КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ?

КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ?

О Деловой разговор

О Беседа

О Обсуждение и собеседование

О Спор/ полемика, дискуссия, дебаты,

прения, диспут О Торги О Многосторонние переговоры

Вопрос, вынесенный в заглавие данной главы, может предпо­лагать вполне конкретный ответ: переговоры бывают плодотвор­ные и бесплодные. И это верно, если оценивать их с точки зрения результата. Но вместе с тем переговоры есть процесс, взаимодей­ствие, которое происходит по определенному сценарию. Различ­ные сюжеты переговоров могут отличаться друг от друга по сво­им завязке, фабуле, составу участников, форме организации, спо­собу проведения и т. п. Так что поставленный выше вопрос дале­ко не тривиален.

Мы не ставим перед собой цели дать всеобъемлющую класси­фикацию переговоров. Это просто невыполнимо. Да и, с другой стороны, намерение вести переговоры вовсе не означает приме-ривание какого-либо описанного типа, как костюма в магазине перед его покупкой для выяснения соответствия размера, роста, фасона и качества. Так же как браки вершатся <-на небесах?, так и рождение фабулы переговоров того или иного вида происходит часто независимо от воли их участников. Цель наша другая: опи­сать наиболее часто встречающиеся на практике формы дости­жения соглашения для выявления их общих черт и специфичес­ких характеристик.

В описании видов переговоров будем следовать методике вос­хождения от простого к сложному. Поэтому в качестве самого простого вида переговоров выделим обычный разговор.

О Деловой разговор

Разговор — это всегда переговоры, если он не является просто рассказом о чем-либо одним лицом другому. Но даже в последнем случае нужно задействовать механизмы убеждения, формирова­ния мнения, наведения мостов под будущее соглашение. Будем рассматривать разговор как контактный метод. Он неотделим от ситуационного поведения, где ^встречают по одежде^манере держаться, двигаться, говорить, управлять эмоциями и по другим внешним атрибутам экспрессивного поведения).

В разговоре варьируются ясно осмысленные цели. интуитивные резоны и бес­сознательные мотивы. •-..^^-

Чтобы выявить доминирование тех или иных акцентов, будем различать разговор, беседу (в собственном смысле слова) и дело­вую беседу. Разговор есть форма ситуационного контакта. Даже кратковременный обмен репликами, вопросами-ответами (на­пример, в общественном транспорте по поводу того, выходит или нет некто на следующей остановке) представляет собой достиже­ние некоторого ситуационного соглашения на основе обмена ин­формацией.

9 стр., 4086 слов

1.Переговоры и условия их проведения

... аргументацию и снижает доверие противоположной стороны); 5) тон переговоров (доброжелательность, избегание поучений, применение способов аргументированного убеждения). Для ... подстройки к партнеру. Подстройка - изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника и ... и свободный, во многом определит ход дальнейшего вашего разговора. Рукопожатие Если оно есть, оно должно быть ...

Как правило, структура ситуационного контакта имеет следую­щий вид;

— Обращение.

  1. Запрос (вопрос, затребование информации или ситуации),

— Ответ (предоставление информации или требуемой ситуации).

Непредоставление информации или ситуации также яв­ляется ответом определенного рода. — Согласованные действия (взаимодействие) на основе ситуационного контакта.

Очевидно, что целью ситуационного контакта является некото­рое согласованное действие (аналог соглашения или договора).

Поэтому все компоненты ведения разговора должны быть обо­снованы и мотивированы. Здесь, следуя М. Винтеру, можно выде­лить предпосылки правильной организации разговора. Среди них явным образом выделяются две сферы: когнитивная и аффекта-тивная. Мотивированность и обоснованность разговора достига­ется за счет осмысления названных составляющих. Когнитивная сфера — это сфера познания и осознания. Первая ее часть гово­рит о потребности отдать отчет по таким вопросам: “Кто я?’>, “Где я?”, “Каково мое место в этой ситуации?”. Вторая часть непосред- ,] ственно связана с осознанием должного и желательного, необхо­димого и возможного. Основные вопросы здесь; “Что я хочу?”, *Как это возможно?”, “Что я должен делать?”

Аффектативная сфера подразумевает понимание того, что раз­говор — это контакт, коммуникация. Поэтому в ней обязательно звучат вопросы о том: “Кто он (она)?”, “Какое место он (она) зани­мает?”, “Каково мое отношение к нему (к ней)?”. На основании от­вета на последний вопрос формируется эмоционально-психоло­гическая фабула разговора. Если рассматривать ее применитель­но к описанному выше транспортному примеру, то психологиче­ская фабула разговора формируется в диапазоне от <-А ну-ка, под­винься!” до “Извините, не будете ли вы так любезны пропустить к двери?”. Однако не нужно думать, что фабула переговоров в разго­воре так проста. Во внешней простоте разговора в форме ситуа­ционного контакта скрыто множество сюжетов. Итоговое дейст­вие тем продуктивнее, чем осмысленнее и обоснованнее исполь­зованы эти сюжеты-составляющие.

Первая составляющая — подготовительный этап перегово­ров. Наивно было бы полагать, что он сразу начинается с обра­щения типа <‘Эй, парень!” На уровне подготовительного этапа мотивированно избирается субъект разговора (или предмет разговора).

Правда, иногда предмет или объект разговора поя­вляется уже после выбора субъекта. Есть один старый анекдот о том, как двое, встретив ранее им неизвестного третьего, ста­ли побуждать его составить триаду, которая в дореформенные времена именовалась *по рублю”. И когда третий после долгих отказов все-таки согласился и, удовлетворив “жажду алчущих”, вознамерился уйти, он был остановлен вопросом-требовани­ем: оА поговорить!?”. Хотим мы того или не хотим, но фабула разговора вращается по кругу: кто, что (или о чем), с кем и ко­гда?

Вторая составляющая может быть названа исторической пере­менной. Она может включить в себя фактический (когнитивный) или эмоциональный (аффектативный) компоненты. Понятно, что у моряка Александра Селькирка. ставшего прототипом Робинзона Крузо, пробывшего по воле случая семь лет на необитаемом ост­рове в зоне коммуникативной пустоты, желание вести разговор с кем угодно и о чем угодно может быть основным содержанием этого просроченного мотива. С другой стороны, Мария Ивановна, которой испортили настроение на службе, должна обязательно передать свой отрицательный тонус (^разрядиться”) кому-то. В любом контексте разговора историческая переменная, как факт свершившихся событий, обязательно оказывает влияние на фабу­лу разговора.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование ... попали в коллектив, который воспринимает Вас как чужого, на контакт не идет, относится не справедливо     Вы ... противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что ...

Третья составляющая — предварительные условия или ситуа­ция. Прямому обращению обычно предшествует какое-то обосно­вание. Это та самая ^causa sui^ (причина самого себя) разговора. Здесь мсяуг быть и спонтанно развивающиеся события, и даже не­который спровоцированый инцидент.

Весь разговор вращается по кругу между когнитивной и аффек-тативной зонами. И его наполнение существенно зависит от того, чем наполнены эти сферы. Например, если в первой сфере идет пре­вышение притязаний ( кем хочу представиться) над подтверждени­ем (кто есть на самом деле), то такой разговор развивается в об­ласть, которую назовем экспозицией. Она характеризуется тем, что субъект разговора просто стремится представить себя в нуж­ном ему свете. Умаление притязаний в пользу подтверждений мо­жет варьироваться в диапазоне от самоуничижения до обычной клоунады. Эта сфера, по сути, есть мера соотношения сущего и долж­ного в коммуникативной сфере. Она с неизбежностью определяет содержание второй части когнитивной сферы — постановку це­лей, равно как и последующие характеристики их мотивированно-сти и обоснованности разговора.

Дополнение характеристики разговора мотивированностью формы обращения, корреляцией между выбранным предметом (объектом) и субъектом разговора убеждает в том. что разговор — не такое простое дело.

О Беседа

Существуют разные формы бесед. Есть беседа равных по поло­жению партнеров, коллег, есть беседа неравных по положению партнеров (начальника и подчиненного, учителя и ученика, кон­курентов и т. д.).

В каждом случае беседа имеет свою драматургию. Если разговор является ситуационным контактом, то беседа отли­чается от разговора тем, что это контакт предметный. Перефрази­руя, можно сказать, что беседа — это предметный разговор, а разговор — это беспредметная беседа.

Очень точно сущность беседы выразил ослик Иа в сказке А.А.Милна ^Винни-Пух и все-все-всс’>: “Должен сперва говорить один, а потом другой. По порядку. Иначе это нельзя назвать беседой”. Итак, беседа — это предметный, упорядоченный разговор, диалог.

Нас интересует преж­де всего тот механизм общения, который реа­лизуется в беседе как форме переговоров меж­ду двумя субъектами. Говорят, что наши ба­бушки и дедушки спе­циально учились вести беседу в семье, в обще­нии на службе, в обще­стве. В высших сферах

воспитание умения вести беседу считалось обязательным. Не­редко согласие на брак родители давали еще и потому, что так оценивали претендента: *У него восхитительная манера дер­жаться”.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы. Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо ... рабочей атмосферы; · привлечение внимания к деловому разговор. Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится ... беседы служит своеобразной общей её оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. ...

Известный американский психотерапевт и теоретик психо­аналитического направления Эрик Берн несколько лет назад выпустил книгу под названием “Что вы говорите после того, как скажете: “Добрый день?”. Она несколько лет была бестсел­лером, видимо, потому, что пробудила в людях стремление ска­зать друг другу что-то приятное, располагающее к общению. Безусловно, деловое общение — это не только светские манеры и умение вовремя сказать нужный комплимент. Это разговор с коллегами и партнерами, клиентами и заказчиками, соперни­ками и конкурентами. Но и здесь, как отмечают авторы книги ^Руководитель без конфликтов” Вернер Зигерт и Лючия Ланг, действуют те же закономерности, что и в легкой беседе с парт­нером по танцам.

По мнению авторов этой книги, каждая адресуемая нами ко­му-то фраза, сопровождающие ее интонации, жесты, а также внешняя среда воздействуют в первую очередь на некоторый эмоциональный центр, который проводит мгновенный анализ^ Посвященный беседе раздел они назвали так: “Коммуникация;

каждый вдвоем!”. Это связано с тем, что иногда сказанные слова порождают неожиданную реакцию противодействия, а может быть, даже и агрессии. Ведь человек реагирует на информацию эмоционально окрашенно, т.е. она воспринимается им не прос­то как факты или сведения, а во всей совокупности <-восприни-маемого сигнала*: тон, интонация, настроение, выражение лица, окружающая обстановка, контекст, мимика, жесты, тембр голоса и его громкость. Это то, что называется “тотальной информа­цией^.

Как правило, направленная информация никогда полностью не совпадает с информацией полученной. То, что совпадает, на­зывается “зоной попадания”, а то, в чем имеется расхождение, — “зоной расхождениям. Величина ^зоны расхождения” зави­сит от многих факторов, В том числе и от целей, которые ставят перед собою участники беседы. Хотя причина может быть и в том, что партнер всего лишь был недостаточно точен. Напри­мер, он имел в виду назначить встречу в 19.00, а сказал — в 7 ча­сов, Или он говорил о розничной цене, но, введя в диалог сужде­ние о партии товара, невольно дал понять об оптовых ценах. Все это порождает недопонимание.

Контекст общения охватывает не только сказанное и увиденное. Он более широкий, включая временные параметры. Кто-то сказал:

“Еще не вечера — и открыл окно в сад. Эта фраза, полумрак, запах цветущих деревьев порождают у собеседника комплекс воспоми­наний (у кого-то грустных, у кого-то лирических и ностальгичес­ких).

И все это с неизбежностью тоже будет фоном общения, вой­дя в ^тотальную информацию”.

Позитивно или негативно влияет информация на само­восприятие и самооценку? Доброжелателен или холоден сигнал, правдив или нет, ясен или смутен, полезен или бес­полезен, вызывает симпатию или антипатию ~ все это чрез­вычайно важно для проведения успешной беседы. Нужно стремиться как можно больше узнать о собеседнике, ^про­читать” его. Как и язык слов, такими же смыслами наполнен язык жестов, мимики. Например, об открытой позиции партнера (во всяком случае в данной ситуации) говорят рас­крытые (ладонями вверх) руки. Этот жест настолько естест­вен, что его с незапамятных времен используют актеры, чтобы сделать понятным зрителю соответствующие эмоции. Наиболее естественно ведут себя дети: убеждая в своей ис­кренности, они показывают открытые руки, а замыкаясь в себе, конфликтуя или противореча, они прячут руки в кар­маны, а то и за спину.

10 стр., 4721 слов

Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...

... вода есть материальная основа всех вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ответа без ссылки на мифы ...

Люди, расположенные к общению, свободно чувствующие себя, расстегивают или даже снимают пиджак в присутствии посторонних, в том числе выступая перед аудиторией. Защит­ная реакция выражается руками, скрещенными на груди, а уси­ление защитной реакции — сжатыми кулаками, побелевшими суставами. Наклон головы и почесывание подбородка, манипу­ляции с очками (у мужчин) и с прической (у женщин), расха-живание перед аудиторией и потирание кончика носа — это сигналы, выдающие раздумье, колебания перед принятием ре­шения, а иногда и растерянность.

Конечно же, узнать собеседника означает не только получить сведения о его характере и биографии, о вкусах и привычках, особенностях поведения в тех или иных ситуациях. Это еще и умение <‘прочитать” его в ситуации общения, почувствовать, как он настроен, какие у него проблемы. Это должно помочь из­брать тактику беседы; <<не насыпать соли на открытые раны” и не переборщить с предложением услуг, не оказаться излишне настойчивым, но и не отпугнуть замкнутостью.

Обычно беседа кроме перечисленных выше компонент, включа­ет в себя, как отмечает автор книги ^Управленческое общение” А-Ю.Панасюк, психологический механизм <-зеркало отноше-ний&. В этом зеркале участники беседы постоянно должны контролировать свое ^изображение”. Начало разговора с од­ним собеседником сопровождается доброжелательной, распо­лагающей к откровенности улыбкой. В другом случае это явля­ется лишним, в третьем — непозволительной роскошью- Отно­шение к собеседнику определяет и эмоциональный настрой, и контекст разговора.

Деловой разговор не должен чураться аттракции (создания отношения взаимного расположения), но в ней возникают свои сюжеты. Опорными моментами разговора являются сле­дующие:

1. Постановка цели разговора.

2. Выбор собеседника.

3. Прояснение позиций в разговоре. 4″ Прояснение расхождений в понимании цели разговора и его предмета.

5. Объяснение и доказательство,

6. Обоснование общей цели при возможных расхождениях в средствах и методах ее достижения.

7. Понимание позиции оппонента, ее “корней^, принятие права оппонента на собственное мнение.

8. Корреляция отношений вправо на мнение^ и “необходимо-“., ‘^“ сти и ответственности”,

9. Оценка эффективности, рентабельности, экономично­сти и целесообразности различных методов,

10. Достижение паритетного соглашения.

11. Взаимосогласованное решение.

12. Возврат к исходной цели и установление достижения (или недостижения) ее по результатам, срокам, конкрет­ным показателям,

15. Уточнение цели или методов ее достижения.

О Обсуждение и собеседование

Это разновидности беседы. Обсуждение в общем виде может иметь три разновидности; обсуждение какого-либо вопроса с подчиненным, обсуждение вопроса с коллегами и обсуждение вопроса с оппонентами (соперниками, противниками, конкурен­тами).

7 стр., 3468 слов

Понятие спора

... на монопольное установление истины". Но более стандартное определение спора состоит в том, что спор - всякое столкновение мнений, словесное состязание, обсуждение разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, ... свою правоту и опровергнуть мнение собеседника по какому-либо вопросу, при обсуждении какой-либо проблемы. Полемика - это не просто спор, это публичный спор на победу. Для полемики ...

Первая разновидность имеет свои саркастические назва­ния: “заутреня”, “массаж души”, “облучение”, “раздача приказов” и т. п. Названия говорят сами за себя — это управленческая деятель­ность, в которой осуществляется регуляция, инструктаж. Такое собеседование выполняет функции оперативного совещания, распределения поручений и контроля.

Диалог начальника и подчиненного не является предметом на­шего рассмотрения, ибо мы сразу определили, что переговоры — это диалог равных, по крайней мере независимых партнеров. Об­суждение с коллегами основывается на всех ранее выявленных принципах беседы. Главный вопрос обсуждения заключается в следующем: как сделать его полезным и интересным?

Прежде всего необходимо определить временные параметры обсуждения, т.е. моменты его открытия и закрытия. При всей про­стоте данного вопроса в нем содержится проблема. Открыть об­суждение ~ значит не просто начать его, а поставить задачу по дискуссионным вопросам. Если оперативное совещание, какими бы словами оно ни открывалось, все равно означает: “Слушать сюда!”, то обсуждение усматривает еще и выявление и конституи-рование общего интереса. Вовремя закрыть обсуждение нужно для того, чтобы подвести итоги и выявить результаты (или отсут­ствие таковых).

Обсуждение продуктивно по многим параметрам. Во-первых, оно имеет свою “критическую массу” участников. Недостаточ­ность здесь так же вредна, как и избыточность. В первом случае не будет проявлены все необходимые подходы. Во втором — есть опасность, что участниками обсуждения, не имеющими своих конструктивных вариантов решения проблемы, будут люди, кото­рые предпочтут лишь зарегистрировать свою активность (не зря же их пригласили’) и тем самым уведут обсуждение с практичес­ки-предметного поля. Поэтому пригласить к обсуждению нужно только тех, кто действительно требуется, от кого ожидается аль­тернативный подход к решению проблемы.

Можно выделить несколько моделей обсуждения. Это “круг-лый столо, “мозговой штурм”, командная деловая игра. Первая модель — традиционное деловое обсуждение. Круглый стол, при всей его демократичности, содержит элементы организованно­сти, некоторые конвенции и соглашения. Само понятие “круг­лый столо предполагает следующие принципы;

1. Нет четко определенных позиций, а есть лишь участники об­суждения спорного вопроса.

2. Все позиции равны, и никто не имеет права быть выше дру­гих,

3. Цель “круглого стола” — выявить идеи и мнения по пово­ду обсуждаемой проблемы или спорного положения.

Основываясь на соглашениях, “круглый стол^ приводит к ре­зультатам, которые являются новыми соглашениями. Ориги­нальные идеи за ним если и рождаются, то достаточно редко.

В отличие от “круглого стола”, “мозговой штурм” — это беспо­рядочное обсуждение. В нем приоритет отдается не порядку и организации (пусть это даже демократический порядок изна­чального равенства), а приоритету и предпочтению “сумасшед­ших” идей. Можно сказать,что “мозговой штурм” недемократи­чен, поскольку он не гарантирует равенства прав участников об­суждения. Выше формального равенства приоритет новой идеи, Видимо, поэтому в сравнении с “круглым столом”, демократиче­ская упорядоченность которого “убивает” новые идеи, уравни­вая их в правах со старыми, давая в лучшем случае лишь новые соглашения, в “мозговом штурме” доминантой оказывается принцип вседозволенности или презумпции допустимости все­го того, что работает на идею. А так как за идеями стоят люди, то с неизбежностью возникает третья модель обсуждения — ко­мандная деловая игра. Здесь идеи обретают не только форму проектов, но и своих сторонников и противников. По сути, дело­вая игра — первая практическая апробация идей, Существуют некоторые общие правила обсуждения. ••’f.yf’nf

10 стр., 4561 слов

Дискуссия. Ситуации делового общения

... истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение. Не редко дискуссия может перерасти в спор. Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при ... спора. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии ...

1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса. .

2. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласо­ван со всеми заинтересованными участниками обсужде­ния.

5. “Круглый стол^ предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня, “мозговой штурм” — б виде проблемной ситуации, а командная деловая игра ;—* ‘в виде тезисов сторон.

4. Характер обсуждения “круглого стола” — “выступление есть выражение собственного (или позиционного) мне­ния”; “мозгового штурма” — “нет идеи — не выступай’”; де­ловой командной игры — “сказать “за” или “против^ — ма-^ ло, нужно еще и сделать это обоснованно”.

5. Характер критики “круглого стола” — “она здесь практи­чески недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения”; “мозгового штурма” — “без критики нет идеи, но критикуют идеи, а не личности”; де­ловой командной игры — “объектом критики может быть -к,, не только идея, но и позиция, однако критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности”.

6. Регламент и протокол “круглого стола” — “без регламен- та нет обсуждения”, “протокол — хорошая манера обсуж­дения, определяющая то, чего нельзя”; ^мозгового штур-, ма” ~ “если есть что сказать, то никто не перебивает” и “слушает тот, кто хочет слушать”, “записывает тот, кому это нужно”; в деловой командной игре — “без протокола нет обсуждения”.

О Спор/ полемика/ дискуссия, дебаты, прения, диспут ^ ;

Название данного раздела указывает на различные способы обоснования спорного положения, т.е. способы аргументации. Они отличаются друг от друга методикой, структурой, компози­цией, механизмом обмена аргументами. Зачастую спор, полеми­ка, дискуссия, дебаты, прения и диспут рассматриваются как си­нонимы. На самом же деле между ними имеются существенные различия.

В качестве первоначальной формы обоснования выступает за­явление высказывание или несколько высказываний одного из участников переговоров, посвященное обоснованию (или оп­ровержению) какого-либо вопроса. Система заявлений, объеди­ненных одной темой, единых по структурно-композиционным характеристикам, представляет собой сообщение. Это аналог доклада, выступления или речи. Структурно-композиционные особенности сообщения таковы:

1. Субъектная структура данного вида делового общения со­ответствует процессу однонаправленного характера: от аргументатора к адресату. В указанной схеме аргументатор предстает субъектом аргументации, а адресат — ее субъек­том. Стороны аргументативного процесса отличаются по степени активности: аргументатор активен, а адресат — пассивен.

6 стр., 2951 слов

Виды деловых споров

... Это объясняется тем, что такие споры не всегда являются спорами ради истины. При споре ради победы сложно разработать общее поле аргументации. Спор первого типа - спор ради истины - называется диалектическим. ... стол». Такие дискуссии разумно проводить в тех случаях, когда сформулирована и требует обсуждения так называемая неразвитая вопрос. Для ведения «круглого стола» назначается руководство либо ...

2. Сообщение как разновидность аргументации не дает образ­ца обмена мнениями, конфликта, групповой игры.

3. Основой аргументации служит не взаимодействие, а од­нонаправленное действие, в частности передача инфор­мации, изложение позиции, формулировка собственного мнения.

4- Обратная связь в этой форме делового общения формули­руется всегда в неявной форме, что предполагает обраще­ние внимания на невербальные формы ее проявления.

5. Поле аогументации, как и предметное поле перегово­ров, остается неизменным, ибо определяется не ситуа­цией, а конвенцией сторон, не конфликтом мнений по поводу спорного положе­ния, а структурой исход­ного тезиса, текста, про­граммой, заранее постав­ленными целями.

6. Целями данного вида аргу­ментации будут обучение, передача информации, из­ложение позиции, сообще­ние о фактах, обоснования мнения.

Спор, как вид аргументации, широко применяется при обсуж­дении спорного положения. В теоретическом аспекте существует достаточно много мнений и большой разнобой в представлени­ях по поводу концептуального содержания данного вида аргу­ментации. С. Поварнин квалифицирует спор как процедуру, в ко­торой один доказывает, что какая-то мысль верна, а второй — что она ошибочна. К этой точке зрения присоединяются и другие ав­торы, рассматривая спор как отстаивание собственного тезиса и опровержение тезиса противника. По мнению А. Н. Соколова, характеристики спора с позиции разногласия тезисов и доказа­тельства истинности одного из них и ложности другого явно недостаточно.

Ссылка на древнюю мудрость о том, что в споре рождается ис­тина, не дает полной определенности в этом вопросе.Одним из контрдоводов против устойчивого мнения о том. что спор связан с установлением истинности тезиса, может быть указание на со­фистические споры. Они вообще не ставили перед собой цели вы­яснения правильности или неправильности того или иного взгля­да, ориентированы были только на победу в споре, только на пе­реубеждение противника. Доказательством истины здесь и не -щахнет”. Можно добавить, что нередко спор ведется в неупорядо­ченных и неорганизованных формах. Спорщики в большинстве случаев чураются каких-либо правил и принципов (кроме собст­венных, разумеется).

Поэтому древняя сентенция представляется очень сильным преувеличением.

Родовым понятием спора, полагает А.Н.Соколов, может быть понятие обмена мнениями. Однако в споре обмен мнениями часто носит конфликтный характер. Большинство приведен­ных выше нелояльных доводов и приемов относятся именно к спору

Обобщив сказанное, можно выделить следующие структурные, композиционные и

концептуальные черты спора;

1. Субъектная структура спора характеризуется наличием по крайней мере субъектов.

2. Субъекты спора равнозначны по своей роли в процессе об­мена мнениями, по степени активности, по прямым и об­ратным связям друг с другом.

6 стр., 2588 слов

Переговоры как социально-психологическое явление

... длительность работы (долговременность работы, успешно ли принятого решения). Виды переговоров: позиционные переговоры (позиционный торг). 2 стиля (метода): мягкий, жесткий. Отличия: а) цель: отождествление, ... добиться результата, связанного с необходимостью договариваться – то главное вести конструктивные переговоры. Переговоры должны основываться на принципе разумности + поиск нужных вариантов + ...

3. Предметом спора является спорное положение, о котором каждая сторона имеет собственное мнение, называемое те­зисом или пропозицией.

4. Различие позиций сторон, выраженное мнениями о спор­ном положении, делает спор обсуждением на уровне явле­ния, а не на уровне сущности.

5. Тезисы сторон противоречат друг другу в контрадикторной форме. Так, если субъект А утверждает положение ^а есть б”, то его соперник по спору утверждает либо “неверно, что а есть б”, либо <-а не есть б”.

6. Процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоис­ключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений.

7. Борьба мнений в споре достигает своей высшей формы — конфликта или войны мнений, особенностью чего служит доказательство каждой стороной истинности своего те­зиса и ложности тезиса оппонента. Согласно этому каж­дый довод в аргументации такого типа представляет со­бой отрицание предыдущего довода противника. Харак­тер обсуждения приобретает вид опровержения, отклоне­ния, отрицания, неприятия, элиминации.

8. Поле аргументации, а равно и предметное поле перегово­ров, обычно не бывает четко определенным. Его размы­тость также обусловлена тем, что речь идет не о сущности, а о явлении, и борьба ведется не основаниями, а мнениями. Изменение поля аргументации в споре возможно, однако этот процесс не характеризует его развитие.

9. Спор как вид аргументации в переговорах не регламенти­рован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

Дискуссия как вид аргументации в переговорах нередко отождествляется с полемикой и спором. Многие авто­ры рассматривают ее как деятельность, которая в отли­чие от спора не разъединяет, а соединяет стороны. Тер-v мин “дискуссия” в переводе с латинского ^discussio^ оз­начает ^исследую»”. История науки показывает, что роль дискуссии в формировании научной картины мира иск­лючительно велика. Признаки дискуссии связаны с ор­ганизованностью, упорядоченностью, коллективной де­ятельностью по прояснению истинности каждого тези­са. Рассматриваемый вид аргументации стремится к все­стороннему обсуждению предмета разногласий. А ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции. Выделим основные черты дискуссии как вида переговоров:

I. Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее объекты представлены не аргументатором и адресатом, а оппонентом и пропонентом, соавторами в коллектив­ном обсуждении спорного вопроса.

Курб — Стр 2

2. Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающи­ми, но и взаимодополняющими.

3. Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оп-

; понента, а установление меры истинности и меры ложно­сти каждого (в том числе и своего) тезиса.

» 4. Дискуссия характеризуется как форма обсуждения пред­мета на уровне сущности.

5. Обсуждение спорного положения связано с всесторонно­стью анализа, коллективной деятельностью, формулиро­ванием общего, универсального субъекта.

6. В структурном отношении дискуссия организована и рег­ламентирована.

7. Поле аргументации дискуссия развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предме­та разногласий.

8. Дискуссия может быть определена как форма научной по­знавательной деятельности.

9. В отличие от спора, с его конфликтностью и антагонич-ностью мнений, дискуссия тяготеет к компромиссу, к уточ­нению терминологии, обобщению методик, формулирова­нию общих позиций.

Полемика как вид аргументации в переговорах (в переводе с древнегреческого — враждебный, непримиримый) отли­чается от ранее проанализированных форм, хотя в лите­ратуре она порою освещается в качестве синонима спора и как понятие, равнозначное дискуссии. Более обосно­ванной представляется точка зрения А, Н. Соколова, сог­ласно которой полемичность есть прежде всего непри­миримость оснований. Выделим признаки полемики,

1. Полемика — это борьба, конфликт мнений, доходящих до противоречия, до прояснения принципиальной несводи­мости позиций, их принципов и оснований.

2. В полемике средствами борьбы служат мнения, доведен­ные до оснований позиций. Если в споре конфронтация я осуществляется на основе конфликта мнений (т.е. лично­стных суждений о спорном положении), то в полемике та­кие суждения обоснованы принципами.

3. Смысл полемики заключается в том, что борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, выражается в форме противоречия, а оно и характеризует принципиально не­сводимые основания. Можно сказать, что полемика пред­ставляет собою сущностный спор противоречащих друг другу оснований.

4. Если в споре борьба сторон заключается в утверждении

собственного мнения, тезиса и в опровержении любыми пу— тями тезиса оппонента, то полемика есть диалектическое отрицание, снятие его при сохранении положительных мо-.; ,. ментов противоположной стороны.

5. Квалификация полемики как снятия противоположностей характеризует ее как определенную форму развития пред­ставлений о предмете обсуждения, о спорном положении, хотя обычно оно и не достигается компромиссом тезисов, Бескомпромиссность полемики обусловлена непримири­мостью, противоположностью оснований, их антагони­стическим характером.

6. В отличие от спора полемика ведется в организованных формах, но эта организованность не роднит ее с дискус­сией. Дискуссия регламентирована, как правило, протека­ет в формах конференций, конгрессов, симпозиумов и пр. Полемика не имеет регламента, она организована не кон­венциями научного сообщества, а существующими сте­реотипами и нормами, конъюнктурой и традицией.

7. Полемика представляет собой наиболее адекватную фор­му обсуждения вопросов, имеющих социально-политиче­ское значение.

Диспут, дебаты, прения как вид аргументации в перегово­рах в литературе часто также рассматриваются в качестве равнозначных понятий. Господствующая точка зрения, по мнению А.Н.Соколова, состоит в том, что данные фор­мы аргументации являются формой научного спора. Та­кой подход, видимо, не учитывает всей специфики пред­ставленных форм аргументации.

Отличительными чертами диспута в отличие от спора будут сле­дующие:

1. Диспут — это всегда публичный спор (спор же может осу­ществляться и в межличностной форме).

2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая проблема.

3. По организационной структуре диспут характеризуется ши­роко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, защита диссертаций, обсуждение и защита социаль­ных проектов и т. п.

4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основа­ния, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство к диспуте как виде переговоров имеет доми­нирующее значение.

л Дебаты и прения как аргументации предназначены для обме­на мнениями в публичной форме (на собрании, заседании, кон­ференции) тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т. д. Целью дебатов является прояснение отноше­ния участников обсуждения к общим для всех тезисам выступ­ления.

О Торги

По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложив­шим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.

В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому пра­ву, на три категории:

1) торги на труд;

2) торги на труд с материалом;

3) торги на поставку материалов.

По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего време­ни, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публич­ных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий — единичные, физические, юриди­ческие и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором слу­чае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредит­ной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.

> Результатом торгов является сделка, специфическое соглаше­ние. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные пси­хологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер те­ряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же то­гда пришел на базар?

Наряду с психологическими моментами есть в торгах важ­ные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы — стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством кото­рого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополня­ющими, является торгами. Причем достижение наиболее бла­гоприятного результата связано с использованием определен­ного метода.

Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судеб­ный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое со­гласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.

Всякие торги — специфическая форма разрешения и урегу­лирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что сто­роны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении на­хождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность ком­промисса — исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.

Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны де­лают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для даль­нейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльно­сти всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояс­нение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с тор­гами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого време­ни (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.

Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием меж­ду кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избе­жать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспо­щадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга макси­мально возможные уступки.

Вопрос о том, чего больше в торгах — борьбы или уступок,

— тоже непростой. По сути, внутренняя мотивация торгов —

*ты мне, я тебе”, поэтому уступки — необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное заключается в том, что уступ­ки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки, но сразу наталкивается на уничижительный ответ, то нор­мальные торги в подобной ситуации невозможны. Начинает­ся острая конкуренция. Следовательно, начиная торги, не сто­ит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах ста­нет основным мотивом взаимодействия. Главным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Именно это служит тем основанием, на котором устанавливается равновесие в притя­заниях сторон.

Технология ведения торгов такова

  1. Вступая п торги, нужно составить для себя перечень того, что и в какой очередности (а равно и в обмен на что) мо­жно уступить.

2. Наряду с этим должен быть составлен список того, что же­лательно приобрести.

3. Список уступок должен быть дополнен методикой или тактикой, т.е. осмыслением возможных условий и необ­ходимых действий.

4. На каждом этапе торгов следует ясно понимать то, что каж­дая уступка должна подразумевать свою гарантию.

5. Приобретение должно быть соотносимым с ожиданием.

6. После каждой уступки и каждого приобретения нужно делать экспресс-анализ, показывающий, что доминирует на данном этапе.

7. Разумная тактика ведения торгов рекомендует не мело-читься в большой игре и не блефовать в малой, не играть с целью победить любыми средствами, но и не проигры­вать, экономя средства.

8. Как и в любом другом виде взаимодействия, в торгах не-: допустим обман.

9- Подготовка торгов предполагает выдвижение предложе­ний, установление потребностей и возможностей партне­ра, побуждение его к действиям, вызывая интерес к взаим­ной выгоде, побуждение к доверительным действиям.

Торги представляют собой общение и убеждение. В Оксфорд­ском словаре отмечается, что общение — это сообщение, переда­ча чувств, новостей, открытий; разделение чего-либо с кем-либо;

установление и поддержание контакта. В том. же словаре гово­рится, что убеждение есть “заверение кого-либо в том, что дело обстоит именно так; побуждение кого-либо к какому-нибудь дей­ствию^. Именно это и составляет суть торгов.

О Многосторонние переговоры

Основной характеристикой многосторонних переговоров яв­ляется то, что их участниками выступают не два субъекта (не две группы переговорщиков), а несколько. Самый простой путь к многосторонним переговорам тот, -когда два субъекта, не догово­рившись между собой, обращаются к третьему, связывая с ним возможность беспристрастного рассмотрения спорного положе­ния. Другая ситуация возможна тогда, когда спорное положение затрагивает интересы разных субъектов. Выделим некоторые раз­новидности многосторонних переговоров.

1. “Третейский суд”

Это та, уже упомянутая, разновидность переговоров,

когда двое недоговорившихся обращаются к третьему. Впрочем, возможны и иные ситуации апеллирования двоих к третьему лицу. Во-первых, это обращение в постоянно действующие апелляционные органы (на­пример, Международный суд. Организацию Объеди­ненных Наций, организацию типа <‘Эмнести Интер-нейшнл” и т. п.).

Во-вторых, организуемые специально >н?*л для подобного случая международные комиссии и экс­пертные группы.

В любом случае считается, что незаинтересованная сто­рона может непредвзято рассудить тяжущихся. Конфлик­тующие стороны либо подчиняются сложившимся нор­мам и выражают согласие, независимо от выгоды для себя, следовать им (поскольку иные пути достижения соглаше­ния к результату не привели), либо договариваются с третьей стороной о подобных нормах. Это означает, что желаемым соглашениям предшествуют предварительные соглашения и договоренности.

Многосторонние переговоры типа третейского суда име­ют и свои издержки. Прежде всего то, что они требуют сво­ей платы. Это дополнительное соглашение, а под любым соглашением всегда находится некоторая уступка. Кроме того, они имеют более сложную процедуру, регламент, форму согласования и наблюдения за выполнением ста­тей договора, издержки по времени и многое’ другое. Видимо, все это не случайно, ибо, не найдя в себе доста­точно терпимости договориться, стороны вынуждены платить по векселям тройственного соглашения.

2. “Дележ добычи”

Данный сорт перего­воров — договор со­общников. Образно го­воря, когда юхота” за­вершена, они делят до­бычу. Международная практика знает много подобных договорен­ностей: это разделение

Какими бывают переговоры?

сфер влияния, дележ колоний и т. д. Какие бы разговоры о справедливости и общественных идеалах здесь ни ве­лись, в центре проблемы то, как разделить “пасхальный пирог”. Чаще всего это совершается по принципу ^льви­ной доли”; *Ego priman tollo, nominor quoniam leo^ . (^Первая доля моя, потому что я лев”).

Какая бы логика ни двигала участниками дележа, прин­цип пая, зависящего от величины взноса (в иных случаях от силы, авторитета, влияния и пр.), в переговорах этого типа является определяющим мотивом.

3. “Сеанс одновременной игры”

Это многосторонние по своей природе переговоры. В них предмет, ставки, претензии, притязания и ожидания взаи­мосвязаны. Двусторонние переговоры напоминают сооб­щающиеся сосуды: сколько инициативы убыло у одного партнера, столько прибыло у другого, сколько выиграл один, столько проиграл другой. Многосторонние перего­воры — более сложная система. Здесь проигрыш одного — не обязательно выигрыш другого. В них превосходство над явным оппонентом может привести к тому, что в итоге наибольший куш получит неявный оппонент.

Целью многосторонних переговоров по принципу -?Сеанс одновременной игры” является баланс сил. Поэтому так­тика их очень сложна. В них практически никогда не идет игра на победу, поскольку победа над кем-либо может вне­запно обернуться проигрышем перед другим партнером. Многосторонние переговоры — это постоянные манев­ры, постоянное движение партнеров относительно друг друга. Они напоминают детскую игру, в которой ее участ­ники движутся вокруг ведущего и замирают по его коман­де. В многосторонних переговорах нет дирижера и никто не командует, кроме общего интереса. Общий интерес — это момент истины. Его и ожидают участники перегово­ров. И когда прозвучит неслышимый сигнал — все замрут в том положении, которого достигли или к которому стремились. Поэтому цель маневров в многосторонних переговорах состоит в стремлении занять наиболее вы­годную относительно других участников переговоров по­зицию.

Это, на первый взгляд, тривиальное соображение имеет свои нюансы. Если самая удобная позиция имелась бы с самого начала, то не нужнт”! были бы и многосторонние переговоры. Но дело в том, что такая позиция возникает только в самих переговорах, как и обнаруженные слабые места в позициях оппонентов, расхожде­ния между ними или временные альянсы.

Многосторонним переговорам присуща тактика постоянного маневра между группами, возникающими по поводу того или иного интереса. Эти постоянно возникающие группы отличают­ся друг от друга целями и задачами, сплоченностью и продолжи­тельностью существования. Поэтому многосторонние перегово­ры имеют свои формы и процедурные порядки. Если двусторон­ние переговоры представляют собой диалог двух партнеров, то многосторонние переговоры — это общая дискуссия. На двусто­ронних переговорах оба участника работают на основе своих представлений о методах и тактике, и, как правило, каждая сто­рона определяет для себя меру допустимости того или иного действия. Многосторонние переговоры не могут обойтись без общего протокола заседаний, секретариата, ведения соответст­вующей документации, выбора председателя и наделения его пол­номочиями.

Председатель открывает конференцию, произносит речь, в со­держании которой оговариваются цели и задачи обсуждения. Мно-гораундпые переговоры предполагают, что роль председателя поочередно выполняют представители заинтересованных групп. Председатель следит за регламентом, объявляет выступающих или лишает кого-то слова, оглашает решения, привлекает экспертов и провозглашает конференцию закрытой.

Особое значение в многосторонних переговорах придается голосованию, ибо оно часто определяет приемлемость или не­приемлемость решений. Для этого выбираются счетная и мандат­ная комиссии.

Несмотря на то, что многосторонние переговоры — сложная форма взаимодействия, именно они представляют собой надеж­ный инструментарий разрешения сложных конфликтных ситуа­ций. Все особенности делового общения, рассмотренные в этой книге, присущи многосторонним переговорам. Но кроме этого им свойственен более сложный уровень многофакторности и вариативности обсуждения. В результате более сложной оказы­вается подготовительная работа, согласование протоколов, протоколов намерений, целей, подбора участников” уровней их представительности и т. д.

Разновидности делового общения — это не разновидности переговоров, а, скорее, формы их выражения, конституирова-ния, организации и оформления в различных способах прове­дения. Каждый способ отвечает своим целям и задачам, мотивам и намерениям, условиям и возможностям. И вместе с тем каж­дый способ организации переговоров привносит в них нечто особенное, порою даже непредсказуемое. И в этом тоже специ­фика такого вида человеческого взаимодействия, каким являют­ся переговоры.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Изложенные в данной книге размышления о том, какими быва­ют переговоры, как они организуются, какую роль играют в жизни человека и как нужно осуществлять деловое общение в процессе достижения соглашения, очевидно, предполагают какие-то выво­ды и заключения. Однако воздержимся от выводов, которые могут быть представлены читателю как практические рекомендации или теоретические обобщения, комментарии или резюме, подве­дение итогов или ответы на поставленные вопросы. Воздержимся потому, что не хотелось бы поддаваться соблазну дать исчерпыва­ющие ответы на поставленные вопросы. Но очень хотелось бы по­ставить новые вопросы (или хотя бы один вопрос), которые воз­никают после прочтения книги. Это вопрос о том, достаточно ли прочитать книгу о теории и практике переговоров для того, что­бы уверенно чувствовать себя в деловом общении? Данный воп­рос можно развернуть и в практическую плоскость: как можно на­учиться вести деловое общение?

Обсуждение спорных вопросов, разрешение конфликтов, ве­дение переговоров, аргументация своей позиции — все это практи­ческие акты. Конечно, они базируются на теоретических принци­пах и понятиях, и все же научиться деловому общению, приобрести навыки и умения обсуждать по-деловому деловые проблемы, в кон­структивной форме разрешать конфликты можно только на практи­ке, Это связано со специфической формой организации процесса общения, в котором субъект обучения должен приобрести умение использовать лексический арсенал, тактический инструментарий. методическое мастерство и риторическое искусство. Все это вместе взятое позволит освоить культуру делового общения.

Любое деловое общение (переговоры и аргументация, обыч­ный разговор и коммерческие торги, деловая беседа и собесе­дование) представляет собой диалог между партнерами и со­перниками, причем диалог открытый, осуществляемый в явной форме. Приобретение перечисленных выше навыков в чисто теоретической форме является лишь подготовительным (необ­ходимым, но явно не достаточным) этапом для практического обучения.

Хорошо организованная работа со специальной литерату­рой, конкретными материалами и другими информационны­ми источниками также может (при известных допущениях и идеализации) рассматриваться как диалог читателя (потреби­теля информации) и автора (поставщика данной информа­ции).

Но это диалог неявный. В нем заранее задан и предопре­делен объект обсуждения, его предмет. В нем не меняются сю­жеты обсуждения. Да и сам процесс носит односторонний ха­рактер: в заранее заданном контексте источник информации — книга всегда одинаково отвечает на вопросы. В неявном и заранее заданном контекстом книги диалоге не возникает си­туаций эмоционального напряжения, неопределенности, рис­ка, ограниченности времени для принятия важного решения и т. п. Такой диалог лишен различных психологических нюан­сов общения. В нем нет борьбы, соперничества, конфронта­ции, азарта победителя, опасения ‘и досады побежденного. Другими словами, неявный диалог — лишь приближение к яв­ному.

Как говорит народная поговорка, есть только один способ узнать вкус арбуза — съесть его. Так и с обучением деловому об­щению: чтобы научиться конструктивному, организованному, целесообразному деловому общению, необходимо практичес­ки осваивать это дело. Для этого следует использовать тре-нинги обучающих методик и функционально-ролевые игры, построенные как определенные практические модели аргумен­тации в ее разных проявлениях. Отвечая на вопросы тестов и играя в деловые, функционально-ролевые игры, можно практи­чески научиться использовать теоретический инструментарий разных граней теории аргументации. Простая и доступная ме­тодика тренингов и игр, своеобразный самоучитель делового общения — предмет следующей книги автора,

16