному оценивают частоту возникающих конфликтов. У педагогов эта оценка значительно ниже. Старшеклассники, в особенности девушки, оказываются более чувствительными к дезинтеграции взаимоотношений1.
Изучение реакций учителей на конфликтное поведение школьников показало, что внимание большинства поглощается прямым противостоянием — дисциплинарными нарушениями, дерзкими выходками, непослушанием. В то же время не менее серьезные по своим последствиям формы конфликтного поведения — скрытый, пассивный протест ускользает из педагогического поля зрения. Равнодушие, игнорирование этих поведенческих реакций оборачивается потерей интереса детей к учению, отчуждением от учителя и школы.
Известно, что инициатором педагогического конфликта может быть не только школьник, но и сам учитель. Его кон-фликтогенные проявлениятакже отличаются разнообразием: грубость,попрание достоинства, наклеивание ярлыков («тупица», «бездельник», «двоечник» и т.д.); публичная компрометация учащегося,разглашение доверенных тайн; неприятие критики в свой адрес; скрытое унижение личности(иронии, насмешки); пристрастное отношение,выделение «любимчиков» и «козлов отпущения»; обидное нарушение педагогического этикета(например, к одним ласковое обращение по имени, к другим — официальное по фамилии); прямой диктат («Я сказал, значит, так и делай!»); местьи прямое или косвенное сведение счетов («Получи же то, что заслужил!», «Я предупреждал, но ты не слушал…»); запугивание(«Ты очень пожалеешь об этом!», «Я слов на ветер не бросаю, помни!», «Думаю, что твой отец не обрадуется, когда узнает об этом»); демонстрация превосходства — интеллектуального, нравственного («Не понимаю, как можно не разобраться в элементарных вещах», «В твои годы я уже…»); равнодушиек учебным успехам школьников; бойкотирование; лицемерие,расхождение слов и дел; использование третьих лиц (классного руководителя, родителей, администрации) для расправы; изоляция учащегося (перевод в другой класс, школу).
Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности
... С.М. Фридман в 1929 году разработал бланк оценки труда педагога, куда включил: академическую подготовку, педагогическую подготовку, сведения по отдельным предметам, подход к детям, интерес ... подошли к рассмотрению вопроса о профессионально важных качествах личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя. Что же понимается под профессионально важными качествами? Это «индивидуальные ...
Приведенный перечень достаточно типичных конфликто-генных, т.е. провоцирующихагрессивные реакции психологической защиты у детей, в своей сущности является выражением педагогического императива, нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить учебно-воспитательное взаимодействие на ненасильственной равнопартнерской основе.
Конфликтогенное поведение учителя представляет опасность не только потому, что ведет к обострению взаимоотношений с детьми. Образ действий, поступки наставника воспринимаютсяими как допустимая модель поведения,заражая агрессивностью и репрессивностью. Поэтому не лишено основания предупреждение специалистов из Американской психологической ассоциации о том, что «демонстрация насильственного поведения наказывающими взрослыми индуцирует привычку к насилию у детей»1.
Профилактикаконфликтности учебно-воспитательного взаимодействия начинается с умения учителя устанавливать педагогически целесообразные отношениясо школьниками. Это сложный процесс, поскольку приходится сталкиваться с различной направленностью отношения к себе: положительным и отрицательным, противоречиво-положительным и противоречиво-отрицательным, равнодушно-безличным.
Исключающим конфликтыявляется лишь положительное отношение.Именно тогда возникающие межличностные противоречия легко преодолеть, так как и учитель, и учащиеся объединяются совместным стремлением к достижению цели. Разногласия лишь обогащают совместный поиск и выбор решения возникающих проблем.
Безусловно конфликтным является отрицательное отношение.Неприязнь, негативное восприятие личности учителя создают постоянную напряженность в общении. При этом поведенческие реакции детей не отличаются адекватностью. Чтобы преодолеть их враждебные установки и завоевать доверие, уважение, педагогу требуется терпение, настойчивость, постоянная рефлексия.
При противоречиво-положительном отношении,когда у учащихся очевидны колебания между симпатией и антипатией к учителю, имеется, тем не менее, реальная основа для сотрудничества. Преодолеть конфликтность педагогу помогают такт, терпимость, настойчивость.
Конфликт в межличностных отношениях подростков
... этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств. Данное исследования направлено на выявление причин, вызывающих трудности в межличностном общении со ... Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий ...
Противоречиво-отрицательное отношение,будучи потенциально взрывоопасным, не исключает возможности накопления согласия и кооперативности в учебно-воспитательном взаимодействии. Учителю важно найти способы сближения и сотрудничества с детьми, усиления их положительных позиций, преодоления предубежденности и настороженности.
Потенциально деструктивным является равнодушное, обезличенноеотношение учащихся к педагогу. Апатия, эмоциональный застой способны смениться неожиданной, внешне немотивированной агрессией.
Установлена зависимость разрешения межличностных конфликтов от психологического стиляпедагогического общения.
Авторитарный стильпозволяет учителю выйти из конфликта при условии принятия учеником позиций учителя. Неустойчивый стиль,зависящий от эмоционального состояния педагога, способствует созданию нервозной обстановки в классе. Нейтральный стиль,характеризующийся внешним благополучием, затрудняет разрешение глубоких конфликтов. Доброжелательный стиль— наиболее благополучный, ибо позволяет легко, быстро и рационально устранять противостояние. Увлеченный стиль— антипод авторитарного — характеризуется наименьшей конфликтностью, позволяя выдвигать на первый план личностную значимость общения1.
Как руководитель педагогического общения, наделенный властными полномочиями, учитель несет ответственность за исход любого столкновения с учащимися.
Подведем итоги.
Педагогический конфликт возникает в разнообразных ситуациях общения как результат межличностных противоречий учителя и учащихся. Его основными структурными компонентами являются субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки и отношения.
Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивается гармонизацией межличностных отношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия
Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом.… Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития,… Известно, что продуктивное взаимодействие личностей реализуется при условии их сходстваи различия.Для возникновения…
Технология управления межличностными конфликтами
Управлениепедагогическими конфликтами проявляется в предвидениивозможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер,целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их разрешении.
Как динамично протекающему процессупедагогическому конфликту свойственна определенная этапность:
1) возникновение противоречия;
его осознание;
3) обострение;
4) поиски способов урегулирования;
5) разрешение.
Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять его истоки. Это чрезвычайно ответственный этап, ибо исход наметившегося рассогласования, его трансформация в конфликт зависят от последующих реакций. Они могут обострить или перевести возникшие противоречия на рельсы мирного урегулирования.
Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного ...
... установлении полноценных контактов с ними. Межличностные отношения занимают неотъемлемое место в жизни человека. Особенности общения и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью также ... школьников с интеллектуальной недостаточностью Глава 2. Изучение особенностей межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 2.1 Цель, ...
Австралийские ученые X. Корнелиус и Ш. Фейр подчеркивают, что преодоление конфликта зависит от бдительности,ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Это может быть возникновение эмоциональной напряженности, переживание дискомфорта, восприятие партнера, создающее негативные установки, или мелкие инциденты, несущие в себе зерна серьезных противоречий. Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов — это способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов конфликта
Показателем невысокого профессионализма является восприятие конфликта как угрозы личному престижу и стремление любой ценой подавить его в зародыше. Педагогическая репрессивность загоняет межличностные противоречия вовнутрь, неумолимо порождая неприязнь и отчуждение школьников. От педагога требуется не избегание или подавление конфликтов, а управление ими.
Успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики.Стратегия определяет принципиальную линию поведения учителя, направленную на реализацию долговременных учебно-воспитательных целей. Тактика, как ее составная часть, детерминирует алгоритм непосредственного взаимодействия, выбор педагогических реакций в конкретной конфликтной ситуации.
Стратегия и тактика определяются на основе многостороннего анализа сложившейся ситуации, учета личностного своеобразия субъектов, специфики объекта и предмета конфликта.
Конфликтное взаимодействие, приводящее к утрате внутренних контактов с детьми, обусловлено поспешными эмоциональными реакциями педагога — публичным выяснением причин ученических проступков типа опоздания на урок или его пропуск, бесцеремонными громогласными дисциплинарными замечаниями и наказаниями, направленными на сиюминутное пресечение поступков, не укладывающихся в традиционные поведенческие рамки.
Достижение ближайших целей без учета отдаленных последствий принимаемых мер может создать лишь чисто внешнее впечатление разрешения противоречий и восстановления порядка, а на деле — обострение, усиление конфронтации, принимающей скрытое хроническое течение и приводящей к опасному отчуждению воспитанника от воспитателя.
Преодоление конкретного конфликта — не самоцель, а очередной этап в совершенствовании системы взаимоотношений и личностного развития воспитанников.Лишь единство стратегии и тактики обеспечивает оптимальный выбор технологии управления педагогическими конфликтами.
Представляется целесообразной типология стратегий управления конфликтами, предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном (Психология: Словарь. М., 1990. С. 175).
Если взять за основу их концепцию, можно выделить следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.Рассмотрим особенности их проявления в конфликтном взаимодействии.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...
... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….9 1.1. ... ключевых и профессиональных компетенций, поэтому методы и технологии их формирования, измерения являются актуальными. Не ... представляют собой способность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, под саморазвитием ...
В процессе налаживания контактов у учителя возникает необходимость в приспособлениик индивидуальному своеобразию своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффективность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть, — подвижным и вялым вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым. Суть приспособления — в многосторонней ориентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личностных проявлений школьников
В щадящем общении нуждаются «трудные», как правило, «несчастные дети» (Э.Ш. Натанзон), которым свойственны душевный дискомфорт и устойчивый негативизм к педагогическим требованиям. Поэтому особая терпимость необходима по отношению к учащимся, перенесшим психическую травму. Так, у детей и подростков, жертв чернобыльской катастрофы, обнаружены повышенная тревожность, доминирование пессимистических настроений, «взрывные» реакции, отчужденность, ожидание опасности1.
У учащихся, переживающих внутриличностный конфликт, противостояние учителю бывает не следствием серьезных межличностных разногласий и их осознания, а формой разрядки, снятия переживаемого стресса
Следует иметь в виду, что у самого благополучного ребенка бывают конфликтные периоды жизни. Они связаны с переживанием возрастных кризисов, тягостными личными переживаниями, перепадами настроения, сложностями адаптации к меняющимся условиям семейной и школьной жизни — введением нового учебного предмета, сменой учителя, класса и т.д.
В каждой школе есть дети, составляющие группу риска. Общение с ними требует от учителя знания их болевых точек и гибкой тактики, умения своевременно снимать эмоциональное напряжение, отвлекать внимание от травмирующих обстоятельств.
Близка к приспособлению стратегия уклонения,сознательный уход учителя от конфронтации. Это бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии ребенка.
Сопротивление действиям учителя часто свойственно подростку в кризисные периоды взросления как выражение обостренной потребности к самоутверждению. Спонтанно возникающая агрессивность нейтрализуется подчеркнутым хладнокровием и выдержкой педагога, умелым отвлечением внимания от «яблока раздора», спокойной тональностью общения, умением что-то не заметить. Ответные же нервозность и гневливость провоцируют эмоциональные срывы и обостряют конфликт. Неожиданные реакции — шутка, демонстративное молчание — действуют на «бунтаря» более отрезвляюще, чем нотация и дисциплинарные санкции.
Говоря о педагогических стратегиях приспособления и уклонения, нельзя не отметить, что частота их использования может обернуться проявлением у некоторых ребят безответственности за свои поступки, укоренением психологии вседозволенности.
Бывает необходимой и стратегия отступления.Как и любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценности. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность обезоруживают ребят, снимают отчуждение. Шаг назад, который делает учитель, предупреждает эскалацию напряжения.
Компромиссстроится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество,построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности. Демократичность отношений, открытый обмен мнениями, мыслями позволяют рассматривать различные точки зрения, инициировать плюрализм взглядов и формировать умение видеть многообразие выходов из проблемной ситуации.
Равнопартнерское сотрудничество, к которому учитель побуждает учащихся («Не знаю, что делать. Подумаем вместе», «А как бы Вы поступили на моем месте?»), оказывается в воспитательном отношении более результативным, чем единоличное принятие правильного решения. Это бывает важно при серьезных разногласиях. Американский психолог Джинн Грэхем Скотт считает, что открытое обсуждение конфликта — лучший способ предотвратить его эскалацию1.
Педагогическое общение не исключает стратегии доминирования,основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельствах, например в ситуациях угрозы психическому или физическому здоровью детей, когда воспитатель в силу жизненного опыта и компетентности немедленно принимает решение, безоговорочно подчиняя своей воле.
Доминирование привлекает многих учителей незамедлительностью педагогического эффекта. Например, если ученик болтает на уроке, то публично сделанное замечание или внушение заставляет его замолчать.
Представляет определенный интерес оценка последствий наказаний самими учащимися. Из 124 опрошенных старшеклассников разных школ Республики Беларусь 26 % отмечают их положительное влияние, 35 — отрицательное и 39 % — нейтральное.
О чем могут свидетельствовать эти данные? Прежде всего о традиционно широком использовании наказаний, адаптации к ним школьников, восприятии их как неизбежного спутника общения с учителем. Они красноречиво говорят о невысокой воспитательной эффективности этой меры воздействия. Надеяться на ее спасительность весьма опрометчиво. Более того, она требует от учителя серьезной осмотрительности, чтобы не навредить ученику и не разрушить отношения сотрудничества Уязвимость доминирования заключается прежде всего в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельностьсамого ребенка, препятствуя включению механизма саморегуляции.Злоупотребление этой стратегией оборачивается репрессивностью учителя, когда за любым нарушением школьного регламента неумолимо следуют педагогические санкции. По мнению психологов, тяготение к принятию властных решений выдает равнодушие к межличностным отношениям1.
В сложных случаяхзатяжных конфликтов учителю приходится творчески сочетать различные технологии,комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т.д. Например, приспособление и уклонение позволяют выиграть время, необходимое для принятия взвешенных решений.
Чтобы выяснить частоту использования того или иного типа стратегий в школьной практике, был применен ретроспективный метод аутосоциометрии, предполагающий измерение взаимоотношений самими субъектами общения на основе прошлого опыта (Л. Росснер, ЯЛ. Коломинский).
По мнению 100 студентов педвуза, окончивших школу в 90-х годах, в конфликтных ситуациях их учителя предпочитали:
доминирование — 37 %
компромисс — 17 %
уклонение — 15 %
сотрудничество — 11 %
приспособление — 10 %
отступление — 10 %
Полученные данные говорят о многообразии профессиональных подходов к решению возникающих коммуникативных проблем. Однако высокий процент доминирования (37 %) свидетельствует об очевидной тенденции прибегать к педагогическому диктату.
Если проанализировать педагогические технологии, позволяющие преодолеть межличностные конфликты, нельзя не заметить решающего значения «Я-позиции»учителя. Оптимальными являются его действия и поступки, соответствующие позиции «взрослого», а не «родителя» и «ребенка». Именно позиция «взрослого» проявляется в способности идти навстречу провинившемуся воспитаннику, быть инициатором примирения,преодолевая свои слабости — амбициозность, обидчивость, мстительность и т.п., не вынуждая его к унизительному вымаливанию прощения.
Тяготение к позиции «родителя» оборачивается применением запретительных и репрессивных мер. Характерные для состояния «ребенка» беспомощность, бессилие перед волевым нажимом, а иногда и капризом школьников дискредитируют педагогический авторитет.
Педагогу нередко приходится выступать в роли «третейского судьи»,помогая преодолевать межличностные и лич-ностно-групповые конфликты, время от времени возникающие в среде учащихся. Выполнение миссии посредника в нормализации взаимоотношений школьников отличается сложностью, предполагая соблюдение педагогического такта. Прежде всего целесообразно отказаться от прямого вмешательства в ученические взаимоотношения. Оно может быть оправдано лишь в крайних случаях, когда кто-то из ребят нарушает культурные эталоны общения, прибегая к оскорблению, унижению человеческого достоинства, клевете, рукоприкладству. Изжила себя и примитивная практика наказания обеих конфликтующих сторон.
Испытанием профессионализма учителя служат ситуации скрытого или открытого неприятия,жестокого бойкотирования классом или его частью кого-то из учащихся, как правило трудного ребенка. В регуляции межличностных или личностно-групповых отношений школьников опрометчиво рассчитывать на спасительность каких-то разовых мероприятий, уговоров и наказаний. Весьма важен системный анализ истоков конфронтации, выявление ее глубинных причин, личностно-ориентированный подход, работа с родителями. Репрессивная тактика, как правило, затрудняет процессы самоанализа и критической самооценки, без которых невозможна психологическая перестройка инициаторов конфликта.
Гармонизация ученических взаимоотношений требует постоянной заботы учителя. Заразительны его собственные манеры поведения в конфликтной ситуации. Многое зависит от умелой организации, равнопартнерского взаимно-доверительного диалога при обсуждении актуальных нравственно-психологических проблем, тактичной корректировки нежелательных поступков.
В сложных проблемных случаях от учителя требуется психологическая зрелость, собранность, взвешенность, адекватность решений, принятие осознанной ответственности за последующее развитие межличностных отношений.
От выбора педагогической технологии управления конфликтамив конечном итоге зависит мироощущение детей,отношение к себе и людям, общий жизненный тонус.Необдуманные решения или подавление противостояния вызывают тревогу, ощущение беспомощности, смятение, разлад, отрицание, поляризацию одиночества, низкую производительность, вялость, затаенный гнев, стресс, усталость, болезнь1.
Сравнительный анализ исследовательских данных, полученных в 80-х и 90-х годах об особенностях поведения школьных учителей в конфликтных ситуациях, свидетельствует о заметном отходе от авторитарности, об отказе от прямой конфронтации с учащимися. Если в начале 80-х годов более 66 % учителей использовали внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения педагогических санкций, то в конце предпочитаемыми становятся компромиссные решения2.
1) Подведем итоги. Успех преодоления межличностных конфликтов обусловлен восприятием любого рассогласования взаимоотношений с учащимися как достаточно серьезной психолого-педагогической проблемыВыбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчестваи зависит от комплекса обстоятельств. Кним относятся индивидуальное, возрастное своеобразие личности воспитанника, уровень его культуры;
2) актуальное эмоциональное состояние, склонность к невротическим реакциям;
3) мотивы конфронтации (непосредственные, глубинные);
4) объект конфликта и конкретные условия его протекания (на уроке, перемене, в присутствии сверстников или наедине с учителем и т.д.);
5) длительность и характер сложившихся отношений;
6) общественное мнение класса;
личностные психологические и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности