«Неформалы» в среде школьной молодежи и методы работы с ними. План: I. Причины появления неформальных объединений. II. Неформальные объединения: 1. Непринятые ассоциации. 2. Подавление и жестокость. 3. В мире грез. 4. Одежда и личность. 5. Тревожная молодость. 6. Носить или не носить? 7. Опасные приколы.III. Методы работы с «неформалами»: 1. Основные направления работы с экстремистами. 2. Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера. 3. Динамика лидерства. Замещение лидера. 4. Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой. 5. Изменение возрастного состава группы 6. Использование «информационно-психологических операций» 7. Подрыв антисоциальных формирований изнутри. Наряду с детским воспитательным коллективом в школе, в нашем обществе активно функционируют многочисленные самодеятельные группы и так называемые «неформальные» объединения.
Деятельность подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи.
Многие объединения собирают под свои знамена людей добрых, ищущих, духовно щедрых, самоотверженных. Например, студенты биофака МГУ создали дружину по охране природы, по примеру которой стали возникать дружины в других университетах и пединститутах.
По месту жительства объединяются для проведения совместных игр, походов, проведения времени. К числу самодеятельных объединений относится парная и групповая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и самодеятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофициальных объединений, разнообразию их содержания, форм и методов работы.
Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций. За счет их обогащаются, расширяются, демократизируются официальные государственные и общественные организации. Поэтому «неформальные» объединения по их главным признакам и характерным чертам — самодеятельному характеру и самоуправляющейся организации, правильнее назвать «самодеятельными самоуправляющимися объединениями» (ССО).
Самодеятельное творчество
... работы. Однако, в понятийном аппарате данных публикаций, что вполне естественно, часто использовались и используются различные категории: «культурная, гражданская, самодеятельная ... Нельзя недооценивать в этом процессе роль таких объединений как "Всесоюзный социально-политический клуб" во ... числе и не продиктованная жизненными потребностями, может носить различный характер. По мнению Л.Н. Гумилева « ...
К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только противоречия и естественные стимулы но и застойные явления в общественной жизни. Коварную роль в становлении части молодых людей сыграл дефицит правды, элементы общественного лицемерия, формализм и заорганизованность в жизни общественных детских и молодежных организаций.
С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях.
Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность положением дел в школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привела часть подростков и молодежи сначала просто к отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престижные, Среди них наиболее распространенными являются: самореализация, получение удовлетворения от свободного, неконтролируемого общения и разнообразной, особенно от творческой деятельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социальных проблем на основе собственного их понимания и самодеятельности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе своих представлений об идеале человеческой красоты и красоты поведения; получение доступного эстетического и эмоционально-физиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно-массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эгоистических потребностей и интересов; совершение правонарушений и ассоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).
Подростки, юноши и девушки хотят самостоятельности, самоуважения и уважения их личности окружающими людьми, Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в ярких, романтических формах.
Они стихийно протестуют против формализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни.
Они бунтуют против серой обыденности и мещанских традиций в семье. Их привлекает наполненная событиями жизнь.
Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объединений и групп, за исключением асоциальных, являются нормальным способом заполнения вакуума, замены формально-значимых, утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм, личностно-значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития.
Самодеятельные самоуправляющиеся объединения по отношению к организованному педагогическому процессу могут занимать одну из трех позиций. Первая, которую можно считать идеальной, состоит в том, что ССО существует внутри целостного учебно-воспитательного процесса.
Самодеятельность детей и цели педагогического процесса переплетаются. Так, внутри детских и молодежных общественных организаций существуют ребячьи кружки по интересам, отряды следопытов, помощи пенсионерам, дружеские компании деятельность которых не регламентируется и не учитывается. Вторая позиция — параллельное, иногда пересекающееся, как правило, мирное сосуществование. Направленность параллельных объединений является социально полезной, что создает хорошую основу для слияния официальных и неофициальных групп в единый поток целостного воспитательного процесса.
Роль информации в жизни человека и общества
... Причем в это дело втягиваются люди, которые, казалось бы, должны иметь иммунитет против этой литературы. Этот поток информации, ... формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы ... от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе дать не ...
Так, на школьной основе могут объединяться группы любителей музыки, новых модных танцев, коллекционеров, болельщиков футбола, почитателей актерского мастерства. Третья позиция — противоречия, противодействия, а иногда и противоборства. Она возникает тогда, когда ССО руководствуются ошибочными или чуждыми идеологическими установками. Так некоторые группы («Дети Деточкина») в обход закона пытаются решать проблемы социальной справедливости.
Другие убеждены, что уход от общества есть лучший способ борьбы с общественным лицемерием и другими негативными явлениями. НЕПРИЯТНЫЕ АССОЦИАЦИИ Первый из заданных вопросов прозвучал из уст крепко сложенного молодого человека с короткой стрижкой. Суть его сводилась примерно к следующему: Почему классный руководитель выражает недовольство моим желанием постричься еще короче, обрить голову полностью или только по бокам, оставив короткий продольный гребень? Конфликты между старшим и младшим поколением по поводу некоторых атрибутов молодежной моды возникают, если: во-первых, эти атрибуты, с традиционной точки зрения, символизируют нечто неприятное и угрожающее, а потому вызывают у взрослых людей бессознательную неприязнь и, во-вторых, юноши и подростки либо сами не понимают смысла атрибутов и не могут посмотреть на них глазами старших, либо сознательно игнорируют чувства последних и демонстрируют тем самым элементарное неуважение к ним. Какое первое впечатление производит на большинство людей крепкий молодой человек, остриженный очень коротко? Либо уголовника, либо потенциального преступника, либо солдата. А если точно известно, что он к ним не относится, тогда про него легко могут подумать, будто он из группировки бритоголовых, которых общество не без оснований считает неофашистами.
Что объединяет все названные группы людей? То, что для них насилие является либо основным видом деятельности, либо типичной особенностью поведения.
Как видим, обритая голова в общественном сознании является визитной карточкой человека, склонного к агрессии и насилию. Субкультура панков (тех самых, что носят гребень на голове), равно как субкультура хиппи, скинхедов, создавалась в знак протеста молодежи против определенных явлений в обществе и государстве.
Так, движение хиппи возникло в 60-70-х годах в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Государственной милитаристской пропаганде хиппи противопоставляли свой пацифизм и анархизм.
Движение панков появилось в 80-х годах в Англии. Эти молодые люди выражали свой протест против засилья официальной культуры — чопорной, чистой, аккуратной. Отсюда и знаменитая склонность панков, само название которых переводится как «отбросы», к нечистоплотности Скинхеды же, появившиеся в Германии и Англии в 60—70-х годах, занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью их изгнания из страны. Последние «заслужили» это тем, что лишали заработка коренных граждан, поскольку соглашались выполнять работу за мизерную плату. Неудивительно, что представители протестных субкультур демонстрировали свою уникальность не только через жизненную философию и поведение, но и через внешние атрибуты, словно говоря окружающим людям: «Мы не такие, как вы, мы — особенные». Подобранные сознательно или бессознательно родоначальниками протестных субкультур, эти символы вполне доступно «объясняли» окружающим людям, каковы убеждения их хозяев.
Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...
... коллективного доклада и его презентации. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же ... на межличностном уровне. -4- I. Рабочая группа социально-психологическая общность людей. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы Основа успеха любой современной коллективной деятельности отношения ...
Последние же наверняка могли четко объяснить значение каждого из своих атрибутов, чего, к сожалению, не скажешь о многих сегодняшних неформалах. «Мне нравится», «У нас так принято», — вот порой все, что они могут ответить.
Что касается панковского гребня, то практически любые вызываемые им ассоциации имеют выраженный агрессивный характер — гребень на спине ящера, воинственно поднятый хохолок на голове птицы, украшение на шлеме древнегреческого воина или европейского кирасира, боевая прическа воинственного индейца-ирокеза и т.д. Стоит ли после этого удивляться реакции взрослых людей на появление панков?
Подавление и жестокость
С нашей стороны было бы ошибочным утверждать, будто реакция на вызывающие атрибуты молодежной моды связана лишь с бессознательным восприятием зашифрованной в них информации.
Немалую роль здесь играет и та информация о конкретных субкультурах, которая содержится в общественном сознании. Согласно общественным» убеждениям, вошедший в ту или иную субкультуру человек должен изначально обладать конкретными психологическими качествами, определенным уровнем развития интеллекта, культурой, а также определенной степенью агрессивности.
При этом многое из того, что общество думает о том или ином неформальном движении, может не соответствовать нынешней реальности, поскольку сами движения постоянно меняются, сливаются, распадаются. Тем не менее первое впечатление самое сильное, и изменить первоначальную репутацию бывает очень не просто.
Итак, молодым людям из субкультуры панков, скинхедов, футбольных фанатов, рэперов общество приписывает низкий уровень развития интеллекта, культуры поведения, склонность к фанатизму и высокую агрессивность. Справедлива ли такая общественная установка? Во многом — да. На это указывают такие факторы, как характер основной деятельности носителей данных субкультур, их отношение к окружающему миру, жизненная философия и особенности внутригрупповых отношений.
Начнем со скинхедов: при всем разнообразии течений внутри самой субкультуры, главное их занятие — очистка своей территории от «инородцев» путем запугивания, изгнания, физического уничтожения. Что касается внутригрупповых отношений, то в них царит жесткая военная дисциплина, а новичкам иногда устраивают испытание в виде группового избиения. Тем самым их проверяют не только на умение утерпеть боль и стоять за себя, что было бы еще приемлемо, но и на готовность быть униженным покорным слугой авторитарного вождя, что является признаком низкоразвитой личности. Панки, в свою очередь, славятся в неформальной молодежной среде своей агрессивностью, угрюмостью, замкнутостью Основной мотив их поведения — противопоставление себя традиционной культуре, что, в частности, проявляется в намеренной неряшливости.
Согласно имеющимся у нас сведениям, отношения в среде панков жесткие и подавляющие. Новичкам могут устраивать унизительные испытания, — например, бросить конфету в испражнения и заставить ее достать и съесть.
Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая работа с семьёй»
... выявлению причин вхождения подростков в неформальные группы. Понятие молодёжной субкультуры. Вовлечение детей и молодёжи в деструктивные религиозные группы как социальные проблема. ... несовершеннолетних. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних. Формирование правовой культуры несовершеннолетних. II. Вопросы по дисциплине «Методика педагогической работы с неформальными группами» Понятие ...
Футбольные фанаты давно прославили себя массовыми потасовками, учиняемыми во время и после матчей, и своей ненавистью к болельщикам других команд. Чаще всего подобное возможно лишь при высокой внушаемости, групповой зависимости, агрессивности и низком интеллекте. Что мы можем сказать о рэперах? Немного. У большинства взрослых людей их вид вызывает опасения и презрение из-за внешней расхлябанности и разболтанности.
В мире грез
Совсем иную картину демонстрируют хиппи и толкиенисты.
Их объединение в одну группу весьма условно, поскольку они сильно отличаются друг от друга, однако мы исходим из того, что эти субкультуры предъявляют своим членам более высокие и сложные требования. Желающий стать участником одного из этих движений должен быть достаточно умен, культурен, образован, должен уметь глубоко и самостоятельно мыслить. Жесткие, авторитарные, взаимоподавляющие отношения здесь недопустимы.
Уважительный же, демократический стиль общения всячески приветствуется (конечно, и здесь не всегда все так гладко, как хотелось бы).
Первые хиппи, судя по всему, были неравнодушными и смелыми людьми. Их открытые выступления против военной кампании США во Вьетнаме были далеко не безопасны. Основателями толкиенизма в нашей стране были студенты гуманитарных специальностей, проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Джона Роналда Рейела Толкиена «Властелин колец». Позже движение тематически и территориально расширилось, его социальная структура расслоилась. Толкиенисты стали появляться в различных российских городах, ролевые игры начали ставиться по мотивам произведений многих других писателей-фантастов (Роджера Желязны, Фрица Лейбера, Ника Перумова, Сапковского и др.).
Кроме того, в рамках субкультуры появилось множество сословий: от «маньяков» — сильных, но часто простоватых ребят, любящих только драки на мечах (в том числе — стенка на стенку), до утонченных, творческих, интеллектуальных «философов» и «менестрелей», создающих по-своему великолепные музыкальные и художественные произведения, часто знающих по нескольку языков, разбирающихся в вопросах литературы, истории, философии и многом другом.
Однако нельзя не сказать о хиппи и толкиенистах несколько горьких слов. К сожалению, и они не избежали естественного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается *** любой долго существующей субкультуру В среде хиппи постепенно широко распространились наркомания (курение марихуаны), социальная пассивность, распущенность, анархизм, отстраненность (жизнь «на обочине цивилизации).
По этой причине субкультура хиппи близка сегодня к исчезновению, поскольку приток молодежи в нее крайне слаб. Однако на смену им уже пришла психологически схожая культура так называемых «растаманов», к сожалению тоже очень неравнодушных к наркотикам.
В движении толкиенистов возникают группы, похожие на секты, — так называемые «эльфятники», то есть небольшие замкнутые сообщества плохо адаптированных к жизни представителей молодежи, которые полностью замыкаются на своих фантазиях, подчиняются авторитарным лидерам, считают себя избранными.
Психология преступных групп и криминальной субкультуры
... которая специализируется также на рэкете. Дагестанская группа включает в себя около 400 человек, которые совершают разбойные нападения. Группа, объединяющая около 200 азербайджанцев, "контролирует" продуктовые ... порука; - отрицательное отношение к нормам морали и права; - наличие криминальной субкультуры; - самоутверждение и самовыражение в криминальных видах деятельности и др. С целью объединения, ...
Одежда и личность
Второй вопрос, прозвучавший в нашей беседе, был сформулирован юношей так: Почему взрослые так активно проявляют недовольство, если те же спорные атрибуты надевают юноши и подростки, имеющие репутацию умных, серьезных и культурных людей? Разберем такой случай: на уроке литературы изучается творчество какого-нибудь известного поэта-романтика — Пушкина, Есенина, Байрона.
Внезапно в класс заходит странно одетый ученик — перетянувший голову банданой кричащей расцветки, в черной куртке с шипами, потрепанных джинсах и футболке с надписью: «Трешь твою мать» (был в свое время такой сборник «тяжелой» музыки).
Сможет ли учитель после этого легко и непринужденно вести урок? Едва ли, поскольку своим костюмом, несущим мрачную и агрессивную энергетику, ученик полностью или частично разрушил сложившуюся в классе романтическую атмосферу.
Другой момент, на который следует обратить серьезное внимание: влияние одежды на поведение и личность молодого человека.
Из психологии моды давно известно, что не только характер человека влияет на выбор им гардероба, но и гардероб может повлиять на характер, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление и закрепление основных личностных черт. Приведу пример: при ношении строгого костюма или военной формы у человека невольно возникает соответствующий психологический настрой — серьезный, деловой, эмоционально сдержанный. В таком состоянии ему бывает легче всего думать о сложных вещах, заниматься серьезной работой, учиться.
Напротив, надевая просторную болтающуюся одежду (как у рэперов), тот же человек будет чувствовать себя расслабленным, дезорганизованным, легкомысленным, сложное дело будет вызывать у него скуку и отвращение.
Одновременно с этим почти наверняка возникнет желание попрыгать, помахать руками и ногами, подурачиться. Таким образом, постоянное ношение той или иной одежды делает для молодого человека привычным и определенный психологический настрой, что постепенно меняет его личность в соответствующем направлении. В связи с этим возникает вопрос, правильно ли возмущается учитель, когда видит, что его умный, талантливый, работящий ученик начал регулярно носить одежду, подспудно развивающую в нем негативные черты? На наш взгляд, да, правильно.
Тревожная молодость
Рассмотрим теперь наш вопрос с точки зрения возрастной психологии. Любой взрослый человек, а педагог — особенно, отлично знает, что возраст от 12-13 до 17-18 лет — переломный для молодого человека. Его наступления взрослые ждут тревогой, а окончание встречают, хотя и не всегда, со вздохом облегчения. В этот период происходит резкое, порой радикальное изменение личности человека. Собственно говоря, относительно законченная и цельная личность в это время и формируется.
Чем отличается этот возрастной период от других? В первую очередь, стремительным развитием новых психологических качеств, появлением чувства взрослости, желанием самому все попробовать, познать, оценить, даже если взрослые от чего-то предостерегают. Именно поэтому ранее тихий, послушный ребенок часто становится вспыльчивым, упрямым, взрывным, не признающим старых авторитетов, склонным в большей степени слушать своих друзей, чем родителей и учителей, — отсюда и резкое увеличение числа правонарушений, алкоголизм, наркомания.
Различия поведения между этническими группами современных людей.
... жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку. К национально-психологическим особенностям узбековотносятся решительность, обдуманность, ... такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей «с позиции силы», ... спокойствие, рассудительность; определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда – настороженное отношение к представителям других ...
Подростковый и юношеский возраст — это еще и время социального экспериментирования, когда ребенок пытается найти свою социальную группу, утвердиться в ней. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме субкультур. Общество негативно воспринимает те молодежные субкультуры, которые тормозят или ограничивают личностное развитие человека, прививают ему интерес к примитивной или криминальной деятельности, требуют подавления в себе социально одобряемых качеств (вежливости, демократичности, трудолюбия, самостоятельности) и развития неприемлемых (лени, равнодушия, склонности к примитивным развлечениям, преступных наклонностей, агрессивности, фанатизма, интеллектуальной и культурной отсталости).
Подобные группы очень легко распознаются по особенностям одежды (демонстративной, кричащей, агрессивной, неопрятной), по поведению участников группы Субкультуры, способные положительно влиять на молодого человека, характеризуются демократичностью отношений между участниками и предоставлением им широких возможностей для социально полезного (а не антисоциального) развития.
Как видим, еще одна из причин недовольства взрослых некоторыми атрибутами молодежной моды связана с их элементарной тревогой за своих учеников.
Дурная компания может незаметно подтолкнуть молодого человека на пагубный жизненный путь (путь преступника, алкоголика, наркомана или просто интеллектуального и морально деградирующего человека), лишить его многих возможностей для социального развития (привить уверенность в бессмысленности жизни, безволие, безынициативность, отвращение к школе, к семье, к работе), сделать психологическим рабом.
Тревогу взрослых усиливает еще и тот факт, что многие субкультуры, разрушительно действующие на молодого человека, имеют свойство быстро затягивать в себя, подобно болоту. Чем это объясняется? Тем, что из новичков постепенно вытравливают те способности и качества, развитие которых делает ребенка взрослым, как-то: чувство собственного достоинства, независимость, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, стремление к саморазвитию в широком смысле.
НОСИТЬ ИЛИ НЕ НОСИТЬ? Завершающий вопрос, заданный старшеклассниками в нашей беседе, звучал так: Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями? На первый взгляд ответ прост: вести себя так, как ваши сверстники, то есть носить в школе обычную одежду, вести себя спокойно, сдержанно, доброжелательно, не «выпендриваться». В ответ на это сразу же слышится ряд возражений: «Но это же проявление трусости и слабости, предательство по отношению к друзьям и, в конце концов, — по отношению к самому себе!» Обсудим эти возражения по порядку.
Действительно ли подчинение школьным нормам является проявлением слабости? На первый взгляд — да. Ведь избегая таким образом неприятностей, ученик «наступает на горло собственной песне» — подавляет свое желание носить то, что ему нравится, вести себя так, как хочется. Стоит задуматься, однако, один ли он такой и нет ли среди уважаемых им людей, в чьей внутренней силе не приходится сомневаться, тех, кто делает время от времени то же самое? Есть, более того, все они время от времени подавляют свои желания и не считают при этом, что выставляют себя слабаками.
Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает ...
... на данного человека. Если бы мы могли ... отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений. С окружающими людьми у человека всегда складываются определенные отношения, и именно они оказывают наиболее существенное влияние ...
Что касается друзей, то тут возникает вопрос: почему они могут воспринять как предательство отказ товарища от ношения спорных атрибутов в школе, если благодаря этому он избегает лишних неприятностей? Либо друзья не понимают, насколько своими требованиями осложняют жизнь своему товарищу, либо им это безразлично.
Во втором случае стоит задуматься, а нужны ли такие друзья в принципе? Мало того — нужна ли ему вообще эта субкультура, не относится ли она к тем разрушительным, деструктивным, о которых говорилось выше? Ведь кто знает, если сегодня эти люди умышленно подталкивают своего друга к конфликту с учителями, родителями, не вложат ли они завтра в его руку шприц с наркотиком со словами: «Пробуй, или ты нам не друг и вообще — слабак, лох!»? В этом случае вполне можно попытаться что-то сделать: поговорить с друзьями, объяснить свою ситуацию.
Если они умные люди, то поймут все правильно и снимут свои требования, если же нет На этот случай есть древняя индийская мудрость: «Дружба дурака хуже дружбы врага». Последнее возражение гласит: подчинение чужим требованиям и отказ от собственных желаний в любой ситуации есть предательство, измена самому себе. Чтобы оценить правильность данного утверждения, необходимо задаться вопросом: каких людей принято считать изменниками самим себе? Как правило, тех, кто отказался от своего главного призвания, дела всей жизни ради достижения каких-то сравнительно мелких, суетных, примитивных целей.
Демонстрация своей неповторимой индивидуальности через яркие внешние атрибуты — личное дело и право каждого.
Однако, как нам кажется, любой уважающий себя человек на вопрос: «А можешь ли ты еще чем-нибудь, кроме одежды, продемонстрировать свою уникальность?» — должен суметь дать уверенный положительный ответ. Это возможно только при наличии у данного человека каких-либо ярких положительных качеств, таланта, достижений, душевных свойств. Если же таких качеств нет. то яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу: например, отвлекая на себя все его внимание и силы и не давая возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки.
В результате этого юноша или подросток может превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убогость и пустота будут хорошо видны всем, кроме него самого. Однако, наверное, есть молодые люди, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе и около нее любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов. Во-первых, поскольку современные порядки в большинстве школ более демократичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить те атрибуты своей субкультуры, которые не «бьют в глаза», — фенечки, элементы одежды, например черные куртки металлистов, но без шипов, заклепок, цепей, кричащей символики.
Во-вторых, из набора всех атрибутов, предоставляемых любой молодежной субкультурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около дверей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения).
В-третьих, людям, склонным к принятию творческих решений, можно порекомендовать освоение методов быстрого изменения внешности (например, научиться делать панковский гребень не крася и не брея волос, благодаря чему его будет легко превратить в традиционную прическу).
ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета ...
... меняется, он учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые ................................................................................. 3. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке В старшем ... работы заключается в рассмотрении методики обучения детей старшей группы использованию цвета для создания образа в рисунке. Задачи данной контрольной работы: 1.Рассмотреть ...
В-четвертых, если какой-то спорный атрибут нельзя легко убрать или замаскировать, то необходимо сгладить производимое им неприятное впечатление мирной традиционной одеждой, спокойным доброжелательным поведением. В-пятых, необходимо помнить, что любая одежда должна элементарно подходить конкретному человеку, быть свежей и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих.
Эти требования общеизвестны, почти банальны, однако о них нередко забывают и начинают искать причины конфликтов с окружающими совсем в другой области.
ОПАСНЫЕ ПРИКОЛЫ Однако существуют и такие атрибуты молодежной моды, от которых мы советовали бы отказаться любому молодому человеку, если только он не решил твердо и надолго связать свою жизнь с определенной субкультурой.
Эти атрибуты часто нельзя скрыть или сделать менее бросающимися в глаза. Это — ярко раскрашенные, не поддающиеся переделке прически, проколотые губы, щеки, нос, язык, брови, специфические татуировки. Украшенный подобным образом молодой человек неизбежно обрекает себя на непонимание большинства окружающих. И с психологической точки зрения такое отношение окружающих отчасти оправданно. Ведь за редким исключением, подобное отношение человека к собственному телу свидетельствует о его несерьезности, легкомыслии и неспособности думать о будущем.
Почему это так, я объясню на примере татуировок. Часто они делаются молодыми людьми ради прикола, без осознания их смысла. Между тем искусство татуировки — это целый мир сложной многоликой символики, в котором глубоко разбираются лишь немногие специалисты. В силу этого дилетантское разрисовывание себя чревато самыми разнообразными проблемами.
Так, нередко татуировка выходит из моды, перестает нравиться своему хозяину, или же он внезапно узнает, что она имеет совершенно неприемлемый для него смысл. В этом случае любитель украшений может оказаться перед мучительным выбором — терпеть надоевший рисунок до конца дней или проходить через болезненную процедуру вытравливания, оставляющую на теле уродливый след. Однако это еще не самая худшая из возможных неприятностей, ведь попав в КПЗ или тюрьму (а кто от этого застрахован?), любитель татуировок может слишком поздно узнать, что в уголовной среде его рисунок имеет опасное для его здоровья и жизни значение.
Например, свидетельствует о принадлежности к пассивным гомосексуалистам, с которыми в тюрьме не церемонятся, или к членам элиты уголовного мира, к которой он, чужак, явно не относится, а значит, является самозванцем. Сказанное еще раз указывает на тот факт, что не всякое жизненное явление, кажущееся молодым людям забавным и безобидным, является таковым в действительности.
Следовательно, не всегда предостережения взрослых об опасностях, даже сильно преувеличенные и навязчивые, лишены объективного смысла.
Основные направления работы с экстремистами
В данном направлении можно выделить: — Создание у подростков иммунитета к экстремизму с помощью контрпропагандских мероприятий (порочение экстремистской идеологии, конкретных движений и т. о.).
— Воспитание толерантности — терпимости к чужим мнениям — Быстрое правовое реагирование на все случаи агрессивного противоправного насаждения чужой для конкретной местности национальной (или иной) культуры. — Создание конкурентов для экстремистских организаций в деле эксплуатации (патриотического воспитания молодежи) и т. п. — Тиражирование субкультуры, размывание идеологии. — Выявление и ликвидация ресурсов экстремистских формирований в области единоборств и накачки мышц
Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера
Лидер — это член группы, которой спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой для группы ситуации. Для лидера малой контактной группы характерно следующее: — Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого согласия группы — Лидер (особенно ситуативный) выдвигается на соответствующую роль в условиях, достаточно значимых для жизнедеятельности группы — Лидером может стать член группы, с личностью которого идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей — Отсюда следует наличие «динамики лидерства». Динамика лидерства.
Замещение лидера.
Под динамикой лидерства подразумеваются всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства.
Применительно к малым группам можно говорить о различной степени устойчивости или динамичности, сменяемости лидеров. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы.
В социально опасных молодежных группировках весьма велика роль лидера в становлении группы именно в качестве агрессивной и экстремистской. Смена такого лидера на менее агрессивно настроенного обычно приводит к снижению агрессивности всей группы. Существует несколько вариантов смены лидера: — Дискредитация лидера в глазах группы, когда он теряет харизму и ореол «сосредоточения групповых норм и ценностей» В данном случае крайне важно, чтобы такая дискредитация выглядела «случайной», а не навязанной извне.
В последнем случае возможна обратная реакция группы: сплочение вокруг лидера. — Снижение авторитета лидера. Как правило, это более бесконфликтный вариант, чем дискредитация. Снижение авторитета может произойти при несоответствии лидера какой-либо значимой групповой норме (либо ценности).
— Создание условий для успешной конкуренции второго (или реже, иного) значимо го лица в группе. Как, правило, это вариант ползучего переворота Подобная практика хорошо известна.
Кандидат в лидеры должен быть управляем и иметь достаточный авторитет в своей группе. Далее проводится PR-кампания, аналогичная той, которая ведется во время выборных кампаний. — Вытеснению лидера способствует также изменение схемы внутригрупповой коммуникации, то есть член группы, через которого проходят внутригрупповые коммуникационные каналы, резко повышается в статусе в иерархии группы В данном случае также важно, чтобы такой член группы не выполнял функции диспетчера, а имел возможность решать, кому и что сообщать либо не сообщать — Постановка группы в непривычные для неб условия, когда старый лидер уже ас способен справиться с новыми, более сложными задачами, вследствие чего выдвигается новый лидер (возможно ситуативный).
Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой
Все околовоенизированные экстремистские формирования (прежде всего, это касается скинхедов) много времени уделяют различным контактным единоборствам и силовой подготовке.
Тренировки обычно проходят в спортивных залах государственных организаций, и прежде всего спортзалах учебных заведений и в подростковых клубах.
Спортивные тренировки являются очень значимым атрибутом и сплачивающим фактором в жизни скинхедов. Фиксировались случаи, когда, лишившись возможности подобных тренировок, периферийные группы скинов распадались. Для выявления мест тренировок используется как публичные, так и включенные методы работы. Публичные методы — это регулярный скрининг всех ранее выявленных мест возможных тренировок в школах, ПТУ, институтах и т. п. Поиск проводится по индикации внешней атрибутики скинхедов.
Включенные методы используют выяснение в самих экстремистских группировках мест их тренировок.
Изменение возрастного состава группы
Изменение возрастного состава молодежной экстремистской организации за счет разбавления их взрослыми резко снижает радикализм всего формирования. Использование «информационно-психологических операций» В теории кризисных технологий существует такая форма мероприятий, как «информационно-психологические операции». В России наиболее близко ему соответствует понятие «активные мероприятия» — это прежде всего распространение дезинформации.
В работе с агрессивными, криминализированными и экстремистскими молодежными формированиями под термином «активные мероприятия» понимаются специальные мероприятия, имеющие своей целью подрыв и ослабление их позиций среди молодежи, развал наиболее социально опасных групп, дискредитацию и удаление из них лидеров или значимых лиц, социальное перепрограммирование опасных подростковых течений.
При проведении активных мероприятий могут быть использованы как публичные методы, так и методы включенной работы. Подрыв антисоциальных формирований изнутри. Этот метод включает тактические действия, рассчитанные на подрыв единства формирования изнутри, создание атмосферы недоверия и подозрительности, раздувание конфликтных ситуаций, создание в его руководящей среде конфликта интересов.
Для этого используются: — Политические, социальные и идеологические разногласия между различными группировками и руководящей среде формирования. — Возможное соперничество между ними. — Корыстные устремления отдельных руководителей. — Недовольство рядовых членов лидерами и группировками вокруг них. Осуществляется разжигание противоречий с целью углубления и доведения до «точки кипения» имеющихся различий между разными группировками и создаются условия для перехода наиболее перспективных лидеров в стан оппонентов.
Цель данных мероприятий — углубить имеющиеся противоречия до критического уровня и посредством этого снизить способность к сопротивлению в отношении переворота и/или раскола формирования. Дискредитация. Для молодежной и подростковой среды это наиболее важная составляющая при развале/расколе формирования: Обычно осуществляется дискредитация лидеров и авторитетных в группировке лиц. Наиболее удобный вариант дискредитации — информация о несоответствии норм поведения лидера базовым идеологическим нормам.
Информационно-психологическое воздействие. Осуществление широкой пропагандистской компании с целью распространения негативного мнения о формировании и его лидерах. Газетные статьи, теле- и радиопередачи с негативной деятельности формирования, рассчитанные на охват широкой аудитории. Список используемой
литература 1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М 1984, стр. 54-92. 2. Ковалев Н.Е Райский Б.Ф Сорокин Н.А. Введение в педагогику. – М «Просвещение», 1975, стр. 6-9. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М Гардарики, 2004, стр. 415-437. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций – М Прометей, 1992, стр. 157-163, стр. 40-53. 5. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991, стр. 10-13. 6. Основы педагогического мастерства. – М 1989, стр. 22-24. 7. Педагогика.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М Школа – Пресс, 2000, стр. 40-45, стр. 456-457. 8. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. – М Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, стр. 17-28. 9. Самыгин С.И Столяренко Л.Д. Педагогика: Экзаменационные ответы. – Ростов н/Д Феникс, 2003, стр. 201-202, стр. 207-209. 10. Формирование профессиональной культуры учителя. Под ред. В.А. Сластенина. – М 1993, стр. 456-457. 11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд перераб. и доп. – М Гардарики, 1999, стр. 341-354, стр. 249-254. 12. Чеботаева Н.Н. Неформальные молодежные организации. – Киров, 2003.