МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
в г. Краснодаре
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СТУДЕНТКИ 5 КУРСА
ФАКУЛЬТЕТА «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050706.65 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Шуплецова В.В.
Наименование учреждения:
Федеральное бюджетное образовательное государственное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный аграрный университет»
Срок прохождения практики: с 7 февраля по 4 марта 2011г.
Краснодар, 2011г.
Введение
урок воспитательный педагогический
В период с 7 февраля по 4 марта 2011 года я проходила педагогическую практику на базе ФГБОУ ВПО «Кубанский ГАУ». В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в ВУЗе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
— создание целостного представления о педагогической деятельности;
— развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
— углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
— овладение современными технологиями обучения и воспитания.
1. Общие сведения о базе практики
10 февраля 1919 года был открыт Кубанский политехнический институт, а позже на базе агрономического факультета — Кубанский сельскохозяйственный институт, первым ректором которого стал М. Е. Подтягин.
В 1922 году вуз получил юридическую самостоятельность, и в том же году состоялся первый выпуск агрономов в количестве 12 человек — 11 ребят и одна девушка.
В конце 1937 года решением Совнаркома СССР КСХИ был переподчинен Наркомату пищевой промышленности СССР. В КСХИ была прекращена подготовка агрономов-зерновиков и селекционеров. Изменилось и название вуза. По предложению профессора А. М. Фролова-Багреева он стал называться Краснодарский институт виноградарства и виноделия (КИВИВ).
Санкт-петербургский институт психологии и акмеологии
... А.Н. Кутейников. © Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2005 Раздел 1. Общие методические указания Учебно-ознакомительная практика– начальный этап профессиональной практической подготовки ... Ученого совета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, протокол № от 2005г. Рецензенты: Профессор кафедры эргономики и инженерной психологии СПбГУ, доктор психологических наук, ...
В институте было 3 факультета: винодельческой промышленности, плодоовощной промышленности и агрономический.
КИВИВ просуществовал до 1943 года. За этот период он подготовил 964 ученых агрономов и 34 инженера по технологии виноделия.
21 ноября 1949 года вышло постановление «О восстановлении Кубанского сельскохозяйственного института». Было организовано три факультета: агрономический, зоотехнический, механизации сельскохозяйственного производства. Указом от 7 января 1967 года «За заслуги в подготовке специалистов сельского хозяйства и развитии научных исследований» Кубанский сельскохозяйственный институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.
11 января 1991 года вышел приказ № 5-к Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам «Об организации государственных аграрных университетов». Этим приказом Кубанский сельскохозяйственный институт был преобразован в Кубанский государственный аграрный университет.
Кубанский государственный аграрный университет сегодня — один из крупнейших, научно значимых и старейших вузов России. Кубанский ГАУ в настоящее время — это уникальная академическая среда, в которой органично сочетаются традиции и инновации.
Основные направления подготовки: биологическое, инженерное, юридическое и экономическое. Всего в арсенале университета — 20 факультетов.
Разработки ученых КубГАУ получают признание на международных выставках и форумах. У студентов есть возможность обучаться в европейских университетах в рамках своей профильной специальности.
Начало учебного 2009 года ознаменовано официальным визитом в Кубанский ГАУ министра сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник. По ее словам, Кубанский госагроуниверситет — лучший аграрный вуз страны. В настоящее время Кубанский государственный агроуниверситет — центр подготовки специалистов в сфере высшего аграрного, экономического и агроинженерного образования мирового уровня. Однако всеобщее признание вуза лидером в своем отечестве — большая награда.
Девиз «традиции, фундаментальность, инновации» отражает историю и современность Кубанского государственного аграрного университета, определяет поставленные задачи и перспективы развития. Сохраняя традиции высшей школы, мы совершенствуем систему и методы преподавания, повышаем качество образования будущих аграриев, способствуя тем самым развитию агропромышленного комплекса Кубани.
Общее руководство Кубанским государственным аграрным университетом осуществляет выборный представительный орган — Учёный Совет КубГАУ, избранный сроком на пять лет 27 октября 2008 года конференцией преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся университета. Деятельность Учёного Совета направлена на решение основных вопросов жизнеобеспечения и развития университета в целом и основана на гласности и демократических принципах.
ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
1 неделя
Знакомство с образовательным учреждением: его структурой, укладом, направленностью образовательной деятельности. Получение представления о «кадрах», «среде» и «содержании учебных программ». Знакомство с педагогической, медико-физиологической и социально-психологической службами образовательного учреждения.
Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды
... ХХ века и с этого момента нашла свое отражение а психологических исследованиях, так ... и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и ... психологической безопасности личности и общества. Категория «безопасность» стремительно ворвалась в социальную жизнь общества в 90-х годах ...
2 неделя
Знакомство с основными направлениями работы психологической службы: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, консультативное. Получение представления об используемых методиках и методах в каждом из направлений работы. Наблюдение за работой психологической службы: диагностика, коррекция, консультация.
3 неделя
Выборочное посещение урока и его анализ в соответствии с учебным заданием: психолого-педагогический анализ. Выдача рекомендаций педагогу и психологу по итогам наблюдений — анализ за деятельностью педагога и учащихся.
4 неделя
Проведение одного внеучебного воспитательного мероприятия с группой студентов. Проведение оного учебного занятия по педагогике и одного учебного занятия по психологии.
Особенности работы психолога в ВУЗе
Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников ВУЗа, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов учреждения к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.
Служба-центр проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:
— содействие профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала;
— осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;
— гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства колледжа;
— формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;
— содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда;
— первичная профилактика аддитивного поведения студентов.
В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.
Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов в большинстве учреждений в настоящее время сложилась и традиционно включает:
— психологическое просвещение;
— психодиагностику;
— психологическое консультирование и психологическую профилактику.
Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности ...
... деятельность психолога. Гипотеза : степень включенности личности в профессиональную деятельность (что определяется стажем работы ... индивидуально-психологического здоровья, ... Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. База исследования: психологи в количестве 52 человек, из них 12 психологов-практиков, 20 студентов-психологов 5-го курса 20 студентов-психологов ...
Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).
Служба психологического сопровождения при определении содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:
— содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;
— диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;
— индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности;
— оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам в решении учебных задач.
Работая с первокурсниками в адаптационный период, психолог измеряет их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, должен привлечь внимание психологов.
Определяя ведущие репрезентативные системы студентов, психолог помогает им в организации их познавательной деятельности. И, конечно, интересны ценностные ориентации студентов.
Вторые курсы, которые имеют репутацию переломных, педагог-психолог рассматривает на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств.
Непременное условие — индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Форма развивающей работы также достаточно традиционна — это тренинги. При этом интересной находкой считаю привлечение к их проведению старшекурсников. Они выступают в качестве хороших помощников небольшого по численности штата психологов. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности учреждения.
Важная особенность системного подхода — работа службы психологического сопровождения с преподавателями и сотрудниками ВУЗа.
Смысл работы в упреждении проблем — именно этому педагог-психолог должен научить студентов. Знание своих индивидуальных и личностных особенностей позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста. Успех решения поставленной задачи психологическая служба-центр видит в:
— разработке и внедрении в ВУЗе системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
— изучении и оптимизации психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;
— обучении студентов практическим психологическим методам и методикам (в том числе психодиагностики, психокоррекции, развития интеллектуального и творческого потенциала детей), ориентированным на достижение опережающего уровня психолого-педагогической подготовки будущих воспитателей;
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...
... обучения на уроках производственного обучения. Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из ... самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В работе необходимо решить задачи: 1. Провести психолого-педагогический анализ ...
— формировании у будущих специалистов практических умений и навыков профессионального самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения;
— помощи в решении психологических проблем, связанных с адаптацией к обучению в ВУЗе и профессиональным становлением личности, а также проблем личного характера;
— психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности;
— проведении научных исследований по актуальным для образования проблемам, разработке и внедрению активных методов обучения, совершенствованию содержания и методов психологической подготовки будущих высококвалифицированных специалистов;
— информационно-просветительская работа;
— поведенческой терапии студентов и сотрудников;
— обеспечении системы психолого-педагогического патроната, консультирования кураторов студенческих групп.
Деятельность службы обеспечивается кадровым потенциалом, а также приглашенными высококвалифицированными специалистами.
Думаю, систематическая работа психологической службы в тесном сотрудничестве с администрацией ВУЗа позволят успешно решить поставленную задачу.
Размещено на
Рисунок 2 — Функции педагога-психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Виды профессиональной деятельности педагога-психолога
Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функций предоставлено право:
Педагог-психолог несет ответственность за:
Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.
Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности
... отношение к цели, заданиям и процессу учения определяет успехи студента в учебно-профессиональной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности студентов Разные авторы называют разные мотивы поступления в ВУЗ, что ... знаний или с целью повысить личностный престиж. Этот мотив необходимости, присущий некоторым учащимся, не может привести к успехам в учении, и его осуществление требует насилия ...
ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ
(из недельного плана-сетки)
9-10 Целевое посещение урока.
10-12 Психологическое исследование
11-12 Групповая консультация для педагогов
12—13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».
16—17 Индивидуальные консультации для родителей студентов.
1. Характеристика группы студентов
В группе 29 студен, возраст учеников — 19 — 20 лет, абсолютное большинство — молодые мужчины — 15 человек, девушек всего шесть. Этот факт, вероятно, связан с тем, что дквушки проявляют меньшую склонность к изучению технических наук, им более интересны гуманитарные науки. Студенты учатся вместе с 01.09.2010 года, куратором группы является преподаватель инженерного — землеустройства Матушкин О.И., он руководит группой с момента её формирования.
Интересы большинства учащихся группы соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость — хорошая, при этом явно отстающих студентов нет. Для большинства студентов учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. Общие интересы в учебной деятельности объединяют студентов, одногруппники активно сотрудничают, помогают друг другу.
Актив группы составляют три человека — 2 юноши и 1 девушка, они сотрудничают с педагогическим коллективом, участвуют в решении различных организационных вопросов, помогают одногруппникам. В группе есть один явный лидер, его мнения и идеи авторитетны для студентов, также он пользуется уважением со стороны педагогов. У него сильный характер, громкая, убеждающая речь, он обаятелен, с чувством юмора, и что на самом деле ценно — он обладает большим объемом знаний во многих сферах.
Также в группе есть и изолированные личности — две девушки. Они редко принимают участие в общественных делах и мероприятиях группы, на занятиях неактивны, не принимают участия в групповых дискуссиях, обсуждениях. Скорее всего, это связано с особенностями характера. В группе к ним относятся скорее равнодушно, чем отрицательно, упреков и насмешек в их сторону никто себе не позволяет.
В группе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой студентами. Некоторые из этих пар являются друзьями и в жизни, но большинство связаны именно учебными задачами, хотя отношения между ними тоже можно назвать дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться вместе, конфликты у них возникают редко.
Стиль взаимодействия куратора с группой можно охарактеризовать как демократический. Особого контроля за группой не требуется: большинство студентов — уже сформировавшиеся личности, ответственные, дисциплинированные. Общение студентов и куратора происходит в основном по поводу каких-либо организационных вопросов. Отношения между ними теплые, помимо руководства группой куратор ведет еще и занятия по своей дисциплине, пользуется уважением и авторитетом у студентов.
В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат, студентов характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности, хорошей успеваемости, благоприятно сказывается на физическом и душевном самочувствии как студентов, так и преподавателей.
Психолого-педагогическая деятельность. Психолого-педагогический анализ урока
Урок литературы, который я посетила, проводился для студентов факультета ««Преподавание в начальных классах». Преподаватель Лаптиева Л.Н. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением студентов.
Тема урока: «Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель урока: путем анализа различных эпизодов романа, проследить за развитием судьбы Родиона Раскольникова от его нравственного падения до духовного возрождения.
Задачи:
Образовательная:
— заставить студентов задуматься над тем, почему в романе большая часть повествования отведена описанию не совершенного преступления, а душевным мукам Раскольникова;
— знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.
Развивающая:
— совершенствование навыков анализа эпизода.
— анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.
Воспитывающая:
— Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.
Ход урока.
I. Организационный этап. Педагог приветствует студентов, отмечает присутствующих, подготавливает учащихся к работе. Этот этап не занимает много времени, но очень важен для мобилизации внимания студентов и внутренней готовности к проверке знаний, полученных на предыдущем уроке и изучению нового материала.
II. Задача второго этапа урока — установить правильность и осознанность усвоенных на предыдущем занятии знаний. Педагог никого не вызывает к доске, а понемногу опрашивает всю группу. Если студент затрудняется с ответом, педагог предлагает другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою точку зрения, сам помогает и направляет ход мыслей студентов. Таким образом, за пять — семь минут, учащиеся вспомнили, обсудили и обобщили материал предыдущего урока. Этот этап является очень важным, так как повторение пройденного готовит студентов к изучению новой темы. Исходя из полученных студентами ответов, преподаватель ставит перед студентами новые вопросы, плавно подводя их к теме сегодняшнего урока. Этот прием очень эффективен и значителен для понимания идеи романа, так как он позволяет ученикам изучать произведение не просто отдельными эпизодами, а воспринимать его целостную идею, проникнуть в суть проблемы, описываемой в произведении.
III. Преподаватель сообщает тему сегодняшнего урока. Задача этого этапа -организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Преподаватель ведет себя активно, постоянно удерживая внимания учеников на изучаемой проблеме. Кроме того, он стимулирует мыслительную деятельность учащихся, используя метод эвристической беседы. Преподаватель задает вопросы студентам, внимательно выслушивает различные точки зрения, подводит студентов к важным выводам, которые они формулируют сами, преподаватель лишь направляет мысли студентов в нужное русло. Это похоже на детскую игру «тепло-холодно». И в результате получают удовольствие от того, что они сами нашли ответы на казалось бы сложные вопросы. Применяемые преподавателем методы проблемного обучения очень эффективны, так как позволяют студенту не просто получить готовые ответы, а самому решить проблему, рассмотреть все ее стороны, проанализировать. Знания, полученные таким образом прочны и надежны. В результате у учеников появляется конкретное представление об изучаемом и глубокое осознание идеи изучаемой проблемы.
Время от времени преподаватель акцентирует внимание студентов на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно, давайте запишем». Таким образом, он обращает внимание студентов на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствует выработке у учащихся умения выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.
Нужно отметить, что учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, задаваемых педагогом, не стесняются выражать свои мысли. Педагог же поощряет такую активность одобряющими фразами: «Молодец», «Правильно», «Да, именно так» и т.д. Это способствует внутреннему раскрепощению студентов, никто не чувствует себя лишним, студентам очень приятно осознавать, что их мнение значимо, что они могут увидеть какие-то скрытые закономерности и факты, а значит, способны мыслить глубоко и серьезно. Студенты ведут себя дисциплинированно, так как все включены в работу и не отвлекаются.
Позиция, выбранная педагогом, очень эффективна с педагогической точки зрения. Он координирует познавательную активность студентов, давая им возможность самовыражаться. По мере необходимости, он активизирует внимание студентов, сообщая какую либо информацию, способную повернуть ход дискуссии в другую сторону, если, например студенты отходят от темы, либо предлагает взглянуть на проблему с другой стороны. При этом преподаватель очень тактичен, не перебивает студентов. Речь педагога — грамотная, богатая фразеологическими оборотами, убедительная и четкая. Преподаватель эмоционален, активно жестикулирует, интонационно выделяет главные мысли в своей речи, использует цитаты, сравнения. Видно, что он увлечен своим предметом и способен увлечь студентов. Эмоциональная привлекательность урока способствует развитию творческого подхода к обучению. Педагог, способный вызвать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает студенту относиться к учёбе увлечённо и легко принимать учебный материал.
IV. На этом этапе совместно со студентами были сформулированы выводы всех предшествующих обсуждений. Задавая различные вопросы, педагог выяснил насколько правильно и глубоко усвоили знания педагогов, каково их отношение к проблеме, что нового они узнали на уроке и каким образом эти новые знания связаны с предыдущими изученными темами. Подводя итоги, педагог обратил внимание студентов на то, что проблема, решаемая студентами на сегодняшнем занятии, подвела их к необходимости обратить внимание и на другие вопросы, касающиеся нравственного возрождения главного героя. Педагог попросил студентов подумать дома над проблемой христианской нравственности, а именно над тем, какие евангельские мотивы используются в романе «Преступление и наказание». Это и было домашним заданием. Затем преподаватель поблагодарил студентов за внимание и активное участие и завершил урок.
Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные педагогом цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила студентам глубоко погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в виде дискуссии позволяет студентам развивать свои коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность студентов не снижалась на протяжении всего урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе.
Педагог смог создать положительную мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися.
Студенты были очень внимательны, поглощены деятельностью, на поставленные вопросы отвечали четко, были в состоянии быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (слушание и ведение записей и т.д.)
Преподаватель активно задействовал память и мышление учащихся: изложение было четким и последовательным, эмоционально насыщенным. Предназначенная для запоминания информация включалась в активную интеллектуальную обработку. Для активизации мышления студентов преподаватель использовал создание проблемных ситуаций; чёткую постановка вопросов; организацию операций анализа, обобщения; побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам.
Учащиеся получили качественные, глубокие познания, умение мыслить аналитически, выделять существенные стороны в изучаемом материале, что говорит о высокой познавательной активности студентов и педагогическом мастерстве преподавателя.
Результаты выполнения индивидуального задания. Проведение урока педагогики «Виды и механизмы памяти» Обоснование выбора темы: память играет ведущую роль в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления. Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности. Ученикам не известны эти взаимосвязи, они не знакомы с видами и процессами памяти, мало кто задумывался о том, почему какая-то информация запоминается легко и надолго, а при изучении сложного материала необходимо приложить массу усилий, почему некоторые факты мы помним всю жизнь, а что-то бесследно выпадает из памяти. Урок посвящен описанию этих механизмов, поможет учащимся проникнуть в их сущность, позволит взглянуть на привычные факты из жизни с позиций научного объяснения механизмов памяти. При этом важно не перегружать содержание урока научными терминами и сложными объяснениями ее нейрофизиологической основы, а донести до понимания учащихся существенные стороны процессов памяти. Аудитория: учащиеся1 курса. Уровень подготовки — общеобразовательный. Форма организации: монологическое высказывание с элементами эвристической беседы. Цель урока: раскрыть сущность механизмов и закономерностей памяти, рассказать о видах памяти, обратить внимание учащихся на связь процесса запоминания с другими сторонами психики (мышлением, восприятием, волей и т.д.), ознакомить с эффективными приемами запоминания. План урока. I. Приветствие — 2 минуты II. Объяснение нового материала — 30 минут. 1. Понятие памяти. 2. Виды памяти. 3. Основные процессы памяти.
III. Упражнение на запоминание — 10 минут.
IV. Заключение, выводы, ответы на вопросы — 3 минуты.
План-конспект урока
1. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
2. Рассмотрим основные виды памяти.
1) Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2) Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит:
— от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).
— от приемов заучивания (механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.)
— логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
— образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
— мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, блоков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
3. К основным механизмам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования и связывания с приобретенным ранее опытом. Наиболее эффективным способом запоминания является осмысленное запоминание (образование логических связей между объектами восприятия).
Очень важна установка на запоминание — цель, которую ставит человек перед собой. Целенаправленное, преднамеренное запоминание есть необходимое условие любой деятельности. На запоминание влияют особенности и состояния личности запоминающего: его отношения к запоминаемому материалу (интерес, познавательная потребность, активность в процессе запоминания, осознание значимости запоминаемого для своей деятельности).
Сохранение — это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.
Воспроизведение — это актуализация в сознании ранее свормированного психологического содержания. Формы воспроизведения:
— узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
— воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
— припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.
Забывание — естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.
Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).
Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание небольших объемов с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации по истечении некоторого времени.
А теперь проведем с вами небольшой опыт. Инструкция: «Я прочту сейчас два ряда слов. Внимательно слушайте и старайтесь запомнить сначала первый ряд. Когда я буду затем читать второй ряд, припомните подходящие слова из первого ряда, вместе с которыми они могли бы составить целое предложение. Когда я кончу читать, запишите предложения, составленные вами, и те слова, которые вам удалось запомнить отдельно».
I ряд |
II ряд |
|
Барабан Села на цветок Грязь В горах Произошел пожар В комнате Сон Металлы Принес книгу Москва |
Восход солнца Пчела Лучший отдых На фабрике Висел на стене Древний город Очень жарко Мальчик Железо и золото Причина болезней |
|
Каждый ряд слов медленно зачитывается два раза. После проведения опыта учащиеся зачитывают выборочно составленные ими предложения. Анализ результатов опыта помогает студентам самостоятельно сделать вывод о том, что установление смысловых связей является необходимым условием запоминания.
Выводы: Память человека — не пассивное запечатление, хранение и воспроизведение того, что воздействует на него. В процессах памяти проявляется внутренняя активность личности, сказывающаяся в избирательном характере запоминания и сохранения, в переработке того, что запоминает, сохраняет и воспроизводит человек.
Проведение урока психологии «Характер и темперамент человека»
Обоснование выбора темы: в отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятий «характер» и темперамент» и их взаимосвязи. Исходя из того, что учащиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данный урок может быть включен в курс «Общая психология», «Психология общения».
При разработке данного урока были использованы работы Р.С. Немова, Е.И. Рогова, А.Г. Маклакова, а также материалы образовательных психологических интернет-сайтов www.flogiston.ru, www.psihology.net, www.psilib.ru и др. Выбор данных источников обусловлен тем, что материал в них изложен наиболее полно, интересно и доступен для учащихся данной возрастной категории.
Аудитория: учащиеся 2 курса. Уровень подготовки — общеобразовательный.
Форма организации урока: монологическое высказывание.
Цель урока: объяснить сущность понятий «характер» и «темперамент», показать их взаимосвязи и различия, дать классификацию, сформировать первоначальные умения определять темперамент человека по ключевым психологическим признакам.
План урока.
I. Приветствие — 2 минуты.
II. Изложение нового материала — 40 минут.
1. Понятие темперамента, история изучения.
2. Психологические характеристики темпераментов
3. Проявление темперамента в различных сферах жизнедеятельности человека.
4. Характер.
5. Черты характера.
6. Взаимосвязь характера и темперамента.
III. Закрепление полученного материала, выводы, ответы на вопросы — 3 минуты.
План-конспект урока
1. Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Еще в Древней Греции врач Гиппократ вывил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).
Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Дав в общем правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Научное обоснование дал И.П. Павлов. Он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.
2. Сангвиник — человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик — человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
3. Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов.
4. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.
Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с другими — с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.
5. Черты характера — это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая — черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Вторая группа — волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих — добрыми, общительными и т.п.
Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер — это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерности» человека.
Характер, как и сама личность, — очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности — убеждениями, мировоззрением, волей, чувствами и т.д.
6. Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании.
От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим.
Выводы: характер и темперамент не являются тождественными понятиями, но они тесно взаимосвязаны. Темперамент человека предопределен, его нельзя изменить, так как он связан с врожденными особенностями высшей нервной деятельности. Характер же человека формируется по мере его взросления, его проявления связаны с воспитанием, средой, а также во многом зависят от темперамента. Но над характером можно работать, особенно если делать это своевременно.
Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие
Классный час — это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру.
Я провела в группе классный час на тему «Будьте милосердными» День проведения 15 марта. На нем присутствовало 20 человек.
Целями мероприятия является
· поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта — первооснова человека, основа человеческих отношений;
· развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
· способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Место проведения: аудитория.
Значения в общении системы воспитательной работы с данным коллективом: показать ребятам, на сколько важно в современном мире быть милосердными.
Форма проведения — коллективная. Прослеживается актуальность темы, соответствие воспитательных заданий вековым особенностям и интересу учеников.
Взаимодействие учителя и учеников четко прослеживалось. Были распределены обязанности; выполненные задания адекватно оценивались, не вызывая неудовлетворения соперников.
Воспитательная ценность мероприятий:
-воспитание у студентов небезучастного отнашения к происходящему во круг зл и несправедливости
— участие учащихся в проведении мероприятия, проявление инициативы и самостоятельности.
— доброжелательная атмосфера во время проведения мероприятия, расширения кругозора, развитее познавательных умений учеников.
Проблем в процессе проведения внеклассного мероприятия не наблюдалось.
Успех, достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их активности и сплоченности. Мероприятия подобного рода можно проводить внутри каждой группы- это заставит ребят задуматься над их отношением к старшим и поможет обоготить духовный мир.
Так же было проведено мероприятие где я познакомилась с ребятами- игра снежный ком(8 февраля)
В ходе проведения педагогической практики я нашла общий язык с классом, у меня остались только положительные впечатления.
План анализа воспитательного мероприятия
Классный час на тему: «Посещаемость занятий, дисциплина и успеваемость в группе»
1. Тема проведённого внеклассного мероприятия: «Посещаемость занятий, дисциплина и успеваемость в группе». Данное мероприятие включено в план воспитательной работы в связи с его актуальностью: плохой посещаемостью занятий, неудовлетворительной дисциплиной и успеваемостью в группе.
2. Цели и задачи мероприятия — выяснить в чём причина плохой посещаемости занятий, неудовлетворительной дисциплины и успеваемости.
3. Анализ подготовки мероприятия: инициатор мероприятия -куратор, участие актива группы в анализе посещаемости в группе и успеваемости, выписка сведений из журналов и ведомостей.
4. Общественно-полезная направленность мероприятия заключается в устранении негативных причин плохой учёбы и посещаемости учащихся, общественное порицание лентяев и прогульщиков.
5. Результаты мероприятия соответствовали поставленным целям — укреплению дисциплины, осознанию значимости посещения занятий, выполнения учебных задач и улучшению дисциплины на уроках. Куратор выразил своё негативное отношение к прогулам занятий и предложил пути решения данной проблемы, заключённой в контроле активом группы пропусков занятий и дисциплины в учёбе. Мероприятие имеет важное значение так как способствует более качественному обучению, профессионализму учащихся.
Беседа со студентом по вопросу: «Направленность на предстоящую профессиональную деятельность»
Беседа по вопросам «Направленности на предстоящую профессиональную деятельность» проводилось для студентов 2 курса. Данное мероприятие является одним из общего цикла и посвящено профессиональной самореализации студентов. Проводится регулярно в форме классных часов, организатором и постоянным ведущим является куратор класса. По моей просьбе проведение одного классного часа было доверено мне.
Основная направленность данного цикла мероприятий — помочь студентам адекватно оценить свои склонности и способности, узнать будущей профессии, подробно рассказать о содержании различных видах трудовой деятельности.
План мероприятия.
1. Введение, ознакомление студентов с социальной ситуацией современного российского общества.
2. Профессиональное становление студентов.
3. Обсуждение условий и факторов влияющих и обеспечивающих профессиональное становление.
4. Заключительная часть, выводы, ответы на вопросы.
Ход мероприятия.
1. Во вводной части мероприятия я рассказывала студентам о том, что современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения.
Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые позволили бы ему успешно адаптироваться к определённой системе социальных норм и ценностей, признанных в обществе, прежде всего такое — осмысленность жизни (наличие целей и перспективы в жизни).
Важная характеристика подростка — обращённость в будущее. Среди наиболее важных решений, которые необходимо принять в подростковом возрасте, это выбор профессии. Они сделали этот важный выбор, но это не законченный процесс. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблемы профессионального становления студентов.
2. Вторая часть мероприятия была направлена на ознакомление учащихся с основными факторами, которые необходимо учитывать при личностном развитии, выявлению причин, препятствующих профессиональному самостановлению. Я ознакомила учащихся с требованиями, предъявляемым к различным специальностям, предложила шаги, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к профессиональному самосовершенствованию. Учащиеся ознакомились с различными видами трудовой деятельности, узнали много интересных фактов о предстоящей трудовой деятельности. Были приведены статистические данные о востребованности различных профессий на современном российском рынке труда.
3. Третья часть была посвящена обзору учебных заведений, в которых ученики смогли бы продолжить образование по выбранной специальности. Обсуждались трудности, которые могут возникнуть при поступлении. Я старалась убедить учеников в том, что поступление в вуз — очень ответственный шаг, первая ступень во взрослую, самостоятельную жизнь. И для того, чтобы успешно преодолеть эту ступень, необходимо уже сейчас все свои усилия направить на учебную деятельность, это служит залогом успеха в будущем.
4. В заключительной части мероприятия я отвечала на вопросы студентов, интересовалась их мнением относительно того, насколько проводимые мероприятия помогают студентам в профессиональном становлении, принимала просьбы и пожелания студентов, касающихся проведения будущих классных часов.
Подводя итоги мероприятия, можно отметить, что его замысел полностью соответствует потребностям и интересам группы. Учащиеся проявляли инициативность, демонстрировали активность и заинтересованность в обсуждаемой проблеме. Я же, в свою очередь, старалась приводить как можно больше убеждающих фактов, прислушивалась к мнению студентов, отвечала на возникающие вопросы в порядке их поступления. За время занятия ученики получили довольно большой объем необходимой им информации, которую им еще необходимо тщательно обдумать и взвесить. Можно сказать, что поставленные цели в рамках одного занятия достигнуты, но впереди еще предстоит не раз возвращаться к этой проблеме, так как у многих студентов могут возникать вопросы, касающихся данной темы.
По моему мнению, польза от проведенного мероприятия несомненна: оно способствовало мотивации познавательных интересов и учебной деятельности, сформировало правильное отношение к формированию и достижению долгосрочных целей, студенты получили недостающую информацию по интересующим их вопросам.
Заключение
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Нужно заметить, что со стороны студентов я тоже получила поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации уроков и управлении коллективомстудентов, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любой группе есть чрезмерно активные студенты, привыкшие быть в центре внимания. К таким студентам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для студентов терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у студентов вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение группы. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики учащегося и коллектива студентов. Это задание было не простым, но очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения беседы, научило правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности.
Участие в подготовке воспитательного мероприятия дало мне возможность понять и оценить важность педагогического воздействия на формирование личности, стремлений, мотивации и познавательной активности учащихся.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с группой на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые педагогами.
Размещено на