МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра Психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе студента
По дисциплине
Общая психология
Модуль 6. Психология памяти, внимания, воображения
Направление подготовки: 030300 – Психология
Профиль подготовки: 030300.62 Психология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная
Тула 2011
ЛИСТ согласования
Методические указания к самостоятельной работе составлены доцентом кафедры психологии ТулГУ М.В.Клементьевой и обсуждены на заседании кафедры психологии гуманитарного факультета
протокол № 9 от «12» мая 2011 года
Зав. кафедрой ____________________ Е.Е.Сапогова
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой психологии _______________ Е.Е.Сапогова ___________
личная подпись дата
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………… | |
Тематика и основное содержание заданий самостоятельной работы ……… … | |
Список литературы для самостоятельной работы …….………………….. … | |
Основные требования к усвоению материала и порядок оценивания ………….. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к самостоятельной работе предназначены для студентов 3 курса направления 030300 и позволяют самостоятельно освоить практический материал дисциплины «Общая психология».
Методические указания содержат тематику, основное содержание заданий самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.
Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.
Цель выполнения самостоятельной работы – сформировать теоретические основы изучения памяти, внимания и воображения в психологической науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, движущих сил развития памяти, внимания и воображения в онтогенезе
Задачи выполнения самостоятельной работы:
— выработать знания, умения и навыки самостоятельного анализа, аргументации и интерпретации основных теоретико-методологических положений общей психологии о сущности психических явлений;
— задать логическую систему научных категорий и понятий, с помощью которых в психологии описываются психические процессы и явления памяти, внимания и воображения, выстроить логические связи между понятиями;
— сформировать представление о феноменах психических процессов и явлений памяти, внимания и воображения, ознакомить студентов с основными закономерностями и спецификой их проявления
Тематика и основное содержание заданий
самостоятельной работы
самостоятельная работа предполагает следующие виды работ:
Задание 1. Самостоятельное изучение следующих тем:
— Память и научение: коннекционистский подход к исследованию памяти
— Философский анализ памяти А. Бергсона
— Культурно-историческое направление психологии памяти
— Кодирование информации в долговременной памяти
— Мнемотехника: характеристика и виды
— Теории забывания в информационном подходе
— Психоаналитическая трактовка феноменов забывания
— Характеристика возрастных изменений мнемических процессов
— Проблема внимания в гештальтпсихологии
— Обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры экспериментальных исследований
— Развитие методов и приёмов экспериментального изучения и диагностики внимания в прикладных психологических дисциплинах
— . Воспитание и внимание
—Развитие воображения
На основе изученных тем студент составляет опорную схему «Развитие памяти, внимания и воображения в онтогенезе» – графической, аналитической, системной и т.д. (1 страница формата А2).
Лист делится вертикально на три равные части (память, внимание, воображение), в графах горизонтально представлены возрасты индивидуального развития человека. Задача: показать генезис и динамику развития памяти, внимания и воображения человека от возникновения функции в структуре психики до ее распада. Необходимо графически, схематически, иллюстративно описать каждый этап развития, используя символы, рисунки, иллюстрации, фотографии и т.п., словесную метафору, подобрать фрагменты художественных и научных текстов, а также собственную краткую характеристику. Все материалы совокупно должны создавать единую картину.
ЗАДАНИЕ 2. Составление опорных конспектов по теоретическому содержанию 1-11 разделов модуля:
— «Психология памяти»;
— «Психология внимания»;
— «Психология воображения»;
По каждой тем студент представляет конспект в форме опорной схемы на тетрадном развороте с указанием основных теоретических тезисов раздела (не менее 10); 2) глоссария.
Опорные схемы конструируются, используя принципы построения «MIND MAP».
Основные принципы создания «карты»:
1) начинать нужно с центра листа, использовать не менее 3 цветов, рисуя центральный образ-символ темы;
2) затем нарисовать несколько ответвлений, на концах которых написать основные идеи рассматриваемой проблемы;
3) все линии должны быть соединены через центральный образ: чем ближе к нему, тем линии толще;
4) нарисуйте тонкие линии, расходящиеся от основных идей, и напишите данные, свидетельствующие в пользу ваших идей и положений;
5) старайтесь иллюстрировать символами и образами каждый блок текстовой информации;
6) придумайте свой собственный код (шрифт, цвет);
7) для каждой идеи используйте свою линию такой же длины как слово/образ;
8) выделяете ключевые моменты и показывайте связи;
9) завершите карту, сделав ее максимально эстетически выразительной.
ЗАДАНИЕ 3. Конспектирование научных работ.На основе самостоятельного изучения 3 из перечисленных ниже научных работ составить опорные конспекты в форме компиляции наиболее значимых, с точки зрения студента, цитат (извлечений, отрывков) из текста и собственных комментариев студента. В комментариях нужно отразить собственное (оригинальное, подлинное) понимание научного текста; интерпретацию (объяснение) наиболее важных, с точки зрения самого студента, отрывков текста; возникшие в ходе знакомства с научным текстом, новые размышления о прочитанном, о действительности, о себе и т.п. При составлении конспекта важно выделить те моменты, которые стали понятными после прочтения текста, а также те, которые содержат информацию о ранее неизвестных студенту явлениях.
Конспект оформляется в форме таблицы из двух граф (1 графа – «отрывки из текста», 2 графа – «комментарии») или в форме опосредованного диалога с автором, где последовательное чередование цитат из текста с последующим комментарием студента оформляется с использованием разных шрифтов.
Список научных работ (студент выбирает по одной работе из каждого блока):
1 блок
1) Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций. // История развития высших психических функций. // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004, — С. 454-470.
2) Норман Д. Семантические сети. Схемы: пакеты знаний. Схемы, сценарии и прототипы. Мысленные образы. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2002, С. 350 – 370.
3) Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Проблема развития и распада высших психических функций. // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004, — С. 582-594. (или Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2002, С.616-625)
4) Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2002, С.420-436
2 блок
5) Ланге Н.Н. Исторический очерк теорий внимания. Биологическое определение и разновидности внимания. Первичный эффект волевого внимания. Колебания внимания. Роль движения в процессе волевого внимания. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С.373 -420;
6) Найссер У. Внимание и проблема емкости. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 650 – 671;
7) Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С.467-506;
8) Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 534-542; 5)
9) Келер В., Адамс П. Восприятие и внимание. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 436 – 453.
10) Вунд В. Фантазия как основа искусства. Пер. Зандера Л.А. Издание т-ва М.О. Вольфа. 1914
3 блок
11) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: СОЮЗ, 1997, 96с.;
12) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996 (или Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии, 1967. — № 1;
13) Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. — № 3. – С.3-42;
14) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. – 1990. — № 3.;
15) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997, — С.3 – 53
16) Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140
17) Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок.кн.изд-во, 1993, — С.172 -215
При составлении конспекта научной работы необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):
ü область и предмет исследований автора;
ü философские и методологические положения, принимаемые автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.);
ü авторская характеристика научной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития психологии);
ü обзоры исследований, содержащиеся в данной работе;
ü выводы автора;
ü цели работы, поставленные автором;
ü положения автора, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, положения, с которыми автор не согласен;
ü оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование;.
ü к какой психологической школе принадлежит автора и как он относится к другим к школам психологической мысли;
ü в чем сущность исследовательского подхода автора?
ü какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
ü что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?
ü какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?
Рекомендации по подготовке к чтению и конспектированию научных работ
1. Начните с беглого просмотра содержания, названий разделов, рисунков и подписей к ним; при этом подумайте, что вам, на первый взгляд, кажется интересным.
2. Затем распланируйте свое время: когда, т.е. в какие дни, и сколько времени (не менее часа) в данный день вы можете посвятить изучению данной работы. Неоткладывайте чтение на последние дни периода сдачи!
3. Читайте всю работу последовательно, не пропуская вводные материалы примечания. При этом отмечайте места:
(а) в которых вы находите ответы на вопросы;
(б) с материалом, прямо или косвенно связанным с другими учебными предметами и с вашей курсовой работой;
(в) которые у вас вызывают вопросы, недоумения и/или несогласие;
(г) которые у вас вызывают особенный интерес и/или собственные мысли, запишите их.
Выделенные места – «цитаты» – внесите в таблицу, в графу 2.
4. Перечитайте отобранные места и в своих конспектах кратко, своими словами, запишите ответы («комментарий») на вопросы (в графу 3 таблицы)
СПИСОК литературы для самостоятельной работы
Основная
1. Общая психология : учебник для вузов:в 7 т. Т.1. Соколова Е.Е.Введение в психологию .— М. : Академия, 2008 (2005).
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии : учеб.пособие для вузов — М.[и др.] : Питер, 2006 (2004).— 320с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : учеб.пособие для вузов.— М.[и др.] : Питер, 2006 .— 713с.
Дополнительная
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 тт: – М.: Смысл, 2006. — 448с
2. Гостев А.А. Психология вторичного образа. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 512с.
3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – Спб.: Питер, 2010. – 320с.
4. Когнитивная психология памяти / Под ред. У.Найссера. – М.:Прайм-Еврознак, 2005. – 640с.
5. Общая психология. В 7-ми томах. Том 3. Память. – М: Академия, 2006. – 320с.
6. Общая психология. В 7-ми томах. Том 4. Внимание. – М: Академия, 2006. – 320с.
7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005. – 858с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб: Питер, 2009. – 720с.
9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб: Питер, 2006. – 592с.
10. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. — М.: Изд-во МГУ, 1985. – 80с.
11. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М: Прогресс,1980. – 528с.
12. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений. – М.: Универс-групп, 2005. – 120 с.
13. Адам Д. Восприятие, сознание, память. – М.:Мир, 1983. – 152с.
14. Альтшуллер Г.С. ТРИЗ — значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В // Правила игры без правил. Петрозаводск, 1989.
15. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб:Питер, 2009. – 688с.
16. Беддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. – М: Эксмо-Пресс, 2001. – 320с.
17. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. – М.: Харвест, 2001. – 1408с.
18. Блонский П.П. Память и мышление. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
19. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество. — М.: Наука, 1969. – 231с.
20. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: МПСИ, 2003. – 408с.
21. Веккер Л.М. Психика и реальность. Едина теория психических процессов. – М.:Смысл, 2000. – 688с.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96с.
23. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – С. 208 – 375, С. 418 — 470.
24. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций. Лекции по психологии. // Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – С. 582 – 595, С. 636 —653.
25. Гальперин П.Я., Кабыльниицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, — 102 с.
26. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В.Запорожца и др. М., 1983.
27. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.
28. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М., 1988.
29. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
30. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В.Психологический практикум «Внимание». – Омск:ОмГУ, 2003. – 64с.
31. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В.Психологический практикум «Память». – Омск: ОмГУ, 2003. – 124с.
32. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Смол.гос.пед.ин-т, 1974. —154с.
33. Дьяченко О.М. Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника. – В кн: Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. Л.А.Вергера. — М: Интор, 1996. С.78-97.
34. Дьяченко О.М., Кириллова И.О. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. – 1980. – № 2
35. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. – 96 с.
36. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. — 1999. — № 3.
37. Исследования памяти/ Под ред. Н.Н.Корж. — М.: Наука, 1989. – 216с.
38. Йейтс Ф. Искусство памяти. — СПб.: Университетская книга, 1997
39. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии. 1993. – 1993. — №2.
40. Зинченко В.П. Величковский Б.М. Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980.
41. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: МОДЭК, 1996. – 544с.
42. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., Питер, 2002. – 320 с.
43. Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. — № 3. – С.3-42
44. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. — М.: Мир, 1979. – 320с.
45. Клементьева М.В. Автобиографическая память. Память детства. – Тула: Издательство ТулГУ, 2008. – 62с.
46. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. — М.: Мысль, 1984. — 190 с.
47. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. — М.: Изд-во МГУ, 1989.—182 с.
48. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
49. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. – 1990. — № 3.
50. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
51. Лебедев В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. — М.: Ин-т Психотерапии, 2002. — 229 с.
52. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М.: Мир, 1979.
53. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Academia: 2004. – 352с..
54. Лорейн Г. СуперПамять. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 383 с.
55. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. — М.: Педагогика, 1974.
56. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Эйдос, 1994 — 96с.
57. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.- 255с.
58. Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. — М.: AD&T, 2002. — 304 с.
59. Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. — М.: Мир, 1985. — 159 с..
60. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: Смысл, 2000. – 320с.
61. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск: Изд-во Университетское, 1984. – 176 с.
62. Психология высших когнитивных процессов./ Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.: ИП РАН, 2004. – 304с.
63. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2000. – 816с.
64. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского в детском художественном творчестве. //Вопросы психологии. – 1997. — №1.
65. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, А.и. Булычевой. – М., 1996.
66. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. – 318 с.
67. Рибо Т.Эволюция общих идей. – М.:ЛКИ, 2007. – 224с.
68. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. – 2 Изд. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.
69. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М.: ЛКИ, 2007. – 192с.
70. Розов А.И. Фантазия и творчество. К постановке вопроса // Вопр.философии. 1966. — № 9. – 112-116
71. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок.кн.изд-во, 1993, — С.172 -215
72. Сергеев Б.Тайны памяти. – М.: Северо-Запад, 2006. – 304с.
73. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. – М.: Либроком, 2009. – 130с.
74. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. — М.: Наука, 1966. – 422с.
75. Смол Г. Библия памяти. – М.: АСТ, 2007. – 320с.
76. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998.
77. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари, Ростов-на-Дону, 1992.
78. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.- 256с.
79. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
80. Узнадзе Д.Н. Общая психология. — М.: Смысл, 2004. – 413с.
81. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. – М.: Ин-т Философии РАН, 1994. – 215с.
82. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.:Питер, 1999.
83. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
84. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 224 с.
85. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология.: М. Прогресс, 1973. Вып. 4.
86. Херманн Д. Язык памяти. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 256 с.
87. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг — М.: Мир, 1988.
88. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. — М.: Прогресс, 1986. — 308 с.
89. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
90. Шадриков В.Д. Менатльное развитие человека. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 288с.
91. Шильник Л. Между ушами. Феномены мышления, интуиции и памяти. – М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 336с.
92. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. — М.: Академический проект, 2007. – 303с.
Основные требования к усвоению материала и
порядок оценивания
Общие требования к освоению материала по модулю «Психология памяти, внимания, воображения» дисциплины «Общая психология» обусловлены целями и задачами преподавания курса.
Студент должен продемонстрировать на экзамене
знаниеправил организации методики психодиагностики развития памяти, внимания, воображения и их последующую математико-статистическую обработку данных и их интерпретаций; природы памяти, основные факты и закономерности психологии памяти, виды памяти, процессы и механизмы памяти, аномалии памяти, принципы организации памяти; природу внимания, его виды и свойства; природу воображения, его связь с действительностью и эмоциями, механизмы, виды и функции воображения и фантазии); правила организации программ и методик развития и тренировки памяти, внимания и воображения, а также программ, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; теоретические и экспериментальные основы исследования памяти, внимания и воображения;
умениеприменять стандартные программы, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; применять психодиагностические методики развития памяти, внимания, воображения ситуации, адекватных контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования памяти, внимания и воображения в норме и психологических отклонениях; определять специфику функционирования памяти, внимания и воображения человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; пользоваться и понятиями о психологических феноменах памяти, внимания, воображения, категориях и методах психологии памяти, внимания, воображения; применять полученные знания в анализе психологических теорий, существующих в отечественной и зарубежной науке; выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке; устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии;
владениеприемами выбора стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; критериями выбора психодиагностических методик развития памяти, внимания, воображения, адекватных контингенту респондентов с последующей математической обработкой; методами и методиками психологической диагностики уровня развития памяти, внимания, воображения в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; основными приемами профилактики и коррекции развития памяти, внимания и воображения, а также критериями выбора психокоррекционных методик развития памяти, внимания, воображения; навыками приобретения новых научных знаний, использования форм самообразования в области психологии внимания, памяти и воображения.
Студент допускается к экзамену при условии полного выполнения учебного плана.
Общее количество баллов за текущую аттестацию – 60, из которых, за каждое выполненное задание:
за каждую опорную схему студент получает по 3 балла,
за конспекты научных работ – 6 баллов.