ПОДГОТОВЬТЕ ХОРОШЕЕ ЧТЕНИЕ ОТЗЫВА ВСЛУХ

КРАСНЫМ ВЫДЕЛИЛА РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ АВТОРОВ ПИСЬМА.

Ролевая игра «Заседание редакционного совета»

Задание:

ü Перед вами два письма-отзыва. Какой из них вы бы выбрали для печати? Обоснуйте свой ответ.

 

Письмо первое.

Уважаемая редакция! Пишу вам, поскольку очень хочу повлиять на содержание работы Первого канала. Особое ваше внимание хочу привлечь к телепередаче «Поле чудес». Пора закрыть это шоу Якубовича. На мой взгляд, оно интеллектуально примитивное, эмоционально разлагающее. Являя собой один из вариантов американской игры «Колесо фортуны», наше шоу, как мне кажется, приобрело черты конкурса подарков. Утюги, кофемолки, миксеры становятся целью игры. И как зритель я вижу: во всем этом царят не ум и знания, не высокая культура общения и поведения, а примитивный азарт добычи, который подогревается ведущим. Возможно, что мое мнение не совпадает с позицией всех, кто смотрит эту передачу, участвует в ней, но во мне оно устоялось.

 

Письмо второе.

Уважаемая редакция! Хочу высказать свое мнение о передаче «Поле чудес». Это шоу, как и все телевизионные игры, украдено у американцев и топорно перелицовано на совковый лад. В нашем глухом краю быстро переняли игру по зарабатыванию очков. Вот только … колесо «Поля чудес» практически не крутится, да и угадывание слов — хоть какая-то тень умственной деятельности — отодвинуто на десятый план участниками, увлеченными взаимовручением съедобных и несъедобных предметов. За утюгом, за миксером, за кофемолкой спускаются семьи с гор, бредут через тундру, штурмуют поезда… В Москву! В Москву! к колесу! Там их оплюют, обхамят, зато если повезет, то им достанется целый телевизор! Ага! А в телевизоре — Якубович, а в Якубовиче опять телевизор, а в нем опять Якубович... По Т.Толстой

САМИ ПОДГОТОВЬТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ü Что общего в оценке передачи, в эмоциональном настрое писем?

ü Чем они отличаются?

ü Какими вы представляете себе авторов писем?

 

ü Прочитайте высказывание, примените данное утверждение к авторам писем.

Культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается ещё в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое… и наиболее уместное (С. Ожегов)

ПОДГОТОВЬТЕ ХОРОШЕЕ ЧТЕНИЕ ОТЗЫВА ВСЛУХ

Отзыв о книге Роберта Чалдини “Психология убеждения”

«Психология убеждения» Роберта Чалдини – книга, которую, вне всяких сомнений, стоит прочитать копирайтеру.

Это не книга о том, как писать рекламные тексты, какие заголовки использовать, на что делать акцент – на выгоды или преимущества товара. Эта книга не копирует те многочисленные книги гуру-копирайтеров. В ней нет заезженных знаний и всем уже известных приемов, которые каждый раз из книги в книгу представляются как невероятные открытия.

«Психология убеждения» Роберта Чалдини – книга, в которой действительно новых интересных фишек на каждый сантиметр бумаги несоизмеримо больше, чем во многих других (которые мне посчастливилось прочитать в последние полгода).

И что самое замечательное – фишки эти подкреплены статистическими исследованиями, подтверждающими их эффективность. Т.е. являются не домыслами, а уже проверенными фактами, которые бери и используй.

Хотите примеров?

1. Знали ли вы, что люди в большинстве своем стремятся к среднему? Если есть товар 1, товар 2 и товар 3 с разными ценами, причем товар 2 находится в середине, а товар 1 – самый дешевый. Какой товар предпочтут большинство покупателей? Товар 2. А если бы не было товара 3, то предпочли бы товар 1.

2. Интересный пример о стадном инстинкте. Проводился такой эксперимент…. Жильцов дома информировали о среднем потреблении электроэнергии. Те, кто до информирования потребляли больше среднего, после значительно снизили потребление. Те же, кто потреблял меньше, наоборот, стали потреблять больше.

И подобных примеров в книге много. Фактически она только из них и состоит. И этим привлекательна. Никаких домыслов и теории. Только практика, только кейсы и фишки, которые бери и используй для повышения эффективности своих текстов.

Помимо копирайтеров книга будет полезна менеджерам, продавцам, владельцам интернет-магазинов, арбитражникам, а также всем, кому требуется по роду деятельности (или просто хочется) манипулировать людьми. Да, именно манипулировать! На мой взгляд, «психология убеждения» – не совсем корректное название для этой книги, а вот «психология манипулирования» – самое оно. Именно в этом направлении она и дает рекомендации, от чего становится даже полезнее.

Общее впечатление от книги – отличное. Рекомендую!

 

Задание:

ü Прочитайте отзыв о книге. Ответьте на вопросы:

1) Почему данный отзыв является вторичным текстом?

2) Что является предметом анализа в данном отзыве?

3) Какова тема рассматриваемой книги?

4) Что вы можете сказать об авторе книги?

5) Как рецензент выражает свое отношение к книге?

6) Какие рекомендации предлагает автор отзыва?

ü Выделите жанровые особенности отзыва.

ВЫУЧИТЕ ЭТИ ОТВЕТЫ. ДОБАВЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ

1 группа 2 группа 3 группа
Прочитайте отзыв о книге. Ответьте на вопросы:  
Почему данный отзыв является вторичным текстом? Что является предметом анализа в данном отзыве?   Какова тема рассматриваемой книги? Что вы можете сказать об авторе книги?   Как рецензент выражает свое отношение к книге? Какие рекомендации предлагает автор отзыва?  
Почему данный отзыв является вторичным текстом? Есть текст-источник – книга «Психология убеждения» Роберта Чалдини. Что является предметом анализа в данном отзыве? Как писать рекламные тексты, какие заголовки использовать, на что делать акцент «психология манипулирования» Роберт Чалдини — наиболее цитируемый в мире социальный психолог в области влияния и убеждения, автор «Психологии влияния» — международного бестселлера, изданного полуторамиллионным тиражом. Есть оценка книги. Общее впечатление от книги – отличное. Рекомендую!
Выделите жанровые особенности отзыва.
Составлен на основе текста-первоисточника. Дается сжатое изложение текста-источника: «Психология убеждения» Роберта Чалдини. Определяется актуальность темы: – книга, которую, вне всяких сомнений, стоит прочитать копирайтеру. Дана краткая характеристика книги: Это не книга о том, как писать рекламные тексты, какие заголовки использовать, на что делать акцент – на выгоды или преимущества товара     коммуникативная цель отзыва: рецензент дает оценку книге, делится своими впечатлениями о прочитанном, выражает свое мнение, рассуждает: дается положительная оценка: в ней нет заезженных знаний, книга, в которой действительно новых интересных фишек, в книге много примеров, этим она привлекательна, никаких домыслов и теории, только практика, только кейсы и фишки, которые бери и используй для повышения эффективности своих текстов. Рецензент говорит о пользе всем, кому требуется по роду манипулировать людьми. выраженность авторской позиции: автор отзыва дает положительную оценку и говорит о том, что книга очень полезная, нужная для тех, кто составляет рекламные тексты для сайтов: Общее впечатление от книги – отличное. Рекомендую!   Тон и стиль отзыва соответствуют жанру произведения – рецензент выражает оценку эмоционально, в свободной, ненавязчивой форме, на понятном всем людям языке. эмоциональная речь: эмоциональность, восхищение выражается в словах: новых интересных фишек .., самое замечательное… и этим привлекательна… Никаких домыслов и теории…

 

Формой отзыва может быть и заметка,цель которой – привлечь внимание к книге, поделиться впечатлениями о ней, поспорить по поводу высказанных в книге различных мнений, поставить вопрос дискуссионного характера.

Задание: Напишите заметку от имени издателей книги. В каком стиле вы ее напишете?

 

Краткий курс общей экологии. Ч. 1 и 2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. — Уфа: БГПУ, 2011. — Ч.I — 206с., Ч.II — 180с

В 1 части учебника (Экология видов и популяций) освещаются основные вопросы общей (биологической) экологии: история, экология видов (аутэкология – факторы среды, адаптации организмов, жизненные стратегии), популяционная экология (характеристика популяций, их динамика и взаимоотношения внутри популяций).

Дан обзор основных типов межпопуляционных (межвидовых) взаимоотношений: конкуренции, эксплуатации, мутуализма. Рассматриваются концепция экологической ниши. Обсуждаются вопросы рационального использования и охраны популяций.

Во 2 части (Экология экосистем и биосферы) рассматриваются экология экосистем (функциональная структура, потоки энергии, разнообразие экосистем, включая агроэкосистемы и урбоэкосистемы, и их динамика), биосфера (структура и круговороты основных биогенов).

Кратко рассматриваются проблемы прикладной экологии, при решении которых используются принципы общей экологии (агроэкосистема, городская экосистема, промышленная техносистема), а также концепция ноосферы, проблема потепления климата и основные характеристики устойчивого развития человечества.

Для бакалавров и магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Экология», «Биология», «Медицина», «Сельское хозяйство». Представляет интерес для научных работников в области биологии, экологии, лесного и сельского хозяйства и практиков, работающих в сфере охраны окружающей среды.

 

История психологии: идеи, концепции, направления. Абдурахманов Р.А. — 2-е изд., стер. — М.: МПСИ, 2008. — 326 с.

В данном учебном пособии представлены основные этапы развития психологии в рамках других наук и как самостоятельной науки. В первом разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о душе. Во втором разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о сознании. В нем представлены основные психологические идеи в философских учениях Древнего Рима, Средневековья и эпохи Возрождения. В третьем разделе книги рассмотрено развитие психологии как самостоятельной науки со второй половины XIX века по настоящее время.

Пособие предназначено для студентов, изучающих историю психологии и общую психологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

 

 

Для формализованного составления рецензии, отзыва или аннотации часто используются речевые стандарты – аспект-маркеры.

Задание: К наименованиям аспекта приведите маркеры.

ДОБАВИТЬ ПО 2-3 своих примера во второй столбик

Аспект-маркер

Наименование аспекта Маркер аспекта
Сведения об авторе Профессия Автор монографии — … Монография известного отечественного исследователя… Автор, доктор технических наук, профессор…
Ученая степень, звание Академик…посвятил свою монографию Статья доцента кафедры профессионального образования…посвящена…
Национальность или гражданство Автор, известный французский математике… Книга видного американского социолога… посвящается… Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США,…заложили основу нового научного направления — …
Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит, дает представление и т.п.)… Сборник включает статьи, посвященные… В справочнике нашли освещение вопросы…
Время исследования Хронологические рамки исследования -… Анализируемая работа содержит сведения о…за период…
Место исследования Описывается способ…, разработанный в Московском НИИ радиологии… Рассматривается технология педагогического проекта, разработанная…
Характер подачи материала В монографии всесторонне анализируется… Сборник – итог комплексного исследования… Обосновывается и раскрывается сущность проблемы…
Постановка проблемы Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется.. и т.п.) проблема…
Описание методики Описан принципиально новый метод… Рассматривается метод…
Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования На обширном фактическом материале… показывается… Книга основана на фактических данных… Анализируются реальные события…
Обобщение данных по различным источникам В монографии обобщен научный материал… Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения Обобщаются ранее не систематизированные данные по…
Рекомендации практического характера Даются рекомендации по… Описываются рекомендации по практическому применению… На практике рекомендуется…
Отличительная особенность, новизна излагаемого материала Принципиальное отличие подхода…, который отстаивает автор, заключается в… Впервые вводится в научный оборот… Сборник посвящен малоизученной проблеме… В монографии впервые представлен…
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания Третье издание…включает новые разделы по… В переиздании…заново написаны главы о…, изменена структура… Новое издание отличается от предыдущего… В отличие от…, в состав нового издания вошли…
Характеристика справочного аппарата издания Издание снабжено…(вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…) В состав справочного аппарата монографии вошли… Статья (монография) сопровождается списком литературы, включающим… названий.
Читательский адрес и целевое назначение Книга, статья адресуется (рассчитана, предназначена для…, представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована…)

 

 

БУДЕТ еще ТЕСТ (спрашивать буду «МОЛЧУНОВ»)

Рефлексия.

Проверьте себя. Жанровые признаки отзыва:

  1. прозаическая форма
  2. общественно значимые темы
  3. краткое цитирование
  4. эмоциональная речь
  5. выраженность авторской позиции
  6. сочетание информации и впечатлений, оценки
  7. тон и стиль отзыва должен соответствовать жанру произведения