Ориентировочная анкета (ОА) (В. Смейкл и М. Кучер)
Цель и назначение методики. Область применения.
Основная цель методики — определить направленность личности в общении с людьми для решения задач в процессе их совместной деятельности. Выбор направленности личности как одной из сложных личностных характеристик не случаен, поскольку это качество определяет все поведение человека, отношение к себе и окружающим, а также к задачам деятельности.
Ориентировочная анкета В. Смейкла и М. Кучеры имеет важное практическое значение, в частности, в кадровой работе в связи с необходимостью эффективного подбора персонала, правильной расстановки кадров для рационального использования человеческих ресурсов, в особенности в условиях производственной деятельности.
Теоретическое обоснование методики.
Сложное по своему содержанию понятие «направленность личности» изучалось многими учеными (В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, М.С. Неймарк и др.).
Большинство из них пришли к выводу, что направленность личности очерчивает особенности тенденций поведения и действий человека, а также определяет его отношение к другим людям, к самому себе, своему будущему и к тем задачам, которые он ставит и решает.
Направленность личности конкретизируется в особенностях интересов, целей, доминирующих мотивах и потребностях, а также в установках. Система мотивационно-потребностной сферы человека составляет основу направленности его личности.
В психологии наблюдается тенденция рассмотрения направленность, как целого, которое включает в себя подструктуры, например, желания, стремления, интересы, склонности, убеждения и т.д., то есть все то, что входит органически в мотивационную структуру личности.
При анализе направленности личности выделяют: а) личную, б) групповую и в) деловую направленность. Чешские исследователи В. Смейкл и М. Кучер сконструировали в начале 70-х гг. ориентировочную анкету (ОА).
Их подход к оценке направленности личности идентичен со взглядами наших отечественных психологов.
Авторы ориентировочной анкеты исходили из того, что направленность как система отношений личности к действительности представляет собой некое триединство: а) отношение к другим людям как членам коллектива, б) отношение к труду и результатам, продуктам труда; в) отношение к самому себе, своей личности.
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... в людях. С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ситуациях. Согласно методике ... ёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение оказалось ... наблюдательность и память; 4. способность чувствовать настроение другого человека, чуткость; 5. эрудиция, выразительная речь, богатый запас слов, ...
В. Смейкл и М. Кучер различают направленность на взаимодействие (ВД); деловую направленность на задачу (НЗ) и личную населенность на себя (НС).
Направленность на взаимодействие (ВД) наблюдается в случаях, когда действия субъекта определяются его потребностью в общении с другими людьми, стремлением поддерживать коммуникативные отношения. В большинстве случаев люди с этим видом направленности конформны, стараются уйти от ответственности и не стремятся быть руководителями. Для работников с такой направленностью главным интересом является осуществление совместной работы без проявления большого интереса к самой задаче. Т.е. его интересует не столько конечный результат работы, сколько процесс взаимодействия с членами группы. Такой работник малопроизводительный.
Направленность личности на задачу является отражением поставленной группой цели. Работник с таким видом направленности не боится ответственности, она представляет для него определенную ценность, он берет руководство в свои руки, если речь идет о выборе самой задачи. Такой работник является продуктивным внутри рабочей группы, оказываясь часто неформальным лидером. Для него также характерно стремление к достижению успеха в деятельности.
Направленность на себя свидетельствует о преобладании индивидуальных потребностей и стремления достичь личного благополучия, престижа, уважения и т.п. В центре внимания такой личности находится он сам. Эмоциональные цели для такого человека являются весьма значимыми. Менее всего такой человек реагирует на потребности других людей, игнорирует сотрудников или задачу, которая стоит перед группой, членом которой он является. Находясь среди других людей, субъект с такой направленностью заботится, главным образом, об удовлетворении своих притязаний.
Описание методики
Ориентировочная анкета В. Смейкла и М. Кучеры содержит в себе 27 утверждений. Каждое утверждение предусматривает 3 варианта ответов, обозначаемых буквами. А, В, С. По каждому пункту следует выбрать один из вариантов ответа, который более всего соответствует представлению обследуемого лица или наилучшим образом выражает его точку зрения.
Свои ответы обследуемый заносит в предоставляемый ему лист по каждому виду направленности личности. Таких анкет всего три.
Рекомендации по применению методики.
Методика В. Смейкла и М. Кучера может быть использована в двух видах обследования: индивидуальном и коллективном. В конечном итоге не следует считать данные, полученные в этом обследовании, окончательными, т.к. они требуют подтверждения другими психодиагностическими средствами.
Понятийный аппарат
Деятельность |
— Активное взаимодействие человека с реальностью, в ходе которого человек стремится к реализации определенной цели для удовлетворения своих потребностей. |
Личность |
— Конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. |
Направленность личности |
— Стремление личности реализовать себя в определенной сфере деятельности. |
Общение |
— Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией различного характера. |
Взаимодействие |
— Процесс воздействия людей друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. |
Получаемые данные и их обработка.
В результате работы над опросником, получаем данные, соответствующие трем основным видам направленности личности: направленность на взаимодействие, деловую направленность на задачу и направленность на себя.
Результаты выборов, сделанные испытуемыми, заносятся на специальный опросный лист (см. выше).
Ответы, обозначенные как «Больше всего», соответствующие мнению испытуемого, оцениваются в 2 балла. Ответы, обозначенные как «Меньше всего», соответствующие мнению испытуемого, получают 0 баллов. Оставшиеся не выбранными ответы оцениваются в 1 балл.
Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным «ключом». Для каждого вида направленности личности баллы суммируются по всем 27 пунктам анкеты (по отдельности).
Ниже приводится «Ключ» для обработки результатов тестирования.
«Ключ» для обработки результатов тестирования
по методике «ориентировочная анкета» В. Смейкла и М. Кучера
Направленность на себя |
Направленность на взаимодействие |
Направленность на деловую задачу |
|||
1А |
15А |
1С |
15С |
1В |
15В |
2В |
16В |
2С |
16С |
2А |
16А |
3А |
17А |
3С |
17С |
3В |
17В |
4А |
18А |
4В |
18С |
4С |
18В |
5В |
19А |
5А |
19В |
5С |
19С |
6С |
20С |
6А |
20В |
6В |
20А |
7А |
21С |
7С |
21А |
7В |
21В |
8С |
22В |
8В |
22А |
8А |
22С |
9С |
23В |
9А |
23С |
9В |
23А |
10С |
24С |
10В |
24А |
10А |
24В |
11В |
25В |
11С |
25А |
11А |
25С |
12В |
26В |
12А |
26А |
12С |
26С |
13С |
27А |
13А |
27В |
13В |
27С |
14С |
|
14А |
|
14В |
|
Критерии оценки результатов
Основным критерием оценки результатов тестирования по данной методике является соответствие полученных выборов в баллах «ключу», а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности.
Интерпретация результатов.
Настоящая методика позволяет выявить основной вид направленности личности. Это — самооценочные данные, которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала к другим психодиагностическим оценкам.