Образование и развитие малой группы:

9

Малая группа – это группа немногочисленная по составу участников, от 2-ух до 30-40 человек. Люди в этой группе объединены непосредственно тесным общением и общей совместной деятельностью.

1) процесс знакомства – люди изучают друг друга и формируют начальные представления друг о друге; общение протекает на основе взаимных пристрастий и в ходе общения осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности и перспективами сотрудничества.

2) период первичного сближения– строится система межличностных отношений, формируются групповые нормы, люди вместе вырабатывают целостные ориентации, контакты людей уже продуманы. На этой стадии происходит много конфликтов.

3) стадия формирования актива группы. Конфликты постепенно прекращаются. Общение становится открытым и конструктивным. Появляется групповая сплочённость и солидарность. Появляется групповое мнение, совместные переживания людей.

4) появляется ощущение «МЫ» — на этой стадии определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы.

Эффекты групповой деятельности:

1. социальная леность – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

2. деиндувилизация – это утрата самоосознания и боязни оценки, возникает чаще всего в групповых ситуациях которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

3. конформизм – это изменение поведения или убеждений человека в результате реального или воображаемого давление группы.

Система межличностных отношений

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

  1. Социометрический статус

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус — сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.

18 стр., 8730 слов

Психологический портрет младших школьников с различным статусом ...

... деловых отношений. Положение человека в группе принято называть социометрическим статусом, который показывает степень включенности личности в некоторую систему. Бесспорным фактом является то, что социометрический статус человека в группе ... усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.” [3, с284] Конечно и ...

  • звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.
  • Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.
  • изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.
  • Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами.

Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда.

Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.

Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

  • внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);
  • успехи в ведущей деятельности;
  • некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);
  • соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;
  • положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

  1. Взаимность эмоциональных предпочтений

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений.

2 стр., 881 слов

Семейные отношения и их воспитательное значение

... соответствии с ценностями семьи и общества [4.с.42]. -семья - малая соц. группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ... воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим [5.с.16]. - отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной ...

Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями.

Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.

Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы.

Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации конфликта.

Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа.

Первый тип — нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

Второй тип — поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга.

Третий тип — наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый «стрелочник». Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает «стрелочника» всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый «виноватый» на соответствующую роль.

  1. Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия.

Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом.

Конфликты в группах, их профилактика и разрешение Сущность и виды конфликтов

В жизни и деятельности групп нередко наблюдаются социально-психологические феномены, которые именуются конфликтами. Они играют важную роль, сильно отражаются на психологии групп и ее членов. Поэтому важно понимание их сущности, причин, путей предупреждения и преодоления.

При психологическом конфликте наблюдается далеко не простое столкновение противоречивых тенденций, а такое столкновение, которое противоречит общепринятым нормам и принципам. К противоречиям, которые приводят к конфликту, относят противоречия:

5 стр., 2268 слов

Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп

... отдельные члены (или микрогруппы из двух-трех человек), находящиеся в определенных отношениях; и с другой стороны, сама является элементом большей структуры (например, коллектива учреждения). Основной закон действия группы — общность ...

  • поиска — борьба новаторства и консерватизма, творчества и догматизма,
  • групповых интересов — борьба микрогрупповых, групповых и межгрупповых интересов (частных, местнических, ведомственных и общих),
  • связанные с личными эгоистическими побуждениями (личностно-групповые),
  • несостоявшихся ожиданий,

Любой психологический конфликт можно охарактеризовать как доведенное до взаимоисключения столкновение противоречивых тенденций в отношениях между людьми и группами, при котором страдают достоинство, интересы, нравственные ценности обеих или одной из сторон.

Это относится в первую очередь к межличностным и групповым конфликтам, когда носителем противоречивых тенденций выступают два лица (несколько лиц) или же две группы (несколько групп).

Если подходить к конфликтам с позиций его полезности, то можно говорить о двух видах их:

  • конструктивные являются результатом противоречий морально и практически более целесообразного с рутинным, нового со старым, они приносят пользу делу, группе и в конечном счете — обеим конфликтующим сторонам.
  • В деструктивных конфликтах обычно преобладают негативные интересы, корыстные, вздорные, господствуют эмоции, самолюбие, а не поиск истины, полезного решения проблемы. Такие конфликты обычно никому не приносят пользы и вредны в коллективе.

Главными позитивными функциями конфликта являются:

1. не дает сложившейся системе отношений застыть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям,

2. информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;

3. способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

4. снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

5. стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

6. выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;

8. конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

Конфликты в группе должны быть прогнозируемы и предупреждаемы.

Конфликт легче предупредить, чем разрешить и погасить после того, как он возникнет.

Основой профилактики выступает

  • организация жизни и деятельности коллектива, осуществляемая с полным пониманием психологии коллектива и его членов, ориентированная на поддержание в нем благоприятного социально-психологического климата и удовлетворенности членством в коллективе.
  • формирование установок у всех членов коллектива на предотвращение конфликтов, необходимость постоянного проявления всеми доброжелательного, взаимоуважительного и делового поиска путей разрешения возникающих противоречий.

Главная роль в профилактике конфликтов принадлежит руководителю коллектива, призванному самым тщательным образом

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

  • увязка смысла деятельности членов коллектива с решаемыми задачами
  • раскрытие значения дружеских отношений для решения трудовых задач
  • формирование внутригрупповых традиций.
  • разработка всем коллективом своих, только в нем существующих и действующих групповых ценностей — эмблем, флажков, значков, ритуалов;
  • знание педагогом индивидуальных особенностей членов группы, их способностей, самооценки и уровня притязаний. Эффективность профилактической работы зависит от своевременности обнаружения диспропорции между самооценкой отдельных личностей и ее оценкой группой. Тактичное формирование у каждого правильного отношения к себе, коррекция притязаний и самооценки, обеспечение достойного статуса и признания — не только основа гармонического развития личности и ее хорошего самочувствия, но и условие поддержания правильных межличностных отношений.
  • сочетание в работе с членами коллектива методов убеждения и принуждения, контроля и проверки исполнения. Они гармонично регулируют процессы социального развития, побуждают каждого осмысленно, сбалансированно принимать решения и вести себя.
  • прогнозирование вероятного возникновения конфликта, основанного на результатах постоянного отслеживания состояния психологии группы, ее отдельных членов и их изменений.

  • анализировать каждую конфликтную ситуацию,
  • определять причины, мотивы конфликтных действий людей и групп;
  • обобщать и систематизировать их в целях предметного определения профилактических мер.

Важно каждый произошедший конфликт глубоко разобрать, вскрыть его истоки и последствия, определить реальное лицо и позиции людей, его развязавших, и предать все это гласности. При этом не оставлять ни одного конфликтного случая или предпосылки к нему без серьезного анализа причин их возникновения, без разъяснения людям смысла случившегося, без разбора нравственного облика тех, кто мог и должен был предотвратить конфликт, но «не заметил» его.

Важно учитывать психологические и социально-психологические особенности каждого человека, особенно те, которые могут послужить причиной осложнения его взаимоотношений с другими и поведения в коллективе, психологическую совместимость и сработанность конкретных пар, микрогрупп, возникновение неформального лидерства и необоснованных притязаний отдельных членов.

Эффективность применения системы мер, направленных на профилактику конфликтных взаимоотношений, предполагает соблюдение ряда психологических условий:

вооружение людей прочными знаниями норм поведения и деятельности,

6 стр., 2837 слов

Формирование временного детского коллектива

... и физической закалки; – в приобретении новых друзей и впечатлений. Принципы формирования временного детского коллектива Организация отряда (временного детского коллектива) чаще всего строится ... коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый ...

формирование глубокого осознания каждым значимости выполняемого труда и нормальных взаимоотношений,

чувства ответственности за провоцирование и/или непринятие мер к предотвращению конфликта; формирование в общественном мнении группы установок нетерпимости к конфликтным проявлениям

неотвратимости осуждения за участие в них;

Все профилактические мероприятия важно строго дифференцировать: проводить их как с группой в целом, так и по категориям, уделяя пристальное внимание индивидуальной работе с лицами — носителями конфликтогенных качеств (повышенная агрессивность)

Разрешение конфликтов в группе

Под разрешением конфликта понимается совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия в решении проблемы, которая привела к столкновению.

Конструктивно такое разрешение конфликта, при котором обе конфликтующие стороны удовлетворены исходом, продолжают активно действовать для достижения сознательно поставленных целей.

  1. рассудительный поиск общих или близких по содержанию точек согласия участниками конфликта.
  2. Пробуждение оптимизма усиливает желание покончить с конфликтом.
  3. Разгул эмоций в конфликте, негативное отношение к оппоненту затрудняют занятие объективной позиции. Поэтому обязателен отказ от выражения эмоций, переход на спокойный разговор без задевающих самолюбие другого слов.
  4. Конструктивно последовательное рассмотрение вопросов, по которым нет согласия. Здесь не нужно искать победителя и побежденного, а нужны поиски компромисса, мнений и оценок, устраивающих обоих. Благоприятно сказывается признание кем-то своих ошибок в резких высказываниях, принесение извинения в чрезмерной горячности.

Можно использовать технику открытого разговора, которая состоит в следующем:

• заявить, что конфликт невыгоден обоим;

• предложить конфликт прекратить;

• признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте;

сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным;

высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента.

к разбирательству и разрешению межличностных конфликтов привлекать членов коллектива, пользующихся доверием, не имеющих предвзятого отношения, находящихся в равных отношениях с конфликтующими;

обеспечивать объективность обсуждения и оценки ситуаций, мотивов и позиций конфликтующих личностей, причин возникших противоречий;

• не только проанализировать, но и убедить всех вовлеченных в конфликт в верности выводов и оценок

их намерений и поступков;

при изучении существа межличностных противоречий проявлять гибкость и учитывать психологическое состояние конфликтующих сторон;

самым тщательным образом сопоставлять полученную от конфликтующих информацию и сверять ее с фактами;

18 стр., 8561 слов

31.Разрешение супружеских конфликтов

... супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на ... то, что в действительности они такими не являются. 30. предупреждение супружеских конфликтов. Разработано много ...

• не делать и не оглашать выводов в ходе разбирательства до тех пор, пока не проявятся все обстоятельства, и не выяснится полностью картина;

• ни в коем случае не сообщать конфликтующим ту информацию, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение к другому;

• правильно использовать общественное мнение по существу конфликта, для чего формировать в коллективе принципиальную позицию по отношению к конфликтующим;

Выделяют следующие последствия конфликтов в группе:

1. Образование подгрупп.

2. Удаление инакомыслящих членов.

3. Выбор «козла отпущения».

4. Организационные изменения в группе.

разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов, изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.

5. Появление или смена руководителя.

6. Распад группы.