Память и ее развитие

1

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №14»

Реферат-исследование по психологии

Память и ее развитие

Выполнила: Анненкова А. С.

Руководитель: Бирзгал И. Р.

Нягань

2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Память и ее развитие

1.1 Что такое память?

1.2 Как работает наша память?

1.3 Виды памяти и их назначение

1.4 Особенности памяти детей дошкольного и школьного возраста

1.5 Особенности памяти подростков

1.6 Закономерности запоминания и сохранения информации или как улучшить свою память

Заключение

Примечания

Список использованной литературы

Введение

Часто можно услышать: «ему повезло — у него хорошая память». Это говорит о том, что люди осознают значимость памяти, как для повседневной жизни, так и для учения и работы.

Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена в будущее. Именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представления человека о себе, об окружающем мире и на основе этой информации строить свою деятельность, личные отношения с другими людьми.

Вольтеру принадлежат слова о том, что без памяти человек не сможет ничего изобрести, не сможет скомбинировать и двух идей.

А что может произойти с человеком, в случае нарушения или потери памяти?

Специалистами выделяются следующие нарушения в деятельности памяти:

«Амнезия (забывание произошедших событий),

Агнозия (нарушение зрительного, слухового или тактильного восприятия, при котором человек не способен узнавать предметы или людей),

Апраксия (забывание способов осуществления определенных действий),

Афазия (забывание слов и нарушение речи)»1.

Человек с такими тяжелыми нарушениями памяти не может полноценно жить и функционировать, он нуждается в медицинской помощи и опеке близких людей.

Информация такого характера показывает нам, что значение памяти просто трудно переоценить.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание - главный процесс памяти. От ... информации 2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания Заключение Список используемой литературы 34 Введение Память – один из самых сложных и достаточно ...

Наличие хорошей памяти особенно важно в наше время, потому что ежедневно на человека обрушивается целая лавина самой разнообразной информации, а еще человек сам ищет нужную информацию.

Как правильно распорядиться с таким количеством информации?

Что такое память?

Можно ли обойтись без блестящей памяти и быть успешным?

Как правильно использовать свои возможности для запоминания?

Как развить свою память?

Вот те вопросы, которые волнуют меня и моих сверстников — подростков. Для нас эти вопросы актуальны еще и потому, что постоянно увеличивается и усложняется объем учебного материала, который нужно усвоить в школе.

В данной работе мы постарались осветить теоретическую сторону вопроса о памяти, ее видах, законах функционирования, подобрали конкретные рекомендации по развитию памяти.

Мы пришли к выводу, что память необходима, но отсутствие блестящей памяти — не повод для печали, это повод для ее развития.

Память должна трудиться.

1. Память и ее развитие

1.1 Что такое память?

Древние греки считали богиня памяти Мнемозину матерью девяти муз покровительниц всех известных наук и искусств.

А классик французской психологии Пьер Жане сказал «Память — это преодоление отсутствия».

Наш современник — российский психолог Г. К. Середа дал такое определение: «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)».

Иными словами , память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Наш опыт — это информация, полученная нами по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Причем человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду, он активно ищет эту информацию, пытаясь удовлетворить врожденную потребность к новому. При этом человек изменяет, преобразует факты и явления окружающего.

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. О тяжелых нарушениях памяти мы писали выше.

Среди ученых часто можно встретить людей с так называемой академической рассеянностью. Такие люди забывают порой многие элементарные вещи: свой домашний адрес, имя знакомого, что объясняется их высокой сосредоточенностью на других проблемах.

В то же время были и есть люди — обладатели феноменальной памяти. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов, Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех солдат. Но особенно впечатляют способности великого врача, философа и математика Авиценны: он за несколько лет сумел прочитать и запомнить 10 тысяч книг огромной библиотеки бухарского правителя, а когда сгорела библиотека, смог восстановить их по памяти: в одном зале были посажены 40 писцов, и Авиценна каждому стал диктовать одну из погибших книг.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими ... той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы ...

Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. И все-таки память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации индивидом. Она «связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития личности»2.

1.2 Как работает наша память?

Что же происходит с информацией, попавшей в наш внутренний мир? — Информация обрабатывается различными механизмами памяти. Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной (зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой)

памятью. Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Но если информация сохранилась, на нее обратили внимание, то она попадает в кратковременную память.

«Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой — либо деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или слов: это нужно для того, чтобы уловить смысл всего предложения. Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо сразу используется сознанием, либо отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.»3

При кратковременной памяти, материал запоминается быстро, но ненадолго.

Долговременная память требует больших усилий, но позволяет сохранить информацию на многие годы.

1.3 Виды памяти и их назначение

В настоящее время различают несколько видов памяти.

Моторная память является самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плавание и др. Она помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память фиксирует переживания, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции фиксируются практически мгновенно и непроизвольно.

Наглядно — образная память включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую и слуховую память. Информация запоминается в виде образов. Образная память помогает запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д.

Словесно — логическая память возникает позже всех остальных видов памяти. Никаких готовых программ у этой памяти нет. Словесно — логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. при которой преимущественно запоминаются тексты, формулы, схемы, термины;

Эйдическая память проявляется далеко не у всех людей. Она связана с такой особенностью восприятия, как синестезия: например возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин при восприятии музыки.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... хорошо воспроизводят и достаточно долго хранят в памяти информацию которую запомнили. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые наоборот, быстро запоминают, но зато так ... воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует показатель объема. В среднем он равен от 5 до 9 единиц информации и находится по числу единиц информации, которое человек в состоянии ...

Говоря о видах памяти, здесь уместно привести в пример сказку:

Сказка о видах памяти и Карасе, который был невиновен.

В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб — больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.

Как-то старого Сома разбудил страшный шум. Оказалось, что несколько обитателей не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.

— Что случилось? — спросил Сом, шевеля длинными усами.

Все снова закричали.

-Карась-преступник!

— Казнить его!

— Злодей!

— Наказать, чтоб другим не повадно было.

-Говорите по очереди, — предложил Сом.

— Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.

-Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю — недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлём толкаются. Ну, прямо дерутся, и кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, — это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось — ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает.

-У, злодей! Наказать его надо, наказать!

— Говори теперь ты, Щурёнок, — велел Сом.

— Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!» Карась ему: «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: Пусти меня! Я голодный», а Карась: « Не хватай его — пожалеешь!»

Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.

-Так, — медленно произнес Сом.

— Кто ещё там был?

— Я, — ответил дрожащий голосок.

— Я, Подлещик. Я не так всё помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная, Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит.

— Ты не отвлекайся, Подлещик, — сказал Сом.

— Вот я и помню, тревогу почувствовал. А потом — плеск, крики, Ой! И Подлещик залился слезами.

— Я так перепугался!

— Так что же произошло? Помнишь ты или нет? — настойчиво спросил Сом.

— Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем винят.

— Ладно. А, что скажет сам Карась в своё оправдание?

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая ... XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, ...

— А вот, что я скажу, — ответил Карась.

— Запомнили рыбы все правильно, только все по-своему. Поэтому и неверно все поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлём — правда, и то, что кричали друг другу, — тоже, правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу — человек с удочкой. Не послушался он меня, схватил червяка, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть.

Мудрый Сом осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.

— Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все, потому что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видели и то, что слышали и то, что чувствуете, тогда, может быть, сумели бы понять все правильно.

Да. Бывает, что у одного человека лучше развита зрительная память, у другого — слуховая, у третьего — эмоциональная.

И каждого человека есть все виды памяти, но одна какая-то память может быть развита лучше, чем остальные. Поэтому один лучше запоминает зрительные образы, другой — звуки, третий — свои эмоциональные состояния или свои ощущения, так музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник и охотник имеют, высокоразвитую зрительную память. А у спортсменов развита память на движения (двигательная).

Лучше развивать все виды памяти, тогда и наши воспоминания станут ярче, красочнее. Они будут насыщены звуками, чувствами. Тогда при воспоминании ты как будто снова оказываешься в пережитой ситуации и можешь вспомнить все подробности.

Скорость заучивания у людей также разная.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть к смысловому запоминанию.

Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше.

Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал, всплывает в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольная.

Непроизвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Обобщить информацию о видах памяти нам поможет схема «Память»:

Память.

По степени активности человека в процессе По длительности хранения

запоминания: информации:

а) непроизвольная а) кратковременная

б) произвольная б) долговременная

в) оперативная

По виду анализатора, через который поступает информация:

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно выступает в виде ... появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной ... всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникают в сознании ...

А) слуховая

Б) зрительная

В) двигательная (моторная)

Г) смешанная

Свойства Виды

а) объем а) наглядно-образная

б) прочность (лица, звуки, цвета, и др.)

в) точность б) словесно-логическая

г) организованность (понятия, схемы, термины.)

в) эмоциональная (чувства.)

г) эйдическая

Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников, подростков) характерны свои особенности памяти, потому мы считаем просто необходимо, познакомить вас с ними. Степень владения человека в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребёнка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применение сохраненного памятью в жизни.

1.4 Особенности детей дошкольного и младшего возраста

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенцы узнают свою мать, затем других близких людей, улыбается им.

Однако, на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигатель память является основной, на которой формируется все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной.

Младший школьник учится писать, читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т. д.

Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствия и неудовольствия оттого, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и у подростка — различны.

Особенно богата память дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д.),

а также и несущественные признаки, частые детали, которые ребенок видит у отдельного дома, у отдельного животного, у отдельного дерева и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлением, кажется ему общей.

Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». «Рассказы о детях» В. Верссаева, содержат много подобных примеров. Приведём один из них. Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья и ещё сливы с косточками». «Причем листья и косточки?» «Вор — воплощение всего злого и недозволенного. Тане запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далёких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство- это исключительная фотографичность.

Дети легко могут заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, откланяется от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь.

4 стр., 1907 слов

Приемы запоминания информации

... запоминанию. Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. ... которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и ...

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, (школьник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и точно помнить впоследствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинается формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается словесно — логическая, при вспоминании начинают выделять более существенные признаки предметов.

Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей.

1.5 Особенности памяти подростков

Д. Б. Эльконин характеризуя память подростков, писал, что память становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образной. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подросток более часто употребляет именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используется для запоминания информации механическая память.

Известный психолог А. Н. Леонтьев исследовал развитие непосредственной и опосредственной памяти у детей и установил особенности их преобразования. Учёный показал, что с возрастом идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредственного. От дошкольного к младшему возрасту увеличивается разрыв между продуктивностью непосредственного и опосредственого запоминания. В подростковом возрасте прирост запоминания, замедляется, а прирост продуктивности, опосредственного запоминания увеличивается.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами.

Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить — значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материал, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запоминать, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим проявляется интерес подростков к способам улучшения, тренировкой памяти.

Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации; логических схем, рассуждений.

Подростка надо научить правильно, ставить цель для запоминания материал. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... г, д, ж.       Тема: Память.              План: 1. Сущность памяти.  2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание.  5. Непроизв

1.6 Закономерности запоминания и сохранения информации или как улучшить свою память

«Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации» 4.

Для того, чтобы люди могли улучшить свою память, её надо тренировать. При этом необходимо знать закономерности запоминания и сохранения информации:

Информацию нужно запоминать активно;

Информация должна быть эмоционально насыщенной;

Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца;

Лучше запоминаются начало и конец информации;

Долгосрочность запоминания зависит от установки;

Запоминание ухудшается при запоминании объема сходного материала.

Как же улучшать свою память?

Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память теснейшим образом связана с мышлением, необходимо непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если постараться найти в тексте главную мысль, сделать конспект, ставить вопросы на полях, спорить с автором, переводить текстовый материал в схематическую форму и наоборот.

Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует чаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать ее будет интереснее, а следовательно, больше запоминаться.

К предстоящей работе с материалом следует готовиться заранее. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать что — либо популярное на эту тему. Можно также подумать над тем, что знаешь на предложенную тему, оценить насколько информация пополнит знания.

Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, экзаменам. Ученые раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем оперативной памяти (7), т. е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

5. Не следует учить друг за другом похожие предметы.

Т. е. не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все только что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее.

Нужно бороться с забывчивостью. Например, представляя обстановку, в которой происходят события, можно припомнить и само это событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга, так узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому они появились.

Вся информация должна восприниматься, как законченное целое. Так стихотворение или параграф надо прочитывать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

Рекомендации для смыслового запоминания можно сформулировать так:

Осознайте, зачем следует запоминать материал.

8 стр., 3620 слов

Память. Ее значение и виды

... является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует ...

Осознайте, что надо запомнить.

Проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями.

Выделите главное, суть материала, который надо запомнить.

Обобщите содержание.

Запомните обобщение.

Фрадков И. С. прелагает подросткам усвоить следующие правила сохранения знания:

Выделить то, что нужно запомнить.

Отвлечься от всего постороннего и сосредоточить свое внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.

Выделить в объектах главное и второстепенное, найти связи объектов друг с другом.

В сложном материале автор советует обязательно выделять смысловые веки.

Опирайтесь на свой тип памяти, активизируя образные представления.

Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запоминали.

Не смешивайте узнавание и воспроизведение.

В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от дальнего факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагом памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

Укрепляя и тренируя память не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность и воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

Лучшие результаты можно получить, если занятия проводятся утром между 8 и 12 часами — потом наступает спад. Новый пик эффективности наступает к 19 часам.

Чашка чая, улучшают, активизируют память.

Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Лучше всего развивать память детей и подростков с помощью игр. Например, игра «Предметы».

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Из каждой команды выбирают по водящему.

Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит, запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности, какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих.

В роли водящего должен выступать каждый член команды. Таких игр много и их освещение возможно в специальном исследовании.

Отдельный разговор можно посвятить и такой интересной теме , как мнемотехника, которую еще называют построением ослиных мостиков.

«Мнемотехника — руководство по заучиванию фактологического материала, использованию специальных приемов и способов для улучшения запоминания». Вот некоторые из них 6:

Для запоминания группы слов можно каждое слово сократить до начальной буквы , а потом по этим буквам нужно придумать осмысленную фразу, состоящую из новых слов. Таким способом мы заучивали последовательность цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

При запоминании номеров телефонов, можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр: 35-89-54 89= 35+54 или 65-43-5, можно заучить по убывающей 6,5,4,3 + «отлично»

Пием смыслового кодирования: число314159 можно запомнить при помощи следующей фразы:»Это я знаю и помню прекрасно» — количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа

Продолжать можно до бесконечности, потому что поиски приемов заучивания фактов и информации начались еще в позапрошлом веке.

Подводя итог сказанному о закономерностях развития памяти, можно сказать, что мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок. «По расчетам Фон Неймана — создателя кибернетики — в принципе человеческий мозг способен вместить в себя примерно 10 в 20 степени единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой государственной публичной библиотеки». 5 Мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы, а упорство и трудолюбие при развитии памяти поможет каждому стать обладателем прекрасной памяти.

Заключение

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации называется памятью. Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Что же нужно для хорошей памяти?

А. В. Суворов говорил: «Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует».7

Психологические эксперименты доказали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала, а самое главное — умение быстро извлекать, воспроизводить из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить.

Следовательно, чтобы иметь хорошую память, нужно развивать способности к систематизации материала, умения «поместить его на нужную полку в кладовой ума», при этом четко сформулировать для себя что , как, и насколько долго нужно этот материал запомнить.

Как показывает повседневный опыт, лучший способ осознать и глубоко запомнить материал большого — это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным.

В своей работе мы дали определение памяти как одного из важнейших психических процессов, ознакомили читателей с видами памяти и их назначением, подробно осветили закономерности запоминания и сохранения информации, а также рассмотрели приемы, способствующие развитию памяти и лучшему запоминанию.

По данным министерства образования за последние 60 лет объем изучаемого материала в школе, а следовательно, того, что нужно запомнить, увеличился в 3 раза. Поэтому так важно знать, как улучшить свою память именно в школьном возрасте.

Вопросам особенностей развития памяти в разные возрастные периоды мы посвятили отдельные главы данной работы.

И хотя мы не ставили своей целью проведение практического исследования, изучение теоретического материала натолкнуло нас на мысль, что просто необходимо продолжить работу в этом направлении, использовать полученные знания для развития памяти учащихся нашей школы и отследить динамику изменений и состояние памяти в обычной и контрольной группе учащихся.

В любом случае, не стоит останавливаться на достигнутом, а полученные знания о возможностях развития памяти не будут лежать мертвым грузом. Это ценнейший материал для саморазвития. Работайте над собой. Успеха всем, кто заинтересовался этой проблемой.

Примечания

1. Вачков И. «Память и личность.» «Школьный психолог» 2002.№5. с.7.

2. Столяренко Л. «Основы психологии.» — Ростов — на Дону. 1997.

3. Вачков И. «Память.» «Школьный психолог» 2002.№4.

4. Вачков И. «Память.» «Школьный психолог» 2002.№4.

5. Вачков И. «Память и личность.» «Школьный психолог» 2002.№5. с.7.

6. Пономаренко Л. Белоусов Р. «Психология для старшеклассников.» — М. 2003.

7. Пономаренко Л. Белоусов Р. «Психология для старшеклассников.» — М. 2003.

Литература

1. Аржакаева Т. «Память.» «Школьный психолог» 2001.№16. с.7.

2. Богданова Т. Г. Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка.» — М., 1994.

3. Вачков И. «Память и личность.» «Школьный психолог» 2002.№5. с.7.

4. Вачков И. «Память.» «Школьный психолог» 2002.№4.

5. Карстен Г., Кунц М. «Отличная память.» — С.- Петербург 2004.

6. Коваленко С. «Развитие познавательной деятельности.» — М. 1999.

7. Немов Р. «Психология.» — М. 1998.

8. Павлова М. «Память. Переключая Каналы.» «Школьный психолог» 2001.№24. с.13.

9. Пономаренко Л. Белоусов Р. «Психология для старшеклассников.» — М. 2003.

10. Рогов Е. «Психология человека.» -М. 1999.

11. Тихомирова Л. «Развитие познавательных способностей детей.» — Ярославль 1996.

12. Тихомирова Л. «Развитие интеллектуальных способностей школьика.» — Ярославль 1996.

13. Столяренко Л. «Основы психологии.» — Ростов — на Дону. 1997.

14. Хорхе Л. «Чудо — память.» «Школьный психолог» 1998.№11. с.11.

Выступление

Уважаемые члены жюри, исследователи и гости!

Позвольте представить вашему вниманию исследование по теме «Память и ее развитие».

Почему эта тема заинтересовала нас?

Потому что часто можно услышать: «ему повезло — у него хорошая память». Люди осознают важнейшую значимость памяти, как для повседневной жизни, так и для учения и работы.

Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена в будущее. Именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представления человека о себе, об окружающем мире и на основе этой информации строить свою деятельность, личные отношения с другими людьми.

Вольтеру принадлежат слова о том, что без памяти человек не сможет ничего изобрести, не сможет скомбинировать и двух идей.

Человек с такими тяжелыми нарушениями памяти не может полноценно жить и функционировать, он нуждается в медицинской помощи и опеке близких людей.

Значение памяти просто трудно переоценить.

Всегда были и есть люди — обладатели феноменальной памяти. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов, Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех солдат. Но особенно впечатляют способности великого врача, философа и математика Авиценны: он за несколько лет сумел прочитать и запомнить 10 тысяч книг огромной библиотеки бухарского правителя, а когда сгорела библиотека, смог восстановить их по памяти: в одном зале были посажены 40 писцов, и Авиценна каждому стал диктовать одну из погибших книг.

Наличие хорошей памяти особенно важно в наше время, потому что ежедневно на человека обрушивается целая лавина самой разнообразной информации, а еще человек сам ищет нужную информацию.

Как правильно распорядиться с таким количеством информации?

Что такое память?

Можно ли обойтись без блестящей памяти и быть успешным?

Как правильно использовать свои возможности для запоминания?

Как развить свою память?

Вот те вопросы, которые волнуют меня и моих сверстников — подростков. Для нас эти вопросы актуальны еще и потому, что чем старше мы становимся, тем больше увеличивается и усложняется объем учебного материала, который нужно усвоить в школе.

В процессе изучения темы, мы пришли к выводу, что память необходима, но отсутствие блестящей памяти — не повод для печали, это повод для ее развития.

Память должна трудиться.

Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок. «По расчетам Фон Неймана — создателя кибернетики — в принципе человеческий мозг способен вместить в себя примерно 10 в 20 степени единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой государственной публичной библиотеки».5 Мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы, а упорство и трудолюбие при развитии памяти поможет каждому стать обладателем прекрасной памяти.

«Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации».

Что же нужно для хорошей памяти?

А. В. Суворов говорил: «Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует».

Психологические эксперименты доказали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала, а самое главное — умение быстро извлекать, воспроизводить из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить.

При этом необходимо знать закономерности запоминания и сохранения информации:

Информацию нужно запоминать активно;

Информация должна быть эмоционально насыщенной;

Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца;

Лучше запоминаются начало и конец информации;

Долгосрочность запоминания зависит от установки;

Запоминание ухудшается при запоминании объема сходного материала.

Как же улучшать свою память?

1. Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память теснейшим образом связана с мышлением, необходимо непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если постараться найти в тексте главную мысль, сделать конспект, ставить вопросы на полях, спорить с автором, переводить текстовый материал в схематическую форму и наоборот.

Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует чаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать ее будет интереснее, а следовательно, больше запоминаться.

Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

4. Не следует учить друг за другом похожие предметы.

Т. е. не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все только что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее.

Нужно бороться с забывчивостью. Например, представляя обстановку, в которой происходят события, можно припомнить и само это событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга, так узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому они появились.

Вся информация должна восприниматься, как законченное целое. Так стихотворение или параграф надо прочитывать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

Как показывает повседневный опыт, лучший способ осознать и глубоко запомнить материал большого объема — это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным.

Укрепляя и тренируя память, не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность и воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

Чашка чая, улучшают, активизируют память.

Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Лучше всего развивать память детей и подростков с помощью игр.

Отдельный разговор можно посвятить и такой интересной теме, как мнемотехника, которую еще называют построением ослиных мостиков или руководством по заучиванию фактологического материала.

Вот некоторые из них:

Для запоминания группы слов можно каждое слово сократить до начальной буквы , а потом по этим буквам нужно придумать осмысленную фразу, состоящую из новых слов. Таким способом мы заучивали последовательность цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». память запоминание развитие

При запоминании номеров телефонов, можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр: 35-89-54 89= 35+54 или 65-43-5, можно заучить по убывающей 6,5,4,3 + «отлично»

Пием смыслового кодирования: число314159 можно запомнить при помощи следующей фразы:»Это я знаю и помню прекрасно» — количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа

Продолжать можно до бесконечности, потому что поиски приемов заучивания фактов и информации начались еще в позапрошлом веке.

В своей работе мы дали определение памяти как одного из важнейших психических процессов, ознакомили читателей с видами памяти и их назначением, подробно осветили закономерности запоминания и сохранения информации, а также рассмотрели приемы, способствующие развитию памяти и лучшему запоминанию.

По данным министерства образования за последние 60 лет объем изучаемого материала в школе, а следовательно, того, что нужно запомнить, увеличился в 3 раза. Поэтому так важно знать, как улучшить свою память именно в школьном возрасте.

Вопросам особенностей развития памяти в разные возрастные периоды мы посвятили отдельные главы данной работы.

И хотя мы не ставили своей целью проведение практического исследования, изучение теоретического материала натолкнуло нас на мысль, что просто необходимо продолжить работу в этом направлении, использовать полученные знания для развития памяти учащихся нашей школы и отследить динамику изменений и состояние памяти в обычной и контрольной группе учащихся.

Думаем, что не стоит останавливаться на достигнутом, а полученные в ходе исследования знания о возможностях развития памяти, не должны лежать мертвым грузом. Это ценнейший материал для саморазвития. Работайте над собой. Успеха всем, кто заинтересовался этой проблемой.

Размещено на