План психолого-педагогической характеристики школьника
Вариант
Анкетные данные
1. Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст на момент исследований;
2. Дата исследования;
3. Место жительства ребенка;
4. Имена и фамилии родителей, их профессии;
5. Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руководитель.
Факты развития и жизненные условия
1. Серьезные заболевания у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка.
2. Ранее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.
3. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.
4. Семейное влияние. Социальное положение:
a. экономическое положение семьи
b. образование
c. культурный уровень семьи
d. состав семьи (полная — неполная, родители родные – неродные, наличие прародителей)
e. подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.
5. Внесемейные и внешкольные влияния.
a. организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома), членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.
b. неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и детские общества.
Внешняя картина личности
1. Проявления
a. физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки),
b. пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);
c. голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности);
d. речевое поведение (многоречивость – молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи);
Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...
... ребенок - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями ... ребенок - взрослый" дифференцируется: Система "ребенок - учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система "ребенок - учитель" становится центром жизни ребенка, ... отметки. В семье выделяется ...
e. письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).
2. Способ поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений)
a. основные черты поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности.
b. отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности, к недостаткам и преимуществам, возможностям, к личным вещам, к будущему, к перспективам).
c. поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность – доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта);
d. действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность – хаос, сопротивление)
e. поведение по отношению к воспитательным средствам; реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм, улучшается – ухудшается и т.п.);
f. обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса.
Особенности познавательной сферы и личности
1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание);
2. Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределение, сдвиги);
3. Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность, механическая – логическая, к чему особенно);
4. Особенности воображения (живость, активность, творческий характер);
5. Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, конкретности, антиципирования и т.п.);
6. Особенности речи (ясность, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность, зрелость запасов и т.д.);
7. Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость)
Педагогические выводы
Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с привидением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.
Вариант 2
Общие данные
Фамилия, имя
Дата рождения
Класс
Общее физическое развитие
Состояния здоровья
Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
Деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения
... ----------------------------------4 – 6 Глава 2. О деловых качествах женщины-----------------------7– 10 Глава 3. Особенности межличностноговзаимодействия----11 – 14Глава 4. Правилаигры «в работу»----------------------------15 – 22Заключение-----------------------------------------------------------23Список использованной литературы ...
3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).
4. Способности к учению:
a. особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению),
b. осмысленность восприятия учебного материала, быстрота его осмысления,
c. уровень и характер преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти),
d. развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).
5. Старательность в учебной работе.
6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности).
7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, учение самостоятельно работать книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).