Пройти тесты на компьютере с темы 40-42

СМ № 9

Тема :«Научная деятельность Л.С.Выгодского, Л.И.Божович,В.А.Роменця»

Блок

Задание

оценка

1

1.1.Тесты (40-42)

1.2. Соответствия

Итог за 1 блок

2

2.3.Решение кроссворда

2.4. Характеристика

Итог за 2 блок

3

3.5. Работа с первоисточниками

3.6.Составление кроссворда

Итог за 3 блок

∑ =

Блок 1

Задание1.

Пройти тесты на компьютере с темы 40-42.

Задание 2.

Укажите соответствия фамилий ученых с датами их рождения:

Лев Семенович Выготский 1. 1926 – 1998

Лидия Ильинична Божович 2.1908-1981

Владимир Андреевич Роменець 3.1896 – 1934

Блок 2

Задание 3.

Разгадайте кроссворд:

1.р

е

ф

1.л

е

к

2.с

о

л

о

г

и

я

2.м

о

т

и

в

3.

3.

4.

4.п

р

е

д

м

е

т

5.

5.г

е

ш

т

а

л

ь

т

По горизонтали:

1. Знание о поведении как система рефлексов. 2. Побуждающее действие. 3. Социальное (групповое) явление, характеризующееся влиянием на поведение. 4. Нестандартное проявление способностей, открытие.

5. Учебное заведение, первичное для бихевиористов.

По вертикали:

1. Советский нейропсихолог. 2. Личностная характеристика самому себе, по мнению Божович, одна из самых важных в развитии ребенка. 3. Новообразование – душевная ____ (по Божович) 4. Психический регулятивный процесс. 5. Возрастной разделитель, имеющий свою характеристику и особенности.

Задание 4.

Охарактеризуйте:

  • Тезис Выготского «зона ближайшего развития» -зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С.Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»
  • «смысловой барьер» (по Божович) — который образуется, во-первых, по отношению к конкретному человеку (когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен, что приводит к возникновению отрицательного отношения ребенка к этому взрослому); во-вторых, по отношению к конкретному требованию.
  • Социальная ситуация развития -Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. 
  • Поступок (по Романцю) -есть способ личностного существования в мире.

Блок 3

Задание 5. Работа с первоисточниками.

1. Педагогическая Y (по Выготскому) — _В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР).

Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

2. Мотив деятельности (по Божович) — Л.И. Божович, рассматривая строение мотивационной сферы личности в целом, большое внимание уделяет именно мотивам учения. Она выделяет две большие категории учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы).

Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы).

Было показано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности.

3. История Y (по Роменцю) – Появление психологических знаний по времени по сравнению с рождением человеческой цивилизации.Возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, ее специфики и места в окружающем мире.  Развитие украинского психологии XX века напрямую связан с именем В. А. Роменця, по праву считающийся одним из самых ярких представителей психологической науки не только в Украине, но и в рамках мирового научного сообщества. Он — автор около 170 печатных работ. Каждая книга ученого не только реализован творческий потенциал, но и вера во внутренний мир читателя, в его способность войти в диалог с талантливым исследователем, глубокой, щедрой, незаурядным человеком. 

Задание 6.

Отобразите центральные понятия, концепций представленнях авторов. Ответ обоснуйте.

1. Л.С. Выготский — Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

2. Л.И. Божович -Понятие внутренней позиции – центральное в теории личности, созданной Л.И. Божович. Это понятие правомерно рассматривать и как основное достижение в ее научной биографии. Анализ работ  Л.И. Божович показывает, что данное понятие разрабатывалось ею не менее 30 лет (Т.А. Нежнова, 1991).

Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах – «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния. Возможно, эти положения культурно-исторической теории послужили основой и для известнейшего принципа «внешние воздействия – через внутренние условия», сформулированного С.Л. Рубинштейном и развитого дальше в субъектном подходе (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).

3. В.А. Роменцю – Наиболее яркий способ выражения человеческой деятельности — поступок со всем богатством его общественно-личностной противоречивости — с одной стороны, включает в свой содержания особенности исторического уровня культуры человека, с другой — сам определяет эту культуру, будучи проявлением субъекта исторической деятельности. Поступок является основным звеном, центром любой формы человеческой деятельности, и не только моральной. Он выражает какое-либо отношение между личностью и материальным миром. Это отношение можно правильно понять, когда содержание понятия «личность» впитает в себя то, что уже очеловеченное, освоено, приобретенное человеческой индивидуальностью — знания, представления, осознанные законы. «Большой мир», включая свою личностную определенность, есть мир не освоен и противостоит своей тайной личности и предчувствуется по миру освоенным. Наличие большого, совершенного в себе мира предчувствуется в представлениях личности, в противоречивости познания, в постижении пробелов в знаниях, в эстетическом восприятии совершенных и искаженных форм. Вот почему сознание личности переступает собственные границы и направляется к «миру большого». Это можно рассматривать как духовное развитие самого человека, как раскрытие «большого мира», который познает себя через личность. Это можно рассматривать как духовное становление самого человека, как самораскрытия «большого мира», как всеобщий поступок, в отношении которого и человек, и сам «большой мир» оказываются в некотором смысле зависимыми феноменами.