Основные теории и подходы.

Становление этнологии, её предмет и методы исследования.

1.Развитие этнологии в западных странах и в России.

2.Предмет этнологии (эволюция взглядов).

3.Методы этнологии – общенаучные и специальные.

I. Предыстория этнологии как науки о народах начинается с эпохи Просвещения (XVIIIв.) – теория географического детерминизма и «идея благородного дикаря».

Термин этнологияот греч. – народ (etno) и наука (logos).

Название предложил – французский учёный Жан Жак Ампер в 1830г.

Официальный акт утверждения этнологии, основание Парижского общества этнологии в 1839г. изначально развивалась, как наука об отсталых народах.

Развитие этнологии в развитых странах.

Германия 1789г. Формируется научное направление Volkerkunde – синоним «этнология». Англия развивается, как составная часть антропологии – социальная антропология (автор термина – Джеймс Фрэзер).

Английский вариант этнологии. США, развитие термина связано с именем Льюиса Генри Моргана – основоположник американской этнологии. С 1950г. формируется направление «культурная антропология» синоним «этнологии». Франция, наука о народах была названа – этнография (описание народов), т.к. требовалась информация об особенностях и традициях зависимых народов.

Развитие этнологии в России.

Осмысление проблем этнологии связано со славянофильством (1840-1850г.).

Оформление этнологии относится к середине 19в. – 1945г. – учреждение Русского географического общества. Отделение этнографии возглавил Бэр К.М. Деятельность Н.Н. Меклуха – Маклая и Г.Г. Шпета («Введение в этическую психологию»).

В советское время видные учёные: П.Ф. Преображенский, Н.Н. Чебоксаринов, Ю.В. Бромлей «этнография».

II. Первым предметом этнологии были «примитивные народы» (от лат. primitive — первые).

Культура «первобытных народов» стала главным предметом этнологии – Л.Г. Морган «Древнее общество», Э. Тайлор «Первобытная культура».

Изменение предмета в 19в. – критика деления народов на «примитивные» и цивилизованные. Этнология рассматривается, как описательная и сравнительная наука, разделяет социологию, наука о динамике культуры человека, изучает первобытное, традиционное и современное общество.

Предмет этнологии в настоящее время.

12 стр., 5977 слов

Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной ...

... в области общей экологии, психологии личности, педагогики и социальных наук; современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека; Понимать: механизмы влияния загрязнения природы ... научные представления и практический опыт, полученные студентами в ходе изучения учебного предмета «Введение в специальность». В свою очередь, научные знания и практические ...

В настоящее время этнология– это разветвлённая система, включает в себя следующие разделы:

· Этническая антропология;

· Этническая социология;

· Этническая психология;

· Экономическая этнология;

· Этнодемография;

· Этническая география;

· Этнопедагогика.

Этнология– это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичности, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

III. Методы этнологии

Общенаучные Исторический и социологический методы. Исторический метод основан на: · Изучение археологических материалов (надёжный способ получения первичной информации); · Изучение письменных источников (жизненоописание народов, доклады участников географической экспедиции).

Социологический метод включает ряд частных методов: · Опрос (анкетирование, интервью); · Выборочное обследование; · Наблюдение.

Специальные Специальный метод полевых исследований (длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса).

Ещё выделяют стационарный (длительное пребывание исследователя внутри народа) и экспедиционный (непродолжительный период времени – 2, 3 месяца) методы.

Вывод: Таким образом, этнология новая и важная область научного познания. В нашей стране она только складывается, и поэтому человек стремящийся узнать что-то новое о самом себе, о происхождении народов и их отличие др. от др., найдёт в этой науке немало интересного.

Основные этнологические школы и направления.

1. Эволюционизм.

2. Диффузионизм.

3. Социологическая школа.

I. Эволюционизм в середине 19в. Основоположником эволюционной школы в этнологии принято считать английского учёного Эдуарда Тайлора (1832г.-1917г.).

Именно он в 1865г. выдвинул идею о поступательном развитии человеческой культуры – от первобытного состояния к современной цивилизации. Наиболее известной является его книга «Первобытная культура» (1871г.): была выдвинута идея, что человек – часть природы, развивающийся в соответствии с её закономерностями. Из явлений культуры Тайлора интересовали религиозные верования первобытных людей, их вера в духов – анимизм.

Гербер Спенсер (1820г. — 1903г.) – социолог, психолог, философ. Главный труд – «Основы социологии». Основная идея – представление об эволюции, как изменения культурных феноменов от однородности к неоднородности (т.е. распространению).

Именно он выдвинул гипотезу «создания отсталых культур», людьми физически, умственно и морально неразвитыми.

Немецкий этнолог Адольф Бастиан (1826г. – 1905г.).

Его интересовала психология первобытных людей и формирование психологии отдельного народа. Основной вывод его исследований – чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвержен изменениям.

Льюис Генри Морган (1818г. – 1881г.).

Учёный любитель, 40 лет изучавший жизнь индейцев Америки. Важное направление его научных исследований – история семьи. Выделил 5 форм в книге «Древнее общество», 5 типов семьи:

· Кровнородственная. Англия (вплоть до 19в.);

· Пуналуальная. Групповой брак;

· Парная или синдиасмическая семья (2 брата, 2 жены);

· Полигамная (патриархальная);

· Моногамная (семья современного типа).

1, 2 и 5 – наиболее значимы по Моргану.

Основные идеи эволюционизма:

· Человеческий род един, все люди имеют примерно равные умственные способности;

· В обществе имеет место непрерывный прогресс;

· Развитие любого элемента культуры изначально предопределено;

· Общественное развитие подчиняется закономерностям, свойственным живой природе;

· Культурное различие народов обусловлено их ступенью развития.

II. Диффузионизм (распространение).

Диффузионисты выдвинули идею уникальности возникновения культурных элементов в определённых регионах с последующим расположением из центра. Основатель диффузионизма Фридрих Рацель. Главные идеи предопределены в работе «Антропогеография». Он проанализировал географическое распространение предметов материальной культуры и народов. Предметы материальной культуры удерживаются гораздо дольше, чем языки. Он выделил 2 способа перемещения элементов культур:

· Полный перенос всего культурного комплекса – абкультурация;

· Перенос отдельных этнопредметов от одного народа к др.

Лео Фронбениус (1873г. – 1938г.).

Основной труд «происхождение африканских культур» (1898г.).

Понятие культурная душа. Он выделил характер каждой культуры – «пой душа» — синоним современного понятия ментальность.

Фриз Гребнер (1877г. – 1934г.).

«Метод этнологии» — главный труд. Он создал теорию «культурных кругов» — все первобытные истории (6 кругов).

Согласно выводам Гребнера любой культурный факт появляется лишь однажды в истории и распределяется по культурным кругам.

Кларк Уислер (1870г. – 1947г.) в книге «Американский индеец» было выделено 15 культурных отраслей, со своими элементами культуры.

Общие идеи диффузионистов:

· Культура – живой организм и каждый её элемент возникает в конкретном регионе;

· Основными факторами развития культуры служат заимствованные переносы, смешение её элементов;

· У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения. Нахождение этих центров – главная задача этнологии.

III. Одновременно с диффузионизмом в Европейской этнологии формируется социологическая школа, которая представляет главный предмет этнологии в человеческом обществе. Социологическая школа зародилась во Франции, её основатель Э. Дюркгейм (1858г. – 1917г.).

Он классифицировал человеческое общество по уровню развития и ввёл понятие социального типа или социального вида. Он рассматривал социальную организацию общества от «первобытной орды» до империи. Ещё 1 важная часть теории Дюркгейма «учение о коллективных представлениях»: ещё в первобытном обществе сформировалось коллективное сознание, проявившееся в религии, мифах, нормах морали и права.

Ещё одним представителем социологической школы является Льюсьен Леви — Брюль (1857г. – 1939г.).

Он разработал теорию «должностного мышления первобытных народов» и изложил её в книге «Первобытное мышление». Идеологическое мышление не стремил избежать противоречий, т.е. люди в древности не отделяли рациональное от иррационального (т.е. смешивается сон и явь).

Первобытный человек имел «непроницаемые» для опыта мышление. Поэт верил в колдовство, таинственные силы и т.д. Вместо логических законов, определяющим был «Закон сопричастия». Леви Брюль отмечал, что коллективное представление есть и у современного человека. Идеологическое мышление продолжает существовать наряду с логическим и «Закон сопричастия» и мистическая настроенность – естественное свойство мышления современного человека.

Основные идеи социологической школы:

· В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают его устойчивость;

· Функция культуры состоит в то, чтобы объединять общества и сближать людей;

· В каждом обществе существует своя мораль. Она динамична и изменчива.

Этнос и этничность.

Основные теории и подходы.

1. Понятие этнос и этничность.

2. Примордиализм.

3. Инструментализм.

4. Конструктивизм.

I. В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблемам этноса и этничности, что связано со значительным повышением роли этнических отношений в общественной жизни многих государств. До конца 18в. термин этнос употребляли очень ограниченно. С 19в. он стал применяться в научной литературе, как синоним в значении народ. Определение термина этнос дал в 20-е годы 20в. русский этнограф Широкогоров.

Этнос– это группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимый и освещён традицией и отличающих его от таковых других групп.

Выделяют представителей этноса, как биосоциальные общности людей, обладающих следующими признаками:

· Этноним;

· Антропо – психологические признаки – внешний вид и психологический склад характера;

· Единство – территории – было важным в период этногенеза и потеряло своё значение в современном мире.

В этнологии выделяют 3 основные типа этноса:

· Племя;

· Народность;

· Нация.

В каждой теории этноса, структура этноса определяется по-своему. Однако, большинство исследователей согласны, что структура этноса иерархична и включает следующие уровни:

· Совокупность людей, как самостоятельность единиц этнических процессов;

· Микроуровень, т.е. семья, как социальная группа;

· Макроуровень – объединяет субэтносы – общности, сознающие своё единое происхождение;

· Суперэтносы – складывается из нескольких этнических образов (исламский мир, европейское сообщество и т.д.).

Изучение этничности в современной науке.

Фредерик Барт: этничность– это форма социальной организации культурных различий.

Условия существования этничности, наличие отношений «мы — они».

Первоначальные границы этничности проходят по антропологическим признакам самоидентификации людей (историческая родина).

Этничность включает в себя:

· Идентификационный аспект;

· Культурный аспект;

· Символический аспект.

Этничность– особая характеристика личности, состоящая в ощущении своей принадлежности к определённой группе людей формирующихся на основе их генетического и социального единства и проявляется в форме сравнения «нас» с «не нами».

II. Возник в Германии в 19в. Американский антрополог К. Гирц «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности происходили больше из чувства естественной близости, чем из социального взаимодействия».

В.А. Тишков «осознание групповой принадлежности будто бы заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания». Термин ввел американский социолог Шияз в 20в.

Этничность – «расширенные родственные группы» Вон ден Берс – этничность– вследствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору – непотизму.

Реципрокность – взаимоотношения между отдалёнными родственниками и индивидуальными, не связанные отношениями родства.

Эволюционно – историческое направление (В.Ю. Браблей).

Этносы носят характер социальный, а не биологического сообщества.

Этнос – это общность людей, воспитывающаяся в истории и реальной жизни в своих конкретно-исторических формах.

Важнейшие предпосылки для формирования этноса – общность языка и территории. Осознание группового единства – этического самосознания. Примордиализм был распространён на Западе в 1960г.

III. Этичность – это средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социо — политической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуют те или иные материальные факторы, которые определяет социальное поведение.

Этничность – это продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определённых выгод и получения власти.

Этносы и этничность служат определёнными целями и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе.

IV. Конструктивизм появился в 1970г. – 1980г. наиболее распространён подход. Наиболее распространён подход в трудах норвежского учёного Ф. Барта.

Этничность – широкая категория социальной идентичности, ситуативный феномен созданный средствами символического различия.

Этнос в конструктивизме – это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям с которыми она находится в фундаментальных связях.

Вывод:таким образом, этнос – это группа, члены которой обладают общим наименованием и комплексом сходных черт в культуре, мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью, связывают себя с определённой территорией и чувством солидарности.

Этногенез и антропогенез.

1. Этногенез и его основные факторы.

2. Методы исследования этногенеза.

3. Этногенез и антропогенез.

3. Концепция этногенеза Л.М. Гумилёва.

I. Исследование процесса этногенеза, т.е. происхождение и развитие этносов относится к одному из самых сложных разделов этнологии. В целом вопросы этногенеза в этнологии рассматриваются с периода формирования человека современного типа около 40 тыс. лет назад.

На процессах этногенеза происходивших на рубеже ранней истории человечества сказывались массовые переселения, которые ускорили переход (процесс) от ячеек – племён к народностям. Очень часто местное население оказывалось завоёванным пришельцами.

Этнические процессы – это процессы, при которых происходят изменения различных компонентов этноса отдельных элементов духовной и материальной культуры языка, социальной структуры в самосознании.

II. Прежде всего, выделяют этноэволюционные (меняются отдельные элементы, но не самосознание) и этнотрансформационные (изменение сознания и принадлежность к другому этносу).

Выделяют также этническое объединение и этническое разделение. Выделяют несколько форм этнического объединения:

· Этническая фузия (т.е. слияние нескольких самостоятельных народов родственных по языку и культуре в единый этнос);

· Этническая консолидация (внутреннее сплочение крупного этноса в ходе сглаживания различий между его локальными группами);

· Этническая ассимиляция (растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде др. более крупного народа);

· Этническая конвергенция (т.е. взаимодействие 2-х очень близких по языку и культуре этносов);

· Межэтническая интеграция (взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких различий по языку и культурных этносов, которые приводят у них к появлению ряда общих черт);

· Этническая миксация (когда новый этнос образуется путём слияния народов, не связанных родством).

Формы этнического разделения:

· Этническая парциация (т.е. деление единого этноса на несколько частей и появление новых народов);

· Этническая сепарация (т.е. отделение от этноса небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос).

III. Ранние этапы этногенеза изучали с помощью таких наук, как:

· Полионтология (кости);

· Археология;

· Антропология;

· Лингвистика.

Для этногенетических исследований большое значение имеют также письменные источники и фольклор. Ранний этап этногенеза связан, прежде всего, с антропогенезом, т.е. процессом формирования физического типа современного человека.

1-й этап – появление людей на планете, около 1 млн. лет назад.

2-й этап – 600-200 тыс. лет назад, питекантропы.

3-й этап – неандертальцы, 200-40 тыс. лет назад.

Следует отметить, что антропогенез представляет собой процесс появления и эволюции первобытных людей от человекообразных обезьян до хомосапиенса. Однако антропогенез не объясняет процесс появления разума у человека и процесс расообразования. Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшей проблеме этнической истории народа.

III. Л.Н. Гумилёв (1912г. – 1992г.).Окончил Ленинградский государственный университет. 14 лет провёл в концлагерях. Главные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России», «Этносфера. История людей и история природы».

В основу своей концепции Гумилёв положил тезис о природно – биологическом характере этноса. Это связано с тем, что этнос является составной частью биоорганического мира планеты. Гипотеза Гумилёва составляет предположение, что несколько раз за тысячелетие поверхность планеты подвергается воздействию определённого типа космического излучения, который вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека отвечающего за восприятие энергии из внешнего мира. За 3000 лет – 9 пассионарных толчков. Пассионарный толчок вызывает стремление к действию – к пассионарности.

При благоприятных биологических условиях и объединению людей, начинается процесс и через 130-160 лет появляется новый этнос (народ).

Стереотипы поведения для этноса формируют пассионарии. В целом цикл жизни этноса составляет 1500 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше. Фазы развития связаны со стереотипами поведения:

· Подъема («Будь тем, кем ты должен быть»);

· Ахматическая («Будь тем, кем я хочу», «Будь самим собой»);

· Надлома («Мы устали от великих»);

· Инерционная («Будь таким, как я»);

· Абскурацис, т.е. старости этноса (наступает 1100 лет – «Будь таким, как мы»);

· Регенерация (т.е. время восстановления этнической системы);

· Мимореальная (утеряна культура, сливается с крупным этносом, но что-то отдельно сохраняет, пример: современные народы Алтая, ногайцы).

Последние 2 типа могут, как быть, так и не быть.

Народы Австрии и Океании.

  1. Народы Австралии и Новой Гвинеи
  2. Народы Меланезии
  3. Народы Полинезии
  4. Микронезия

I. Первые люди проникли в Австралию из юго-восточной Азии около 50 тыс. лет назад. Последняя миграция в Австралию — 5 тыс. лет назад. Первые переселенцы принадлежали к южным монголоидам, они расселились в Океании. Австралийские аборигены образуют особый тип австролоидной расы (тёмно-коричневая кожа, чёрные волнистые волосы, обильная растительность на лице, сильно выдающееся надбровие, широкий нос, толстые губы, рост средний или выше среднего, голова длинная).

Австралия была открыта европейцами в 1606г. Ранние контакты относятся к 17в. с аборигенами. 1 колония поселения преступников в 1788г. – современный Сидней. До 1868г. ссылали туда преступников. Главным занятием переселенцев стало овцеводство. В 19в. аборигены были вытеснены с удобных земель, и значительная их часть была физически уничтожена. Только в 60-е г. 20в. началась борьба за независимость. Аборигенам вернули часть их земель.

Аборигены образуют собой тип австролоидной расы. Говорят более чем на 200 языках, относятся к австролоидной надсемье. Основное занятие: охота и собирательство. Вели бродячий образ жизни, жили стойбищами. Социальное устройство – племя, этническая общность. Племена делились на фратрии (роды).

Обряд индиаций – посвящение во взрослую жизнь. Религия аборигенов – тотемизм. Пляски – карробари.

Народы Новой Гвинеи.

Новая Гвинея – 2-й по величине остров мира. Делится на 2 части: восточная – государственная Новая Гвинея и западная – в составе Индонезии. 90% населения папуасы. 700 отдельных этносов – «рай для этнографов». Самая крупная – трансновогвинская надсемья (85%) папуасов.

Крупные этносы: энга, чимбу. 2 антропологических типа: папуасский и меланезийский. Основные занятия: мотыжное земледелие. Селились небольшими деревнями. Обычай экзогамии (запрет на браки внутри групп).

Инициации. Религия тотемизм – культ черепов.

II. Меланезия – архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, остров Новая Каледония, остров Фиджи. Австронезийские языки: океанийская ветвь, папуасские языки. Жили племенами и сельскими общинами. Род материнский. Обычай экзогамии. Существовало социальное разделение – «большие люди». Эквивалент обмена: раковины, браслеты. Главная религия – христианство. Сохраняется вера в силу «мана», которая есть у людей, явление природы, анимизм, культ предков.

Меланезийский антропологический тип: тёмная кожа, толстые губы, широкий нос, курчавые волосы. Основное занятие – ручное земледелие. Подсечно-огневая система. Развито рыболовство. Ремесло: плетение корзин, циновок, сумок из отбивной коры – many. Дома прямоугольные, крыша массивная. Распространены мужские дома. Одежда: набедренные повязки, юбочки. Изготовляли из тапы, травы, листьев. В основном растительная пища, мясо ели редко.

III. Полинезия. Расовый тип: тёмно-смуглая кожа, высокий рост, средневыступающий нос, среднеразвитый третичный покров (контактный тип между монголоидной и австролоидной расой).

Австронезийская языковая семья – океанийская ветвь – восточноокеанийская группа – полинезийские языки. Крупные народы: новозгланские маори; Самоа, Гавайцы и Таитяне. Основные занятия: ручное земледелие и рыболовство. Выращивают кокосы, бананы, таро, ямс. Орудие труд: деревянный кол. Животные: собака динго, свиньи, куры.

Полинезийцы – прекрасные мореплаватели. Дома столбовой конструкции, прямоугольные. Одежда: передник и юбочка. Любимое украшение – цветы. Существовало социальное расслоение, племенные вожди и элита, свободные общинники и рабы – сословно-кастовый строй.

В 18в. – 19в. раннеклассовое государство. Пантеон богов. На о. Пасхи – идеографическая письменность. Главные направления полинезийского туризма:

· Таити;

· о. Туамоту;

· о. Кука;

· Боро-Боро;

· Мурея.

IV. Микронезия включает острова: Марианские, Каролинские, Мариалловы, Гилберта и Науру. Австронезийская языковая семья: западноавстронезийская: чаморро, белау и восточноавстронезийская: тунгару, мариальцы. Восточная Микронезия: смешанный полинезийско – меланезийский расовый тип. Западная Микронезия: южноазиатский расовый тип. Основные занятия: рыболовство и земледелие, чаморро, возделывание риса (единственный народ в Океании).

В восточной Микронезии основное занятие – рыболовство. Выращивали? Ямс, таро, сахарный тростник, бананы, кокос, пальму. Охота на птиц, черепах. В западной Микронезии – гончарство, в восточной – ткацкий станок. Дома на каменных столбах – сваях. Крыша и стены из пальмовых листьев. Набедренные повязки и юбки из травы. Население делилось на сословия: высшее и низшее. Брак парный. Между остальными вёлся обмен. Существовал культ предков.

 

Народы Западной (передней) Азии.

1. Этногенез и этническая история.

2. Современный этнический состав народов Передней Азии.

3. Особенности хозяйства.

4. Материальная духовная культура.

 

I.Входят: малая Азия, Месопотамия, аравийский полуостров, Иранское нагорье.

Государства: Турция, Иран, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Немен, Израиль, Ливан, Иордания, ОАЭ, Оман, Кипр.

Первые сведения об этическом составе Передней Азии появляется на рубеже 4-3 тыс. до н.э. государственных шумеров; 9 в. н.э. – государственный Урарту; 7 в. – формирование армянского народа; 7-8 в.в. – арабское завоевание – распространение арабского языка, исламизация; 10 в. – проникновение тюркских народов из Средней Азии – формирование турок азейрбанджанцев.

В древнем и раннем средневековье Передняя Азия являлась активно развивающимся регионом мира. В Передней Азии представлены языки 3-х языковых семей:

· Индоевропейский (иранская ветвь – язык фарси, пушту, таджикский);

· Семито-хамитский (южная ветвь – арабский язык);

· Алтайско-рюркские языки (турецкий, азейрбаджанский).

По антропологическому признаку: южная ветвь европейской части.

Иран: менее 50% персы (факси) и ещё 80 народов.

Афганистан: более 50 % пуштуны, таджики, туркмены, узбеки.

2 государственных языка: пушту и факси.

Израиль: евреи и арабы. Государственный язык: иврит.

III. В Передней Азии представлено 2 хозяйственных культурных типа:

· Плужное земледелие;

· Кочевое скотоводство (номадизм).

Земледелие орошаемое:

· В долинах крупных и средних рек самотёком и перекачкой воды;

· На мелких реках – сразу на поля.

В Ираке, Афганистане существует «кяризное» орошение (длина 5-6 км).

В некоторых странах «богарное» земледелие. Выращивают пшеницу, ячмень, финик, рис, цитрусовые, кофе, плодовые деревья.

В передней Азии распространено кочевое, полукочевое и полуосёдлое скотоводство. Занимались: часть арабов, пуштунов, кудров, туркмены.

Кочевые в 3-х формах:

· Меридиальной (бедуины);

· Вертикальный (Иран, Афган);

· Стационарный (туркмены).

Высоко развиты ремёсла и домашнее производство: дамасская сталь, ювелирные украшения. Лучшие в мире ковры.

IV. Материальная культура.

Поселения земледельцев Передней Азии крупные, кучевые с беспорядочной застройкой. В центре – базар, мечеть, чайная, административные здания. Дома из кирпича или глинобитные. Многокамерные дома (мужские и женские части).

Мужской костюм: рубаха, широкие штаны, халат или плащ. У арабов – куфия. Огнестрельное и холодное оружие. Женский костюм: рубаха платье, узкие штаны, платок, чадра, паранджа. Еда: лепёшки, блюда из растительной молочной пищи.

Социальное отношение на основе мариати (мусульманское право).

Допускается полигамия. Брак – покупка с выгодой. У кочевников – эндогамия. Неравноправие женщин.

У земледельцев общинные отношения, у кочевников – общинно — племенные.

Богато устроенное народное творчество бедуинов. Турецкое народное искусство: цикл сказок о Х. Ноиреддне.

Исповедуется ислам: шумиты и шинты. В северной Аравии существовала секта ваххабитов (сторонников первоначального ислама).