КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ?
О Деловой разговор
О Беседа
О Обсуждение и собеседование
О Спор/ полемика, дискуссия, дебаты,
прения, диспут О Торги О Многосторонние переговоры
Вопрос, вынесенный в заглавие данной главы, может предполагать вполне конкретный ответ: переговоры бывают плодотворные и бесплодные. И это верно, если оценивать их с точки зрения результата. Но вместе с тем переговоры есть процесс, взаимодействие, которое происходит по определенному сценарию. Различные сюжеты переговоров могут отличаться друг от друга по своим завязке, фабуле, составу участников, форме организации, способу проведения и т. п. Так что поставленный выше вопрос далеко не тривиален.
Мы не ставим перед собой цели дать всеобъемлющую классификацию переговоров. Это просто невыполнимо. Да и, с другой стороны, намерение вести переговоры вовсе не означает приме-ривание какого-либо описанного типа, как костюма в магазине перед его покупкой для выяснения соответствия размера, роста, фасона и качества. Так же как браки вершатся <-на небесах?, так и рождение фабулы переговоров того или иного вида происходит часто независимо от воли их участников. Цель наша другая: описать наиболее часто встречающиеся на практике формы достижения соглашения для выявления их общих черт и специфических характеристик.
В описании видов переговоров будем следовать методике восхождения от простого к сложному. Поэтому в качестве самого простого вида переговоров выделим обычный разговор.
О Деловой разговор
Разговор — это всегда переговоры, если он не является просто рассказом о чем-либо одним лицом другому. Но даже в последнем случае нужно задействовать механизмы убеждения, формирования мнения, наведения мостов под будущее соглашение. Будем рассматривать разговор как контактный метод. Он неотделим от ситуационного поведения, где ^встречают по одежде^манере держаться, двигаться, говорить, управлять эмоциями и по другим внешним атрибутам экспрессивного поведения).
В разговоре варьируются ясно осмысленные цели. интуитивные резоны и бессознательные мотивы. •-..^^-
Чтобы выявить доминирование тех или иных акцентов, будем различать разговор, беседу (в собственном смысле слова) и деловую беседу. Разговор есть форма ситуационного контакта. Даже кратковременный обмен репликами, вопросами-ответами (например, в общественном транспорте по поводу того, выходит или нет некто на следующей остановке) представляет собой достижение некоторого ситуационного соглашения на основе обмена информацией.
1.Переговоры и условия их проведения
... аргументацию и снижает доверие противоположной стороны); 5) тон переговоров (доброжелательность, избегание поучений, применение способов аргументированного убеждения). Для ... подстройки к партнеру. Подстройка - изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника и ... и свободный, во многом определит ход дальнейшего вашего разговора. Рукопожатие Если оно есть, оно должно быть ...
Как правило, структура ситуационного контакта имеет следующий вид;
— Обращение.
- Запрос (вопрос, затребование информации или ситуации),
— Ответ (предоставление информации или требуемой ситуации).
Непредоставление информации или ситуации также является ответом определенного рода. — Согласованные действия (взаимодействие) на основе ситуационного контакта.
Очевидно, что целью ситуационного контакта является некоторое согласованное действие (аналог соглашения или договора).
Поэтому все компоненты ведения разговора должны быть обоснованы и мотивированы. Здесь, следуя М. Винтеру, можно выделить предпосылки правильной организации разговора. Среди них явным образом выделяются две сферы: когнитивная и аффекта-тивная. Мотивированность и обоснованность разговора достигается за счет осмысления названных составляющих. Когнитивная сфера — это сфера познания и осознания. Первая ее часть говорит о потребности отдать отчет по таким вопросам: “Кто я?’>, “Где я?”, “Каково мое место в этой ситуации?”. Вторая часть непосред- ,] ственно связана с осознанием должного и желательного, необходимого и возможного. Основные вопросы здесь; “Что я хочу?”, *Как это возможно?”, “Что я должен делать?”
Аффектативная сфера подразумевает понимание того, что разговор — это контакт, коммуникация. Поэтому в ней обязательно звучат вопросы о том: “Кто он (она)?”, “Какое место он (она) занимает?”, “Каково мое отношение к нему (к ней)?”. На основании ответа на последний вопрос формируется эмоционально-психологическая фабула разговора. Если рассматривать ее применительно к описанному выше транспортному примеру, то психологическая фабула разговора формируется в диапазоне от <-А ну-ка, подвинься!” до “Извините, не будете ли вы так любезны пропустить к двери?”. Однако не нужно думать, что фабула переговоров в разговоре так проста. Во внешней простоте разговора в форме ситуационного контакта скрыто множество сюжетов. Итоговое действие тем продуктивнее, чем осмысленнее и обоснованнее использованы эти сюжеты-составляющие.
Первая составляющая — подготовительный этап переговоров. Наивно было бы полагать, что он сразу начинается с обращения типа <‘Эй, парень!” На уровне подготовительного этапа мотивированно избирается субъект разговора (или предмет разговора).
Правда, иногда предмет или объект разговора появляется уже после выбора субъекта. Есть один старый анекдот о том, как двое, встретив ранее им неизвестного третьего, стали побуждать его составить триаду, которая в дореформенные времена именовалась *по рублю”. И когда третий после долгих отказов все-таки согласился и, удовлетворив “жажду алчущих”, вознамерился уйти, он был остановлен вопросом-требованием: оА поговорить!?”. Хотим мы того или не хотим, но фабула разговора вращается по кругу: кто, что (или о чем), с кем и когда?
Вторая составляющая может быть названа исторической переменной. Она может включить в себя фактический (когнитивный) или эмоциональный (аффектативный) компоненты. Понятно, что у моряка Александра Селькирка. ставшего прототипом Робинзона Крузо, пробывшего по воле случая семь лет на необитаемом острове в зоне коммуникативной пустоты, желание вести разговор с кем угодно и о чем угодно может быть основным содержанием этого просроченного мотива. С другой стороны, Мария Ивановна, которой испортили настроение на службе, должна обязательно передать свой отрицательный тонус (^разрядиться”) кому-то. В любом контексте разговора историческая переменная, как факт свершившихся событий, обязательно оказывает влияние на фабулу разговора.
Совладание с трудными жизненными ситуациями
... поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование ... попали в коллектив, который воспринимает Вас как чужого, на контакт не идет, относится не справедливо Вы ... противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что ...
Третья составляющая — предварительные условия или ситуация. Прямому обращению обычно предшествует какое-то обоснование. Это та самая ^causa sui^ (причина самого себя) разговора. Здесь мсяуг быть и спонтанно развивающиеся события, и даже некоторый спровоцированый инцидент.
Весь разговор вращается по кругу между когнитивной и аффек-тативной зонами. И его наполнение существенно зависит от того, чем наполнены эти сферы. Например, если в первой сфере идет превышение притязаний ( кем хочу представиться) над подтверждением (кто есть на самом деле), то такой разговор развивается в область, которую назовем экспозицией. Она характеризуется тем, что субъект разговора просто стремится представить себя в нужном ему свете. Умаление притязаний в пользу подтверждений может варьироваться в диапазоне от самоуничижения до обычной клоунады. Эта сфера, по сути, есть мера соотношения сущего и должного в коммуникативной сфере. Она с неизбежностью определяет содержание второй части когнитивной сферы — постановку целей, равно как и последующие характеристики их мотивированно-сти и обоснованности разговора.
Дополнение характеристики разговора мотивированностью формы обращения, корреляцией между выбранным предметом (объектом) и субъектом разговора убеждает в том. что разговор — не такое простое дело.
О Беседа
Существуют разные формы бесед. Есть беседа равных по положению партнеров, коллег, есть беседа неравных по положению партнеров (начальника и подчиненного, учителя и ученика, конкурентов и т. д.).
В каждом случае беседа имеет свою драматургию. Если разговор является ситуационным контактом, то беседа отличается от разговора тем, что это контакт предметный. Перефразируя, можно сказать, что беседа — это предметный разговор, а разговор — это беспредметная беседа.
Очень точно сущность беседы выразил ослик Иа в сказке А.А.Милна ^Винни-Пух и все-все-всс’>: “Должен сперва говорить один, а потом другой. По порядку. Иначе это нельзя назвать беседой”. Итак, беседа — это предметный, упорядоченный разговор, диалог.
Нас интересует прежде всего тот механизм общения, который реализуется в беседе как форме переговоров между двумя субъектами. Говорят, что наши бабушки и дедушки специально учились вести беседу в семье, в общении на службе, в обществе. В высших сферах
воспитание умения вести беседу считалось обязательным. Нередко согласие на брак родители давали еще и потому, что так оценивали претендента: *У него восхитительная манера держаться”.
Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.
... беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы. Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо ... рабочей атмосферы; · привлечение внимания к деловому разговор. Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится ... беседы служит своеобразной общей её оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. ...
Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Эрик Берн несколько лет назад выпустил книгу под названием “Что вы говорите после того, как скажете: “Добрый день?”. Она несколько лет была бестселлером, видимо, потому, что пробудила в людях стремление сказать друг другу что-то приятное, располагающее к общению. Безусловно, деловое общение — это не только светские манеры и умение вовремя сказать нужный комплимент. Это разговор с коллегами и партнерами, клиентами и заказчиками, соперниками и конкурентами. Но и здесь, как отмечают авторы книги ^Руководитель без конфликтов” Вернер Зигерт и Лючия Ланг, действуют те же закономерности, что и в легкой беседе с партнером по танцам.
По мнению авторов этой книги, каждая адресуемая нами кому-то фраза, сопровождающие ее интонации, жесты, а также внешняя среда воздействуют в первую очередь на некоторый эмоциональный центр, который проводит мгновенный анализ^ Посвященный беседе раздел они назвали так: “Коммуникация;
каждый вдвоем!”. Это связано с тем, что иногда сказанные слова порождают неожиданную реакцию противодействия, а может быть, даже и агрессии. Ведь человек реагирует на информацию эмоционально окрашенно, т.е. она воспринимается им не просто как факты или сведения, а во всей совокупности <-восприни-маемого сигнала*: тон, интонация, настроение, выражение лица, окружающая обстановка, контекст, мимика, жесты, тембр голоса и его громкость. Это то, что называется “тотальной информацией^.
Как правило, направленная информация никогда полностью не совпадает с информацией полученной. То, что совпадает, называется “зоной попадания”, а то, в чем имеется расхождение, — “зоной расхождениям. Величина ^зоны расхождения” зависит от многих факторов, В том числе и от целей, которые ставят перед собою участники беседы. Хотя причина может быть и в том, что партнер всего лишь был недостаточно точен. Например, он имел в виду назначить встречу в 19.00, а сказал — в 7 часов, Или он говорил о розничной цене, но, введя в диалог суждение о партии товара, невольно дал понять об оптовых ценах. Все это порождает недопонимание.
Контекст общения охватывает не только сказанное и увиденное. Он более широкий, включая временные параметры. Кто-то сказал:
“Еще не вечера — и открыл окно в сад. Эта фраза, полумрак, запах цветущих деревьев порождают у собеседника комплекс воспоминаний (у кого-то грустных, у кого-то лирических и ностальгических).
И все это с неизбежностью тоже будет фоном общения, войдя в ^тотальную информацию”.
Позитивно или негативно влияет информация на самовосприятие и самооценку? Доброжелателен или холоден сигнал, правдив или нет, ясен или смутен, полезен или бесполезен, вызывает симпатию или антипатию ~ все это чрезвычайно важно для проведения успешной беседы. Нужно стремиться как можно больше узнать о собеседнике, ^прочитать” его. Как и язык слов, такими же смыслами наполнен язык жестов, мимики. Например, об открытой позиции партнера (во всяком случае в данной ситуации) говорят раскрытые (ладонями вверх) руки. Этот жест настолько естествен, что его с незапамятных времен используют актеры, чтобы сделать понятным зрителю соответствующие эмоции. Наиболее естественно ведут себя дети: убеждая в своей искренности, они показывают открытые руки, а замыкаясь в себе, конфликтуя или противореча, они прячут руки в карманы, а то и за спину.
Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...
... вода есть материальная основа всех вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ответа без ссылки на мифы ...
Люди, расположенные к общению, свободно чувствующие себя, расстегивают или даже снимают пиджак в присутствии посторонних, в том числе выступая перед аудиторией. Защитная реакция выражается руками, скрещенными на груди, а усиление защитной реакции — сжатыми кулаками, побелевшими суставами. Наклон головы и почесывание подбородка, манипуляции с очками (у мужчин) и с прической (у женщин), расха-живание перед аудиторией и потирание кончика носа — это сигналы, выдающие раздумье, колебания перед принятием решения, а иногда и растерянность.
Конечно же, узнать собеседника означает не только получить сведения о его характере и биографии, о вкусах и привычках, особенностях поведения в тех или иных ситуациях. Это еще и умение <‘прочитать” его в ситуации общения, почувствовать, как он настроен, какие у него проблемы. Это должно помочь избрать тактику беседы; <<не насыпать соли на открытые раны” и не переборщить с предложением услуг, не оказаться излишне настойчивым, но и не отпугнуть замкнутостью.
Обычно беседа кроме перечисленных выше компонент, включает в себя, как отмечает автор книги ^Управленческое общение” А-Ю.Панасюк, психологический механизм <-зеркало отноше-ний&. В этом зеркале участники беседы постоянно должны контролировать свое ^изображение”. Начало разговора с одним собеседником сопровождается доброжелательной, располагающей к откровенности улыбкой. В другом случае это является лишним, в третьем — непозволительной роскошью- Отношение к собеседнику определяет и эмоциональный настрой, и контекст разговора.
Деловой разговор не должен чураться аттракции (создания отношения взаимного расположения), но в ней возникают свои сюжеты. Опорными моментами разговора являются следующие:
1. Постановка цели разговора.
2. Выбор собеседника.
3. Прояснение позиций в разговоре. 4″ Прояснение расхождений в понимании цели разговора и его предмета.
5. Объяснение и доказательство,
6. Обоснование общей цели при возможных расхождениях в средствах и методах ее достижения.
7. Понимание позиции оппонента, ее “корней^, принятие права оппонента на собственное мнение.
8. Корреляция отношений вправо на мнение^ и “необходимо-“., ‘^“ сти и ответственности”,
9. Оценка эффективности, рентабельности, экономичности и целесообразности различных методов,
10. Достижение паритетного соглашения.
11. Взаимосогласованное решение.
12. Возврат к исходной цели и установление достижения (или недостижения) ее по результатам, срокам, конкретным показателям,
15. Уточнение цели или методов ее достижения.
О Обсуждение и собеседование
Это разновидности беседы. Обсуждение в общем виде может иметь три разновидности; обсуждение какого-либо вопроса с подчиненным, обсуждение вопроса с коллегами и обсуждение вопроса с оппонентами (соперниками, противниками, конкурентами).
Понятие спора
... на монопольное установление истины". Но более стандартное определение спора состоит в том, что спор - всякое столкновение мнений, словесное состязание, обсуждение разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, ... свою правоту и опровергнуть мнение собеседника по какому-либо вопросу, при обсуждении какой-либо проблемы. Полемика - это не просто спор, это публичный спор на победу. Для полемики ...
Первая разновидность имеет свои саркастические названия: “заутреня”, “массаж души”, “облучение”, “раздача приказов” и т. п. Названия говорят сами за себя — это управленческая деятельность, в которой осуществляется регуляция, инструктаж. Такое собеседование выполняет функции оперативного совещания, распределения поручений и контроля.
Диалог начальника и подчиненного не является предметом нашего рассмотрения, ибо мы сразу определили, что переговоры — это диалог равных, по крайней мере независимых партнеров. Обсуждение с коллегами основывается на всех ранее выявленных принципах беседы. Главный вопрос обсуждения заключается в следующем: как сделать его полезным и интересным?
Прежде всего необходимо определить временные параметры обсуждения, т.е. моменты его открытия и закрытия. При всей простоте данного вопроса в нем содержится проблема. Открыть обсуждение ~ значит не просто начать его, а поставить задачу по дискуссионным вопросам. Если оперативное совещание, какими бы словами оно ни открывалось, все равно означает: “Слушать сюда!”, то обсуждение усматривает еще и выявление и конституи-рование общего интереса. Вовремя закрыть обсуждение нужно для того, чтобы подвести итоги и выявить результаты (или отсутствие таковых).
Обсуждение продуктивно по многим параметрам. Во-первых, оно имеет свою “критическую массу” участников. Недостаточность здесь так же вредна, как и избыточность. В первом случае не будет проявлены все необходимые подходы. Во втором — есть опасность, что участниками обсуждения, не имеющими своих конструктивных вариантов решения проблемы, будут люди, которые предпочтут лишь зарегистрировать свою активность (не зря же их пригласили’) и тем самым уведут обсуждение с практически-предметного поля. Поэтому пригласить к обсуждению нужно только тех, кто действительно требуется, от кого ожидается альтернативный подход к решению проблемы.
Можно выделить несколько моделей обсуждения. Это “круг-лый столо, “мозговой штурм”, командная деловая игра. Первая модель — традиционное деловое обсуждение. Круглый стол, при всей его демократичности, содержит элементы организованности, некоторые конвенции и соглашения. Само понятие “круглый столо предполагает следующие принципы;
1. Нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.
2. Все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других,
3. Цель “круглого стола” — выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.
Основываясь на соглашениях, “круглый стол^ приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями. Оригинальные идеи за ним если и рождаются, то достаточно редко.
В отличие от “круглого стола”, “мозговой штурм” — это беспорядочное обсуждение. В нем приоритет отдается не порядку и организации (пусть это даже демократический порядок изначального равенства), а приоритету и предпочтению “сумасшедших” идей. Можно сказать,что “мозговой штурм” недемократичен, поскольку он не гарантирует равенства прав участников обсуждения. Выше формального равенства приоритет новой идеи, Видимо, поэтому в сравнении с “круглым столом”, демократическая упорядоченность которого “убивает” новые идеи, уравнивая их в правах со старыми, давая в лучшем случае лишь новые соглашения, в “мозговом штурме” доминантой оказывается принцип вседозволенности или презумпции допустимости всего того, что работает на идею. А так как за идеями стоят люди, то с неизбежностью возникает третья модель обсуждения — командная деловая игра. Здесь идеи обретают не только форму проектов, но и своих сторонников и противников. По сути, деловая игра — первая практическая апробация идей, Существуют некоторые общие правила обсуждения. ••’f.yf’nf
Дискуссия. Ситуации делового общения
... истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение. Не редко дискуссия может перерасти в спор. Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при ... спора. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии ...
1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса. .
2. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.
5. “Круглый стол^ предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня, “мозговой штурм” — б виде проблемной ситуации, а командная деловая игра ;—* ‘в виде тезисов сторон.
4. Характер обсуждения “круглого стола” — “выступление есть выражение собственного (или позиционного) мнения”; “мозгового штурма” — “нет идеи — не выступай’”; деловой командной игры — “сказать “за” или “против^ — ма-^ ло, нужно еще и сделать это обоснованно”.
5. Характер критики “круглого стола” — “она здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения”; “мозгового штурма” — “без критики нет идеи, но критикуют идеи, а не личности”; деловой командной игры — “объектом критики может быть -к,, не только идея, но и позиция, однако критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности”.
6. Регламент и протокол “круглого стола” — “без регламен-,ц та нет обсуждения”, “протокол — хорошая манера обсуждения, определяющая то, чего нельзя”; ^мозгового штур-, ма” ~ “если есть что сказать, то никто не перебивает” и “слушает тот, кто хочет слушать”, “записывает тот, кому это нужно”; в деловой командной игре — “без протокола нет обсуждения”.
О Спор/ полемика/ дискуссия, дебаты, прения, диспут ^ ;
Название данного раздела указывает на различные способы обоснования спорного положения, т.е. способы аргументации. Они отличаются друг от друга методикой, структурой, композицией, механизмом обмена аргументами. Зачастую спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения и диспут рассматриваются как синонимы. На самом же деле между ними имеются существенные различия.
В качестве первоначальной формы обоснования выступает заявление — высказывание или несколько высказываний одного из участников переговоров, посвященное обоснованию (или опровержению) какого-либо вопроса. Система заявлений, объединенных одной темой, единых по структурно-композиционным характеристикам, представляет собой сообщение. Это аналог доклада, выступления или речи. Структурно-композиционные особенности сообщения таковы:
1. Субъектная структура данного вида делового общения соответствует процессу однонаправленного характера: от аргументатора к адресату. В указанной схеме аргументатор предстает субъектом аргументации, а адресат — ее субъектом. Стороны аргументативного процесса отличаются по степени активности: аргументатор активен, а адресат — пассивен.
Виды деловых споров
... Это объясняется тем, что такие споры не всегда являются спорами ради истины. При споре ради победы сложно разработать общее поле аргументации. Спор первого типа - спор ради истины - называется диалектическим. ... стол». Такие дискуссии разумно проводить в тех случаях, когда сформулирована и требует обсуждения так называемая неразвитая вопрос. Для ведения «круглого стола» назначается руководство либо ...
2. Сообщение как разновидность аргументации не дает образца обмена мнениями, конфликта, групповой игры.
3. Основой аргументации служит не взаимодействие, а однонаправленное действие, в частности передача информации, изложение позиции, формулировка собственного мнения.
4- Обратная связь в этой форме делового общения формулируется всегда в неявной форме, что предполагает обращение внимания на невербальные формы ее проявления.
5. Поле аогументации, как и предметное поле переговоров, остается неизменным, ибо определяется не ситуацией, а конвенцией сторон, не конфликтом мнений по поводу спорного положения, а структурой исходного тезиса, текста, программой, заранее поставленными целями.
6. Целями данного вида аргументации будут обучение, передача информации, изложение позиции, сообщение о фактах, обоснования мнения.
Спор, как вид аргументации, широко применяется при обсуждении спорного положения. В теоретическом аспекте существует достаточно много мнений и большой разнобой в представлениях по поводу концептуального содержания данного вида аргументации. С. Поварнин квалифицирует спор как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а второй — что она ошибочна. К этой точке зрения присоединяются и другие авторы, рассматривая спор как отстаивание собственного тезиса и опровержение тезиса противника. По мнению А. Н. Соколова, характеристики спора с позиции разногласия тезисов и доказательства истинности одного из них и ложности другого явно недостаточно.
Ссылка на древнюю мудрость о том, что в споре рождается истина, не дает полной определенности в этом вопросе.Одним из контрдоводов против устойчивого мнения о том. что спор связан с установлением истинности тезиса, может быть указание на софистические споры. Они вообще не ставили перед собой цели выяснения правильности или неправильности того или иного взгляда, ориентированы были только на победу в споре, только на переубеждение противника. Доказательством истины здесь и не -щахнет”. Можно добавить, что нередко спор ведется в неупорядоченных и неорганизованных формах. Спорщики в большинстве случаев чураются каких-либо правил и принципов (кроме собственных, разумеется).
Поэтому древняя сентенция представляется очень сильным преувеличением.
Родовым понятием спора, полагает А.Н.Соколов, может быть понятие обмена мнениями. Однако в споре обмен мнениями часто носит конфликтный характер. Большинство приведенных выше нелояльных доводов и приемов относятся именно к спору
Обобщив сказанное, можно выделить следующие структурные, композиционные и
концептуальные черты спора;
1. Субъектная структура спора характеризуется наличием по крайней мере субъектов.
2. Субъекты спора равнозначны по своей роли в процессе обмена мнениями, по степени активности, по прямым и обратным связям друг с другом.
Переговоры как социально-психологическое явление
... длительность работы (долговременность работы, успешно ли принятого решения). Виды переговоров: позиционные переговоры (позиционный торг). 2 стиля (метода): мягкий, жесткий. Отличия: а) цель: отождествление, ... добиться результата, связанного с необходимостью договариваться – то главное вести конструктивные переговоры. Переговоры должны основываться на принципе разумности + поиск нужных вариантов + ...
3. Предметом спора является спорное положение, о котором каждая сторона имеет собственное мнение, называемое тезисом или пропозицией.
4. Различие позиций сторон, выраженное мнениями о спорном положении, делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности.
5. Тезисы сторон противоречат друг другу в контрадикторной форме. Так, если субъект А утверждает положение ^а есть б”, то его соперник по спору утверждает либо “неверно, что а есть б”, либо <-а не есть б”.
6. Процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений.
7. Борьба мнений в споре достигает своей высшей формы — конфликта или войны мнений, особенностью чего служит доказательство каждой стороной истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Согласно этому каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание предыдущего довода противника. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, элиминации.
8. Поле аргументации, а равно и предметное поле переговоров, обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь идет не о сущности, а о явлении, и борьба ведется не основаниями, а мнениями. Изменение поля аргументации в споре возможно, однако этот процесс не характеризует его развитие.
9. Спор как вид аргументации в переговорах не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.
Дискуссия как вид аргументации в переговорах нередко отождествляется с полемикой и спором. Многие авторы рассматривают ее как деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет стороны. Тер-v мин “дискуссия” в переводе с латинского ^discussio^ означает ^исследую»”. История науки показывает, что роль дискуссии в формировании научной картины мира исключительно велика. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности каждого тезиса. Рассматриваемый вид аргументации стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий. А ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции. Выделим основные черты дискуссии как вида переговоров:
I. Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее объекты представлены не аргументатором и адресатом, а оппонентом и пропонентом, соавторами в коллективном обсуждении спорного вопроса.
Курб — Стр 2
2. Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими.
3. Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оп-
• ; понента, а установление меры истинности и меры ложности каждого (в том числе и своего) тезиса.
» 4. Дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности.
5. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью, формулированием общего, универсального субъекта.
6. В структурном отношении дискуссия организована и регламентирована.
7. Поле аргументации дискуссия развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий.
8. Дискуссия может быть определена как форма научной познавательной деятельности.
9. В отличие от спора, с его конфликтностью и антагонич-ностью мнений, дискуссия тяготеет к компромиссу, к уточнению терминологии, обобщению методик, формулированию общих позиций.
Полемика как вид аргументации в переговорах (в переводе с древнегреческого — враждебный, непримиримый) отличается от ранее проанализированных форм, хотя в литературе она порою освещается в качестве синонима спора и как понятие, равнозначное дискуссии. Более обоснованной представляется точка зрения А, Н. Соколова, согласно которой полемичность есть прежде всего непримиримость оснований. Выделим признаки полемики,
1. Полемика — это борьба, конфликт мнений, доходящих до противоречия, до прояснения принципиальной несводимости позиций, их принципов и оснований.
2. В полемике средствами борьбы служат мнения, доведенные до оснований позиций. Если в споре конфронтация я осуществляется на основе конфликта мнений (т.е. личностных суждений о спорном положении), то в полемике такие суждения обоснованы принципами.
3. Смысл полемики заключается в том, что борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, выражается в форме противоречия, а оно и характеризует принципиально несводимые основания. Можно сказать, что полемика представляет собою сущностный спор противоречащих друг другу оснований.
4. Если в споре борьба сторон заключается в утверждении
собственного мнения, тезиса и в опровержении любыми пу— тями тезиса оппонента, то полемика есть диалектическое отрицание, снятие его при сохранении положительных мо-.; ,. ментов противоположной стороны.
5. Квалификация полемики как снятия противоположностей характеризует ее как определенную форму развития представлений о предмете обсуждения, о спорном положении, хотя обычно оно и не достигается компромиссом тезисов, Бескомпромиссность полемики обусловлена непримиримостью, противоположностью оснований, их антагонистическим характером.
6. В отличие от спора полемика ведется в организованных формах, но эта организованность не роднит ее с дискуссией. Дискуссия регламентирована, как правило, протекает в формах конференций, конгрессов, симпозиумов и пр. Полемика не имеет регламента, она организована не конвенциями научного сообщества, а существующими стереотипами и нормами, конъюнктурой и традицией.
7. Полемика представляет собой наиболее адекватную форму обсуждения вопросов, имеющих социально-политическое значение.
Диспут, дебаты, прения как вид аргументации в переговорах в литературе часто также рассматриваются в качестве равнозначных понятий. Господствующая точка зрения, по мнению А.Н.Соколова, состоит в том, что данные формы аргументации являются формой научного спора. Такой подход, видимо, не учитывает всей специфики представленных форм аргументации.
Отличительными чертами диспута в отличие от спора будут следующие:
1. Диспут — это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме).
2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая проблема.
3. По организационной структуре диспут характеризуется широко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, защита диссертаций, обсуждение и защита социальных проектов и т. п.
4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство к диспуте как виде переговоров имеет доминирующее значение.
л Дебаты и прения как аргументации предназначены для обмена мнениями в публичной форме (на собрании, заседании, конференции) тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т. д. Целью дебатов является прояснение отношения участников обсуждения к общим для всех тезисам выступления.
О Торги
По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории:
1) торги на труд;
2) торги на труд с материалом;
3) торги на поставку материалов.
По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий — единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредитной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.
> Результатом торгов является сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы — стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного метода.
Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Всякие торги — специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность компромисса — исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны делают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.
Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах — борьбы или уступок,
— тоже непростой. По сути, внутренняя мотивация торгов —
*ты мне, я тебе”, поэтому уступки — необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное заключается в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки, но сразу наталкивается на уничижительный ответ, то нормальные торги в подобной ситуации невозможны. Начинается острая конкуренция. Следовательно, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия. Главным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Именно это служит тем основанием, на котором устанавливается равновесие в притязаниях сторон.
Технология ведения торгов такова
- Вступая п торги, нужно составить для себя перечень того, что и в какой очередности (а равно и в обмен на что) можно уступить.
2. Наряду с этим должен быть составлен список того, что желательно приобрести.
3. Список уступок должен быть дополнен методикой или тактикой, т.е. осмыслением возможных условий и необходимых действий.
4. На каждом этапе торгов следует ясно понимать то, что каждая уступка должна подразумевать свою гарантию.
5. Приобретение должно быть соотносимым с ожиданием.
6. После каждой уступки и каждого приобретения нужно делать экспресс-анализ, показывающий, что доминирует на данном этапе.
7. Разумная тактика ведения торгов рекомендует не мело-читься в большой игре и не блефовать в малой, не играть с целью победить любыми средствами, но и не проигрывать, экономя средства.
8. Как и в любом другом виде взаимодействия, в торгах не-: допустим обман.
9- Подготовка торгов предполагает выдвижение предложений, установление потребностей и возможностей партнера, побуждение его к действиям, вызывая интерес к взаимной выгоде, побуждение к доверительным действиям.
Торги представляют собой общение и убеждение. В Оксфордском словаре отмечается, что общение — это сообщение, передача чувств, новостей, открытий; разделение чего-либо с кем-либо;
установление и поддержание контакта. В том. же словаре говорится, что убеждение есть “заверение кого-либо в том, что дело обстоит именно так; побуждение кого-либо к какому-нибудь действию^. Именно это и составляет суть торгов.
О Многосторонние переговоры
Основной характеристикой многосторонних переговоров является то, что их участниками выступают не два субъекта (не две группы переговорщиков), а несколько. Самый простой путь к многосторонним переговорам тот, -когда два субъекта, не договорившись между собой, обращаются к третьему, связывая с ним возможность беспристрастного рассмотрения спорного положения. Другая ситуация возможна тогда, когда спорное положение затрагивает интересы разных субъектов. Выделим некоторые разновидности многосторонних переговоров.
1. “Третейский суд”
Это та, уже упомянутая, разновидность переговоров,
когда двое недоговорившихся обращаются к третьему. Впрочем, возможны и иные ситуации апеллирования двоих к третьему лицу. Во-первых, это обращение в постоянно действующие апелляционные органы (например, Международный суд. Организацию Объединенных Наций, организацию типа <‘Эмнести Интер-нейшнл” и т. п.).
Во-вторых, организуемые специально >н?*л для подобного случая международные комиссии и экспертные группы.
В любом случае считается, что незаинтересованная сторона может непредвзято рассудить тяжущихся. Конфликтующие стороны либо подчиняются сложившимся нормам и выражают согласие, независимо от выгоды для себя, следовать им (поскольку иные пути достижения соглашения к результату не привели), либо договариваются с третьей стороной о подобных нормах. Это означает, что желаемым соглашениям предшествуют предварительные соглашения и договоренности.
Многосторонние переговоры типа третейского суда имеют и свои издержки. Прежде всего то, что они требуют своей платы. Это дополнительное соглашение, а под любым соглашением всегда находится некоторая уступка. Кроме того, они имеют более сложную процедуру, регламент, форму согласования и наблюдения за выполнением статей договора, издержки по времени и многое’ другое. Видимо, все это не случайно, ибо, не найдя в себе достаточно терпимости договориться, стороны вынуждены платить по векселям тройственного соглашения.
2. “Дележ добычи”
Данный сорт переговоров — договор сообщников. Образно говоря, когда юхота” завершена, они делят добычу. Международная практика знает много подобных договоренностей: это разделение
Какими бывают переговоры?
сфер влияния, дележ колоний и т. д. Какие бы разговоры о справедливости и общественных идеалах здесь ни велись, в центре проблемы то, как разделить “пасхальный пирог”. Чаще всего это совершается по принципу ^львиной доли”; *Ego priman tollo, nominor quoniam leo^ . (^Первая доля моя, потому что я лев”).
Какая бы логика ни двигала участниками дележа, принцип пая, зависящего от величины взноса (в иных случаях от силы, авторитета, влияния и пр.), в переговорах этого типа является определяющим мотивом.
3. “Сеанс одновременной игры”
Это многосторонние по своей природе переговоры. В них предмет, ставки, претензии, притязания и ожидания взаимосвязаны. Двусторонние переговоры напоминают сообщающиеся сосуды: сколько инициативы убыло у одного партнера, столько прибыло у другого, сколько выиграл один, столько проиграл другой. Многосторонние переговоры — более сложная система. Здесь проигрыш одного — не обязательно выигрыш другого. В них превосходство над явным оппонентом может привести к тому, что в итоге наибольший куш получит неявный оппонент.
Целью многосторонних переговоров по принципу -?Сеанс одновременной игры” является баланс сил. Поэтому тактика их очень сложна. В них практически никогда не идет игра на победу, поскольку победа над кем-либо может внезапно обернуться проигрышем перед другим партнером. Многосторонние переговоры — это постоянные маневры, постоянное движение партнеров относительно друг друга. Они напоминают детскую игру, в которой ее участники движутся вокруг ведущего и замирают по его команде. В многосторонних переговорах нет дирижера и никто не командует, кроме общего интереса. Общий интерес — это момент истины. Его и ожидают участники переговоров. И когда прозвучит неслышимый сигнал — все замрут в том положении, которого достигли или к которому стремились. Поэтому цель маневров в многосторонних переговорах состоит в стремлении занять наиболее выгодную относительно других участников переговоров позицию.
Это, на первый взгляд, тривиальное соображение имеет свои нюансы. Если самая удобная позиция имелась бы с самого начала, то не нужнт”! были бы и многосторонние переговоры. Но дело в том, что такая позиция возникает только в самих переговорах, как и обнаруженные слабые места в позициях оппонентов, расхождения между ними или временные альянсы.
Многосторонним переговорам присуща тактика постоянного маневра между группами, возникающими по поводу того или иного интереса. Эти постоянно возникающие группы отличаются друг от друга целями и задачами, сплоченностью и продолжительностью существования. Поэтому многосторонние переговоры имеют свои формы и процедурные порядки. Если двусторонние переговоры представляют собой диалог двух партнеров, то многосторонние переговоры — это общая дискуссия. На двусторонних переговорах оба участника работают на основе своих представлений о методах и тактике, и, как правило, каждая сторона определяет для себя меру допустимости того или иного действия. Многосторонние переговоры не могут обойтись без общего протокола заседаний, секретариата, ведения соответствующей документации, выбора председателя и наделения его полномочиями.
Председатель открывает конференцию, произносит речь, в содержании которой оговариваются цели и задачи обсуждения. Мно-гораундпые переговоры предполагают, что роль председателя поочередно выполняют представители заинтересованных групп. Председатель следит за регламентом, объявляет выступающих или лишает кого-то слова, оглашает решения, привлекает экспертов и провозглашает конференцию закрытой.
Особое значение в многосторонних переговорах придается голосованию, ибо оно часто определяет приемлемость или неприемлемость решений. Для этого выбираются счетная и мандатная комиссии.
Несмотря на то, что многосторонние переговоры — сложная форма взаимодействия, именно они представляют собой надежный инструментарий разрешения сложных конфликтных ситуаций. Все особенности делового общения, рассмотренные в этой книге, присущи многосторонним переговорам. Но кроме этого им свойственен более сложный уровень многофакторности и вариативности обсуждения. В результате более сложной оказывается подготовительная работа, согласование протоколов, протоколов намерений, целей, подбора участников” уровней их представительности и т. д.
Разновидности делового общения — это не разновидности переговоров, а, скорее, формы их выражения, конституирова-ния, организации и оформления в различных способах проведения. Каждый способ отвечает своим целям и задачам, мотивам и намерениям, условиям и возможностям. И вместе с тем каждый способ организации переговоров привносит в них нечто особенное, порою даже непредсказуемое. И в этом тоже специфика такого вида человеческого взаимодействия, каким являются переговоры.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Изложенные в данной книге размышления о том, какими бывают переговоры, как они организуются, какую роль играют в жизни человека и как нужно осуществлять деловое общение в процессе достижения соглашения, очевидно, предполагают какие-то выводы и заключения. Однако воздержимся от выводов, которые могут быть представлены читателю как практические рекомендации или теоретические обобщения, комментарии или резюме, подведение итогов или ответы на поставленные вопросы. Воздержимся потому, что не хотелось бы поддаваться соблазну дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Но очень хотелось бы поставить новые вопросы (или хотя бы один вопрос), которые возникают после прочтения книги. Это вопрос о том, достаточно ли прочитать книгу о теории и практике переговоров для того, чтобы уверенно чувствовать себя в деловом общении? Данный вопрос можно развернуть и в практическую плоскость: как можно научиться вести деловое общение?
Обсуждение спорных вопросов, разрешение конфликтов, ведение переговоров, аргументация своей позиции — все это практические акты. Конечно, они базируются на теоретических принципах и понятиях, и все же научиться деловому общению, приобрести навыки и умения обсуждать по-деловому деловые проблемы, в конструктивной форме разрешать конфликты можно только на практике, Это связано со специфической формой организации процесса общения, в котором субъект обучения должен приобрести умение использовать лексический арсенал, тактический инструментарий. методическое мастерство и риторическое искусство. Все это вместе взятое позволит освоить культуру делового общения.
Любое деловое общение (переговоры и аргументация, обычный разговор и коммерческие торги, деловая беседа и собеседование) представляет собой диалог между партнерами и соперниками, причем диалог открытый, осуществляемый в явной форме. Приобретение перечисленных выше навыков в чисто теоретической форме является лишь подготовительным (необходимым, но явно не достаточным) этапом для практического обучения.
Хорошо организованная работа со специальной литературой, конкретными материалами и другими информационными источниками также может (при известных допущениях и идеализации) рассматриваться как диалог читателя (потребителя информации) и автора (поставщика данной информации).
Но это диалог неявный. В нем заранее задан и предопределен объект обсуждения, его предмет. В нем не меняются сюжеты обсуждения. Да и сам процесс носит односторонний характер: в заранее заданном контексте источник информации — книга всегда одинаково отвечает на вопросы. В неявном и заранее заданном контекстом книги диалоге не возникает ситуаций эмоционального напряжения, неопределенности, риска, ограниченности времени для принятия важного решения и т. п. Такой диалог лишен различных психологических нюансов общения. В нем нет борьбы, соперничества, конфронтации, азарта победителя, опасения ‘и досады побежденного. Другими словами, неявный диалог — лишь приближение к явному.
Как говорит народная поговорка, есть только один способ узнать вкус арбуза — съесть его. Так и с обучением деловому общению: чтобы научиться конструктивному, организованному, целесообразному деловому общению, необходимо практически осваивать это дело. Для этого следует использовать тре-нинги обучающих методик и функционально-ролевые игры, построенные как определенные практические модели аргументации в ее разных проявлениях. Отвечая на вопросы тестов и играя в деловые, функционально-ролевые игры, можно практически научиться использовать теоретический инструментарий разных граней теории аргументации. Простая и доступная методика тренингов и игр, своеобразный самоучитель делового общения — предмет следующей книги автора,
16