Критерии и методы исследовательской работы

ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

______

Ф.И.О. студента-практиканта

______

Учреждение, в котором проходил практику

Тема курсовой работы:"Изучение характера и степени социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к школе".

Объектом является социальная адаптация детей-сирот к условиям общеобразовательной школы.

Предметом являютсястепень и характер социальной адаптации детей-сирот к условиям общеобразовательной школы.

Целью нашего исследования было: изучить характер и степень социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к условиям общеобразовательной школы.

Мы поставили ряд практических задач:

1.Определить критерии, исходя из существующих степеней адаптации, в соответствии с которыми будут подбираться наиболее подходящие методы исследования;

2. Подобрать и разработать инструментарий для изучения характера и степени социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к условиям общеобразовательной школы;

3.Проанализировать результаты проведённых методов и определить степень социальной адаптации детей-сирот.

Мы выделили гипотезу: мы предполагаем, что у детей-сирот наиболее часто встречается тяжёлая степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы.

Генеральная совокупность: дети-сироты в возрасте 7 лет, обучающиеся в начальных классах общеобразовательных школ города Красноярска.

Выборочная совокупность: дети-сироты, обучающиеся в 1 классе средней общеобразовательной школы № 133 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Критерии.В теории были выделены следующие критерии, исходя из существующих степеней адаптации (тяжёлой, средней и лёгкой):

23 стр., 11397 слов

Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмной семье

... значимость для социальных педагогов, психологов, а особенно приемных родителей, имеют предоставленные нами условия адаптации детей в рамках психологического сопровождения. Базой исследования явился общеобразовательная школа Волгоградской ... и тренинги. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. 8. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. 2003. №2. с. 64-73. 9. Дубровина И.В ...

1. Освоение школьного пространства, предполагающий самостоятельное ориентирование ребёнка в пространстве школы.

2.Школьные отношения ребёнка, включающие в себя:

· отношения со сверстниками;

· отношения с учителями;

· отношение к школе, учебному процессу и урокам.

3.Учебная деятельность, подразумевающая под собой:

· выполнение учебных заданий;

· принятие ситуации обучения;

· усвоение учебной программы.

4.Социальное поведение в школе, предполагающее соблюдение или не соблюдение правил (требований) поведения детей в школе.

Обоснование выбора методов и методик исследования. Учитывая возраст детей, были выбраны наиболее подходящие методы и методика для определения степени их социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Подбор и разработка методов осуществлялись в соответствии с обозначенными критериями. К каждому критерию, подобранному на основе той или иной степени социальной адаптации, подбирался и разрабатывался необходимый метод исследования.

Методики исследования.

Метод № 1.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Проведение исследования. В исследовании данный метод применялся при изучении освоения школьного пространства детьми и при рассмотрении социального поведения ребёнка в школе. Результаты данных наблюдений, проводимых с исследовательской целью, были зафиксированы в специальной карте-бланке, в которой были обозначены: объект наблюдения, дата и время, итог наблюдения, легенда, а также в форме таблицы в карту-бланк были занесены состояние и оценка наблюдения (см. Приложение № 1 и Приложение № 8).

Метод № 2.

Беседа — метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Проведение исследования. В данном исследовании беседа осуществлялась как с ребёнком, так и с учителем. С ребёнком беседа проводилась на темы: ориентация в пространстве школы и отношение ребёнка к школе, учебному процессу и урокам. А с учителем беседа проводилась на тему выполнения ребёнком учебных заданий, принятия им ситуации обучения и усвоения школьной программы. Результаты данного метода, по каждой беседе были зафиксированы на отдельном бланке, на котором обозначены в форме таблицы вопросы и ответы испытуемых, и, следовательно, подведены итоги бесед (см. Приложение № 2, Приложение № 5 и Приложение № 6).

Метод № 3.

Социометрическая методика, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Проведение исследования. В данном исследовании социометрическая методика применялась для изучения межличностных отношений ребёнка со сверстниками. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их школьные отношения со сверстниками. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) (см. Пример № 1).

Задача испытуемого выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа. Результаты данного метода были зафиксированы в специальной социометрической карточке, в которой обозначены в форме таблицы такие данные, как тип, критерии и выборы наиболее подходящих ответов испытуемыми.

Пример № 1

Тип Критерии Выборы
Учёба а) если бы вам дали задание работать в парах, с кем в паре ты бы хотел (а) выполнять задание? б) с кем из класса ты бы не хотел (а) работать в паре?
Досуг а) кого бы из класса ты пригласил (а) на День рождения? б) кого бы из класса ты не пригласил (а) на День рождения?

Обработка данных. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Вначале следует построить простейшую социоматрицу (см. Пример № 2).

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются за номерами фамилии (имена) всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер (см. Приложение № 3).

На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов).

Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1 (-1).

После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Пример № 2

Фамилия
Иванов +1 +2 +3 -1
Петров +1 +3 +2
Сидоров -1 +1 +2 +3
Данилова +2 +1 +3
Александрова +2 +1 +3 -3 -2
Адаменко
Петренко +1 +3
Козаченко +1 +3 +2
Яковлева +2 +1 +3 -1
Шумская +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Метод № 4.

Анкетирование — метод сбора фактов на основе письменного самоотчёта испытуемых по специально составленной программе.

Проведение исследования. Каждому испытуемому выдаётся опросный лист с содержанием в нём 13 вопросов и выбором наиболее подходящего ответа (согласен, скорее не согласен, не согласен) (см. Приложение № 4).

Обработка данных. Подведение итогов по анкетированию проводилось на основе наибольших положительных или отрицательных ответов испытуемыми.

Метод № 5.

Анализ учебной успеваемости. В данном исследовании проводился анализ классного журнала, который подразумевал под собой изучение успеваемости ребёнка.

Проведение исследования. Проходило изучение ни оценок, а знаковой символики, получаемой испытуемыми, так как в первом классе оценки учителями ещё не выставляются. Результаты данного метода были зафиксированы в специальном бланке, в котором в текстовой форме проанализирована учебная успеваемость, по каждому испытуемому.

Таким образом, предоставляется список критериев и соответствующих им методов.

Таблица № 1

Критерии и методы исследовательской работы

Критерий Метод
Освоение школьного пространства: ориентация в пространстве школы Наблюдение, беседа с ребёнком
Школьные отношения: А. Со сверстниками; Б. С учителями; В. К школе, учебному процессу и урокам. Социометрия, анкета для ребёнка, беседа с ребёнком
Учебная деятельность: А. Выполнение учебных заданий; Б. Принятие ситуации обучения; В. Усвоение учебной программы. Беседа с учителем, анализ учебной успеваемости
Социальное поведение в школе Наблюдение

Качественные и количественные результаты экспериментальной работы, статистическая обработка результатов исследования.

Метод № 1.

Наблюдение, объектом, которого является ориентация в пространстве школы:

Артём. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал и библиотеку. Не может найти классы по труду и музыке. Степень адаптации: средняя.

Иван. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти столовую, спортивный зал, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.

Константин. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку и актовый зал. Не может найти классы по музыке и труду. Степень адаптации: средняя.

Наблюдение, объектом которого является социальное поведение в школе:

Артём. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; к учителю обращается на «Ты»; отказывается дежурить в классе; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок, не пропускает уроки, не предъявляя при этом медицинской справки; при входе учителя в класс, встаёт. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не рисует на партах; не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок, не пропускает уроки; не обращается к учителю на «Ты»; не отказывается дежурить в классе; не отказывается помогать учителю, когда он его об этом просит; при входе учителя в класс, встаёт; не выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; не опаздывает на уроки; хорошо относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников. Степень адаптации: средняя.

Константин. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок; не пропускает уроки, без предъявления медицинской справки; не обращается к учителю на «Ты»; не отказывается дежурить в классе; при входе учителя в класс, встаёт; не выкрикивает с места. Степень адаптации: тяжёлая.

Метод № 2.

Беседа с ребёнком на тему ориентации в пространстве школы:

Артём. Не испытывает трудностей в ориентации пространства школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал, библиотеку, классы по труду и по музыке. Степень адаптации: лёгкая.

Иван. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти столовую, спортивный зал, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.

Константин. Ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.

Беседа с ребёнком на тему отношения к школе, учебному процессу и урокам:

Артём. Испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему не нравится учиться; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается, не задаёт учителю вопросы, если ему, что-либо непонятно; разговаривает на уроках; не испытывает интерес к урокам. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему нравится учиться, но он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт вопросы учителю, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда испытывает интерес к урокам. Он не разговаривает на уроках и внимательно слушает учителя. Степень адаптации: средняя.

Константин. Легко и быстро выполняет школьные задания; ему не нравится учиться; он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт учителю вопросы, если, что-либо непонятно, разговаривает на уроках; не испытывает интерес к урокам. Степень адаптации: тяжёлая.

Беседа с учителем на тему учебной деятельности школьника:

Артём. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в заданиях; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Справляется не со всеми школьными заданиями; расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда быстро усваивает новый материал; на уроках невнимателен, отвлекается; активность на уроках не проявляет. Степень адаптации: средняя.

Константин. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в заданиях; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.

Метод № 3.

Социометрическая методика:

Артём. Ни одного положительного выбора; три отрицательных выбора; два взаимных выбора. Статус ребёнка в классе — игнорируемый. Следовательно, у Артёма имеются два друга, с которыми у него наиболее хорошие отношения. Остальные одноклассники негативно настроены по отношению к Артёму. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Шесть положительных выборов; четыре отрицательных выбора; три взаимных выбора; Статус ребёнка в классе — предпочитаемый. Следовательно, у Ивана три друга в классе, с которыми он очень хорошо общается. Шесть ребят положительно настроены к Ивану, а четыре — испытывают к нему негатив. Степень адаптации: средняя.

Константин. Ни одного положительного выбора; два отрицательных выбора; один взаимный выбор. Статус ребёнка в классе — игнорируемый. Следовательно, у Кости имеется один друг, с которым он наиболее часто и хорошо общается. Остальные одноклассники негативно относятся к Косте. Степень адаптации: тяжёлая.

Метод № 4.

Анкетирование ребёнка:

Артём. Позиция «согласен» — хотел бы ты другого учителя; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии. Позиция «скорее не согласен» — учитель помогает мне с заданиями; мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; помогает ли тебе учитель, если ты, что-либо не понял. Позиция «не согласен» — мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; я тоже ему нравлюсь; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно; интересно ли тебе на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Позиция «согласен» — учитель помогает мне с заданиями; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно. Позиция «скорее не согласен» — мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; я тоже ему нравлюсь; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; интересно ли тебе на уроках. Позиция «не согласен» — хотел бы ты другого учителя. Степень адаптации: лёгкая.

Константин. Позиция «согласен» — хотел бы ты другого учителя; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии. Позиция «скорее не согласен» — мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками. Позиция «не согласен» — учитель помогает мне с заданиями; мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; я тоже ему нравлюсь; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно; интересно ли тебе на уроках; помогает ли тебе учитель, если ты, что-либо не понял. Степень адаптации: тяжёлая.

Метод № 5.

Анализ учебной успеваемости:

Артём. Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре. Степень адаптации: тяжёлая.

Иван. Не испытывает трудностей по окружающему миру, физической культуре, труду, изобразительной деятельности. Испытывает трудности по математике, чтению, письму. Степень адаптации: средняя.

Константин. Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре. Степень адаптации: тяжёлая.

Таким образом, выбранная нами гипотеза подтвердилась. У детей-сирот наиболее часто встречается тяжёлая степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют проведённые нами методы с тремя детьми-сиротами начальной школы, благодаря которым мы узнали, что у одного ребёнка средняя степень адаптации, а у двоих детей тяжёлая степень социальной адаптации.


Таблица № 2

Интерпретация результатов в соответствии с концепцией (ями) I главы. Выводы.

Артём. Имеет тяжёлую степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют резко появляющиеся отрицательные эмоции, негативное поведение, не усвоение учебной программы.

Артём недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал, библиотеку. Не может найти классы по труду и музыке.

Во время уроков Артём шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; к учителю обращается на «Ты»; отказывается дежурить в классе; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Артём испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему не нравится учиться; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается, не задаёт учителю вопросы, если ему, что-либо непонятно; разговаривает на уроках; не испытывает интерес на уроках; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается, не работает.

Статус в классе имеет «игнорируемый». У Артёма имеется два друга, с которыми у него наилучшие отношения. Остальные одноклассники негативно настроены против Артёма.

Артёму не нравится помогать учителю; и сам не обращается к учителю, если ему, что-либо непонятно; он не уверен, что нравится учителю; не старается вести себя так, чтобы учителя его хвалили; не испытывает интерес к урокам.

Артём испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре.

Иван. Имеет среднюю степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствует тот факт, что он не может принять ситуацию обучения, общения с детьми и учителем, недостаточно адекватно реагирует на процесс обучения.

Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Иван испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему нравится учиться, но он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт вопросы учителю, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда испытывает интерес на уроках. При этом Иван не разговаривает на уроках и внимательно слушает учителя. Не всегда быстро усваивает новый материал; на уроках невнимателен, отвлекается; активность в учёбе не проявляет.

Статус в классе имеет «предпочитаемый». У Ивана в классе есть три друга, с которыми он хорошо и наиболее часто общается. Шесть человек в классе положительно настроены к Ивану, а четыре — негативно.

Иван не уверен в том, что ему нравится помогать учителю; также не уверен, что нравится ему; считает, что учитель не разъясняет, как готовить домашние задания; не испытывает интерес на уроках. Иван хотел бы, чтобы у них преподавал другой учитель.

Иван не испытывает трудностей по таким предметам, как: окружающий мир, физическая культура, труд, изобразительная деятельность. Испытывает трудности по математике, чтению и письму.

Константин. Имеет тяжёлую степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют резко появляющиеся отрицательные эмоции, негативное поведение, не усвоение учебной программы.

Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку, актовый зал. Не может найти классы по музыке и труду.

Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Косте не нравится учиться; он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт учителю вопросы, если, что-либо ему непонятно, разговаривает на уроках; не испытывает интерес на уроках. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает.

Статус в классе имеет «игнорируемый». У Кости есть один друг, с которым он наиболее хорошо общается. Остальные одноклассники настроены негативно по отношению к Константину.

Костя не уверен в том, что ему нравится их классный руководитель, а также в том, что он помогает ему разобраться в ссоре с одноклассниками. Костя считает, что учитель не помогает ему с заданиями; ему не нравится помогать учителю; если Костя пропустил школу, то учитель не интересуется, что случилось; Костя считает, что не нравится учителю; он не старается вести себя так, чтобы учителя его хвалили; Костя не обращаешься к учителю за помощью; не испытывает интерес на уроках; учитель не помогает, если Костя, что-либо не понял.

Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа позволила определить степень и характер социальной адаптации детей-сирот. Так, у одного ребёнка выявлена средняя степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы, а у двух детей-сирот исследование показало тяжёлую степень адаптации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос