Методы разрешения трудовых конфликтов

МИНОБОРНАУКИ

Астраханский государственный университет

Кафедра менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Управление персоналом организации»

на тему

«Методы разрешения трудовых конфликтов»

Выполнила студентка группы УП-31

Маркина Виктория Викторовна

Проверила: Ходенкова Ольга Павловна

Астрахань 2014г.

Введение

Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений — экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, чреватые открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами.

Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.

Задачей управленца является недопущение конфликтной, нестабильной ситуации в коллективе, а также грамотное конструктивное преодоление возникших конфликтных ситуаций. При наличии конфликтной ситуации необходимым является: объективная оценка положения, определение типа конфликта (внутриличностный, межличностный), определение стадии развития конфликтной ситуации, нахождение причин разногласий (организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины, объективные факторы), определение целей конфликтующих сторон, выявление психологических особенностей конфликтующих. На основе этого менеджер должен принять наиболее верное решение, максимально быстро и функционально разрешить конфликт.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире при быстром темпе развития рыночных отношений, своевременность и правильность принятия управленческого решения во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа персонала. Поэтому для обеспечения эффективной работы коллектива необходимо свести к минимуму количество конфликтных и связанных зачастую с ними стрессовых ситуаций.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проблему трудовых конфликтов в менеджменте на современном предприятии, пути их разрешения, а также проанализировать систему управления конфликтами относительно выбранного предприятия и предложить пути повышения эффективности работы данного предприятия путем более рационального управления конфликтами.

5 стр., 2205 слов

К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной ...

... с целью и гипотезой исследования ситуации успеха создавались в ходе воспитательной работы с подростками: на уроках, на ... учебно-познавательной деятельности; наличию интереса к деятельности; положительному отношению к сотрудничеству с другими (учитель, одноклассники); гармоничное ... реальным особенностям и возможностям индивида. Один из путей достижения оптимального уровня мотивации к успеху и для ...

Задачи, поставленные при выполнении работы, следующие:

ѕ рассмотреть теоретические аспекты трудовых конфликтов в менеджменте на современном предприятии;

ѕ детально рассмотреть специфику трудовых конфликтов, а также управление ими в ООО «Гамма-Телеком»;

ѕ выявить отрицательные стороны, предложить более рациональные пути управления конфликтами в данной организации.

Объект исследования — предприятие ООО «Гамма-Телеком».

Предмет исследования — конфликты внутри предприятия, в частности, трудовые конфликты и возникающие с ними стрессы.

Глава 1. Теоретические особенности управления трудовыми конфликтами на современном предприятии. Методы разрешения трудовых конфликтов

1.1 Сущность, содержание и типы конфликтов на современном предприятии

В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение людей или социальных групп с противоречивыми интересами.

Конфликты выполняют не только отрицательную, но и положительную роль. Они “встряхивают” коллектив, спасают организацию от “загнивания”.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.

В зависимости от направления развития конфликты могут подразделяться конструктивные и деструктивные. Конструктивными считают конфликты, возникновение и развитие которых способствует укреплению организации и достижению ее целей. Конфликты, мешающие достижению целей организации или ведущие к ликвидации ее структурных подразделений, называют деструктивными.

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2012.

ѕ объект конфликта;

ѕ участники конфликта;

ѕ социальная среда, условия конфликта.

Рассмотрим поочередно данные элементы.

Объект конфликта.

Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.

Кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда: те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях: Эддоуз М., Р.

13 стр., 6130 слов

Конфликты в малых группах 2

... скрытые). По источникам возникновения - деловые и эмоциональные конфликты. Деловые - организационные конфликты (например, несовершенство организационных структур, организации, оплаты труда, стиля руководства); эмоциональные связаны с индивидуальными ... или групп. [25, с.31] .3 Последствия конфликтов в малых группах Выше было сказано, что конфликты в малых группах не происходят просто так, то есть они ...

Стэнсфилд. Методы принятия решений /Под ред. И.И. Елисеевой — М.: Аудит; ЮНИТИ, 2011. — 254 с.

ѕ организационные;

ѕ производственные;

ѕ трудовые;

ѕ инновационные.

I. Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Они возникают из-за несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:

ѕ Когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;

ѕ Когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;

ѕ Когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.

II. Производственный конфликт — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.

Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:

1) конфликты внутри малых производственных групп:

ѕ конфликт между рядовыми работниками;

ѕ конфликт между руководителями и подчиненными;

ѕ конфликт между работниками различной квалификации, возраста;

2) конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);

3) конфликты между производственными группами и административно-управленческим аппаратом;

4) конфликты между совладельцами предприятий (организаций).

Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

Конфликты внутри малых производственных групп включают в себя: Предпринимательство / Под ред. Горфинкеля В.Я., Поляка Г.Б., Швандара В.А. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.

1 Конфликт между рядовыми работниками — это могут быть сотрудники одного отдела, занимающие одинаковые должности, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты.

2. Конфликт между руководителями и подчиненными — в их основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания — это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения.

Среди наиболее распространенных факторов, вызывающих обострение между руководителем и подчиненными, можно выделить следующие: Михайлов Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань, 2011.

ѕ взаимная неприязнь сторон;

ѕ нарушение единства общественных и личных интересов;

ѕ игнорирование норм законодательства;

ѕ несоблюдение моральных принципов;

ѕ игнорирование требований трудовой и производственной дисциплины.

Взаимная неприязнь между руководителем и подчиненными может быть порождена различными обстоятельствами: невыполнением руководителем своих обещаний, невниманием его к запросам и интересам работников и т.д. И как ответная реакция — неприязнь к нему подчиненных. Например, для того чтобы выполнить заказ работникам бригады задержат отпуск, но положительный результат, достигнутый бригадой и предприятием, будет получен ценой пренебрежения интересов сотрудников.

3. Конфликт между работниками различной квалификации и возраста. Часто возникают такие конфликты в группах, где, например, при увеличении интенсивности труда возникает возможность значительно повышать заработную плату. Но в этих структурах часто работают люди пожилого возраста и работники, в силу своих физических возможностей не способные значительно повышать интенсивность своего труда. Подобные обстоятельства способствуют их отчуждению и возникновению социально-психологического напряжения в группе, что вынуждает людей искать другое место работы.

Представителям различных возрастных групп свойственны особые причины конфликтов.

В зрелом возрасте работника волнуют уже иные проблемы: повышение квалификации, перспектива роста и др. Нерешение этих проблем, т.е. несоответствие между претензиями и возможностью их реализовать, способствует вступлению в конфликт зрелого человека.

В основе межгрупповых конфликтов лежат самые разнообразные причины. Это может быть борьба между группами за распределение и перераспределение различного вида ресурсов, за специфические интересы и цели, за лидерство и т.д.

Межгрупповые конфликты (и в этом их особенности) способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, сплочению всех членов групп. Это часто используется руководителями (лидерами) для сохранения внутри группового единства и укрепления своей личной власти. В зависимости от мотивов возникновения и способов разрешения межгрупповые конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия, могут способствовать снятию напряжения, укреплению внутригруппового единства, утверждению новой расстановки сил, решению насущных проблем группы.

III. Трудовой конфликт — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

Трудовой конфликт в организации рассматривается как: Риполь-Сарагоси Ф.Б. Конфликты: психологические и социальные — М.: Издательство Приор, 2012.

— прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;

ѕ способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;

ѕ необходимый этап в развитии трудового коллектива.

В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой — работодатель. В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников (как единая организационная структура) и противостоящий ему работодатель (в лице представительных органов этой структуры).

Инновационная деятельность, как правило, является коллективной, она требует участия многих людей, входящих в различные профессионально-должностные группы. И чем большее количество людей вовлечено в инновационный процесс, чем интенсивнее он протекает, тем возникает больше возможностей для возникновения конфликтных ситуаций, которые порождаются трудностями, сопровождающими большинство нововведений.

К числу основных причин, вызывающих инновационный конфликт, можно отнести: Основы управления персоналом / Под. ред. Б. Генкина. — М.: Формика, 2013.

1. Пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров. Это вызвано тем, что многие работники опасаются сокращения зарплаты, прибавления работы во время внедрения, боятся не справиться с новыми обязанностями, не имеют материального и морального поощрения во время внедрения. Другими словами, работники опасаются ухудшения (в результате нововведений) своего социально- экономического положения;

2. Дефицит материально-технических ресурсов, но иногда в организациях имеются ресурсы более низкого качества, чем требуется. Иногда их приходится добывать на стороне, иногда требуемое оборудование, инструменты не выпускаются отечественной промышленностью;

3. Ухудшение взаимоотношений руководителей и главных специалистов организации с руководителями и специалистами подразделений;

4. Необходимость перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам. Сегодня проблема трудоустройства и переобучения становится все более актуальной не только для руководителей, но и для рядовых членов трудового коллектива.

Преодоление этих и других трудностей, более рациональный подход к инновационному процессу позволят снизить конфликтность в организациях.

Инновационные конфликты в организациях могут быть деловыми и личностными.

Деловые инновационные конфликты возникают между людьми, так или иначе связанными производственно-экономическими отношениями.

Внутренним побудителем для инновационной деятельности является потребность людей к творчеству, заложенная в самом характере человека, проявляющаяся в постоянном стремлении к обновлению, совершенствованию производственной среды. Наличие и высокое развитие этих потребностей присуще новаторам, которые чутко улавливают новые проблемы, и для которых интересен сам процесс внедрения инноваций. Они могут принимать в нем участие, даже не получая за это никаких вознаграждений. Но как люди творческие они заинтересованы в признании своего вклада и достижений, ради чего нередко способны пойти на конфликт.

Столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств порождает межличностные инновационные конфликты.

Они могут возникать как в сфере служебных, так и неслужебных отношений между сторонниками и противниками нововведений. Такие конфликты могут иметь ситуативную и характерологическую основу.

К ситуативным предпосылкам конфликта относятся:

ѕ чувство неопределенности и неуверенности;

ѕ недостаточная или искаженная информированность;

ѕ непризнание работника коллективом;

ѕ несправедливость.

К характерологическим предпосылкам можно отнести:

ѕ черты характера;

ѕ склонность к агрессивному повелению;

ѕ пониженная самокритичность;

ѕ нетерпимость к недостаткам других;

ѕ невоспитанность.

Работник становится источником конфликта, когда направленность, ценности становятся не совместимыми с интересами и ценностями коллектива, т.е. когда наступает момент его “неадекватности” целям и задачам группы. Например, активный новатор трудится в коллективе, где “не принято” заниматься нововведениями, или, наоборот, пассивный работник попадает в коллектив, интенсивно обновляющий производство.

Конфликтогенной становится также личность, одержимая идеей, готовая добиваться своего любым путем. Трудно найти людей с такими личностными качествами, которые гарантировали бы бесконфликтное поведение. Практически любой человек может вступать в конфликтные отношения.

1.2 Управление конфликтным поведением в организации

Чтобы предотвратить конфликты и стрессы, либо направить их в созидательное русло, ими нужно управлять.

Управление конфликтом и стрессом — это способность руководителя увидеть конфликтную и стрессовую ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.

Управление конфликтом и стрессом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии: Журлов А.Н., Ковбасюк М.Р. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. — Киев, 2012.

ѕ восприятие конфликта и стресса и первичная оценка ситуации;

ѕ исследование конфликта и поиск его причин;

ѕ поиск путей разрешения конфликта и стресса;

ѕ осуществление организационных мер.

Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.

Важнейшей составляющей процесса управления конфликтами и стрессами на предприятии является их профилактика. Профилактика конфликта и стресса такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.

Несмотря на имеющиеся трудности рационального регулирования конфликта и стресса, эффективное управление его развитием, сужение возможности его разрушительных последствий возможны только на рациональной основе, путем применения научной методологии и ее совершенствования.

1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

Существует четыре метода разрешения трудовых конфликтов.

Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Координарные и интеграционные механизмы. Это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направит усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства. Ван Хорн Дж. К. Основы менеджмента: Пер. с анг./ Гл. ред. Серии Я.В. Соколов.- М.: Финансы и статистика, 2012.

Межличностные стили разрешения трудовых конфликтов.

Известны пять основных межличностных стилей разрешения трудовых конфликтов:

· Уклонение.

· Сглаживание.

· Принуждения.

· Компромисс.

· Решение проблемы.

Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.

Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.

2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

В таблице 1 представлены основные методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа.

Таблица 1. Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа

Аспект отношений

Экспертный метод

Завоевание авторитета у сторон

Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений

Определение структуры взаимоотношений сторон

Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта

Поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта

Определение последствий затяжных трудовых конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения

Дифференциация вмешательства по видам конфликта

Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации

Детализация конфликта, конфронтация, синтез

Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации

Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны

Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений

В предложенном алгоритме разрешения трудовых конфликтов отношения между организационными субъединицами характеризуются наличием взаимозависимости и стремление к автономии.

Иными словами, предложенный подход разрешения трудовых конфликтов в кризисном режиме развития рассматривает направления формирования такого важнейшего свойства коммерческой организации в условиях рынка как выживаемость.

Вместе с тем, менеджеру предлагается расширенный дифференцированный арсенал вмешательств в неизбежные конфликты между организационными единицами.

К методам профилактики конфликтов на уровне организации можно отнести:

— выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации;

— баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;

— выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений;

— выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;

— использование различных форм поощрения, предполагающих взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.

К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:

— организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;

— премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;

— участие сотрудников в прибылях и капитале предприятия;

— систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, — бронирование заработной платы, т. е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.

К немонетарным побудительным системам можно отнести:

— открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т. п.;

— привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри подразделения, так и в организации в целом;

— использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;

— применение так называемых виртуальных структур управления, которые не предполагают жесткого режима нахождения сотрудников на своем рабочем месте;

— использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;

— моральное поощрение персонала;

— проведение совместных мероприятий (спортивные состязания, вечера отдыха, представление новых сотрудников и т. п.).

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

— адекватности восприятия конфликта, т. е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;

— открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего, предлагают пути выхода из конфликтной ситуации, создают атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.

Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.

Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:

— неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;

— стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

— консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

— излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза;

— определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Следует отметить, что для успешного применения мотивационных систем и превращения их в действенный способ профилактики конфликтов необходимо, с одной стороны, перечисленные методы использовать в единстве и взаимосвязи, а с другой стороны — их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости. Для регуляции конфликта на личностном уровне специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

стрессовый предотвращение трудовой конфликт Глава 2. Анализ и оценка трудовых конфликтов на примере предприятия ООО «Гамма-Телеком»

2.1 Краткая организационно — экономическая характеристика предприятия ООО «Гамма-Телеком»

Основным и наиболее развитым направлением деятельности ООО «Гамма-Телеком» является оказание услуг связи, телефонизация, проектные и строительные работы, установка мини АТС, а также реализация электрооборудования импортного производства. Предприятие создано на основании решения учредительного собрания от 30 сентября 1995 года.

По уставу в ООО «Гамма-Телеком» основными направлениями деятельности является оказание услуг связи, а также проектные и строительные работы.

География деятельности фирмы: г. Астрахань и Астраханская область.

Юридический адрес: Россия, Астраханская область, Астрахань, Володарского, 14а

Основные цели фирмы:

ѕ Создание серьезного и мощного предприятия связи, услуги и товары которого будут пользоваться большим спросом в силу высокого качества и низкой стоимости;

ѕ Создание объективных предпосылок для дальнейшего развития компании;

ѕ Расширение географии оказания услуг;

ѕ Развитие более удобных способов оплаты товаров и предоставляемых услуг (расчеты с помощью банковских карт);

ѕ Завоевание авторитета и признания среди клиентов, т.е. обеспечение стабильного положения фирмы на рынке АО.

Все виды работ выполняются высококвалифицированными техническими специалистами, прошедшими обучение за рубежом и в российских учебных центрах. Повышение квалификации для сотрудников проводится минимум один раз в год.

На сегодняшний день в компании «ООО «Гамма-Телеком»» работают 116 человек.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.

Таким образом, из рис. 1 следует, что организационная структура ООО «Гамма-Телеком» относится к категории линейно-функциональных.

Рис 1. Организационная структура ООО «Гамма-Телеком»

Все связи завязаны на директора предприятия, который осуществляет оперативное руководство компанией. Высшее руководство осуществляется генеральным директором, который стратегические вопросы деятельности фирмы решает единолично. Отдел кадров ООО «Гамма-Телеком» представляет собой самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся директору.

Отдел кадров ООО «Гамма-Телеком»:

— осуществляет работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов,

— формирует коллектив,

— формирует кадровый резерв,

— ведет учет кадров.

В целом данная структура оправдана для среднего предприятия, к числу которых относится ООО «Гамма-Телеком».

Во-первых, экономически оправданно выделять функциональных начальников.

Во-вторых, на предприятии зачастую возникает необходимость контролировать дисциплину, исполнение обязанностей и поручений руководства.

Диаграмма распределения работников согласно категориям (высшее руководство, руководство среднего звена, служащие, рабочие) представлена на рис.3.

Рис. 3. Диаграмма распределения работников по должностным категориям

Таким образом, основной контингент персонала составляют рабочие, что характерно для отрасли связи. Далее идут служащие — 16%. Руководство составляет наименьшую долю работников.

Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2. Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Гамма-Телеком»

Показатель

Величина

Отклонение

Темп прироста, %

2011

2012

2013

2012 от 2011

2013 от 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

1

2

3

4

5

6

7

8

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

717,12

4437,37

5614,52

3720,25

1177,15

518,78

26,53

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

31180,1

49080,8

50950,5

19770,4

1869,7

57,41

3,81

Выручка от продажи в сопоставимых ценах, тыс. руб.

29467,5

36200,9

47540,3

18072,8

11339,4

22,85

31,32

Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб.

445,96

798,8

1185,25

739,29

386,45

79,12

48,38

Производственные расходы, тыс. руб.

16290,4

24452,4

29361,6

13071,8

4909,4

50,10

20,08

Коммерческие расходы, тыс. руб.

24,2

35,4

46,1

21,9

10,7

46,28

30,23

Прибыль, тыс. руб.

3320,58

6470,69

8266,63

4946,05

1795,94

94,87

27,75

Фондоотдача, тыс. руб.

41,09

8,16

8,47

-32,62

0,31

-80,15

3,79

Фондовооруженность, тыс. руб.

65,19

316,96

350,91

285,71

33,95

386,18

10,71

Производительность труда (выработка) на 1 работающего, тыс. руб.

267,86

258,78

297,27

29,41

38,49

-3,47

14,91

Рентабельность продаж, %

11,13

17,24

21,47

6,11

4,23

54,4

23,58

Общая рентабельность, %

20,38

26,46

28,15

7,77

1,69

36,2

6,39

Анализируя технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Гамма-Телеком» за последние 3 года, можно отметить следующее.

В 2012 году предприятие развивалось более быстрыми темпами, чем в 2013, поскольку темп прироста большинства показателей больше в 2012 году по сравнению с 2011 годом, чем в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Улучшилась оснащенность основными фондами (в 5 раз), однако, фондоотдача сократилась на 80%, что связано с тем, что выручка от реализации растет менее быстрыми темпами. Фондовооруженность возросла более чем на 300%.

Выручка от продажи увеличилась на 23%. На рост выручки главным образом повлияло увеличение оснащенности основными фондами, так как при постоянном росте спроса на оказываемые услуги предприятие не могло позволить себе рост объемов продаж с сохранением прежнего размера помещений и количества оборудования.

Поэтому, как только были отстроены дополнительные помещения стало возможным расширить штат сотрудников со 111 до 114 человек в 2012 и до 116 человек в 2013 году, и, соответственно объем работ возрос, что в конечном итоге привело к росту выручки на 30% и прибыли от реализации на 94% в 2012 году и на 30% — в 2013.

Производительность труда, однако, снизилась в 2012 году на 3%, что объясняется тем, что темпы прироста выработки были на тот период меньшими, нежели прирост числа работников предприятия. Это было компенсировано приростом производительности труда (выработки) в 2013 году на 15%. Связано это главным образом с увеличением объема работ, после расширения компании.

Таким образом, в целом предприятие работает эффективно. В 2012 году общая рентабельность составила 26%, по сравнению с 2011 годом этот показатель вырос на 30%.

Главным образом это вызвано определяющим рентабельность показателем — прибылью, темп прироста которой в 2012 году по сравнению с 2011 составил 94%. В 2013 году общая рентабельность составила 28% при темпе прироста 6%.

2.2. Анализ управления конфликтами на предприятии ООО «Гамма-Телеком»

Управление конфликтными ситуациями ООО «Гамма-Телеком» осуществляют следующие структурные подразделения:

руководство фирмы (генеральный директор, директор, гл. бухгалтер)

В силу того, что они осуществляют управляющее воздействие на персонал, они являются субъектом управления конфликтами.

Их управляющее воздействие направлено на работников, входящих в различные социальные группы, являющиеся объектом управления конфликтами.

Персонал ООО «Гамма-Телеком», обладающий необходимыми навыками и выполняющий производственный процесс, является необходимым человеческим ресурсом производства и управления, в том числе управления конфликтами.

К физическим ресурсам, необходимым человеку для работы можно отнести информационные ресурсы.

Информационные ресурсы изложены в методических и нормативных материалах по организации труда всех категорий работников ООО «Гамма-Телеком». В них отражены особенности организации труда работников с учетом требований научной организации коллективного труда, психофизиологических факторов и условий труда, а также передового отечественного и зарубежного опыта организации труда.

Определение и обеспечение ресурсами — постоянная задача руководства организации, которая решается путем планирования ресурсов, выделения, анализа их адекватности, введения их в повседневную практику. Анализируя применяемые в ООО «Гамма-Телеком» методы административного воздействия с точки зрения их влияния на стратегию и тактику развития системы мотивации труда, я пришла к следующим выводам:

Организационное воздействие, оказываемое на персонал, способствует высокому уровню регламентации управления конфликтными ситуациями.

В ООО «Гамма-Телеком» имеются:

· внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность персонала;

· хорошо проработанный устав общества ООО «Гамма-Телеком», утвержденный годовым решением общего собрания акционеров;

· коллективного договора ООО «Гамма-Телеком», подписанного генеральным директором ООО «Гамма-Телеком» и коллективом работников ООО «Гамма-Телеком», способствующего развитию партнерских отношений администрации и коллектива предприятия;

· наличие четкой организационной структуры управления и штатных структур предприятия и их ежегодная корректировка;

· наличие четких должностных инструкций сотрудников с определением функциональных обязанностей работника и нормированием труда.

· используются экономические методы воздействия на персонал, такие, как мотивация и стимулирования труда

В ООО «Гамма-Телеком» применяются эффективные виды распорядительных воздействий. Основанием для такого вывода послужило наличие: четких приказов директора ООО «Гамма-Телеком», с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов и ответственных;

Однако, в процессе анализа воздействия административных методов выявилось слабое применение системы контроля за исполнением документов на предприятии, что приводит к неэффективности некоторых распорядительных воздействий.

В ООО «Гамма-Телеком» недостаточно развита кадровая политика.

Основные инструментарии в работе с персоналом — социально-психологические методы. В ООО «Гамма-Телеком» используются не в полной мере:

· полученные методом анкетирования и тестирования данные частично используются при приеме на работу персонала;

· поддерживается дух соревновательности сотрудников (ежемесячное, ежеквартальное, ежегодное проведение конкурса среди менеджеров на звание «Лидер-менеджер месяца (квартала, года)».

Совершенно не используются такие социально-психологические методы, как:

· организация индивидуальной работы с сотрудниками с учетом типа личности, темперамента (мероприятия по аттестации специалистов);

· проведение тренингов и семинаров для руководителей;

Необходимо отметить, что в настоящее время на фирме имеет место нервозность и психологический дискомфорт в коллективе, несмотря на привыкание к некоторым конфликтным ситуациям. Прежде всего, это обусловлено тем, что на предприятии очень мало значения придается социально-психологическим методам, значительно больше значения придается экономическим методам.

Для того, чтобы выяснить степень конфликтности работников предприятия, стратегию поведения в конфликте, в данной работе применен такой метод исследований, как тестирование (см. приложение 1).

Взята группа работников ООО «Гамма-Телеком» из разных отделов, но имеющих постоянные производственные отношения.

Таблица 3. Группа работников ООО «Гамма-Телеком» имеющие постоянные производственные отношения

Должность

Возраст

Стаж работы на занимаемой должности

Оклад

Директор

39

13

20 000 + 20% от суммы прибыли всех менеджеров

Гл.бухгалтер

47

9

20 000

Менеджер по реализации отечественного оборудования

27

3

10% от инд. прибыли

Менеджер по реализации электрооборудования

38

4

10 000

Менеджер (ученик)

22

1

5% от инд. прибыли

Результаты тестирования показали, что в среднем коллектив неконфликтный, стиль поведения в конфликтных ситуациях предпочитают такой, как сотрудничество.

Анкеты заполнил весь коллектив ООО «Гамма-Телеком».

Диаграмма распределения работников согласно степени довольства и недовольства работой представлена на рис.4.

Рис. 4. Диаграмма распределения работников согласно степени довольства и недовольства работой

Итак, большинство сотрудников своей работой довольны — это можно оценить положительно. И если человек доволен своей работой, это может означать, что он не намерен самосовершенствоваться.

Диаграмма распределения работников по степени конфликтности и подверженности стрессам представлена на рис.5.

Рис. 5. Диаграмма распределения работников по степени конфликтности

Таким образом, 80% работников не считают себя конфликтным человеком. Возможно, данная оценка была не объективна, поскольку давалась непосредственно респондентами-работниками.

Диаграмма распределения работников по нахождению общего языка с коллегами представлена на рис.6.

Рис. 6. Диаграмма распределения работников по нахождению общего языка с коллегами

Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рабочих ответили «Всегда». Руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.

Диаграмма, показывающая степень участия работников в конфликте, представлена на рис.7.

Рис. 7. Диаграмма, показывающая степень участия работников в конфликте

Таким образом, до высшего руководства конфликты в коллективе доходят редко. Чаще всего вовлеченными оказываются руководители среднего звена (отделов), причем в основном или с рабочими или между собой. Служащие же предпочитают придерживаться нейтралитета, что объяснимо — они самый молодой контингент на фирме.

Диаграмма, показывающая частоту трудовых конфликтов, представлена на рис.8.

Рис. 8. Частота трудовых конфликтов в ООО «Гамма-Телеком»

Таким образом, в большинстве случаев конфликты случаются раз-два в неделю.

Диаграмма, раскрывающая причины трудовых конфликтов на предприятии, представлена на рис.9.

Рис. 9. Диаграмма, раскрывающая причины трудовых конфликтов на предприятии

Таким образом, почти 90% работников уверены, что кто-то или не исполняет свои обязанности, или выполняет чужие. Такая ситуация может быть при абсолютном незнании сотрудниками своих должностных обязанностей. Однако, 70% сотрудников заявляли, что довольны своей работой, следовательно, они знают что следует делать им и их коллегам. Следовательно, обязанности они знают, однако эти обязанности не согласованы между собой.

Диаграмма, показывающая распределения ответа на вопрос «Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании?», представлена на рис.10.

Рис.10. Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании

Итак, большинство работников убеждены, что возникающие конфликты не способствуют улучшению положения вещей, а сопровождаются лишь дополнительными для них стрессами. Однако, несмотря на это, количество трудовых конфликтов и связанных с ними стрессов у работников растет.

Анализ частоты возникновения трудовых конфликтов в ООО «Гамма-Телеком» отражен в таблице 4.

Таблица 4. Количество трудовых конфликтов на предприятии ООО «Гамма-Телеком» в 2011-2013 гг.

Количество трудовых конфликтов

Темп прироста, %

2011

2012

2013

2012 к 2011

2013 к 2012

Всего:

58

65

74

12,07

13,85

В т.ч.

— между администрацией и работниками, из них:

сопровождаемые стрессом

% трудовых конфликтов, сопровождаемых стрессом

14

12

85,7

16

14

87,5

17

16

94,1

14,29

16,7

1,8 п.п.

6,25

14,29

6,6 п.п.

— между руководителями, из них:

сопровождаемые стрессом

% трудовых конфликтов, сопровождаемых стрессом

37

30

81,1

40

35

87,5

49

48

97,9

8,11

16,7

6,4 п.п.

22,50

37,4

10,4 п.п.

— между работниками, из них:

сопровождаемые стрессом

% трудовых конфликтов, сопровождаемых стрессом

7

100

9

100

8

100

28,57

-11,11

Таким образом, из таблицы 4 видно, что за последние два года число трудовых конфликтов в ООО «Гамма-Телеком» возрастает на 12-13% ежегодно. Главным образом на это влияют конфликты между руководителями отделов — возросли на 8% в 2012 году и на 22% — в 2013 году. Темп роста числа трудовых конфликтов работников с администрацией имеет тенденцию к сокращению — 14% в 2012 году и 6% в 2013 году, однако общее число их также растет: 14 — в 2011 году, 16 — в 2012 году, 17 — в 2013 году. Число трудовых конфликтов среди работников незначительное — порядка 8 в год, и в 2013 году сократилось на 11%.

Следует также отметить, что большинство трудовых конфликтов, возникших на предприятии, сопровождается стрессами. За период 2011-2012 г.г. среди трудовых конфликтов между работниками и администрацией, число трудовых конфликтов, сопровождаемых стрессом, выросло на 1,8 п.п, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом — уже на 6,6 п.п.

Аналогичная динамика наблюдается в соотношении трудовых конфликтов как между руководителями, так и между работниками, причем между последними — во всех периодах конфликты сопровождались стрессом.

Это негативная тенденция, поскольку она свидетельствует о том, что конфликты на предприятии происходят в достаточно эмоциональной форме, и носят глубокий характер.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что причинами трудовых конфликтов и связанных с ними стрессов являются следующие:

ѕ нет четкого разграничения полномочий;

ѕ не соблюдается принцип единоначалия;

ѕ наличие дублирования должностных функций.

Таким образом, для изменения сложившейся ситуации необходимо предпринять ряд мер организационного характера по управлению трудовыми конфликтами.

2.3. Методы разрешения и предотвращения трудовых конфликтов в ООО «Гамма-Телеком»

Для разрешения конфликтов и возникающих с ними стрессов в первую очередь необходимо разработать для начальников всех отделов четкие должностные инструкции, регламентирующие полномочия и ответственность конкретно каждого. Обеспечить принцип единоначалия, чтобы, например, менеджер по реализации не руководил сотрудниками отдела снабжения, а начальник отдела по работе с юридическими лицами не руководил сотрудниками по работе с физическими лицами.

Следует выделить отдельные помещения для отдела по работе с юридическими лицами и отдела обслуживания физических лиц. Необходимо провести систематизацию документов, касающихся клиентов компании, восстановить недостающие, упорядочить базы данных. Нужно выделить отдельные телефонные линии для этих двух отделов.

Это позволит постепенно сократить число конфликтов и связанных с ними стрессов, определяющих снижение часовой и дневной выработки.

Следующим этапом должны стать мероприятия по предупреждению новых конфликтных и стрессовых ситуаций.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов и стрессов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов и связанных с ними стрессов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути. Так, существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов и стрессов, направление их развития в конструктивное русло.

1. Непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

2. Существование некоторых общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

3. Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

В работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов и стрессов как психологического, так и социального уровня является создание в организации, в коллективе такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми.

Поэтому каждый руководитель, сознавая не только трудности, но и реальные возможности решения этой важнейшей управленческой задачи, призван по мере своих сил противодействовать любым проявлениям дезорганизации, особенно тем, которые привносят в жизнь опасность возникновения разрушительного конфликта. Универсальным способом предотвращения таких конфликтов и является проведение линии на укрепление сотрудничества, которая последовательно осуществляется как на социальном, так и на психологическом уровне.

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно — управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сострадания и сочувствия, широкая и оперативная информация о происходящих событиях приобретают особо важное значение.

3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету. Этот метод используется не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых формах межличностного общения.

4. Еще одним действенным инструментом профилактики конфликта и стресса является метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными. Нередко прочными оказываются и семьи, при создании которых так или иначе учитываются требования метода дополнения. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.

5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Конечно, можно критиковать уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения. Но с точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет несомненные преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувство зависти, обиды, способных спровоцировать конфликтное противоборство. Поэтому в интересах наращивания антиконфликтного потенциала организации целесообразно делить заслуги и награды на всех, даже если они в значительной части принадлежат кому-то одному.

6. И наконец, последний из психологических способов предупреждения конфликтов и стрессов заимствуется у специалистов по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют своих воспитанников за хорошо выполненные команды. Этот метод условно может быть назван методом психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов и стрессов.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель ООО «Гамма-Телеком» должен прислушаться к следующим рекомендациям:

ѕ Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий — важное условие профилактики стрессов среди подчиненных;

ѕ Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;

ѕ Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным. Сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, значительно быстрее его преодолевают;

ѕ Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;

ѕ При неудачах сотрудников следует в первую очередь оценить обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;

ѕ Не стоит исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;

ѕ Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;

ѕ Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта и стресса способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Заключение Конфликт или столкновение интересов нередко отождествляют с причиной, вызывающей необходимость управления. Конфликт как организационный процесс представляет собой сложное и динамичное явление. Конфликт может разворачиваться на различных уровнях: на уровне индивида, группы, организации. Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Существуют следующие типы трудовых конфликтов в организациях: ѕ организационные; ѕ производственные; ѕ трудовые; ѕ инновационные. В практическом аспекте управление конфликтами было рассмотрено на примере ООО «Гамма-Телеком». Основным направлением деятельности ООО «Гамма-Телеком» является оказание услуг связи, телефонизация, проектные и строительные работы, а также реализация электрооборудования импортного производства. В процессе анализа трудовых показателей деятельности предприятия ООО «Гамма-Телеком» было выявлено, что, несмотря на положительные темпы роста общих показателей, наблюдаются отрицательные темпы роста показателей по сравнению с планом. Снижается выработка и как следствие годовой объем производства при наличии огромных потенциалов для роста. Анализ конфликтов и стрессов в организации был проведен на основе анкетирования персонала. Результаты анкетирования выявили следующее. 1. Основу трудового коллектива ООО «Гамма-Телеком» составляют работники со стажем в компании от 1 года до 3 лет. Почти столько же работают в компании менее года; 2. Основной контингент персонала составляют рабочие; 3. Большинство сотрудников своей работой довольны; 4. 80% работников не считают себя конфликтным человеком, что не является объективной оценкой; 5. Сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рабочих считают, что не находят затруднений во взаимопонимании с коллегами по работе. И наоборот, руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают подобные затруднения; 6. В большинстве случаев конфликты на предприятии случаются раз-два в неделю, что является довольно частым показателем; 7. Почти 90% работников уверены, что существуют работники, не исполняющие свои обязанности, или выполняющие чужие задания. Это свидетельствует о незнании сотрудниками своих должностных обязанностей. Однако, поскольку 70% сотрудников довольны своей работой, следовательно, они знают свои обязанности и обязанности коллег, однако эти обязанности не согласованы между собой; 8. За последние два года число конфликтов в ООО «Гамма-Телеком» возрастает на 12-13% ежегодно. Следует также отметить, что большинство конфликтов, возникших на предприятии, сопровождается стрессами. Таким образом, можно считать, что важной причиной сложившейся ситуации, связанной с ухудшением показателей работы на предприятии, можно считать рост числа конфликтов и стрессов на предприятии, обусловленный нечетким разграничением полномочий руководящих работников, и, как следствие — неполная отдача от подчиненных. Список использованной литературы 1. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. — М.: Дело и сервис, 2011 2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В.И. Стражева. — Мн.: Выш. шк.,2012. 3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2012. 4. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2013. 5. Горемыкин В.А. Управление конфликтами и стрессами. — М.: Ось-89, 2012. 6. Гришилов А.А. Как принять наилучшие решения в реальных условиях. — М.: Радио и связь, 2003. 7. Ефимова О.В. Менеджмент предприятия. — М.: Бухгалтерский учет, 2012. 8. Журлов А.Н., Ковбасюк М.Р. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. — Киев, 2012. 9. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. — М.: Финансы и статистика, 2010. 10. Козлов А.А. К вопросу управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 8- с. 12. 11. Любушин М.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 12. Методика управленческого анализа промышленного предприятия (объединения)./ Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. — М.: Менеджмент, 2013. 13. Михайлов Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань, 2012. 14. Одегов Ю. и др. Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект).

— М.: Финансы и статистика, 2010. 15. Основы управления персоналом / Под. ред. Б. Генкина. — М.: Формика, 2012. 16. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Конфликты: психологические и социальные — М.: Издательство Приор, 2012. 17. Ришар Жак. Психологические проблемы разрешения трудовых конфликтов -М.: Аудит. ЮНИТИ, 2012. 18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2012. 19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. — М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2012. — 224 с. 20. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика управленческого анализа. — М.: Инфра — М, 2012. 21. Эддоуз М., Р. Стэнсфилд. Методы принятия решений /Под ред. И.И. Елисеевой — М.: Аудит; ЮНИТИ, 2000. — 254 с. 22. Экономика предпринимательства /Под ред. Е.Г.Лиманова. — М.: Статистика, 2011. 23. Экономика труда. / Под. ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2013. 24. Богомолов Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров России // Проблемы теории и практики управления. — 2012. № 2.

Приложение 1

Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям, Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (я активно отстаиваю собственную позицию)

4

4

3

4

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

3

1

4

3

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

5

5

2

5

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

2

2

5

1

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

1

3

1

2

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс — 2; Уход — 3; Настойчивость — 4; Сотрудничество — 1; Приспособление — 5.

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Приложение 2

АНКЕТА

1. Довольны ли Вы своей работой?

o Да

Нет

2. Считаете ли Вы себя конфликтным человеком?

o Да

o Нет

3. Легко ли Вы находите общий язык с коллегами?

o Чаще да

o Чаще нет

o Всегда нахожу

o Постоянно натыкаюсь на стену непонимания

4. Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций?

o Часто

o Редко

o Без меня не обходится

o Моя хата с краю

5. Как часто происходят конфликты?

o Каждый день

o Раз в неделю

o Два раза в месяц

o Реже

6. Что чаще всего является причиной трудовых конфликтов с Вашим участием?

o Личная неприязнь

o Невыполнение своих обязанностей другим работником

o Выполнение работником чужих обязанностей

o Неэффективный труд коллег

7. Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании?

o Чаще да

o Чаще нет

8. Что бы Вы хотели изменить в компании:

o Систему вознаграждений за труд

o Распределение полномочий и ответственности

o Систему управления в целом

o Используемые технику и технологии

o Другое____________________________________________

9. Считаете ли Вы такое анкетирование полезным?

o Да

o Нет

Спасибо!

Размещено на Allbest.ur